Биографии Характеристики Анализ

Когда освободили негров от рабства. Начало самостоятельной жизни

19 июня 1862 года на территории США было отменено рабство. Президент Линкольн поставил свою подпись под соответствующим законом. Для того, чтобы все жители Америки стали свободными, оставалось выполнить сущую малость: заставить закон работать. Препятствие было только одно: Гражданская война, которая полным ходом шла в США как раз по данному поводу.

Разумеется, предпосылки у Гражданской войны были сложнее, чем разница в идеологических позициях Севера и Юга в отношении рабовладения, однако вопрос рабства оставался одним из самых острых. На Севере бурно развивалась промышленность, на производстве работали в основном эмигранты, Юг же развивался как сельскохозяйственный регион и работали на его плантациях преимущественно рабы. Возникали многочисленные налоговые и юридические вопросы, которые с каждым годом становились все серьезнее. Возникла опасность, что в рамках одного государства северные и южные штаты Америки существовать больше не смогут.

Приход к власти Авраама Линкольна после победы на выборах 1860 года стал сигналом, для начала сецессионных процессов. Южные штаты стали выходить из состава государства, боясь оказаться в меньшинстве при принятии знаковых решений на федеральном уровне, хотя формально Конституция этого права им не давала. В итоге о своей независимости объявили 11 штатов, занимающих в совокупности 40 процентов территории США.

19 апреля 1861 года начались боевые действия. Гражданская война в США продолжалась четыре года и три месяца до июля 1865 года. Уже в июне 62-го закон провозгласил отмену рабства на всей территории США, однако в тот момент это было не более чем амбициозным заявлением: кто победит в войне, оставалось неясным. 1 января 1863 года вступила в действие "Прокламация об освобождении" рабов, подписанная Линкольном за два дня до этого. Документ состоял из двух указов президента, первый из которых объявлял свободными всех рабов на территории Конфедеративных штатов Америки (Юга), а второй отдельно перечислял десять штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

Следующим этапом освобождения стала 13-я поправка к Конституции США. Она была принята Конгрессом 31 января 1865 года, ратифицирована необходимым количеством штатов 6 декабря 1865 года и вступила в силу 18 декабря 1865 года. Данная поправка запрещала рабство и принудительный труд на территории США, кроме как по приговору суда в качестве наказания за преступления. Впрочем, ратификация этой поправки немилосердно затянулась. Последним ее ратифицировал штат Миссисипи и сделал это… в 1995 году, что, разумеется, было просто формальностью (международные документы, запрещающие рабство, были приняты гораздо раньше), однако является фактом. Полностью же процедуру ратификации Миссисипи закончил лишь в текущем, 2013 году.


Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менее равными.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов.

Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самого начала английской колонизации существовали реальные условия для развития сельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли Нового Света, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климат благоприятным.

Появление африканских негров в британских колониях Северной Америки обусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первыми поселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственность земельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцев привела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установилась абсолютная зависимость работника от работодателя «посредством принудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной, естественной основы колониального богатства.

«Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобритании возникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразу синонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судах рабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введения негритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонисты широко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых.

«Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себе подобных, будь они белой или какой–либо другой расы».

Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол губернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение в американских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги, всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость в отношениях между английскими властями вылилась в вооружённое столкновение. Так началась война северо-американских колоний за независимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Она освободила американцев от власти короля и английской аристократии, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы.

Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилось решающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазной революции.

4 июля 1776г. Конгресс принял декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.

Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.

Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство.

Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей.

«Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла его экономические и политические позиции во вновь образованном государстве – Соединенные Штаты Америки».

В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страны и отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.

В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севере США. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основатели США, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагая особые надежды на фундаментальную естественную причину – методично нараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежа XVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар.

Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвало беспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII века, хлопкоочистительной машины резко повысило производительность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы.

В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в самих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации «короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.

Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторы обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формам эксплуатации рабочей силы на Юге, необходимо, прежде всего, отнести специализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи и саму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись в настоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалось федеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка.

В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабства пользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено.

Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало в стране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытывая пережитков феодализма, - в стране, где торжественно провозглашались лозунги свободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтому рабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала.

Борьба за отмену рабства имеет почти столь же длинную историю, как и само рабство. Во всяком случае, в XVIII веке сторонников отмены этого института в США уже хватало. Главным образом они были уроженцами Севера, где к началу XIX века, в основном по экономическим причинам, рабство было отменено. Среди южан противники рабовладения тоже встречались. В разное время против рабства выступали такие знаменитые граждане Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец генерала Ли - военного вождя Конфедерации, который также не испытывал к рабовладению горячей любви). Однако на протяжении почти всей первой половины XIX столетия аболиционизм оставался уделом фанатиков и одержимых вроде Джона Брауна. Массового движения не было. Более того, прорабовладельческие симпатии были очень сильны и в северных штатах, например, в Иллинойсе, где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация была и в Индиане, где население высказывалось в пользу легализации рабства. В Огайо суды присяжных часто выносили решения в пользу рабовладельцев, требовавших возвращения беглых рабов.

В 1848г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартийной системе по вопросу о рабстве, выдвинула гораздо более мягкие требования. Эта партия, сформулировавшая крылатый лозунг «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на новые территории. Но фрисойлеры не могли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов.

В 1854-1856гг. в США произошла перегруппировка партийно-политической системы, вигов вытеснила новая Республиканская партия. В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей Фри сойл, решительно потеснила Американскую партию в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у Демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему «демократы – виги».

В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.

Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.

1854год, превратив рабство из «фигуры умолчания» в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонников и противников рабства, а также их радикализации.

Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно – и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.

С 1854г. оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вытеснившая из двухпартийной системы вигов. Республиканцы предполагали в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходили из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1862г. не выдвигала, её антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась чётко. Во второй половине 1850-х гг. она была выражена Линкольном с помощью крылатой библейской фразы: «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». Линкольн раз за разом повторял, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении чёрных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на чёрных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобождённые рабы.

Нарастание радикальных начал в позиции республиканской партии сопровождалось углублением консервативной реакции со стороны рабовладельческих штатов. Стремительно нараставшие агрессивность и реакционность рабовладельческого класса имели следствием не только углубление пропасти между Югом и Севером, но и возникновение раскола в Демократической партии, являвшейся главной политической защитницей рабовладения на общенациональном уровне. Накануне президентских выборов 1860г. демократы разделились, по сути, на две партии: южная фракция отстаивала легализацию прав рабовладения в любой части США, даже независимо от волеизъявления местных жителей, а северная фракция во главе с С. Дугласом доказывала, что рабовладение может быть санкционировано только волеизъявлением избирателей. Раскол демократов стал важной причиной победы на президентских выборах 1860г. Республиканской партии во главе с А. Линкольном. В ответ на победу республиканцев южане заявили о выходе их Союза и образовании собственного государства.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился Гражданской войной 1861-1865гг. Гражданская война, в свою очередь, разделилась на два этапа.

На первом этапе 1861-1862гг. – Линкольн и его правительство подчёркивали, что война ведётся с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидацию рабства.

Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы.

На втором этапе – конец 1862-1865гг. – Линкольн стал призывать к отмене рабства в США, что резко повлияло на характер войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.

В книге В. Кремера, Г. Тренклера «Лексикон популярных заблуждений» отмечено следующее: Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861-1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью Севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов. К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным.

Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства. Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. Как раз в этом - в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов - видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны.

Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество - а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу - теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и - война тем самым была выиграна.

Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.

В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.

Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политические. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.

Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868 г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству «наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.

Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избирательного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и доходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций Ку-клукс-клана, других проявлений расизма.

К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно-либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а в значительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политический класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.

Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинациями. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции.



Знает немало трагичных и мрачных моментов. На пути к прогрессу и просвещенности практически все расы прибегали к такой жуткой форме общественного развития, как рабство. Соединенные Штаты тоже не избежали этого мрачного этапа в своей богатой на события истории. С самого момента образования этой страны рабство в США стало неотъемлемой частью и нормой американской жизни.

В Соединенных Штатах сформировалась, пожалуй, самая странная форма рабовладения в истории. Образованное в недрах американского капитализма, рабство отразило его становление в аграрном молодой страны. Американские плантаторы из-за крайней скудности рынка рабочей силы вынуждены были прибегнуть к эксплуатации чернокожих рабов.

Использование невольничьего труда оставило неизгладимый отпечаток на плантаторской буржуазии, превратив ее, возможно, в самый странный и необычный класс рабовладельцев в истории планеты. Американские плантаторы того времени - это невообразимый и совершенно причудливый синтез типично капиталистических и рабовладельческих черт.

Рабство в США является сложнейшим комплексом социально-экономических, гражданско-правовых, идеологических, расовых и общественно-политических проблем, корни которых кроются в глубинах американской истории. Появление такой формы общественного развития обусловлено в первую очередь наличием на территории бескрайних земельных пространств, что создавало самые благоприятные условия для развития аграрного хозяйства и его движения по пути свободного предпринимательства.

Не зря именно здесь сложились все предпосылки для формирования такой либеральной формы рабовладения, как патриархальное рабство, при котором чернокожие невольники считались просто бесправными членами семей белых плантаторов. Это преимущественно касается северных штатов. На юге же дело обстояло несколько иначе. Здесь процветало классическое рабство. Накануне начала гражданской войны, положившей конец этой форме общественного развития, 89% чернокожих невольников проживали на юге.

Последним штатом, ратифицировавшим отмену рабства, стал именно южный штат - Миссисипи. Плантационное рабство в США, будучи коммерчески выгодным предприятием, приносившим баснословные доходы поднимающему классу американских капиталистов, просуществовало без малого два с половиной столетия и вызвало резкие противоречия в экономической и политической сферах между североамериканскими и южными штатами. Рабство в США служило не только целям обогащения и развития аграрной экономики, но также и усилению политического и социально-общественного влияния крупных плантаторов-рабовладельцев.

А начиналось все с голландских работорговцев. Несколько позже к этому выгодному бизнесу подключились и британские судовладельцы. Первый голландский корабль с «живым товаром» причалил к побережью североамериканского континента в конце лета 1619-го года. Он доставил двадцать чернокожих рабов, которых моментально купили состоятельные белые колонисты. С этого момента в портовых городах и поселках регулярно стали появляться объявления о продаже «живого товара». Пока, наконец, в 1863-м году не была принята где, в частности, упоминалось о недопустимости использования рабского труда.

6 марта 1857 года Верховный суд США постановил, что рабы не могут быть гражданами, поскольку являются имуществом. Это решение было принято семью голосами против двух и сводилось к тому, что никто не вправе лишить американского гражданина собственности. Об этом и еще о шести фактах, связанных с американским рабством, мы и решили рассказать.

1. Крепостные из России тоже имущество

Чернокожий раб Дред Скотт, который принадлежал армейскому хирургу, оказался со своим хозяином в крепости Рок-Айленд, расположенной на территории, где рабство было запрещено. По возращению в Сент-Луис в 1846 году Дред Скотт подал в суд для официального получения свободы, ссылаясь на так называемый Миссурийский Компромисс от 13 февраля 1819 года, согласно которому рабы, оказавшие на территории Великих Равнин, становились свободными. Однако этот закон распространялся на территории, севернее 36°30".

В общей сложности Дред Скотт судился 11 лет и дошел до высшей судебной инстанции.

В Верховном суде к рассмотрению дела приступили 11 февраля 1856 года и 6 марта 1857 года вынесли вердикт, состоящий из трех пунктов:

— Лица африканского происхождения не были, не могут быть ни сейчас, ни в будущем гражданами США. Являясь имуществом, они не могут быть истцами.

— Исключения из вышестоящего правила распространяются на территории, в которых действует Миссурийский Компромисс.

— Пятая Поправка к Конституции Соединенных Штатов запрещает федеральному правительству освобождать рабов (крепостных крестьян), привезенных из Российской Империи.

2. На смену белым рабам по контракту

Первыми рабами в Америке были европейцы, так называемые белые сервенты, которые подписывали контракт на добровольное рабство в обмен за трансферт через Атлантический Океан. Их еще называли «законтрактованными слугами». Через четыре года они получали свободу и землю. Однако это было невыгодно землевладельцам. Особенно ситуация обострилась в 1619 году, когда в колонии Виргиния возникла угроза повторения голода зимы 1609/1610 годов из-за того, что не удалось собрать урожай. На требование к губернатору сэру Томасу Смиту обеспечить поселенцев рабочей силой откликнулись работорговцы.

Именно тогда прибыл голландский корабль с двадцатью чернокожими рабами на борту. С этого года начинается отсчет негритянского рабства и расизма в США.

3. Рейс «Золотой берег» — Виржиния

Некто Джон Барбот, побывавший в конце XVII века на Золотом берегу, утверждал, что негров угоняли в рабство со всей Африки. Многие из них преодолевали путь в тысячу миль, прежде чем попасть на корабль работорговца.

«…Когда рабов приводят из внутренних районов в Фиду, их помещают в клетку или тюрьму рядом с берегом, — написал Джон Барбот в своих рукописях. — А когда европейцы приходят за ними, их выводят на большой пустырь, где этих людей подробно обследуют судовые врачи, разглядывая каждого, от ребенка до мужчин и женщин, стоящих обнаженными. Тех, кого сочли подходящими и здоровыми, отводят в одну сторону, ставя на грудь раскаленными железными клеймами знаки французских, английских или голландских компаний. После этого клейменых рабов загоняют обратно в клетки, где они ожидают отправки, иногда в течение 10−15 дней».

4. Хлопковые плантации

В 1636 году в штате Массачусетс был построен первый американский корабль, специально для перевозки людей из Африки, а в 1705 году в Виржинии был принят закон, разрешающий «убивать беглых рабов». Перепись населения США 1790 году показала, что из 3.9 миллиона человек, приживающих в этой стране, насчитывалось 700 тысяч рабов.

В 1793 году уроженец Массачусетса Эли Уитни запатентовал хлопкоочистительную машину, благодаря которой с 1800 года началась эра хлопковых плантаций на юге США. Чернокожие рабы трудились на них по 18 часов в день, причем в качестве надзирателей набирались бывшие каторжане, солдаты и уголовники.

5. Раб, который боролся за права женщин

О том, как в реальности жили и работали рабы на плантациях Америке, рассказал Фредерик Дуглас, рожденный в рабстве в 1818 году на восточном побережье Мэриленда. После успешного побега в 1838 году он поселился в Нью-Бедфорде (штат Массачусетс) и написал подробные мемуары о своей рабской жизни. Удивительно это тем, что законы Америки запрещали учить рабов грамоте, но беглец не только хорошо читал, но и писал высокопрофессиональные очерки. Фредерик Дуглас поведал об унижениях и избиениях, которые он испытал на плантациях Эдварда Кови. Прославился он еще и тем, что вел активную борьбу за права женщин.

6. «Хижина дяди Тома»

Но самую настоящую войну за освобождение Америки от рабства начала писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома». Об этом Авраам Линкольн сказал в декабре 1862 года в Белом Доме, подчеркнув огромное значение этого произведения. По словам писательницы, роман получился ярким и обличительным именно потому, что книга основана на реальных фактах, о которых она узнала, когда жила на юге штата Огайо в 1830 и 1840-х годах.

«Хижина дяди Тома» стала для американцев настольной книгой, её читали в каждой семье и с ней шли в бой с войсками южных штатов.

В Америке рабство было запрещено в 1865 году — четыре года спустя после отмены крепостного права в России.

7. Вечная тема

Для Америки тема рабства остается одной из самых востребованных и любимых в искусстве. Историческая картина «12 лет рабства» режиссёра Стива Маккуина получила премию «Оскар» за лучший фильм в 2014 году. На первый взгляд типичная история чёрного человека Соломона Нортапа, попавшего в рабство, вскрывает саму сущность расизма, который, по мнению плантатора Эдвина Эппса, оправдан в Библии, мол, белым людям самим господом Богом дано право бить и принуждать к труду негров. Авторы картины показывают, что христианство и расизм не имеет ничего общего.

В 1936–1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. Эти разговоры выложены на сайте Библиотеки Конгресса США. Arzamas публикует отрывки

Джордж Янг, Ливингстон, штат Алабама, 91 год

«Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не дава­ли. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там [мы] радовались и кричали, и [нас] никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Некоторые засовывали голову в ведро и так молились, а кто-нибудь следил, чтоб надсмотрщик не увидел. Если что-то узнавали, нас били.

Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую - к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской - такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: „Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!“ А если кто не шел, его били».

Милли Иванс, штат Арканзас, 82 года

«У нас были лучшие хозяин и хозяйка в мире, они были христианами и нас учили жить по-христиански. Каждое воскресное утро хозяин звал всех нас, негров, в дом и пел, возносил молитвы и читал нам Библию. Хозяин учил нас не быть плохими; он учил нас быть хорошими; говорил нам никогда не во­ро­вать, и не врать, и не делать ничего плохого. Он говорил: „Что посеете, то и по­ж­нете, посеете единожды, а пожнете вдвое“. Я это запомнила с детства и ни­ко­­гда не забывала».

Том Макалпин, Бирмингем, штат Алабама, старше 90 лет

«Нет, сэр, меня не пороли, разве один раз. Это случилось, когда хозяин сказал мне, чтобы свиньи больше в кукурузу не заходили, а если зайдут, я получу как следует. Ну и вот, босс, был один старый кабан, которого у меня никак не полу­чалось отвадить, и я тогда взял иголку и зашил ему глаза. Я, конечно, был ма­ле­нький черномазый хулиган и не понимал, что делаю, и зашил этому кабану веки, чтобы он ничего не видел. Это помогло, но когда хозяин узнал, он меня выпорол так, что я до сих пор помню. Босс, это был единственный урок, который мне был нужен за всю мою жизнь. Он мне помог».

Айзем Морган, Мобил, штат Алабама, 84 года

«Мы, негры, жили очень даже неплохо. Еды было полно. Нам надо было просто попросить, и хозяин всё делал. Больше всего мы любили опоссума с картош­кой. Мы охотились по ночам с большим мешком и сворой гончих, они быстро загоняли опоссума на дерево, потом стояли вокруг и лаяли. Если дерево было небольшое, мы его стрясали, а если большое, один из негров залезал наверх и ловил старого мистера опоссума.

Вообще, было очень весело выслеживать опоссума или енота. Енота интересней всего, но он не такой вкусный, как опоссум. Я один раз видел, как загнанный енот откусил собаке кончик носа.

Хозяин никогда нас не бил; он просто говорил, что делать, а если мы этого не делали, он звал нас к себе и говорил на свой особый манер: „Негр! Сколько раз тебе повторять, чтобы ты делал, как тебе говорят?“ Вот и всё, что он гово­рил, - и уж поверьте, миссис, он умел так на тебя посмотреть, что ты аж под­прыгивал. Когда он покупал нового раба, а тот не привык делать, что ему говорят, хозяин быстро с ним справлялся».

Тетя Найси Пью, Мобил, штат Алабама, 85 лет

«Была белая женщина, которую убил негр: она его побила за то, что он натра­вил собаку на хорошую дойную корову. Никогда не видела такого подлого негра. Никогда не забуду то, что с ним сделали белые после того, как его суди­ли. Его привязали к лошади и проволокли по всему городу, потом заставили идти босиком по острым камням, ноги были все в крови, как будто их порезали ножом. Воды ему в тот день не давали и держали на палящем солнце, пока готовились его повесить. Когда всё было готово, его поставили на помост, раздели и стали швырять в него камни; сыпали в глаза гравий и сломали ребра огромными булыжниками. Потом затянули вокруг шеи веревку и вздернули так, что у него глаза вылезли из орбит. Я понимала, что смерть была для него избавлением.

Но так-то, белые господа, жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде.

Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»

Фрэнк Смит, штат Алабама, около 90 лет

«Когда началась Великая война, хозяйка взяла своих детей и меня, и мы переб­рались в какое-то место, там еще был суд, они называли его „Калпепер“ 

Или как-то так. Мы жили рядом с большой гостиницей, где останавливался генерал Ли и его солдаты, и у них была самая роскошная форма из всех, что я видел. Они были настоящими джентльменами, и хозяйка разрешала мне им прислу­живать, когда я не нужен был в доме. Я чистил сапоги генералу Ли, и он всегда давал мне монету и говорил: „Вот теперь красота“. Он держался прямо и с до­сто­инством, говорил мало и всё ходил взад-вперед по галерее, а ординарцы приносили ему телеграммы из Булл-Рана, где наши сражались с янки 

Когда война подобралась к нам близко, мы поехали в Линчбург, но хозяйка сильно нервничала из-за войны, так что, когда я сломал ее столовый нож c руч­кой из слоновой кости и забыл ей сказать, она дала мне такую пощечину, что го­лова чуть не оторвалась, и продала меня. Мой новый хозяин был не такой, как старые хозяева, так что я сбежал и вступил в армию янки. Мы прошли с ге­не­­ралом Шерманом до самой Атланты, потом они повернули обратно и про­шли до самой Чаттануги и дальше, пока не дошли до Нэшвилла 

Форму мне дали, а оружие - нет: я дрался сковородкой».

Степни Андервуд, штат Алабама, 85 лет

«Они были хорошие люди, эти Андервуды. Помню, они считали меня смеш­ным, похожим на обезьянку. Хозяин надо мной хохотал до упаду, а когда были гости, они всегда говорили: „Где Степни? Мы хотим, чтобы он нам станцевал“. Я такие коленца для них выделывал!

Однажды я закончил свои дела, тихонько вышел и пошел на другую планта­цию, чтобы увидеться с мамой. И вот на полпути, в лесу, я столкнулся с двумя патрульными 

Они остановили меня и говорят:

Эй, негр, ты чей?

Мастера Джима Джонстона 

Говорю.

А что же ты тут тогда делаешь? - спрашивают они, а сами подбираются поближе, чтобы меня схватить.

Я решил больше не тратить времени на разговоры с ними, потому что пони­мал, что сейчас меня будут бить. Я побежал что есть мочи по лесу, как спугну­тый кролик, а патрульные - за мной. Я знал, что эти два дядьки точно меня не догонят, но и что дома меня ждет порка.

Впрочем, домой я в ту ночь не пошел. Я остался в лесу и развел небольшой костер. Прилег под платаном, чтобы собраться с духом и пойти домой. Я слы­шал, как где-то далеко в лесу рычали пумы и выли дикие кошки, и мне очень хотелось к маме. Скоро я заснул прямо там, на мху. Утром проснулся ужасно голодным и, когда солнце перевалило за холм, услышал, как кто-то проди­рается через кусты. Это был хозяин, надсмотрщик и еще какие-то люди. Я побежал им навстречу и закричал изо всех сил:

Мастер Джим, я тут!

Он подошел с очень нахмуренным лицом, а у надсмотрщика в руках была плетка.

Ах ты кучерявый негритянский чертенок, - сказал хозяин. - Я покажу тебе, как убегать из дома. Пойдем домой, я накормлю тебя завтраком и дам прилич­ную одежду. Ко мне сегодня приедут гости, а ты тут в лесу, вместо того чтобы танцевать.

И тут хозяин улыбнулся, как будто я ничего плохого не сделал.

Наверное, ты хочешь к маме, бедный негритенок. Что ж, придется купить ее. Ах ты чертенок! А ну пошли домой».