Биографии Характеристики Анализ

Чем занимались в древней индии. История индии

краткое содержание других презентаций

«Природа и люди Древней Индии» - Главные реки. Хлопчатник. Сельско- хозяйственные культуры: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Горы… Рис. Животный мир: 1. 2. 3. 4. 5 6. Цели урока. Главное занятие - земледелие. Джунгли. Пшеница. Река Ганг. Реки: 1…. 2…. Тема урока: Природа и люди Древней Индии. Индия находится в Южной Азии на полуострове Индостан. Индия. Местоположение Индии. На севере Индии горы - Гималаи. Сельскохозяйственные культуры. Сахарный тростник.

«Государство Древняя Индия» - Инд и Ганг. Брахман. Жизнь в индийских джунглях. Местоположение и природа. Буддизм. Природные условия Индостана. Группы людей в Древней Индии. Джунгли. Тадж-Махал. Один из периодов в жизни брахмана. Древнейшие города Индии. Древняя Индия. Гималаи.

«Тест по Древней Индии» - Решение исторических задач. Бог с головой слона. Работа по карте. Священное животное в Индии. Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н. э. Где находится Индия. План урока. Прочитайте текст учебника. Что выращивали земледельцы в Древней Индии. Наиболее быстро стало развиваться хозяйство. Тестовые задания. Природа и люди Древней Индии. Какие реки протекают в Индии.

«Философия Древней Индии» - Индуизм. Назовите философские школы древней Индии. Что означает понятие "самсара" в индийской философии. Логические задачи. Атман - творческая суть души. Что такое аскеза. Ньяя. Ведическая литература как источник информации. Социальная структура общества в Древней Индии. Кена упанишада. Философия Древней Индии. Буддизм. Отрывки из текстов. Семя для продолжения рода. Локаята. Джайнизм. Сиддхартха гаутама шакья-муни.

«История и культура Индии» - Индийские княжества. Страна сказочных богатств. Бабур. Князья. Искусство. Мусульманские мотивы. Вторжение мусульман. Наука. Индия. История Индии.

«Касты в Индии» - Брахманы. Индия. Что такое касты. Касты в Индии. Древняя Индия. Человек. Легенда. Неприкасаемые находились вне каст. Легенда о происхождении каст. Касты. Земледельцы. Воины. Название каст. Слуги. Касты в Древней Индии. Уста. Будда.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Древняя Индия - это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». находилась в плотном взаимодействии как с арабскими странами, так и с античным миром, оказывая значительное влияние на их развитие. Немало писателей и философов древности стремились хоть раз в жизни побывать в Индии, чтобы обогатить свое мировоззрение.

Первые люди на территории Индии

И это неспроста - природа и люди до сих пор продолжают интересовать ученых-археологов. Ее территория была заселена в глубокой древности. Первым племенем, обитавшим на территории современной Индии, были дравиды. Затем на смену дравидам приходили другие поселенцы, которые значительно разнились между собой по укладу жизни и традициям. Два крупнейших города древней Индии, которые в различное время являлись политическими центрами - это Мохенджо-Даро и Хараппа.

Неожиданное открытие археолога Сахни

Впервые Хараппская цивилизация была открыта археологами, которых интересовала природа и люди Древней Индии, и для которых сама Индия являлась родиной. Изначально целью индийского археолога Р. Сахни и его коллеги по работе Р. Банерджи было открытие местонахождения храма Старого Шивы. Однако вместо руин древнего святилища перед исследователями предстали останки от фундамента древнего городского квартала. Когда-то на месте, где проводились раскопки, находились двух- и трехэтажные жилые здания, на улицах стояли статуи. Город был украшен садами, мостами и парками, и практически в каждом из кварталов находился колодец.

Легенда, подтвердившаяся фактами

После этого открытия ученого еще больше заинтересовала Древняя Индия, природа и люди, которые когда-то были частью Сахни решил предпринять еще одну экспедицию. На этот раз он отправился на расстояние в 600 км от того места, где было сделано первое открытие. Интуиция археолога, а также рассказы местных жителей не подвели исследователей. Даже название холма, где когда-то англичане выбирали кирпичи для стройки железной дороги, внушало мистический трепет. В переводе «Мохенджо-Даро», куда собиралась направиться экспедиция Сахни, означает «Поселение мертвецов».

Легенда, которую рассказывали местные жители, впоследствии полностью была подтверждена находками Сахни. Поверье гласило, что в древности на месте, где находился холм Мохенджо-Даро, находился город. Его правитель прогневал высшие силы своей распутной жизнью, и боги решили уничтожить эту цивилизацию. Действительно, в процессе раскопок Сахни обнаружил на территории холма огромный город, который был современником Древнего Египта.

Дальнейшие исследования

Сахни и его экспедиция продолжали делать открытия, которые давали все больше информации о том, какими были природа и люди Древней Индии. Они нашли на этой же территории еще несколько крупных городов, а также порядка тысячи мелких поселений. Найденная цивилизация была названа Хараппской. По своим размерам она в четыре раза превосходила Шумерскую.

Когда археологами были изучены добытые останки, они пришли к выводу: Хараппская цивилизация возникла приблизительно в 3300 году до н. э. По оценкам ученых, в годы ее расцвета ее население составляло порядка 5 млн человек. Население города Мохенджо-Даро представляло собой микс разных рас. Большую часть жителей составляли дравиды, которые, как полагают ученые, были австралоидами. А также на территории Хараппской цивилизации жили представители с шумерской, европейской и монголоидной внешностью.

Учеными в процессе проведения раскопок также была составлена технологическая карта. Природа и люди Древней Индии, по всей видимости, находились в гармонии между собой. Городские улицы Хараппской цивилизации чередовались с садами, не отделялись от окружающей природы. По своему расположению улицы во многом напоминают современные. Ширина их составляла около десяти метров. Широкие улицы соединялись между собой узенькими переулками.

Преимущества индийских земель в древности

Но города были построены далеко не сразу. Природа и люди Древней Индии, кратко описываемые в трудах упомянутых археологов, являли своеобразный симбиоз. Самые первые из поселений, которые относятся к 6-4 векам до н. э., и стали прародителями древнеиндийской цивилизации. Место для поселения между Северным Белуджистаном и долиной обеспечивало предков современных индусов водой, зерном, залежами кремня. В долинах паслись стада диких коз и буйволов - все условия способствовали развитию в этих местах сельского хозяйства и земледелия.

Ученые считают, что представители древнеиндийской цивилизации вели торговлю главным образом с шумерами. На этот факт также указывают и шумерские манускрипты. На территории, где когда-то располагалась Хараппская цивилизация, в больших количествах были найдены различные товары иностранного происхождения. Это хлопчатобумажные ткани, бусы, украшения и раковины.

Упадок протоиндийской цивилизации

Считается, что период упадка Хараппской цивилизации приходится на 1800 год до н. э. Многие ученые убеждены, что это произошло по причине нашествия ариев - воинственных завоевателей с северо-запада. В переводе с древнеиндийского языка «арии» означает «благородные». Это были кочевые племена, которые занимались разведением крупного рогатого скота и питались главным образом молочными продуктами. В будущем корова у индийцев получила статус Природа и люди Древней Индии, таким образом, уступили место пришедшим извне «божествам».

Другие версии ученых

В первую очередь ариями были разрушены большие города. Многие постройки приходили в упадок, а для строительства новых домов использовался старый кирпич. Природа и люди Древней Индии, изученные другими археологами, возможно, и не полностью вписываются в стройную теорию исследователя Сахни. Некоторые ученые считают, что причиной упадка Хараппской цивилизации являлись не только вражеские вторжения, но и ухудшение экологии. Это изменение уровня морского дна, что стало причиной наводнений, и эпидемии страшных заболеваний. Не исключается также и версия, что к кризису привела низкая урожайность, наступившая из-за засоления почв.

Природа и люди Древней Индии: индийские касты

В древнеиндийском обществе деление на касты берет свое начало примерно с первого тысячелетия до н. э. Необходимость в нем была обусловлена не только религиозными взглядами, но и политическим строем. Дело в том, что к самой низшей касте относилось все население, которое было покорено завоевателями-ариями. В самую высшую касту входили брахманы - жрецы, которые не занимались тяжелым физическим трудом. Они существовали за счет жертвоприношений.

Последствия кастового строя для общества

Следующая каста, с которой у брахманов часто происходили конфликты, - это воины, или кшатрии. Между собой они часто не могли поделить власть. За кшатриями следовали вайшьи - крестьяне и пастухи. Самой низшей кастой были шудры. К шудрам относились слуги, выполнявшие самую грязную работу. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Дети брахманов могли быть только брахманами, дети шудр - шудрами. Такое расслоение общества приводило к тому, что многие талантливые люди были обречены прозябать в нищете, что тормозило развитие всего народа.

На протяжении всего времени раскопок загадкой Хараппской цивилизации увлекались и другие ученые. Среди них и антропологи, которых интересовала Древняя Индия, природа и люди, обитавшие в Мохенджо-Даро. Ими был составлен приблизительный портрет типичного представителя Хараппской цивилизации. На основании раскопок ученые сделали вывод, что это были темноволосые и темноглазые люди со смуглой кожей. Они относились к средиземноморской ветви

Природа и люди Древней Индии: схема построения городов

Крупнейшие города Хараппской цивилизации были построены с большой точностью. Улицы были словно вырисованы под линейку, дома - одинаковые и геометрически правильные. По своей форме жилища древних индусов напоминали коробки для тортов. В этих городах люди имели возможность пользоваться всеми удобствами. По улицам протекали так называемые арыки, из которых в каждый дом подавалась вода.

Чем гениальны протоиндийские архитекторы

Матушка-природа и люди Древнеи Индии (5-классники начинают знакомиться с культурой и традициями этой страны в контексте изучения истории Древнего мира) научились жить в удивительной гармонии. Этот симбиоз может впечатлить некоторыми фактами самых искушенных знатоков. Удивительным достижением того времени была канализация. Еще не имея ни малейшего понятия о том, что бактерии особенно быстро размножаются при теплой температуре, тогдашние архитекторы приняли гениальное для своего времени решение. Под землей они проложили трубы из обожженного кирпича, по которым все нечистоты выводились за пределы города. Это позволяло жить большому количеству людей на ограниченной территории.

Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос , а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия .

На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки…

Как жили древние Индийцы

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с .

Мохенджо-Даро и Хараппа

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа .

По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати » — «дважды рожденных». Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати «, а ученые — «варны «). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.

Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна «, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита «. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья » — «неприкосновенные «. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа » (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям .

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».

Кшатрий — представитель индийской касты воинов

Государства древней Индии

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев . Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. , объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов , просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной , через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности . Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Буддизм и индуизм в Индии

Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишенный печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: «И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

Индия является также родиной индуизма — одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

Отличительная особенность индуизма — многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи.

Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Первый — четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «Хорошо пахнущая». По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется — а что, если тут написана хотя бы толика правды?

Махабхарата и Рамаяна

Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата » — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в «Бахагават-гите» («Божественной песне»), считающейся самой священной частью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
Кто же собой не владеет,
тот, враждуя, себе враждебен.

Эпическая поэма «Рамаяна » в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики . В «Рамаяне» рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом , убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

«Рамаяну» и «Махабхарту» можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа — «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником, и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса «хармика» («дворец богов»). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами — как читать увлекательную книгу.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
следуя одному обету,
Говорите доброе слово!