Биографии Характеристики Анализ

Дидактический материал "занимательная грамматика".

Занимательная грамматика

Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»

Изменение смысла слова с изменением звука

Игра «Кто больше?»

Учитель произносит вслух односложное или двусложное слово и предлагает заменить в нем тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово (имя существительное). Например:

дом т ом, к ом, л ом, с ом, р ом, ж ом; д ы м; до л , до г , До н , до т ;

гора к ора, п ора, н ора; гор н , гор е ;

кочка д очка, б очка, м очка, н очка, т очка, п очка; к а чка; ко ш ка, ко н ка,

ко р ка;

бок к ок, д ок, р ок, с ок, т ок, ш ок; б а к, б у к, б е к; бо б , бо г , бо р , бо т .

Выиграет тот, кто подберет наберет наибольшее количество слов.

Загадка-шутка «Превращение слов»

Превратите «волка» «в козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Ответ : Волк – полк – пола – поза – коза.

Таким же образом превратите:

    «реку» в «море»

Ответ : Река – рука – мука – муза – луза – лоза – поза – пора – гора – горе – море .

    «ночь» в «день»

Ответ : Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день.

    «тесто» в «булку»

Ответ : Тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – каста – качка – пачка – палка – балка – булка .

Метаграммы

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой получается новое слово.

1. Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

2. С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.

3. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю.

4. Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить.

5. С П я в доме, с В я в поле,
С М я в море, с Г – в футболе,
С К вбивают, с Т взрывают,
С Д долину называют.

6. С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актёру я нужна,
С С для повара важна.

7. Конечно, метаграмма эта

Совсем просто и несложна:

Я с У далекая планета,

а с И – я в Азии страна.

Двойные согласные

Загадки – складки

Запоминаю правописания некоторых слов с двойными согласными, а также ударения в них способствуют следующие загадки:

1. Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется...

2. На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два «С »,

Называется …

3. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «К ».

И мяч и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …

4. В конце двойное «Л » пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный….

5. Во мне два «К », не забывайте.

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом…

Игра «Кто больше?»

За условленное время (5-10 минут) предлагается записать, возможно, большее количество слов с двойными согласными на определенную тему.

Например: географические названия (Россия, Белоруссия, Таллин, Одесса, Брюссель, Марокко и др.); технические термины (аппарат, аккумулятор, глиссер, компрессор, мотороллер и пр.); музыкальные термины (аккомпанемент, аккорд, гамма, капелла и т.п.)

Выиграет тот, кто запишет больше слов и сможет объяснить значение наиболее трудных из них (по требованию учителя).

Глухие и звонкие согласные

Метаграммы

1. С глухими согласными – наливаюсь в поле.

со звонкими – сам звеню я на раздолье!

2. С глухим траву она срезает,

со звонким – и листочки объедает.

3. С глухим согласным мы его читаем,

со звонким – в нем мы обитаем.

4. Со звонкой на конце он значит

примерно то же, что «не стар»,

с глухой по наковальне скачет,

звенит в ушах его удар.

5. С глухим шипящим я числительное,

со звонким – имя существительное.

6. С глухим шипящим кругл, как мячик,

со звоном – как огонь горячий.

Такие метаграммы могут составлять и сами учащиеся, не обязательно в стихотворной форме. Надо подобрать пары слов, отличающихся в написании лишь звонкостью согласных (например, гриб- грипп), и составить краткие толкования каждого слова: «Со звонкой согласной - споро­вое растение, с глухой - заразная болезнь». Можно давать толкования в шутливой форме: «Со звонкой согласной со­бираем в лукошко, а с глухой боимся заразиться» и т. п.

Тема: «Ударение»

Загадки – складки

Запоминанию правильного ударения в некоторых словах способствует отгадывание следующих загадок с пропуском заданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение.

1. На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет.

Свеж и сладок он на вкус

Называется …

2. Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется…

3. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор

Называюсь я …

4. Стелют на матрас меня,

Называюсь …

5.Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называется все…

Шуточные загадки и вопросы

    Что находится в середине «земли»?

    Что мы говорим в начале «урока»?

    Что мы слышим в начале «концерта»?

    Я – в озерах и реках, но в воде меня нет;

я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.

    Я – в яблоке и сливе, но в саду меня нет,

я – в луке и салате, но в огороде меня нет.

    В каком слове сорок гласных?

    В каком слове семь йотированных гласных?

    В каких словах по сто согласных?

    Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни?

    За какой согласной надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из многих огнестрельных орудий?

    За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?

    Ради какого звука замечательный русский изобретатель Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?

    Что в середине капусты?

    Что у зайца позади, а у цапли спереди?

    Какой алфавит состоит всего из шести букв?

    Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды и газов; б) высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) гору из камня в нежное чувство; г) палку в глагол; д) нитку в материю?

Тема: «Состав слова»

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

2. Корень извлечь из «начинки» несложно

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении » ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

3. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

4. Корнем с дорогой роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.

5. Мой корень – родственник сраженью,

Приставка в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землёй.

6. Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён).

Приставка – в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа.

Тема: «Родственные слова»

Игра «Кто больше?»

Учитель предлагает участникам образовать от какого-либо слова с непроизводной основой (например, от слов вода, дом, воз) наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова). Задание можно ограничить какой-либо частью речи.

Например: словообразования от слова земля.

Существительные: земелька, землица, земледелие, земледелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение, землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, земляника, землянка, земноводные, земство, земснаряд, земотдел, безземелье, заземление, подземелье, поземка.

Прилагательные: земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, землемерный, земляничный, безземельный, наземный, подземный, приземистый, Средиземное (море).

Глаголы: заземлить, приземлиться, обезземеливать.

Словообразования от слова вода.

Водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомер, водонапорный, водонепроницаемый, водопад, водоплавающие (птицы), водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водоспуск, водохранилище, водянистый, водянка, водяной, безводный, подводный, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение.

Словообразования от слова водить.

Вводить, вводный, введение, доводить, довод, заводить, завод, заводский, заводной, заводчик, заведение, изводить, наводить, обводить, обведение, отводить, отводка, громоотвод, водопровод, водопроводчик, нефтепровод, газопровод, повод, поводья, подводить, приводить, приведение, проводить, (про) вожатый, проводка, проводник, проводы, сводить, сводка, сводный, уводить, водитель, вождь, вожжи, ведущий.

Задание в старших классах можно усложнить условием: объяснять состав каждого слова, выделить составные части и назвать каждую из них.

Выигрывает тот, кто подобрал и объяснил наибольшее количество слов.

Игра "Одним словом".

Перед каждым из учеников игры лежит листок бумаги. Учитель зачитывает приведенные ниже определения, а ребята записывают соответствующие им слова, которые обязательно должны содержать в себе о после шипящих. Выиграет тот, кто правильно четко запишет все слова.

1. Глухой шум от трения. 2. место соединения сшитых кусков. 3. Сделанный из холста. 4. Детеныш галки. 5. Мастер по изготовлению ременной упряжи. 6. Стержень для чистки ствола оружия. 7. Ощущение жжения в пищеводе. 8. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета. 9. Водитель автомобиля. 10. Мощенная щебнем или асфальтированная дорога. 11. Сделанный из камыша. 12. Презрительное название ненасытного человека. 13. Бедная, грязная, густо застроенная часть капиталистического города. 14. Цирковой артист. 15. Наездник на скачках, бегах.

Игра «По местам»

Участники игры делят страницу вертикальной чертой пополам и вверху слева надписываютё после шипящих , а справа – о после шипящих.

Ведущий зачитывает по два слова с о и ё после шипящих и предлагает вписать их «по местам», т.е. в соответствующую колонку. За каждую правильно вписанную пару засчитывается 2 очка. Если слово написано неправильно, но игрок смог объяснить его правописание, ему засчитывается одно очко.

Пары слов: трещотка – защёлка; лягушонок – кошёлка; чёрный – чопорный; вооружённый – медвежонок; дирижёр – ежовый; галчонок – печёнка; шёпот – шорох; шов – шёл; польщённый – холщовый; грошовый – дешёвый; крючок – отчёт; пчёлы – Печора; рубашонка – тушёнка; огорчённый – девчонка; щёлочь – трущоба; лжёт – чужой; нагишом – ретушёр; волчок – ночёвка; ножовка – разжёванный; жёлудь – жонглёр и т.д.

Тема: «Сложные слова»

Игра «Одним словом»

Учитель читает вслух приведенные ниже словосочетания – определения сложных слов, составленные таким образом, чтобы они возможности содержали оба корня, составляющие сложное слово. Участники игры молча записывают соответствующие этим определениям сложные слова. Победителем оказывается тот, кто правильно и аккуратно записал все слова.

Человек, который любит труд

трудолюбивый

Машина, очищающая дороги от снега

снегоочиститель

Ферма, на которой разводят птицу

птицеферма

Станок, обрабатывающий дерево

деревообрабатывающий

Лесные насаждения, защищающие поля от суховеев

полезащитные лесонасаждения

Слой земли, сквозь который не проникает вода

водонепроницаемый

Машина, дробящая камни

камнедробилка

Судно, приводимое в движение паровым двигателем

пароход

Судно, приводимое в движение электричеством , получаемым при помощи дизеля

дизель-электроход

Плод, имеющий форму шара

шаровидный

Способность корабля, вагона подымать определенное количество груза

грузоподъемность

Человек, охотно принимающий гостей

гостеприимный

Человек, любящий знания , стремящийся все знать

любознательный

Человек, любящий жизнь, радостный

жизнерадостный

Правила, принятые всем обществом , всеми людьми

общепринятые

Средство, которое утоляет боль

болеутоляющее

Загадки – складки

1. Паренёк под облаками

ловко действует руками,

Нервы крепки, зорок глаз.

Кто же это? …

2. Без разгона ввысь взлетает,

стрекозу напоминает

Отправляется в полет

Наш советский…

3. И на земле, и на снегу

Я зверя выследить смогу.

По следу лапок и копыт

На то ведь я и …

4. Хоть заманчив он на вид,

Но, однако, ядовит,

Знают люди с давних пор,

Что не съедобен …

Задания и вопросы к викторине

1. Подберите самое короткое слово (из 6-5 букв), в котором были бы и приставки, и суффикс, и окончание.

2. В корнях каких слов отсутствуют гласные?

3. Есть ли корень в слове вынуть ?

4. В каких словах и выражениях сохранился старинный корень ок(о) (=глаз)?

5. Объясните с помощью глаголов корни в словах запор и замок ?

6. Подберите слова, в которых приставка под- имела бы значение «часть в целом» и «немного, дополнительно».

7. В каких словах приставка на – имеет значение «вдоль», «досыта»?

8. В каких условиях приставка над- (надо -) обозначает неполноту действия, т.е. «немного»? Какие еще приставки придают словам значения неполноты, частичности действия?

9. Замените приставку в слове загораживать , чтобы оно стало обозначать «оправдывать виноватого, избавлять его от ответственности».

10. Подберите по нескольку слов (имен существительных), в которых приставки от- , по- , при - и про- были бы под ударением (от пуск, под пись, при быль, про рубь)

11. Известно, что на стыке приставки и корня иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные согласные?

12. Подберите несколько сложных слов, состоящих из трех корней.

Тема: «Имена существительные общего рода»

Игра «Кто больше»

Учитель зачитывает краткое толкование существительного рода, а учащиеся записывают это слово в тетради. За каждое правильное записанное слово засчитывается очко, а за удачный пример (и литературы или собственный) – еще одно.

1. Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира: Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку- забияку ) (С. Михалков.)

2. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам (зевака: За слоном толпы зевак ходили ). (Крыл.)

3. Тот, кто первым вмешается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка ).

4. Тот, кто люби сласти (лакомка, сластена ).

5. Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша ).

6. Лентяй, бездельник (лежебока: Лежебоке и солнце не в пору всходит ). (Посл.)

7. Грубый, невоспитанный человек (невежа ).

8. Необразованный, малосведущий человек (невежда: Невежды судят точно так: в чем не поймут, то все у них пустяк ). (Крыл.)

9. Ненасытный, прожорливый человек (обжора: Отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора , взяточник и шут ). (Пушк.)
10. Тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка ).

11. Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего (проныра, пролаза )

12. Тот, кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля ).

13. Очень рассеянный, невнимательный человек (разиня )

14. Неловкий, рассеянный человек (растяпа: Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря ). (Посл.)

15. Безобидный, тихий человек (тихоня ).

16. Непонятливый, тупой, плохо соображающий человек (тупица ).

Тема: «Наречие»

Игра «Одним словом»

Учитель медленно зачитывает вслух приведенные ниже сочетания слов; учащиеся записывают в тетради соответствующие им наречия, которые пишутся в одно слово. Выиграет тот, кто правильно запишет все слова.

1. Из далеких мест (издалека ). 2. На близком расстоянии (вблизи ). 3. В первый раз (впервые ). 4. На некоторое время (временно ). 5. С давних пор (издавна ). 6. Очень близко прикасаясь к чему-нибудь (вплотную ). 7. В темноте (впотьмах ). 8. На две равные части (пополам ). 9. Два дня тому назад (позавчера ). 10. На пустой, голодный желудок (натощак ). 11. Расстегнув пальто, пиджак (нараспашку ). 12. Перегоняя друг друга (наперегонки ). 13. Перебивая друг друга (наперебой ). 14. Умышленно, чтобы разозлить (назл о). 15. Скосив глаза (искоса ). 16. Каждую минута (ежеминутно ). 17. Очень дорого, втрое дороже (втридорога ). 18. Без перерыва, без остановок, все время (беспрерывно ). 19. Тихо, без шума (бесшумно ). 20. Смело, без страха (бесстрашно ).

Игра «Кто больше»

За условное время предлагается записать наибольшее количество наречий, образованных:

А) из творительного падежа имен существительных (работать днем , спать ночью , топить зимой , загорать летом , скучать порой , грустить временами , идти шагом , пятиться задом , смотреть украдкой и др.);

Б) от имен прилагательных с предлогом (стараться впустую , идти вслепую , стрелять наудалую , отмыть добел а, вытереть досуха , видеться изредка , быть знакомым издавна , сказать сгоряча , рассчитаться сполна , делить поровну , тратить понемногу , пообедать наскоро , завязать наскоро , завязать наглухо , свернуть вправо , пойти влево , успеть засветло , переделать заново , жить вдалеке и т.п.);

В) от имен числительных с предлогами (согнуть вдвое , разломить надвое , разделить натрое , идти вдвоем , остаться втроем и пр.);

Г) от местоимений (по-моему, по-нашему, поэтому, затем, совсем, про себя (читать) и др.);

Е) от причастий (смотреть вызывающе , улыбаться понимающе , действовать успокаивающе , взглянуть умоляюще) .

Можно предложить запись наречий по разделам, например: наречия причины (сдуру, сгоряча, сослепу, поневоле, зря и др.), цели (нарочно, назло, нечаянно, невзначай ).

Приложение

Ответы на задачи и загадки, помещенные в раздел «Фонетика»

Изменение смысла слова с изменением звука. Метаграммы. 1. Соль, моль. 2. Карта, парта. 3. Капля, цапля. 4. Лук, луг. 5. Пол, вол, мол, гол, кол, то, дол. 6. Боль, моль, роль, соль. 7. уран, Иран.

Двойные согласные. Загадки-складки. 1. Перрон. 2. Экспресс. 3. Хоккей. 4. Кристалл. 5. Аккуратный.

Глухие и звонкие согласные. Метаграммы. 1. Колос – голос. 2. Коса – коза. 3. Том –дом. 4. Молод – молот. 5. Шесть – жесть. 6ю Шар – жар.

Ударение. Загадки-складки. 1. И́рис- ири́́с. 2. А́тлас – атла́с. 3. Ко́злы – козлы́. 4. Арбу́з. 5. Крапи́ва. 6. Фарфо́р. 7. Простыня́. 8. Катало́г. 9. Алфави́т.

Шуточные загадки и вопросы. 1. Звук м . 2. Звук у . 3. Звук к . 4. Звук р . 5. Звук л . 6.Сорок-а. 7. Семья. 8. Сто-л, сто-н, сто-г, сто-п. 9. Ста-нет. 10. Залп (за л п ). 11. Зал. 12. радио. 13. Звук у . 14. Звук ц . 15. Азбука. 16. Переставить слога: сосна - насос, камыш – мышка, скала- ласка, палка – капал, нитка – ткани .

Ответы к разделу «Состав слова»

Образование слов. Шарады. 1. Оценка. 2. Сочинение. 3. Расписание. 4. Спутник. 5. Забойщик. 6. Вопрос.

Правописание о и ё после шипящих. Одним слово. 1. Шорох. 2. Шов. 3. Холщовый. 4. Галчонок. 5. Шорник. 6. Шомпол. 7. Изжога. 8. Крыжовник. 9. Шофёр. 10. Шоссе. 11. Камышовый. 12. Обжора. 13. Трущобы. 14. Жонглер. 15. Жокей. 16. Жом.

Сложные слова. Загадки-складки. 1. Верхолаз. 2. Вертолет. 3. Следопыт. 4. Мухомор.

Задания и вопросы к викторине. 1. Ошибка, описка, сходка, сводка, удача, сдача и др. 2. Дневник, дни, пни, рвать, брать, лгун, стлать, спать и др. 3. Нет. Корень старинного глагола яти (сравни слово взять ) исчез, так как был заменен суффиксом –ну- под влиянием глаголов двинуть, глянуть и др. 4. Очки, очко, окно, заочно, очевидно, воочию; хоть видит око, да зуб неймет; видит око далеко, а ум еще дальше (Посл.) и др. 5. Запирать, замыкать. 6. Подвид, подраздел, подтема; подучить, подкрепиться, подзакусить, подзавести и др. 7. Нагуляться, насмотреться, насмеяться, наиграться, наесться, насытиться и т.п. 8. Надбить, надорвать, надгрызть, надтреснутый, надломанный и пр. Приставки при-, под-, недо-. 9. Выгораживать. 10. Отзыв. Отмель, оттепель, отпуск, отрасль, оттиск, отблекс, отроду и др.; подступ, подданный, подкуп, поднятый, подпись; пригород, прибыль, привязь, признак, призрак, прииск, присказка; пристань, приступ, прихоть; провод, проволока, прозвище, проигрыш, промах, промысел, пропасть, пропуск. Прорубь, проповедь. 11. Одес(с)-ский, рас-(с)сориться, пятитон(н)-ный и др. 12. Паровозостроительный, теплоэлектороцентраль, дизель-электроход и др.

ФPAГMEHT КНИГИ (...) Образность - одно из важных требований стилистики художественной речи. Рассмотрим подробнее вопросы стилистического употребления сравнений и метафор.
Сравнение
Чтобы яснее представить какой-нибудь предмет, писатель сопоставляет его с другим, более наглядным: Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. (Т.) Точным и метким сравнением писатель достигает образно*
сти: мы почти физически ощущаем быстрое приближение ночи.
Сравнение иногда помогает писателю не только создать зримый образ, но и передать какое-либо чувство, настроение. Сравнение ночи с грозовой тучей, взятое из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», передает тревожное, мрачное чувство заблудившегося человека. А вот сравнение из поэмы А. Твардовского «За далыо - даль»: перед штурмом Ангары один самосвал едва не свалился в воду, и когда товарищи дружными усилиями удержали его, водитель вылез из кабины, как из-под крышки гробовой, не веря сам, что он живой. Как образно и метко передает поэт подавленное и вместе с тем радостное ощущение человека, чудом спасшегося от неминуемой смерти!
Сравнения бывают и символическими: в этой же поэме А. Твардовского память о войне сравнивается с раной, которая нет-нет - и вдруг заговорит к дурной погоде. Под дурной погодой автор подразумевает напряженную международную обстановку.
Часто сравнения используются писателем как дополнительное средство создания определенного стиля речи. Сравнивая, например, горящее сердце Данко с солнцем, с факелом великой любви к людям, М. Горький добивается высокого, торжественного звучания этого
образа.
Широко распространены и в стихах, и в прозе
поэтические сравнения неба с голубым океаном, облаков с лебедями или парусами, нивы с волнующимся морем и т. д.
Особый характер имеют народно-поэтические сравнения, отличающиеся простотой, образностью и глубоким лиризмом. В народных песнях сравнения встречаются в форме символического сопоставления с миром природы: обездоленный человек сопоставляется с былинкой или тонкой рябиной, которую гнет злой ветер (злая судьба), девушки сравниваются с березками, богатырь - с дубом, соколом и т. д. Часто это отрицательные сравнения, как например в начале известной вам песни «Не кукушечка во сыром бору куковала».
Писатели часто пользуются приемами народно-поэтического сравнения. У А. С. Пушкина мы читаем:
Не два дуба рядом вырастали,
Жили вместе два братца родные.
Для создания разговорного стиля или же с целью подчеркнуть обычность обстановки писатели используют сравнения с «будничными» предметами окружающей жизни. Так, в стихотворении «В дороге», описывая вагонный быт молодых строителей, едущих на восток, поэт Ярослав Сме-ляков замечает, что к поезду «привыкнуть все уже успели, как к общежитъю своему»:
Своя мораль, свои словечки.
Свой немудреный обиход.
И, словно где-то на крылечке,
Толпился в тамбуре народ.
Разговорные сравнения нередко используются для создания шутливого или иронического стиля: мальчишки дерутся как петухи; пристал как смола; сидит будто аршин проглотил; «От этого слова [«Даешь!»] бароны бежали как черт от креста». (Я. Смел.) Многие из этих сравнений стали настолько привычными, что превратились в фразеологизмы.
Таким образом, подбирая сравнения, надо иметь в виду не только их яркость, меткость и «живописность», но и стилистическую уместность.

ОБЪЯСНИ СРАВНЕНИЕ
Ведущий читает предложения, предлагая указать в них сравпепия и объяснить их яркость, образность.
1. Шамаханская царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя. (П.) 2. Закат горит огнистой полосою. (Л.)
3. Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали. (Л.) 4. Соловьем залетным юность пролетела, волной в непогоду радость прошумела. (Колъц.) 5. Вся поверхность земли прсдставлялася зелено-золотым океаном. (Г.)
6, Крик лебедя, как серебро, отдавался в воздухе. (Г.)
7. Утренняя заря не пылает пожаром. (Т.) 8. Река стояла неподвижным темным зеркалом. (Т.) 9. Глаза у волчицы светились, как два огонька. (Ч.) 10. Это сознание одиночества... тяжелым, холодным камнем легло ему на сердце. (Л. Т.) И. Он [Котовский] долину озирает командирским взглядом; жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Багр.) 12. Колесом за сипи горы солнце тихое скатилось. (Ес.) 13. По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (Ес.) 14. Светлой каплею смола покоре нагретой елки, как слеза во сне, текла. (Твард.) 15. Дед
пилу берет: «А ну-ка...» И в руке его пила, точно поднятая щука, острой спинкой повела. (Твард.) 16. Под красным заревом знамен... был этот подвиг совершен. (Я. Смел.) 17. Море бессонное, словно сердце. (Р. Рожд.)
18. Живу, как лечу, умру, как споткнусь. Земле прокричу: «Я ливнем вернусь!» (Р. Рожд.)

ОПРЕДЕЛИ СТИЛЬ
Ведущий читает предложения и, обращаясь по очереди к учащимся, предлагает указать сравнения, объяснив, какую стилистическую окраску они придают речи.
1. И тихая луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках. (П.) (высок., поэтич.) 2. Вынырнул подосланный бесенок, замяукал он, как голодный котенок. (П.) (шутл.) 3. Как былинку, ветер молодца шатает. (Кольц.) (народпо-поэтич.) 4. Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит. (Н.) (высок., поэтич.) 5. Густой туман, как пелена с посеребренною каймой, клубится над Днепром-рекой. (JI.) (поэтич.) 6. Грач по нивам бродит важно, словно сельский агроном. (Ис.) (шутл.) 7. Живет в кабинете с каменным взглядом, с выражением лица, как резолюция. (К. Сим.) (upon.) 8. Пройдет - словно солнцем осветит! Посмотрит - рублем подарит. (Н.) (народно-поэтич.) 9. Как памятник, дедушка старый стоял на могиле родной. (Н.) (высок., поэтич.) 10. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда. (Т.) (поэтич.) 11. С утра они начинали метаться по комнатам, точно в доме случился пожар. (М. Г.) (upon.) 12. Беглая коза скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра. (Гайд.) (шутл.) 13. Сердца казаков встрепенулись, как птицы. (Г.) (поэтич). 14. Голова у Павлуши огромная, как говорится, с пивной котел. (Т.) (добродушно-шутл.) 15. Слово - полководец человечьей силы. (М.) (высок.) 16. Ты читай, чтобы было благозвучно, а то ровно как бык ревешь. (Гайд.) (разгов., шутл.) 17. Честен он [бюрократ], как честен вол. В место собственное вросся и не видит ничего дальше собственного носа. (М.) (upon.) 18. Слеза за слезой упадает на быстрые руки твои. Так колос беззвучно роняет созревшие зерна свои. (И.) (поэтич.) 19. Слова комсомольцев прозвучали в тишине отчетливо, как клятва. (высок.)
На доске записываются слова: солнце, звезды, луна, река, горы, дорога, молнии, небо на закате, поле, домны, огни электросварки, красные знамена и т. д. Задача учащихся - подобрать к ним свежие, оригинальные сравнения. За наиболее удачное из них засчитывается балл.

Метафора
Как и сравнение, метафора основана на сопоставлении двух предметов, имеющих какую-то общую черту. Однако метафора -¦ это как бы внутреннее, скрытое сравнение: она не называет предмета, который с чем-либо сравнивается.
Например, новую жизнь сравнивают с зарей, которая тоже приносит людям радость трудового дня, счастье. В словах Новая жизнь приходит, как заря указано и то, что сравнивается (новая жизнь), и то, с чем сравнивается (заря). Перед нами - сравнение. Но если новую жизнь назвать зарей, это будет метафора: Вперед заре навстречу, товарищи в борьбе! (А. Без.) Таким образом, метафора - это слово или выражение, употребляющееся в переносном значении, чтобы ярче изобразить какой-либо предмет.
Метафоры встречаются и в нашей повседневной речи. Они стали настолько привычными, что мы их не замечаем: кипит работа (ср.: идет живо, бурно, будто кипит), горят глаза (ср.: блестят, светятся, как огоньки), столб пыля (ср.: пыль поднялась столбом), гром аплодисментов, град вопросов, холодный взгляд, сладкий сон, горячее время и т. д.
Некоторые метафоры превратились в термины - названия каких-либо предметов, их частей: ножка стола, спинка стула, шляпка гриба, гвоздя, нос корабля, зуб бороны, коленная чашечка, глазное яблоко и др.
Очень яркими и выразительными метафорами являются многие фразеологизмы: держаться в тени, ждать у моря погоды, загореться желанием, смотреть правде в глаза, путеводная звезда и др.
В художественных произведениях метафоры, как и сравнения, употребляются для большей выразительности, образности речи, для подчеркивания того или иного настроения (светлого, мрачного), а также чтобы придать речи ту или иную стилистическую окраску.
Лучшие писатели всегда ценили и ценят простые, яркие метафоры, помогающие представить тот или иной предмет. Им всегда были чужды искусственные, вычурные и бессодержательные метафоры вроде следующей: Да не падет на пламя красоты морозный пар бесстрастного дыханья (из стихотворения В. Г. Бенедиктова). Образцом простоты, доходчивости и образности являются метафоры народно-поэтической речи, которые мы встречаем уже в «Слове о полку Игорево»: природа, предвещая несчастье, застилает тьмою путь Игорю, ночь стонет грозою; после поражения русских никнет трава от жалости и т. д. (Олицетворение в указанных примерах тоже является особым видом метафоры.)
Оценивая метафоры с точки зрения простоты, следует иметь в виду и авторскую манеру. Так, в стихотворениях М. Исаковского, А. Твардовского метафоры просты и понятны каждому, выдержаны в традициях народной поэзии:
Скоро звезды тихим светом Упадут на дно реки.
(М. Исаковский.)
Прозе К. Федина, Л. Леонова и других советских писателей свойственны очень выразительные, оригинальные, но более сложные эпитеты, метафоры и сравнения: Бледная полоска света сострадательно падает через оконце узнику (К. Фед.); Хрупкаяу как эмаль, тишина (Леон.) и др.
Иногда излишняя вычурность метафор, бьющих на внешний эффект, отличает ранние произведения писателей и поэтов. Так, в одном из юношеских стихотворений С. Есенина встречаем строчку: В пряже солнечных дней время выткало нить. А вот простая и образная метафора, характерная для более позднего, зрелого периода его творчества: Сыплет черемуха снегом.
Подбирая метафору, необходимо следить, чтобы свойства предмета, который она обозначает, не противоречили тому, о чем говорится в предложении. Нельзя, например, сказать водрузили над миром факел свободы, потому что водружают не факел, а знамя, а факел можно зажечь, поднять, пронести и т. д. Иначе говоря, метафора не должна противоречить здравому смыслу.
Обращая внимание учащихся на выделенные слова, ведущий предлагает указать метафоры в отличие от слов, употребленных в прямом значении.
1. Разгорелся у реки пионерский костер. 2. Разгорелся день веселый, морем улицы шумят. (Л-К.) 3. На клумбах в центре города цвели разноцветные астры.
4. Шагай вперед, комсомольское племя, шути и пой, чтоб улыбки цвели. (Л-К.) 5. По пустыне медленно шли караваны верблюдов. 6. Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды. (В. Войн.)
7. Зорче вглядывайся в даль, пограничник! 8. Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир! (А. Соб.) 9. У газетного киоска толпились люди. 10. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч. (Т). И. Саша был застеп-чивым, робким мальчиком. 12. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 13. В скале у ручья геологи обнаружили золотую жилу. 14. Наступила опять золотая пора, золотая пора пионерского лета. (Ис.)
ОБЪЯСНИ МЕТАФОРУ
Задача учащихся - выделить из приведенных ниже отрывков наиболее яркие метафоры, объясняя, в чем заключается их образность.
1. Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят - я снова счастлив, молод. (П) 2. Глаза его растерянно бегали по нашим лицам. 3. По степи брызнули миллионы разных цветов. (Г.) 4. Юпый лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. (А. К. Т.)
5. Вдали показался целый лес фабричных труб. 6. Чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха. (Г.) 7. Закипел куренной атаман Кукубенко. (Г.) 8. Сгорая от стыда, она не знала, куда девать свои глаза. 9. Солнце мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки. (Т.) 10. И что на душе накипело, из уст полилося рекой. (Н.) И. Весь день сеялся скучный дождь. 12. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. (П.) 13. Внизу серебряной лентой блестела река. 14. И выходит песня с топотом шагов в мир, открытый настежь бешенству ветров. (Багр.) 15. Тополей седая стая, воздух тополиный!.. (Багр.) 16. Высоко над головами тонко пропели пули.
17. Вдруг тишина была распорота сухим треском пулеметных очередей. (Пол.) 18. Перед стройкой возвышались горы кирпича. 19. Пламя души своей, знамя страны своей мы пронесем через миры и века. (Д Актил.) 20. Впервые в мире советский человек переступил порог космического корабля, собственными руками «пощупав» космос. (Из газет.)

ОПРЕДЕЛИ СТИЛЬ
Ведущий читает предложения, предлагая указать метафоры и объяснить, какую стилистическую окраску придают они речи.
1. Колумб российский между льдами спешит и презирает рок. (Лом.) (высок.) 2. Знать, солнышко утомлено: за горы прячется оно. (Жук.) (поэтич.) 3. Жаль зимы-старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей ТБО-p. мм мороженым и льдом. (П.) (шутл.) 4. Все в них [дворянах] так бледно, равнодушно, они клевещут даже скучно; в бесплодной сухости речей... не вспыхнет мысли в целы сутки... (П.) (ирон.) 5. ...Кипит в душе свобода, во мне не дремлет дух великого народа. (П). (высок.) G. И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (Л.) (поэтич.) 7. О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью! (Л.) (высок.)
8. Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот. (М.) (upon.) 9. Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Г.) (высок.) 10. Не прожить наверняка - без чего? Без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька. (Твард.) (разгов.9 поэтич.) И. Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно. (Твард.) (шутл.) 12. Всех впереди, страна-вожатый, над миром факел ты взметнула, народам озаряя путь. (Брюс.) (высок.) 13. Ночь росу на травы нанизала. (Ис.) (поэтич.) 14. [Обыватели] свили уютные кабинеты и спаленки. (М.) (upon.) 15. Пусть кровь запульсирует в слове багряном и очень горячими станут тетради. (Р. Рожд.) (поэтич.) 16. Снова где-то на задворках мерзлый грунт боднул снаряд. (Твард.) (разгов., поэтич.) 17. Так - негодует все, что сыто... ведь опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев. (А. Б.) (юмор.) 18. Растет из бурь октябрьских Ленин на рубеже, как великан. (Брюс,) (высок.) 19. Вдоль деревни, от избы и до избы, зашагали торопливые столбы. (Ис.) (поэтич.) 20. Рвет пероржавленные цепи колониальная страна. (Я. Смел.) (поэтич.)

ЧТО ПРОЩЕ?
Ведущий читает предложения. Задача учащихся - указать, какие метафоры в приведенных примерах проще и доходчивее, в духе народно-поэтической речи, а какие - сложнее, искусственнее.
1. Роняет лес багряный свой убор. (П.) 2. Вяжут кружево над лесом в желтой пене облака. (Ес.) 3. Роща вспыхнули вдали. (Ис.) 4. Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зеленых лап капли росы. (М. Пришв.) 5. На небесном синем блюде желтых туч медовый дым. (Ес.) 6. Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. (Ес.) 7. Ходит слава над могилой, где лежит Ко-товский. (Багр.) 8. Над полями дым стоит весенний. (Твард.) 9. Корчились железные скелеты погибших машин. (В. Кат.) 10. Горная цепь написана над западным горизонтом нервным почерком своих синих пиков. (В. Кат.) И. Миг - и, не сделав ни одной брызги, он [пловец] ключом уходит в литую, изумленную воду. (В. Кат.) 12. Улыбнулась солнцу сонная земля. (Ес.) 13. Но на эти вот плечи он [коммунист] принял всю землю родную, все дела и заботы, всю радость и горечь земную. (Out.) 14. Сброшу с плеч воспоминаний груз и предам забвению былое. (J1. Март.) 15. Речка движется и не движется, вся из лунного серебра. (Матус.) 16. Где зной по пустыням Востока сжимал все живое в тиски, там влага живого потока каналом дохнула в пески. (Я. Асеев.)

ЧТО УМЕСТНЕЕ?
Ведущий читает предложения, называя оба слова, стоящие в скобках, и предлагая выбрать для метафоры то из них, которое более подходит с точки зрения здравого смысла и стиля.
1. Многие народы Азии и Африки (порвали, сбросили) цепи колониализма. 2. Долгие столетия носил русский парод на шее (ярмо, цепи) крепостничества. 3. Из ворот стадиона густой толпой (высыпал, повалил) народ. 4. На школьный двор (повалили, высыпали) малыши. 5. По широким просторам Родины гордо (идет, шествует) Пер-вомай. 6. (Надвигались, наступали) каникулы. 7. Советские космонавты (штурмуют, атакуют) небо. 8. Коммунистическая партия (подняла, зажгла) над миром зарю свободы. 9. В повести «Тарас Бульба» Гоголь яркими красками (воспел, нарисовал) образы отважных и свободолюбивых казаков. 10. Н. А. Некрасов (воспел, изобразил) в стихотворении «Забытая деревня» горькую судьбу крепостных крестьян. 11. (Свинцовые, оловянные) тучи низко ползли над землей. 12. По всему миру (пролетела, прокатилась) волна возмущения бесчинствами расистов.

ЯРЧЕ, ОБРАЗНЕЕ
Ведущий предлагает заменить выделенные слова метафорами (они даны в скобках).
1. Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин указывал, что передовые коллективы должны служить воспитателями отстающих (на заре). 2. Ленинизм-мировоззрение, программа миллионов трудящихся всего мира (знамя). 3. Этот специалист оказался настоящей находкой, богатством для коллектива института (кладом).
4. Говорят, что лицо - отражение человеческой души (зеркало). 5. Ему не удалось скрыть своего волнения под прикрытием равнодушия (маской). 6. Веселый и остроумный, он скоро стал центром, вдохновителем студенческого общества (душой). 7. Нас донимали комары, это настоящее бедствие тайги (бич). 8. Бюрократ следует не духу, а внешней, формальной стороне закона (букве). 9. Человек - высший предел, верх совершенства в развитии природы (венец). 10. Писатель задыхался среди людей, которых считали лучшей частью петербургского общества (цветом).

I. Тема и обоснование

Внеклассное мероприятие «Час занимательной грамматики» проводилось во время Декады русского языка и литературы в 6-х классах после изучения раздела «Лексика и фразеология» с целью повторения, обобщения пройденного материала с помощью занимательных упражнений по русскому языку. Занятию присущи многие черты уроков повторения: воспроизведение определений и правил, подбор примеров, выполнение устных и письменных заданий. Своеобразие заключалось в том, что многие компоненты мероприятия строились на использовании различных занимательных средств, которые доставили детям радость от непринужденной встречи с русским языком, сняли напряжение и усталость, эмоционально окрасили привычные виды работ, активизировали мыслительную, творческую и коммуникативную деятельность школьников.

II. Психологический анализ мероприятия.

Знакомство с темой занятия подготовило ребят к необычности дальнейшей работы, сулящей много неожиданного и интересного. Оно создало у них необходимый эмоциональный настрой, задало тон всей последующей работе. Предлагаемые задания требовали угадывания, поиска, придумывания, конструирования, переделки и преподносились в форме игры. Интерес к занятию поддерживался и содержанием дидактического материала, взятого для анализа. Использовались стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, различные шутки, построенные на игре слов, поэтому ребятам было весело и интересно. Они не устали. А какими прекрасными артистами они оказались! С каким удовольствием повторили и закрепили изученное, узнали новое. Занимательный материал никого не оставил равнодушным, даже у самых слабых учеников он вызвал интерес.

III. Цели проведения мероприятия.

  1. Повторить, обобщить изученный материал в разделе «Лексика и фразеология».
  2. Раскрыть богатство русского языка, пробудить живой интерес к его изучению.
  3. Активизировать мыслительно-познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учащихся.
  4. Закрепить умение общаться по телефону.
  5. Привить любовь к меткому, образному слову и вызвать желание говорить выразительно и красиво.
  6. Расширить словарный запас школьников.

IV. Отбор содержания, выбор методов, форм и средств.

Для занятия были отобраны различные занимательные упражнения по лексике, фразеологии, грамматике, речевому этикету. Использовались словесные, наглядные и практические методы. Для активизации деятельности учащихся занятие проведено в форме КВН, в котором правильность и полнота ответов учащихся оценивалась начислением очков. Отобранный для занятия материал был оформлен на плакатах, игровых таблицах. Использовался магнитофон, песочные часы, телефоны, экран, проектор, компьютер.

V . Управление учебным процессом мероприятия .

Все задания учащимися были предложены учителем. Оценивались с помощью жюри из числа гостей. Были болельщики, которым не приходилось скучать. Они вовлекались в различные виды деятельности. Все учащиеся в непринужденной рабочей атмосфере участвовали в играх и конкурсах, мечтая о победе и призах.

VI. Самоэкспертиза мероприятия.

Занятие ребятам понравилось. Они вели себя активно и раскрепощенно, показали неплохие знания и умения по изученной теме. Учащиеся проявили смекалку, умение творить, искать, придумывать. Дети пришли к выводу, что русский язык не только сложен, но и интересен, что он богат и красив, меток и выразителен, а для его постижения еще многому нужно учиться. Поставленные цели были достигнуты.

VII. Список использованной литературы.

  1. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением», 5 ЗА ЗНАНИЯ, Москва, 2005
  2. И.Д. Агеева «Литературные забавы на уроках и праздниках» Творческий центр, Москва, 2006
  3. Л.Л. Бельская «Литературные викторины», Просвещение, Москва, 2007
  4. М.М. Казбек-Кизеева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», Айрис-пресс, Москва, 2007

VIII . План-конспект мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

– Дорогие ребята! Заканчивается Декада русского языка и литературы. Вы узнали много нового и интересного. Многие из вас проявили себя и получили призы. Поскольку мы с вами закончили изучение раздела «Лексика и фразеология», предлагаю в форме КВН повторить пройденное, а также поиграть, отдохнуть, чтобы набраться сил и энергии для дальнейшего постижения великого русского языка .

2. Формирование и представление команд.

Чтобы начать состязание, предлагаю разделиться на 2 команды, а затем представиться.

Название команды и девиз, учащиеся вытягивают из «ромашки», которую заранее приготовил учитель. Затем идет представление команд.

3. Разминка.

После взаимных приветствий команды приступили к разминке, которая включала следующие загадки-шутки:

  • Какую строчку нельзя прочесть? (Швейную )
  • Какая буква – наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? (Ф)
  • Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука )
  • Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в стране? (Иволга – Волга )

4. Представление жюри. Слово об условиях оценки конкурсов.

Учитель представляет жюри, говорит о пятибалльной системе оценки, предстоящих играх и конкурсах для болельщиков, за участие в которых можно получить призы, объявляет, что количество очков, полученное командой, будет называться после каждого конкурса и фиксироваться на доске.

5. Фразеологический конкурс.

Сначала повторяется, что такое фразеологизм, а затем предлагается найти фразеологический оборот и дать его толкование.

  • Оказался молодцом, смог осилить ношу –
    Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
  • За домом едва пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава.

Командам даются карточки с заданием, а для болельщиков предлагаются анаграммы, при решении которых нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается. Например:

  • Я живу в пруду, жирею,
    Переставьте буквы – в миг
    Превращусь я и в аллеи,
    И в лужайки, и в цветник
    (карп-парк)
  • В океанах он живет,
    И мала ему река.
    Буквы ставь наоборот –
    Будет дергаться щека
    (кит-тик)

6. Орфоэпический конкурс.

Сначала ребята вспоминают, что изучает орфоэпия. Затем получают задание поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний: Развитый ребенок, развитой язык, развитое общество. Пока команды работают, учитель с помощью ассистента разыгрывает для болельщиков идиому вешать лапшу на уши. Предлагает разгадать и объяснить ее значение.

7. Задача. Четыре по пять.

В каждом из четырех слов, пересекающихся между собой на рисунке существительных первого склонения, третья буква – а.

Вот значения этих слов:

  • Синоним слова сырость (влага)
  • Зеленый покров земли (трава)
  • Синоним слова известить (слава)
  • Стремительное нападение (атака )
Команды решают задачи, а зрители принимают участие в конкурсе «Вспомни пословицы». Учитель на плакате заранее пишет имена существительные, которые входят в состав пословиц. Ученики должны вспомнить пословицы и назвать их.
  • Коса – камень
  • Лес – дрова
  • Шило – мешок

8. Игра «Кто больше знает слов?»

Принять участие в игре могут все желающие. Это подвижная игра. Она заменяет физпаузу. Все выстраиваются в 2 команды. По очереди записывают на доске слова, распределяя их по колонкам. Например:

Школа Вокзал
директор билет
класс перрон
доска машинист

Игра идет под быструю и веселую музыку. После ее остановки играющие рассаживаются по местам. Учитель проверяет, правильно ли написаны слова, поощряет команду, которая написала слов больше и правильнее. Затем жюри объявляет предварительный итог.

9. Конкурс капитанов.

Им предоставляется написать словарный диктант-кроссворд. Побеждает тот, кто отгадает все слова, а также правильно их напишет.

  • Завершение, конец чего-либо. (Финал )
  • Памятный подарок. (Сувенир )
  • Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей. (Барабан )
  • Сигнальный щит, на котором автоматически показывают какие-либо результаты. (Табло )
  • Одетая в броню боевая машина на гусеничном ходу, вооруженная пулеметами и пушкой, установленной на вращающейся башне. (Танк )

10. Конкурс «Редактор».

Командам раздаются карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. По сигналу начинается соревнование редакторов. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильнее выполнит задание. Материал для правки:

  • Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.
  • Мальчику очень понравился рыбий суп.
  • Садовнический сын Сережа любил водить голубей.
  • Это была памятливая для меня поездка.
  • Собака была злостная, всех кусала.
– Дальше бой скороговорок Разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, Остальных прошу молчать. Учитель вызывает желающих. Побеждает тот, кто безошибочно проговорит три раза предложенную скороговорку:
  • жутко жуку жить на суку;
  • хвала халве.

11. Конкурс «Телефон».

Нужно по телефону объяснить новый материал заболевшему другу. Одной команде объяснить, что такое устаревшие слова, а другая должна рассказать о заимствованных словах. Ситуацию нужно разыграть. Учесть правила телефонного разговора. Пока команды готовятся, болельщики с удовольствием думают над загадками-складками:

  • Я антоним к слову зной,
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня - ……… (прохлада)
  • Не бываю без начала,
    Близкий родственник причала,
    Делу всякому венец,
    А зовут меня……… (конец)
  • Я антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Да и в школе я нужна.
    Называюсь …………… (тишина)
  • Простое слово промежуток:
    В театре несколько минуток,
    Но начнется новый акт,
    Мы называем все ……. (антракт)
  • На время что-то прекратив,
    Мы объявили…………….. (перерыв)
  • В борьбе, в труде устали слишком –
    Дают уставшим.………….. (передышку)
  • После урока непременно
    Нужна ребятам………… (перемена)

Заканчивается КВН инсценировкой телефонного разговора. Подводится общий итог. Команды награждаются.

12. Заключительное слово учителя.

Учитель благодарит всех за участие, поздравляет победителей и желает всем новых побед в постижении русского языка, чтобы каждый ученик мог сказать о себе словами поэта Данилова:

– Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.