Биографии Характеристики Анализ

Средства к использованию интерактивного оборудования. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности - документ

К настоящему времени в мире известно о тридцати проектах сооружения новых заводов по сжижению природного газа и семи проектах по расширению мощности существующих предприятий. Суммарно они охватывают около 350 млрд м3 (248 млн тонн) СПГ, которые могут появиться на мировом рынке к 2010 году. И это помимо уже действующих контрактов объемом 178 млрд м3.

Будущее, по оценкам аналитиков, именно за СПГ. Уже сегодня это одна из наиболее активно развивающихся отраслей в энергетике: если мировое потребление обычного газа растет на 2,4% в год, то СПГ - на 10% в год. К 2020 году его доля составит около 35% в мировой торговле газом, а к 2030 году может превысить 60%.

Производство СПГ в мире стимулируется, прежде всего, необходимостью транспортировки топлива в страны, занимающие невыгодное географическое положение с точки зрения экспортера. По мере увеличения дальности перевозки, дешевле становится перевозить газ танкерами, а не перекачивать его по магистральному трубопроводу. Сжижение природного газа увеличивает его плотность в сотни раз, что сокращает объем при транспортировке и хранении. Кроме того, доставка природного газа в виде СПГ позволяет уйти от проблем, связанных с транзитом и переговорами по транспортным маршрутам.

России с ее амбициозными планами вряд ли в ближайшее время удастся составить сильную конкуренцию "старожилам" рынка СПГ. В настоящее время 44% мирового экспорта этого вида топлива производится в азиатских странах. Африка по этому показателю занимает второе место в мире: ее доля составляет 25%, у стран Среднего Востока - 21%, Австралии - 6% и Америки - 4%. Ведущие мировые поставщики СПГ - Катар, Индонезия, Малайзия, Алжир и Тринидад и Тобаго. По прогнозам специалистов, к 2015 году Индонезию и Алжир на втором и третьем месте сменят наращивающие темпы производства СПГ Нигерия и Австралия.

А вот самый крупный экспортер СПГ в мире - Катар, скорее всего, лишь закрепит за собой лидерство на этом рынке. Так, в начале апреля катарская государственная компания Qatargas запустила первую производственную линию самого большого в мире завода по сжижению газа. Топливо с завода Qatargas-2, на строительство которого ушло около 13 млрд долларов США, будет поставляться в основном в Великобританию. Объемы производства нового катарского предприятия должны составить 15,6 млн тонн сжиженного газа в год.

На этом руководство страны останавливаться не собирается. На конец следующего года запланирован пуск еще двух проектов - Qatargas-3 и Qatargas-4. Ежегодная мощность каждого из них - около 7,8 млн тонн голубого топлива, основная масса которого пойдет в США и Европу. В целом Катар планирует к 2012 году увеличить производство СПГ с текущих 31 миллиона до 77 млн тонн. Руководство Qatargas пытается превратить компанию из регионального в глобального поставщика газа, охватив рынки стран Европы и Северной Америки, а также расширив список своих азиатских клиентов.

Новый завод мощностью 10,49 млрд кубометров должен открыться и в Индонезии, другом ведущем мировом поставщике СПГ. Первые поставки топлива потребителям в Китае и США запланированы на июнь. В середине апреля в число производителей сжиженного газа должен войти и Йемен, где будет запущен завод проектной мощностью 9,25 млрд кубометров в год.

Топ-экспортером СПГ стремится стать и Иран, на территории которого расположено одно из крупнейших газовых месторождений в мире - Южный Парс. Переговоры по его разработке и строительству завода по сжижению газа уже в течение нескольких лет ведет французская компания Total. Изначально запуск проекта Pars LNG планировался на начало 2006 года. Однако на пути развития производства СПГ в Иране стоят политические проблемы, связанные с ядерной программой страны. Санкции США лишают Иран возможности пользоваться новейшими технологиями западных компаний, столь важными для процедуры сжижения газа.

Впрочем, пока производством СПГ Иран занимается самостоятельно. Не так давно страна подписала договор с Индией о поставках иранского сжиженного газа в течение будущих 25 лет. Планируется, что ежегодно Дели будет получать от Тегерана около 5 млн тонн сжиженного топлива.

Самый активный потребитель СПГ сегодня - это Япония. Страна закупает до 85% природного газа в сжиженном состоянии. Среди других ведущих импортеров - Южная Корея, Испания и США.

В Америке доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 25%. В течение ближайших 20 лет потребление природного газа в США будет ежегодно расти на 1,5%. При этом собственная добыча в стране падает. К 2010 году Штаты планируют закупать около 42 млн тонн СПГ, а еще через десять лет - уже около 85 млн тонн.

Российский газовый гигант не может оставаться в стороне от открывающихся перспектив по завоеванию американского рынка и в течение нескольких лет ведет борьбу за получение на нем своей доли.

Еще в мае 2008 года дочерняя структура "Газпрома" Gazprom Marketing and Trading USA законтрактовала 100% мощностей проектируемого терминала по приему СПГ Rabaska в Канаде для поставок газа, производимого в рамках осуществления штокмановского проекта. Через канадскую границу можно будет осуществлять поставки непосредственно в США. Участие компании в регазификационном терминале Rabaska стало первыми крупными инвестициями "Газпрома" в Америке.

В ближайшее время инвестициям в проекты СПГ, по оценкам специалистов, может помешать глобальный экономический кризис. Аналитики британской компании Wood Mackenzie, занимающейся исследованиями и консультированием в области энергетики, считают, что мировое предложение газа в сжиженном виде будет в течение будущих двух-трех лет превышать спрос на него. Увеличение производства СПГ за счет запуска проектов в России и Катаре в сочетании с экономическим кризисом только ухудшат положение на рынке. Однако уже к 2013-15 гг. ситуация в корне поменяется: мировое предложение СПГ будет снова существенно отставать от спроса на него. Независимый консультант в сфере энергетики Энди Флауэр предсказывает к 2020 году дефицит в 120 млн тонн.

Пересмотр "Газпромом" стратегии развития технологий по сжижению газа в свете таких перспектив вполне понятен и обоснован. К 2030 году, по планам компании, Россия намерена ежегодно поставлять на рынок около 90 млн тонн газа в сжиженном виде. Однако в общем объеме поставок российского голубого топлива это составит максимум 20%. Для России производство СПГ вряд ли станет полной альтернативой трубопроводной сети. Дело в том, что производство СПГ при всех его преимуществах перед газом "из трубы" - довольно дорогое и требует колоссальных затрат на инфраструктуру: необходимо строительство заводов, терминалов, танкеров-газовозов. Окупиться такие проекты могут минимум через 10-15 лет при поставках произведенного газа на дальние расстояния.

Поставлять такой газ в соседнюю Западную Европу экономически не выгодно. В то же время реализация проектов по сжижению газа могут стать прекрасной возможностью для дальнейшей экспансии "Газпрома" в мире и "захвата" новых территорий, таких как рынки Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Впрочем, невероятные перспективы в них видятся не только из России. Наряду с Москвой увеличивают инвестиции в производство СПГ и в Дохе, Джакарте и Куала-Лумпу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА (НИУ) ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики нефтяной и газовой промышленности

Курсовая работа

на тему: «Характеристика и проблемы развития внутреннего рынка газа»

Выполнила:

Дарьина Анна

Проверил:

Профессор, к.э.н., доцент

Шпаков Владимир Александрович

Москва, 2016

Введение

газ монополия природный

Нефтегазовый сектор Российской Федерации, являясь ключевым в экономике нашей страны и обеспечивая более 45% доходов государственного бюджета ежегодно, выступает одной из наиболее привлекательных площадок для формирования монопольной власти.

В современных условиях для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком и сосредоточение власти в своих руках, поэтому неизменно существует тенденция к монополизации рынка. Однако это неизбежно ведёт к нерациональному использованию производственных мощностей и, как результат, к снижению эффективности всей рыночной системы. В первую очередь, это возможность устанавливать неоправданно высокие цены на товары, недостаточное производство товаров, ухудшение качества продукции, застой технологического развития, неэффективное распределение ресурсов между предприятиями и отраслями и т.д. Именно этим обусловлено существование такого направления экономической политики государства, как антимонопольное.

Общеизвестным является тот факт, что, несмотря на очевидные недостатки подобной системы, российский рынок природного газа является монополизированным: доля ПАО «Газпром» на рынке, например, в 2011 г. составила 76%, в 2012 г. - 73%, в 2013 г. - 72%, в 2014 - 72%, в 2015 - 72%. Монополизация и является основополагающей чертой газового рынка нашей страны. Как видно по приведенным данным, удельный вес Газпрома постепенно снижается, однако темпы не столь высоки, чтобы сложившаяся уже давно ситуация изменилась кардинально.

Основной целью моей работы будет выявление особенностей функционирования и развития рынка газа в Российской Федерации. В связи с этим особое внимание будет уделено формированию и функционированию естественных монополий. Кроме того, будут проанализированы возможности реформации и либерализации в этой отрасли.

Глава 1. Теоретические основы монополизации рынка

1.1 Возникновение, сущность и характерные черты монополий

В первой главе своей работы я рассмотрю основные теоретические аспекты появления и существования монополий на рынке.

Итак, монополия представляет собой отдельное крупное предприятие или объединение нескольких предприятий, являющееся единственным производителем той или иной продукции. Благодаря этому они завоевывают доминирующее положение на рынке, получают возможность влиять на ценообразование и других участников рынка, навязывая им свои условия, а также достигают более высоких, монопольных прибылей. На подобном рынке, где предложение обеспечивает лишь один производитель, цены будут необоснованно высокими, а выпуск продукции, напротив, низким .

Однако, исходя из экономического опыта, можно сказать, что монополии, захватив власть в какой-либо отрасли, со временем теряют темпы развития и роста эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупного производства не являются постоянными и абсолютными, а приносят увеличение финансовых результатов деятельности лишь до определенного момента времени.

Выделяют три основные причины возникновения монополий . Во-первых, это ситуация, когда лишь одна фирма обладает доступом и контролирует те или иные виды ресурсов. Во-вторых, государственное ограничение, когда только одному предприятию государством предоставляется исключительное право на производство определенного товара. Наконец, в-третьих, выделяют так называемые естественные монополии, когда производство товара одной фирмой гораздо выгоднее чем двумя или тремя. Так, в российской экономике этот фактор является наиболее весомым и значимым.

Кроме того, при характеристике монополий необходимо владеть таким понятием, как барьеры для входа в отрасль . Они возникают вследствие того, что стать монополистом достаточно сложно, а удержать это положение еще сложнее. Другими словами, это определенные преграды для входа на рынок дополнительных производителей той же продукции. Барьеры могут носить юридический, экономический или естественный характер. Не является исключением в этом отношении и нефтегазовый сектор экономики: в РФ практически весь рынок углеводородов находится в руках крупных вертикально-интегрированных компаний, которые обеспечивают выполнение всех операций нефтегазовой цепочки, от геологоразведки до переработки и сбыта. Соответственно, существуют определенные преграды для входа в отрасль независимых производителей. Зачастую это ведет к негативным последствиям, например, таким, как угроза кризиса производства, нерационального использования ресурсов, негативных последствий социально-экономического характера и др.

Таким образом, основные черты монополий следующие: доминирующее положение на рынке, контроль цен и объема предложения, уникальность производимой продукции, наличие входных барьеров.

1.2 Виды монополий

Существуют три основных типа монополии, которые соответствуют причинам возникновения этих экономических образований: естественная, административная и экономическая .

Административная монополия образуется вследствие деятельности государственных органов. Выделяют два варианта развития событий: либо предоставление какой-либо организации исключительного права на производство продукции, либо государственные объединения организаций, подчиняющиеся различным министерствам. Наиболее яркий пример такой монополизации - это экономика Советского Союза, основанная на государственной собственности на все средства производства.

Экономическая монополия наиболее распространена в мировой экономике. Здесь также наблюдается два основных пути: во-первых, наращивание масштабов отдельного предприятия и его успешное развитие, а во-вторых, централизация капиталов, т.е. добровольное объединение организаций или поглощении более слабых хозяйствующих субъектов. Именно так в экономике появляются различные организационные объединения, такие, как холдинги, тресты, картели, синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы.

Естественная монополия возникает, когда потребности в определенном товаре удовлетворяются одним предприятием с меньшими издержками, чем несколькими, когда конкуренция невозможна или нежелательна. Например, это такие отрасли, как связь, энергообеспечение, транспорт и т.д. Наиболее часто подобный вид монополии представлен единственным национальным предприятием. Другое название этого типа - технологическая - отражает важность технологических характеристик конкретных производств. Именно эта разновидность наиболее интересна в контексте моей работы: предприятия нефтегазового сектора экономики РФ, а, в частности, ПАО «Газпром», деятельность которого будет рассмотрена позже, подпадают именно под этот пункт.

Вопрос о необходимости деления и дробления естественных монополий сложен и неоднозначен. В большинстве случаев придерживаются мнения, что их существование объективно объяснено, однако не отрицает необходимости государственного контроля их деятельности. Подобная ситуация сложилась и в газовой отрасли нашей страны.

В современной науке выделяют другие типы монополий. Первая из них - монополия отдельного предприятия, достичь которой чрезвычайно сложно. Вторая - монополия как соглашение - аналогична объединению нескольких организаций. И третья - монополия, основанная на дифференциации продукции. Необходимо заметить, что основание для классификации монополий осталось прежним, однако сами термины несколько видоизменились.

Итак, в данной главе был приведен необходимый теоретический базис для дальнейшего анализа сложившейся ситуации на рынке природного газа Российской Федерации.

Глава 2. Состояние рынка природного газа в РФ

В настоящее время газовая отрасль является основополагающим элементом национальной экономики России. Это наиболее молодая и динамично развивающаяся составная часть топливно-энергетического комплекса. Природный газ широко применяется как топливо в промышленности и в быту, а также в качестве сырья для химической промышленности. Приведем некоторые статистические данные, подтверждающие абсолютную достоверность данного тезиса.

Российская Федерация обладает почти третью мировых запасов природного газа (около 49 трлн. кубометров). Доля газа в топливно-энергетическом балансе составляет около 50%, при этом это 8% от структуры ВВП и около 20% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок. Кроме того, газовая промышленность обеспечивает около 25% налоговых поступлений в государственный бюджет.

Что касается сырьевой базы газовой промышленности РФ, то ресурсы составляют около 236 трлн. кубометров, 31 из которых приходится на шельфовые месторождения . Из них предварительно оцененные запасы категории С2 - 14,2 трлн. кубометров, а прогнозные ресурсы категории С3+D, требующие подтверждения геологоразведочными работами, - 162,8. Таким образом, количество доказанных запасов составляет около 49 трлн. кубических метров природного газа. Благоприятной особенностью ресурсной базы выступает ее высокая концентрация: более 94% ресурсов находится в уникальных крупных и средних месторождениях (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное, Оренбургское).

Спецификой функционирования газовой отрасли в нашей стране, как уже не раз было отмечено в 1 главе, является монополия ПАО «Газпром» на данном рынке. Именно эта компания обеспечивает около 85% общей добычи газа, его дальнейшую переработку, транспортировку по собственной сети магистральных и распределительных газопроводов, дальнейшую реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Газпром является регулируемым сегментом рассматриваемого рынка и занимает на нем доминирующее положение. Кроме того, самостоятельно в РФ действуют независимые газодобывающие компании, ВИНК, распространившие свою деятельность и на газовый сегмент, а также операторы, работающие на основании заключения соглашений о разделе продукции. Все они составляют так называемый нерегулируемый сегмент рынка. При его анализе особенно большое внимание следует уделить нефтяной компании ПАО «Роснефть» и ведущему независимому производителю газа ПАО «Новатэк».

Что касается структуры участников газовой отрасли в нашей стране, то на начало 2014 года соотношение сил было следующим: добычу природного и попутного нефтяного газа (ПНГ) осуществляют 258 добывающих предприятий, в том числе 97 входят в структуру нефтяных ВИНК, 16 предприятий принадлежит группе Газпром, 2 предприятия - НОВАТЭК, 140 являются независимыми добывающими компаниями и 3 предприятия -- операторы СРП . Именно эти субъекты рынка и обеспечивают совокупный объем предложения природного газа на внутреннем рынке РФ.

Газовая отрасль промышленности, как и любая другая, в своей деятельности опирается на определенные нормативно-правовые акты. Так, институциональную базу для функционирования этого сегмента ТЭК составляют следующие документы:

Постановление Правительства РФ №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года;

Постановление Правительства РФ №1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года;

Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» №333 от 28 мая 2007 года и №1205 от 31 декабря 2010 г.

Вследствие монополизации рынка природного газа в России встает проблема ценообразования. В соответствии с действующими на территории РФ законами Газпром реализует газ внутренним потребителям по ценам, регулируемым государством. Оптовые цены на газ устанавливаются Правительством РФ и утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) исходя из фактора удаленности потребителей от районов добычи газа и категорий конкретных потребителей. В частности, этот государственный орган определяет поправочные коэффициенты для дифференциации цены на газ по регионам. Розничные цены на газ для населения, в свою очередь, устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.

Ситуация, сложившаяся в ценообразовании на природный газ, и тотальные неплатежи (которые являются основной проблемой российской газовой промышленности из-за отсутствия эффективных рычагов принуждения потребителей платить по счетам) несомненно приводят к искажению топливно-энергетического баланса страны, дефициту газа и ослаблению устойчивого развития Единой системы газоснабжения.

В основном же государственное регулирование цен на природный газ состоит в сдерживании их роста, что в настоящее время и привело к значительно возросшей доле газа в топливно-энергетическом балансе страны и снижению доли других источников энергии (угля, альтернативных ресурсов и т.д.). В таблице 1 представлен средний уровень цен на газ в России в 2011-2015 гг. двух участников газового рынка - монополии Газпром и независимого производителя Новатэк .

На основании приведенных в ней статистических данных, можно утверждать, что Газпром, будучи государственной монополией, устанавливает высокие по сравнению с независимыми производителями (в данном случае, компанией Новатэк) цены на газ. Так, за последнее пятилетие цены Новотэка для конечных потребителей были стабильно ниже цен Газпрома на 3-4 процента, а средневзвешенные цены - от разницы в 6% в 2013 г. до 24% в 2011 г.

Таблица 1 Средняя цена реализации газа в России (руб./1000м3)

Однако, несмотря на эти показатели, внутренний рынок долго оставался не самым привлекательным для Газпрома из-за низких для него цен на газ и, соответственно, низкой рентабельности продаж. В этом заключается некий парадокс функционирования газового монополиста: директивно установленные государством цены являются завышенными по сравнению с предложением газа другими российскими производителями и чрезвычайно низкими при их сопоставлении с ценами реализации газа заграницу.

На монопольную организацию Газпром законодательно возложена обязанность обеспечить стабильное и бесперебойное газоснабжение внутренних потребителей с одновременным выполнением условий по внешним контрактам и повышением рентабельности собственных продаж. Однако никуда не исчезает вопрос о невозможности эффективного функционирования рынка природного газа и газовой промышленности в целом в условиях сложившейся монополизации. Рассмотреть именно эту проблему, а также проанализировать возможности ее решения и будет моей задачей в последующих частях данной работы.

ПАО «Газпром» является одной из крупнейших в мире компаний, которая обеспечивает выполнение всех звеньев производственного цикла, т.е. является вертикально-интегрированной организацией. Его производственно-хозяйственная деятельность состоит из следующих составных частей: добыча газа, транспортировка газа, хранение газа в подземных хранилищах, переработка и реализация газа как на внутреннем рынке, так и на международной арене. По своей сути Газпром стал аналогом Министерства газовой промышленности СССР. Так, этот государственный орган в 1989 году был преобразован в Государственный газовый концерн «Газпром» (открытым акционерным обществом он станет лишь в 1992 году).

Уже к концу 1990-х гг. стала достаточно прозрачной необходимость реформирования структуры газовой отрасли России и Газпрома в частности. Приобретя в 1990х, в период трансформации всей экономической, социальной, правовой системы, статус рыночной, российская экономика в отношении газовой промышленности не продвинулась в этом направлении ни на шаг. До сих пор наблюдается чрезвычайно высокая доля влияния государства в делах компании, монополия Газпрома на рынке. Поэтому существовала объективно обоснованная необходимость для создания на рынке газа конкуренции, условия которой должны были быть равными для всех участников, и в том числе для Газпрома.

Итак, Газпром на сегодняшний день является как безоговорочным лидером отрасли в области добычи природного газа и формирования его предложения на рынке, так и полным монополистом относительно транспортировки газа по сети магистральных газопроводов. Так, компания обладает крупнейшей в мире газотранспортной системой, протяженность которой в 2013 г. составила 168,9 тыс. км . Основная задача предприятия в этой сфере - бесперебойная поставка газа потребителям на внутреннем рынке и за рубежом.

По объемам добычи газа «Газпром», на долю которого приходится 13% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. Итак, рассмотрим, какой объем газа ежегодно добывает ПАО «Газпром», и проанализируем динамику добычи за последние годы.

Таблица 2 Объем добычи газа в РФ в 2009-2013 гг.

На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы. Наибольший рост общей добычи газа в РФ наблюдался в 2010 г. и составил 68609,7 млн. м3 или 11,8% от уровня прошлого года. В то же самое время рост добычи ПАО «Газпром» в натуральном выражении также имеет положительное значение, однако темп прироста менее значим (10,2%), а его удельный вес, напротив, снизился на 1,1%. Далее ежегодные изменения не принимали существенных значений, добыча оставалась примерно на одном и том же уровне. В 2011 г. добыча Газпрома (в абсолютном значении) уменьшилась на 0,1%, в 2012 г. - еще на 5,2% и в 2013 г. еще на 1,1 процентных пункта. Аналогичную ситуацию можно увидеть и в ряде значений удельного веса компании в общей добыче. Таким образом, совершенно очевидно незначительное, но стабильное и постепенное снижение доли газового монополиста.

Вплоть до 2008 г. наблюдалось ежегодное постепенное наращивание объемов добычи, однако в 2009 г. произошло их обвальное падение, которое можно обосновать целым рядом факторов. В первую очередь, это снижение спроса на внутрироссийском рынке, а также некоторые чрезвычайные обстоятельства, затронувшие европейские рынки :

Во-первых, это глобальный мировой кризис, повлекший за собой повсеместное снижение спроса на газ;

Во-вторых, постепенное наращивание добычи сланцевого газа в США, что стало причиной частичной переориентации европейского рынка;

В-третьих, существенное наращивание мощностей по производству сжиженного природного газа, а также агрессивная политика его производителей (в первую очередь, Катара).

Перечисленные причины стали существенным стимулом для появления различных мнений по поводу возможности изменения монопольного характера рынка газа. Тенденция падения доли Газпрома в общем добыче продолжилась и по сей день. На рисунке 2 представлена ситуация, сложившаяся к 2013 г.

Рис. 1 Отраслевая структура добычи газа по группам компаний в 2013 г.

На основе представленной диаграммы можно сделать следующие выводы: в общей структуре производителей 71,3% добычи обеспечил Газпром (темп прироста составил -2,3% к 2012 г.), добыча ВИНК составила 11,4% (+0,6 процентного пункта к 2012 г.), независимых компаний -- 5,3% (+1,1 процентного пункта), НОВАТЭК -- 7,9% (+0,1 процентного пункта) и операторов СРП -- 4,1% (+0,1 процентного пункта к 2012 году). Необходимо заметить, что НОВАТЭК, хоть и выделен отдельным сегментом на диаграмме, все же относится к группе независимых производителей и уверенно в ней лидирует.

Выявим основные причины, ставшие стимулом к изменению в структуре численности поставщиков газа.

Что касается независимых производителей газа (например, НОВАТЭК, Нортгаз, Сибнефтегаз), то ускоренное увеличение их доли в общей добыче было обеспечено следующими факторами:

Оживление промышленности и экономики в целом повлекло за собой восстановление и увеличение спроса на внутреннем рынке, на что изначально и рассчитывают в своей деятельности независимые поставщики газа.

Освоение и эксплуатация подготовленной сырьевой базы. Так, например, стратегической целью НОВАТЭКа является обеспечение устойчивого и эффективного наращивания добычи углеводородов.

Некоторая степень либерализации условий доступа к Единой Системе Газоснабжения России (ЕСГ) .

Эффективный менеджмент организаций, гибкая система принятия производственных, финансовых и маркетинговых решений.

Вертикально интегрированные нефтяные компании, в свою очередь, также увеличили свой удельный вес в общей добыче газа в России . Если раньше, долгое время газ для них был лишь второстепенным продуктом, то теперь, когда он постепенно наращивает популярность по сравнению с «чёрным золотом», ВИНК постепенно пересматривают свои позиции по этому вопросу. Активнее всех, что очевидно, проявляют себя ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл». В рамках Роснефти сформирована специальная газовая стратегия, по которой газовый сегмент с каждым годом приобретает все большее значение для компании. Организация обладает значительными прогнозными и разведанными ресурсами благодаря приобретению за последние годы газовой компании «Итера», «ТНК-ВР», а также разведочным работам на Сахалине. Перспективы Лукойла в газовой отрасли, по мнению многих аналитиков, гораздо радужнее, чем в нефтяной: он собирается добывать 60-70 млрд. куб. м газа в год к 2020 г. (основной ресурсной базой являются месторождения Западной Сибири) .

Однако темпы наращивания вертикально интегрированными нефтяными компаниями добычи газа также значительно разнятся (рисунок 3). Так, в 2013 г. наибольший прирост показали такие компании, как Газпромнефть (31% к уровню прошлого года) и Башнефть (25% к уровню прошлого года). Вышеупомянутые Роснефть и Лукойл двигаются более медленными, но стабильными темпами: 5,8 и 7,7% соответственно. Сдал свои позиции Сургутнефтегаз (-1,6%).

Наконец, осталось выяснить, что повлияло на рост доли производства и, соответственно, предложения газа со стороны операторов СРП. На данный момент в нашей стране функционируют 2 обеспечивающих производство газа проекта на основе СРП: Сахалин-1 и Сахалин-2. Их динамичное развитие и успешное функционирование обеспечивается значимыми выгодами как для инвесторов проектов, так и для государства: стабильная и предсказуемая инвестиционная среда; объективность разделения доходов; гибкий учёт разработки месторождений; рост производства и занятости и т.д. Более того, в рамках Сахалина-2 в 2009 г. в России был построен первый завод по производству сжиженного природного газа, что еще больше повысило его прибыльность и привлекательность для операторов.

Однако, как уже было сказано, лидирующую позицию среди поставщиков природного газа на рынке РФ неизменно занимает его регулируемый сегмент, представленный Газпромом. На внутреннем рынке компания реализует более половины продаваемого газа. В таблице 3 представлены такие показатели его деятельности, как объем продаж и выручка за 2009-2013 гг. Продажи достигли своего максимума - 265,3 млрд. кубометров газа - в 2011 г., а к 2013 г. успели снизиться на 14%. Ситуация с выручкой несколько другая: наблюдается ее стабильный рост. Наибольший темп прироста составил 24% в 2010 г. Далее увеличение менее заметно, однако необходимо отметить его явное постоянство.

Таблица 3 Объем продаж и выручка ПАО «Газпром» на внутреннем рынке в 2009-2013 гг.

Однако любой рынок, в том числе и рынок природного газа, так или иначе формируется на основе соотношения спроса и предложения. Предложение, т.е. возможности производителей газа обеспечить им рынок и собственных потребителей, полностью рассмотрено выше. Перейдем к характеристике возможностей потребителей приобрести данную продукцию.

Что касается основных потребителей газа на внутреннем рынке, то их структура в 2013 г. имела следующий вид:

Электроэнергетика - 27%;

Население - 21%;

Коммунальный комплекс - 15%;

Агрохимия - 8%;

Металлургия и цементная промышленность - 7%;

Прочее - 22%.

Итак, перечисленные группы потребителей обеспечивают потребительский спрос на газ, поставляемый его производителями. Подводя некий итог характеристике современного состояния газового рынка Российской Федерации, нельзя не привести статистические данные, характеризующие действительное состояние потребления газа на рынке и участие монополии Газпром в его обеспечении. Подобным показателем представляется реальное участие компании в удовлетворении рыночного спроса потребителей. Соответствующие цифры представлены в таблице 4 :

Таблица 4 Участие ПАО «Газпром» в обеспечении потребления газа в России в 2009-2013 гг. (млрд. м3)

Приведенные данные еще раз подтверждают монопольное положение Газпрома на газовом рынке РФ. Из года в год участие компании в удовлетворении внутреннего спроса на природный газ остается на чрезвычайно стабильном и высоком уровне: в районе 76-77%. Разброс значений здесь практически незаметен: максимальный удельный вес Газпрома наблюдался в 2012 г. и составлял около 77,2%, а минимальный - в 2013 г. - 76,2%. С другой стороны, на фоне общего снижения доли предприятия в добыче газа подобное снижение на 1% за последний год может служить тревожным звонком для эффективного функционирования и развития Газпрома в пределах внутреннего газового рынка в будущем.

Кроме того, для полноценной характеристики рынка природного газа, необходимо обратиться к его институциональным аспектам и непосредственному механизму его функционирования. Одной из характеристик развитой торговли природным газом является применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены на газ. В некотором смысле эта система является противоположной системе применения директивного ценообразования.

На основании этого утверждения в 2006-2008 гг. был проведен определенный эксперимент, в ходе которого Газпром получил возможность продать около 5 млрд. кубометров газа по свободным ценам. Независимые производители при этом могли реализовать примерно такое же его количество. Опыт проводился на электронной торговой площадке сбытового подразделения Газпрома - ООО «Газпром-межрегионгаз». В 2008 г. было на этой площадке было реализовано уже 6,1 млрд. м3 газа, причем 3 из них принадлежало независимым производителям. Подобная практика показала действительную эффективность биржевого механизма, который помог отработать субъектам газового рынка системы взаимодействия друг с другом, продемонстрировал возможность прозрачности формирования цен на газ. Был получен существенный прогресс в интеграции электронных технологий и существующей системы газоснабжения, отладить механизмы участия независимых поставщиков в обеспечении спроса на природный газ в РФ. Однако эксперимент был завершен, и 1 января 2009 г. эта электронная торговая площадка закрылась.

Следующий этап создания биржевой торговли газом в РФ датируется весной 2012 г., когда Правительство РФ приняло постановление «О реализации природного газа на товарных биржах». Несмотря на то, что Газпром выступал сторонником подобных реформ, это преобразование должно было ослабить его позиции в силу обеспечения невозможности повышать регулируемые цены. Но данный документ позволяет реализовывать газ только на товарных площадках, электронные же в данном случае не обсуждались. Газовый монополист поднимал вопрос и о них, ссылаясь на то, что торговать газом в отрыве от системы диспетчеризации добычи и транспорта невозможно. В данном случае появляется опасность разделения добычи и «трубы», а значит, и разделение самого Газпрома.

Однако в действительности товарно-сырьевая биржа природного газа начала свою работу совсем недавно - с 4 июня 2014 г. в рамках подписания проекта торгов газом на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже. Появление ее обусловлено необходимостью российской экономики в демонополизации газовой отрасли и формировании более прозрачных и низких цен на газ для населения.

Глава 3. Развитие рынка природного газа в РФ

3.1 Необходимость организации конкурентного рынка газа

Конкурентный рынок, характеризующийся ценообразованием на основе существующего уровня спроса и предложения, представляется необходимой базой для получения достоверной информации о реальной потребности газа в экономике и, в свою очередь, для повышения эффективности газоснабжения в стране. На протяжении последних двух десятилетий в российской экономике наблюдается тенденция к либерализации рынка газа, целью которой является снижение прямого вмешательства государства в функционирование рынка и установление эффективных и прозрачных цен на «голубое топливо».

В существующей в настоящий момент структуре газового рынка можно выделить следующие достаточно очевидные проблемы:

Уровень регулируемых цен на газ определяется не соотношением спроса и предложения, а макроэкономическими и политическими соображениями, что неизменно ведет к нерациональному расходованию ресурса;

Новые потребители, а также те, кто испытывает необходимость в увеличении потребления газа, испытывают трудности из-за определенных лимитов Газпрома на поставку газа;

Наблюдается рост увеличения спроса со стороны зарубежных потребителей, что может привести к дефициту производства газа с целью реализации на внутреннем рынке;

В силу ежегодного снижения собственного объема добычи газа Газпром вынужден закупать ресурс у независимых производителей и у зарубежных партнеров по не регулируемым государством ценам.

Перечисленные факторы не раз представлялись причиной для формирования конкурентной среды в газовой отрасли РФ. В первую очередь, подчеркивается необходимость формирования действенной нормативно-правовой базы в данной отрасли. Международный опыт торговли газом показывает, что основной объем сделок заключается на двусторонней основе. Особенности газовой отрасли нашей страны в связи с этим требует обеспечения необходимого уровня прозрачности условий сделок.

В марте 2014 г. Совет Директоров ПАО «Газпром» принял к сведению необходимость формирования конкурентного газового рынка и начал отстаивание позиции формирования равных условий для всех его участников. Одной из фундаментальных проблем газовой отрасли, по мнению монополиста, является перекрестное субсидирование в ценах на газ для регионов. Существующая на данный момент система предполагает, что Газпром обязан компенсировать убытки при поставке газа далеко находящимся от газовых промыслов регионам за счет высоких доходов от реализации газа потребителям, расположенным близко к ним. Однако в действительности эти (близко расположенные к местам добычи) регионы обслуживаются в основном независимыми производителями, предоставляющими гибкие условия поставок. Подобная ситуация приводит к перекосам на газовом рынке и снижает всякую возможность формирования конкуренции на нем.

Более того, Газпром сообщает, что «не боится конкуренции», а также на постоянной основе ведет работу с федеральными органами по совершенствованию подходов к регулированию газовой промышленности. Компания считает необходимым формирование равной доходности поставок в различные регионы всех участников рынка, а также регулирование цен на газ на основании экономических показателей деятельности производителей (капитальные и эксплуатационная затраты, норма прибыли).

Таким образом, к настоящему времени сформировалось достаточно объективных факторов, обосновывающих необходимость перестройки российской газовой отрасли с целью ее оздоровления и повышения эффективности национальной экономики нашей страны в целом. Сегодня сформировано огромное количество различных теорий и концепций по формированию конкурентной среды на газовом рынке, некоторые из которых я приведу в следующей части своей работы.

3.2 Концепции либерализации российского рынка газа

Попытки разработки реформирования газового рынка России начались уже достаточно давно, в конце 1990х гг. Начало этому процессу положили рекомендации Мирового валютного фонда «О реструктуризации естественных монополий» предоставление данной организацией нашей стране кредита в размере 6 млрд. долл. на проведение рыночных реформ. Далее в 1997 г. имел место быть указ Президента №426 о реструктуризации газовой отрасли и обособлению добывающих и транспортных подразделений Газпрома. Косвенно касалось этой проблемы также Заявление Правительства и ЦБ 1998 г., однако документ носил общий характер и не содержал объективной оценки состояния рынка газа, поэтому был не востребован на практике. Кроме того, свою концепцию в том же 1998 г. выдвигало и Минтопэнерго, которое в основном анализировало существующее положение и предлагало реформирование внутрикорпоративной среды ПАО «Газпром».

Начало нового столетия ознаменовало появление стратегии к повышению цен на газ, ключевые документы по которой так и не были приняты. В это же время была сформулирована концепция Союза независимых производителей газа, предполагающая постепенное, эволюционное реформирование рынка в течение 8-10 лет с целью поддержания энергетической безопасности РФ .

Долгое время ПАО «Газпром» занимал выжидательную позицию по вопросам реформирования газовой отрасли. Однако это не означало, что ничего не делалось для того, чтобы сохранить свои привилегированные позиции. Напротив, на все ветви государственной власти осуществлялся постоянный и планомерный нажим, о чем свидетельствует один лишь лозунг «Газпром - национальное достояние». Однако неудовлетворительное положение дел в отрасли все же не позволило исключить вопрос либерализации рынка газа из наиболее злободневных. Фактически первый раз мнение Газпрома о либерализации в отрасли было высказано в апреле 2002 г. Основополагающий тезис компании заключается в том, что именно за ней должны сохраниться основные рычаги управления отраслью.

Таким образом, практически все теории по данной проблеме строились на следующих фактах (кроме, естественно, варианта самого Газпрома):

Необходимость формирования конкурентной среды;

Необходимость обособления газотранспортной системы в отдельное предприятие и равнодоступность всех производителей к сети магистральных газопроводов, что оптимизирует газоснабжение на уровне всего государства;

Возможность независимых производителей к участию в экспортных поставках;

Ликвидация перекрестного субсидирования в газовой отрасли;

Совершенствование нормативно-правовой базы и ужесточение санкций за невыполнение законных актов и т.д.

Однако все представленные выше концепции были созданы уже достаточно большое количество лет назад, и на протяжении прошедшего после их разработки времени экономическая ситуация в стране в целом и в газовой отрасли в частности, естественно, претерпели некие изменения, которые в принципе и были рассмотрены во 2 главе моей работы. Поэтому приведу пример еще одного прикладного анализа газовой промышленности, который был произведен уже в наше время.

В 2013 г. экспертами Московской школы управления «Сколково» было проведено исследование о возможных подходах к ценообразованию на газовом рынке РФ. Ими были проанализированы три различные модели рынка: вариант сохранения действующих правил, снижение нижней границы цены газа при формировании фиксированного предельного значения монополии Газпрома (в особенности, на транспорт) и частичная либерализация, т.е. отмена нижней границы цены на газ при регулировании верхней границы и возможности независимых производителей участвовать в экспортных поставках газа. При этом последний сценарий является наиболее предпочтительным, по прогнозным оценкам позволяя выигрывать около 192 млрд. руб. в год за счет налоговых поступлений. Частичная либерализация в данном случае заключается в формировании равных рыночных условий для производителей газа и создание справедливой конкуренции за потребителей. Одним из механизмов достижения этих целей должно стать замещение 33 млрд. кубометров газа из Центральной Азии, добываемых Газпромом, газом независимых производителей .

3.3 Перспективы развития

Монополизированный рынок природного газа, представленный ПАО «Газпром», вряд ли можно назвать действительно эффективным. Ситуация, которая складывалась на нём долгие годы и продолжает развиваться на данный момент, нуждается в значительной корректировке, хотя бы в силу выигрыша очень небольшого и определенного количества участников. Регулируемые государством цены на природный газ не являются эффективными: навязав себе так называемую «социальную защиту» перед потребителями, Газпром существенно занижает цены на топливо на внутреннем рынке (относительно экспортных расценок). Однако в то же время на арену выступают независимые производители и в частности НОВОТЭК, предлагающие еще более низкий уровень стоимости газа. Основываясь хотя бы на этом факте, факте так называемого неоптимального ценообразования, возникают закономерные вопросы об эффективности функционирования отрасли в целом, о ее влиянии на национальную экономику, а также о необходимости расширения роли нерегулируемого государством сегмента газового рынка и поощрения конкуренции на нем.

В первую очередь, хотелось бы определиться, насколько эффективно совмещение основного производителя и транспортного монополиста в лице одного и того же предприятия. С одной стороны, монополия Газпрома на сеть магистральных газопроводов ведет к ценовым искажениям, которые дискриминируют независимых производителей, с другой же, подобное соединение позволяет обеспечивать планирование добычи газа на многие годы вперед. Большинство экспертов, основываясь на недостатках монополистической системы, склоняются к первому варианту. Однако и здесь необходимо внести некие поправки: ввести систему долгосрочных и, что необходимо в условиях непроработанности институциональной базы российского НГС, прозрачных двусторонних контрактов Газпрома с независимыми добытчиками газа, которые помогли бы справедливо разделить риски и выгоды от производства и транспорта газа.

В любом случае (и в условиях оставшейся монополизации, и в условиях частичной либерализации рынка, если она когда-либо и будет иметь место в газовой отрасли РФ) наблюдается значительное несовершенство системы налогообложения. Будучи ключевым источником налоговых поступлений в государственный бюджет, газовая отрасль несомненно нуждается в разработке дифференцированной и гибкой системы. Это может быть дифференциация НДПИ по различным производителям с целью оптимального разделения рисков и по отдельным участкам разработки недр (подобный производственный подход, например, используется в газовой промышленности США и Канады) . Говорить о внедрении в газовую отрасль налога на дополнительный доход не приходится: даже в условиях возникновения какого-либо уровня конкуренции, Газпром так или иначе оставит за собой лидирующее положение, а производители газа, реализующие более 80% продукции по государственным ценам, налогоплательщиками НДД не являются. Поэтому так или иначе налицо явное возникновение неравных условий для участников рынка.

Таким образом, проблема реформирования газового рынка России является очень сложной и неоднозначной. С одной стороны, понять, зачем государству делиться высокими монопольными прибылями Газпрома с другими производителями газа, очень сложно. Перестраивать для формирования конкуренции и рационального разделения рисков и прибылей между участниками рынка всю систему представляется делом достаточно эфемерным, затратным и малопредсказуемым по своим последствиям. Гораздо проще было бы сформировать систему заключения договоров с партнерами в каждом конкретном случае. С другой стороны, система, полностью находящаяся под контролем государства, в современных, официально рыночных, условиях вряд ли сможет работать с максимальной эффективностью. Формирование конкурентного рынка газа помогло бы решить следующие задачи: создание благоприятных условий для развития добычи и реализации природного газа, т.е. разработке новых месторождений, вводу новых транспортных и перерабатывающих мощностей, т.е. совершенствование системы государственного газоснабжения; рациональное использование ресурса и оптимальное ценообразование, формирующееся на основе соотношения спроса и предложения; повышение открытости торговли и рыночной информации; привлечение новых производителей газа и т.д.

На основании подобных фактов и целей реформирования отрасли, легко сказать, что преобразование необходимо. В частности, важное значение на данный момент получает развитие недавно появившейся биржевой торговли газом. Однако, даже в условиях ежегодно падающей доли Газпрома в общем объеме добычи и обеспечении спроса на рынке, с ростом значения газового сегмента российских ВИНК, добычи газа на условиях СРП и независимыми производителями, вряд ли подобная схема сможет быть реализована, во всяком случае, в ближайшее время. Существующая система настолько отлажена годами и благополучно поддерживается своими создателями и их преемниками, что ее далеко не так просто разрушить. Для этого необходимо возникновение глобальных на то причин и стимулов и, что является основным фактором, формирование по-настоящему эффективной и действенной нормативно-правовой базы, обеспечивающей соблюдение всех норм и правил данной отрасли и контроль за их выполнением.

Заключение

Газовый рынок является одним из наиболее динамично развивающихся элементов национальной экономики РФ. В данной работе были рассмотрены основные особенности, присущие ему на сегодняшний день, и в частности, уделено внимание максимальной степени рыночной монополизации, а также освещены основные проблемы его функционирования и перспективы развития в будущем.

На основании проведенного исследования можно выделить следующие основные тезисы: рынок природного газа подразделен на регулируемый сектор, обеспечивающийся государственной монополией ПАО «Газпром», и нерегулируемый, представленный независимыми производителями газа, ВИНК, расширяющими свою деятельность в газовой промышленности, и операторами проектов на основе СРП. Существующий уже долгие годы монопольный характер рынка, обусловленный полным доминированием первого из них, является предметов обсуждения для всех специалистов отрасли. С одной стороны, обеспечивая максимальную степень власти и влияния и высокий уровень доходов государства, он абсолютно противоречит официально господствующим в экономике рыночным принципам и подрывает каноны конкуренции, заключающиеся в возможности равнодоступности рынка и его инфраструктуры (в данном случае, сети магистральных газопроводов) для всех участников рынка.

Таким образом, существующую монопольную структуру газового рынка необходимо кардинально реформировать. Неким началом данного процесса можно назвать минимальное, но стабильное ежегодное снижения доли Газпрома в совокупном объеме производства «голубого топлива» и его участия в обеспечении внутреннего потребления газа, а также формирование биржевой торговли газом. В любом случае необходимо усовершенствовать систему газоснабжения в стране, чему в первую очередь должно поспособствовать формирование эффективной нормативно-правовой базы в отрасли.

Список использованной литературы

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, Норма, М., 2005 г.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики, Финансы и статистика, М., 2003 г.

3. Официальный сайт Министерства Энергетики РФ, точка доступа: http://minenergo.gov.ru

4. Официальный сайт ПАО «Газпром», точка доступа: http://www.gazprom.ru

5. Чужая добыча, 2009 г., точка доступа: деловой журнал Neftegaz.ru,

6. Бирг Г. Битва титанов: газовый рынок России, 2013 г., точка доступа: http://investcafe.ru/blogs/grbirg/posts/26732

7. Михальчук В. Лукойл: стратегия добычи нефти и газа, 2012 г., точка доступа: http://investcafe.ru

8. Доминирование под угрозой, научный журнал Нефть и капитал, №05/2014

10. Либерализация рынка газа поможет бюджету, 11 декабря 2013 г., точка доступа: http://www.interfax.ru/business/346106

11. Кудрявцев М.А. 2, Олейник Т.Л. 1, Сизова О.В Проблемы регулирования газовой отрасли в России, научный журнал Успехи современного естествознания, №05/2013

12. Токарев А.Н. Влияние институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения недр (на примере нефтегазовых ресурсов) // Диссертация на соискание ученой степени д.э.н.: 08.00.05. - Новосибирск, 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития производства сжиженного природного газа. Современное состояние и перспективы развития отрасли. Процесс производства сжиженного природного газа. Морская транспортировка и российские проекты по экспорту сжиженного природного газа.

    реферат , добавлен 06.12.2009

    Регулируемый сектор российского рынка газа. Добыча природного газа в Иркутской области. Современное состояние и перспективы развития газовой промышленности. Прогноз востребованности полезных ископаемых Иркутской области на российском и мировом рынках.

    реферат , добавлен 16.03.2015

    Сущность и эволюция структуры мирового рынка природного газа. Особенности международной торговли природным газом. Анализ современного состояния российского газового комплекса. Оценка внешних и внутренних угроз развитию газового комплекса России.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2013

    Системный анализ факторов формирования спроса и предложения на нефть. Экономика невозобновляемых ресурсов. Современные проблемы развития российского рынка нефти, его состояние, проблемы и перспективы экспорта. Тенденции развития мирового рынка нефти.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2011

    Основные понятия рынка недвижимости. Состояние рынка жилья на середину 2009 года: стадии становления и развития рынка жилья, цены на недвижимость в настоящее время, факторы, на них влияющие. Закономерность долгосрочного развития региональных рынков.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Понятие и типы монополий. Общая характеристика и основные причины возникновения естественных монополий, этапы и направления их развития в России. Тенденции мирового рынка нефти, анализ его современного состояния, перспективы дальнейшего развития.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    История создания компании Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз". Тенденции развития мирового энергетического рынка. Основные направления деятельности компании: разведка, добыча, переработка и реализация природного газа и жидких углеводородов.

    отчет по практике , добавлен 07.07.2014

    Экономический механизм функционирования рынка труда, его сущность и специфика. Виды рынков труда и их сегментация. Особенности формирования общероссийского рынка труда. Анализ рынка труда Кемеровской области, меры по поддержке и перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Характеристика деятельности "Газпрома", его государственная поддержка и значение в экономике страны. Современное состояние ресурсной базы и рынков газа в России. Перспективы развития газовой промышленности и усиление ее роли в экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Сущность заработной платы, ее функции. Понятие рынка труда, его состояние, перспективы развития и особенности функционирования в Республике Беларусь. Государственное воздействие на занятость и безработицу. Предложение труда в кейнсианской концепции.

Россия, 2-й подъезд, офис 2402

www. sibir. *****

Комплекты

интерактивного оборудования

для школ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает образовательным учреждениям самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможности, среди которых: эффективное использование времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы , использование современных образовательных технологий, активное применение образовательных информационно-коммуникационных технологий . Активное использование ИКТ подразумевает, в том числе использование дистанционных образовательных технологий, технологий создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- сопровождением и графическим сопровождением), общение и поиск информации в сети Интернет, работа с использованием вещественных и виртуально-наглядных моделей, использование цифровых планов и карт, и т. д.

В связи с широким спектром образовательных задач, которые ставятся образовательным стандартом, следует рассматривать оснащение школьных классов именно как комплексный вопрос, подбирая оборудование таким образом, чтобы наиболее эффективно решать поставленные задачи. Представленные комплекты интерактивного оборудования имеют многочисленные примеры успешной реализации в учреждениях общего образования, и позволяют наиболее полно соответствовать федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Все представленные решения являются своего рода типовыми и предусматривают возможность комбинирования различных комплектов с добавлением необходимого оборудования под задачи конкретного учебного заведения.

Краткое описание комплектов:

Краткий обзор цен. Здесь представлены самые ходовые позиции. Специальное предложение! (стр.3.). Специальные предложения. Интерактивный минимум (стр. 3). Базовый комплект интерактивного оборудования, который может служить своего рода отправной точкой в процессе дальнейшей информатизации образовательного учреждения.

4. Мобильный класс (стр. 4). Комплект интерактивного оборудования, подобранного с учетом необходимости перемещения его между помещениями. Этот комплект позволит проводить интерактивные занятия в различных помещениях при небольшом количестве оборудования.

5. Начальная школа (стр. 5). Комплект, максимально учитывающий особенности этой стадии обучения.

6. Интерактивный класс SMART (стр. 7). Многофункциональное комплексное решение для достижения максимальной эффективности процесса обучения.

7. Актовый зал (стр. 9). Универсальное решение, позволяющее оснастить актовый зал как многофункциональное помещение, с возможностью работы в режимах сцены для творческих коллективов , зала для совещаний и конференций, места проведения торжественных мероприятий, места для проведения музыкальных вечеров и дискотек.

8. Комплект видеоконференцсвязи (стр. 11). Данный комплект позволит любому классу или аудитории функционировать в системе дистанционного обучения.

9. Система распределенного вещания (стр. 12). Комплект для организации внутренней школьной системы распределенного вещания.

Краткий обзор цен.

Данный раздел содержит краткий обзор розничных цен на интерактивное оборудование и мультимедиа-проекторы.

Интерактивная доска SMART Board 640 (Диагональ 162 см, Потребляемая мощность 1 Вт, резистивная технология

Интерактивная доска SMART Board 660 (Диагональ 162 см, Потребляемая мощность 1 Вт, резистивная технология , размеры в рабочем положении 139.1х105.7х13 см)

Интерактивная доска SMART Board 480 (Диагональ 195.6 см, принцип работы DViT , размер рабочей поверхности 156,5 × 117,3x13 cм)

Интерактивная доска SMART Board 680 (Диагональ 195.6 см, Потребляемая мощность 1 Вт, резистивная технология , размеры в рабочем положении 156,5 × 117,3x13 cм)

Интерактивная доска SMART Board X880 (Диагональ 195.6 см, принцип работы DViT, размер рабочей поверхности 156,5 × 117,3x13 cм, более 2 касаний )

Интерактивная система SMART Board 480iv со встроенным проектором V25 (Диагональ 195.6 см, принцип работы DViT, размер рабочей поверхности 156,5 × 117,3x13 cм, штанга, с короткофокусный проектор с поддержкой 3D )

поддержка 3D , яркость: 2500 люмен, контрастность: 1800:1)

мультимедиа-проектор CASIO XJ-Mx768, поддержка 3D , яркость: 3000 люмен, контрастность: 1800:1)

мультимедиа-проектор Epson EB-S12 (800x600, 2800 люмен , контрастность: 3000:1)

мультимедиа-проектор Epson EB-X02 (1024x768,2600 люмен , контрастность: 3000:1)

Специальные предложения!

В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями были разработаны самые интересные и перспективные предложения.

Специальные предложения условно делятся на:

ü Сезонные (согласно программам финансирования).

По должностному составу участники анкетирования распределились следующим образом: 70% респондентов – учителя, 21,3% - заместители директора школы, остальные должностные категории представлены нерепрезентативно (менее чем по 1%).

Наибольшее количество опрошенных - 76,5% респондентов - принадлежат к возрастной группе отлет.

77, 4% респондентов преподают в школе более 10 лет, более 85% - преподаватели в средних и старших классах.

Доступность аппаратных средств (ИД), программного обеспечения.

Подавляющее большинство респондентов - более 90% используют в своей работе следующие технические средства: компьютер, интерактивную доску, проектор+экран.

Часть респондентов используют документ-камеру -12%.

Менее 10% опрошенных используют на занятиях интерактивный планшет, пульт для опроса, флип-чарт.

Распределение по маркам интерактивных досок, которые респонденты используют при проведении уроков отображено на Диаграмме 1. В процентном отношении:

SMART Board - 57%

Interwrite Board (School Board) - 27%

Hitachi Starboard - 14%.

Остальные производители ИД представлены нерепрезентативно.

Диаграмма 1. Использование марок ИД при проведении занятий

Полимедиа-Сибирь"
тел. моб. +7(9
тел. раб. +7(3внутр.107)

ТОГБОУ СПО «Приборостроительный колледж»

ТЕМА: Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе

Ф.И.О. соискателя: Шаршова Ольга Павловна

Преподаватель спецдисциплин

Тамбов 2016

Содержание

1.Актуальность выбранной темы

2. Формы, методы и приемы работы по развитию проектно-технологического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся

3. Литература

    Актуальность выбранной темы

В стремительно развивающемся мире в значительной мере претерпевают изменения все сферы деятельности современного общества, в том числе модернизация российского образования является одним из приоритетных направлений.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным обществом, - акцент перенесен с усвоения знаний на формирование компетентности. Компетенцию можно разложить на две составляющие: хотеть и уметь. Под желанием обучающегося подразумевается мотивация к познавательной деятельности. Для появления интереса к изучаемому предмету со стороны ученика необходимо применение учителем технологий развивающего обучения (технология критическогомышления, обучение в сотрудничестве, технология проектного обучения).

Таким образом, с воевременное выявление и создание условий для стимулирования обучающихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных являются, на сегодняшний день, важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) «новые информационные технологии обучения» (НИТ) «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД) и др.

Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом требований общества, индивидуального подхода к обучению студентов, реализация которых на практике предполагает трансформацию учебного процесса.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности представления учебного материала, позволяет усилить мотивацию студентов к обучению, которое благодаря данному средству становится более привлекательным и захватывающим.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Ведение образовательной деятельности с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

    Материалы к образовательной деятельности можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

    Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения студентов с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

    Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

    После занятия файлы можно сохранить в сети, чтобы воспитанники всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.

    Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

    Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на занятии исследовательскую деятельность.

    Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

    Применение на занятии компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

    Формы, методы и приемы работы по развитию проектно-технологического мышления и активизации познавательной деятельности

обучающихся

Посредством применения интерактивного оборудования в рамках учебного процесса применяются следующие ф ормы организации работы обучающихся : индивидуальная, самостоятельная и групповая.

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

пробуждение у обучающихся интереса;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

формирование у обучающихся мнения и отношения;

формирование жизненных и профессиональных навыков.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на занятии организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Данная методика обучения построена на диалоговом общении между преподавателем и обучающимися или между обучающимися в зависимости от характера используемого метода. Различные интерактивные методы обучения можно использовать в независимости от типа занятия и на разных этапах занятия (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый). Применение интерактивных методов обучения также возможно независимо от уровня подготовленности учащихся.

Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.

При подготовке материала можно применять всевозможные технологические приемы. Например, такие как:

    «Перетаскивание объектов». Этот прием, наверно, самый популярный, и как все другие приемы, никогда не используется сам по себе. При оформлении заданий использует комплекс приемов, и в результате – доска превращается в инструмент, позволяющий, используя прием перетаскивания объектов, подготовить задания, предполагающие скрытие правильных ответов к упражнению за пределами страницы и дальнейшее их открытие. Т.е. в ходе опроса, обучающимся предоставляется возможность обсудить поставленную задачу и совместно решать поставленные задачи. По окончании обсуждения преподаватель имеет возможность открыть ответы, каждый из которых встанет на нужное место на странице интерактивной доски. Разновидностей исполнения данной технологии существует большое количество. В качестве примера приведем одну из них. Пример применения технологии «Шторка» приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Пример слайда с использованием технологии «Шторка»

    Технологический прием « Ссылки на страницы ». Данный метод предполагает возможность размещения на страницах интерактивных разработок всевозможных ссылок. Это могут быть ссылки на какие-либо другие интерактивные разработки или на ресурсы в сети Интернет и др. Пример применения технологии приведен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример слайда с использованием технологии «Ссылка на странице»

    Технологический прием «Ластик». Данный прием схож с выше описанным - «Перетаскивание объектов». Разница состоит в том, что появление правильного варианта возможен только после применения инструмента «Ластик». Пример применения технологии приведен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Пример слайда с использованием технологии «Ластик»

    Технология «Корзина». Еще один прием оформления заданий на интерактивной доске, основанный на использовании фонов и расположении объектов на нижнем и верхнем слоях. Пример применения технологии приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Пример слайда с использованием технологии «Корзина»

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы разные интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; деловые и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций и др.

Подводя итог, можно сказать, что одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.

Грамотное применение всевозможных инновационных средств обучения в образовательном процессе способствует развитию познавательной деятельности, усиливает мотивацию обучающихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; снижению у них затруднений, вызванных в ходе освоения нового материала, увеличивает активность и инициативность, что дает положительные результаты в образовательной деятельности, а также формированию информационно-коммуникационной компетенции.

    Литература

    Ахметова Г. К. Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста. – Алматы, 2008;

    Бороненко Т. А. Использование ЭОР в учебном процессе.- Санкт-Петербург: «РГПУ им. А. И. Герцена», 2007;

    Лопанова Е.В. Личностно-деятельностные технологии обучения. Учебно-методическое пособие. – Омск: ТБ, 2004 г ;

    Асамбаева М. Интерактивные методы обучения. – Каракол: Каракольский центр обучения взрослых, 2004 г ;

    Суворова Н.А. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005г ;

    Матрос Д.Ш., Даммер М. Д., Костромцова В.В. Информатизация общего среднего образования.– М.: Педагогическое общество России, 2004г ;

    Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – М: Агентство «Социальный проект», 2007г;

8. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет образования»//http://center.fio.ru/vio/vio_22/cd_site/Articles/art_1_16.htm.

Грибанова Вероника Егоровна
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №31 Гусельки
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-02-28 Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОУ» Грибанова Вероника Егоровна Применение технических средств: интерактивного стола и интерактивной доски в соответствии с требованием ФГОС в развивающей предметно - пространственной среде

Просмотреть свитедельство о публикации

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОУ»

Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Они довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические средства.

В связи с этим в образовательный процесс дошкольных учреждений активно внедряются информационные технологии. Воспитатели, идущие в ногу со временем, испытывают повышенный интерес к обновлению нестандартной и современной развивающей среды ДОУ. В первую очередь вызывает желание освоить технологию работы с интерактивным оборудованием. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и словесно-логическое мышление.

Благодаря тому, что наш детский сад, является апробационной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, появилась возможность обогатить образовательное пространство ДОУ новыми техническими средствами, что соответствует требованием ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде. Такими средствами в детском саду являются интерактивные доски и интерактивный стол.

Для работы с данным оборудованием педагоги прошли курсовую подготовку, где учились составлять игры для интерактивной доски и стола, используя программы SMART Notebook и SMART Т able .

Данный опыт помог рабочей группе разработать тематическое планирование интерактивных игр для детей разного возраста. Оно создано с учетом особенностей развития детей, тематики недели, а также целей и задач, стоящих перед педагогом в разных образовательных областях.

Интерактивная доска – многофункциональный универсальный инструмент, позволяющий сделать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста более интересным, наглядным и увлекательным.

Используя разные программы, можно создавать анимированные, озвученные игры и презентации, позволяющие ребенку определить правильность ответа путем касания рукой экрана доски. Так же применение её в качестве простого экрана, для демонстрации наглядного материала.

Работа с интерактивной доской позволяет в совместной деятельности моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, при знакомстве детей с домашними животными, дети с удовольствием составляли на доске их семьи. Играя в интерактивную игру «Четвёртый лишний», расширяли представления о внешнем виде. В познавательной деятельности — соотносили число с количеством, находили место числа в числовом ряду, считали в прямом и обратном порядке. В речевом развитии с успехом прошла интерактивная игра «Подбери маму и детёныша», где дети не только составляли описательный рассказ о домашних животных, но и с удовольствием делились впечатлениями из личного опыта. В игре «Назови ласково» упражнялись в словообразовании, расширяя активный словарь.

Дети интересовались причинно-следственными связями, например: почему у коровы длинный хвост, зачем лошади копыта, для чего кошке усы. Пытались самостоятельно придумывать объяснения повадкам животных (собака виляет хвостом, потому, что довольная и сытая; свинья валяется в грязи, потому что нравится; петух не несёт яйца, потому что он мальчик).

При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость детей, так как материал предлагаемый детям отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Считаем, что интерактивная доска значительно расширяет возможности получения информации, позволяет повысить интерес и познавательную активность ребенка.

Интерактивный стол SMART Тable имеет свои отличительные особенности от интерактивной доски.

Во-первых, он предназначен только для выполнения игровых заданий, в рамках программ и SMART Notbook и SMART Тable.

Во-вторых, количество одновременных касаний при выполнении заданий может варьироваться от 1 до 8. Рукой можно увеличить или уменьшить изображение до нужного размера.

В третьих, используя графические знаки на поверхности стола, дети имеют право выбрать игру по своему желанию. В базовую комплектацию стола входят авторские разработки игр различной тематики (музыка, рисование, игры математические, на классификацию по различным признакам, пазлы, грамматические задания). Игры используем в образовательной деятельности, реализуя стандарт.

Наши воспитанники так увлечены игрой на столе SMART Table, что в процессе даже не замечают, как овладевают способностями сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляя способность договариваться, учитывать интересы других. Образовательная деятельность стала более увлекательной и эффективной. Всегда интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки.

Работа с интерактивным оборудованием позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИО в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Интерактивное оборудование успешно используют не только педагоги, но и узкие специалисты ДОУ (педагог-психолог, учителя-логопеды для работы с детьми с особыми возможностями здоровья).

Таким образом, использование современных информационных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень.

В перспективе — приобретение интерактивного пола и интерактивной песочницы.