Биографии Характеристики Анализ

Понятия дуального образования и обучения. Дуальное обучение

4. Основные методы финансового анализа

Финансовый анализ, используя специфические методы и приемы, позволяет определить параметры, дающие возможность объективно оценивать финансовое состояние предприятия. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и предприятиям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения, деятельности предприятия за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового положения.

Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие:

Предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Горизонтальный анализ;

Вертикальный анализ;

Трендовый анализ;

Метод финансовых коэффициентов;

Сравнительный анализ;

Факторный анализ;

Расчет потока денежных средств;

Специфический анализ.

4.1 Предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности

Предварительное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно.

4.2 Горизонтальный анализ

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных.

4.3 Вертикальный анализ

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы.

Наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес оборотных и вне оборотных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав внеоборотных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля и другие. Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия.

2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его пре доставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в других случаях.

3. Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; в составе каждого из этих видов денежного потока более глубоко структуризируется поступление и расходование денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным его элементам.

Результаты вертикального (структурного) финансового анализа обычно также оформляются графически.

а) секторная диаграмма направлений распределения прибыли

б) столбиковая диаграмма направлений распределения прибыли

4.4 Трендовый анализ

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд - основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом.

4.5 Метод финансовых коэффициентов

Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильности коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике. Наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; коэффициенты оценки оборачиваемости капитала; коэффициенты оценки рентабельности и другие.

4.6 Сравнительный анализ

Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития. Наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

4.7 Факторный анализ

Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения, так же может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем.

Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.

4.8 Расчет потока денежных средств

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

4.9 Специфический анализ

К специфическим методам анализа можно отнести:

Анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;

Анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;

Анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;

Отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.

Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Под методикойпонимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. При этом под методикойэкономического анализа понимается совокупность способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

В качестве важнейшего элемента методики экономического анализа выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа.

В экономическом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел аналитических группировок).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. (рисунок 2.1).

Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Усовершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Это характерно для всех наук. За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более точными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.

Финансовый анализ, используя специфические методы и приемы, позволяет определить параметры, дающие возможность объективно оценивать финансовое состояние предприятия. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и предприятиям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения, деятельности предприятия за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового положения.


Рисунок 2.1 – Способы экономического анализа

Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие:

Предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Горизонтальный анализ;

Вертикальный анализ;

Трендовый анализ;

Метод финансовых коэффициентов;

Факторный анализ;

Сравнительный анализ;

Расчет потока денежных средств;

Специфический анализ.

Предварительное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно.

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных.

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы.

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд - основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом.

Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем. Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике. В п. 1.3 более подробно будут рассмотрены вопросы проведения факторного анализа.

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

К специфическим методам анализа можно отнести:

Анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;

Анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;

Анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;

Отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.

Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.

Характеристика метода

Горизонтальный анализ означает метод сопоставления значений одинаковых показателей в течение определенного временного периода. Другим названием метода является временной или динамичный, ведь проводится оценка изменения в определенном году по сравнению с показателя в предыдущем или базовом.

Горизонтальный анализ подразумевает сопоставление данных одного периода с предыдущим. В рамках финансового горизонтального анализа баланса происходит сравнение значения, например, дебиторской задолженности за 2016 год с дебиторской задолженностью за 2015 год. Расчет абсолютных и относительных отклонений является важным элементом этого метода. Абсолютное отклонение означает изменение показателя, выраженное в рублях или другой валюте. Относительное отклонение означает изменение показателя, выраженное в процентах.

Простыми словами: Горизонтальный анализ – это сравнение данных за определенный времени.

Горизонтальный анализ, как и вертикальный анализ, также может использоваться при изучении основных форм финансовой отчетности предприятия: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств. Кроме этого, в процессе анализа следует сравнивать между собой приросты показателей из различных форм финансового отчета, что позволит сформировать дополнительные выводы и рекомендации.

Методика проведения горизонтального анализа отчетности

Процесс предусматривает определение абсолютного отклонения, а также относительного прироста показателя. Например, при определении изменения суммы основных средств формула будет иметь вид:

Абсолютный прирост =

сумма основных средств в текущем году -

Сумма основных средств в предыдущем году

Относительный прирост =

абсолютный прирост

сумма основных средств в предыдущем году

При исследовании длительных явлений, происходящих в течение трех лет и более, целесообразно применять дефляторы для получения реальных результатов изменения явления в процессе его развития.

При выполнении анализа изменений из года в год, соблюдайте следующие правила:

1. Если элемент имеет значение в базовом году, и не имеет нулевое значение в следующем периоде, снижение равно 100%.

2. Осмысленное процентное изменение не может быть посчитано, если одно число является положительным, а второе число отрицательное.

3. Процентное изменение не может быть вычислено, если нет числа в базовом периоде.

Понимание результатов проведенного горизонтального анализа

Трактовка результатов зависит от явления, которое исследуется. Например, уменьшение стоимости основных средств может быть свидетельством снижения производственного потенциала предприятия, т.е. является негативным явлением. В то же время сокращение объектов незаконченного строительства свидетельствует о введении предприятием новых основных средств в деятельность, т.е. является положительным явлением. Увеличение суммы собственного капитала приводит к улучшению показателей финансовой устойчивости .

Пример

При изучении финансовой отчетности и коэффициентов также важно определить тенденции, ведь они столь же важны для понимания деятельности компании, как и абсолютные или относительные показатели. Анализ тенденций дает важную информацию относительно исторических показателей и роста и, учитывая достаточно длинную историю точной сезонной информации, может оказать большую помощь в качестве инструмента планирования и прогнозирования для управленцев и аналитиков.

Таблица 1 – Горизонтальный анализ баланса для гипотетической компании в течение 5 лет, тыс. руб.

Показатели

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Основные средства

Внеоборотные активы

Дебиторская задолженность

Финансовые вложения

Денежные средства и эквиваленты

Оборотные активы

Таблица 1 представляет собой частичный баланс для гипотетической компании в течение пяти периодов. В двух последних столбцах таблицы показаны изменения за период №5 по сравнению с периодом 1, что выражается как в абсолютной валюте (в данном случае, в рублях), так и в процентах. Стоит рассмотреть причины, по которым происходит изменение, что позволит понять тенденции, которые сформировались в компании. В этом примере наибольший процент изменения показывают инвестиции, которые уменьшились на 33,3 процента. Тем не менее, исследование абсолютной валютной суммы изменений показывает, что инвестиции изменились лишь на 2 тыс. руб., и более значительным изменением стало увеличение на 12 тыс. руб. дебиторской задолженности.

Горизонтальный анализ балансов выдвигает на первый план структурные изменения, которые произошли в бизнесе. Прошлые тенденции, очевидно, не обязательно являются точным предсказателем будущего, особенно когда происходят экономические или конкурентные изменения окружающей среды. Исследование прошлых тенденций является более ценным, когда макроэкономические условия и конкурентная среда являются относительно стабильными и когда аналитик рассматривает стабильный или зрелый бизнес. Тем не менее, даже в менее стабильных условиях, исторический анализ может служить основой для разработки прогнозов. Понимание прошлых тенденций является полезным в оценке того, сохранятся ли эти тенденции или изменят свое направление.

Одним из показателей успеха для компании является более быстрый рост по сравнению со скоростью роста рынка, в котором она работает. Компании, которые растут медленно, могут оказаться не в состоянии привлечь капитал. С другой стороны, компании, которые растут слишком быстро, могут обнаружить, что их административные и информационные системы управления не могут идти в ногу со скоростью расширения.

Связи между формами финансовой отчетности при горизонтальном анализе

Данные тренда, генерируемые горизонтальным анализом, можно сравнить с другими элементами финансовой отчетности. Например, темпы роста активов для гипотетической компании в таблице 1 можно сравнить с ростом выручки компании за тот же период времени. Если доходы растут быстрее, чем активов, то компания повышает свою эффективность (то есть, производит больше выручки на каждый рубль, вложенный в активы).

В качестве еще одного примера рассмотрим ежегодные процентные изменения для гипотетической компании:

Выручка +20%

Чистая прибыль +25%

Операционный денежный поток -10%

Активы +30%

Чистая прибыль растет быстрее, чем выручка, что свидетельствует о растущей рентабельности. Тем не менее, аналитик должен был бы определить, возникли ли более высокие темпы роста чистой прибыли от обычной деятельности или от неосновной деятельности. Кроме того, снижение на 10 процентов операционного денежного потока, несмотря на рост выручки и чистой прибыли, явно требует дальнейшего расследования, поскольку это может указывать на проблемное качество прибыли. Наконец, тот факт, что активы росли быстрее, чем выручка, показывает снижение эффективности компании. Аналитик должен изучить факторы увеличения активов и причины этих изменений.

Источники:

Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.

Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 399 с.

Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. - М.: КноРус, 2016. - 332 с.

Представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:


Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

В Послании Федеральному собранию в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу: к 2020 году обеспечить обучение по 50-ти самым востребованным профессиям на основе мировых стандартов и на современном оборудовании.

На открытии заседания Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию в рамках Деловой программы III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, которое состоялось 21 мая 2015 г., Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации сказала: «В настоящее время разработан комплекс мер по развитию практико-ориентированного обучения, и все регионы, региональные торгово-промышленные палаты, ключевые российские предприятия приступили к его реализации».

Быстро развивающийся научный прогресс заставляет быстрее двигаться и экономические машины государства, и более инертные «помогающие части» - образование и юридическое обеспечение. Объективный вопрос остается неизменным: образование работает само на себя, на индивидуальное развитие личности молодого человека или в помощь экономике страны?

Ответ на этот вопрос меняется в зависимости от приоритетов в экономической политике государства. Если в начале XXI века главным было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека, то сейчас доминирует необходимость экономики в квалифицированных кадрах для технологического обновления многих отраслей.

Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики. Этому уделяется большое значение в работе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

Инновативные преобразования российской экономики предусматривают создание максимально привлекательного климата для инвестиций – отечественных, а особенно зарубежных. Вопрос привлечения зарубежного капитала в экономику страны особенно остро стоит в период выхода из экономического кризиса.

Справка. По данным ИА REGNUM , рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составленный Агентством стратегических инициатив на июль 2015 года, возглавили следующие регионы: республика Татарстан, Калужская, Тульская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская, Костромская, Ростовская области, Краснодарский край, Чувашская республика, которые вошли в первую десятку рейтинга.

Но серьезнейший прорыв, по итогам первого года рейтинга, наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Владимирской области – регионах, имеющих рейтинг инвестиционной привлекательности 1А, что означает «высокий потенциал – минимальный риск». А кадровая составляющая является одним из ключевых критериев рейтинга инвестиционной привлекательности.

Наиболее привлекательными для инвесторов, по-прежнему, остаются сырьевой сектор, сфера промышленного производства и транспорт. В качестве драйверов будущего роста инвесторы также отмечают тяжелую промышленность, автомобилестроение, производство потребительских товаров и инфраструктуру.

При опросе германских экспертов, которые курируют инвестиции в российские предприятия, существует несколько причин, которые осложняют международные инвестиции. Одна из них - недостаточность квалифицированных кадров инженерного и среднего технического звена. Первое, на что смотрит инвестор - предложение на рынке труда и динамика этого предложения.

На некоторых предприятиях распространилась практика закрытия дефицита рабочих рук с помощью мигрантов. Выход из ситуации сомнительный: рабочие из-за рубежа редко обладают необходимой квалификацией, а у работодателей пропадает заинтересованность в улучшении технологического процесса и условий труда. Власти призывают бизнес не нанимать иностранцев, а активнее сотрудничать с местными учебными заведениями, развивать их материальную базу и активнее сотрудничать со студенческой молодежью.

Дуальное образование

В Европе разработана и успешно действует система «дуального образования», которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии. Эта система отлична от привычной производственной практики, потому что она встроена в систему обучения: три дня в неделю - учеба в техникуме (практической академии) или вузе, два дня - на предприятии или наоборот. Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

Нельзя сказать, чтобы эта тема для России была совсем новая. Так, например, медицинские вузы уже давно имеют учебные аудитории в клиниках, а клинические дисциплины преподаются прямо в больницах и госпиталях, не разделяя теорию и практику.

Участие предприятий в судьбе студентов (место для практики и создания дипломной работы, а далее вакантное место работы) тоже не революционное нечто, так работает целевое обучение, когда абитуриент сначала заключает договор с предприятием, а потом с любыми баллами поступает на техническую специальность и получает стипендию от предприятия и прочие преференции.

Уместно вспомнить советский период российского образования. Уже начиная с 1920 г., в России была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.

Не прекращаются споры о возврате в высшее образование института распределения и трехлетнего статуса «молодого специалиста», которые были характерны для образования советского времени.

Образование в России реформируется в соответствие с Болонской системой уже много лет, и многое достигнуто, но полезность усилий системы образования для экономического развития страны сомнительна – пополнение производственных предприятий молодыми квалифицированными кадрами остается проблематичным.

Сейчас, в период технологического преобразования и переоборудования производственных мощностей, на предприятиях на вес золота ценятся высококвалифицированные специалисты, которые могут работать на новейшем зарубежном оборудовании.

К сожалению, при трудоустройстве в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника вуза нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности.

Может быть, вопрос не в правильной профориентации и практико-ориентированном обучении, а в финансировании начинающего работника? Как известно, в первый год работы зарплата врачей в районных клиниках едва дотягивает до прожиточного уровня. У молодого инженера нагрузка по освоению нового оборудования и технологических процессов огромна, а зарплата совсем небольшая. Поэтому, видимо, мы и теряем армию выпускников, которые уходят «за рублем» в коммерческие структуры, а поработав года три по другой специальности, теряют те теоретические знания, что получили в университетах, и хотели бы, но уже не могут вернуться в профессию. Да и технологии за три года так сильно изменяются, что не догнать…

Российско-германский эксперимент

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП). Это поможет создать оптимальную модель подготовки кадров по техническим специальностям, уверены инициаторы проекта.

Эксперимент, в котором участвуют 12 российских регионов, 106 учебных заведений и 114 предприятий, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и должен быть завершен к 2016 году.

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева отметила: «Это не означает, что завершится наша деятельность по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации. Разработанный Департаментом комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы, в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Методические рекомендации 2015 года – это только отправная точка дальнейшей работы. Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

«Точное копирование германской системы не получится, – считает председатель правления Российско-Германской внешней торговой палаты Михаэль Хармс, - разные традиции и культура, но основные принципы построения системы можно взять за основу».

На практике и в Германии это осуществляется так: на солидной фирме предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места фирма получает до трехсот резюме-запросов, (конкуренция, как видите, огромная - больше, чем в самых престижных российских вузах). Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Фирма полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы.

Учась дуально, претендент сразу получает и среднее профессиональное образование, а затем высшее образование, обучаясь на производстве.

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты-дуальщики учатся шесть дней: три рабочих дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу – учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, которая хорошо знакома с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Инженер вряд ли попадет в экономический отдел предприятия. Так что речи о трех-четырех различных карьерах на протяжении жизни не идет. Универсальность такого обучения относительна. Но эта система не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», тем не менее, работает эффективно.

Какая модель лучше

В мире существует несколько моделей дуального образования, и какая из них больше подходит российскому образованию – вопрос дискуссионный. Коллектив авторов во главе с Газалиевым А.М., в своей статье «Дуальное обучение на базе корпоративного университета («Высшее образование», N 4, 2015), выделяет как наиболее перспективную форму реализации дуального высшего технического образования, модель на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий, который следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника, разработан он в Карагандинском государственном Техническом университете, на базе которого создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий.

Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения, сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве. Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования. А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамейки мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.

Техническое образование и в нормальном режиме очень сложно - одна высшая математика и сопромат чего стоят, а грызть эти дисциплины вечером после рабочего дня, даже при возможности использовать виртуальные лабораторно-практические комплексы столичных университетов, мало кто из студентов сможет или захочет, имея в перспективе очень скромную зарплату в первые годы работы. Вероятно, оценить объективно предложенный метод можно лишь при получении первого выпуска «ускоренных инженеров».

Санкт-Петербург – один из наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов регион, экономика которого успешно «кластеризуется», то есть формируются объединения производственных предприятий, научных и образовательных учреждений, но не вокруг университета, как инновационно-образовательный консорциум в Карагандинской области, а вокруг определяющей экономику региона отрасли.

Будет ли внедряться дуальное образование в инженерно- технических вузах Санкт-Петербурга? Если будет, то в какой форме? Какие изменения законодательства в образовании это повлечет? Будет ли это востребовано абитуриентами?

Эти вопросы, несомненно, требуют активной дискуссии представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий, представителей Правительства региона, а также экономических и юридических экспертов.

Елена Загальская