Биографии Характеристики Анализ

Зачем студент рассказал вдовам эпизод из евангелия. Анализ «Студент» Чехов

Урок литературы в 9 классе

Тема: Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости – от всего ужаса и темноты современных будней.

А. И. Куприн

Чехов уловил глубоко ценную и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни.

М. Горький

Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

    Актуализация знаний. Что мы знаем об А. П. Чехове.

Индивидуальное сообщение «Роль метафоры в рассказе «Хамелеон».

Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. В это же время Чеховым написаны повести и рассказы «Огни» (1888), «Поцелуй», «Пари» (1889) . Когда рассказ «Студент» был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Дома вы прочли рассказ, как вы думаете, о чем он, какова его идея?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Читаем эпиграфы к уроку. Подтверждают они ваши догадки или нет?

    Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы,

проанализируем рассказ, разберемся в прочитанном. Желающие могут писать отзыв.

    Читаем первый абзац. Находим ключевые слова – описание природы.

Вначале погода хорошая, тихая, выстрел прозвучал весело – день.

Ночь стемнела – некстати подул холодный, пронизывающий ветер, ледяные иглы, неуютно, глухо, нелюдимо.

Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”

... этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие,

...самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо».

Каково настроение главного героя? Подтвердите текстом.

Ему не хотелось домой.

Состояние природы, страстная пятница.

Что такое страстная пятница?

Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.

- Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

2) что в этой мрачной картине студент замечает, выделяет? Куда идет? Почему

идет туда?

«Только на вдовьих огородах светился огонь».

«Костер горел жарко»

Кого студент видит у костра? Найдите в тексте портреты женщин. В чем их красота?

Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны

богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

О чём рассказывает студент этим женщинам? Зачем он начинает рассказ об

апостоле Петре и его отречении от Христа?

«Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно». Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
«– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
«Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...»
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом
потёмки . Сказано: не « в потёмки посмотрел», а « на потёмки». В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки , то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
«– Небось, была на двенадцати евангелиях?»

Что такое двенадцать евангелий?

    отрывков из Евангелия – описание «страстей Христовых», которые

читаются в православной церкви в страстной четверг.

Что вы знаете из Библии об отречении Петра? Почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Индивидуальное задание. Чтение отрывков из «Детской библии».

«Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя».

Как называет Иван Петра? Почему?

Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям. «... около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь»

Почему заплакала Василиса? Как студент объясняет это?

История Петра – это история всех людей, живущих девятнадцать веков назад и живущих сегодня. Может быть, эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.

3) Как меняется настроение Ивана? С чем это связано? Читаем текст от слов

«Работники возвращались с реки...» до конца.

    Так какова же основная мысль, идея этого рассказа?

Прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не

замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван «думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...». Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь).

    1) Почему Чехов изменил название рассказа? Подберите ассоциативный ряд

«Вечером» - закат, темнота, старость…

«Студент» - молодость, будущее, развитие…

    Составьте цепочку, которая поможет вам определить основную мысль рассказа.

Ощущение дисгармонии Душевное очищение «невыразимо сладкое

(вечер) (Апостол Петр) ожидание счастья»

    Вернёмся к эпиграфам урока.

Как эпиграфы помогают раскрыть основную мысль рассказа? Изменилось ли ваше

мнение о рассказе?

Писавшие отзыв, читают свое сочинение.

    Домашнее задание (на выбор):

    Прочтите рассказ А. П. Чехова «Пари». Напишите отзыв о рассказе.

В произведении А. П. Чехова говорится об Иване Великопольском, студенте духовной семинарии. Он шел домой. Студенту казалось, что вокруг мрак и голод, так было холодно и жутко на улице. Но вот он увидел костер и подошел к нему погреться.

Возле костра сидели две женщины: мать и дочь. Они были вдовами. И тогда Иван рассказал им историю из Библии. Рассказ очень тронул Василису, мать молоденькой вдовы. Она заплакала, испытав чувство жалости к Иисусу. А ее дочь, Лукерья, не проронила ни слезы, но, когда она подняла голову и посмотрела на студента, выражение ее лица изображало сильную боль. Оно было очень тяжелым, напряженным и скорбным.

Погружаясь в атмосферу рассказа, у читателя возникают двоякие чувства. Во-первых, чувство простого человеческого страха. Он пронизывает главного героя до костей. Из-за страха Ивану кажется все вокруг мрачным и холодным. А с другой стороны рассказчик показывает студента, одухотворенного верой. Студент так радостно и поучительно рассказывает отрывок из священного писания, что читатель попадает в атмосферу человека, который действительно верит в Бога и любит свое дело.

Читая рассказ, видно два способа борьбы человека со страхом: практический и духовный. Первый способ – это костер. Когда студент подошел к костру, то ему уже стало легче и проще. Он успокоился и стал греться. Здесь виден практический способ борьбы со страхом. Студент, как и любой человек, получивший комфортные условия, сразу расслабляется и все плохие мысли, которые были в его голове на тот момент, улетучиваются сами собой.

Другая сторона борьбы человека со страхом – это духовная. Почти во все времена в трудной ситуации человек обращается к Богу. Это признанный факт, что есть такие ситуации и обстоятельства, с которыми человек не может бороться только физическими силами. Тогда он обращается к вере.

Согревшись у костра, студент заводит разговор о «тайной вечери». Приводя этот пример, он говорит о предательстве. Для чего Иван Великопольский рассказал эту историю двум вдовам, до конца остается непонятно. Но ясно только одно, что никого: ни рассказчика, ни слушателей, данная история не оставила равнодушным. Каждый вынес свой урок и раскрыл далеко прятавшиеся мысли. А студента, переправлявшегося на пароме домой, охватило чувство счастья. Всеобъемлющего, совершенного и в то же время неожиданного. Он был рад силе своего учения, в котором видел высокий смысл.

Анализ 2

Благодаря своей краткости, что сродни таланту, Антон Павлович Чехов создает великолепные произведения, волнующие душу и умы читающих людей. Во многих рассказах писателя поднимается проблема смысла жизни, эта загадка всегда тревожила молодого врача, ибо каждый живущий сталкивается с подобной задачей. «Студент» ярко выявляет вечные вопросы, ответы на которые можно найти самому, стоит лишь разобраться в сути дела. Для Антона Павловича сие произведение являлось любимым, ибо в нем отражено все самое сокровенное, личное, волнующее.

Главным героем рассказа представляется студент Иван Великопольский, которому двадцать два года, он возвращается домой в темный вечер, его тревожат мысли о самой жизни, ее порядках, укладе. Окружающий мир кажется персонажу слишком мрачным, суровым и негативным. Иван Великопольский предполагал, что от Петра, от Рюрика веет только безысходность да бедность. Окутывают голову героя темные мысли, мешающие здраво смотреть на прекрасный и удивительный мир. Как считал Иван: «пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Однако центральным эпизодом произведения является встреча главного героя с вдовами по имени Василиса и Лукерья (ее дочь), к которым он заходит с целью: погреться у костра, где вспоминается Ивану Великопольскому момент из Евангелия. Представляется персонажу эпизод, когда апостол Петр трижды отрекается от Иисуса. Толкуя эту историю героиням, у тех накатываются слезы на глаза, ибо слишком плачевно и трагично событие, о котором повествовал Иван Великопольский.

После того, как герой видит душевную боль вдов, сознание его совершенно меняется, душа просто-напросто переворачивается, иные мысли начинают заполнять голову персонажа. Он теперь понимает, что история, что была донесена до героинь, прониклась в глубины разума и сердца девушек, они прочувствовали каждую деталь, любое мгновение, которое было передано с помощью слов о прошлом. Так или иначе, Иван осознает, что прошлое неразрывно связано с настоящим, ибо воспоминания сохраняются, они как-никак всплывают. И лучше этого быть не может. Если люди помнят все негативное и положительное из тех давнишних лет, анализируют те или иные поступки личностей, то им не страшно будущее.

Чехов наталкивает на то, что миром управляют знания, от которых читатели не вправе отказаться, ибо события, произошедшие когда-то, не забываются, а значит, оно связано с настоящим, причем неразрывно. А это главное!

Так, Иван Великопольский начинают принимать тот факт, что он не одинок, он не просто пылинка в суровом мире. Нет, он личность, которая способна на понимание великого смысла бытия, на поиск смысла жизни.

Таким образом, рассказ Чехова неимоверно чудесен, он наполнен важными знаниями, относится по направлению, несомненно, к реализму. Антон Павлович пытается донести до читателей то, что в жизни главное совершенствоваться, осознавать, как чудесен мир, учить историю своей страны, быть образованным. Тогда и только тогда возможно духовное обогащение человека!

Владимир Дубровский является одним из главных персонажей произведения, который на протяжении повествования из молодого повесы превращается в благородного и честного юношу.

  • Описание внешности Дубровского из романа Дубровский

    В романе «Дубровский» А.С. Пушкина главный герой Владимир Дубровский представлен в образе благородного разбойника. Автор рисует черты его внешности достаточно кратко и лаконично.

  • Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Среднего профессионального образования

    Ростовской области

    «Октябрьский аграрно-технологический техникум»

    Учебно-методическое пособие по дисциплине

    «Литература»

    Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»»


    Залог счастья – в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое,

    к вечным понятиям добра, любви, красоты

    В умении прикоснуться к этому вечному…

    Октябрьский район п. Качкан

    2015 год

    Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,

    Разработчик: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РО ОАТТ Макарова Н.И.

    Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения творчества А.П. Чехова.

    Содержание

    1. Рассказ А.П. Чехова «Студент»….……..………………………...…..……..4

    2. Анализ рассказа «Студент»……………………..…………………….……..8

    3. Приложения …………..……………………………………………….……18

    4. Список источников информации и литературы ……………………….….19

    А. П. Чехов
    Студент

    Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

    Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

    Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.
    – Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

    Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

    – Не узнала, бог с тобой, – сказала она. – Богатым быть.

    Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

    – Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

    Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

    – Небось, была на двенадцати евангелиях?

    – Была, – ответила Василиса.

    – Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

    Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.
    – Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

    Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.
    Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

    Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

    Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.
    И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

    А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

    Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…

    Анализ рассказа «Студент»

      Каково значение слова «концепция »? (Взаимоотношения личности и мира – мироощущение)

    Стремление русских писателей найти единственно правильную позицию в жизни чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания.» С Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”

    2. Как вы понимаете смысл слов “искание веры”. Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?

    3.Обратимся к эпиграфу. « Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…»

    Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда, можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, была главной в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога рассказ Чехова “Студент”

    3.Обратимся к определению жанра новеллы

    Новелла - (от шпал, novella - новость) близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки "новелла ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие" (Гете). Тип малой формы повествования, возникший в эпоху Возрождения, характеризующийся динамичной интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам. Новелла - один из жанров эпического рода литературы.

    (краткий словарь литературных терминов М.И. Мещеряковой. М., 1998г.)

    Никто ни до Чехова, ни после него не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанной новелле, и пусть девизом нашего сегодняшнего разговора станут слова В.Г.Белинского: "Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нельзя заставить всех думать одинаково".

    4. Смысл названия

    Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свёрнутая информация обо всём тексте. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок.

    Вечером” - вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Такова цепочка ассоциаций, выстраивающаяся в связи со смыслом этого слова. Сумерки и ночь - движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа.

    Студент” - это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и познать; студент - человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания (метафорически путь обозначен в рассказе словом “тропинка” - дорога).

    -Какие проблемы затрагивает автор в данном произведении?

    5.Герой

    -Кто и что является предметом изображения в новелле?

    Обратим особое внимание на то, что герой рассказа - студент именно духовной академии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.

    Главный герой называется по имени лишь один раз - в самом начале: «Иван Великопольский, студент духовной академии». В этом имени - колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский. Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа.

    -Что означает имя главного героя?

    Символику божественного откровения выражает и имя главного героя (Иван - Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует”. Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно - Бог милует его верой в благодатность и богосотворённость

    - Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа ?
    (Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему)

    -Перескажите кратко сюжет рассказа.

    6. Пейзаж. Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа.

    -Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.

    -Что перевешивает на чаше природных весов : добро или зло?

    7. «Добро и Зло»

    -Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий "с тяги домой" и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий?

    - Почему героя охватило мрачное настроение? Опишите мироощущение героя.

    В начало произведения Чехов помещает безрадостные мысли студента о «лютой» бедности русской жизни: «...такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше». Зло, как видится чеховскому персонажу, не только лежит в основе общественного устройства, печатью несовершенства отмечен также царственный мир природы: «Ему казалось… не станет лучше» Подобный угрюмый пессимизм, исторический и философский, писатель объясняет не только реальным состоянием русской жизни, но и плохим настроением самого студента. Он с утра ушёл из дома на охоту и за целый день одинокого блуждания по лесу устал и очень проголодался. Однако «ему не хотелось домой», потому что там, он знал, ему не дадут горячего ужина. В Страстную пятницу Великого поста должно вспоминать страдания Христа и поститься самым строгим образом - и мать Ивана целый день ничего не варила. Кроме того, погода стояла не по-весеннему холодная, «по лужам протянулись ледяные иглы».

    Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана,

    Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”. Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта".

    Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции: "точно такой же ветер ", "точно такая же лютая бедность ", "такая же пустыня кругом". Подчёркивают эту неизменность и три глагольные формы: "были, есть и будут". Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями.

    Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Это открытие леденит душу и сердце героя. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от "ужасов" ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в которой он ничего не может изменить. "Ему не хотелось домой" – поистине страшная фраза.

    Тоска, безысходность, уныние – так можно описать состояние юноши. Герой впадает в уныние.

    В воображении героя предстает мрачная картина.

    - А как вы себе нарисовали бы образ мира, представшего перед студентом? Язык имеет свои краски, и прежде чем вы сформулируете мысль, вы, вольно или невольно, создаете в воображении образ или картину того, что потом оформите словесно.

    8. «Дерево». И. Ганиковский. 1988 г.

    Репродукция картины художника-авангардиста И. Ганиковского «Дерево». Попробуйте выразить философскую концепцию автора. Как вы воспринимаете картину? Попробуйте охарактеризовать репродукцию одной фразой, что приходит на ум? (Цветовая гамма - темная, черная, мрачная. Приличный хаос, красивое месиво, изображение целого мира через нагромождение стволов и веток. Мир, в котором все дополняет друг друга. Мир - хаос и он разнообразен и един; и все в нем, и плохое и хорошее, и жизнь и смерть, взаимосвязано. Зеленый листочек справа - символ зарождения новой жизни, надежды на возрождение, зерно новой жизни) .

    Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя. Почему герой идет к костру?

    После своих мрачных размышлений о беспросветных и нескончаемых ужасах жизни герой разговорился с двумя бедными вдовами, встреча с которыми должна была, по логике вещей, лишь подтвердить его угрюмую убежденность в неизбывной нищете и нескончаемых бедствиях русского народа.

    9. . Василиса и Лукерья.

    - Сопоставьте облик вдовы и её дочери. Что подчёркивает автор в их облике: сходство или различие?

    (Внешний облик женщин изображен контрастно)

    За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.

    10 . Притча.

    -С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?

    Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана, и он, греясь у вдовьего костра, вспомнил, что девятнадцать веков назад «точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. (...) Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь (...)! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!». Иными словами, библейский эпизод появляется в рассказе по ассоциации, которая родилась в голове студента духовной академии. Иван рассказывает вдовам, как апостол Пётр из страха трижды отрёкся от Иисуса.

    Прошлое, настоящее, будущее объединены ветром, голодом, страданием. Иван стремится доказать своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. Излагая канонический сюжет, Иван пытается найти оправдание Петру, пересказывая, пытается пропустить евангельскую историю через себя. Он стремится доказать себе и своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. (Вспомним 10 нравственных заповедей. ) Если даже «страстно, без памяти» любивший Иисуса ученик трижды отрекается от своего Учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестает быть человеком. Холод словно выстудил людские сердца, оттого миром правит подленькое и трусливое себялюбие.

    Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

    Как назвать то, что произошло между Студентом и двумя бедными вдовами? Он им рассказал историю Петра. Но они давно ее знали, тем более что не далее как вчера вечером слушали в церкви чтение Двенадцати Евангелий. (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

    Они вспомнили события той трагической ночи? Но чего же и вспоминать, если не далее как вчера уже вспоминали?

    (Да, он так же как и Петр усомнился в силе Христа. Иван Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли - разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр?)

    Потому, кстати, и заговорил герой с женщинами об отречении Петра, а не о самой казни Христа (которая и составляет главное содержание евангельских чтений Великих четверга и пятницы). Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, раскаялся.

    11. «Поцелуй Иуды » , Е.Келлер 1989 г.

    -Определите идею автора, философский аспект картины.

    (Цветовая гамма холодная, зеленый – ядовитый. Идея предательства – укус змеи, предательство строится на расчете, отсюда цифры на картине, предательство превращает человека в ноль. Бесцветный предатель (змея белого цвета, т.е. никакая) – его трудно выделить в толпе, он безликий, он трудно узнаваем. Предательство бывает добровольное (Иуда) и невольное (от слабости человеческой); предательство от сатаны, поэтому фон –черный, ибо с молчаливого согласия окружающих, от их равнодушия совершаются все предательства).

    12. Отречение Петра.

    -Какова реакция на рассказанную легенду двух различных женщин? Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?

    История о том, что имело место несколько веков тому назад, одинаково потрясла этих таких непохожих друг на друга женщин. События далекого прошлого в легенде о Петре, воспринимаются Василисой и Лукерьей как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания Петра для них не историческое "далеко", не мифологическое прошлое. Муки Петра тревожат их так же, как заботы сегодняшнего дня. И Петр для них не вымышленный персонаж древней легенды, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый "ближний", которого, по заповеди Христовой, следует "возлюбить как самого себя". Для них это непреложный жизненный принцип. Не мудрствуя лукаво и даже не осознавая в полной мере своей нравственной высоты, они живут в согласии с учением Христа. Исполнение первейших заповедей для них - нечто само собой разумеющееся, ведь они люди, поэтому должны жить и чувствовать по-людски.

    13. Чудо воскрешения. Лукерья.

    -Когда и под влиянием чего возникло духовное единение героинь?

    Героям, выхваченным светом пламени из обступившей весь мир тьмы, предначертано авторской волей испытать «момент истины».

    Если в Евангелии на слёзы несчастного Петра («И исшед вон, плакася горько») никто не реагирует, то в чеховском рассказе, «всем своим существом» сочувствуя Петру, плачет Василиса, а у Лукерьи такой вид, будто она с трудом сдерживает сильную боль. Направляясь домой и обдумывая реакцию вдов на свой рассказ, Иван приходит уже к оптимистическому взгляду на окружающий мир: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». А если так, то, думает студент, «прошлое (...) связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого», значит, человек не отделён, а включён в мир природы и людей. Так Иван преодолевает чувство одиночества, и, хотя сумерки, усталость, холод, голод, Страстная пятница никуда не исчезают, жизнь начинает представляться студенту «чудесной».

    Очевидно, что пересказ библейского сюжета разграничил в произведении философский пессимизм и оптимизм студента. Что же понял молодой человек в вечер Страстной пятницы, что заставило его столь кардинальным образом поменять своё отношение к миру? Пессимизм Ивана был связан с тем, что он смотрел на жизнь со стороны, отделяя себя от окружающего мира, то есть как эгоист. При такой точке зрения всё хорошее сосредоточивается в самом эгоисте, а мир, конечно, из рук вон плох, причём неизменно и всегда плох. Оптимизм появился у Ивана тогда, когда он поместил свою неповторимую личность внутрь мира и, подобно Пьеру Безухову, почувствовал своё бессмертие , потому что окружающий мир - «всё это моё, и всё это во мне, и всё это я» (Л.Н.Толстой «Война и мир», 4, 2, XIV). Так человек, не теряя своей индивидуальности, оказывается связан со всем миром и со всеми людьми, бывшими, настоящими и будущими, то есть становится необходимым звеном в великой исторической цепи человечества.

    - Что же объединяет людей? Вывод: Всех героев объединяет необыкновенная чуткость, сострадание, острое восприятие событий далекого прошлого и чувство своей личной сопричастности к ним.. В саду первосвященника Христос страдает за своё гуманистическое религиозное учение (правда) и, несмотря на побои и грозящее распятье, не отрекается от него (красота). Апостол Пётр, отрекаясь от учителя во дворе первосвященника, убеждается, что сам - слабый человек (правда), хотя несколько часов назад гордо отделял себя от обыкновенных смертных и говорил Христу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». Понимая своё малодушие и ничтожность по сравнению с Христом, Пётр одновременно сочувствует учителю, плача о нём (красота). Василиса не разумом, а душой постигает подвиг Христа и поведение Петра (правда) и плачет о них, жалея обоих (красота).

    - Но в самом ли деле героя волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы?

    - Как и почему изменяется его умонастроение? Почему он испытывает радость?

    После разговора с вдовами об апостоле Петре Ивану «показалось, что он только что видел оба конца... цепи», соединяющей всех людей в мире - и выдающихся героев (любимого ученика Христа), и заурядных деревенских жителей (Василису, Лукерью, да и самого студента): Иван «дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» конец цепи. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Финал рассказа подтверждает, что молодой человек (хотя бы на время) выбирает оптимистический взгляд на мир, потому что по дороге домой «жизнь казалась ему восхитительной».

    - Какими красками вы выразили бы возвращение души из мрака к свету?

    14. « Ангел пересек мою душу» , репродукция картины Е. Горчаковой. 1986 г

    - Каков философский смысл этой картины?

    (Цветовая гамма - теплая, жизнерадостная. Прекрасное в наших душах – это что – то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Но прекрасное – это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. Встреча с ангелом наполняет душу прекрасными, возвышенными чувствами.)

    15 - В чем же залог счастья, по мнению Чехова?

    Студенту пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что все поколения до нас и что будут после нас несчастны потому, что не горят тем божественным огнем души, огнем сострадания и духовного совершенствования.

    И залог счастья, похоже, не в вещном, материальном мире, а в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты В умении прикоснуться к этому вечному

    16.- Итак, какова философская концепция рассказа А.П. Чехова “Студент”? О чем хотел поведать миру А.П.Чехов, написав свою короткую новеллу?

    (Примерные выводы. Связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века “направлявшая человеческую жизнь”, составлявшая “главное в человеческой жизни и вообще на земле”.)

    17.- Почему же Чехов называл этот рассказ любимым?

    Именно в этом рассказе Чехов сумел представить своё оригинальное понимание «вечных» мировоззренческих вопросов. Человек не одинок в мире - он связан с множеством людей в пространстве (Иван и вдовы) и во времени (Иван и апостол Пётр). Эта духовная связь придаёт отдельному человеку силу и наполняет его жизнь высоким смыслом. Иван Велико-польский специально не задумывается над смыслом жизни, подобно героям Л.Н.Толстого или Ф.М.Достоевского, но сами жизненные обстоятельства наталкивают чеховского героя на философские размышления, внешне (но только внешне) очень простые и неокончательные.

    Чеховские герои из рассказов, более поздних, чем «Студент», пытаются обрести эту общую идею-опору в любви («Маленькая трилогия»), в семье («Душечка»), в труде («Ионыч»), но всё безрезультатно. Поэтому в некоторых литературоведческих работах можно даже прочитать, что Чехов вообще не нашёл свою «общую идею»

    -Как вы думаете, наш герой раз и навсегда укрепился в своей вере? В финале чеховского рассказа выражено сомнение, что герой раз и навсегда определил для себя смысл жизни. Достаточно обратить внимание на авторские оговорки - «ему было только двадцать два года», «жизнь казалась ему...» - и на тот факт, что молодой человек так и не доходит до дома: писатель оставляет его на пути к родной деревне. Так Чехов подчёркивает относительность философской идеи рассказа и, следовательно, не навязывает читателю понимание жизни, сформулированное студентом духовной академии Иваном Великопольским.

    Рассказ очень короткий, но вмещает в себя очень важные для автора размышления и яркие образы, какими же языковыми средствами это достигается?

    Выписать в тетрадь примеры, зачитать. Например:

      метафоры: цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле;

      эпитеты: пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья, ледяные иглы;

      олицетворения: природе жутко;

      сравнения: …что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…

    Дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

      «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент»

      Роль контрапункта в новелле «Студент».

    Приложение 1

    «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»

    Саади

    «Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить»

    Ф.М. Достоевский

    «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей»

    Ф.М.Достоевский

    «Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся»

    Л. Н. Толстой

    «Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека»

    М.М. Пришвин

    «Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...»

    А.П.Чехов. «Три сестры»

    «Погубивший единую душу – губит весь мир, а спасший невинного - спасает все человечество»

    Библия

    Приложение 2

    Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

    Не сотвори себе кумира; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его.

    Почитай отца твоего и мать твою.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего.


    Источники информации

      Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.

      Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова “Студент” // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.

      Харитонова О.н. Философская новелла А.П. Чехова “Студент” на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54.v

    Интернет- ресурсы:

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.сайт/

    Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент"

    Этот рассказ о человеке, который пришёл к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека.

    Главный конфликт в рассказе Чехова этический - человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий священник посмел отступиться от признания Божественной благости: «ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь лучше не станет». Тем самым он совершает предательство Первого апостола. Это и является внутренней, на уровне подсознания, мотивировкой обращения Ивана Великопольского к событиям в Гефсиманском саду и к образу Петра.

    Главным действующим лицом в этом рассказе является Иван Великопольский, студент духовной академии, ему всего лишь 22 года, а он уже разочарован жизнью и думает, что в ней есть только «невежество, тоска, мрак, чувство гнёта». И он убежден, что так было и будет всегда. В конце же рассказа перед нами совсем другой человек, который обрёл надежду на счастье, нашёл своё месть в жизни, для которого мир вокруг прояснился и непонятные вещи стали простыми. Помимо главных действующих лиц, в рассказе присутствуют второстепенные образы - это Василиса и её дочь Лукерия - это простые женщины, но у них есть самое главное достоинство вера в Бога. Им близко то, что пережил Пётр, потому что они сами чувствовали то же самое. Они тоже переживали ужасные мучения, но им удалось сохранить свою веру, несмотря на все жизненные испытания.

    Немаловажную роль в рассказе играет описание пространства и времени: болото, лес, луг, огороды - в начале рассказа, сменяются рекой, горой, широким пространством в финале. Небо и земля практически не видны студенту и читателю. Герой предстаёт в объёмном мире горизонтально организованного художественного пространства. Он идёт из леса к простору речной переправы, из сумерек на костёр, от темноты к бледной заре; соответственно он движется от мрака пессимизма к свету надежды, к ожиданию счастья.

    В целом практически весь рассказ состоит из описаний природы, места, времени и т.д. Это делает рассказ более ярким и понятным.

    Мне этот рассказ понравился, несмотря на такой небольшой объём рассказа, Чехов затрагивает довольно таки глобальные нравственные проблемы.

    Антон Павлович Чехов. Студент

    чехов рассказ студент сюжетный

    Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело.

    Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке.

    У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле.

    Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше.

    И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали.

    Вот вам и зима пришла назад,- сказал студент, подходя к костру.

    Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

    Не узнала, бог с тобой,- сказала она.- Богатым быть.

    Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее все время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

    Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр,- сказал студент, протягивая к огню руки.

    Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

    Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: Небось была на двенадцати евангелиях? Была,- ответила Василиса. Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: "С тобою я готов и в темницу и на смерть". А господь ему на это: "Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня". После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал.

    Потом, ты слышала: Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

    Пришли к первосвященнику,- продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: "И этот был с Иисусом", то есть что и его, мол, нужно вести к допросу.

    И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: "Я не знаю его". Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: "И ты из них". Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то, обратился к нему: "Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?" Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: "И исшед вон, плакася горько".

    Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

    Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся.

    Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

    И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое,- думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

    А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы,- ему было только двадцать два года,- и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

    Размещено на сайт

    Подобные документы

      Комбинация традиционного и нетрадиционного нарративов в рассказе Чехова "Студент". Разноречие и собственная ценностно-смысловая позиция автора, рассказчика и героя в произведении. Идеологическая и пространственно-временная точка зрения повествователя.

      контрольная работа , добавлен 03.06.2011

      Время написания рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой", художественный мир произведения, главные действующие лица и сюжет. Внутренние переживания героев. Цветовая палитра рассказа. Использование Чеховым жестикуляции и кажущихся случайными деталей.

      сочинение , добавлен 06.07.2011

      Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

      контрольная работа , добавлен 14.06.2010

      Краткий анализ рассказа А.П.Чехова "Крыжовник", характеристика образа главного героя - помещика Николая Иваныча. Конфликт рассказа, его основные мысли и идеи. Выдающиеся цитаты из произведения "Крыжовник". Отношение Чехова к мечте Николая Ивановича.

      презентация , добавлен 03.06.2013

      Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".

      курсовая работа , добавлен 31.10.2012

      "Палата №6" один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом, который создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Жизнь доктора Рагина - история борьбы мировоззрения человека с реальностью.

      доклад , добавлен 29.04.2008

      Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

      дипломная работа , добавлен 02.06.2017

      Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.

      сочинение , добавлен 21.12.2002

      Конец 70-х годов XIX века - начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа "Толстый и тонкий". Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

      реферат , добавлен 09.07.2010

      Рассказ "Крыжовник" Чехова пропитан темой нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособностью к социальному и личному жизнеустройству. Определение предмета, композиционных частей, персонажей, мотивов произведения.

    Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

    К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

    Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

    Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее - это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

    Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

    Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

    Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова - человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

    «Студент» - это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя - студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

    • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
    • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение