Биографии Характеристики Анализ

Говорить правильно и говорить красиво не одно и то же (Школьные сочинения). Проект на тему "Правильно ли мы говорим?"

Урок-проект «Говорите правильно»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Дать понятие о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь затрудняет его; совершенствовать умение орфоэпически правильно произносить слова; способствовать развитию навыка исследовательской деятельности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся употреблять в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат

Организационная структура урока

I. Мотивация
(само-определение)
кучебной деятельности.

Эмоционально-психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению учебного
материала

СЛАЙД 2.

Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает . У нас урок-проект по русскому языку. М ы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

Мы поделились на группы. В каждой группе есть: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели, редакторы. Свои обязанности каждый знает. Мы с вами собрали ещё небольшой материал по теме, но время у нас есть, чтобы принять участие в нашем проекте.

Основные этапы проекта ?

- Для чего мы составляем проект?

- Создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать определенным требованиям . Каким?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Обдумывание проекта и составление плана;

Разработка всех частей проекта;

Иллюстрирование;

Испытание.

Проект является пособием;

Помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

Интересный и увлекательный;

Работать с ним может сразу несколько человек;

Использовать можно многократно;

Можно даже определить победителя.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

II .Актуализация знаний по теме.

Определение темы урока-проекта(цели, задачи)

Ребята, на уроке мы будем активно использовать компьютерные технологии. Поэтому тема проекта спряталась в следующих двух электронных ссылках. Расшифруйте.

Постановка проблемы:

- Вы что-нибудь поняли из этого отрывка? (Разные версии – возникло затруднение)

А ведь очень часто такие ситуации можно наблюдать, когда вы общаетесь между собой, в классе, на перемене, дома… Какой вывод можно сделать? Вы правы, одного желания правильно говорить мало. Слова нужно еще и правильно произносить. На примерах мы убедились, что нам нужна грамотная речь. Этому мы и посвятим сегодня свой урок.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший правильный старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта. Давайте говорить правильно!

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации.

- Постановка проблемы и задач исследования: как говорят люди, знакомые, члены семьи. Почему нарушаются нормы литературного языка? Какие основные нормы речи изучаются в начальной школе?

Откройте учебник стр.144, прочитайте название проекта.

Какова же тема проекта ?

Вы правы. Отсюда вытекает цель нашего проекта.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта.

«Говорите правильно»

«Давайте говорить правильно!»

Подготовительный этап к созданию проекта и составлению плана

Результатом проекта станет карманная книжка-покетмод по русскому языку по теме «Говори правильно» . Книж ка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

Итак, задание первое – оформить название покетмода , а на обратной стороне – над проектом работали.

Развивать самостоятельный поиск,включающий элементы исследования, направленность на то, чтобы применять полученные знания в новых условиях.

Принимать участие в коллективной, частично-поисковой деятельности в ходе выполнения проекта

III .Реализация выбранного плана. Усвоение новых знаний.

Выработка правил проекта

Учитель распределяет задания (приложение 3)

Все группы выполняют предложенное задание.

Проверить работу иллюстраторов. Подключить незадействованных для помощи им.

1.«Аналитики» Выработка правил проекта

2.«Иллюстраторы»

Создают титульную страницу книжки.

3.«Экспериментаторы» Собирают пословицы. Поясняют смысл каждой

1.Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.

Не всякую речь сказывай.

2. Каков ум, такова и речь.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

3. Говорит, как река льётся.

Хорошую речь приятно слушать.

4. Каковы свойства, таковы и речи.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

4. Испытатели .

1. 2. 3.

Вам необходимо выбрать из вариантов кодов тот, в котором зашифрована тема урока. Дальше карточку с этим кодом вы передаете иллюстраторам.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности

и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Систематизация полученных знаний с опорой на предыдущий опыт

1)Работа по группам.

2) Работа с учебником.

3). Защита проектов.

Правила произношения слов устанавливаются и регулируются орфоэпией? На столах у вас толковые словари.

1) Работают аналитики. Откройте стр. 460 и найдите значение этого слова.

В это же время вы, испытатели , выполните 2задание из маршрутного листа.

2) Вам так же необходимо дать определение понятию «орфоэпия». Для этого считайте смартфоном код на интернет-ссылку онлайн- словаря.

Жду ваших ответов. Сделайте вывод.

Сдайте выполненное задание иллюстратору вашей творческой группы, который оформит вторую страничку покетмода.

Ребята, поработаем над первым заданием учебника.

У нас возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Где должно стоять ударение? Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос.

Все правильно. Словарь ударений. Информацию о словарях нам расскажет научный руководитель 1группы.

Спасибо. Ребята, а как знания правильной расстановки ударений могут пригодиться нам в жизни? Верно. Информацию о применении норм ударения расскажет нам научный руководитель 2 и 4 группы.

Ребята, поработаем над вторым заданием учебника.

У нас вновь возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос?

ВЫВОД:Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Выступления учащихся. Презентация покетмодов групп.

IV. Рефлексия деятельности.

Самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

Посмотрите,пожалуйста на экран и выберите из незаконченных предложений те, которые вам хочется продолжить.

Как бы вы их закончили?

Дети работают по рефлексивному экрану.

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Чем мы занимались на уроке?

Понравилась ли вам эта работа?

Что показалось самым интересным?

Что нового узнали?

Чему научились?

Где можно использовать полученные сегодня знания?

V. Домашнее задание.

Разноуровневые задания

Проект

по русскому языку «Говори правильно»

ученик 4 класса

МБОУ «Сугровская оош»

Щербаков Даниил.

Руководитель проекта:

Реброва Елена Вячеславовна.


Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека.

Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и умение слушать и понимать собеседника.


Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.


Проблема.

Нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.


Цель исследования.

Формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования .

Культура речи учащихся школы, членов их семей.


Предмет исследования.

Правильность произношения слов относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа И. и Р. падежей.

Гипотеза исследования.

Уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.


  • На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
  • Определить пути повышения культуры речи.
  • Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.
  • Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».

  • Изучение литературы по данной проблеме.
  • Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
  • Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).
  • Обобщение исследований.
  • Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».
  • Презентация. Защита проекта.

Специфика русского ударения.

По данной проблеме мы изучили СПЕЦИФИКУ РУССКОГО УДАРЕНИЯ и вот что заметили:

  • - разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге);
  • - подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: нач А ть, н А чал)
  • - ударение может меняться с течением времени: раньше называли тв О рог, а теперь твор О г;
  • - иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялс Я – основной вариант, зан Я лся – дополнительный литературный вариант, з А нялся – употребляется в просторечии;
  • - постановка ударения зависит от значения слова: занят О й человек, но з А нятое место;
  • - не принято ставить знак ударения над буквой Ё;
  • - некоторые слова в разных словарях имеют разное значение.

Следующим этапом нашей работы было наблюдение за речью среди нас, учащихся нашей школы, наших родителей, знакомых. Вот как выглядел диагностический лист для тест – опроса:

  • Напиши в форме И.п. множественного числа и поставь ударение.
  • Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор
  • Вставь правильно окончания в словах.
  • В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…, туф…, сап…., вареж… , сок из виш… и абрикос… .
  • Мы раздавали карточки и предлагали употребить данные существительные во множественном числе в И. и Р.падежах.


Социологическое исследование.

Из диаграммы видно, что самое большое количество ошибок делают в словах: договоры, столяры, гербы, торты. Поэтому мы посоветовали посмотреть орфоэпический, толковый, орфографический словари, и впоследствии, исправить свои ошибки. Почему у учащихся меньше ошибок, чем у родителей? Во-первых, мы изучаем словарные слова и запоминаем их; учителя правильно произносят эти слова, и мы их тоже запоминаем; в – третьих, мы умеем пользоваться словарями.


  • После получения таких результатов мы решили выпустить небольшой стенд о результатах и показать, как правильно употребляются эти слова, т.е. провести небольшую акцию «Говорите правильно».
  • Еще мы решили найти в орфоэпическом словаре слова, которые интересны произношением и составить памятку «Мой акцентологический минимум». Данные памятки мы решили подарить знакомым, родителям, ребятам. Мы надеемся, что они включатся в процесс изучения норм произношения русского языка и чаще будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка, можно использовать орфографический и толковый словари русского языка.

Памятка «Мой акцентологический минимум»

существительные

прилагательные

бАнты, шАрфы,

глаголы

тОрты, гербЫ,

слИвовый, оптОвый склад

началсЯ,

адресА, шофЁры,

тракторА, слЕсари,

облегчИт,

столярЫ, директорА,

вручИт,

докторА, договОры,

включИт,

склАды, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты,

насорИт, позвонИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА,

договОр, каталОг,

в тУфлях, свЁкла,

щавЕль, жалюзИ,


Заключение.

Нарушение норм литературного языка – одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.

В процессе работы над проектом мы попытались повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей.


Вывод.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.

Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка.

Постоянно обращаться к словарям русского языка с орфоэпическими нормами.


По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить

не только о его культурном уровне, но и о его

гражданской ценности.

К.Паустовский


Спасибо

за внимание!


Мы живём в странное время. С одной стороны, нам говорят, что в различных сферах ценится прежде всего профессионализм, а не то, как ты одет, как говоришь и как подаёшь себя. С другой стороны, повсеместно приходится сталкиваться с обратным: о человеке судят не по тому, чем он является, а по тому, каким он кажется. Поэтому при приёме на работу красиво говорящий кандидат с сомнительными профессиональными данными имеет больше шансов, чем настоящий мастер своего дела, который не умеет разговаривать. Так что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно . Даже если его профессия не связана с публичными выступлениями.

Умение убеждать

Что касается публичной деятельности, то правильная и красивая речь – это гарантия эффектного выступления. Речевые ошибки выдают либо не слишком образованного и некомпетентного человека, либо неуверенного в себе выступающего; такому горе-оратору вряд ли хочется довериться. Получается, знание орфоэпии – это не просто показатель «общей грамотности», но и выгодная вещь – с её помощью можно убеждать публику в чём угодно.

Политтехнологи, подготавливающие политиков к выступлению и кандидатов к предвыборной кампании, много внимания уделяют именно речи своих «подопечных». Во многом благодаря хорошей речи наша нынешняя «политическая элита» пришла к власти и надёжно её удерживает, несмотря на сомнительные профессиональные и моральные качества и образование.

Не исключено, что свержение Януковича состоялось благодаря его неграмотной речи. В самом деле, тотальная безграмотность украинского «президента в законе» как в русском, так и в украинском языке была известна на всю страну и за её пределами. О ней сочиняли анекдоты; и вопиющим недоразумением казался тот факт, что Янукович официально был признан самым плодовитым и высокооплачиваемым украинским писателем, его «труды» издавались большими тиражами. Способность разговаривать у Януковича невысокая, ведь с детских лет его школой и университетом была знаменитая ОПГ «Пивновка», в которой он «совершенствовался как личность». Если бы он овладел (на худой конец – поработал над орфографией и орфоэпией), у него наверняка было бы больше шансов остаться у власти. Неграмотный лидер страны не устраивал даже тех, кто был лоялен к режиму и извлекал из него пользу: Янукович портил имидж своей страны и партии, своей речью обнажал всю сущность украинской (как, в общем-то, и российской) политической системы, поэтому на своём посту выглядел неубедительно.

Мы видим, к каким последствиям может привести неграмотная речь. Тем более важно умение в сферах, далёких от «дел государственных».

Правильная речь и единство народа

Язык – это часть менталитета того или иного народа, он хранит мысли и образы, которыми народ жил веками. Демонстрируя умение говорить на своём языке, оказывает, что он не отдаляется от своих слушателей и от сограждан в целом. Правильная речь устраняет социальные, профессиональные и прочие барьеры, разделяющие общество. В самом деле, говорящего на профессиональном жаргоне специалиста широкая публика не поймёт, а может и смутиться – ведь собеседник выставил слушателей идиотами, неспособными понять «простые вещи».

Таким образом, литературный язык – это всеобщий язык страны, которым пользуются (во всяком случае, должны пользоваться) граждане всех возрастов, профессий, социальных групп и прочих категорий для взаимопонимания.

Портит ли речь жаргон?

К жаргонным словам консервативные исследователи относятся с неодобрением, считая, что они только портят речь выступающего. Однако понятие о «красоте» в этом случае чисто субъективное; более того, «литературный» язык часто может быть недостаточно выразителен, иметь устаревшие или неактуальные для данной ситуации единицы и конструкции. Так что такая формально правильная речь на деле окажется некрасивой, неумелой и уродливой. Подобный педантизм в речи характерен для людей лицемерных или имеющих завышенное самомнение.

Некоторые виды жаргонов в наше время полностью или частично понятны основной массе российских граждан. Это молодёжный сленг, блатная «феня», ряд профессиональных слов из речи программистов и др. Такое стало возможным благодаря современной культуре, для которой характерны доступность высоких технологий, сложившийся ещё в советское время «лагерный» менталитет и бурное развитие поп-культуры. Разумеется, перенасыщать элементами этих жаргонов свою речь не следует, но и совсем отказаться от них не получится – без них невозможно ясно и доходчиво выразить мысль, кроме того, они позволяют сделать речь более яркой.

Кто создаёт правила?

Не так давно общество бурно обсуждало постановление наших политиков – узаконить средний род слова «кофе» параллельно с мужским. Некоторые восприняли этот указ правительства в штыки, другие одобрили его – дескать, давно пора; есть и такие, кто одобрил бы указ, если бы он исходил от маститых учёных-русистов, а не от циничных и безграмотных политиков.

И вот тут встаёт резонный вопрос: а кто, собственно, сочиняет все эти правила? Почему говорить «килограмм помидоров» — правильно, а «килограмм помидор» — неправильно? Ответ: «Потому что так учат в школе» — неверный: со временем стандарты и орфоэпии меняются, что нетрудно пронаблюдать, открыв какую-нибудь книгу, скажем, 50-х годов. В знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище» 1953 года издания о холодильнике сказано, что это бытовой прибор, который «работает электричеством»; в наше время такой речевой оборот считается грубой ошибкой, а носителями языка воспринимается как дикая невежественность. Современный читатель морщится от слов «диэта», «диэтические продукты». Если покопаться, то можно в этой книге найти ещё немало устаревших написаний и речевых оборотов.

Конечно же, учёные никакие правила не изобретают. Наука, как всегда, выступает лишь сторонним наблюдателем процессов, происходящих в обществе. Язык изменяется постоянно и бесконечно, и «автором» новых правил выступает сам народ. Если говорить точнее, то за основу правильного произношения берётся речь «образцовой» части населения; новые правила закрепляются в произведениях «большой» литературы и публицистики, авторы которой обслуживают эту часть населения. Под эту группу подстраивается остальное население, чтобы получить профессию, доход, приобщиться к научным и культурным достижениям и т. д. До революции «образцовой» социальной группой было дворянство, оно и выстраивало языковые нормы. В советское время это положение должны были занять квалифицированные рабочие, крестьяне и свободная интеллигенция, однако де-факто формирователем языкового кода выступала партийная номенклатура. Постсоветские годы – весьма трудный период для русского языка, поскольку кардинально меняется социальная структура общества, а сам язык воспринимает очередную волну иноязычных и внутренних (из жаргонов, просторечия и т. д.) заимствований. Внимание общества, в том числе новой криминально-политической «элиты», к собственному языку очень низкое; но с другой стороны, потребность во взаимопонимании и развитом языке осталась, вследствие чего и происходят изменения в лексике, произношении, а иногда и в – наиболее устойчивых пластах языка. Общество создаёт новые, более удобные формы устной и , и науке остаётся только фиксировать их. Разумеется, постоянный пересмотр правил не имел бы смысла, в этом случае язык как система перестал бы существовать.

Можно сказать, что в последние годы формирователями новых правил и норм являются средства массовой информации. Литература, даже современная и коммерческой направленности, всё-таки пользуется ограниченным спросом, а вот телевидение, газеты и особенно интернет-сайты просматривают едва ли не все граждане страны.

Возвращаясь к узаконенному среднему роду слова «кофе», следует отметить, что это наверняка не единственное новшество в . Изучая пространство Рунета, можно предположить, какие новые постановления нас ожидают в будущем. К примеру, ошибочное, но невероятно популярное словосочетание «килограмм помидор» может быть узаконено одним из первых, ведь значительная доля населения, в том числе экономически активная, не знает правильного варианта – «помидоров».

ЗвОнит или звонИт?

Приведённые ниже примеры как раз иллюстрируют, насколько правила русского языка (в данном случае – постановки ударения в глаголах) непостоянны и подвижны.

В наше время чаще всего можно услышать вариант «звОнит». Однако все словари и учебники настойчиво призывают говорить «звонИт». Откуда же взялась ошибочная форма? Традиция ставить ударение на первый слог живёт в разговорном языке уже около сотни лет; и по правилам начала ХХ века ударение в этом слове было именно таким.

Похожая ситуация со словом «вклЮчит/включИт». Основные словари считают нормативным именно второй вариант, однако около года назад Большой орфоэпический словарь внёс первый вариант в качестве допустимого, что вызвало бурю неодобрительных эмоций у образованной общественности. Составители словаря оправдывались: «Что делать? Раз люди так говорят, значит, это надо зафиксировать». Совершенно правильная для учёных точка зрения: не устанавливать правила, опираясь на некую «традицию», а фиксировать явление живого языка.

Вообще со времён А. С. Пушкина идёт медленная тенденция переносить ударение в таких глаголах с окончания на основу. Проще говоря – было время, когда говорили «курИт», «варИт», «поИт»; множество примеров этого можно найти в произведениях русских поэтов. Перенос ударения происходил постепенно, и словари фиксировали и узаконивали всё новые и новые формы – сначала с пометой «разговорное», а затем и без неё.

Свидетель «переходного» этапа – мультфильм «Пластилиновая ворона», в котором персонажи не могли понять, «Подарок сразу врУчат» или «вручАт». Путаница в этом слове имеется и в наше время, поскольку разные словари считают правильным то первый вариант, то второй.

Для слова «ржаветь» «Словарь образцового русского ударения» М. А. Штудинера считает правильным только ударение на втором слоге, а вот упоминавшийся уже Большой орфоэпический словарь допускает ударение и на первом, и на втором слоге.

Карлсон в советском мультфильме допускает ошибку, когда говорит: «А мы тут плюшками бАлуемся». Однако Большой орфоэпический словарь в наше время считает такой вариант допустимым, но приоритетным всё равно объявляет «баловАться».

«ДождАлись», «собрАлись» и другие подобные варианты основные словари считают грубой ошибкой: только «дождалИсь» и т. д. Но совсем недавно Большой орфоэпический словарь узаконил этот вариант в качестве допустимого.

«ОблЕгчить», «углУбить»: неправильное ударение в этих словах стало популярным благодаря выступлениям Михаила Горбачёва. Некоторые ими даже пользуются, однако чаще всего эти варианты фигурируют в ироническом контексте (например, в анекдотах); словари по-прежнему не желают фиксировать «нововведение» Горбачёва как разрешённый вариант.

«ТанцовщИк», «танцовщИца»: словарь Ушакова считает такое ударение допустимым в разговорной речи, однако в литературной правильный вариант всё-таки на втором слоге. Другие словари считают правильным только второй слог. «Неверное» ударение можно услышать в песне Розенбаума «Вальс Бостон».

Как правильно сказать?

Однако немало правил произношения жёсткие и однозначные. «ТОрты» — так и только так. И при склонении это слово также имеет ударение на первом слоге. То же касается и слов «бант», «порт» и других. Но вот «мостЫ», «мостА» — здесь правило другое. Возможно, неправильное ударение в вышеуказанных словах в разговорной речи появилось в результате аналогии с «мостАми».

«КрасИвее» — ещё одно слово, не терпящее другого ударения. Однако многие люди привыкли говорить «красивЕе».

«СвЁкла» — ударение на первом слоге. Просторечный вариант «свеклА», возможно, пришёл из южнорусского говора.

«КаталОг» , «некролОг» . Неверный вариант «катАлог», может быть, появился под влиянием «анАлога». А «некрОлог» — в результате сближения с «биОлогом».

«ДоговОр» — только так. Сотрудники «органов» давным-давно привыкли говорить «дОговор», однако все словари считают этот вариант неверным. То же самое и со «средствАми» — словари настойчиво требуют лишь «срЕдства».

«ЖалюзИ». Слово французское по происхождению и несклоняемое, в переводе означает «ревность» (их изобретатель изготовил их для того, чтобы прохожие мужчины не могли любоваться красотой его жены, пока он на работе). Откуда появился неуклюжий вариант «жАлюзи» — непонятно.

«СтолЯр». Однако даже в советской поэзии нередко встречалось «стОляр».

«ТУфля». Знаменитая фраза из фильма: «Чей туфлЯ? – Моё!» — иронически показывает неграмотную речь.

«КвартАл». Популярное «квАртал» словари считают неправильным.

Вариант «маркЕтинг» сегодня многие считают общеупотребительным. Но большинство словарей предписывают лишь «мАркетинг», как и в языке-источнике – английском.

«КОлледж» — слово, пришедшее из английского, в котором на первый слог падает ударение в большинстве слов. Его французский аналог – «коллЕж»; во французском языке ударение падает всегда на последний слог, причём не слова, а фразы.

«СупЫ, сОусы». Повара, продавцы в продовольственных магазинах часто говорят «супА», «соусА»; некоторые даже оправдываются, называя это профессиональным жаргоном (также как и «дОговор» у полицейских). Однако литературная речь требует только первый вариант.

Как научиться правильно и красиво говорить?

Вот несколько советов тому, кто желает усовершенствовать свою речь.

Когда говорят о качествах хорошей речи, отмечают ее правильность, чистоту, богатство, точность, логичность, выразительность и уместность. Уже в этой разделяемой всеми лингвистами классификации можно увидеть, что говорить правильно и говорить красиво не одно и то же.

Говорить правильно - значит строить речь так, чтобы она отвечала требованию правильности. Другими словами, соблюдать нормы литературного языка на разных уровнях. Орфоэпические нормы, к примеру, подразумевают правильную постановку ударения. Так, нужно говорить: звонИт, щавЕль, договОр. Грамматические нормы подразумевают верное согласование слов. Нельзя говорить: черное кофе или вкусный какао, поскольку первое существительное - мужского рода, а второе - среднего. Лексические нормы подразумевают употребление слов в соответствии с их значением и сочетаемость.

К примеру, нередко люди в речи допускают плеоназм, употребляя словосочетания типа памятный сувенир или в мае месяце.

Что значит говорить красиво? Вероятно, это прежде всего соотносится сразу с двумя качествами речи: выразительностью и богатством. Говорить красиво - значит употреблять в речи средства выразительности, использовать лексическое, грамматическое, фонетическое богатство языка. Например, сколько красоты и грусти в этих строках есенинского стихотворения:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Можно было бы подумать, что красота и правильность речи - хоть и не тождественные, но взаимодополняющие понятие. Между тем иногда то, что красиво, не отвечает нормам, и наоборот.

Вот отрывок из сказки С.Г. Писахова «Северно сияние»: «Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим. День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим». Хотя автор здесь и использует диалектные формы слов, находящиеся за пределами литературного языка, нас очаровывает музыка народной речи.

Таким образом, мы убеждаемся, что речь правильная и речь красивая - совсем не одно и то же.

САМЫЕ СМЕРТОНОСНЫЕ ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Научиться правильно говорить можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. Дети как губка с рождения впитывают в себя все, что говорят их родители. Поэтому предлагаем вам вспомнить элементарные правила русского языка и проверить – всё ли правильно вы говорите.

1. В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ЛОЖИТЬ»! С приставками - пожалуйста: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить. Есть слово "класть", но ни в коем случае не "покласть" или "поклади"!

2. Вы все ещё «звОните»? Тогда мы идём к вам! Образованные люди говорят: «тебе мама звонИт», «позвонИшь маме».

3. Сколько можно сомневаться: «приЙТи» или «приДТи»? Запомните раз и навсегда, правильно - «приЙТи». НО в будущем: ПРИДУ, ПРИДЁШЬ, ПРИДУТ.

4. Как известно, в России две беды: «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ». Так почему бы их не исправить ещё в пятом классе? Задайте вопрос глаголу: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?» Если в вопросе есть «Ь», то и в глаголе есть, если нет - в глаголе тоже НЕТ!

5. Можете смело убивать кондукторов, которые говорят «ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД»! Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»!

6. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ». И точка.

7. За написание «извЕни» вместо «извИни» пора вводить денежные штрафы.

8. Как можно в слово «будущий» запихнуть букву «Ю», чтобы получилось «будуЮщий»? Страдающих манией впихивания лишних букв - бить орфографическим словарём и повторять: «буду» - «будущий», «следую» - «следуЮщий».

9. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется «ЭСПРЕССО»! А есть ещё «лАтте» (ударение на «А», две «Т») и «капуЧино» (одна «Ч»).

10. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ.

Никаких «иду на день рожденИЕ», «поздравляю, с днем рожденИЕм» и подобной ереси! Особенно пугает "мое день рождение"...

11.Девушки, если парень пишет «симпОтичная девчЁнка» и «хорошо выглЕдиШ» ставьте на нём жирный крест! Зачем вам такой грамотей?!

12. Имейте в виду, что «ИМЕТЬ В ВИДУ» пишется раздельно, т.к. "вид" здесь существительное! Слитно же пишется только когда "ввиду" - это предлог (ввиду новых обстоятельств, ввиду предстоящих расходов).

13. Все, кто ещё говорит «ИХНИЙ», будут гореть в аду!

14. Как правильно: «едь» или «ехай»? Или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай», «ЗАезжай» или «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

15. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. «Одержу победу», «Сумею победить» вполне себе заменяют эту форму.

16. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - «РОСПИСЬ». Не путаем, друзья, не путаем!

17. С точки зрения лексической сочетаемости выражение «самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший». Большой привет режиссёрам «Самого лучшего фильма»!

18. «Занять» - это взять взаймы! «Займи мне денег» - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» - правильно.

19. «В_течениЕ» (какого-то времени, в продолжение), но «в_течениИ» (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

20. АДронный коллайдер! Но никак не «АНдронный»! Кто такой этот «Андрон»? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. «Коллайдер», кстати, с двумя «л».

21. ВыИграть! Не выЙграть!!! Искренне непонятно, что движет людьми, которые ставят туда «Й». Проверочное слово - ИГРА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...