Биографии Характеристики Анализ

Литературная и нелитературная речь. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника

ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЧЬ

Культура речи – это раздел языкознания, задачей которого является выработка правил пользования языком. Умение правильно говорить нужно для того, чтобы эффективно пользоваться речью для общения, будь то деловые переговоры или дружеская беседа. Культурный, престижный, статусный аспект речи очень важен.

Одно философское изречение гласит: «Заговори, чтобы я тебя узнал». (Имеется ввиду случай с Сократом, когда к нему привели человека, а он молчал, тогда Сократ воскликнул: «Скажи что-нибудь, для того, чтобы я тебя познал».) Действительно, речь человека – это лакмусовая бумажка его образованности, вкуса, культуры, интеллектуального уровня. Как развить у себя языковой вкус? Возьмём за основу определения Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». На развитие речи влияют два основных фактора: речевая среда, в которой находится человек и полученное образование. Есть понятие развивающий потенциал речевой среды – это возможности, заложенные в речи окружающих людей, в речи, которая звучит по радио и телевидению. Ребёнок усваивает родную речь путём подражания окружающим. Это естественный процесс. Для нормального развития речи человека нужно, чтобы окружающая среда обладала достаточными развивающими возможностями, достаточным развивающим потенциалом. Речь окружающих влияет на нас на подсознательном уровне. Человек вольно или невольно усваивает речевые обороты и интонации тех, кого он слышит, причём эти речевые навыки довольно стойкие. Можно наблюдать, как взрослый человек, вроде бы неплохо владеющий речью, в момент волнения вдруг становится косноязычен, делает речевые ошибки. Можно предположить, что в детстве путём подражания он усвоил эти неправильные речевые модели, и они закрепились в подсознании, а потом у него уже сформировалась литературная нормированная речь, поэтому, когда его речь находится под контролем сознания, она правильна, а в момент волнения в приослабленном контроле сознания подсознании выдаёт неправильные речевые обороты когда-то хорошо закреплённые. Если в условиях подражания человек усваивает речевые элементы спонтанно бессознательно, то во время изучения родной речи происходит осознание речевых единиц. Хорошая речь нужна не только для красоты слога, как такового, речь неразрывна связана с мышлением. Одного без другого быть не может. Овладевая речью, т. е. запоминая значимые элементы языка, и приучаясь пользоваться ими для общения, человек одновременно учится мыслить . Без усвоения речи человек не может развиваться интеллектуально. Доказательством этого существуют известные науке случаи без языкового воспитания, когда младенцев выкармливали животные. Таких детей называют «маугли», у них не сформировался интеллект и высшие эмоции. Это конечно, крайний случай, но совершенно очевидно, что хорошая речевая среда, в которой воспитывается человек и изучение родного языка способствуют развитию его мышления и эмоциональной сферы.

Морфологические нормы. Пренебрежение законами грамматики приводит говорящего к неряшливому построению предложений, к нарушению логической связи и последовательности мысли. Не зная грамматических правил, говорящий нарушает согласование слов в предложении, неправильно употребляет падежи, предлоги, не может согласовать слова в роде.

Вначале определим понятия язык и речь. Термин язык используется в значении языковая система. Это запас слов, форм словообразования и словоизменения синтаксических конструкций, а речь это процесс и результат употребления языка, это язык в речевой деятельности. Язык и речь взаимосвязаны. Речь строится на основах закона языка из языковых средств. Русский язык один из самых богатых языков мира, с его помощью можно очень точно передавать мысли и самые тонкие чувства. Величайшим достижением речевой культуры народа является русский литературный язык, который представляет собой высшую форму национального языка. Высшая форма, т.е. нормализованная, образцовая. Горький определял литературный язык, как общенародный язык, обработанный мастерами слова. Вопреки законам русского языка не может быть написана ни одна книга. Её содержание просто будет непонятно читателям. Русский язык служит единым средством выражения мыслей и чувств между людьми, в него входят все богатства речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Но в словарный запас литературного языка отбирается не всё, чем располагает общенародный язык. За пределами литературного языка остаются:

а) диалектизмы, диалектная лексика. Слова, распространённые в отдельно взятой местности.

б) жаргонная лексика. Слова, употребляемые в среде определённых социальных групп, а так же так называемая оргатическая лексика. Слова и выражения, употребляемые в преступном мире.

г) бранные нецензурные слова и выражения.

Итак, необходимым условием существования литературного языка являются его нормы. Что такое языковая норма? Это единообразное образцовое общепринятое употребление языковых элементов, слов, словосочетаний, предложений. Существуют нормы: орфоэпическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Овладевать литературными нормами человек начинает с первых классов. Не будь литературных норм, язык не смог бы стать средством человеческого общения, средством передачи человеческого опыта. Языковые нормы не придумываются учёными, они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке. Нормы языка поддерживаются речевой практикой. Они создаются путём анализа публицистической, научной, художественной литературы, а так же путём анкетирования населения. Пушкин писал: «Норма не предписывает законов языку, а изъясняет и утверждает его обычаи». Получается, что с одной стороны норма устойчива, стабильна по определению, с другой стороны она не является каким-то закостенелым явлением. Норма подвержена изменениям, поскольку язык явление социальное, находящееся в постоянном развитии, как и общество. Таким образом возникают нормы–соперницы, когда старая ещё не вышла из употребления, но и новая уже достаточно закрепилась в употреблении. Например, в данное время равноправными нормами ударения можно считать тво’рог и творо"г, с течением времени нормативным останется какой-то один вариант. Или в качестве примера возьмём слово лебедь. Какого рода данное слово? У Пушкина читаем: «Глядь, поверх летучих вод лебедь белая плывёт». В XIX веке слово имело женский род, сейчас же мужской. А слова рельса, фильма в начале XX века были женского рода, теперь же рельс, фильм существительные мужского рода. Другой пример. Тридцать, сорок лет назад словари фиксировали норму-соперницу в ударении слова одновреме’нный, сейчас же только одновре’менный . Например, какая норма ударения в слове по стенам? Если картины висят по стена’м, то номера домов на сте’нах (т.е. разница внутри или снаружи). Почему в языке существуют варианты норм? Дело в том, что язык развивается медленно, постепенно, и варианты помогают нам привыкнуть к новой форме, делают сдвиг в норме менее болезненным. Кроме того, варьирование норм может быть связано с различными стилями речи, например, книжная норма «в отпуске», «в цехе», разговорная «в отпуску», «в цеху».

    Орфоэпия. Произносительные нормы.

orfos– правильный, epos– речь (греч.) В главных своих чертах орфоэпические нормы сложились ещё в первой половине XVII веке на базе московского говора. Их развитие было сложным. В XIX веке с московским стало соперничать петербуржское произношение. Его главным отличием заключалось усиление буквенного (соответствие звука букве ш[ы]ги (московская норма), ш[а]ги (петербуржская), ш[ы]мпансое, ш[а]мпанское) произношения. Так в конкуренции и взаимовлиянии складывалась русская орфоэпическая система. В настоящее время тенденцией развития орфоэпии является её сближение с письмом, хотя ещё зазор между орфоэпией и орфографией является глубоким.

Существуют орфоэпические правила, исключением из которых являются заимствованные, но не вошедшие в широкое употребление слова из разных областей культуры, науки, техники, политики, а так же имён собственных. Например, боа, бонтон, Коннектикут, Гоген, годе. В этих словах сохраняется звук [о] в первом предударном слоге. Во втором предударном слоге: Болеро, Монпарнас, рококо, Бомарше. В заударном слоге: Вето, кредо, поло, Мехико. В заударном после гласного: адажио, какао, радио, Токио, Фиделио. В начале слова: Орфей, Отелло, Оклахома, Оттава, Онтарио, оазис. Некоторые заимствованные необрусевшие слова ассимиляции не поддаются. Флюид, Гонконг, Голливуд, кортеж, филокинез, Жакоб .

Коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная, яи[ш]ница, Ильини[ш]на, но точный, срочный, вечный, единичный, античный, земляничный.

[Ш]то, ни за [ш]то, не за[ш]то, [ш]то бы, кое-[ш]то,[ш]то-нибудь, нечто.

Старомосковская норма до[ш’ш’], до[жж]я, до[жж]ичек . Питерская – до[жд]ь.

Имена и отчества. Полное побуквенное их прочтение уместно в официальном формате, например, вручение наград, номинаций, присвоение почётных званий. В таком случае следует произносить Александр Александрович, Мария Алексеевна. В большинстве же речевых ситуаций следует говорить стяжённо Марь Лексевна, Любовь Андревна. Однако, редкие отчества с окончанием на «еевна» проговариваются полностью Дорофеевна, Корнеевна, Елисеевна, Ермолаевна, но Алекса[нн]а, Мих[алн]а, Па[лн]а.

Отчества от имён на «ов» произносятся со стяжением Вячеслав – Вячесла[вн]а.

В отчествах от имён, оканчивающихся на «н», «м» не произносится «ов», а звучит долгий согласный [нн]. Анто[нн]а или Максим [ н ] а.

Женские отчества, образованные от имён на твёрдые согласные л, р, с, т, д стяжению не подлежат. Владимировна, Маркеловна, Федотовна, Борисовна, Арнольдовна. В мужских отчествах, образованные от имён на твёрдые согласные л, р, с, т, д, « ов» не прочитывается Борис[ыч], Антон[ыч].

Андре[ич], Анатол[ич].

Произношение некоторых мужских имён вместе с отчеством различается, например, имя Александр в сочетании с отчеством, начинающимся на согласный, произносится без двух последних согласных звуков Алекса[н] Никола[ич], Алекса[н] Серге[ич]. Если же отчество начинается с гласного звука, имя произносится полностью Александр Анатольевич, Александр Иванович.

Имя Михаил произносится полностью, но в сочетании с отчеством, срабатывает стяжение Мих[ал] Петрович, Мих[ал] Николаич.

Имя Павел особенно в сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, звучит полностью Павел Петрович, Павел Максим[ыч].

Особую сложность представляет чтение мягких согласных перед мягкой «Е». Текст, декада, тенор. Ненормативное прочтение твёрдого согласного в этом случае даёт неестественность и манерность пенсион[э]р, пион[э]р. Однако во многих неруцифицировавшихся заимствованных словах согласные не смягчаются куп[э], каф[э].

Предлагаем запомнить группу слов, в которых согласные перед «Е» произносятся мягко: академия, брюнет, бактерия, барельеф, гипотенуза, дебаты, дебют, девиз, дезинфекция, дезорганизация, дезориентация, декада, декан, декламация, декларация, декорация, демисезонный, демобилизация, деспотизм, дефис, контекст, компресс, корректор, кофе, конкретной, кратер, крейсер, крекер, крем, кредо, ксерокс, музей, нейлон, неологизм, одеколон, патент, прогресс, регресс, резерв, репрессия, термин, фланель, форель, хореография, шинель, экспресс. В словах энергия, энергетика допускается как твёрдое, так и мягкое произношение.

А вот группа слов, в которых согласный перед «Е» произносится твёрдо: аст[э]ния, ас[э]птика, Бертольд Бр[э]хт, бижут[э]рия, бизн[э]с, Биз[э], бизн[э]смен, бифшт[э]кс, бурим[э], бут[э]рброд, Ват[э]рлоо, ват[э]рлиния, ват[э]рполо, ген[э]тика, ген[э]зис, геод[э]зия, гофр[э], грэйд[э]р, Д[э]карт, майон[э]з, Мон[э], мен[э]джэр, метрдот[э]ль, мот[э]ль, орхид[э]я, от[э]ль, парт[э]р, паст[э]ризация, пат[э]тика, про[э]кт, про[э]кция, пюр[э], инд[э]кс, инт[э]грал, каф[э], конап[э], код[э]кс, конд[э]нсат, конц[э]нсус, Конт[э]йн[э]р, куп[э], но купейный, лаз[э]р, М[э]рим[э], Мюссэ, р[э]квием, р[э]ле, Сомерс[э]т Мо[э]м, юриспруд[э]нция, т[э]нднция, т[э]ст, форват[э]р, форт[э]пиано, фрикад[э]льки, хризант[э]ма, цитад[э]ль, шэд[э]вр, шымпанз[э], Шоп[э]н, шосс[э], шт[э]псель, шт[э]мпель, экз[э]ма, экз[э]рсис, экст[э]рн, эст[э]тика.

Слова с ударением на «Е», «Ё». Афера, бытие, истекший год, но истёкший кровью, головешка, опека, отцветший, хребет, шлем, современный; белёсый, блёклый, блёкнуть, ж[о]лчь, ж[о]лчный, ж[о]лчевыводящий, ж[о]лчеотделение, ж[о]лчекаменная болезнь, но желчегонный, ксёндз, но кзендца, кзендзы, клёст, манёвр, манёвренный, манёвренность, но маневровый, никчёмный, принёсший, разнош[о]рстный.

    Нормы ударения, акцентологические нормы.

Русский язык характерен сложностью ударений. Каждое самостоятельное слово имеет своё ударение, двусложные слова кроме основных ударений имеют свои побочные ударения, например электрокардиограмма. Злоупотребление побочными ударениями свойственно просторечию и профессиональной речи. В русском языке ударение разноместное, т.е. может падать на любую часть слова и подвижное. Большинство слов имеют устойчивое ударение, но есть слова с переходным ударением. Это происходит от того чтобы отличить различные понятия, например, атлас и атлас; мель и мели. Однако некоторое передвижение в слове ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы, тогда возникают колебания, и приходится думать, как правильно сказать. Это усугубляется тем, что в одной форме слово имеет ударение на одной части его, а в другой форме это же слово следует акцентировать в другом месте, например деньги к деньгам. Русский литературный язык стремится избежать колебаний в ударениях, один из вариантов санкционируется, а другой изгоняется, как неправильный положил, облегчить, миллиметр , красивее. В разговорной речи отклонения ударений в словах бывают довольно многочисленными.

Рифмованные запоминалки:

Фено́мен звони́т по среда́м,

Приня́в догово́р по года́м,

Он о́тдал экспе́ртам эско́рта

Хода́тайство аэропо́рта.

Как у нашей Марфы

Есть в полоску ша́рфы!

Долго ели то́рты -

Не налезли шо́рты!

Звонит звонарь,

Звонят в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

Ты нам шторы не вози,

Мы повесим жалюзи́.

Баба Фёкла копала свЁклу,

а Коко Шанель любила щаве́ль.

Стилистика

    Примеры нормативной литературной лексики с диалектными синонимами данных слов: белка (векша), сарафан (понёва, шабала), волк (бирюк), ухват (рогач), ковш (корец), мочалка (вехотка), разговорчивый (разговористый), обмениваются подарками (дарятся), готовить пищу (стряпать), дети (ребёнки).

    Лексическая избыточность: Программа капремонта многоквартирных домов включает в себя 357 объектов капитального ремонта .

    Примеры возвышенного, среднего и сниженного стиля: дивный, прекрасный, клёвый; ступать, идти, шлёндрать; облобызать, поцеловать, чмокнуть.

    Примеры грамматических несоответствий: мы пообедамши, у него женёность – устаревший диалектный вариант.

    Нарушение лексической сочетаемости: Установлена новая кровля на склад и в детском саду №103.

    Нарушение спряжения: «Созерцателная красота» - из ранних текстов поэта, музыканта и певицы Дианы Арбениной.

    Неуместное использование канцеляризма: Возможность обратиться к Богу, посетить службу важна для каждого верующего.

    Неправильный выбор слова: Заместитель начальника УВД Перми Константин Строгий, отмахнувшись , что на анализ уйдёт не один час, так и не удовлетворил любопытство депутатов.

    Неправильное использование иноязычных слов: Неплохо поработали администрации Ленинского и Кировского районов, аутсайдером признана администрация Свердловского района.

    Неправильное и неуместное использование речевых штампов: За девять месяцев 2007 года наметилась тенденция по улучшению криминальной обстановки.

    Неправильное использование специальной лексики: Каждую субботу клирик Храма проводит службу.

    Неправильное использование фразеологизма: В это время на сцене отдавали дань уважения дружному педагогическому коллективу .

    Семантическая двусмысленность: Буш сказал, что он такая же простая техасская девушка, как и Кондолиза Райс .

    Соединение в однородном ряду логически несовместимых понятий:

Зал ДК Железнодорожников, где проходило юбилейное торжество школы №25, был полон «до краёв» выпускниками, учителями, поздравлениями и запахом цветов.

    Расщеплённое сказуемое: Заводчане занимаются вывозом образовавшегося мусора.

Я-высказывания, Мы - высказывания

Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность своего решения или наблюдения, говорить «я»: «Я считаю, что сегодня Алеша может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давле­ние на маму или папу: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том слу­чае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполне­ние чего-либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить затем, чтобы Женя не намочил руку, ему сегодня сделали прививку».

Если же воспитателю нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ре­бенку, желательно выбрать местоимение «мы»: «Мы с вами можем по­мочь Диме поскорее адаптироваться к новым условиям».

6.Принцип сендвича .

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недоволь­ство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэн­двича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процес­се которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включа­ет выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для по­иска конструктивного решения проблемы.

ПР: сначала спеть лебединую песню, а затем уже попробовать вместе найти пути решения

ПР: сегодня ваш Алеша отнял грабли у Димы, да еще его стукнул при этом! (вы знаете, ребята проявляют такое трудолюбие, это однозначно ваша заслуга, спасибо, за то что приучили ребят помогать и трудиться. Но, к сожалению, нередко проявляют агрессию, если не поделили инструменты.)

Юмор.

Юмор - если уместно, вставить анекдот:

Пр: папа вечером забирает ребенка. Здравствуйте, Елена Ивановна, я за Ирой. Ой, вы знаете, Иру уже забрали. Может быть, возьмете Настю. У нас сегодня действует акция: забираете Настю, Сережу получаете в подарок. Плавный переход к первой теме собрания: благодарим наших дорогих родителей за соблюдение режима работы детского сада. А если утром вы будете успевать приходить до зарядки, то все ребята получат заряд бодрости и будут успешнее в течении дня!



Притча Пр: притча об орлиной семье – тема консультации – воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет.

Иллюстрации из детской жизни: пр – дети очень подражательны, если один ребенок заскакал по группе, как будто на лошадке, то обязательно еще 2-3 лошадки поскачут рядом.

Опыт публичных выступлений.

Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаи­модействия с родителями и обладающие к тому же определенными лич­ностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со стра­хом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испы­тывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, разработаны некоторые рекомендации:

r тренировать навык уверенного выступления на практике как мож­но чаще;

r записывать и прослушивать свои выступления на аудио- и видео­пленку, анализировать их;

r оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослу­живцы;

r принять то, что казусы при публичном выступлении возможны у каждого;

r сохранять самообладание;

r с достоинством выходить из трудных положений;

r прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят).

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.

Разные типы слушателей.

Выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодей­ствия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информа­ции через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим веду­щим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками».



Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от до­минирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, ис­пользуя их активный словарь - важный фактор успешного общения в системе «педагог-родитель».

Всех слушателей можно разделить начетыре группы:

1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.

2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы из речи.

Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы. Не стоит расстраиваться, если в аудитории вы видите людей, которые вас не слушают!!! Даже если ваше общение будет полезно хотя бы одному человеку, то оно уже прошло не зря.

ПР: подчеркнуть значимость родителей можно словами: «Вы – главные педагоги в жизни вашего ребенка». Тем самым и возложив на них ответственность.

Важно обращение к родителям за советом, а не наставления (Такие рукодельные наши мамы, поучаствовали в выставке новогодних украшений! Папы, не отставайте – вы сможете нам помочь расчистить участок от снега? нам негде гулять)

Умение слышать и слушать.

Другим не менее важным и одним из ос­новополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодей­ствия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собе­седника.

«Лучший спо­соб помочь человеку почувствовать его значимость - это активное слу­шание, сфокусированное на его проблеме».

Внимательное слушание также поможет нам получить важную ин­формацию от родителей.

Открытость, открытая поза, улыбка, внимание к словам – это активный слушатель, с таким педагогом родителю захочется общаться!!!

Каковы принципы эффективного слушания? Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания человека слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов:

1) отношение слушателей;

2) интерес слушателей;

3) мотивации слушателей;

4) эмоциональное состояние слушателей.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных факторов.

Отношение слушателей. Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. В силу собственной предубежденности они не хотят выслушать противоположное мнение. Один и тот же человек может быть объективен в одном вопросе и субъективен в другом. Многие с трудом остаются объективными, если в речи затронуты их личные интересы. Мы становимся необучаемыми, когда думаем, что знаем окончательный ответ на любой вопрос, и теряем интерес к речи.

На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.

Литературная речь

нормализованная речь, употребляемая образованными


Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. - М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 .

Смотреть что такое "литературная речь" в других словарях:

    Литературная премия - Литературная премия поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов (избранный также по правилам или назначенный учредителем… … Википедия

    Речь ораторская - разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

    Литературная энциклопедия в 11 т. - Литературная энциклопедия в 11 т. Литературная энциклопедия: В 11 т. (М.), 1929 1939. Т. 1 / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: Лебедев Полянский П. И., Луначарский А. В., Нусинов И. М., Переверзев В. Ф., Скрыпник И. А.; Отв … Литературная энциклопедия

    Речь (значения) - Речь многозначный термин: Речь это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование… … Википедия

    речь книжная - Литературная, как правило, письменная речь, обладающая следующими свойствами: 1) общелитературными и специфическими книжно письменными языковыми средствами; 2) кодификацией; 3) функциональными стилями речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Речь (газета) - У этого термина существуют и другие значения, см. Речь (значения). Речь Рѣчь Основана 23 февраля 1906 Прекращение публикаций август 1918 Политическая принадлежность … Википедия

    Литературная журналистика - Литературной журналистикой (англ. Creative nonfiction) называют жанр, при котором репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов . Содержание 1 Литературная журналистика в России … Википедия

    речь - ед. Процесс говорения, деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. Р. автологическая. Речь, в которой отсутствуют тропы. Р. внешняя. В теории речевой коммуникации: процесс речевой… … Учебный словарь стилистических терминов

    Литературная критика - оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см.… … Большая советская энциклопедия

    Речь с.-петербургская газета - большая ежедневная политическая и литературная газета, выходящая в СПб. с 23 февраля 1906 г. при ближайшем участии П. Н. Милюкова и И. В. Гессена. Издатель Ю. Бак; редактор О. Е. Бужанский, позже П. А. Харитон. Орган конституционно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Старина русской земли. Историко-археологические исследования, биография, учено-литературная переписка, заметки и дневник воспоминаний Ивана Михайловича Снегирева. Том I , . Санкт-Петербург, 1871 год. Типография Ф. С. Сущинского. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Отсутствует лицевая часть обложки. Вашему вниманию предлагается посмертное собрание…

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка , которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка – территориальным диалектам , городским койне (городскому просторечию), профессиональным и социальным жаргонам .

Понятие литературного языка может определяться как на основе лингвистических свойств, присущих данной подсистеме национального языка, так и путем отграничения совокупности носителей этой подсистемы, выделения ее из общего состава людей, говорящих на данном языке. Первый способ определения – лингвистический, второй – социологический.

В.В.Виноградов. Литературный язык (philology.ru)
Литературный язык - общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов - язык официально-деловых документов , школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.

Трудно указать другое языковое явление, которое понималось бы столь различно, как литературный язык. Одни убеждены в том, что литературный язык есть тот же общенародный язык, только "отшлифованный" мастерами языка , т.е. писателями, художниками слова; сторонники такого взгляда прежде всего имеют в виду литературный язык нового времени и притом у народов с богатой художественной литературой.

Другие считают, что литературный язык есть язык письменности, язык книжный , противостоящий живой речи, языку разговорному . Опорой такого понимания являются литературные языки с давней письменностью (ср. свежий термин "новописьменные языки").

Третьи полагают, что литературный язык есть язык, общезначимый для данного народа, в отличие от диалекта и жаргона, не обладающими признаками такой общезначимости. Сторонники такого взгляда иногда утверждают, что литературный язык может существовать и в дописьменный период как язык народного словесно-поэтического творчества или обычного права.

Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
Долгие споры относительно того, лежит в основе современного русского литературного языка церковнославянский или русский язык, с научной точки зрения являются беспредметными и по сути, и по содержанию, и по ссылкам на авторитеты.

Гипотеза Обнорского - продолжение и развитие теории Шахматова в новых исторических условиях, когда на основе углубленного изучения русских говоров (начатого Шахматовым) и исторического развития русского языка стала ясной действительная значимость церковнокнижных текстов в формировании русского литературного языка. Расширялся и объект изучения: для Шахматова это в основном фонетика и грамматические формы, тогда как для Обнорского - грамматические категории, семантика, стиль. В последние годы эта точка зрения основательно аргументирована (Филин, 1981; Горшков, 1984) и не нуждается в защите. Альтернативы нет.

Термин «литературный язык» по своему происхождению оказывается связанным с понятием «литература», а в этимологическом его понимании - «основанный на литере», т. е. на букве, собственно, письменный язык. Действительно, средневековый литературный язык - только язык письменности, собрание текстов литературного назначения. Все остальные признаки литературного языка вытекают из этого абстрактного определения через термин и потому кажутся логичными и понятными.

Многообразные термины, наслоившиеся на предмет изучения, представляют собой, собственно, только попытку выйти из порочного круга формальной логики: признаки понятия почитать за признаки не существующего объекта, а объект определять через те же признаки понятия. Литературный - нелитературный, письменный - устный, народный - культурный (даже культовый, в последнем случае вообще много синонимов), обработанный - необработанный, а также многозначные и потому неопределенные по значению - система, норма, функция, стиль. Чем больше таких определений (которые по видимости как будто уточняют наше представление об объекте), тем больше опустошается понятие «литературный язык»: введение каждого последующего из них настолько увеличивает содержание понятия, что сводит его объем до пределов ничтожности.

Из многих существующих в науке определений наиболее приемлемым кажется определение литературного языка как функции национального языка; следовательно, литературный «язык» - литературная разновидность употребления русского языка, а не самостоятельный язык (Горшков, 1983). Такое понимание литературного языка лежит в русле русской научной традиции и определяется историческим подходом к проблеме литературного языка. Одновременно оно объясняет развитие разных сфер «культурного говорения», оправдывая существование самого термина «литературный язык» - поскольку последний и в самом деле является типичной формой существования народного (национального) языка, а не речью в узком смысле слова. Исторически происходило вытеснение разговорных форм все более совершенствовавшимися «культурными» формами языка; отбор языковых форм по мере развития структуры родного языка и составляет содержание этого исторического процесса.

Литературный язык - основа культуры речи (Риторика - distedu.ru)
Литературный язык составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, телевидение.

Среди разновидностей национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны) литературный язык играет ведущую роль.
Основные признаки литературного языка:
- обработанность (литературный язык -- это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями);
- устойчивость (стабильность);
- обязательность для всех носителей языка;
- нормированность;
- наличие функциональных стилей.

Д. А. Голованова, Е. В. Михайлова, Е. А. Щербаева. Русский язык и культура речи. Шпаргалка

(ЛИБРУСЕК - lib.rus.ec)
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Признаки литературного языка:

1) наличие письменности;

2) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Норми-рованность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;

3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;

4) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;

5) относительная устойчивость;

6) распространенность;

7) общеупотребительность;

8) общеобязательность;

9) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества.

Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека вплоть до старости.

Литературный язык должен быть общепонятным, т. е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические иакцентологические нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

История изучения стилей берет свое начало в глубокой древности. В отечественной словесности античные теории преобразились в теорию "трех штилей" М. В. Ломоносова. Из школьного курса известно, что к высокому стилю относят "пафосные" слова типа созидатель, претворять, бесценный, к низкому – слова вроде окочуриться, прихвостень, к среднему – все остальные слова. Однако теория "трех штилей" описывала только язык художественных произведений. Язык обыденного общения и лексика за пределами литературного языка не были предметом внимания исследователей, хотя система функциональных стилей сложилась уже давно (так, основы официально-делового стиля были заложены в договорах с греками еще в X в., а научный и публицистический стили начали складываться в XVIII в.).

Современная система стилей в схематичном виде представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1.

Внешняя окружность – граница общенародного языка. Его ядро составляет нейтральный стиль, который является основой любого высказывания, к какому бы стилю оно ни относилось. В центре системы находится кодифицированный литературный язык, представленный четырьмя стилями: тремя книжными (официально- деловой, научно-технический, публицистический) и разговорным.

Язык художественной литературы (отметим, что не все исследователи считают его отдельным стилем) может не только использовать все богатства родного языка, но и включать элементы других языков.

За пределами литературного языка оказываются такие пласты русской лексики, как диалекты, просторечия, жаргоны, арго, сленг. Существует еще обеденная, нецензурная, лексика (мат). Однако хотя она и вызывает некоторый интерес у исследователей и даже представлена в различных словарях, а в последнее время все чаще встречается не только в прямом эфире отдельных программ, но и в художественной литературе, мы оставим ее в стороне. Надеемся, что в ближайшее время ни создателям текстов, ни редакторам эта лексика не понадобится.

В какой степени необходимо для редактора знание пластов языка за пределами литературного? Сформулируем общие условия, при которых допустимо употребление нелитературной лексики. Диалекты (язык, характерный для определенной местности, например северных или южных областей России), просторечия (речь людей, не знакомых с нормами литературного языка), жаргоны/арго/сленг (речь определенных групп: воровской, молодежный, профессиональный и т.п.) могут быть включены в статьи, доклады или выступления только как цитаты, для создания особого колорита, связанного с предметом речи и (или) характером языковой личности объекта изображения. Однако просторечия и жаргоны при несомненной их экспрессивности все же ограничены в возможностях выражения более или менее сложных мыслей и чувств, и потому их место в рамках литературной речи – далекая периферия.

Стили книжной речи

Книжная речь – инструмент для создания текстов в сферах формального общения: официально-деловой, научной, публицистической. Здесь не исключено устное общение (непосредственные распоряжения подчиненным, научные доклады, публичные речи, интервью), но чаще используются письменные формы.

К книжной речи относятся прежде всего официально-деловой и научный стили, которые характеризуются строгостью и бесстрастностью изложения. Их задачей является информирование, поэтому сообщения должны быть объективными, допускать проверку, например, в ходе научной дискуссии или судебного разбирательства по официальным документам: договорам, контрактам, инструкциям. В указанных стилях употребляются специальные слова – термины, которые строго определены и понимаются однозначно.