Биографии Характеристики Анализ

Психолого педагогические основы методики обучения грамоте кратко. Психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения грамоте детей, имеющих отклонения в развитии

Процесс обучения грамоте строится на основе учёта фонетических и графических систем рус.лит.яз. Русское письмо является звуковым (фонематическим), поэтому ребёнок сможет научиться читать и писать тогда, когда овладеет умением переводить графические знаки в звуки и наоборот, т.е. делать звуко-буквенный анализ.

Фонологическая система рус.языка насчитывает 42 фонемы. Сопоставив количество фонем и графем в рус.языке, можно увидеть их несоответствие. Поэтому у детей в период обучения грамоте могут возникнуть трудности с дифференциацией понятий « звук », « буква » (можно использовать приём «живые буквы »).

Современная методика обучения грамоте строится так, чтобы уже в начале изучения звуков и букв представления об этих основных фонетико-графических единицах формировались с учётом их существенных признаков: звуки слышим и произносим, их можно различить на слух по способу произношения, по артикуляционным признакам; буквы видим и пишем, читаем, узнаём по графическим элементам, из которых они состоят. Звуки бывают гласные и согласные (тв. – мягк.), буквы – прописные и строчные, печатные и рукописные. Современная методика обучения грамоте раскрывает учащимсяся в доступной для них форме реальное соотношение между звуками и буквами. Лучше использовать сочетания « буква гласного – согласного звуков ».

Практически знакомятся с важными правилами орфоэпии – замена в конце слога, слова звука на глухой согласный; в работе над слогоделением необходимо помнить, что аналитические действия учащихсяся осуществляют со звучащим словом, произнесённым в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка.:[а-кно], [ма-рос], [ви-сна], но [мак], [мар-ковь], [май-ка].



Основной метод обучения грамоте .

Обучение грамоте – самая древняя отрасль в методике рус.яз. Выдающиеся педагоги прошлого активно занимались проблемами букваристики (Л.Толстой, К.Ушинский, В.П.Вахтёров). Споры о методах обучения грамоте не утихают и по сей день.

Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости от того:

1) какая единица берется за основу обучения чтению (буква, звук, слог, целое слово);

2) какой вид деятельности является ведущим (анализ, синтез).

По исходным языковым единицам различают методы: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.

По видам деятельности: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.

На современном этапе ведущий метод – звуковой аналитико-синтетический. Основоположник этого метода – К.Д.Ушинский. Ценное в его методе то, что он дал рациональную систему обучения чтению и письму; дети овладевают всеми умственными операциями: анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, умозаключением.

Метод звуковой : обучаясь грамоте, знакомятся с основными звуками рус.яз., учатся выделять их из речи и обозначать буквами, анализировать последовательность звуков в словах, различать согласные твёрдые и мягкие в связи с их обозначением. При изучении звуков дети получают представление об их естественном сочетании в словах. Обозначение звука буквой осуществляется после его выделения из слова и изучения его звучания в словах.

Метод аналитико-синтетический : изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на различные виды аналитико-синтетической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в графической схеме слова, проговаривание слов по слогам при составлении записи.

Ведущий принцип этого метода заключается в том, что в формировании у детей начальных умений читать и писать следует идти от звука к букве . Это означает, что перед ознакомлением с буквой нужно выполнить разнообразные слухо-произносительные и аналитико-синтетические действия со звуком, который эта буква обозначает: правильно его произносить, узнавать на слух в разных позициях в слове, выделять из слогов, синтезировать тщательно взятый звук с другими звуками в слоги.

В современной методике обучения грамоте этот принцип реализуется двумя путями :

1) введением добукварного периода (оперируют звуками в устной речи);

2) обеспечением структуры уроков по изучению новых букв в букварный период (перед ознакомлением с новой буквой уч-ся должны выполнить целый ряд аналитико-синтетических действий со звуками, которые этой буквой обозначаются).

Традиционное в методе:

1)с точки зрения целей формирования личности обучение по данному методу носит воспитательный и развивающий характерр, обеспечивает умственное развитие, требует высокого уровня сознательного чтения и др. видов учебного труда уч-ся;

2) с точки зрения психолого-лингвистической:

а) обучение грамоте опирается на живую речь уч-ся; на имеющийся речевой навык, включает систему работы по развитию речи уч-ся;

б) за основу берётся звук (внимание к звуковому анализу, синтезу, артикуляции звуков; развитию речевого слуха);

в) единица чтения – слияние (слог) – внимание к чтению слогов, их произношению;

3)с точки зрения организационной:

а) устанавливает определённую последовательность изучения звуков и букв (частотный принцип);

б) выделяются 3 периода обучения (добукварный, букварный, послебукварный);

в) чтение и письмо не отрываются, а обучение идет параллельно (сейчас – смешанное – урок обучения грамоте с чередованием этих видов деятельности). Ушинский шёл от письма к чтению.

Новое в методе:

1)введение слого-звукового анализа;

2)введение элементов моделирования (схемы – модели слогов слов, предложений);

3)введение пропедевтических элементов грамматики и орфографии;

4)индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

5)воспитывающий характер обучения;

6)формирование навыков самостоятельной работы.

Согласно программе возможно применение и других методов обучения грамоте, в частности метода целых слов. Целесообразность его применения объясняется необходимостью обучения школьников (после усвоения чтения по слогам) воспринимать графические образы многих слов целостно, моментально их узнавать на основе предыдущего опыта. Такое умение является обязательным условием хорошо сформированного навыка чтения.

К урокам обучения грамоте предъявляются определенные требования:

Цель и тема урока сообщаются не в целом, а формулируются по частям на каждом этапе. В конце урока подводятся итоги.

Задания формулируются учителем расчлененно, короткими предложениями, конкретными по содержанию.

3. На протяжении урока необходимо активизировать уч-ся, вовлекать их в учебную деятельность (слушать, говорить, читать, писать, работать под руководством учителя, самостоятельно, в парах и т.д.).

К.Ушинский: “ Нужно помнить, что дети утомляются бездельем, а не деятельностью ”.

4. Урок не должен быть перегружен наглядными пособиями и дидактическим материалом. Их использование должно быть спланировано в соответствии с целью и задачами урока.

5. При обучении чтению большую часть времени уч-ся должны читать. Следует помнить о проверке понимания читаемого, развитии речи, обучении рассуждать, рассказывать.

6. При обучении письму необходимо проводить упражнения в звуковом анализе слов для записи их по слуху, с использованием картинок и схем, а не только по образцу в прописях. Необходимо сопоставлять сходные звуки в словах и близкие по начертанию буквы.

7. При планировании уроков обучения грамоте следует учитывать не только период работы по звуковому анализу и чтению, а и подготовленность учеников к любой форме работы на уроке.

8. Самостоятельная индивидуальная работа должна быть связана с основным содержанием работы.

9. С самого начала обучения грамоте необходимо уделять внимание слабоуспевающим детям. На всех этапах урока нужно обеспечивать им посильное участие в работе класса и в самостоятельном выпол-

нении доступных им заданий.

Обучение слушанию и пониманию. Одно из требований к современному языковому обучению – умение слушать и понимать информацию. Установлено, что такое умение необходимо развивать не только на уроках обучения иност. языка, но и на уроках обучения родному языку. Одно из подготовительных умений, лежащих в основе аудиативных умений, – овладение школьником элементарным звуковым анализом (умение ребенка последовательно и правильно называть звуки в слове: [д] [о] [м]).

Важно научить различать на слух гл.и согл. звуки, согл.тв. и мягкие (день [н’], нос [н]) еще до того, когда дети будут знакомиться с буквами, обозначающими данные звуки на письме. Это умение важно для овладения чтением, письмом, а также для сознательного восприятия услышанного высказывания.

Развитие аудиативных умений у первоклассников необходимо связывать с обучением восприятию рядов прослушанных слов, словосочетаний, отдельных предложений, небольших по объёму текстов.

Предлагается прослушать ряд слов, изученных на предыдущих страницах букваря, которые они должны воспроизвести в произвольном или том же самом порядке; из прослушанных слов назвать только те, что называют школьные предметы, одежду, обувь; из ряда слов-названий животных выбрать и назвать только птиц (рыб, насекомых) и т.д.

Развитию речевого слуха и семантической дифференциации слов будут способствовать упражнения, построенные на соотношении родовых и видовых понятий, которые требуют расширения круга видовых понятий, конкретизируют родовые, исключение из ряда слов лишних или лишнего (упражнения словарно-логические): продолжи названия предметов, признаков, действий:

ягоды – клубника, малина, черника, смородина, земляника…

цвета – синий, красный, зелёный…

Какой предмет лишний?

фрукты – яблоки, сливы, груши, огурцы.

В общении с первоклассниками необходимо употреблять такие слова (названия предметов, действий, признаков), которые с началом учебной деятельности становятся общеупотребительными на разных уроках: учебник, тетрадь, дневник, час, минута; красный, желтый; спрашивать, отвечать, внимательно слушать, сидеть прямо и т.д. Следует исключать слова диалектные, иноязычные, значение которые детям не понятно.

Знакомясь с предложением, дети должны понять, что люди общаются с помощью предложений. Только предложения выражают законченную мысль, их можно произнести с определённой интонацией.

В работе по формированию умения слушать предложения можно использовать такие виды упражнений:

1. Упражнения на выделение предложений из речевого потока (будут способствовать развитию интонационного слуха):

А) Скажи, сколько предложений ты услышал? Повтори последнее предложение.

Б) Скажи, что из услышанного предложение, а что нет:

Дети готовятся к празднику.

Они собрались в дет…

Ваня пригласил на праздник маму.

Мама сшила ему новую ….

Мальчик поблагодарил ….

Он наденет новую рубашку на праздник.

Это упражнение представляет связный рассказ, помогающий ситуативно дополнить незаконченные предложения.

В) Завершите предложения: Вася пасет на лугу…

Полезными будут упражнения на завершение сложных предложений. Они развивают ассоциативное мышление детей, побуждают к выбору соответствующих слов, грамматических форм.

Г) Мы пошли в библиотеку, чтобы…

На море я увидел, как…

2. Упражнения на построение предложений:

А) Составь предложения, используя слова: мама, испекла, бабушка, рукавички, большой, пирог.

Б) Составь предложение о том:

что можно увидеть в лесу; что движется по дороге; за чем следят на стадионе.

Такие аудиативные задания на уровне звуков, слов и предложений будут способствовать развитию у первоклассников умения слушать и понимать связный текст, учебную инструкцию, данную в устной форме.

Развитие речевых умений (говорение). Речевое развитие, умение высказываться в жизненных и учебных ситуациях – одна из составных детской личности.

Речевое развитие школьника– широкое понятие, которое охватывает уровень сформированности звукопроизношения, его соответствия нормам орфоэпии, объему словарного запаса, грамматической организации речи. Поэтому для успешного обучения первоклассников необходимо уделять и этим составным речевого развития.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны: нарушениями речевого аппарата; влиянием другого языка; местными диалектами.

Нарушения работы речевого аппарата можно исправить с помощью врача – логопеда. Важно научить детей правильно произносить гласные и согласные звуки, соблюдая нормы лит. произношения. На данном этапе работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, потешек, считалок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, игровых сценок, сопровождаемых движениями или без них. Эта работа органично связана со звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, строится на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывании сказок, пересказов, чтения слогов, слов, предложений.

Вне занятий работу над звуковой культурой речи можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей в школу и перед уходом их домой.

С детьми, которые не усваивают учебный материал или плохо его усваивают, необходимо проводить дополнительную работу, организовывать как индивидуальные, так и групповые занятия.

Большая часть упражнений для шестилеток носит игровой характер. Это могут быть такие игры: «Позови животных», «Угадай, кто (что) это?», «В зоопарке» (более подробно см. статью Л.Корепиной. Работа над звуковой культурой речи. Развитие речи шестилеток-первоклассников// Нач. шк.– 1987.–№4).

Известно, что дети любят рифмованные строки, Там, где это возможно и уместно, для развития звуковой культуры необходимо вводить в урок рифмованные скороговорки, чистоговорки, стихотворения, загадки:

Чистоговорки

Жи-жи-жи – живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа-я нашел ежа.

Жу-жу-жу – молоко даю ежу.

Скороговорки

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

У Жени жили ужи и ежи.

Иголки лежали, лежали

Да под стол побежали. (Еж.) Ребятам весело со мной,

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружусь– жужжу,

Жужжу – кружу.(Юла.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)

Творческая мысль учителя позволит интерпретировать и варьировать предложенные упражнения, развить и дополнить их. Основное условие для занятий – систематичность, они необходимы на протяжении всего периода школьного обучения. Особенно эффективны подобные занятия в сочетании с музыкальными.

Обогащение, уточнение, активизация словарного запаса. Для обогащения словарного запаса большое значение имеет применение разнообразных упражнений. Наиболее эффективные из них – словарно-логические (обогащают словарный запас и развивают логическое мышление). К ним относятся упражнения 1) на соотнесение родовых и видовых понятий; 2) на изъятие лишнего слова; 3) на дополнение логического ряда (мебель: стол, стул, диван, кровать…); 4) противопоставление предметов по разным признакам (животные – растения).

Для словарно-логических упражнений можно использовать как слова-названия предметов, так и слова-признаки, слова-действия:

1.Продолжи предложение: Помидор красный, а огурец…, Лимон желтый, а апельсин…, Речка широкая, а ручеек….

2.Выполни упражнение, подумав над тем, что чем делают: Иголкой шьют, а ножницами…; Кисточкой рисуют, а ручкой….

Эти упражнения будут развивать речевой слух, учить различать значения услышанных слов.

Выполняя такие упражнения, дети постепенно будут усваивать не только признаки предметов, но и их внутренние качества (щедрый–скупой, смелый–трусливый), использовать такие слова в своих высказываниях.

Уже в период обучения грамоте надо учить строить диалоги на доступные темы. В качестве образца можно использовать тексты с диалогами, данные в букваре (например, в букваре Прищепы Е.С., Колесниченко В.И.):

с.90: Встретил как-то ёж ежа.

Как погода, еж?

Свежа.

И пошли домой, дрожа,

быстро-быстро два ежа

с.105 текст “Обида енота”, с.147 текст “Про язык и нос”.

Отрабатывая диалогическую форму высказываний, ученики практически усваивают интонацию повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, учатся произносить их с различной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблять формы обращения, вопросительные слова где? почему? сколько?, специфические для разговорной речи слова неужели, разве, этикетные формы, употребляемые в процессе общения.

Необходимо, чтобы эти этикетные формы обращения употреблялись в ежедневном общении.

Формирование монологических высказываний у первоклассников происходит на всех типах высказываний – повествованиях, рассуждениях, описаниях.

Ученические высказывания могут строиться на основе прочитанного текста, сюжетной иллюстрации, по аналогии с прочитанным, в форме продолжения данного в букваре фрагмента сказки и т.д.

Для описания используются предметные рисунки, на которых хорошо переданы существенные признаки изображенного предмета.

К элементарным рассуждениям учитель побуждает детей на основе прочитанных текстов букваря и иллюстраций (см. стр. 73, 80 букваря Колесниченко В.И., Прищепы Е.С.).

Такие виды заданий по формированию умений строить высказывания (говорить) станут основой для совершенствования этого важного вида речевой деятельности в дальнейшем изучении языка.

Обучение чтению. Процесс обучения грамоте состоит из двух органически связанных видов деятельности – чтения и письма.

Умение читать обеспечивается синтетическими упражнениями, а писать – аналитическими. По определению Д.Эльконина, чтение – это “процесс воспроизведения звуковой формы слов по графическим (буквенным) моделям, выявлением, активной переработкой, осознанием смысловой информации”.

Приёмы звукового анализа

Добукварный период – научить называть последовательно звуки в словах.

Букварный период – элементарная характеристика звуков, звуковой анализ становится составной частью звуко-буквенного.

1. Выделение слова из речевого потока. Подчеркнутое произношение одного из звуков в словах.

Приемы выделения звука:

а) протяжное произношение – шшшар;

б) звукоподражание;

в) договаривание недостающего звука в слове, названном учителем: ёжи…к;

г) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (учитель произносит слова, уч-ся называют звук): море, мир, машина;

д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, ю-ла;

е) выделение из предложения звука – слова: Груши и яблоки. Это собака, а это кошка;

ё) выделение согласного из открытого слога: Ссса-ша;

ж) выделение глухого согласного в конце слов: кот , суп ;

з) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных: б рат, г рач.

2. Узнавание и выделение наиболее частотного звука или звуков из слов скороговорки, потешки, песни (Кукушка копилку купила, Кукушку копейки копила. Копеек она накопила, Колечки на лапки купила. )

3. Узнавание и вычленение звука из слова на основе описания его артикуляции.

4. Сопоставление слов, отличающихся одним звуком: рак – мак, коза – коса, сом – сон. Сопоставление слияний СГ - С’Г (задание типа: Какой звук в этих слогах одинаковый: ра, ро,ру, ры, ля, лю, ли?).

5. Узнавание заданного звука в словах, названных учителем, определение его позиции в слове ((начало, середина, конец). Можно включать слова, в которых он отсутствует. Такой прием позволяет концентрировать внимание учащихся, заострять речевой слух.

6. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком обеспечивает осмысленное отношение уч-ся к фонетической структуре слова. Можно использовать предметные картинки, наводящие задания: В названиях каких цветов есть звуки [л], [л’]?

7. Перечисление звуков в словах, последовательность их называния.

8. Составление таблиц звуков гласных и согласных.

Эти упражнения предусматривают частичный звуковой анализ, носят подготовительный характер.

Следует использовать игры-соревнования (Придумай как можно больше слов с определенной буквой или звуком: звук в начале: [н], [н"] или другие).

Приведем примеры звуковых синтетических упражнений, которые можно проводить в добукварный и в начале букварного периодов:

1.Образуйте слог (слияние) из двух звуков (звуки называет учитель).

2.Образуйте слог из трех звуков и произнесите его слитно: [п] [л] [а] – пла.

Следует помнить, что образуемые слоги должны быть частью реальных слов. Поэтому можно предложить школьникам подобрать слова с образованными слогами: платок, платье.

3. Образовать все возможные слоги с согласными: [д] – да, до, ду, ды, [д’] – [д’а] , [д’о], [д’у], [д’э], [д’и].

4. К названному слогу подобрать подобный, но с противоположным согласным: да – [д’]я, ма – [м’]я, дя – [д]а, мя – [м]а.

5. Образовать слоги: гласный + все согласные (твердые или мягкие): ам, ас, ап, ат, аль, арь, амь.

6. К данным звукам добавить еще один, чтобы получилось слово: нор(а), кра(н), сто(л).

7. Из тех же звуков образуйте новое слово: лиса – сила, сосна – насос, пила – липа.

В букварный период синтетические упражнения выполняются в двух видах: чисто звуковом и с опорой на букву, что уже есть собственно чтением.

Современные буквари, дидактические материалы к обучению грамоте предлагают достаточное количество синтетических упражнений, заданий, в том числе в занимательной форме, которые готовят учащихся к сознательному чтению слов, предложений, текстов сначала по слогам, а потом и целыми словами. Уже в начале букварного периода школьники читают слоги и слова с твердыми и мягкими согласными звуками, что способствует сознательному и слитному прочтению незнакомых ранее слов.

Назовем наиболее распространенные синтетические упражнения с опорой на букву:

1. Чтение слогов по слоговым таблицам (используются на этапе закрепления для коллективной работы).

2. Построение слов из слогов: ны, ли, мо, ма, на.

3. Чтение слов по аналогии:

ка –лина мама но – с

ма –лина маму ле – с

мамы

маме

4. Наращивание букв, обозначающих гласные и согласные звуки в начале и конце слов:

коса

косарь

косари

косарки

5. Отсечение букв от слова: грачи – грач, мосты – мост.

6.Сопоставление слов по графическому составу с последующим воссозданием их звуковой формы: лес – лось, коза – коса, сад – сядь .

7. Разгадывание ребусов, анаграмм: смола – масло .

8. Игры-соревнования, слоговое лото, буквенное лото.

9. Добавление буквы в середину слова: плот – пилот, наши – нашли, лапа – лампа .

10. Перестановка слогов: сосна – насос, наши – шина .

11. Добавление слога: ро –сли, сли –вы.

В букварный период преобладают синтетические действия, но необходимо проводить и звуковой анализ.

Выполнение учащимися значительного количества аналитических и синтетических упражнений на протяжении всего периода обучения грамоте является основой для формирования у них правильного представления о звуковой и графической системах родного языка в их взаимосвязи, способствует овладению навыком чтения, закладывает основу для орфографически правильного письма.

На изучение новой буквы отводится две страницы букваря: первая страница – даны подготовительные упражнения, включающие разнообразные задания, в основе которых лежат слоги с новой буквой, предметные рисунки и звуковые схемы к ним, аналитико-синтетические упражнения на ознакомление и закрепление новой буквы и ее звуковых значений в разных словах; подготовительные упражнения для чтения слов и предложений с разной буквой. Вторая страница – даны тексты, необходимые для отработки у первоклассников читательских умений.

Первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма - овладение грамотой.

Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающему необходимо воспринять графические знаки, перекодировать их в звуки, произнести прочитанное вслух или «про себя», осмыслить информацию, заложенную в каждом слове, предложении, абзаце.

Психофизиологическая основа чтения -- взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и др.

Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения еще большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.).

Психофизиологическая основа письма та же, что и чтения, с дополнительным включением в работу моторного анализатора. Но, как свидетельствуют исследования А.Р. Лурия и Р.Е. Левиной [Лурия А.Р., 1950], [Левина Р.Е., 1961] формирование этого навыка осуществляется при более тонкой и совершенной работе всех психофизиологических компонентов, достаточной сформированности на дошкольном этапе опыта звуковых обобщений и морфологического анализа.

Грамотный человек не замечает технических операций, которые выполняет в процессе чтения и письма. Все его внимание сосредоточивается на содержании письменной речи, ее понимании при чтении или продуцировании при письме. Именно на этом этапе письмо и чтение рассматривают как виды речевой деятельности.

Для начинающего читать и писать каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий. Чтобы прочитать слог, ребенку приходится останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой, поскольку его поле зрения еще ограничено пределами знака; сохранять направление движения глаза слева направо; последовательно узнавать каждую букву, соотнося ее с определенным звуком; осуществлять синтез двух звуков и, наконец, произносить слог в целом.

Запись в тетрадь любой слоговой структуры обязывает первоклассника правильно держать ручку и располагать тетрадь, четко произносить предназначенный для записи слог, делить его на составляющие элементы, т.е. выполнять звуковой анализ, обозначать каждый звук буквой, удерживать в памяти порядок букв в слоге, последовательно записывать их в тетради, точно фиксируя расположение элементов каждой графемы и их соединений, ограничивая свое письмо линейками строки.

Нормальный ребенок в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развиты фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Он владеет операциями анализа и синтеза на уровне восприятия предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, у дошкольника в процессе становления устной речи накапливается опыт дограмматических языковых обобщений, или так называемого чувства языка на уровне «неотчетливого сознавания» (термин С.Ф. Жуйкова [Жуйков С.Ф., 1979]).

Готовность сенсомоторной и психической сфер ребенка с нормальным развитием к обучению грамоте создает условия для быстрейшего овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.

Первоклассники массовой школы довольно успешно переходят от побуквенного чтения к дослоговому, что, в свою очередь, ведет к более быстрому формированию навыков чтения слов и понимания их смысла. Уже на этом этапе у школьников возникает феномен смысловой догадки, когда, прочитав слог, они пытаются осмыслить и произнести слово в целом, поскольку появившиеся в ходе обучения речедвигательные образцы ассоциируются с теми или иными словами. Правда, пока еще догадка далеко не всегда приводит к точному узнаванию. Нарушается правильность прочтения и возникает необходимость в повторном восприятии слоговой структуры слова. Однако появившаяся тенденция к смысловой догадке свидетельствует о возникновении нового, более высокого уровня понимания читаемого.

Несколько медленнее, но достаточно поступательно совершенствуется и техника письма. Причем послоговое орфографическое чтение положительно влияет на графические и орфографические навыки, создавая упреждающую основу грамотного письма еще до изучения орфографических правил.

Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма. (Достаточно подробно психологические особенности усвоения грамоты умственно отсталыми учащимися описаны в книге В.Г. Петровой «Развитие речи учащихся вспомогательной школы». -- М., 1977.)

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Первоклассники с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, так как каждый раз соотносят букву с разными звуками. Иными словами, происходит нарушение системы перекодировки и кодировки буквы в звук и звука в букву.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Если у детей с нормальным развитием неправильное произношение звуков далеко не всегда ведет к неполноценности слухового восприятия и неправильному выбору букв, то у умственно отсталых школьников нарушенное произношение -- это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему.

Многие исследования, связанные с состоянием звукового анализа и синтеза у детей в норме и с умственной отсталостью, показали, что у нормального ребенка с неполноценными произносительными навыками сохраняются направленность познавательной деятельности на звуковую сторону речи и интерес к ней.

Другая картина наблюдается у умственно отсталых детей: у них не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Осмысление звуковой структуры слова не проявляется даже в том случае, когда экспериментатор специально направляет внимание школьников на звуковой анализ слова. Так, на вопрос: «Мальчик сказал «ошка». В чем его ошибка?» -- умственно отсталые учащиеся не смогли дать правильный ответ, хотя картинка с нарисованной кошкой находилась перед их глазами. Непонимание того, что слово -- это не только название предмета, но и определенный звуко-буквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысления значения слова и его звуко-буквенного анализа -- перед записью; восприятия букв слова и осознания его семантики -- при чтении.

«Дети не могут понять, -- пишет В.Г. Петрова, -- что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления» [Петрова В.Г., 1977].

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают умственно отсталых первоклассников к побуквенному чтению. Даже когда ребенок уже освоит принцип слияния согласной и гласной, он продолжает прочитывать каждую букву в отдельности и только затем называет слог. Характер ошибок учащихся 1--2-го классов при чтении и их причины подробно рассмотрены Р.И. Лалаевой в книге «Нарушение процесса овладения чтением у школьников» (М., 1983. - С. 47-72).

В развитии первоначальных навыков письма, как уже говорилось ранее, важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий у умственно отсталого ребенка, проявляющаяся особенно отчетливо в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряженность кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой и др. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии у первоклассников.

Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения умственно отсталых детей грамоте, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам учащихся или отдельным ученикам.

В специальной (коррекционной) школе встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, из-за чего в течение длительного времени они не усваивают конфигурацию букв или зеркально передают на письме изображения графем; со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Все это создает дополнительные трудности в усвоении такими первоклассниками навыков письма и чтения.

Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приемы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения. Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом -- залог успешного выполнения программных требований.

Если бы русское письмо было идеографическим, то каждый знак (идеограмма) перекодировался бы непосредственно в смысловую еди­ницу (слово или понятие); соответственно при письме слово коди­ровалось бы с помощью идеограммы. Но наше письмо - звуковое, следовательно, возникает необходимость промежуточного этапа - перевода графических знаков в звуки при чтении или звуков в буквы

при письме.

Русское письмо - звуковое (фонемное). Это значит, что каж­дому основному звуку (фонеме) в графической системе языка со­ответствует свой знак - буква (графема). Поэтому методика обу­чения грамоте основывается на фонетической и графической сис­темах (фонетика и графика).

Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами) и ка­кие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в

слабых позициях).

В современной школе принят звуковой метод обучения грамо­те, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, син­тез, усвоение буквы и процесс чтения.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. По­этому в современной методике обучения грамоте действует прин­ цип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как единицу чтения. От­крытые слоги характерны для русского языка. Построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.

Слог представляет собой несколько звуков, произносимых од­ним выдыхательным толчком. Основой слога является гласный звук. Структура слога может быть различной: СГ (открытый), ГС (зак­ рытый), типа СГС, а также эти же типы со стечением согласных: ССГ, СССГ и др. (С - согласный, Г - гласный).

Овладение правилами графики - необходимое условие письма, но недостаточное. Живые фонетические процессы приводят к тому, что между словом произнесенным и написанным часто возникает несоответствие. Это происходит в тех случаях, когда фонемы находятся в слабых позициях. Для обозначения буквой звука слабой по­зиции нужно определить, к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать его. Буква для звука, соответствующего силь­ной позиции фонемы, выбирается по правилам графики. Для звука же, представляющего слабую позицию фонемы, - по правилам ор­ фографии.

Основой обучения чтению также является орфоэпия, нормы которой детям запомнить сразу , а тем более выполнять трудно. По­этому на начальных этапах рекомендуется двоякое прочтение: ор­фографическое, а затем орфоэпическое.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые слу­чаи пунктуации: точку, вопросительный и восклицательный зна­ки, запятую, двоеточие, тире.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Чтение и письмо - сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может ох­ватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам.

«Поле чтения» начинающего читателя ограниченно: он охва­тывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать, нередко нужно сравнить ее с другими. Прочтение буквы вызывает у ребенка же­лание сразу назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памя­ти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то со­четание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнава­ния, сколько букв в слоге, слогов в слове.

Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строч­ку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повто­ряет слоги или слова по два и более раза. Иногда ребенок пытается угадать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения».

Письмо - сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклас­сника этот процесс распадается на множество самостоятельных дей­ствий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспом­нить письменную букву, соответствующую звуку или печатной бук­ве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физи­чески. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными уп­ражнениями.

Успешное обучение чтению и письму требует большой и сис­тематической работы по развитию фонематического слуха, т.е. уме­ния различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии ор­фографических навыков. Развитию фонематического слуха способ­ствуют звуковой анализ слов, установление последовательности зву­ков в слове, упражнения в слушании, слышании и «узнавании» фонемы в сильной и слабой позиции.

Психологическое изучение процесса чтения и письма начина­ющего показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать звуки, произно­симые учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием и прислушиванием к нему. Прого варивание при письме называется речедвигательным анализом. Учи­телю необходимо упражнять детей в правильном произношении по слогам слов при их составлении и написании. Ребенок должен на­учиться проговаривать каждое слово по слогам, одновременно при­слушиваясь к его звучанию, стремясь уловить каждый звук слова и порядок звуков.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям уча­щихся.

Внимание первоклассников отличается неустойчивостью, ко­лебанием во время урока, ребенок еще не умеет его концентриро­вать или распределять.

Отличительная особенность памяти ребенка - преобладание наглядных образов над словесными, поэтому словесный материал запоминается им механически и без осмысления.

Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего его смысл, а не состав. В первые недели ребенок часто смешивает понятия «слово», «слог», «звук», «буква»; путает буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию.

ервоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное мышление практически отсутствует.

В связи с этими особенностями психических процессов обуче­ние грамоте организуется с помощью приемов и методов , помога­ющих реализовать принципы доступности и посильности, нагляд­ности и индивидуального подхода. Важное место на уроке занима­ет игра.

Сформулируем основные педагогические требования к процес­су обучения грамоте.

1. В начале каждого этапа урока учитель сообщает детям, что
они будут делать и зачем, а по окончании работы оценивает, что
и как сделали.

2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими
фразами.

3. Преобладает общеклассная форма работы, постоянно учитель
показывает образцы выполнения или исполнения заданий.


  1. На уроке чтения большую часть времени дети должны чи­тать, а на уроке письма - писать.

  2. В течение урока необходимо несколько раз менять виды дея­тельности учащихся.

  3. Наглядные пособия, дидактический материал, игровые за­дания должны использоваться в такой мере, чтобы обучение было доступным и интересным, но не перегружало внимание учащихся.

  4. Планируя работу, необходимо учитывать подготовленность всего класса и отдельно каждого ученика (группы учеников).

  5. Осторожно использовать методы наказания, отдавая пред­почтение поощрению ребенка.
Успех организации обучения грамоте зависит от того, насколько учитель владеет лингвистическими знаниями, учитывает требова­ния психологии и педагогики.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
План:


  1. Понятие о методе. Классификация методов.

  2. Буквенные методы.

  3. Звуковые методы.

  4. Слоговые методы.

  5. Метод целых слов.

  6. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.

  7. Развитие метода К.Д. Ушинского.

1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

Рассмотрим вопрос о том, что такое методы обучения, когда и как они возникали, какие известны методы обучения грамоте, как они вписываются в систему общих дидактических методов.

Простейшие методы обучения встречаются в мире животных, например в семье кошек: показ, игра, подражание и упражнение.

У людей методы обучения как целенаправленные, осознанные совместные действия обучающих и обучаемых имеют далекие истоки.

Метод (от греч. «тегооюз» - путь к чему-либо) означает спо­соб достижения цели, определенным образом упорядоченную дея­тельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаи­ мосвязанной деятельности преподавателя и учащихся , деятельности, направленной на решение образовательных, воспитательных и разви­ вающих задач в процессе обучения.

Были описаны методы в античном мире (Платон, Аристотель, Квинтилиан), например сократовский метод - эвристическая бе­седа, применявшаяся в философской школе Сократа.

Русский педагог М.Н. Скаткин выделяет три этапа в развитии методов обучения:

1) догматический, на котором не требовалось понимания ус­ваиваемых знаний (по крайней мере на первых этапах обучения);

2) объяснительно-иллюстративный (с первой половины
XIX в. и по настоящее время), характеризующийся стремлением к
осознанному усвоению учебного материала;

3) проблемно-поисковый, характеризующийся поисками пу­тей повышения познавательной активности самих учащихся (нача­ло приходится на 60-70-е гг. нашего столетия).

Обучение грамоте - самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров и многие другие - активно занима­лись проблемами букваристики. Но и по сей день не утихают спо­ры относительно методов обучения грамоте.
Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости:

1) от единицы языка, взятой за основу при обучении элемен­тарному чтению (по исходным языковым единицам: буква, звук,
слог, целое слово);

2) ведущего вида деятельности учащихся (анализ, синтез).
По исходным языковым единицам различаются методы: бук­
венные, звуковые, слоговые, целых слов.

По видам деятельности различаются методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.

2. БУКВЕННЫЕ МЕТОДЫ

Вплоть до конца XVIII в., в период господства в школьной прак­тике догматических методов обучения, использовался буквослагшпель ный метод. Суть его заключалась в механическом заучивании букв, их названий, слогов и слов. Обучение начиналось с заучивания на­званий всех букв алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т.д. Затем заучива­лись слоги: буки-аз - ба, веди-рцы-аз - вра и т.п., всего более 400 слогов. При этом складывались слоги, не всегда реально суще­ствовавшие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготов­ка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): ребенок, называя каждую букву ее полным названием, складывал слоги, а затем соединял их в слова. Завершалось обучение чтением «по верхам», т.е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое обучение затрачивалось два года. На третьем году обучения переходили к письму.

С введением Петром I гражданской азбуки в XVII в. стало вхо­дить в употребление упрощенное название букв: а, бэ, вэ и т.д. В это же время появилась картинная азбука Кариона Истомина, в кото­рой первые звуки названий предметов, изображенных на картин­ках, соответствовали буквам алфавита. Но принцип обучения чте­нию оставался тем же, что и при буквослагательном методе, т.е. дети читали по буквам, не понимая, как из букв получаются сло­ги и слова. Этот метод получил название «слоговой» метод.

Буквослагательный и слоговой методы - буквенные синтети­ческие, так как учили читать от части к целому, от букв и слогов к слову.

Эти методы догматичны, направлены на механическую зуб­режку, обучение с их помощью было трудным и неинтересным. Существенный их недостаток состоял в том, что они не опирались на звуки, на звучащую речь, не требовали слитного чтения слога (хотя русская графика подчинена слоговому принципу). Письмо было оторвано от чтения.

3. ЗВУКОВЫЕ МЕТОДЫ

Наибольшее распространение и на Западе, и в России получи­ли звуковые методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. Их объединяло то, что значительная роль отводилась самим детям: они выделяли звуки из слов, складывали слова из звуков , т.е. анализировали и синтезировали.

В 40-е гг. XIX в. в России был принят аналитический звуковой метод, на Западе его называли «методом Жакото», в России - «методом Золотова». Согласно этому методу школьники делили предложения на слова, слова - на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в письменном варианте). Аналогичная работа проводится и в наши дни при обучении гра­моте. Но в аналитическом звуковом методе сказывались еще тра­диции догматического периода: заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв; путем многократного чтения заучивались также предложения. Звуковой анализ следовал после того, как дети зрительно запоминали начертание слова, т.е. преобладали зритель­ные упражнения.

Примером синтетического звукового метода может служить метод Г. Стефани (Германия), распространенный в Европе в XIX в. В России он разрабатывался Н.А. Корфом. Согласно этому методу обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а за­тем соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое коли­чество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: зву­ки сливали в слоги, слоги - в слова; из букв составляли слоги и слова. Затем усваивалась следующая группа звуков и т.д. Чтение по этому методу сводилось к называнию ряда звуков, обозначаемых буквами (такое чтение в наши дни называется побуквенным). Слог не являлся единицей чтения.
4. СЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ

В 1872 г. вышла «Азбука» и в 1875 г. - «Новая азбука» Л.Н. Толстого, составленные по «слуховому» методу. В букваристике обычно метод Толстого называют «слогослуховым», так как в нем уделялось очень большое внимание слоговой работе: разложе­нию слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены таким образом, чтобы трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Так, вся первая часть «Азбуки» была состав­лена из слов, не превышающих 2 слогов и 6 букв. Но метод Тол­стого не был чисто слоговым: он включал добуквенные упражне­ния в разложении слов на звуки, слуховые восприятия, артикуля­ционные упражнения, предусматривал одновременное обучение письму, печатание букв, слов, сознательность чтения и т.д.

Остальные слоговые методы, применявшиеся в русской шко­ле, также не были чисто слоговыми, поскольку слог не стано­вился с самого начала единицей чтения. Сначала заучивались все буквы алфавита, потом - слоги, а затем, читались слова с эти­ми слогами.

Усиленная слоговая работа по сравнению с буквосложением была шагом вперед, так как содержала слуховые и речедвигательные упражнения, а само чтение стало ближе к естественному, сло­говому. Но по-прежнему применялось зазубривание букв и огром­ного количества слогов. Тем не менее слоговые методы оказали по­ложительное влияние на развитие звуковых методов , главным образом введением слоговых таблиц и упражнений.

5. МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ

Этот метод имел широкое распространение в США и других англоязычных странах, а в России появился в начале 20-х гг. Его суть состояла в том, что, во-первых, он позволял сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении тек­стов, во-вторых, снимались трудности звукового метода, связан­ные со звукослиянием. Единицей чтения с самого начала стано­вилось слово, его графическое изображение воспринималось как идеограмма и лишь впоследствии расчленялось на составляющие элементы - буквы. Дети за первые 2-3 месяца занятий запоми­нали зрительно, почти без звукового и буквенного анализа, до 150 слов. Они перерисовывали их, читали по общему виду, уга­дывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выу­ченных слов.

Но метод целых слов, применявшийся в русской школе 13 лет, не оправдал себя. Это связано с тем, что русское пра­вописание фонемное (фонема независимо от занимаемой пози­ции обозначается одной и той же графемой) и оно требует раз­витого фонематического слуха, чего не может обеспечить ме­тод целых слов. Кроме того, опираясь на механическую и зрительную память, этот метод не обеспечивал развитие мыш­ления учащихся.

6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД К.Д- УШИНСКОГО

Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский (1824-1870). Он! исходил из задачи всестороннего развития детей и свой метод раз­работал на основе анализа собственной речи ребенка.

«Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входили его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по "Родному слову"», вышло в 1864 г. и приобрело широкое признание. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно дока­зав, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что пись­мо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чте­ния. По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шриф­том, и лишь через 10-15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука давалась сначала в пись­менном варианте.

К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи («дара слова») учащихся. С первых же уроков дети работали с на­родными пословицами, с загадками; читаемые тексты были дос­тупны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.

Вся педагогическая система К.Д. Ушинского была направлена на становление личности ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям , осознанному чте­нию, беседы, связь письма и чтения.

Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского, пре­одолевший догматизм буквослагательного метода, является объяс­нительно-иллюстративным, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Автор ввел в школьную практи­ку десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование. Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественных осо­бенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глу­хой согласный [ш].

Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приемы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения. Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом - залог успешного выполнения программных требований.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Процесс обучения грамоте учитывает не только психологические особенности тех, кто начинает осваивать письменную речь, но и специфику самой речи и, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение грамоте может быть успешным в том случае, если методика принимает также во внимание лингвистические законы языка и прежде всего те, которые характерны для русской фонетики и графики. Рассмотрим основные из них.

Русское письмо является звуковым. Основные фонемы звукового состава речи передаются с помощью специальных букв или их сочетаний. Так, в слове конь звуки [к] и [о] кодируются соответствующими буквами к и о, а мягкий согласный [н"] - буквосочетанием н и ь.

Звуки речи - это «элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию».

Фонема - это единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами. В слове [мълако] фонема [о] представлена в виде аллофонов [ъ], [а], [о].

Фонемы бывают сильными и слабыми. Сильная фонема находится в сильной позиции, в которой обладает максимальной различительной способностью. Сильная позиция для гласных - под ударением [воды]. Сильная позиция для парных звонких и глухих согласных - перед гласным [сон], перед сонорным согласным [слок], перед согласными в, й [свой], [вйот]. Сильная позиция для парных твердых и мягких согласных - перед гласным, кроме [э] [мал - м"ал]; на конце слова [м"эл - м"эл"]; в середине слова перед согласным [банкъ - бан"къ].

Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Опираясь на «Букварь», школа должна в течение 3-3,5 месяцев научить детей читать и писать; в дальнейшем умение читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растет степень их автоматизации. От того, как организовано это первоначальное обучение грамоте, в огромной степени зависят дальнейшие успехи школы.

Навыки чтения и письма - это речевые навыки, так же как и чтение и письмо - виды речевой деятельности человека. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Являясь реальностью мысли, речь по своему существу противоположна всему тому, что удовлетворяется механическим запоминанием, заучиванием.

Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям.

Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель - «научиться читать»; но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой; прочесть слово, чтобы тебя услышали товарищи; узнать букву, чтобы прочесть слово (остальные буквы известны); записать слово по наблюдениям, по картине, отгадку к загадке и т. д.

Но нельзя забывать, что для младших школьников мотивы могут присутствовать и в самом процессе деятельности. Так, А. Н. Леонтьев писал: «У ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т. е. в содержании самого действия». Это сказано о дошкольнике, но младший школьник еще мало отличается в этом отношении от дошкольника, методика должна предусмотреть мотивы и в процессе чтения и письму, а не только в их перспективе.