Биографии Характеристики Анализ

Названия греческих колоний в средиземном море. Основание греческих колоний

Первая греческая колония на черноморских берегах возникла в 8 веке до н. э. , именно там, куда пристали мифические аргонавты - в устье реки Риони (по-гречески - Фасис) . Примерно в то же время основаны колонии на юге Черного моря - Синоп и Трапезунд (Трабзон) . В следующем столетии появились Истр и Ольвия (на северо-западе) , Танаис и Пантикапей - на севере.
К тому времени, когда совершил свое путешествие в Черное море (а это было около 260 года до н. э.) «отец истории» и великий географ античности Геродот, побережье Черного моря было уже освоено греческими колонистами. Геродот подробно записывал все свои впечатления, как и подобает научному исследователю. Здесь он был первым. Посетив Милетскую колонию на берегу Малой Азии, корабль вошел в проливы, ведущие в Понт Эвксинский (Море Гостеприимное) . Геродот назвал его «самым замечательным из морей, которым нельзя не любоваться» . Вспомнил Геродот о том, что полвека прошло с того времени, когда его земляк Мандрокл (тоже с острова Самос) построил через пролив Босфор (его наименьшая ширина - 14 м) по приказу персидского царя Дария мост, по которому войска завоевателя вторглись в Скифию.
Корабль двинулся вдоль восточного берега моря на север, не пропуская ни одного приморского поселения. И наконец достиг крупнейшей колонии в устье реки Гипанис (Южный Буг - Ольвия) . Ее построили выходцы из Милета. Несколько месяцев прожил Геродот в Ольвии, совершив плавания вверх по Южному Бугу до места, которое скифы называли «Священные пути» , побывал в лесах Борисфена (Днепра) , где познакомился с образом жизни скифов-землепашцев. Огромное впечатление произвели на Геродота бескрайние степи Северного Причерноморья, с их густым многотравьем, леса в низовьях Борисфена. Днепровские плавни удивили обилием птиц и рыбы, среди которой нередки и осетры. Узнал Геродот, что к северу от Скифии большую часть года выпадает снег и там среди озер, из которых вытекают реки, живет племя невров, каждую зиму превращающихся в волков (на самом-то деле они, видимо, просто одевались в шкуры) . Возможно, это предки славян.
Борисфен и Гипанис впадают, по Геродоту, в большое озеро (на самом деле это Днепро-Бугский лиман) . Кроме двух этих рек, Геродот пишет и об Истре (Дунае) , называя его «величайшей из всех известных рек» , Тире (Днестре) , Танаисе (Доне) и его притоке Гиркисе (Северском Донце) .
Собрал Геродот сведения и о живущих к востоку от Скифии, в степях Волго-Донского водораздела, савроматах. Через их земли текут реки Оар (Волга) и Яик (Урал) . К северу от них, в непроходимых лесах, обитают рыжеволосые и голубоглазые будины, поедающие шишки. В окружении кочующих будинов, на отвоеванных у леса участках, живут потомки греков - земледельцы и садоводы; еще восточнее, в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) , - плосколицые аргипеи, питающиеся молоком и черешней. А в самых горах, как рассказывают эти люди, очевидно, принадлежащие к монголоидной расе, обитают люди с козьими ногами и те, что спят по шесть месяцев в году. «Но я совсем этому не верю» , - замечает Геродот, хотя в этом сообщении содержится информация о северных широтах, где полгода господствует ночь.
Затем Геродот покинул Скифию. На попутном корабле он пересек море и оказался на южном берегу Понта, в живописной бухте Синоп. Там он пересел на корабль, направлявшийся за вином, фруктами, медом, корабельным лаком и смолой в страну, которую некогда посетили мифические аргонавты, в Колхиду. По пути были заходы и в другие колонии, расположившиеся в устьях рек. Наконец, прибыли в Фасис, в устье Риони. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему говорили, что это потомки египтян, приплывших на кавказский берег Черного моря на корабле одного из египетских фараонов. И это было очень давно.

Цели:

  • Выявить причины «Великой греческой колонизации».
  • Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
  • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические обьекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
  • Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2004; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

II. Повторение предыдущего материала – 10 мин.

6 учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями: демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Задание для всего класса:

1. Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
2. Расскажите о государственном устройстве Спарты
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
4. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты)
Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

III. Изучение нового материала

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

1. План

1. Великая греческая колонизация:

а) почему греки покидали родину,
б) торговые и военные корабли древних греков,
в) трудности мореплавания.

2. Жизнь в заморских колониях.
3. Греки в северном Причерноморье.

– Ставим цель урока. Древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке, а поможет нам житель Эллады.

– Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель древней Греции и расспросить его о предстоящим путешествии. Вначале послушайте его рассказ, почему греки покидали свою родину.

«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.
Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.
Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.
Ятоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли,чем год торговли в Греции.
Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды.
В добрый путь!»

– Ребята! Теперь вы знаете, кто и по каким причинам покидал в VIII–VI веке до н.э. Грецию? (Бедняки, потерявшие свои участки; побежденные: демос или знать; те, кто хотел разбогатеть на заморской торговли: купцы)

Ответы фиксируются в тетради.
Школьники торопятся с вопросами: на чём путешествовали греки, чего они боялись, что брали с собой и т.д.
Рассказ жителя Эллады сопровождается демонстрацией иллюстраций.

«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.
Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

– Ребята! Перед вами военный и торговый корабль греков, на котором я поплыву. Сравните. Найдите различия в их размерах и формах. Почему скорость военного корабля была выше торгового?

– Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщая ответы, учитель отмечае т, что военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места..
В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Житель Эллады прощается с ребятами.

–До скорой встречи!

Работа по карте: откройте стр. 146 перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры».

– Ребята! Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

Ученик показывает и называет юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии.

– Какими условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
– Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Получив ответы, учитель продолжает: «Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток. (На карте при помощи яркой красной нити, которая закрепляется с помощью маленьких булавочек показать путь переселенцев)
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Ребята называют колонии расположенные на данных территориях.

Морское путешествие закончилось, впереди берег. Пора нам и отдохнуть.

3. Физкультурная минутка

– Продолжим путешествие. Вот и долгожданная земля. Что нас ожидает впереди?
Ребята! Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию стр.145 «Греческая колония на северных берегах Черного моря» и опишем.

– А в каких местах греки основывали колонии? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте параграф 32, пункт 2. (Возле моря, источников пресной воды, на плодородны земля.)

– О том, как складывались отношения с местными жителями послушайте сообщение:

«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города

– Ребята! Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
Что привозили из греческие купцы из колонии?
На что меняли свои товары греческие купцы?

4. Греки в северном Причерноморье

Материал изучается самостоятельно. Ребята читают легенду о скифском царе Скиле и отвечают на вопросы:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
– Чем занималась местное население? (стр 146–149)

5. Слово учителя: Легенда о Скиле показывает, что в VIII–VI веке до н.э. мы видим начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной. Здесь была хорошо развита архитектура, театр, литератур, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорён красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство.

IV. Закрепление

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

V. Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке греки до н.э. основали множество колонии. Где бы они не жили греки, они считали себя единым народом – эллинами. Их объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VI. Домашнее задание: Параграф 32. Составить рассказ от имени переселенца-колониста.

Дата: 27.01.2017

Предмет: история

Тема:

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Планируемые результаты:

Предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Мотивационно-целевой этап.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел ввиду, мы узнаем на нашем уроке.

Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.».

В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Как вы думаете, почему?

Вспомните, что такое колония.

Какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью?

Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

(Презентация).

План урока:

Проблемный вопрос. Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

III . Работа по теме урока.

1. Почему греки покидали родину.

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII - VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

Я бедный крестьянин, - говорит один. – В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

Тут его перебивает второй:

У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь, а ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

Кто вы такие? – спрашивают их. – Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома.

Вы угадали, - отвечает один из них. – Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде работавшие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают:

Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.

Один из присутствующих хмуро молчит и не вмешивается в разговор.

Кто ты? – наконец спрашивают его. – По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?

Вы не ошиблись, - отвечает этот человек. – Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в VIII - VI вв. до н.э.?

(Составление схемы)

Кто покидал Грецию?

Голодные и нищие люди, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т.д.

Люди, вынужденные стать изгнанниками: аристократы из городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать.

Купцы, желавшие разбогатеть на заморской торговле.

Почему покидал?

Острая нехватка земель из-за перенаселения полисов.

Угроза голода.

Стремление греков развивать свою торговлю и ремесло.

Борьба между демосом и знатью.

2. В каких местах греки основывали колонии.

Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудно было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма остаться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9-10 км/ч. Но еще страшнее была встреча с пиратами.

Рассмотрите на стр. 152 колонию греков. На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их от имени купца и от имени военного.

(Примерный ответ.

Купец. Наш торговый корабль предназначается для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места.

Военный: Наш корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.)

Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.

Именно на таких кораблях греки пересекали Средиземное и Черное моря.

Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.», определите направления греческой колонизации.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Основные направления греческой колонизации:

Северо-Западное Средиземноморье

Северная Африка

Южные Апеннины

Малая Азия

Северное Причерноморье

Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокию, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» - и отплыли в западные моря.

В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известнк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь – символ мира, - и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города.

Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

Что привозили из колоний греческие купцы?

На что меняли свои товары греческие купцы?

(Составляется схема.)

Продавали: оливковое масло, вино, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

Покупали: пшеница, рабы, мед, шкуры животных, скот.

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

Как складывалась отношения греков с соседними народами, проживавшими рядом с их полисами? Ответьте на этот вопрос, работая с текстом п. 3 § 32 и дополнительным материалом.

Дополнительный материал.

Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России

(по рассказу Геродота).

В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием I . Но скифы, не вступая в сражение, заманили врагов в глубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от беспощадной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаться решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь – в земле. «Нет, царь, - возразил Дарию старый вельможа. – Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе богибните от наших стрел!» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

IV . Закрепление изученного материала.

Итак, почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называю великой?

Что дала грекам колонизация?

(На доске записываю последтсвия колонизации).

1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

2. Растут богатства греческих городов.

3. Греки приобретают новые знания.

4. Греки осознают себя единым народом.

5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

6. Растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

Заполните контрольный лист самопроверки.

1. Колония - это…

2. Колонизация – это…

3. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?

4. Где греки основывали колонии?

5. Чем торговали греки?

V . Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

§ 32, вопросы к §, заполнить контурную карту.

3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 112

Как мы уже отмечали113, греческие города на северном побережье Черного моря играли важную роль в развитии международной коммерции, служа связующим звеном между средиземноморским бассейном и Евразией. В этом смысле они были предшественниками генуэзских и венецианских городов на Черном море, которое играло ту же роль в монгольский период с тринадцатого до пятнадцатого веков н.э. С социологической точки зрения существовало, однако, большое различие между древними греческими и средневековыми итальянскими городами. Последние были простыми коммерческими факториями, в то время как роль первых не сводилась только к коммерческим функциям. Некоторые из греческих городов скифского периода были полноценно развитыми сообществами, в которых процветала не только торговля, но и искусство и ремесла; сельское же хозяйство достигло высокого уровня в соседних районах. Так греческие города этого периода стали важными культурными центрами. Кроме того, они были тесно связаны с собственно городами Греции, равно как и с малазийскими, оставаясь частью целостности эллинского мира. Они, следовательно, служили мостом между греческим миром и скифами. Греческие художники и ремесленники исполняли заказы скифских королей и вельмож, приспосабливаясь к скифским художественным требованиям. Итак, новый художественный стиль, который может быть назван греко-скифским стилем, был создан, повлияв в свою очередь на развитие греческого искусства в более поздний, так называемый эллинистический период.

Большинство греческих городов на северном побережье Черного моря были основаны колонистами, прибывшими из Милета, Клазомен и других греческих городов Малой Азии. В шестом веке до н.э. малазийские греки признали власть персидского царя. Это вылилось в удачную ситуацию для греческих городов с точки зрения международной торговли. Персидское царство было тем, что может быть названо «мировой империей», простираясь от Эгейского моря на западе до рек Инда и Джазарта на востоке. Оно включало такие провинции как Малая Азия, Транскавказ и Месопотамия и продолжало культурные традиции хеттов, урартцев и ассиро-вавилонцев.

Греческие города побережья Малой Азии служили связующим звеном между передней Азией, средиземноморским бассейном и черноморскими степями, тогда как греческие города на северной части Черного моря уподоблялись многим аванпостам старых городов Малой Азии. Греческие торговцы Ольвии, Херсонеса и Киммерийского Боспора служили посредниками в торговых связях между Персидским царством и скифами. В V в. до н.э. большинство греческих городов на Эгейском побережье эмансипировались от власти Персии. И собственно Греция и в особенности Афины стали ведущей силой. В течение столетия от 477 до 377 г. коммерческие пути находились под экономическим и политическим контролем Афин, несмотря на тот факт, что в конце пятого века могущество Афин было значительно поколеблено Пелопонесской войной. В целом, условия развития поселений на побережье Черного моря были менее благоприятными в период афинской гегемонии, нежели во время персидского владычества.

С исторической точки зрения Боспорское царство на Керченском проливе, которое просуществовало от VI века до н.э.до VI века н.э., было предшественником русского владычества в Тьмутаракани с IX по XI столетие н.э. Существовало несколько греческих городов в царстве на обоих берегах Керченского пролива. Они были основаны в седьмом и шестом столетиях до н.э. Большинство из них, возможно, строились на местах более древних поселений здешних жителей киммерийского периода. Первые греческие города к востоку от Керченского пролива были основаны колонистами из Карии. Позднее новые поселенцы приехали из Милета. Они обосновались на крымской стороне пролива. Город Пантикапей, ставший столицей Боспорского царства, был изначально милетской колонией. Экономически Боспорское царство базировалось на торговле между Малой Азией и Транскавказом, с одной стороны, и Азовским и Донским регионами - с другой. Среди товаров, идущих из Транскавказского региона, металл и металлические изделия играли важную роль. Рыба и зерно прибывали в ответ из Донского и Азовского регионов.

Город Пантикапей изначально имел аристократическую конституцию. В пятом столетии до н.э. он стал столицей монархии. Боспорское царство стало результатом необходимого компромисса между греческими пришельцами и местными племенами, греки были недостаточно многочисленны для колонизации всей страны. Они оставались главным образом в городах. С другой стороны, местные яфетидские и иранские племена, в основном известные как синды и мэоты, были в большинстве за пределами городов и неохотно подчинялись грекам. Имели место некоторые столкновения, и в конце концов местный магнат, принадлежавший к здешней, но совершенно эллинизированной семье, захватил власть и объявил себя царем синдов и мэотов под именем Спартока I (438/7 - 433/2 до н.э.). В то время как он был признан царем местными племенами, город Пантикапей признал его лишь как archon («главу»). Фактически он имел полноту власти над греками и контролировал армейскую администрацию через chiliarchog («командира тысячи», сравни тысяцкого в средневековой Руси).

После установления монархического правления в Боспоре страна стала достаточно сильной, чтобы защитить себя от вторжения скифов и других степных племен. В некоторых случаях боспорские цари платили дань скифам, чтобы не начинать войны. Они могли себе позволить откупиться, поскольку царство достаточно процветало. Торговля зерном была основой экономической стабильности. Боспорские цари старались монополизировать эту линию торговли в восточных районах Черного моря. Согласно договору о дружбе с Афинами (434/3 до н.э.), боспорский царь должен был снабжать Афины зерном. После продолжительной борьбы с городом Гераклея, царь Левкои (389/8 - 349/8 до н.э.) завоевал важный порт Феодосию, таким образом обеспечив монополию торговли зерном. В результате Боспорское царство в пятом и четвертом веках было главным зернопроизводителем для Греции. В правление Лейкона 670.000 медимнов (около 22.000 тонн) зерна экспортировалось ежегодно в Аттику, что достигало половины всего импорта зерна в Аттику.

Вслед за этими городами Херсонес являлся наиболее важным греческим центром в Крыму. Он был одной из самых жизнеспособных ранних греческих колоний здесь, процветающих еще в византийский период. В десятом веке н.э. Херсонес, известный как Корсунь в русских летописях, некоторое время контролировался киевскими князьями. Изначально он был колонией, основанной Гераклеей, которая в свою очередь являлась колонией Мегары. Гераклея была основана в 599 г. до н.э. Точная дата основания Херсонеса неизвестна; Геродот ее не упоминает. Документальные свидетельства относительно Херсонеса берут начало в четвертом веке до н.э. В этом столетии была воздвигнута древнейшая городская стена.

Географическое положение Херсонеса было менее благоприятным, нежели у боспорских городов, поскольку он находился вдали от Азовского и Донского регионов. С другой стороны, он был лучше защищен от набегов кочевников и имел отличные портовые сооружения. Он также ближе расположен к южному побережью Черного моря, чем какой-либо иной город северного побережья. Херсонес вошел в тесные отношения с Афинами во времена афинского преобладания. Афинское влияние было сильным в жизни и искусстве города до середины четвертого века до н.э., после чего херсонесские вазы, золотые украшения, терракота и т. д. приблизились к стандартам Малой Азии.

С точки зрения его политической организации в скифский период Херсонес представлял демократию. Вся власть принадлежала народному собранию, и все общественные деятели избирались. Фактически наиболее значимые вопросы сначала обсуждались городским советом и затем докладывались ассамблее. Была обнаружена интересная надпись третьего века до н.э., содержащая текст клятвы, требовавшейся от херсонесского официального лица. Она обязывала его не нарушать демократического порядка и не передавать информации грекам или «варварам», которая может нанести ущерб интересам города. Многие граждане имели поля и виноградники за пределами городских стен; иногда они арендовались, в других случаях сам владелец возделывал землю. Город контролировал все западное побережье Крымского полуострова и часть плодородных степных внутренних земель в его северной части.

На северо-западе Крыма лидирующее положение принадлежало Ольвии, «городу борисфенитов», который находился в устье Буга и обеспечивал целостность бугоднестровского устья. Таким образом, город занимал благоприятную позицию с точки зрения коммерческих путей, пролегавших на север в глубь территории. Здесь будет не лишним упомянуть, что днепровское широкое устье также играло важную роль в коммерческом обмене между Киевской Русью и Византией. Русско-варяжские князья пытались жестко контролировать устье Днепра, которое предлагало подобающий пункт для торговцев Руси на их пути в Константинополь. Русские основали свое селение в устье Днепра в Олешье. Геополитически Олешье тогда играло роль, схожую с ролью Ольвии в более ранний период.

Ольвия, колония Милета, была основана во второй половине седьмого столетия до н.э. Изначально она должна была быть рыболовецкой деревней. Рыба и позже составляла важную часть в ее торговле. Земледелие также развивалось. Ольвия имела теснейшие связи со скифским миром всех греческих колоний. Она платила дань скифским царям и в ответ пользовалась их поддержкой. Ее торговцы сплавляли свои товары в глубь территории вверх по Бугу и Днепру. В дополнение Ольвия являлась начальным пунктом великого наземного караванного пути к регионам Волги и Камы на северо-востоке114..

Ольвийские греки имели постоянные связи с местными соседями, что привело к значительному обмену взаимовлияниями в искусстве, ремесле, стилях жизни и т. д. В пятом и начале четвертого столетия до н.э. город имел дружеские связи с Афинами. В период преобладания Македонии отношения Ольвии с греческой родиной не были столь удачными. Около 330 г. до н.э. город был осажден Зопирионом, наместником царя Александра Великого во Фракии. Для объединения всего своего населения против захватчиков оливийцы приняли радикальные меры: местное население получило гражданство и рабы были освобождены. Многие надписи, датируемые началом третьего века до н.э. проливают некоторый свет на экономические условия в Ольвии. Как можно увидеть из некоторых из них, богатый гражданин по имени Протоген одолжил городу 1000 золотых, частично беспроцентно, для покупки зерна. В дополнение он обеспечил себя 2500 медимнами пшеницы по сниженной цене.

Подобно Херсонесу, Ольвия была демократией. До 330 г. до н.э. лишь греки среди населения города обладали политическими правами, включая голосование в совете.

Из книги Древняя Русь автора

КАВКАЗ И ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ82. В то время как бронза преобладала в Сибири в течение скифо-киммерийской эпохи, Кавказ стремительно входил в железный век. Древнейшие железные предметы, найденные в кобанских могилах, могут датироваться

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206 Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Греческие колонии Северные берега Чёрного моря и восточные Азовского ещё задолго до нашей эры были усеяны греческими колониями, главными из которых были: Ольвия, выведенная из Милета за 6 веков до р. х., в глубине лимана Восточного Буга (против Николаева), Херсонес

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги История русской армии. Том третий автора Зайончковский Андрей Медардович

Из книги Вторая мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

У Черного моря Между январем и мартом 1944 года ценой огромного напряжения советская военная промышленность выдала фронту более 5 тысяч орудий и около 5 тысяч танков, и почти все они получили адресное назначение на Украину - украинским фронтам. На самом юге Украины

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Казаки и промышленники выходят на побережье Охотского моря Москвитин не только первым из русских вышел на побережье Тихого океана, открыл Охотское море - ему довелось первому увидеть Шантарские острова, и он привез в Якутск первые достоверные сведения об Амуре. Для

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Греческие колонии в Украине Не только волны степной миграции приносили в Украину все новых и новых гостей - приносили их и волны Черного моря.Еще за тысячу лет до Рождества Христова крохотная Греция была не только густо заселена, но и до предела перенаселена своим

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

СТОЛИЦА ЧЕРНОГО МОРЯ После разгрома на Марице в 1371 году Сербия стала вассалом турок. Вскоре ее примеру принуждена была последовать и Византия. Весной 1373 года император Иоанн V, уже как вассал султана, лично должен был привести византийские вспомогательные войска на

Из книги Дунай: река империй автора Шарый Андрей Васильевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Иранцы юга и греческие колонии в Северном Причерноморье Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот, которому мы обязаны основным комплексом известий об этом

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА I Первобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы Первобытнообщинный строй занимает самый большой период в жизни человечества, начиная с появления человека (около 2,5 миллионов лет тому назад) до образования классовых обществ.

Из книги Россия и русские в современном мире автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

От Балтики до Черного моря Россия, СНГ и Запад: геополитический и историко-философский аспект Отрывок из книги Н.А.Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». Глава была написана в 1998 г.Когда в декабре 1991 года был упразднен СССР и на его обломках провозглашено

Из книги Пролив в огне автора Мартынов Валериан Андреевич

«Комендант» Чёрного моря К середине августа 1942 года ожесточенные бои велись на подступах к Новороссийску, в северо-восточной части Таманского полуострова, на перевалах Кавказского хребта.На туапсинском направлении, ведя наступление из района Майкопа, противник

И карийцев из мест их торговли. Несомненно, еще в глубокой древности сидонские корабли с матросами, собранными с разных частей малоазийского приморья и соседних островов, уже плавали через Геллеспонт (Дарданеллы), основывали поселения на том маленьком море, которое называется теперь Мраморным, и вели прибыльную торговлю с дикими туземцами. Достоверно и то, что индийские и ассирийские товары провозились через Армению на южный берег Черного моря и что там были рынки для торговли ими. Но когда проникли на берега Черного моря греки, торговля там стала деятельнее и поселения их стали распространять культуру между варварским туземным населением.

Греческие колонии. Карта

Греческие колонии южного берега Чёрного моря

Еще в начале VIII века, около 785 (756?) года до Р. X., милетские мореплаватели основали колонию на полуострове, вдающемся в Черное море на южном его берегу, неподалеку от устья реки Галиса. Очень может быть, что здесь до этого уже была ассирийская фактория, и что милетские торговцы приобрели ее покупкою или вообще какою-нибудь полюбовною сделкою. Как бы то ни было, но милетцы основали на полуострове подле мыса Сирия город Синоп; полуостров образовал и с западной и с восточной стороны хорошие гавани; а перешеек, соединявший его на юге с материком, был так узок, что легко было перегородить это место стеною, и она обеспечила колонию от набегов. Положение колонии Синоп было чрезвычайно удобно для торговли, и сама по себе местность была богатая: у берегов было много рыбы; при мягкости климата, превосходно росло оливковое дерево; соседние горы, покрытые густыми лесами, были богаты железом, а жившие дальше в горах воинственные туземцы приводили в город на продажу много пленных.

И вообще в той части южного берега Чёрного моря географические условия были выгодными. Потому через тридцать лет после возникновения Синопа была основана дальше на восток, в богатой железом стране халибов, и другая греческая колония, Трапезунт (около 756, по другим данным – около 700 до Р. Х.). Одновременно с нею была основана на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) для охранения черноморской торговли колония Кизик. Она была построена на круглом полуострове, который соединялся с материком лишь узким перешейком; впоследствии, через перешеек прокопали ров, и полуостров стал островом. Туземцы были покорены греками и возделывали нивы и виноградники своих господ, но не были обращены в рабство, а находились в состоянии, подобном крепостному.

Греческие переселенцы из Кизика основали (около 700 г.) колонию на Проконнесе, одном из тех островов Пропонтиды, которые теперь называются Мраморными и по которым сама она называется Мраморным морем. Около того же времени безопасность прохода через Дарданеллы была упрочена для милетских кораблей построением двух укрепленных портовых городов на этом проливе – Абидоса и Пария; через несколько десятилетий был построен там третий город, сначала называвшийся Питиуссой («Сосновым городом»), впоследствии Лампсаком. В каппадокийских храмах «Сирийской богини» греки видели служительниц, иеродул, одетых в мужское платье и вооруженных, совершающих шумные обряды и военные танцы; из этого возникли у них легенды о том, что амазонки , с которыми сражались Геракл и Тесей , жили на Фермодоне.

Кроме торговой предприимчивости, милетяне могли основывать свои колонии на севере и по другому мотиву: быть может, их переселенцы удалялись туда от войн, опустошавших запад Малой Азии. На эту мысль наводит дошедший до нас отрывок из военной элегии Каллина Эфесского, жившего около 730 года. Он убеждает греков бесстрашно биться для защиты «детей и молодых жен», обещает вечную славу тем, которые падут в битве. Мы видим из этого, что какие-то сильные враги нападали тогда на малоазийские колонии эллинов . Быть может, это были те скифские племена, треры и киммерийцы, которые не раз опустошали Малую Азию и раскидывали свой окруженный телегами стан на полях по Каистру. Они разрушили Синоп вскоре после того, как он был основан. Милетяне вновь построили эту колонию через 150 лет после разрушения.

Греческие колонии Северного Причерноморья

Греческие колонии южного берега Черного моря быстро богатели. Это ободрило милетян основать поселения на западном и на северном берегах его, у широких устий рек, где много рыбы, и на обширных, удобных для земледелия равнинах. Они построили (между 600 и 560 гг. до Р. Х.) в дельте Дуная колонии Истр, Томы, Одесс; на севере оттуда, в богатом рыбою лимане Днестра – Тирас (нынешний Аккерман). В северном углу Черного моря, где сближаются низовья Буга (Гипаниса) и Днепра (Борисфена), в которых много очень хорошей рыбы, греки среди роскошных нив и лугов основали Ольвию («Город Изобилия»). Они вывозили из этих колоний огромное количество вяленой, рыбы в сирийские и малоазийские города, и черноморская рыба стала там одним из главных видов пищи небогатых людей.

Руины греческой колонии Ольвия

Греческие колонисты перенесли свои легенды и в те далекие страны. Остров, лежащий перед устьями Дуная, стал у них островом Левкой («Белым островом»), на который был перенесен после своей смерти герой Троянской войны Ахилл и где он вел счастливую загробную жизнь. Полоса твердого песку на приморье к югу от Ольвии была, по мнению колонистов, стадией, на которой быстроногий герой занимался гимнастическими играми; и моряки молились ему, чтоб он дал им счастливое плавание. Скалистые берега и дикие нравы населения Таврического (Крымского) полуострова долго казались грекам опасными; но наконец они построили на восточном его берегу колонию Феодосию, а у входа в Меотиду (Азовское море), на таврическом берегу, Пантикапей (Керчь) с крепким акрополем; на другом берегу пролива, называвшегося у них Босфором Киммерийским, на мысе устья Гипаниса (Кубани), они основали колонию Φанагорию. Пантикапей стал одним из центров культа Деметры .

Руины греческой колонии Пантикапея

Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов , безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы. Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.

Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

Наконец милетяне основали поселения и на восточном берегу Черного моря, в стране воинственных племен Кавказа. Они построили там города Фасис и Диоскурию, ставшие рынками товаров внутренней части Азии. Теперь все Черное море было охвачено греческими колониями. Торговля на нем получила очень большое развитие. Колонии деятельно обменивались товарами между собою и с Милетом. В колонии шли большие караваны из дальних стран: в Ольвию и Танаис они везли продукты Урала и Сибири, в Диоскурию металлы Армении, драгоценные камни, жемчуг, шелк, слоновую кость Индии. В середине VI-го века Милет был метрополией 75 или 80 греческих колоний, подобно ему энергичных; а некоторые из них даже превосходили его великолепием и богатством.