Биографии Характеристики Анализ

Кто победил чингисхана. Значение имени чингисхан

Чингисхан был основателем и великим ханом Монгольской империи. Он объединил разрозненные племена, организовал завоевательные походы в Среднюю Азию, Восточную Европу, на Кавказ и в Китай. Собственное имя правителя - Тэмуджин. После его смерти наследниками стали сыновья Чингисхана. Они значительно расширили территорию улуса. Еще больший вклад в территориальное устройство внес внук императора - Бату - хозяин Золотой Орды.

Личность правителя

Все источники, по которым можно характеризовать Чингисхана, были созданы после его смерти. Особенное значение среди них имеет "Сокровенное сказание". В этих источниках присутствует описание и внешности правителя. Он был высокого роста, с крепким телосложением, широким лбом и длинной бородой. Кроме этого, описываются и черты его характера. Чингисхан происходил из народа, вероятно, не имевшего письменности и государственных институтов. Поэтому монгольский правитель не имел какого-либо образования. Однако это не помешало ему стать талантливым полководцем. Организаторские способности сочетались в нем с самообладанием и непреклонной волей. Чингисхан был приветлив и щедр в той степени, которая была необходима для сохранения привязанности его сподвижников. Он не отказывал себе в радостях, но вместе с этим не признавал излишеств, которые не могли совмещаться с его деятельностью в качестве полководца и правителя. Как свидетельствуют источники, Чингисхан дожил до старости, сохранив свои умственные способности в полной мере.

Наследники

В течение последних лет жизни правителя очень беспокоила судьба его империи. Только некоторые сыновья Чингисхана имели право занять его место. У правителя было много детей, все они считались законными. Но только четверо сыновей от жены Бортэ могли стать наследниками. Эти дети очень отличались друг от друга и по чертам характера, и по склонностям. Старший сын Чингисхана появился на свет вскоре после возвращения Бортэ из меркитского плена. Его тень всегда преследовала мальчика. Злые языки и даже второй сын Чингисхана, имя которого впоследствии прочно войдет в историю открыто называли его "меркитским выродком". Мать всегда защищала ребенка. При этом сам Чингисхан всегда признавал его своим сыном. Тем не менее мальчика всегда упрекали в незаконнорожденности. Однажды Чагатай (сын Чингисхана, второй наследник) открыто обозвал брата в присутствии отца. Конфликт чуть не перерос в настоящую драку.

Джучи

Сын Чингисхана, родившийся после меркитского плена, отличался некоторыми особенностями. Они, в частности, проявлялись в его поведении. Устойчивые стереотипы, которые наблюдались в нем, сильно отличали его от отца. К примеру, Чингисхан не признавал такого понятия, как пощада к врагам. Он мог оставить в живых только маленьких детей, которых впоследствии усыновляла Оэлун (его мать), а также доблестных багатуров, которые принимали монгольское подданство. Джучи же, напротив, отличался добротой и гуманностью. Например, в ходе осады Гурганджа хорезмийцы, которые абсолютно были измучены войной, просили принять их капитуляцию, пощадить их, оставить в живых. Джучи высказался в их поддержку, но Чингисхан категорически отверг такое предложение. В результате гарнизон осадного города частично вырезали, а сам он был затоплен водами Амударьи.

Трагическая смерть

Непонимание, которое установилось между сыном и отцом, постоянно подогревалось наговорами и интригами родственников. Со временем конфликт углубился и привел к возникновению устойчивого недоверия правителя к своему первому наследнику. Чингисхан начал подозревать, что Джучи желает стать популярным у завоеванных племен, чтобы впоследствии отделиться от Монголии. Историки сомневаются в том, что наследник действительно к этому стремился. Тем не менее в начале 1227 года Джучи со сломанным позвоночником был обнаружен мертвым в степи, где охотился. Безусловно, его отец не был единственным человеком, которому была выгодна смерть наследника и у которого были возможности оборвать его жизнь.

Второй сын Чингисхана

Имя этого наследника было известно в кругах, приближенных к монгольскому престолу. В отличие от погибшего брата, он характеризовался строгостью, исполнительностью и даже определенной жестокостью. Эти черты и поспособствовали тому, что Чагатай был назначен "хранителем Ясы". Эта должность аналогична посту верховного судьи или генерального прокурора. Чагатай всегда неукоснительно следовал закону, он был беспощаден к нарушителям.

Третий наследник

Немногие знают, как звали сына Чингисхана, являвшегося следующим претендентом на престол. Им был Угэдэй. Первый и третий сыновья Чингисхана были похожи характерами. Угэдэй также отличался терпимостью и добротой к людям. Однако его особенностью была страсть к охоте в степи и выпивке с друзьями. Однажды, выехав в совместную поездку, Чагатай и Угэдэй увидели мусульманина, который мылся в воде. Согласно религиозному обычаю, каждому правоверному надлежит несколько раз в течение дня совершать намаз, а также ритуальное омовение. Но эти действия были запрещены по монгольскому обычаю. Традиция не допускала омовений где бы то ни было в течение всего лета. Монголы считали, что мытье в озере или реке вызывает грозу, которая очень опасна для путников в степи. Поэтому такие действия рассматривались как угроза жизни для них. Дружинники (нухуры) безжалостного и законопослушного Чагатая схватили мусульманина. Угэдэй, предполагая, что нарушитель лишится головы, отправил своего человека к нему. Посланец должен был сказать мусульманину, что тот якобы уронил золотой в воду и искал его там (чтобы остаться в живых). Нарушитель так и ответил Чагатаю. За этим последовал приказ нухурам отыскать монету в воде. Дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Монету нашли и вернули мусульманину как "законному" ее владельцу. Угэдэй, прощаясь со спасенным, вынул горсть золотых из кармана и протянул их человеку. При этом он предупредил мусульманина о том, чтобы когда тот в следующий раз уронит монету в воду, не искал ее, не нарушал закон.

Четвертый преемник

Младший сын Чингисхана, как свидетельствуют китайские источники, родился в 1193 году. В это время его отец был в чжурчженьском плену. Пребывал он там вплоть до 1197 года. В этот раз измена Бортэ была очевидна. Однако Чингисхан признал сына Тулуя своим. При этом внешне ребенок имел вполне монгольскую внешность. Все сыновья Чингисхана обладали своими особенностями. Но Тулуй был награжден природой наибольшими талантами. Он отличался наивысшим нравственным достоинством, обладал незаурядными способностями организатора и полководца. Тулуй известен как любящий муж и благородный мужчина. Он взял в жены дочь погибшего Ван-хана (главы кераитов). Она, в свою очередь, была христианкой. Тулуй не мог принять религию жены. Будучи Чингисидом, он должен исповедовать веру предков - бон. Своей жене Тулуй не только разрешил отправлять все надлежащие христианские обряды в "церковной" юрте, но и принимать монахов, и иметь при себе священников. Гибель четвертого наследника Чингисхана без всякого преувеличения можно назвать героической. Чтобы спасти заболевшего Угэдэя, Тулуй добровольно принял сильное зелье шамана. Так, отводя болезнь от брата, он стремился привлечь ее к себе.

Правление наследников

Все сыновья Чингисхана обладали правом управлять империей. После устранения старшего брата преемников осталось трое. После смерти отца до избрания нового хана улусом управлял Тулуй. В 1229 году состоялся курултай. Здесь был выбран, согласно воле императора, новый правитель. Им стал терпимый и мягкий Угэдэй. Этот наследник, как выше было сказано, отличался добротой. Однако это качество не всегда на пользу правителю. В годы его ханства руководство улусом очень ослабло. Администрирование осуществлялось преимущественно за счет строгости Чагатая и благодаря дипломатическим способностям Тулуя. Сам же Угэдэй вместо государственных дел предпочитал кочевать в Западной Монголии, охотясь и пируя.

Внуки

Они получили различные территории улуса или значимые должности. Старшему сыну Джучи - Орда-Ичэн, досталась Белая Орда. Эта область располагалась между хребтом Тарбагатаем и Иртышом (район Семипалатинска сегодня). Следующим был Батый. Сын Чингисхана оставил ему в наследство Золотую Орду. Шейбани (третьему преемнику) полагалась Синяя Орда. Правителям улусов было выделено также по 1-2 тысячи воинов. При этом численность тогда достигала 130 тыс. чел.

Бату

По русским источникам он известен как Сын Чингисхана, погибший в 1227 г., за три года до этого получил во владение Кипчакскую степь, часть Кавказа, Русь и Крым, а также Хорезм. Наследник правителя умер, владея только Хорезмом и азиатской частью степи. В 1236-1243-х гг. состоялся общемонгольский поход на Запад. Его возглавил Батый. Сын Чингисхана передал своему наследнику некоторые черты характера. В источниках значится прозвище Саин-хан. По одной из версий, оно означает "добродушный". Этим прозвищем обладал Царь Батый. Сын Чингисхана умер, как выше было сказано, владея только небольшой частью своего наследства. В результате похода, совершенного в 1236-1243-х гг., к Монголии отошли: западная часть в северокавказские и поволжские народы, а также Волжская Булгария. Несколько раз под руководством Батыя войска нападали на Русь. В своих походах армия монголов дошла до Центральной Европы. Фридрих Второй, бывший тогда императором Рима, попытался организовать сопротивление. Когда же Батый стал требовать покорности, тот ответил, что мог бы быть сокольничим у хана. Столкновения, однако, между войсками не произошло. Некоторое время спустя Батый осел в Сарай-Бату, на берегах Волги. Походы на Запад он больше не совершал.

Укрепление улуса

В 1243 году Батый узнал о смерти Угэдэя. Его армия отошла к Нижней Волге. Здесь был основан новый центр улуса Джучи. Каганом на курултае 1246 года был избран Гуюк (один из наследников Угэдэя). Он был давним врагом Батыя. В 1248 г. Гуюк умер, а в 1251 г. четвертым правителем избрали лояльного Мунке, участника Европейской кампании с 1246 г. по 1243 г. Для поддержки нового хана Батый отправил Берке (своего брата) с войском.

Отношения с князьями Руси

В 1243-1246 гг. все русские правители приняли зависимость от Монгольской империи и Золотой Орды. (Владимирский князь) был признан в качестве старейшего на Руси. Он получил разоренный в 1240 году монголами Киев. В 1246 г. Батый отправил Ярослава на курултай в Каракорум в качестве полномочного представителя. Там русского князя отравили сторонники Гуюка. Михаил Черниговский погиб в Золотой Орде за то, что отказался пройти в юрту хана между двух огней. Монголы расценили это как наличие злого умысла. Александр Невский и Андрей - сыновья Ярослава - также направились в Орду. Приехав оттуда в Каракорум, первый получил Новгород и Киев, а второй - Владимирское княжение. Андрей, стремясь противостоять монголам, заключил союз с сильнейшим в то время князем в Южной Руси - Галицким. Это послужило причиной карательного похода монголов в 1252 г. Войско Орды во главе с Неврюем победило Ярослава и Андрея. Батый передал ярлык на Владимир Александру. строил свои отношения с Батыем несколько иным образом. Он изгнал ордынских баскаков из своих городов. В 1254 г. он разбил войско, возглавляемое Куремсой.

Карокорумские дела

После избрания в 1246 году Гуюка в качестве великого хана произошел раскол между потомками Чагатая и Угэдэя и наследниками двух остальных сыновей Чингисхана. Гуюк вышел в поход против Бату. Однако в 1248 году, в то время когда его армия расположилась в Мавераннахре, он внезапно скончался. Согласно одной из версий, его отравили сторонники Мунке и Батыя. Первый стал впоследствии новым правителем Монгольского улуса. В 1251 г. Батый отправил войско под руководством Бурундая под Ортар в помощь Мунке.

Потомки

Преемниками Батыя стали: Сартак, Тукан, Улагчи и Абукан. Первый был приверженцем христианской религии. Дочь Сартака вышла замуж за Глеба Васильковича, а дочь внука Батыя стала женой св. Федора Черного. В этих двух браках родились белозерские и ярославские князья (соответственно).

Собственно говоря, Чингисхан - это не имя, а титул. Его принял Темучжин на курултае (собрании у монголов) в конце XII века.

Имя Чингисхана

Спустя несколько лет, в 1206 году, теперь уже на большом курултае всех монгольских племен, титул Чингисхана, подчеркивающий первенство, подтвердили все монгольские князья. Значение титула «Чингис» тёмно: «Чингис» или «Тэнгис» монголы называли море, это было отдельное божество в пантеоне шаманизма. Возможно, оно связано с именем Тэнгри - бога всех монголов. Анонимный автор «Сокровенного сказания монголов», так и переводит Чингисхан – Хан волею Вечного Синего Неба. А имя данное Чингисхану при рождении, – Темучжин, значит «кузнец». Оно родственно тюрко-монгольскому корню «темур» - «железо».

Жестокость Чингисхана

Мир степных кочевников был полон обычаев, казавшихся представителям городских, осёдлых цивилизаций, дикими и варварскими. Однако многие из этих жестокостей образованные современники приписали Чингисхану незаслуженно. К таким «легендам» принадлежит и история о том, что после одной из битв он приказал сварить пленных в семидесяти котлах. Эта чрезвычайная даже по степным меркам жестокость была совершена после одной из побед противником Чингиса – ханом Чжамухой. Уже потом, после гибели последнего, ее приписали Чингисхану. Более того, враги и соплеменники отмечали мудрость и справедливость Чингиса. Так однажды к нему перебежали воины враждебного хана, принеся с собой голову своего господина. Но Чингисхан приказал казнить перебежчиков – именно потому что они предали своего правителя.

«Дойти до последнего моря»

Это известное высказывание, в полной форме звучащее как «Я дойду до «последнего» моря, и тогда вся вселенная окажется под моей рукой», обычно приписывается Чингисхану. Однако на самом деле оно ему не принадлежит, и было выдумано много позднее.

В планах Завоевателя не было даже мысли двигаться в Европу, а почти все войны, которые он вел, начинались помимо его воли. Чингисхан завоевал Хорезм, мстя за убийство своих послов и вероломное нападение на его торговый караван. Убийство монгольских послов русскими князьями, привело к поражению последних при Калке. Исполняя долг кровной мести за убитого деда, Завоеватель разгромил китайское царство Цзинь. Что уж говорить, собственного брата Бельгутая, он, в девять лет, застрелил из лука за то, что тот отобрал у него «блестящую рыбку». Задача военного похода в Европу была поставлена только его сыном – Угэдэем в 1235 году.

Правитель самого большого государства мира?

Монгольская империя по праву считается самым большим государством в истории человечества – к 1279 году ее площадь составляла около 33 млн. кв. км. Британская империя в период максимального господства в 20-30-е годы XX века по данным Большой советской энциклопедии занимала только 31,8 млн. кв. км. заселенной территории. Однако Чингисхан умер задолго до максимального расширения границ своего государства.

В 1227 году, его держава была не только меньше Российской империи и СССР, но и уступала по площади Испано-португальской колониальной империи конца XVII века. Завоевания монголов особенно активно велись уже после смерти Чингисхана. Его потомки подчинили себе часть Центральной Европы, Крым, половецкие степи, Русь, Волжскую Булгарию, Дальний Восток, Персию и Южный Китай.

Что было в завещании Чингисхана?

После смерти Чингиса власть перешла не к его старшему сыну Чжочи, и даже не ко второму - Чагатаю, а только к третьему - Угэдэю. В летописи степняков - «Сокровенном сказании монголов» содержится красочная история, объясняющая выбор отца в пользу младшего сына. Чжочи и Чагатай поспорили за право наследства (первый родился, когда Борте, жена Чингисхана, была в плену и отцовство Чингиса вызывало сомнения), и спор грозил вылиться в большую ссору. По легенде Чингисхан, присудил наследство своему третьему сыну, обязав первых двух помогать ему.

Однако было ли так на самом деле? Выбор в пользу Угэдэя подкреплялся не только «сомнительным» происхождением старшего сына. Угэдэй больше остальных походил на своего отца, отличался спокойствием, мудростью и чертами дипломата. Их Чингис и посчитал намного более важными для управления огромным государством. Право же первородства в монгольском обществе не было так сильно – власть отца считалась непререкаемой, а люди часто выдвигались на руководящие должности по их умениям и талану, а не по происхождению.

Где находится могила Чингисхана?

Место, где похоронен один из величайших правителей в истории, нам неизвестно. Средневековые историки Рашид ад-Дин и Марко Поло писали, что воины, хоронившие хана, убивали всякого, кто встретился им на пути, а после захоронения повернули русло одной из рек над могилой, чтобы сохранить ее от разграбления. Смерть Чингисхана долгое время держали в тайне – из соображений безопасности. Лишь после того, как траурный кортеж вернулся в ханское стойбище в верховьях реки Керулен, было позволено распространять весть о его смерти.

Историкам и археологам до сих пор неизвестно место захоронения великого полководца, несмотря на многочисленные раскопки, продолжающиеся и сейчас. Мы знаем о могиле только то, что она располагалась в монгольской степи, у склона одной из гор, где прошло детство великого завоевателя.

Полководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи.


Согласно преданию, род Чингиза восходит к монгольскому племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа, Добун-Баяна, забеременела от луча света. От нее появилось три сына: тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение этого слова - чресла, т. е. указание на чистоту чресел утверждает происхождение эти сыновей от сверхестественного света. В шестом колене от Алан-Гоа прямом потомком был Кабул-хан. От внука последнего Есугэй-бахадура пошли те, которые получали название Кият-бурджигин. Слово киян по-монгольски значит "большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный".

Кият - множественное число от Киян: им же назвали тех, кто ближе к началу рода. Детей Есугэй-бахадура прозвали Кият-бурджигины за то, что они были одновременно Кият и бурджигины. Бурджигин же по-тюрски означает человека, у которого синие глаза. Цвет его кожи впадает в желтизку. Мужество бурджигинов вошло в пословицу.

Сын Есугэй-бахадура Чингиз-хан родился в 1162 г. (по другим, более сомнительным данным, в 1155 г.) С ранних лет, оставшись 10 лет от рода сиротой, он претерпел много лишений, превратностей судьбы. Но уже с молодости он научился разбираться в людях и находить верных людей. Богорчин-нойон и Борагул-нойон, которые были рядом с ним и в годы поражения, когда проходилось думать о поисках пищи, были насколько ценимы им, что он сказал однажды: "Да не будет горя и не нужно, чтобы умер Богорчи! Да не будет горя и не годится, чтобы умер Борагул!" Соркан-Шира из племени Тайджиутов, которое захватило в плен Чингиз-хана, способствовавший побегу из плена, впоследствие получил сполна почет и уважение к своей персоне, к детям и сторонникам. Сыну Соркин - Ширэ Джиладкан-бахадуру, имея в виду его мужество, Чингиз-хан посвятил почти поэтические строки:


"Я не видел пешего, который бы сразился и заполучил в свои руки голову непокорных! Я не видел (человека), подобного этому герою!"

Был некто Соркак, названный отец Чингиза. В то время, когда Чингиз еще не был государем, он сказал: многие люди стремятся к власти, но в конце концов во главе станет Тэмуджин и за ним по единодушию племен утвердится царство, ибо он обладает для того способностями и достоинством и на его челе явны. Очевидны признаки небесного всепомоществования и царственной доблести. Слова оказались пророческими. Чрезвычайная деликатность характеризует отношение Чингиза к первой и любимой жене Бортэ. Он никому не позволил усомниться в ее целомудренности после года пребывания ее в плену. Из отношений личной преданности сформировалась модель вассалитета, которую он впоследствии возвел в систему. Личные качества Чингиз-хана при всем их своеобразии вписываются в вековые характеры и в вековые мотивы, которыми жили и живут до сих пор политики: стремление внушить бесспорность своего лидерства, путь (подчас тяжкий) продвижения к верхам власти через вероломство и преданность, через ненависть и любовь, через измены и дружбу, способность оценивать ситуации и принимать решения, приносящие успех.


Преемственную линию от Чингиз-хана пронесли в течение веков его прямые и косвенные потомки - чингизиды в обширном азиатском регионе. Наблюдается определенная идентичность фамильных черт в деятельности чингизидов вообще, так и тех, которые выдвинулись как вожди консолидации и формирования единой казахской государственности. От первенца Чинхиз-хана Джучи в шестнадцатым колене мы имеем знаменитого Аблая, его внука Кенесары. Внук последнего Азимхан (1867-1937) пользовался большим уважением народа. Он участвовал в правительстве Алаш-орда как специалист-гидромелиоратор и способствовал приобщению казахов к земледелию, был репрессирован как "враг народа".

В жизни Чингиз-хана можно выделить два основных. этапа: это период объединения всех монгольских племен в единое государство и период завоевательных походов и создания великой империи. Граница между ними обозначена символически. Первоначальное его имя Тенгрин Огюгсен Темучин. На курултае в 1206 г. он был провозглашен Божественным Чингизханом, его полным именем по-монгольски стало Делкян эзен Суту Богда Чингиз-хан, т. е. Владыка мира, ниспосланный Богом Чингизхан.


В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками империи, объединившем 4/5 Старого Света, от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого океана, и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе и террористе.


Как завоеватель он не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. Разведка, в том числе и экономическая, организация курьерской связи в крупном масштабе для военных и административных целей - это его личные открытия. В переоценке личности Чингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. Применительно к Чингиз-хану евразийцы отказались от концепции "татаро-монгольского ига", что связано с идей России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем, России как наследницы монгольской империи XIII-XIV вв. Вторая идея евразийцев - это объяснение причин резкого подъема активности монгольских племен в Забайкалье под руководством Чингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. Человек, наделенной пассионарностью, одержим непреоборимым стремлением к деятельности ради отвлеченного идеала, далёкой цели, для достижения которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Наблюдаются периоды резкого увеличения числа пассионариев в этносе по сравнению с обывателями. По терминологии Чингиз-хана есть "люди длинной воли", для которых честь и достоинство ценнее всего, благополучия и даже самой жизни. Им противостоят те, что ценят безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести.

Созданная им сеть линий сообщений, открывшая невиданный доступ для правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. Чингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опасаясь грабежей и притеснений.

О его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважения к носителям техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома Киданей Элюй Чуцая к службе. Этот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцелярией империи. Марко Поло в числе благородных черт Чингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

Важнейшим компонентом духовного наследия Чингиз-хана является составленный им свод законов, совершенный для своего времени, так называемые Ясы. Он возвел в культ писанный закон, был сторонникам твердого правопорядка.

Важнейшей основой государственности помимо неукоснительного следования закону Чингиз-хан считал религиозность.

Умер Чингиз-хан в 1227 г. и похоронен в местности Пуркаш-Калдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".

В.И.Вернадскому принадлежит идея, что наследие Чингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодаря которому "народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность влиять друг на друга".

Подчеркивая неординарность личных качеств Чингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевателя, приукрашивать политический облик Темучина, а воспринимать его во всей многомерности его черт, как позитивных, так и негативных. Как всякий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разорял, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

Чингизизм - понятие, которое счел необходимым ввести в историческую науку казахстанский исследователь В. П.Юдин. Под ним разумелось не только то, что определенные практические традиции, в том числе традиции наследования военного искусства длительное время продолжали действовать на завоеванной им и его потомками большой территории. Имеется в виду нечто другое, именно - идеология, и притом настолько мощная, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное время то, что можно назвать геополитическим наследием Чингиз-хана.

Эту идеологию В. П. Юдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного строя и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещения, средством регуляции поведения в обществе.

Чингисхан (известный под собственным именем Темучин) является одним из величайших полководцев в истории. Дата его рождения установлена приблизительно, обычно говорят о 1155 году.

У Чингисхана было трудное детство. Отец умер, когда мальчик был совсем маленьким, и будущему завоевателю пришлось вместе с матерью жить буквально впроголодь.

Темучин побывал в плену у своего родственника, боявшегося мести, сумел сбежать оттуда, а потом нашёл общий язык с могущественным степным вождём, Тоорилом, при поддержке которого начал завоёвывать власть и авторитет. Уже тогда он проявид себя жестоким даже по средневековым меркам правителем, не знавшим жалости к своим соперникам.

Сначала Чингисхан одержал победу в междоусобных войнах в Монголии, а, начиная, с 1202 года, встал во главе завоевательных походов.

В 1202 году Темучином с особой жестокостью были сокрушены татарские войска. В 1204 году в борьбе за власть в Монголии Чингисхан сокрушил могущественного хана Джамуху – человека, с которым они дружили в детстве и шли в бой плечом к плечу в своих первых сражениях.

Официально прозвище «Чингиз хан», т.е. «повелитель воды» Темучин получил в 1206 году, когда Курултай (большое собрание) избрал его ханом. Чингисхан провёл ряд административных реформ в родной стране, но он хотел власти над большей частью мира.

В 1207-1211 году войска Темучина, во главе которых стоял он сам и его сыновья, совершили наступательный поход на Северный Китай. Монголы завоевали часть империи Цзинь в районе Великой Китайской стены и почти дошли до Пекина.

Пекин был взят монгольскими войсками в 1215 году, в городе полыхали пожары, вся местность вокруг была превращена в пустыню.

После завоевания Китая Чингисхан начал сбор войск для завоевания преуспевающей и цветущей Средней Азии. Этот поход начался в 1218 году и был ознаменован рядом громких завоеваний. Монголы взяли Бухару, Самарканд, Ургенч – древние среднеазиатские центры.

В 1220 году пал Северный Иран, монголы пришли и в Крым.

Первое столкновение страшных кочевых племён с европейцами произошло в 1223 году. Это была печально знаменитая в русской истории битва на реке Калке. В этом сражении монголы нанесли тяжёлое поражение русско-половецким войскам, в нём погибли знаменитые русские князья. Битва на Калке стала предвестником будущего завоевательного похода монголов на Русь.

Последний поход Чингисхана состоялся в 1226-1227 году против тибетской империи Си-Ся. Монголы сокрушили древнюю империю, но Чингисхан не успел насладиться плодами этой победы. Под стенами столицы империи он упал с лошади, тяжело заболел и умер. Местонахождение могилы великого вождя монголов было засекречено, но народная молва говорит, что в ней были спрятаны великие сокровища.

3, 6 класс для детей

Биография Чингисхана о главном

Точный год рождения Чингисхана доподлинно неизвестен, в основном называются 3 даты: 1155, 1162 и 1167 год. Темучжин появился на свет в долине Делюн-Болдок близ реки Онон. Отцом ему приходился Есугей-багатура из древнего монгольского рода Борджигин. Мать Чингисхана звали Оэлун, она происходила из древнего рода олхонут. Имя Темучжин принадлежало одному татарскому вождю, которого незадолго до рождения сына, одолел отец Чингисхана.

Спустя 9 лет после рождения, состоялось сватовство юного Темучжина и Борте, маленькой девочки из рода унгират, она была старше Чингисхана всего на год. По традиции, отец оставил детей, дабы они познакомились и начали узнавать друг друга. Вскоре после отъезда Есугей-багатур умирает. По одному из литературных источников, он был отравлен.

Смерть главы семейства сильно ударила по вдовам и детям Есугея, их согнали с насиженных мест, оставили без скота, впереди их ждали голодные и суровые годы. Однако вождю тайчиутов этого показалось мало, и, опасаясь за свою жизнь, он решает настигнуть Темучжина. На стоянку нападают, и Чингисхана берут в плен. Он проводит некоторое время в плену, истязаемый, но позже сбегает. Благодаря Сорган-Ширу, не выдавшему беглеца, Темучжин восстанавливается, получает оружие, лошадь и возвращается к семье.

Позднее, Темучжин женится на Борте и начинает заручаться поддержкой степных вождей.

Биография Чингисхана

Постепенно, вокруг него собирается все больше людей, и начинаются набеги на соседей, с целью расширения своих земель. Уже тогда Чингисхан старался приумножать свое войско за счет оставшихся в живых противников. В 1201 году многие монголы стали осознавать масштаб угрозы, который представляет для них Темучжин, и решили объединиться против него. Спустя 5 лет Чингисхан провозглашается Великим Ханом.

Вместе с титулом к Темучжину приходит большая ответственность, и он проводит масштабные реформы. Не останавливаясь на достигнутом, Чингисхан решает завоевать северный Китай и в 1211 году начинается монгольско-цзиньская война. Война продолжалась вплоть до 1235 года и закончилась весьма неутешительно для Китая. Далее последовал поход в Среднюю Азию, который так же оборачивается победой и новыми завоеваниями. После Средней Азии войска Чингисхана следуют на Запад, там они громят аланов и обкладывают данью Русь.

Остатки войск вернулись к Чингисхану в 1224 году, вместе с ними он предпринимает повторный поход на Западный Китай, во время которого он падает с лошади и получает сильный ушиб. К ночи становится ясно, что полководец сильно болен, болезнь продолжает терзать Темучжина на протяжении целого года. Однако он выхаживается и вновь возглавляет войско. 1227 года, во время осады столицы тангутского государства, Чингисхан умирает, точная причина смерти неизвестна.

3 класс, 6 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Рашид ад-Дин свидетельствует, что сила татарских племен, ранее насчитывавших 70 000 домов, к концу XII в., особенно после их разгрома в 1196 году их бывшим сюзереном, чжурчжэнями, которых поддержало воинство Чингисхана и Ван-хана, заметно ослабла. Очевидно, и поэтому Чингисхан выступил против татар самостоятельно, без своего союзника, Ван-хана.

183

"Сокровенное сказание монголов" сообщает, что походу на татар предшествовал принятый Чингисханом указ, целью которого было укрепление дисциплины в его рати. Джек Уэзерфорд так оценил эти нововведения Чингисхана: "В этой войне против татар Тэмужин провел еще одну серию радикальных изменений в законах, которые царили в Степи на протяжении столетий.

Эти изменения, с одной стороны, оттолкнули от него нескольких традиционно настроенных сторонников из аристократических кланов, но с другой – укрепили стократно любовь и верность, которыми он пользовался у бедных и неблагородных родов, чью жизнь он улучшил.

Совершая набег за набегом, Тэмужин осознал, что повальное стремление к разграблению чужих гэров (юрт, жилищ. – A. M.) становится препятствием на пути к полной победе над врагом. Вместо того чтобы преследовать убегающих воинов противника, нападающие обычно отвлекались на грабеж. Такая система ведения войны позволяла многим воинам спастись и со временем вернуться, чтобы отомстить. В связи с этим Тэмужин решил приказать своим войскам отложить разграбление поселений до того момента, когда будет достигнута полная победа над татарами. Тогда можно было бы провести разграбление более организованно: вся добыча была бы собрана в его руках с тем, чтобы он справедливо распределил ее между всеми своими соратниками…

Другое его нововведение заключалось в том, что он приказал передавать долю погибших во время похода воинов их вдовам и сиротам… Такая политика не только подарила ему поддержку со стороны беднейших людей в племени, но и усилила верность его солдат, которые были уверены, что, даже если их убьют в бою, заботу об их семьях возьмет на себя хан…

Взяв на себя распределение всего награбленного богатства, Тэмужин снова урезал освященные обычаем привилегии благородных родов, которые обычно сами делили между собой добычу. Это вызвало у многих из них сильную ярость, и некоторые даже перешли на сторону Жамухи, еще более углубив вражду между "белой костью" и простыми кочевниками.

Тэмужин вновь показал, что, вместо того чтобы рассчитывать на кровные узы и силу обычая, члены его племени могут обращаться за помощью непосредственно к нему. Таким образом, он заметно централизовал управление кланом и одновременно усилил преданность своих подданных" (Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. М.: ACT, 2005. С. 128–130).

184

Эта местность находится в районе слияния рек Халхин-гол и Нумургу-гол.

185

Хубилай – один из четырех "верных псов" Чингисхана; родом из племени барулас. В 1206 г. был назначен Чингисханом главнокомандующим войсками единого Монгольского государства.

186

После разгрома татар и пленения татарского народа на сходе ближайших сродников и соратников Чингисхана "держали они совет, как быть с полоненными татарами". Описание этого схода и последовавшей за ним беспощадной расправы над недругами-татарами дает автор "Сокровенного сказания монголов", который повествует о решении Чингисхана и его сродников и соратников "покончить с ними навсегда" как о естественном, закономерном акте возмездия в отношении "искони губившего их дедов и отцов" народа.

Современными учеными факт истребления татар Чингисханом трактуется неоднозначно. Так, российский ученый Е. И. Кычанов считает, что "кровавое избиение татар, хотя и было в духе той среды и тех лет, не могло не напугать своей жестокостью современников. Сбывалось мрачное пророчество Чингисова рождения с куском запекшейся крови в руке. Монголия, которая, как, по крайней мере, полагает современная наука, жаждала объединения, могла впервые воочию увидеть ту цену, которую она за него заплатит. В междоусобных войнах татаро-монгольских племен рождался тот их истребительный характер… который потом, когда они выплеснутся за пределы Монголии, заставит содрогнуться весь мир" (Кычанов Е. И. Жизнь Тэмужина, думавшего покорить мир. М.: ИФ "Восточная литература" РАН, Школа-Пресс, 1995. С. 115).

Иного мнения по этому вопросу придерживается монгольский исследователь Ж. Бор, который не склонен объяснять факт почти поголовного истребления мужской части татарского народа "природной, дикой жестокостью" Чингисхана, но считает, что "татары на протяжении почти ста лет являлись приспешниками чужеземцев, источником раскола и разрозненности монгольских племен.

Краткая биография Чингисхана самое главное

И у Тэмужина не было иного способа одним махом разрешить ситуацию, угрожавшую самостоятельности монгольского государства, нежели применить репрессивные меры" (Бор Ж. Чингис – прирожденный дипломат (на монг. яз.). Улан-Батор, 2004. С. 27).

187

Французский ученый Рене Груссе так оценил разгром Чингисханом татарских племен: "Истребление татарского народа обеспечило Чингисхану абсолютную власть над Восточной Монголией в то время, когда хэрэйды являлись владетелями Монголии Центральной, а найманы – Западной. Чтобы понять значимость победы над татарами, следует знать, что именно в их бывшую страну сбежал Есухэев сын на другой год, когда, рассорившись с хэрэйдами, был вынужден оставить им свои земли на верхнем Керулене. Если бы… татары не были повержены, то Герой оказался бы словно в тисках. Этими исконными врагами своей семьи и Ван-ханом он, несомненно, был бы раздавлен. Уничтожение татар изменило баланс сил в Монголии в пользу Чингисхана, в ущерб хэрэйдам. Сын Есухэя Храброго не замедлил высказать свои претензии Ван-хану и тем спровоцировал разрыв с ним" (Груссе Р. Чингисхан. Покоритель вселенной. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 94).

188

Аймак – здесь: племенное воинское подразделение.

189

В период разложения общинно-родового строя под "аймаком" понималась общность людей, объединенных родственными связями и проживающих на общей территории; последняя черта этой общности в дальнейшем стала превалирующей.

190

По Рашиду ад-Дину, данные события (поход Торил-хана на мэргэдов) произошли в 1198 г.

191

"В год Желтой Овцы, или в 1199 г. Чингисхану было тридцать восемь лет. В этот год совместно с Ван-ханом Чингисхан совершил военный поход против северных найманов (Буйруг-хана. – A. M.). Для Чингисхана это было первым сражением против найманов…

Найманы и до своего полного вхождения в монгольский улус поддерживали тесные отношения с монгольскими племенами, с которыми, очевидно, изъяснялись по-монгольски. Поэтому правильно будет считать их уже в то время монголоязычными.

С XI в. найманы исповедовали христианство несторианского толка. Они в основном занимались скотоводством, хотя в ряде местностей культивировалось и земледелие. Найманы считались самым культурным народом среди монгольских кочевых племен. Многое было почерпнуто ими из высокоразвитой тюркской культуры. В частности, они были одним из самых первых монголоязычных народов, который стал использовать древнесогдийский алфавит, пришедший к ним от уйгуров (некоторые ученые считают, что они позаимствовали этот алфавит непосредственно от согдийцев)…

В конце XII в. (по мнению китайского историка Ту Цзы (1856–1921), в 1197 г.) после кончины найманского хана Инанча ему наследовал старший сын Тайбуха, который впоследствии именовался Таянхан. Тогда же его младший брат Хучугуд не поделил со старшим братом наложницу отца по имени Гурбэсу (на самом деле он оспаривал право на престолонаследие). Младший был вынужден уступить старшему и довольствоваться властью над некоторыми северными территориями найманов. С тех пор он стал себя величать Буйруг-ханом.

Чингисхан и Ван-хан на этот раз напали именно на Буйруг-хана, владетеля северных найманских территорий (местность вблизи нынешнего Кобдоского аймака Монголии)" (Сайшал. История Чингисхана (на монг. яз.). Улан-Батор, 2004. Кн. 1. С. 223–224).

192

Авторы древних хроник расходятся во мнениях в отношении судьбы самого Буйруг-хана. По свидетельству Рашид ад-Дина, "Буйруг-хан, обращенный в бегство, ушел в область Кэм-Кэмджиут, принадлежащую к местностям, входившим в область киргизов…" Эта местность находится между верховьями рек Обь и Енисей (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. С. 112).

193

Главное внимание древних источников по этому периоду жизни Чингисхана обращено на происшествие, которое случилось по пути следования союзников восвояси. Как сообщают "Сокровенное сказание монголов" и "Сборник летописей", путь союзникам преградил военачальник второй половины (Таян-хана) найманов – Хугсэгу сабраг. Супротивники договорились биться поутру. Однако ночью, судя по нашим источникам, без объяснений соратнику, Ван-хан снялся со стоянки и двинулся в направлении своей отчины. Источники свидетельствуют также о том, что не последнюю роль в принятии Ван-ханом этого, на первый взгляд, неожиданного решения сыграл бывший побратим Чингисхана, а в то время один из главных его соперников в борьбе за власть в монгольской степи, – Жамуха. Последний убеждал Ван-хана в том, что Чингисхан "с найманами во дружестве живет" и от Ван-хана "он желает отделиться".

Личность Чингисхана в истории

Чингисхан был рослым и сильным человеком. Наиболее подробное описание его внешности находим у мусульманского историка Джузд-жани и китайского автора «Полного описания монголо-татар» Чжао Хун, младших современников Чингисхана. Судя по всему, они сами не видели Чингисхана, но составили его описание со слов людей, встречавшихся с монгольским правителем.

По словам Джузджани, «Чингисхан отличался высоким ростом и крепким телосложением. Имел кошачьи глаза». «Что касается татарского владетеля Тэмучжина, - писал Чжао Хун, - то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная».

Как передает Рашид ад-Дин, отец Чингисхана и все потомки Есу-гей-бахадура и Чингисхана были рыжими и голубоглазыми: «Третий сын Бартан-бахадура был Есугей-бахадур, который является отцом Чингисхана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение бурлжигин - синеокий, и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени (начало XIV века) произошли от Есугей-баха-дура, его детей и уруга (потомков) его, по большей части синеоки и рыжи».

Согласно автору «Истории первых четырех ханов из Дома Чинги-сова», Чингисхан «обладал глубоким умом и великим рассудком. На войне был чрезвычайно быстр». Китайскому автору вторит персидский историк, автор «Сборника летописей». Чингисхан, пишет он, «был чрезвычайно отважным и мужественным человеком, весьма умным и даровитым, рассудительным и знающим».

Еще в те годы, когда молодой Темучин и не помышлял о власти над могущественной империей, многие черты его характера уже отмечались степняками - сила, щедрость, хитрость и ум. О нем говорили: «Этот Темучин снимает платье, которое носил, и отдает; с лошади, на которой сидел, сходит и отдает». Благодаря этим качествам, говорится в источнике, «слава и молва о нем распространились по окрестностям, и в сердцах людей зародилась любовь к нему. Племена склонялись и выказывали влечение к нему, так что он окреп и стал могущественным и сделал своих друзей победителями и победоносными, а недругов унизил и покорил».

Следуя своим предкам, Чингисхан поклонялся Вечному Синему Небу (Тэнгри) как верховному божеству и творцу всего сущего, но был свободен от суеверного страха и почитания шамана, руководствовался в своих поступках только политическим расчетом. Когда влияние главного шамана страны Кокэчу по прозванию Тэб-Тэнгри (Самый Небесный), от которого Темучин получил свой ханский титул, усилилось настолько, что грозило ослабить авторитет самого хана, он устранил шамана так же просто, как устранял своих соперников из высшей аристократии. Тэб-Тэнгри переломили спинной хребет и людям объяснили его смерть возмездием Вечного Неба за то, что он «обижал и несправедливо клеветал» на братьев Чингисхана.

Завоевывая обширную империю, подчиняя себе множество народов, Чингисхан сталкивался с различными религиями, но не оказывал предпочтения ни одной из них. На это указывает и Джувейни.

«Чингисхан, - пишет он, - не принадлежал ни к какой религии и ни к какой религиозной общине, был чужд какого бы то ни было фанатизма и того, чтобы отдать предпочтение одной церкви перед другой и допускать преимущество последователей одной религии перед последователями другой. Хотя он с уважением относился к мусульманам, в то же время почитал и христиан, и язычников, поэтому и дети его избрали, каждый по своей склонности, разные религии. Одни приняли ислам, другие стали христианами, третьи предпочли поклоняться идолам, а четвертые следовали верованиям своих предков, не склоняясь ни к одной из существующих других религий».

В научной литературе уже было высказано мнение об отсутствии системы в воспитании и образовании монгольских царевичей. Одни потомки Чингисхана получали христианско-уйгурское воспитание, другие - мусульманское, все это вызывало раздоры и нанесло в конечном счете дополнительный удар единству империи.

В государствах, образованных монголами, монгольское письмо на уйгурской основе было по преимуществу «ханским» и в качестве такового продолжало употребляться, особенно в дипломатических документах, еще в XIV и XV веках.

Чингисхан был беспощаден к врагам государства, какими бы высокими качествами они ни обладали. Эпизод, который привожу ниже, служит подтверждением его жесткости в принятии решений, касающихся вопросов власти и государства.

В 1216 году, после завершения очередной военной кампании в Китае, Чингисхан поручил Джучи, своему старшему сыну (умер в начале 1227 года), добить бежавших на запад меркитов. Давние противники сошлись в бою около Иргиза, в степных просторах современного Центрального Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, а их предводитель Култуган был схвачен и доставлен в ставку Джучи. Так как царевич, говорится в источнике, слышал о меткости Култугана, то поставил мишень и приказал ему пустить в нее стрелу. Култуган-мерген (мерген - меткий стрелок) попал в цель, а вслед пустил другую стрелу, которая вонзилась в оперенье первой и расколола ее. Джучи это чрезвычайно понравилось. Он отправил к Чингисхану посланца с просьбой сохранить жизнь Култугану. Просьбу сына Чингисхан не одобрил, и ответ его был суров:

Нет ни одного племени хуже племени меркитов: сколько раз мы воевали с ними, много беспокойств и затруднений видели от них. Каким же образом возможно оставить его в живых, чтобы он опять возбудил мятеж?! Я приобрел для вас все эти области, войско и племена, какая же нужда в этом человеке?! Врагу государства нет лучшего места, чем могила! И Джучи казнил Култугана.

Чингисхану выпало родиться и жить в такое время, когда война была главным и даже будничным делом. Она «не разбирала ни возраста, ни пола, ни состояния». Чингисхан с юности усвоил, что история пишется кровью и любое средство может быть оправдано, если хочешь удержать власть в своих руках.

Судя по действиям Чингисхана и его отдельным высказываниям, война для него - не просто обычное состояние, но и потребность души.

«Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, - говорил он, - чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами; в том, чтобы сесть на его хорошего хода, с гладкими крупами меринов…».

Чингисхан был человеком такой внутренней силы, что оказался способным придать четкий облик огромной многоязычной и поликонфессиональной империи. Это качество монгольского властелина отметил еще в XVIII веке французский мыслитель Вольтер (1694 -1778). Жизнь Чингисхана, писал он, «является одним из доказательств, что не может быть великого завоевателя, который не был бы великим политиком. Завоеватель - человек, чья голова искусно использует чужие руки. Чингис так ловко управлял завоеванной частью Китая, что она не восставала во время его отсутствия; и он умел так хорошо господствовать в своей семье, что его четыре сына, которых он сделал своими генерал-лейтенантами, стремились почти всегда ревностно ему служить и стали орудием его побед».

Огромные организаторские способности Чингисхана тем более заслуживают внимания, что он до конца жизни был чужд всякого образования и, по словам его сына и преемника Угедея, не знал никакого другого языка, кроме монгольского.

Зато Чингисхан принял меры к тому, чтобы его сыновья и потомки получили образование и не находились в полной зависимости от иноплеменных чиновников. Как уже говорилось выше, для нужд государства он ввел письменность, заимствовав ее у древних уйгуров. «Так как у татар не было письменности, - пишет Джувейни, - Чингисхан повелел, чтобы дети татарские выучились грамоте у уйгуров». Уйгурскому письму и наукам обучалось все молодое поколение монгольской знати спустя еще десятки и десятки лет после Чингисхана. Обращает на себя в этом отношении сообщение Рашид ад-Дина о том, что когда Хулагуиду Газану (родился в 1271 году, правил в Иране в 1295-1304 годах) «исполнилось пять лет, Абага-хан поручил его китайскому бахши (этот термин одинаково прилагался к уйгурским писцам и буддийским отшельникам. - Т. С) Яруку, чтобы он его воспитал и обучил монгольскому и уйгурскому письму, наукам и хорошим их, бахшиев, приемам».

Здесь, как мы видим, не просто высказывание, здесь целое мировосприятие зрелого человека. Поэтому представляется весьма удачной та характеристика, которую дает В. В. Бартольд Чингисхану как государю и человеку. «Мировоззрение Чингисхана, - пишет он, - до конца было мировоззрением атамана разбойников, который ведет своих товарищей к победам и доставляет им добычу, делит с ними все труды, в дни несчастия готов отдать им все, даже свою одежду и своего коня, в дни счастья испытывает вместе с ними величайшее из наслаждений - ездить на конях убитых врагов и целовать их жен. Гениальный дикарь применял свои редкие организаторские способности все к более обширному кругу лиц и не видел разницы между качествами, необходимыми для начальника отряда в десять человек, и качествами, необходимыми для управления империей».

Жесткость Чингисхана, переходящая в жестокость, из свойств его личности была возведена в разряд средств государственной политики. Чингисхан сознательно применял жестокие методы ведения войны, предусматривающие широкое применение репрессий. В его биликах (высказываниях) есть такая фраза: «Мы отправляемся на охоту и убиваем много изюбрей, мы выступаем в поход и уничтожаем много врагов».

В мусульманских источниках зафиксировано около трех десятков случаев «всеобщей резни» при взятии городов монголами. Вот отзыв о тех кровавых событиях и их последствиях мусульманского историка ан-Несеви, участника войны с монголами:

«Кровопролитие, грабежи и разрушения были таковы, что поселения пали, как скошенная трава, а земледельцы уходили голые. Было извлечено открытое и закрытое, выжато явное и спрятанное, и стало так, что не было слышно ни блеяния, ни рева; лишь кричали совы и отдавалось эхо…».

Есть исследователи, которые пытались оправдать жестокость Чингисхана воззрениями той среды, в которой он жил. Однако, как справедливо заметил В. В. Бартольд (1869-1930), выдающийся знаток истории Востока и основатель русской школы туркестановедения, «в подобных попытках оправдания не нуждаются ни исторический народ, ни исторический деятель. Историку приходится брать ход истории таким, каким он был и каким он не мог бы быть, если бы не было людей, готовых проливать кровь ради достижения своих личных честолюбивых целей. Находящаяся уже в «Сокровенном сказании» легенда о том, что Чингисхан родился с комком запекшейся крови в руке, наглядно показывает, что количество крови, пролитой по повелению Чингисхана, поражало и его монголов, несмотря на то, что представление о нравственной ответственности перед «Вечным Небом» не только было «смутным», но едва ли вообще существовало. Монгольское язычество еще было на той стадии развития, когда в религиозные воззрения еще не вносятся этические начала. С представлением о пролитой крови не только не связывалось представление о загробной ответственности, но, напротив, существовало представление, что убитые люди будут служить на том свете тому, кто их убил или ради кого они были убиты».

Чингисхан и впрямь был честолюбивым человеком. Вспомним его слова, сказанные сыновьям перед последним в своей жизни походом на Тангут: «Я не хочу, чтобы моя кончина случилась дома, я ухожу за именем и славой».

В 1206 году в Монголии где-то на берегу степной речки Керулен состоялся курултай (собрание) представителей местных кочевых темен. На нем было объявлено о создании нового государства, во главе которого встал удачливый вождь Темуджин, принявший новое имя Чингисхан. Это локальное событие привело затем к глобальным потрясениям, настолько поразившим воображение современников, что их последствия до сих пор не оставляют никого равнодушный ни к имени Чингисхана, ни к созданному им государству

Никто точно не знает, в какое время года состоялся тот исторический курултай. Поэтому современная Монголия празднует его весь этот год, а основные торжества должны пройти как раз в августе. Для монголов это действительно великая дата и память о славной истории предков, за очень короткий срок создавших когда-то самую большую империю в мире. Другого такого примера в истории человечества просто не существует. На очень короткий период в составе Монгольской империи оказались территории от современной Хорватии и Сербии — на западе до Кореи — на востоке, от Новгорода — на северо-западе до острова Ява ~ на юго-востоке, от Тюмени — на севере до Сирии и Месопотамии — на юге. Армия этого государства совершала походы на Вьетнам, Бирму, Японию, Индию, греческую Никейскую империю со столицей в Константинополе. Оно включало в свой состав весь Китай плюс, примкнувший к нему Тибет, большую часть мусульманского мира. Вопрос о том, как вообще это было возможно, до сих пор волнует интеллектуалов по всему миру, особенно в тех странах, которые были монголами завоеваны.

Но самое поразительное это даже не факт таких масштабных завоеваний. Гораздо интереснее, что влияние той исторической Монгольской империи на судьбы разных современных народов ощущается до сих пор. Острые дискуссии о тех или иных поворотах истории различных этносов неизбежно наталкиваются на монгольскую государственность и на отношение к ней. Ни одна из империй, созданных когда-либо кочевниками, не произвела столь глубоких изменений в этнической истории Евразии. В монгольскую эпоху входили одни люди и этнические группы, а на ее руинах появлялись совершенно другие. Так было с русскими из Древней Руси, которые из-под развалин монгольской государственности вышли разделенными на три группы, получившими название русские, украинцы и белорусы. Из той же эпохи произошли современные этносы казахов, узбеков, ногайцев на Северном Кавказе, хазарейцев в Северном Афганистане и некоторых других. У ученых есть мнение, что этнос дунган (хуэй) появился как раз на обломках монгольской империи Юань в Китае. Его составили выходцы из так называемого сословия сэму, в него входили в основном мусульмане, как местные, так и пришедшие с запада, проживавшие главным образом в провинции Ганьсу, которые в Юань занимали привилегированное положение по отношению к китайцам и после ее гибели подчинялись новой империи Мин.

Возможно, дело в том, что история монголов нам известна в основном по рассказам тех народов, которые имели письменную историю, а здесь внимание главным образом концентрировалось на произведенных ими разрушениях.

Кроме того, кочевники монголы были чужды одновременно и христианскому и мусульманскому восприятию мира. Они считались варварами в самом отрицательном смысле этого слова, и их феноменальные успехи рассматривались как своего рода «наказание божье». Поэтому в классической истории доминирует мысль о том, что монгольские завоевания и созданная ими империя это что-то вроде неприятного недоразумения на пути развития разных народов и ничего, кроме разрушений и остановки в развитии, они в историю Евразии не привнесли.

К примеру, главный тезис Российской истории основан на том, что Древняя Русь своим сопротивлением спасла цивилизованную Европу от монголов, соответственно потеряла время и темп развития, чем и была обусловлена ее последующая некоторая отсталость по сравнению с европейскими народами.

Сыновья Чингисхана. Краткая биография и дети Чингисхана

Однако высказывалась и другая мысль, что после вхождения в состав в Монгольской империи в Северо-Восточной Руси радикально изменилась политическая организация. Московские князья фактически заимствовали восточную самодержавную модель развития и управления государством от монголов, которые в свою очередь получили ее от китайцев и адаптировали под свои нужды. Если до монгольского завоевания на Руси власть князя была эфемерна и неустойчива, а главную роль играли пережитки племенной демократии вроде веча и избираемого им тысяцкого, то в постмонгольский период всего этого уже не было. Самодержавная власть московских князей трансформировалась во власть российских царей, которые затем создали свою великую империю. Те же части Древней Руси, которые попали в состав Литвы, а затем Польши, пошли своим путем — они заимствовали с Запада системы управления от Магдебургского городского права до церковной унии с католиками, и им до сих пор чужда та жизнь, которая привычна для Руси Московской.

С другой стороны, в Китае к Монгольской империи и личности Чингисхана относятся очень положительно. Несмотря на то, что разрушения в Китае в ходе длительных войн были, очевидно, не меньше, чем в той же Руси. Председатель Мао Цзэдун даже писал о Чингисхане стихи. Для китайцев Монгольская империя, в отличие от других кочевников, которые ограничивались завоеванием собственно Китая, скорее всего, интересна тем, что она активно использовала китайские методы управления и организации государства и при этом завоевала половину известного им мира. Если бы монголы, так же как другие «варвары» — хунны, сяньби, тибетцы, кидани, чжурчжени, эксплуатировали только Китай, то китайцам было бы обидно. А так монголы дошли до Запада, и одно, очень короткое время, из современного Пекина, в XIII веке носившего имя Ханбалык, управлялась вся Евразия, проводились переписи населения, собирались налоги. Китайцам это, несомненно, приятно.

Гораздо сложнее положение у современных казанских татар. С одной стороны, их предки волжские булгары оказали монголам ожесточенное сопротивление. По крайней мере, на завоевание булгар монгольские войска потратили больше времени, чем на Северо-Восточную Русь. С другой — они сегодня все отчетливее претендуют на наследие монгольского государства Золотой Орды. Ситуация очень сложная и похожая на положение дел в казахской истории.

Здесь также борются два начала. Одно выражено героической обороной Отрара от монгольских захватчиков. Второе — стремлением адаптировать монгольскую историю и самого основателя империи под нужды казахской истории. Поэтому вопрос, что же делали предки казахов в районе Отрара, защищали его или осаждали, остается открытым. В прошлом году это даже вызвало острую полемику между двумя уважаемыми деятелями культуры. Один обвинил другого, что он не может представлять интересы казахского народа, потому что его предки как раз Отрар и штурмовали. Автор намекал на то, что его уважаемый оппонент относится к казахскому племени конрат, которое явно по названию связано с монгольским хунгират.

В этой связи стоит вспомнить парадокс известного казахстанскою востоковеда Юдина: почему крупные казахские племена, имеющие несомненное отношение к тюркским корням, в основном имеют монгольские названия, и только два относятся к историческим тюркским — кипчаки и канглы. Юдин имел в виду аргынов, дулатов, джала-иров, кереев, конратов, найманов и некоторых других. Можно добавить еще, что часть крупных исторических племен как у казахов, так и узбеков носили названия войсковых подразделений монгольской армии. У узбеков это племена минг, юз, у казахов — тама. В первом случае это тысяча и сотня, а во втором _ подразделения, назначенные в охрану основного лагеря. Дискуссии по этому вопросу будут продолжаться еще долго, потому что однозначный ответ вряд ли сегодня возможен. Но факт остается фактом: без монгольского влияния тут не обошлось.

Но дело еще и в том, что монгольские завоевания и империю все понимают как историю монгольского этноса. В то же время можно предположить, что монгольский этнос как раз и появился в результате создания Чингисханом государства из разрозненных племен, проживавших в Монголии. Сточки зрения марксистского понимания истории это явная ересь. Марксисты, как известно, очень плохо относились к роли личности в истории. Но данная империя тем и отличалась от всех остальных кочевых государств, что она не носила ярко выраженного племенного, этнического характера. В империи могли служить самые разные люди, и ее уникальность как раз и заключается в том, что она смогла использовать в своих интересах всех, кого встречала на своем пути.

В монгольской армии служили и делали карьеру самые неожиданные люди и в самых неожиданных местах. Христианский священник несторианского толка из Северного Китая назначался митрополитом Сирии. Мусульманин из Ирана ~ губернатором вьетнамской провинции, русский князь командовал войсками при штурме осетинского города в предгорьях Северного Кавказа, русские, осетинские, кипчакские войска составляли гвардию империи Юань вплоть до ее падения. Их остатки отступили в монгольские степи вместе с монголами. Известный историк Владимирцов нашел следы их присутствия в структуре монгольских родов позднего времени.

Эта империя была создана мечом, но ее особенность заключалась в том, что она неплохо управлялась и могла использовать опыт завоеванных ею народов. Например, самый непримиримый противник монголов в Средней Азии ~ правитель Ходжента Тимур-Мелик после долгих лет скитаний и борьбы с ними вернулся в свой город и с удивлением узнал, что городом от имени монголов управляет его сын. У российского историка Насонова есть любопытное свидетельство из Угличской летописи. Там сказано, что собрались люди в Угличе и решили: как придет Батый, открыть ему ворота, так как слышали они, что не грабят и не убивают монголы тех, кто покорился. Пришел Батый и ушел, не ограбив и не разрушив города. Далее Насонов пишет, что такая же судьба была у целого ряда городов Северо-Восточной Руси _ Ростова, Костромы, Ярославля и некоторых других. У армянского историка Галстяна есть еще одно интересное упоминание о том, что некий армянский князь Хасан Прош осаждал со своей армией город Тигра-накерт, где укрылся один из эйюбидских эмиров, через два года взял его. Далее у Галстяна написано буквально следующее: «С большим трудом монголы захватили этот город и затем перебили всех защитников». Поэтому и доминирующее представление о почти апокалипсисе, с которым были связаны монгольские завоевания, все-таки было некоторым преувеличением».

Таким образом, Великий хан монголов достиг-таки желаемого: Чингисхан безоговорочно признается одним из крупнейших завоевателей в истории человечества, а его имя (точнее прозвище-титул, совершенно вытеснившее его личное имя) и поныне известно миллионам людей на всех пяти обитаемых континентах и давно стало нарицательным.

Чингисхан (Тэмуджин) — величайший в истории человечества завоеватель, основатель и великий хан Монгольской державы.

Судьба Тэмуджина, или Темучина, складывалась довольно трудно. Родом он был из знатной монгольской семьи, кочевавшей со своими стадами по берегам реки Онон (территория современной Монголии). Родился примерно около 1155 г.

Когда ему исполнилось 9 лет, во время степной междоусобицы был убит (отравлен) его отец Есугэйбахадур. Семье, лишившейся своего защитника и почти всего скота, довелось спасаться бегством с кочевий. Они с большим трудом перенесли суровую зиму в лесистой местности.

Беды не переставали преследовать Тэмуджина – новые враги из племени тайджиут напали на осиротевшую семью и увели маленького монгола в плен, надев на него деревянный ошейник раба.

Мальчик показал твердость своего характера, закаленного невзгодами детства. Сломав ошейник, Тэмуджин смог бежать и возвратится к родному племени, которое не смогло защитить несколько лет назад его семью. Подросток стал ревностным воином: мало кто из его сородичей умел так ловко управлять степным конем и метко стрелять из лука, бросать на полном скаку аркан и рубиться саблей.

Но воинов его племени поражало в Тэмуджине другое – властность, стремление подчинить себе других. От ставших под его знамя, молодой монгольский военачальник требовал полного и беспрекословного подчинения его воле. Неповиновение же каралось только смертью. К ослушникам он был столь же безжалостен, как и к своим кровным врагам среди монголов. Тэмуджин довольно скоро смог отомстить всем обидчикам его семьи.

Ему не было еще и 20 лет, как он стал объединять вокруг себя монгольские роды, собрав под своим командованием небольшой отряд воинов. Это было очень трудное дело, потому как монгольские племена постоянно вели между собой вооруженную борьбу, совершая набеги на соседние кочевья с целью завладения их стадами и захвата людей в рабство.

Степные роды, а потом и целые племена монголов Тэмуджин объединял вокруг себя силой, а иногда и при помощи дипломатии. Он женился на дочери одного из могущественных соседей, надеясь на поддержку в трудную минуту воинов тестя. Но пока союзников и собственных воинов у молодого степного вождя набиралось мало, и ему доводилось терпеть неудачи.

Враждебное ему племя меркитов как-то раз совершило удачный набег на стоянку Тэмуджина и смогло похитить его жену. Это было большим оскорблением достоинства монгольского военачальника. Он удвоил усилия по сбору вокруг себя кочевых родов и всего через год уже командовал значительным конным войском. С ним будущий Чингисхан нанес полное поражение многочисленному племени меркитов, истребив большую его часть и захватив их стада, освободив свою жену, познавшую участь пленницы.

Военные успехи Тэмуджина в войне против меркитов привлекли под его знамена другие монгольские племена. Теперь они безропотно отдавали военному вождю своих воинов. Его войско все время росло, расширялись и территории обширной монгольской степи, где теперь кочевники подчинялись его власти.

Тэмуджин постоянно вел войны с монгольскими племенами, отказавшимися признавать его верховную власть. При этом он отличался настойчивостью и жестокостью. Так, им было почти полностью истреблено племя татар (этим именем в Европе уже называли монголов, хотя как таковые татары были уничтожены Чингисханом в междоусобной войне).

Тэмуджин замечательно разбирался в тактике войны в степях. Он неожиданно нападал на соседние кочевые племена и неизбежно побеждал. Оставшимся в живых предлагал право выбора: или стать его союзником, или погибнуть.

Свое первое большое сражение вождь Тэмуджин провел в 1193 г. в монгольских степях у Германии. Во главе 6 000 воинов он разбил 10-тысячное войско своего тестя Унг-хана, который стал перечить зятю. Ханским войском командовал военачальник Сангук, который, как видно, был очень уверен в превосходстве вверенного ему племенного войска. И потому не побеспокоился ни о разведке, ни о боевом охранении. Тэмуджин застиг противника врасплох в горной теснине и нанес ему тяжелый урон.


К 1206 году Тэмуджин превратился в сильнейшего правителя в степях северней Великой китайской стены. Тот год примечателен в его жизни тем, что на курултае (съезде) монгольских феодалов он был провозглашен «великим ханом» над всеми монгольскими племенами с титулом «Чингисхан» (от тюркского «тенгиз» – океан, море).

Под именем Чингисхан Тэмуджин вошел в мировую историю. Для степняков-монголов его титул звучал как «всеобщий повелитель», «настоящий повелитель», «драгоценный повелитель».

Первое, о чем позаботился великий хан, было монгольское войско. Чингисхан потребовал от предводителей племен, признавших его главенство, содержать постоянные военные отряды для защиты земель монголов с их кочевьями и для походов на соседей. У бывшего раба больше не было открытых врагов среди монгольских племен, и он начал готовиться к завоевательным войнам.

Для утверждения личной власти и подавления в стране любого недовольства Чингисхан создал конную гвардию численностью в 10 000 человек. В нее набирали из монгольских племен лучших воинов, и они пользовались в армии Чингисхана большими привилегиями. Гвардейцы были его телохранителями. Из их числа правитель Монгольского государства назначал военачальников в войска.

Армия Чингисхана строилась по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи и тумены (они состояли из 10 000 воинов). Эти воинские подразделения являлись не только единицами учета. Сотня и тысяча могли исполнять самостоятельные боевые задачи. Тумен действовал на войне уже в тактическом звене.

По десятичной системе было построено и командование монгольской армии: десятник, сотник, тысячник, темник. На высшие должности – темников – Чингисхан назначал своих сыновей и представителей племенной знати из числа тех военачальников, которые делом доказали ему свою преданность и опытность в военном деле. В войске монголов поддерживалась строжайшая дисциплина по всей командной иерархической лестнице. Любое нарушение жестоко каралось.

Главным родом войск в армии Чингисхана была тяжеловооруженная конница собственно монголов. Основное ее оружие это были меч или сабля, пика и лук со стрелами. Первоначально монголы защищали в бою свою грудь и голову крепкими кожаными нагрудниками и шлемами. Со временем у них появилось хорошее защитное снаряжение в виде разнообразных металлических доспехов. Каждый монгольский воин имел для похода не менее двух хорошо выученных коней и большой запас стрел и наконечников к ним.

Легкая конница, а это были как правило конные лучники, состояла из воинов покоренных степных племен. Именно они начинали сражения, засыпая неприятеля тучами стрел и внося замешательство в его ряды. После в атаку шла плотной массой тяжеловооруженная конница самих монголов. Их атака больше походила на таранный удар, чем лихой налет монгольских конников.

Чингисхан вошел в военную историю как великий стратег и тактик того времени. Для своих полководцев-темников и других военачальников он разработал правила ведения войны и организации всей военной службы. Эти правила в условиях жесткой централизации военного и государственного управления исполнялись неукоснительно.

Для стратегии и тактики Чингисхана были характерны: тщательное ведение ближней и дальней разведки, неожиданное нападение на любого противника, даже заметно уступавшего ему в силах, стремление расчленить неприятельские силы, с тем чтобы после уничтожать их по частям. Широко и искусно применяли засады и заманивание в них врага. Чингисхан и его полководцы умело маневрировали на поле битвы большими массами конницы. Преследование бежавшего противника вели не с целью захвата большей военной добычи, а с целью его уничтожения.

В самом начале своих завоеваний Чингисхан не всегда собирал общемонгольское конное войско. Разведчики и шпионы доставляли ему информацию о новом противнике, о численности, дислокации и маршрутах передвижения его войска. Это давало возможность Чингисхану определять количество войск, необходимых для разгрома врага и быстрого реагирования на все его наступательные действия.

Но величие полководческого искусства Чингисхана было и в другом: он умел стремительно реагировать на действия противной стороны, изменяя свою тактику в зависимости от обстоятельств. Так, столкнувшись впервые с сильными крепостями в Китае, Чингисхан начал примять в войне различные виды метательных и осадных машин тех же китайцев. Их везли за войском в разобранном виде и быстро собирали при осаде нового города. Когда ему были необходимы механики или медики, которых не было среди монголов, Чингисхан выписывал их из других стран или брал в плен. В последнем случае военные специалисты становились ханскими рабами, которые содержались в весьма хороших условиях.

До последних дней жизни Чингисхан стремился максимально расширить свои поистине огромные владения. Потому всякий раз монгольское войско уходило все дальше и дальше от степей Монголии.

Сперва великий завоеватель Средневековья решил присоединить к своей державе другие кочевые народы. 1207 год — он завоевал обширные области к северу от реки Селенги и в верховьях Енисея. Военные силы (конница) покоренных племен были включены в общемонгольское войско.

Потом настала очередь большого государства уйгуров в Восточном Туркестане. 1209 год — огромное войско великого хана вторглось на его территорию и, захватывая один за другим города и цветущие оазисы, одержало над уйгурами полную победу. После этого нашествия от многих торговых городов и селений земледельцев остались только груды развалин.

Разрушение поселений на захваченных землях, поголовное истребление непокорных племен и укрепленных городов, которые попытались защититься с оружием в руках, были характерными чертами завоеваний Чингисхана. Стратегия устрашения давала возможность ему с успехом решать военные задачи и удерживать в повиновении покоренные народы.

1211 год — конная армия Чингисхана обрушилась на Северный Китай. Великая китайская стена – самое грандиозное оборонительное сооружение в истории человеческой цивилизации – не стало преградой для завоевателей. Монгольская конница разбила войска нового противника, вставшего на ее пути. 1215 год — хитростью был захвачен город Пекин (Яньцзин), который монголы подвергли длительной осаде.

В Северном Китае монголами были уничтожены около 90 городов, население которых оказало армии великого монгольского хана сопротивление. В этом походе Чингисхан взял на вооружение своего конного войска инженерную боевую технику китайцев – разные метательные машины и стенобитные тараны. Китайские инженеры обучили монголов пользоваться ими и доставлять к осажденным городам и крепостям.

1218 год — монголы, продолжая завоевания, захватили Корейский полуостров.

После походов в Северный Китай и Корею Чингисхан обратил свое внимание дальше на запад – в сторону заката солнца. 1218 год — монгольская армия вторглась в Среднюю Азию и захватила Хорезм. В этот раз для вторжения Чингисхан нашел благовидный предлог – несколько монгольских купцов были убиты в пограничном хорезмийском городе. И поэтому следовало наказать страну, где с монголами поступили «плохо».

С появлением врага на границах Хорезма хорезмшах Мухаммед во главе большого войска (называются цифры до 200 000 человек) выступил в поход. У Караку произошло большое сражение, отличавшееся таким упорством, что к вечеру победителя на поле брани не оказалось. С наступлением темноты полководцы отвели свои армии в походные лагеря.

На другой день хорезмшах Мухаммед отказался продолжить битву из-за больших потерь, которые исчислялись чуть ли не половиной собранного им войска. Чингисхан, со своей стороны также понесся большие потери, отступил. Но это была военная хитрость великого полководца.

Завоевание огромного среднеазиатского государства Хорезм продолжалось. 1219 год — монгольское войско численностью в 200 000 человек под командованием сыновей Чингисхана, Октая и Загатая, осадили город Отрар (территория современного Узбекистана). Город защищал 60-тысячный гарнизон под начальством храброго хорезмийского военачальника Газер-хана.

Осада Отрара с частыми приступами велась на протяжении четырех месяцев. В течении этого времени число его защитников сократилось в три раза. В стане осажденных начались голод и болезни, поскольку в особенности плохо было с питьевой водой. В конце концов монголы ворвались в город, но овладеть крепостной цитаделью не смогли. Газер-хан с остатками своих воинов смог продержаться в ней еще месяц. По приказу великого хана Отрар был разрушен, большая часть жителей была убита, а часть – ремесленники и молодые люди – уведена в рабство.

1220 год, март — монгольская армия во главе с самим великим монгольским ханом осадила один из крупнейших среднеазиатских городов – Бухару. В ней стояло 20-тысячное войско хорезмшаха, которое вместе со своим военачальником при приближении монголов бежало. Горожане, не имея сил сражаться, открыли завоевателям крепостные ворота. Только местный правитель решил защищаться, укрывшись в крепости, которая была подожжена и разрушена монголами.

1220 год, июнь — монголы во главе с Чингисханом осадили другой крупный хорезмийский город – Самарканд. Город защищал 110-тысячный (цифра сильно завышена) гарнизон под командованием наместника Алуб-хана. Его воины совершали частые вылазки за городские стены, мешая врагу вести осадные работы. Однако нашлись горожане, которые, желая спасти свое имущество и жизнь, открыли монголам ворота Самарканда.

Войско великого хана ворвалось в город, и на его улицах и площадях начались жаркие схватки с защитниками Самарканда. Но силы были неравными, да и к тому же Чингисхан вводил в бой все новые и новые отряды, чтобы заменять тех, кто устал сражаться. Видя, что Самарканд ему не удержать, Алуб-хан во главе 1000 всадников смог вырваться из города и прорвать блокадное кольцо захватчиков. Оставшиеся в живых 30 000 хорезмийских воинов были перебиты монголами.

Стойкое сопротивление завоеватели встретили и при осаде города Ходжента (современный Таджикистан). Оборонял его гарнизон во главе с одним из лучших хорезмийских военачальников – бесстрашным Тимур-Меликом. Когда тот понял, что гарнизон уже не в силах отражать приступы, он с частью воинов погрузился на суда и отплыл вниз по реке Яксарт, преследуемый по берегу монгольской конницей. Однако после ожесточенного боя Тимур-Мелик смог оторваться от преследователей. После его ухода город Ходжент на следующий день сдался на милость победителя.

Войско Чингисхана продолжало захватывать хорезмийские города один за другим: Мерв, Ургенч… 1221 год — они осадили город Бамиан и после многомесячной борьбы взяли его штурмом. Чингисхан, любимый внук которого был убит во время осады, приказал не щадить ни женщин, ни детей. Потому город со всем населением уничтожили полностью.

После падения Хорезма и завоевания Средней Азии Чингисхан совершил поход в Северо-Западную Индию, захватив и эту большую территорию. Но далее на юг Индостана он не пошел: его все время манили неизведанные страны на закате солнца.

Великий хан, как обычно, основательно прорабатывал маршрут нового похода и послал далеко на запад своих лучших полководцев Джебе и Субэдея во главе их туменов и вспомогательных войск покоренных народов. Путь их проходил через Иран, Закавказье и Северный Кавказ. Так монголы оказались на южных подступах к Руси, в донских степях.

В Диком поле в те времена кочевали половецкие вежи, давно утратившие военную силу. Монголы разбили половцев без особого труда, и те бежали в приграничье русских земель. 1223 год — полководцы Джебе и Субэдей разбили в битве на реке Калке соединенное войско нескольких русских князей и половецких ханов. После одержанной победы авангард монгольской армии повернул обратно.

В 1226–1227 годах Чингисхан совершил поход в страну тангутов Си-Ся. Одному из своих сыновей он поручил продолжить завоевание китайских земель. Начавшееся в завоеванном Северном Китае антимонгольское восстание вызывало у великого хана большую тревогу.

Чингисхан умер во время своего последнего похода против тангутов, в 1227 г. Монголы устроили ему пышные похороны и, уничтожив всех участников этих печальных торжеств, смогли до наших дней сохранить в полной тайне местонахождение могилы Чингисхана…