Биографии Характеристики Анализ

Что такое сценарий урока иностранного языка. Проектная технология на занятиях иностранного языка

Введение к работе

Актуальность исследования. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с момента своего создания в 1946 году проводит широкомасштабные программы поддержки усилий по подготовке и проведению реформ в сфере охраны здоровья и здравоохранения, которые включают также создание юридической базы и информационно-правовой системы в сфере медико-социальной деятельности.

Различные вопросы правового обеспечения медицинской деятельности и защиты прав пациентов нашли отражение в таких международных правовых актах как: Всеобщая декларация прав человека(1948); Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1990); Рекомендации Совета Европы по правам больного и умирающего (1976); Хартия по правам больничных пациентов (1979); Лиссабонская декларация о правах пациента (1981); Амстердамская декларация ВОЗ о политике в области обеспечения прав пациента (1994) и других документах.

С 90-х годов в России начались радикальные социальные и экономические реформы, которые затронули также и сферу здравоохранения. Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную вызвали необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности.

Поэтому в России в 90-е годы начала активно формироваться нормативно-правовая база в сфере охраны здоровья населения, медицинской деятельности, защиты прав пациентов, медицинских и фармацевтических работников. К настоящему времени принято более 30 федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере здравоохранения.

Указанные законы изменили юридическое положение граждан при обращении за медицинской помощью, что позволило законодательно закрепить правовой паритет между пациентами, субъектами системы здравоохранения и ОМС, установить права, обязанности и ответственность сторон, вступающих в отношения в связи с необходимостью оказания медицинских услуг, определить способы обеспечения прав пациентов на медицинскую помощь надлежащего объема и качества и способы их защиты.

Однако, несмотря на наличие многочисленных законов, правовая грамотность медицинских работников остается низкой, о чем свидетельствует возрастающий поток судебных исков к медицинским работникам со стороны пациентов в связи с нарушением прав последних при обращении за медицинской помощью.

Знание законов и умение пользоваться правом в настоящее время имеет не только социальное, но и экономическое значение. Правильное и своевременное применение законодательства позволило бы медицинским работникам эффективно пользоваться своими правами при выполнении профессионального долга, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод граждан.

В связи с этим назрела необходимость научного изучения уровня и качества юридической грамотности медицинских работников и обоснования путей и способов повышения их правовой подготовки, особенно по наиболее значимым вопросам медицинской деятельности: права пациентов и их защита; права больных с психическими заболеваниями и туберкулезом; права пациентов в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) и другие. Немаловажным является знание основ гражданско-правового регулирования оказания медицинской помощи гражданам, гражданско-правовых основ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, в процессе осуществления своей профессиональной деятельности медицинские работники пользуются нормами трудового и административного законодательства, без твердого знания которых работник здравоохранения не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности.

Все сказанное явилось основанием для выполнения настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования. На основе научного изучения уровня и качества знаний медицинских работников в сфере правового обеспечения здравоохранения и медицинской деятельности обосновать методы повышения их правовой подготовки.

Задачи исследования.

    В динамике за 1999-2003 г.г. провести анализ обращений граждан г. Ростова-на-Дону в Управление здравоохранения, оценить виды допущенных медицинскими работниками правовых нарушений.

    На основе социологического исследования различных категорий медицинского персонала (руководители, врачи, средние медицинские работники) определить объем и качество знаний правовых основ медицинской деятельности.

    Изучить основные источники получения правовых знаний медицинскими работниками (курсы повышения квалификации, научные журналы, СМИ, консультации юристов и др.).

    Научно обосновать наиболее эффективные пути и способы повышения правовой грамотности медицинских работников.

Научная новизна исследования.

    Впервые проведен медико-социальный анализ обращений населения г. Ростова-на-Дону за 1999-2003 годы в Управление здравоохранения города в связи с нарушением прав граждан в области охраны здоровья населения и оказания медицинской помощи.

    Впервые проведено социологическое изучение объема и качества правовых знаний медицинских работников в сфере административного, гражданского, медицинского и трудового законодательства.

3. Впервые проведен анализ источников получения правовых знаний медицин
скими работниками (типовые учебные программы, научные журналы, СМИ

и другие).

4. Научно обоснованы наиболее эффективные пути и способы повышения пра
вовой грамотности медицинских работников.

Практическая значимость работы. Результаты исследования по изучению правовой грамотности медицинских работников реализованы в учебно-педагогическом процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения № 1 и кафедре управления и экономики здравоохранения ФПК Ростовского Государственного медицинского университета с целью улучшения правовой подготовки студентов и врачей в сфере охраны здоровья населения.

Разработано методическое пособие по правовым аспектам деятельности учреждений здравоохранения, которое издано Ростовским Государственным медицинским университетом и предназначено для руководителей ЛПУ, врачей и студентов.

МУ «Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону» разработаны мероприятия по повышению правовой грамотности медицинского персонала на период до 2007 года.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на:

I Всероссийской научно-практической конференции по актуальным пробле
мам правового регулирования медицинской деятельности (Москва, 2003г.),

I Всероссийском съезде по медицинскому праву (Москва,2003 г.),

ГУ научной сессии Ростовского Государственного Медицинского университета (г. Ростов-на-Дону, 2004г.),

межкафедральной конференции кафедры управления и экономики здраво
охранения ФПК и кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1
РостГМУ.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 7 работ, 1 методическое пособие.

Основные положения, выносимые на защиту.

    Результаты медико-социального изучения причин неудовлетворенности населения г. Ростова-на-Дону работой лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников, обусловливающих их обращения в муниципальные органы управления здравоохранением.

    Данные социологического изучения объема и уровня правовых знаний у различных категорий медицинских работников (руководители, врачи, средний медицинский персонал).

    Анализ основных источников получения правовых знаний медицинскими работниками.

    Научно обоснованные предложения по совершенствованию системы правового обучения медицинских работников.

Структура и объем работы. Основное содержание работы изложено на 108 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, содержащего 128 отечественных и зарубежных наименований источников. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 1 рисунком.

РАЗДЕЛ I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР МЕТОДОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Глава 1. Обзор литературы.

1.1. Методология изучения соотношения прав пациентов и прав медицинских работников в социологии медицины.

1.2. Права пациента в Российском законодательстве.

1.3. Защита прав медицинских работников в современной России.

Глава 2. Материалы и методы исследования.

2.1. Общие принципы методики проведения исследования респондентов-пациентов.

2.2. Исследование мнений врачей.

2.3. Исследование правовой грамотности врачей.

2.4. Применение метода фокус-групп в исследовании.

РАЗДЕЛ II. ПРАВА ПАЦИЕНТОВ.

Глава 3. Отношение пациентов и врачей к реализации права на качественную медицинскую помощь.

Глава 4. Права пациентов в ситуации врачебной ошибки.

Глава 5. Медико-социальные регуляторы обеспечения прав пациентов.

РАЗДЕЛ III. ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

Глава 6. Состояние социальной защищенности медицинских Работников.

Глава 7. Институализированные социальные субъекты обеспечения прав медицинских работников.

Глава 8. Неинституализированные социальные субъекты защиты прав врачей.

Глава 9. Правовая грамотность медицинских работников и пути ее повышения.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЕ"

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в отечественном здравоохранении требует разработки целостной системы нормативного регулирования. Это должно, прежде всего, сказаться на улучше нии качества медицинского обслуживания населения, поэтому в последние годы идет интенсивная работа над усовершенствованием прежних и разработкой новых законов в сфере здравоохранения. После ожесточенных споров был принят Закон РФ «Об обращении лекарственных средств» (2010), с большим трудом в ноябре 2010 г. был введен в действие Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании». Особую полемику вызвал проект Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», призванного придти на смену устаревшим «Основам Законодательства РФ об основах охраны здоровья граждан», действовавшим с 1993 года.

Лейтмотивом законотворческой деятельности в данном направлении выступает защита прав пациентов на качественную медицинскую помощь. Однако, во-первых, в обществе всегда существует группа людей, которые не считают принятые законы отвечающим этой принципиальной цели. Во-вторых, многие положения этих законов остаются невостребованными или не выполняются. Причиной этого является недостаточная проработанность социальной базы данных документов.

Основоположник отечественной социологии медицины академик A.B. Решетников пишет: «Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании медицинской помощи, требует предварительного решения ряда теоретических вопросов. Важно подчеркнуть, что в данном случае социологов медицины правовые нормы как таковые не интересуют. Речь идет о тех медико-этических принципах, которые они закладывают в отношения между субъектами, возникающими при оказании разнообразных видов услуг - лечебных, профилактических, медико-санитарных, реабилитационных» (Решетников A.B. Социология медицины. Руководство. М. - ГЭОТAP-Медиа. - 2010. - С. 720).

Проблема прав человека в современном обществе является одной из самых сложных и болезненных. С одной стороны, каждый человек имеет права и свободы уже потому, что он человек. Но тогда от кого их нужно защищать? Какие это права и являются ли они едиными для всех? Дело усугубляется тем, что представления о правах и свободах, однажды разработанные, не остаются неизменными. Каждая новая историческая эпоха изменяет социальные параметры прав и свобод отдельной личности. Очевидно, что и в разных сферах общественных отношений значение проблемы прав человека не одинаково. Особую остроту она приобретает там, где непосредственно решаются вопросы жизни и смерти, здоровья и болезни. Именно в медицине отчетливо видна любая несправедливость, равнодушие, унижение человеческого достоинства. Если человек обладает известными естественными правами, данными ему от рождения только потому, что он человек, то пациент обладает особыми правами, потому что он человек страдающий, ограниченный в своей свободе болезнью, а потому нуждающийся в большем внимании и сочувствии.

Само это положение не вызывает сомнений, но когда дело доходит до его реального воплощения, начинаются трудности. Во-первых, существует некий инвариант прав пациента, заложенный еще в гиппократовской и парацельсовской моделях отношений врача и пациента. Во-вторых, существуют особенности реализации различных моделей здравоохранения как социального института в различных странах и на различных исторических этапах. В-третьих, есть вполне конкретная реформа здравоохранения в России, которая еще не завершена, а потому вопрос об обеспечении прав пациентов пока находится в стадии решения.

Все эти детерминанты по-разному влияют на положение человека как потребителя медицинских услуг. Поэтому прежде чем решать проблему защиты прав пациента в окончательном варианте, необходимо выяс4 нить, кто и каким образом эти права защищает. Сделать это в терминах юридических наук не представляется возможным, так как они описывают весьма специфический круг проблем, относящихся к защите прав человека только как гражданина. Права пациента здесь можно рассматривать как включенное множество.

Неэффективно также комплексное решение проблемы в терминах наук медицинских, поскольку они не имеют методов решения социальных проблем, которые к их предмету и не относятся. Оптимальным представляется рассмотрение вопроса в категориальном поле социологии медицины, поскольку здесь мы имеем возможность интеграции достоверного знания по данной проблеме, полученного из всех перечисленных дисциплин.

Защита прав пациента в современной медицине представляет собой взаимодействие социальных субъектов. Однако общей отличительной чертой всех упомянутых и других документов по этим вопросам является отсутствие внятной социальной программы повышения уровня жизни и расширение стимулов к качественной работе самих врачей. Только в Национальном проекте «Здоровье» предусматривались меры по повышению уровня оплаты труда врачей, но лишь оплаты, и то не всех. Очевидно, сохраняется старый подход, согласно которому профессия врача престижна сама по себе и не нужно предпринимать со стороны государства дополнительных усилий, чтобы привлечь людей к занятиям ею.

В действительности, отношение к медицинским профессиям в обществе значительно изменилось. Уровень оплаты труда у них - один из самых низких среди структурированных профессиональных групп (Прошин В.А., 2008), возможность получения доходов за счет частной практики ограничена спросом (Бармина Т.В., 2009), условия жизни - весьма скромные (Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность, 2008). В общественном сознании образ врача формируется негативными материалами СМИ (Кузнецов A.B., 2009) и сообщениями о врачебных ошибках, проступках и преступлениях (Мохов A.A., 2004). Пациенты 5 воспринимают все просчеты и недоработки реформы здравоохранения, как личные проступки врачей, с которыми они контактируют непосредственно: очереди в поликлиниках, плохое обеспечение стационарных больных, необходимость прибегать к платным услугам и т.п. Следствием этого становится усиление психологической нагрузки на врачей (Гребенюк М.Ю., 2010). Кроме того, они испытывают информационные перегрузки в связи с интенсивным расширением номенклатуры лекарственных средств (ЛС) и внедрением в медицину новых биотехнологий. Все это в сочетании с традиционными рисками медицинской профессии дает право говорить о необходимости специальных мер по социальной защите врачей, при этом следует различать правовую и социальную защиту: первая является составной частью второй. Именно поэтому данная проблема также должна решаться в категориальном поле социологии медицины, а не медицинского права.

Главным препятствием в достижении социальной сбалансированности защиты прав пациентов и защиты прав медицинских работников является то, что эти две проблемы рассматриваются при выработке государственной политики изолированно. Поэтому необходимо показать социальный контекст их взаимообусловленности.

Цель исследования - доказать закономерность социальной комплементарное™ прав пациентов и медицинских работников и разработать рекомендации по комплексному решению данной проблемы в отечественном здравоохранении.

Данная цель достигается решением следующих исследовательских задач:

1) выбрать методологию изучения соотношения прав пациентов и прав медицинских работников и определить параметры исследовательского поля;

2) изучить отношение пациентов и врачей к реализации права на качественную медицинскую помощь;

3) эксплицировать ситуацию врачебной ошибки как этико-правовой 6 конфликт;

4) выделить и описать медико-социальные регуляторы обеспечения прав пациентов;

5) проанализировать состояние социальной защищенности медицинских работников в современной России;

6) описать деятельность институализированных и неинституализиро-ванных социальных субъектов защиты прав медицинских работников;

7) разработать систему повышения правовой грамотности медицинских работников как фактора гармонизации их отношений с пациентами;

Объект исследования - социальные взаимоотношения пациентов и медицинских работников.

Предмет исследования - взаимосвязь прав пациентов и прав медицинских работников.

Гипотеза исследования. Права пациента являются неотъемлемой составной частью прав человека, однако пациенты относятся к группе наиболее уязвимых членов общества в силу известных физиологических причин. Следовательно, должны существовать, и существуют, особые нормативы по отношению к их правам. Исполнение этих нормативов возложено на определенные социальные субъекты, которые несут ответственность, как формальную, так и неформальную, за соблюдение прав пациентов. Эффективность их деятельности зависит от: а) четких предписаний социальной роли; б) наличия системы социального взаимодействия между этими субъектами; в) информированности пациентов об этих социальных субъектах и распределении ролей между ними.

В настоящее время системы как таковой не существует. Это объясняется как тем, что цель ее создания не ставилась, так и тем, что в послед7 ние годы наше общество переживало трудный период переформирования своей социальной структуры. Изменилась и конфигурация прав пациентов при переходе от патерналистской модели здравоохранения к поливариантной. Принцип уважения автономии пациента, как базовый для успешного обеспечения его прав, является для нас новым и пока применяется на практике весьма ограниченно. Пациенты не имеют отчетливого представления о своих правах и о том, кто и как призван их защищать. Следовательно, необходима четкая система взаимодействия специально организованных субъектов, о которых бы пациенты знали и к которым могли бы обратиться в трудных ситуациях. Некоторые из них уже существуют, а другие - только создаются.

Медицинские работники представляют собой специфическую профессиональную группу, отличающуюся высоким уровнем квалификационной дифференциации (врачи, средний медперсонал, младший медперсонал, администраторы и т.п.) и телеологическими (по отношению к любым другим профессиональным группам) отличиями. Их деятельность связана с высокой степенью нервно-психического и физического напряжения, исключительной социальной ответственностью, необходимостью большого объема специальных знаний и умений, способностью к их творческому применению и с постоянными рисками. Наибольшая нагрузка ложится на врачей, которые выполняют свои профессиональные функции вне зависимости от места и времени. Результаты работы врача производят непосредственный социальный эффект, от которого во многом зависит не только жизнь конкретных людей, но и стабильность общества в целом. Все это позволяет говорить о том, что представители данной профессиональной группы имеют особую ценность для общества.

В то же время условия их труда, материальное обеспечение, условия повышения квалификации, моральный статус в глазах пациентов не соответствуют их социальной значимости. Низкий уровень финансирования, неразработанность юридических норм профессиональной деятельности, 8 негативное отношение СМИ - все это позволяет говорить о низком уровне социальной защищенности врачей и других медицинских работников. Для того чтобы тенденция падения престижа врача в обществе не стала необратимой, необходимо определить доступные способы его социальной защиты, распределение функций между субъектами этой защиты и конкретные меры по ее реализации. Это можно сделать на материале комплексного социологического исследования.

Вместе с тем нельзя подходить к вопросу комплементарности прав пациентов и прав медицинских работников механистически: нельзя считать, что права пациента симметричны обязанностям врача, а права врача симметричны обязанностям пациента, тем более что понятие «обязанности пациента» слабо формализовано по этическим причинам. Следовательно, необходимо выяснить общие закономерности их взаимосвязи по принципу изоморфизма.

Защищать права пациентов может только человек, который сам чувствует себя социально защищенным, следовательно, не может быть двух отдельно взятых проблем - прав пациентов и прав медицинских работников. Это одна комплексная медико-социологическая проблема.

Научная новизна исследования заключается в доказательстве закономерного характера социальной комплементарности прав пациентов правам медицинских работников и в разработке рекомендаций по оптимизации отношений в этой сфере.

Диссертант показал, что гарантом прав пациентов и прав медицинских работников выступает государство, которое обеспечивает экономическое юридическое регулирование в данной сфере. Однако в настоящее время это регулирование носит бинарный характер с преобладанием нормативной регламентации защиты прав пациентов.

Диссертант доказал, что социально-правовая незащищенность медицинских работников негативно влияет на их роль в системе защиты прав пациентов. Но одно только повышение внимания к проблемам медицин9 ских работников эту проблему не решит - необходимо законодательно закрепить зависимость удовлетворения потребностей пациентов в качественном медицинском обслуживании от уровня социальной защищенности медицинских работников.

Диссертант выявил асимметричность прав пациентов и прав медработников в современном российском обществе и определил ее как закономерность их социальных взаимоотношений, доказав, что соблюдение прав пациентов непосредственно зависит от соблюдения прав медицинских работников, тогда как права последних зависят от прав первых опосредованно - через специально разработанную документированную регламентацию.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

1. Современные российские пациенты обладают достаточной информацией о том, что они имеют определенные права на качественную медицинскую помощь, но не знают их полного перечня. Анализ обращений граждан по поводу нарушения их прав в сфере медицинского обслуживания показывает, что общественные организации по защите прав пациентов известны им значительно хуже, чем структуры государственные, однако доверие и к тем, и к другим невысоко.

2. Выступление пациентов в защиту своих прав часто носит спонтанный характер,поскольку многие из них не осознают свою социальную роль пациентов. Ярко выражены патерналистские настроения, согласно которым государство предоставляет медицинскую помощь бесплатно. Именно так отражается в сознании большинства пациентов система обязательного медицинского страхования (система ОМС). Низкая правовая грамотность пациентов является одним из препятствий в реализации государственных гарантий оказания качественной медицинской помощи.

3. Пациенты не относятся к медицинским работникам как к субъектам защиты своих прав. Даже те, кто крайне недоволен деятельностью врачей и состоянием медицины в целом, выдвигают в основном моральные, а не

10 юридические претензии. Более конкретные суждения относятся только к платным медицинским услугам, но здесь пациенты демонстрируют правовую неграмотность или правовые идеи, характерные для советского общества. Они считают предоставителями медицинских услуг врачей, хотя таковыми реально выступают юридические лица. Это провоцирует претензии к медицинским работникам, латентно угрожающие соблюдению их прав.

4. Различные социальные агенты (СМИ, общественные организации, сами пациенты и др.) считают наиболее опасным нарушением прав пациентов врачебные ошибки, рассматривая их не только и не столько как клиническое заблуждение, а как социальный факт. Однако данный факт обусловлен зачастую психологическими, экономическими, эргономическими и прочими влияниями. Ситуация врачебной ошибки - это ситуация конфликта интересов врача и пациента, поскольку врач не должен расплачиваться за ошибку, но пациент должен получать компенсацию нанесенного ему вреда. Ответственность за нанесенный вред должны брать на себя страховые компании, тогда будет обеспечено соблюдение прав и врача, и пациента.

5. Медицинские работники в современной России могут рассматриваться как незащищенная профессиональная группа по следующим причинам:

Экономическим (оплата труда не пропорциональна трудовым затратам);

Юридическим (правовая незакрепленность социальных гарантий);

Профессиональным (необходимость непрерывного повышения квалификации, большие нервно-психические и физические нагрузки, незастрахованные профессиональные риски).

6. Главным гарантом прав медицинских работников выступает государство, но в соответствующих документах государственного уровня врачи не рассматриваются как незащищенная группа. Государство частично передает свои функции другим социальным субъектам, а в остальном ог

11 раничивается принятием законов, которых, во-первых, недостаточно, а во-вторых, выполнение их слабо контролируется.

7. Сами медицинские работники не выступают как самостоятельный социальный субъект защиты своих прав по следующим причинам:

Они имеют ограниченные представления о смысле социальной защищенности;

Большое количество альтруистов в профессии препятствует активным социальным выступлениям;

8. Специфическое положение профессиональной группы медицинских работников в обществе делает необходимым привлечение других социальных субъектов к обеспечению их прав и свобод, достойного уровня жизни. Такими институализированными социальными субъектами выступают государство и профсоюзы, а неинституализрованными - общественные организации самих врачей и независимые этические комитеты (ЭК) лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

9. Уровень правовых знаний медицинских работников не соответствовал в полной мере статье 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в соответствии с которой сертификат специалиста выдавался при наличии необходимых знаний законодательства в области охраны здоровья граждан. Низкий уровень правовой грамотности является фактором риска в соблюдении прав медицинских работников.

10. Для того чтобы устранить данный фактор риска, правовая подготовка медицинских работников должна включать 3 этапа: додипломный уровень, последипломный уровень и непрерывное профессиональное развитие с дифференциацией объемов и качества правовой подготовки на каждом из указанных этапов.

11. Новый Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» достаточно полно регламентирует социальные гарантии

12 прав пациентов, но, как и прежний документ (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан), не содержит достаточного перечня социальных гарантий прав медицинских работников. Кроме того, в нем не учтена комплементарность прав пациентов и прав медицинских работников.

Методологическая база исследования. Работа выполнена в категориальном поле социологии медицины, однако междисциплинарный характер проблемы обусловил применение методологии таких наук, как юриспруденция, психология, биоэтика. Широко применялись общенаучные подходы, такие как: общая теория систем, структурно-функциональный анализ, принцип единства исторического и логического, логическая индукция.

Выбор методологии исследования определялся классическими работами по социологии медицины (A.B. Решетников, Talcott Parsons, Marshall Becker, David Mechanic и др.). Диссертант обращался к методологии экономической социологии при обсуждении вопроса о роли государства в социальной защите медицинских работников (Ф. Котлер, В.В. Герасименко, Н.Г. Малахова), к юридической социологии при анализе юридической защиты данной профессиональной группы (A.A. Мохов, Ю.Д. Сергеев). Проблема социальной защищенности интерпретировалась в соответствии с концепцией защиты прав человека (H.H. Седова, A.B. Петров, И.В. Силуя-нова, О.Д. Щепин).

В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как структурно-функциональный анализ и системный подход.

Подтверждением теоретических положений работы служили данные конкретных социологических исследований (КСИ), проведенных автором. При проведении КСИ использовались методы анкетного опроса, интервью, фокус-групп.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материал и выводы могут быть использованы при разработке нормативной базы здравоохранения, в частности, регламента

13 ции деятельности субъектов защиты прав пациентов и медицинских работников, в перераспределении функций между ними.

Теоретические положения диссертации могут способствовать более глубокой проработке принципа уважения автономии врача и пациента, внедрению этого принципа в медицинскую практику. Исследование позволило выяснить степень социальной незащищенности медицинских работников как высоко дифференцированной профессиональной группы по юридическим, экономическим, праксеологическим и этическим критериям. Выяснена недостаточность роли государства в социальной защите этой группы, ограниченность роли профессионального союза; предложена в качестве перспективной модель социальной защиты медицинских работников на основе социального партнерства страховых компаний (страхование профессиональной ответственности), медицинских ассоциаций и этических комитетов ЛПУ.

В связи с этим результаты исследования могут быть использованы в разработке Закона РФ о страховании профессиональной ответственности медицинских работников, в корректировке социальной политики в регионах в сфере здравоохранения, в детализации тактики профсоюзного движения, при организации этических комитетов ЛПУ, Положения о которых должны включать задачи социальной защиты медицинских работников.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе социологии медицины, биоэтики, медицинского права, экономики здравоохранения, охраны здоровья и организации здравоохранения.

Апробация работы проходила на различных научных форумах (Москва, 2007; Казань, 2009, 2011; Киев, 2010; Волгоград, 2007, 2010; Львов, 2009; Красноярск, 2010; Ростов-на-Дону, 2004, 2011; Саратов, 2010 и др.). Диссертант участвовал в обсуждении проектов законов РФ «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в открытых дискуссиях на практических конференциях и в Интернет

14 дискуссиях. Предложения диссертанта вошли в главы 4 и 9 третьей редакции Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (информация о внесенных предложениях размещена на сайте «Национальной медицинской Палаты по адресу: www.nacmedpalata.ru).

Результаты исследования по изучению правовой грамотности медицинских работников реализованы в учебно-педагогическом процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения № 1 и кафедре управления и экономики здравоохранения Факультета Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Специалистов (ФПК и ППС) Ростовского Государственного Медицинского Университета с целью улучшения правовой подготовки студентов и врачей в сфере охраны здоровья населения. Разработаны методические рекомендации по вопросам правовой регламентации медицинской деятельности, которые изданы Ростовским Государственным Медицинским Университетом и предназначены для руководителей ЛПУ, врачей и среднего медицинского персонала. В Муниципальном Учреждении «Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону» был разработан ряд мероприятий по повышению правовой грамотности медицинского персонала.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 40 научных работ, из них 15 - в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов (9 глав), заключения, списка литературы (418 источников) и приложений. Работа также содержит 63 таблицы и 41 рисунок.

Заключение диссертации по теме "Социология медицины", Приз, Евгения Вячеславовна

1. Большинство пациентов предпочитают патерналистскую модель взаимоотношений с врачом (43%). Только 23% знают свои права и готовы отстаивать их. Но при этом пациенты не различают свое право на качественную медицинскую помощь и право на качественные медицинские услуги. В применении к последним существует мнение, что услуги могут быть только платными и чем выше стоимость, тем качественнее услуга. Они готовы поддержать такие структуры, как этические комитеты, третейские суды и общественные движения, если у них будет достаточная информация по поводу деятельности этих образований и если таковые будут созданы повсеместно. Статья 26. «Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья» Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает такую возможность, но не детализирует ее.

2. Большинство врачей являются сторонниками патерналистской модели взаимоотношений с пациентами. Они считают ее оптимальной для обеспечения высокого качества медицинской помощи (45%). Врачам психологически удобнее работать с пациентами, которые не разбираются в вопросах медицины (18%), они считают вмешательство пациента в ход лечения фактором риска, способным спровоцировать врачебную ошибку и, следовательно, снижающим качество оказываемой помощи (12%). Врачи также пока плохо ориентируются в понятиях «качество помощи» и «качество услуг», склоняясь к мнению, что услуги - это дополнительная помощь, оказываемая не в рамках страховой медицины, а за деньги клиентов. К сожалению, новый Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не проясняет ситуации, хотя и содержит четкую формулировку понятия «медицинская услуга».

3. Анализ проведенных комиссионных и комплексных экспертиз позволяет заключить, что в социальном плане врачебная ошибка и преступ

315 ная халатность при оказании медицинской помощи в сознании пациентов не дифференцируются. Контент-анализ публикаций в СМИ показал, что проблема врачебной ошибки для средств массовой информации предстает в недифференцированном виде. СМИ не отличают ошибки от проступков и преступлений. Группа медицинских работников также представлена не-дифференцировано, поэтому термин «врачебная ошибка» употребляется в смысле «медицинская ошибка». Все это ведет к формированию в общественном сознании негативного образа врача. Такие публикации формируют фобии и у самих медицинских работников. Следовательно, публикации по теме врачебных ошибок не являются компетентными и эффективными в здравоохранительном плане.

4. Результаты проведения фокус-группы показали, что причинами врачебных ошибок ее участники считают: отсутствие системного подхода в постановке диагноза (недообследование, нарушение логики принятия решений, необращение за консультацией к другим специалистам); избыточную диагностику и избыточную лекарственную терапию (в том числе не соотнесенную с системным представлением о пациенте и его состоянии); недостаточную квалифицированность медперсонала (в тех случаях, когда ошибка исправлена, при необратимых последствиях неквалифицированность трактуется как преступление). Пациенты, пострадавшие от врачебных ошибок, склонны все их характеризовать как правонарушения, но согласны, что возмещение ущерба может быть предоставлено страховой компанией, а не врачом или ЛПУ.

5. Медицинские работники в экономическом отношении представляют собой слабо защищенную профессиональную группу. В среднем затраты времени на получение профессионального медицинского образования составляют 9 лет. Средняя заработная плата опрошенных врачей составила примерно 1,5 МРОТ в месяц. Только 15% респондентов считает, что их труд оплачивается по справедливости, еще четверть считают, что это бывает иногда, большинство же (57%) дает твердые отрицательные

316 оценки. Больше всего не устраивает врачей несоответствие заработка трудовому вкладу (63%).

6. Основная группа врачей (41%>) оценивают свой рабочий день как очень загруженный, считают, что его загрузка превышает планку в 100%. В то же время ради дополнительного заработка готовы больше работать 49% респондентов. Большинство врачей считает, что интенсивность их труда либо иногда (44%), либо часто (14%) превышает имеющиеся возможности. Только 10% не чувствуют усталости после окончания рабочего дня, абсолютное большинство такую усталость чувствуют, причем 16%, по их оценкам, очень сильно устают.

7. Среди медицинских работников сохраняются позитивные ожидания по поводу способности профессионального союза защитить их права (56,9%), несмотря на то, что ни правовой, ни экономической поддержки они от него не получают в том объеме, который необходим. Врачи относятся к своим ассоциациям, как к потенциальным защитникам их прав (40,2%>), но механизм защиты прав врачей медицинскими ассоциациями разработан пока недостаточно: их заключения не имеют юридической силы в судах, они не признаются партнерами в выработке экономической стратегии здравоохранения. Несколько большее влияние имеют независимые этические комитеты Л11У - их заключения могут приниматься судами, хотя все зависит от позиции судьи. Но врачи пока редко прибегают к помощи этических комитетов для решения профессиональных проблем (12%>).

8. Основной причиной необходимости становления страхования профессиональной ответственности, по мнению врачей, является потребность в обретении стабильности и уверенности в осуществлении профессиональной деятельности - 60, 5%. По мнению врачей, в роли страхователя профессиональной ответственности должны выступить либо страховые компании (42%), либо государство (29%). В интервью врачи в качестве причин, по которым они не желают или не могут застраховать свою профессиональную ответственность лично, большинство указало на низкий

317 уровень оплаты труда (73%). 49% респондентов из числа опрошенных отдают свое предпочтение обязательной форме страхования, подразумевая под этим гарантии со стороны государства при возникновении страхового случая. Абсолютное число респондентов (89%>) выразили свое желание застраховать свою ответственность (риски).

9. Уровень правовой подготовки руководителей лечебно-профилактических учреждений, врачей и среднего медицинского персонала можно оценить как средний. Уровень правовых знаний медицинских работников зависел от квалификационной категории респондентов. Наиболее высокая правовая подготовка выявлена у специалистов, имеющих высшую и первую аттестационную категории. Уровень правовых знаний руководителей ЛПУ и врачей зависел от стажа работы, тогда как правовая подготовка среднего медицинского персонала такой корреляции не имела.

10. У руководителей ЛПУ наиболее низкий уровень правовых знаний выявлен в области трудового и медицинского законодательства. Уровень правовых знаний врачей был сравнительно выше в области медицинского права, чем трудового законодательства. Уровень правовых знаний средних медицинских работников в области трудового и медицинского законодательства был примерно одинаков.

11. Анализ законодательства в сфере охраны здоровья, в частности Законов РФ, принятых в 2010 - 2011 гг., показал, что регламентация прав пациентов и прав медицинских работников в них не согласована, нет корреляции прав врачей - обязанностей пациентов, хотя уже заявлена корреляция прав пациентов и ограничений профессиональной деятельности врачей. Исследование показало ассиметричность связи прав пациентов и прав медицинских работников: врачи выступают как защитники прав пациентов, в социальную роль пациента аналогичная функция не входит.

1. Государство должно учитывать риск повышения властного ресурса медицины в ситуации социальной незащищенности врачей. Это еще один аргумент в пользу оптимизации государстовм своих функций в сфере правовой и экономической политики в здравоохранении. Учитывая неразработанность социальных механизмов защиты экономических прав врачей и, соответственно, сложность прогнозирования их реакции на изменения в оплате труда, необходима разработка социологического мониторинга нововведений в оплате труда с позиций повышения социальной защищенности врачей.

2. Исследование доказало необходимость создания системы страхования профессиональной ответственности, поскольку врач не должен нести ответственность за совершенную ошибку, а пациент должен получить компенсацию причиненного вреда. В этом направлении в последнее время предпринимаются усилия, но, как показали результаты нашего исследования, законы о страховании в области охраны здоровья должны приниматься пакетом, а до тех пор целесообразно изменить Статью 68. «Права медицинских и фармацевтических работников» Закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», внеся в нее право медицинских и фармацевтических работников на страхование профессиональной ответственности.

3. Необходимо разработать и внедрить модель непрерывного этико-правового образования для студентов медицинских вузов с 1 по 5 - 6 курсы и системы последипломного образования. Предусмотреть следующие этапы: теоретическая биоэтика (обязательный курс, координируется с курсом философии), практическая биоэтика (элективные и факультативные курсы, координируются с курсами правовых дисциплин и организации здравоохранения), прикладная биоэтика и правовая практика (треннинги в системе последипломного образования, координируются с ТУ по социоло

319 гии медицины). Целесообразно обеспечить реализацию данной модели учебно-методическими материалами, отобранными на конкурсной основе.

4. Необходимо открыть курсы повышения квалификации для преподавателей биоэтики и медицинского права на базе ведущих медицинских вузов страны. Национальной Ассоциации Медицинского Права целесообразно провести конкурс среди программ данных курсов и выработать рекомендации по их созданию для Минздравсоцразвития.

5. Правовая подготовка медицинских работников должна включать 3 этапа: додипломный уровень, последипломный уровень и непрерывное профессиональное развитие с дифференциацией объемов и качества правовой подготовки на каждом из указанных этапов.

6. Исследование показало, что комплементарность прав пациентов и прав медицинских работников не стала до сих пор предметом законотворческой деятельности. Это связано с недостатками социологического обеспечения законотворчества в области здравоохранения и отсутствием этической экспертизы новых документов, поэтому мы рекомендуем:

Проводить обязательные социологические исследования для сбора эмпирического материала перед разработкой всех законопроектов в области охраны здоровья;

Проводить обязательную этическую экспертизу всех проектов законов и подзаконных актов в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению;

Проверить все положения по защите прав пациентов в ныне действующих законах на соответствие их соблюдению прав медицинских работников.

Список литературы диссертационного исследования доктор медицинских наук Приз, Евгения Вячеславовна, 2011 год

1. Азаров A.B. Некоторые аспекты страхования профессиональной ответственности медицинских работников // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. - № 3.

2. Азаров A.B. Организационно-правовое обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь / A.B. Азаров, H.A. Захаров, Н.В. Косолапова, О.В. Никульникова // Здравоохранение. -2000.-№ 10.

3. Акопов В.И. Право в медицине / В.И. Акопов, E.H. Маслов. М.: Книга - сервис, 2002.

4. Акопов В.И. Юридические основы деятельности врача / В.И. Акопов, A.A. Бова. Экспертное бюро. - М., 1997.

5. Акопян A.C., Шиленко Ю.В., Юрьева Т.В. Индустрия здоровья: экономика и управление: Пособие для вузов / под ред. JI.E. Сырцовой. -М.: Дрофа, 2003.

6. Андреев A.A. Отношение к врачебным ошибкам и социальные пути их предупреждения// Диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Волгоград, 2006.

7. Андреев Ю. М., Бармина Т.В. Конфликт принципов «не навреди» и уважения автономии пациента в хирургической практике // Биоэгика. -2009. № 1 (3).

8. Астапенко B.C., Максимов С.С. Ошибки и осложнения в хирургии «острого живота». Минск, 1982.

9. Астафьева Н.Г., Кусмарцева О.Ф.Оценка качества жизни женщин фертильного возраста с помощью специального вопросника WHQ // Социология медицины реформе здравоохранения. Волгоград, 2004.

10. Атагаджиева MC., Бармина ТВ., Смольянинов АА Тендерные сюжеты в медицинской практике // Биоэгика. 2009. - № 2(4).

11. Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. -М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009.

12. Бабайцев A.B. Анализ качества поликлинической диагностики по данным вскрытий // Клиническая медицина. 1992. - № 1.

13. Баклушина Е.К., Нуженкова М.В., Керецман И.Е. Реализация прав несовершеннолетних пациентов в педиатрической практике глазами родителей.)// Научные труды 1 Всероссийского съезда (Национального Конгресса) по медицинскому праву. М., 2003. - Т. 1.

14. Балло A.M. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред / A.M. Балло, A.A. Балло. СПб.:БиС, 2001.

15. Бармина Т.В. Культура потребления медицинских услуг в современном российском обществе. Канд. дис. Волгоград. ВолГМУ, 2009.

16. Бедрин Л.М., Литвак A.C. Построение и обоснование выводов при судебно-медицинской экспертизе трупа. Ставрополь, 1974;

17. Бойко В.В. Информированное добровольное согласие пациента на лечение: аспекты права, медицины и сервиса / В.В. Бойко, A.A. Ку-ракуа, В.Д. Вагнер // Экономика и менеджмент в стоматологии. -2005.-№1(15).

18. Бойко В.В. Информированное добровольное согласие пациента на лечение: аспекты права, медицины и сервиса / В.В. Бойко, A.A. Ку-ракуа, В.Д. Вагнер // Экономика и менеджмент в стоматологии. -2005.-№1(15).

19. Болдинов В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности. СПб., 2002.

20. Большая медицинская энциклопедия. М., 1976. - Т.4.

21. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крут-ских. М.: ИНФРА-М, 2002.

22. Бондаренко H.H. Кому нужно страхование профессиональной ответственности в медицине? // Стоматолог. 2006. - № 7. - С. 4- 6.

23. Бударин Г.Ю. Медицина как социальный контроль. Канд. дис. Волгоград. ВолГМУ, 2005 .

24. Буромский И.В. Правовая основа медико-социальной деятельности: Учебное пособие. Москва: ООО Фирма «Светотон ЛТД», 2003.

25. Буромский И.В. Правовая основа медико-социальной деятельности: Учебное пособие. Москва: ООО Фирма «Светотон ЛТД», 2003.

26. Вартанян Ф.Е. Здравоохранение Великобритании: реформы последних лет /Ф.Е. Вартанян, C.B. Рожецкая // Здравоохранение. 2004. -№8.

27. Вермель И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности. Свердловск, 1988.

28. Веселкова Н.В. Об этике исследования // СОЦИС. 2000. - № 8.

29. Вишняков Н.И., Стожаров В.В. Качество медицинской помощи и система его обеспечения // Общественное здоровье и здравоохранение. СПб., 2000.

30. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности// Вопросы психологии. 2004. - № 4.

31. Волобуев E.H., Мажаренко В.А., Приз Е.В. Дифференциация отношения врачей к пациентам и их родственникам // Социология медицины. 2011. - № 1.

32. Волобуев E.H., Приз Е.В. Социальные проблемы взаимоотношений врачей и родственников пациентов // Современные исследования социальных проблем. Красноярск, 2010.

33. Волчанский М.Е. Актуальные вопросы медицинской конфликтологии // Социология медицины. 2005. - № 2(7).

34. Волчанский М.Е. Искусство управления и разрешения конфликта: Метод, пособие. Волгоград, 2003.

35. Волчанский М.Е.,Поплавский А.Э. Конфликты В судебно-медицинской экспертизе // Социология медицины. 2004. - № 2.

36. Воробьев A.A. Влияние информированности пациента на структуи-рование взаимоотношений в системе врач пациент / A.A. Воробьев,

37. B.B. Деларю, A.B. Куцепалов // Социология медицины. 2004. - № 3.

38. Воробьев A.A., Деларю В.В., Куцепалов A.B. Влияние информированности пациента на структурирование взаимоотношений в системе врач-пациент // Социология медицины. 2004. -№ 1.

39. Вялков А.И. О небходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2001. - № 1.

40. Вялков А.И. Основы региональной политики в здравоохранении // М.: ГЕОТАР-Мед, 2001.

41. Герасименко Н.Ф. Законодательное обеспечение реформы здравоохранения // Медицинский вестник. 2002. - № 1.

42. Герасименко Н.Ф. Медицинский кодекс неизбежен // Медицинская газета.-2000.-№93.

43. Герасименко Н.Ф. Очерки становления современного российского законодательства в области охраны здоровья граждан. М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.

44. Герасименко Н.Ф. Полное собрание федеральных законов Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Комментарии, основные понятия, подзаконные акты / Н.Ф. Герасименко, Б.П. Максимов. М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.

45. Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения РФ // Здравоохранение РФ. 2003. -№2.

46. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

47. Гилязетдинова, Д.Ф. Гилязетдтнов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003. - № 1.

48. Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. М., 1936.

49. Глазырин Ф.В. Сходство двух профессий: врач юрист // Медицинское право. - 2003 - № 3.49.50,51

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

словообразования;

Развивающие:

логическое мышление;

Развивать языковую догадку;

Воспитательная:

Ориентировать детей на уважительное отношение к разным профессиям, уважать труд свой и своих родителей;

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план открытого урока по английскому языку по теме: « Professions»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Сценарный план открытого урока

по английскому языку

по теме: « Professions »

Э.Ш. Перегудова и др.

Изд-во: «Просвещение» г. Москва

Учитель английского языка

Гордиенко Ирина Валерьевна

Курск-2016г.

Сценарный план урока по английскому языку по теме « Professions »,

6 класс

Цель урока: развитие способности к синтезу и анализу материала по

заданной теме.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы образовательного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Задачи урока:

Образовательные:

Знакомить обучающихся с основными стратегиями

словообразования;

Расширить объем лексики по теме «Профессии»;

Формировать лексические навыки говорения;

Развивать навыки диалогической речи;

специальной информации и общего понимания.

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление, воображение,

логическое мышление;

Развивать языковую догадку;

Учить анализировать, обобщать, группировать.

Воспитательная:

Ориентировать детей на уважительное отношение к разным
профессиям, уважать труд свой и своих родителей;

Развивать у учащихся интерес к языку.

Планируемые результаты:

Обучающиеся:

Актуализируют в речи лексику по теме «Профессии», глаголы

в Present Simple, в 3 л. ед.числе, формы глагола to be;

Тренируют общие и специальные вопросы в Present Simple

(What does he do? What is he? What is his job? Does he like his
job? Where does he work?) в диалогической речи;

Знакомятся с наиболее типичными суффиксами для
образования профессий, увлечений, занятий по теме
«Словообразование»: er, or, ist, ian;

Продолжают совершенствовать навыки неподготовленной
речи;

Проявляют инициативу и творческие способности;

Смогут использовать приобретенные навыки в повседневной
жизни, в процессе общения.

Универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Логические

Использовать коммуникативные,

прежде всего речевые,

средства для решения коммуникативной

Строить понятные для

партнера высказывани;

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопощь при работе в парах;

Стремиться к координации позиций при работе в парах.

Формировать

учебно-познавательный

интерес к новому

учебному материалу,

мотивацию к

изучению иностранного

языка, положительное отношение к

уроку иностранного языка;

Развивать способность к самопроверке;

Проявлять инициативу и

самостоятельность.

Осуществлять поиск и

выделение необходимой информации,

Уметь структурировать знания;

Развивать смысловое чтение;

Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Расширение общего лингвистического кругозора школьников;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и явления, строить логические рассуждения;

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе таблиц.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

Планировать свои

действия для реализации задач;

Принимать

и сохранять учебную задачу;

Уметь адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;

Регулировать свое поведение в соответствии с признанными моральными нормами.

Развивать умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, группировать.

Развивать память, внимание, мышление.

Педагогические технологии:

Технология коммуникативного обучения иноязычной
культуре;

ИКТ – технологии;

Технология сотрудничества;

Личностно - ориентированное обучение;

Элементы здоровьесберегающих технологий.

Оборудование, технические средства:

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
раздаточный материал (индивидуальные листы с
заданиями для работы в парах), запись песни

«When I was a soldier»;

Тексты для аудирования;

Картинки по теме: «Профессия», «смайлики», таблицы
для этапа рефлексии.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Литература:

1. УМК «Английский язык. 6 класс»/ В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. – М.:Просвещение.

2. УМК «New opportunities», Elementary /Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska и др.- Pearson Longman.

Этапы урока,

формы работы.

Продолжительность

УУД, формирующиеся на данном этапе.

Основные виды учебной деятельности

I. Этап мотивации учебной деятельности

1. Оргмомент

Т. Good morning, boys and girls!

I am glad to see you.

Личностные : адекватная мотивация учебной деятельности; формирование мотивации к изучению иностранного языка; формирование положительного отношения к уроку иностранного языка.

Восприятие на слух приветствия, речи учителя и одноклассников, ответы согласно ситуации общения.

2. Речевая разминка. Интерактивные формы работы с учащимися

Т. You go to school and it is your job, isn’t it?

What do you do at school? (учащиеся по цепочке отвечают на вопрос)

Примерные ответы:

I do projects, do the sums and calculate.

I learn poems, study Maths.

I write dictations and read interesting books.

Регулятивные : самооценка готовности к уроку.

Тренировать глаголы в Present Simple.

3. Эмоциональная рефлексия учебной деятельности в начале урока

Т. Are your in a good mood?

What smile do you choose?

Red, green, yellow? – Ok. Nice.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выбирают «смайлики», соответствующие их настроению.

4. Ознакомление с темой урока, сообщение целей урока.

(работа с классом)

Т. Look at the spidergram. Guess the word that unites the words around. Pictures can help you. Right you are, it is «jobs». Is it interesting for you? Yes. So we are going to build, practice and learn many words about different professions and jobs and speak, read about them.

Регулятивные : определение цели учебной деятельности с помощью учителя; планирование своих действий для реализации задач; принятие и сохранение учебной задачи. (целеполагание)

Учащиеся угадывают самостоятельно слова и определяют тему.

5. Фонетическая зарядка (хоровое проговаривание)

Прочтение стихотворения:

«A sailor went to sea, sea, sea

To see what he could see, see, see.

And all that he could see, see, see

Was the blue, blue sea, sea, sea!»

Восприятие на слух рифмовки, повторение ее с английской интонацией, соблюдением ритма и правильным произношением.

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксации затруднений в деятельности

1. Аудирование диалогов с целью извлечения специальной информации (индивидуальная работа)

Т. Open your students books,

ex 1, p 116. Listen to the dialogues. What do the children’s parents do? Find out the meaning of the highlighted words.

Познавательные : выявление необходимой информации, умение структурировать знания.

Личностные

Регулятивные : умение адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Воспринимать на слух и зрительно содержание текстов с некоторыми новыми словами и речевыми конструкциями. Понимать содержание и извлекать необходимую информацию.

2. Самопроверка.

(парная работа)

What have you learnt about Bill’s and Molly’s parents worк? (выполнение упр.2 стр.116)

Логические : развивать память, внимание.

Работать с таблицей, зачитывать сообщения, соблюдать нормы произношения, ударения, интонации.

3. Задание к диалогам. (выделение новых речевых структур)

Т. Какие вопросы задают в диалогах? Read them out:

What does he do?

Where does he work?

Does he like his job?

Тренировать вопросительные предложения и отработать активные речевые конструкции.

Общие и специальные вопросы:

What’s your father’s job?

What does your father do?

What is your father?

4. Контроль домашнего задания. Лексическое упражнение (фронт. работа)

Т. People have different jobs and work in different places.

(у.2, стр117)

Активизация нового лексического материала по теме: «Профессии», читать вслух слова с соблюдением норм произношения и ударения. Соотносить звуковой и буквенный состав слова.

III. Этап введения нового материала («открытие» обучающими нового знания)

1. Введение нового материала «Словообразование» в форме презентации

Learning strategies

1) to design + er = designer

2) piano + ist = pianist

3) fire + man = fireman

4) life + guard = lifeguard

Познавательные : умения анализировать, группировать явления, строить логические рассуждения.

Учащиеся самостоятельно определяют наиболее типичные суффиксы при образовании профессий, занятий, увлечений: er, or, ist, ian, сложение других слов. Их выводы сопровождаются визуальной поддержкой.

IV. Этап построения проекта

1. Диалогическая речь по образцу (парная работа)

Т. Ask each other questions about your parents’ jobs.

Познавательные : умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме с опорой. Взаимодействие с собеседником. Развитие воображения.

Коммуникативные : оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных ситуаций, использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. Осуществлять взаимопомощь.

Вести диалог, адекватно отвечать на вопросы. Разыгрывать диалоги с опорой на образец. Уметь задавать общие и специальные вопросы и уметь отвечать на них. Воспроизводить и употреблять в речи изучаемые лексические единицы.

2. Пауза в учебной деятельности (прочтение хором, выполнение действий)

This is my house

This is the door

The windows are clean

And so is the flour

This is my chimney

As high as can be

The smoke goes out

Tongue twister: she sells sea shells

On the sea shore

Выразительно воспроизводить фонетические стихотворения, соблюдая произношение, ударение, ритм. Выполнять физические упражнения.

3. Чтение с целью извлечения основной и специальной информации. (работа в парах)

Учащиеся получают листы с текстом и заданием: заполнить таблицу о сфере деятельности героя, соответствующей профессии и указать суффикс, используемый в каждом конкретном слове.

(см. приложение № 1)

Read the texts about Leonardo Da Vinci, Michael Lomonosov,Winston Churchill and fill in the charts. Find the words for the jobs. What do we call the people who work in these areas, write the suffixes.

Коммуникативные : участие в парной работе, планирование своей работы, осуществление взаимопомощи, взаимоконтроля.

Познавательные : умение сопоставлять и отбирать информацию из текста, анализировать, группировать факты, строить логические рассуждения, развитие смыслового чтения, выделять главные факты, опуская второстепенные; расширение общего лингвистического кругозора школьников.

Регулятивные : умение ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.

Личностные : формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работать в парах и извлекать из текста необходимую информацию. Сравнивать и анализировать информацию. Работать с таблицей. Применять изученные правила словообразования. Орфографически корректно писать слова с опорой на текст. Использовать языковую догадку.

V. Этап проверки реализации построенного проекта

    Проверка проектов (таблицы)

Индивидуальный проект «Робототехника»

Учащиеся зачитывают выделенную информацию. Учитель собирает выполненные задания (таблицы) и выставляет оценки.

Личностные : умение развивать способность к самопроверке.

Логические : развивать память, внимание.

Познавательные : умение структурировать знания.

Закрепить изученный грамматический и лексический материал.

2. Музыкальная пауза

I think it is high time to relax.

Sing a good song.

«When I was a soldier»

Воспринимать на слух общее содержание песни, улавливать ее мелодию, подпевать.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подведение итогов:

1.Игра: «Запоминание лексики по кругу»

(по принципу «snow ball»)

Учащиеся образуют группы из 4-х человек.

P1: I am a banker

P2: He is a banker, I am a farmer.

P3: He is a banker. She is a farmer. I am an accountant. Затем группы 2,3;

профессии не повторять.

Обобщение изученного лексического материала. В высказываниях использовать тренируемые лексические единицы, употреблять глагол to be в Present Simple.

2.Эмоциональная рефлексия

(в конце урока)

Are you in a good mood at the end of the lesson?

What smile do you choose?

Red, green, yellow?

What have we done at the lesson?

Учащиеся вспоминают этапы урока. Учитель рисует лучи.

Звучит песня «Here comes the sun» группы Beatles

Регулятивные : умение контролировать свою деятельность по результатам, умение адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выбирают «смайлики», соответствующие их настроению на конец урока. Осваивать формы личностной рефлексии.

3.Рефлексия

Заполнить карты рефлексии (приложение № 2)

Which exercise do you find interesting, boring, difficult, easy.

What have you learnt at the lesson?

Личностные : умение развивать способность оценки своих действий, проявлять инициативу и самостоятельность.

Учащиеся заполняют таблицу и высказывают свое мнение о выполненных упражнениях и отвечают на вопросы учителя.

4.Домашнее задание

Выполнить у 4, стр118 (my parents’ jobs) по образцу письменно;

АВ у1,2 стр102

Учащиеся записывают домашнее задание.

5.Окончание урока

Thank you for your work

Your marks are…

Учебно-методическое обеспечение: Click On 2, Virginia Evans – Neil O’Sullivan

Время реализации занятия: 45 минут

  1. Cреда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word;
  2. Презентация: 30 слайдов (Power Point, Microsoft Word)
  3. Структура презентации:
Структурные элементы Временная реализация № кадра
1 Организационный момент 1 минута №1
2 Постановка цели урока 2 минуты №2, №3
3 Повторение лексики по теме. 2 минуты №4
4 Аудирование. 5 минут №5
5 Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы. Просмотр слайдов с видами парков. 10 минут №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11. №12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27
6 Обсуждение, выражение своего мнения о парках. 10 минут №28, №29
7 Диалог-расспрос о посещении парков учащимися. 10 минут №3
8 Рефлексия. 3 минуты №3
9 Домашнее задание. 2 минуты №30
  1. Титульный лист.
  2. Тема урока.
  3. Задачи урока.
  4. Что это?
  5. Тематические парки: Леголэнд, Диснейлэнд, Парк Астерикс.
  6. Парк Леголэнд.
  7. Виды парка: Святой Георгий и дракон.
  8. Виды парка: метро.
  9. Виды парка: Трио.
  10. Виды парка: Мой Город.
  11. Виды парка: Биг Бэн.
  12. Виды парка: страна Минилэнд.
  13. Парк Астерикс.
  14. Персонаж мультфильма Астерикс.
  15. Виды парка: аттракцион Зевса.
  16. Виды парка: галльская деревня.
  17. Виды парка: американские горки.
  18. Виды парка: комната страха Трансдемониум.
  19. Виды парка: улица.
  20. Парк Диснейлэнд в Париже.
  21. Виды парка: замок Спящей красавицы.
  22. Виды парка: аттракцион “Космическая миссия”.
  23. Виды парка: аттракцион “Путешествие по киностудии”.
  24. Виды парка: аттракцион “Пираты Карибского моря”.
  25. Виды парка: аттракцион “ Шоу трюков”
  26. Виды парка: Пещера Дракона.
  27. Персонаж мультфильма Минни-Маус.
  28. Информация о тематических парках.
  29. Как выразить свое мнение: речевые образцы.
  30. Если вы хотите узнать больше о тематических парках, посетите сайты:

www.themeparkreview.com/europe2005/

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем и т.д.);
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

Задачи занятия:

Образовательные – познакомить учащихся с различными тематическими парками, учить высказывать свое мнение по предложенной теме.

Развивающие – развивать умение анализировать текст, отбирать нужную информацию.

Воспитательные – формировать коммуникативные умения, воспитывать уважение к мнению другого человека.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор.

План урока:

Части-блоки урока Время реализации
1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих 1 минута
2. Постановка цели урока, мотивация, актуализация знаний учащихся. 2 минуты
2 минуты
4. Аудирование. 5 минут
5. Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы. Просмотр слайдов с видами парков. 10 минут
6. Обсуждение, выражение своего мнения о парках. 10 минут
10 минут
8. Рефлексия. 3 минуты
9. Домашнее задание. 2 минуты

Ход занятия:

Время Ход урока Примечания
1 минута 1. Организационная часть:

Good afternoon! I’m glad to see you!

Who’s absent today? What date is it today?

Слайд №1
3 минуты 2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

Do you like holidays? What do you usually do when on holiday? (Ss answers)

Have you ever been abroad? Have you ever gone hiking? (Ss answers)

Look at the picture! What are we going to talk about today? (Ss answers)

Today we are going to visit three theme parks abroad. Their names are: Legoland, Disneyland Paris and Asterix Park. By the end of the lesson you should give your opinion about these theme parks and tell if you had ever been to a theme or an amusement park.

Слайд№2

Ученики отвечают, что они обычно делают в каникулы, где они бывали.

По фотографии на слайде пробуют догадаться, какая тема урока.

Учитель ставит цель урока.

1 минута 3. Повторение лексики по теме.

Look at the pictures and say what we can see at a theme park.

(Famous cartoon characters, rollercoasters, a castle, live shows and attractions)

Слайд №4
5 минут 4. Аудирование.

There is so much to do and see at the parks. Listen and decide if the sentences are true or false.

(Ученики отмечают предложения буквами Т (верно) и F (неверно).

Слайд №5

Документ Word (рабочий лист)

10 минут 5. Поисковое чтение, отбор информации, заполнение таблицы.

Would you like to know more about these parks? Read the text on page 31, fill in the table the information about them. Write down your opinion about these parks. After that you can look through the slides with the pictures of the parks.

(Ученики открывают рабочий лист. Читая текст в учебнике, заполняют таблицу.

Затем просматривают виды парков.)

Compare your answers with the table! Talk about each theme park.

(Ученики сравнивают свои ответы с таблицей и рассказывают о парках.)

Слайд №5
10 минут 6. Обсуждение, выражение своего мнения о парках.

Tastes differ. I want you to give your opinion about these theme parks. Use the different expressions given in the list.

Слайд №7.

Ученики выражают свое мнение о парках, используя выражения из списка.

10 минут 7. Диалог-расспрос о посещении парков учащимися.

Have you ever been to a theme park or to an amusement park?

Ask your partner. Answer his/her questions.

Cлайд №3.

Ученики в парах расспрашивают друг друга о посещении парков развлечений.

3 минуты 8. Рефлексия.

1) Have you found out anything new at the lesson?

2) Which activities were the most interesting for you?

3) Which activities were boring?

2 минуты 9. Домашнее задание.

If you want to know more about these theme park, visit the sites.

Your hometask is: to prepare a talk about the theme park you have ever visited or about the park you have got acquainted with today. Use the information on p.32 in the student’s book.

Слайд №30.

Схема взаимосвязи кадров презентации.

1. Listen and decide if the sentences are true (T) or false (F).

a) At Legoland there is something for all the family.
b) At Asterix Park you can travel back in time through ten centuries.
c) You can try a fantastic Dragon Ride at Disneyland Paris.

2. Read the text. Fill in the table the information about the theme parks:

3. Write your own opinion about these parks.

Методе проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, что предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, решающих поставленную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией результата (продукта).

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Всё это достигается при личн.-ориентр. подходе, а метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире , поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Проект. тех-я позволяет : 1– развивать творческие возможности уч-ся,
2. развивать умения уч-ся: - самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, - ориентироваться в информационном пространстве, - анализировать полученную информацию.

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

5 А также: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий :

1 Тематик а может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

2. Проблема , предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3.Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению .

В проектной методике используются:1.Разнообразие 2.Проблемность 3.Учеба с удовольствием . 4.Эгофактор , (возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах).5. Новизна

В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. .

Этапы проектирования

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Здесь важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.

4. Scenario lessons. Types of the lessons, planning and management .

Сценарные уроки – нестандартные уроки, т.е. уроки нестандартной формы, обладающие большой мотивацией. Органичное сочетание образования, развития и воспитания.

Сценарий – прописанная система действий в конкретной ситуации, которая характеризуется тем, что позволяет выбрать вариант ситуации и определить адекватные действия.

Уроки даются после изучения темы. Выполняют функцию контроля.

Уроки в нетрадиционной обстановке.

Характерна атмосфера праздника.

Обязательное участие всех.

Обязательное использование средств слуховой и зрительной наглядности.

Минимальное участие учителя.

Виды:

Урок-дискуссия.

Урок-мозговая атака.

Урок-ролевая игра.

Урок-ток шоу.

Урок-проект.

Урок-экскурсия.

Урок-конкурс (викторина).

Урок-симуляция.

Сценарные уроки: урок-мозговая атака. Рекомендации по организации урока.

Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» - должен формулировать его чётко, лаконично, так, чтобы ответ был неодносложным. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. (Это один из эффективнейших видов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также учащиеся учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5 – 6 учащихся. После проведения мозговой атаки необходимо попросить учащихся прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память, создают предпосылки для становления принципиальности.)

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.