Биографии Характеристики Анализ

Рассказать о фонетике как о разделе языкознания. Шпаргалка Фонетика как раздел языкознания

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.

Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка. Звук - кратчайшая, далее неделимая единица языка. Звуки в языке служат для различения звуковых оболочек различных слов: том, там, дам, дар, жар, шар и т.д.

Звуки произносятся органами речи, совокупность которых называется речевым аппаратом. Речевой аппарат состоит из голосовых связок, полости рта, в которой находятся язык, губы, зубы, небо, альвеолы и полости носа. Органы речи бывают активными (подвижными) и пассивными (неподвижными). К активным относятся голосовые связки, язык, губы и задняя часть неба. К пассивным - все остальные.

Из всех органов речи только голосовые связки созданы природой специально для произношения звуков. Все остальные органы речи имели первоначально иное назначение (которое, кстати, они сохраняют и по сей день). Так, изначальная и основная функция зубов - пережевывать пищу, функция языка - проталкивать пережеванную пищу далее по пищевому тракту, функция носовой полости - служить дыхательным каналом и т.д. И лишь позднее все эти органы были приспособлены для производства звуков.

Голосовые связки, в отличие от других органов речи, производят ритмичные колебания звуковой струи, которые называются тоном. Остальные органы речи производят неритмичные колебания звуковой струи, которые называются шумом.

Работа органов речи, необходимая для образования того или иного звука, называется артикуляцией. Артикуляция любого звука состоит из трех фаз: экскурсии, выдержки и рекурсии. Экскурсией называется приведение органов речи в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержкой - пребывание органов речи в этом состоянии, а рекурсией - переход к артикуляции следующего звука.

Звуки бывают гласными и согласными. Гласными называются звуки, которые образуются посредством дрожания голосовых связок и состоят из одного только тона без примеси шума. Согласными называются звуки, в образовании которых участвует шум.

В зависимости от соотношения шума и голоса все согласные распределяются по трем группам: сонорные (сонанты), звонкие согласные и глухие согласные. Сонорными называются звуки, состоящие из тона и шума, в которых преобладает тон. В русском языке сонорными являются «м», «н», «р», «л», а также их мягкие варианты. Подобно гласным, сонорные можно тянуть, даже петь. В некоторых языках сонорные наряду с гласными играют слогообразующую роль. Примером тому может служить чешское слово vlk (волк), где слогообразующую роль играет сонант. Способность образовывать слог сближает сонанты с гласными звуками.

Звонкими согласными называются звуки, которые состоят из тона и шума с преобладанием шума. Глухими согласными называются звуки, состоящие из одного только шума.

Гласные звуки классифицируются в зависимости от места их образования и особенностей артикуляции. Особое значение для классификации гласных звуков имеет положение, которое принимает язык в момент произнесения звука. Гласные, при произнесении которых кончик языка находится вблизи от нижнего ряда зубов, называются гласными переднего ряда. В русском языке к переднему ряду относятся [э] и [и]. В других языках количество гласных переднего ряда больше. Так, например, в немецком к переднему ряду относятся также звуки [ä], [ö], [ü].

Гласные, при произнесении которых кончик языка максимально сдвинут в сторону гортани, называются гласными заднего ряда. В русском языке к заднему ряду относятся [о], [у].

Промежуточное положение между гласными этих групп занимают гласные среднего ряда. В русском языке - это [ы], [а].

Другой важной характеристикой гласных является уровень подъема языка при их произнесении. К гласным верхнего подъема в русском языке относятся [и], [ы], [у]. Во время артикуляции этих звуков кончик языка находится у самого неба. К среднему подъему относятся звуки [э] и [о], а к нижнему - гласный [а].

Гласные бывают огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). К огубленным в русском языке относятся [о], [у], к неогубленным - все остальные. В других языках круг огубленных гласных несколько шире. Например, в немецком языке к ним относятся также звуки [ü] и [ö].

В некоторых языках различаются носовые и неносовые гласные. Носовыми называются звуки, при образовании которых часть звуковой струи идет через носовую полость. Носовые гласные встречаются в польском, кашубском, литовском, португальском, французском, окситанском, бретонском и ряде других языков мира.

Для очень многих языков важно различение гласных звуков по долготе/краткости. Замена краткого гласного на долгий и наоборот может полностью изменить значение слова. Так, например, в чешском языке слово pas (с долгим гласным) обозначает «пояс», а слово pas (с кратким гласным) - «паспорт».

Согласные звуки классифицируются по соотношению тона и шума (об этом уже было сказано выше), по месту образования и по способу образования.

По месту образования согласные могут быть заднеязычными: [г], [к], [х]; переднеязычными: [ж], [ш], [ч], [р]; зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц]; губными: [б], [п], [в], [ф], [м]. Имеется в русском языке также один среднеязычный звук - [й].

По способу образования все согласные делятся на взрывные (мгновенные), щелевые (длительные, фрикативные) и вибранты. Взрывными называются согласные, образование которых связано с тем, что струя воздуха, идущая из гортани, разрывает препятствие, создаваемое теми или иными органами речи. К взрывным в русском языке относятся [б], [к], [г], [т], и др. Щелевыми называются согласные, которые образуются благодаря трению воздушной струи о стенки щели, образуемой теми или иными органами речи. В русском языке к щелевым относятся [ш], [з], [ф] и др. Вибрантами называются звуки, образующиеся благодаря дрожанию кончика языка или задней части неба. В русском языке вибрант один - [р].

В особую группу выделяются аффрикаты. Аффрикатами называются согласные, состоящие из двух компонентов - взрывного и щелевого. В русском языке есть две глухие аффрикаты - [ч], [ц]. В английском языке мы встречаемся со звонкой аффрикатой [дж] - в словах joke , job , large , juge и др., в польском - со звонкой парой к [ц] - [дз] в словах: dzwon - «колокол», dzban - «кувшин», chodzą - «ходят» и мн. др.

В русском и других славянских языках согласные часто имеют дополнительный признак твердости/мягкости: вез - воз, мал - мял, стол - столь.

В некоторых языках согласные различаются по долготе/краткости. Так, например, в эстонском языке kas - вопросительная частица, а kass - «кошка».

Не все приведённые выше категории звуков присутствуют во всех языках мира. Например, в языке мангарайи (один из языков коренного населения Австралии) полностью отсутствуют глухие согласные, а в полинезийских языках нет аффрикат.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Вопросы темы:

2. Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики.

3. Разделы фонетики.

4. Методы фонетики.

Слово «современный»указывает на то, что это язык, которым мы пользуемся в настоящее время. Однако вопрос о хронологических границах понятия «современный» в лингвистической литературе толкуется по-разному: распространенным является мнение, что имеют в виду период «от Пушкина до наших дней». Академик В. В. Виноградов приблизил нижнюю границу этого понятия к нашему времени, высказав мысль о том, что границы современного русского языка – это время с девяностых годов ХIX в. до наших дней. Дальнейшее уточнение понятия «современный» находим в книге К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка». Автор книги полагает, что современным русский литературный язык становится с конца тридцатых – начала сороковых годов ХХ в. Именно к этому времени складывается новая по своему социальному составу интеллигенция. Это приводит к заметным изменениям в нормах как словоупотребления, так и произношения и ударения.

При таком понимании хронологических границ современного русского языка классическая литература ХIX и начала ХХ веков должна рассматриваться как мощный источник, питающий современный литературный язык в значительной части норм грамматики, словоупотребления, ударения и произношения. Понятие «русский» указывает на то, что этот язык принадлежит русскому народу. Русский язык включает всю совокупность языковых средств русского народа: литературный язык, территориальные диалекты, социальные жаргоны и городское просторечие.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, характеризующаяся строгой нормативностью. Языковая норма, по определению С. И. Ожегова, «есть исторически обусловленный факт, проявление исторических закономерностей развития языка и типичных для каждой эпохи тенденций развития, поддержанное и одобряемое обществом в его языковой практике. Следовательно, норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа существующих, наличествующих, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов». Норма – основной признак литературного языка. Все, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, относится к ненормированной речи. Соблюдение единых норм всеми носителями данного языка облегчает процесс коммуникации, поэтому соблюдение языковых норм обязательно для всех, кто пользуется литературным языком.

Литературный язык функционирует в двух формах – устной и письменной. Устная речь предшествовала письменной. В устной форме литературного языка более простой синтаксис, часто употребляются неполные предложения, нарушается порядок слов, используются обиходно-бытовые и просторечные слова. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования как в употреблении лексики, так и грамматических

форм. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования графики, орфографии и пунктуации, тщательно отбирается лексика и фразеология.

Наконец литературный язык имеет развитую систему функциональных стилей, т.е. с помощью номинативных ресурсов русского литературного языка кодируются все реалии, могущие стать предметом мысли русского человека; а тексты, написанные на литературном языке, кодируют и сохраняют во времени знания русскоговорящих об универсуме.

1.2. Фонетика как раздел языкознания.
Предмет и задачи фонетики

Фонетика (от греч. φωνή – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Данная научная дисциплина исследует явления, относящиеся к двум уровням звукового строя языка – сегментному и суперсегментному. «Сегментные» означает отрезок: речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами – отрезками, сегментами речевого потокаявляются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг задругом, образуют последовательность, цепь, линию. Сегментные фонетические единицы – это обобщенные отрезки речевой цепи, получаемые в результате ее последовательного линейного членения. Базисная единица сегментной фонетики – фонема, которая реализуется в речи в виде конкретных звуков. Таким образом, основными сегментными фонетическими единицами в русском языке являются звук и фонема (на фонетическом и фонологическом уровнях).

Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам. Суперсегментные (или надсегментные, просодические или интонационные) – единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность), образуют при этом новое единство. Они как бы накладываются на сегментные единицы. Суперсегментными единицами являются слог (по М. В. Панову), ударение и интонация. Благодаря суперсегментным единицам образуются такие единицы линейного членения речевого потока, как слог, фонетическое слово, синтагма (или речевой такт), фраза.

Цель фонетики как учебной дисциплины – научить правильно, неискаженно оценивать факты живой речи. Фонетика требует от каждого, кто начинает ее изучать, изменения точки зрения на звучащую речь: звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет, а слушает обычно больше, чем читает. Сначала человек учится говорить, а лишь потом – писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков речи устной и во многом зависят от них. Физиологи отмечают, что даже когда человек читает «про себя» (не вслух), когда просто думает, он не свободен от навыков говорения. Когда человек говорит вслух, в мышцах органов речи, например, в языке, усиливаются биотоки, которые можно зарегистрировать с помощью приборов. Но и когда человек о чем-нибудь усиленно думает (например, решая задачу), биотоки в мышцах языка усиливаются, как при говорении. О таком феномене писал великий русский физиолог И. М. Сеченов: усиление биотоков говорит о заторможенном движении, о том, что мышцы активизированы.

В фонетике очень важно различать звук и букву. Например, в звуковой оболочке слова «мята» буква «я» обозначает не два звука, а звук [а] после мягкого согласного: [м’́áтъ].

Письмо – «одежда» устной речи, оно передает, изображает устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Прочесть букву – значит произнести звук, который эта буква обозначает. Разницу между буквой и звуком можно увидеть на следующем примере: в строках
Ф. И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские, / льетесь вы ранней и поздней порой…» нет ни одного звука [э].

Звук– минимальная нечленимая единица речевого потока, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными (перцепция – от лат. percipere – восприятие) свойствами. Буква– письменный знак в алфавите данного языка, обычно соответствующий определенному звуку. Алфавитсистема письменных знаков, представляющих звуковой облик слова посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. В русском алфавите 33 буквы. Две буквы – Ъ и Ь – звуков не обозначают; 10 букв – А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, – служат для обозначения гласных звуков; остальные буквы (21) служат для обозначения согласных звуков.

С теоретической точки зрения значение фонетики обусловлено тем, что она изучает звуковую оболочку, являющуюся материальной формой выражения содержания языка:

1) фонетика объясняет звуковые явления в языке, напр., позиционные чередования звонких и глухих и т.д.;

2) фонетика объясняет грамматические явления, связанные с фонетическими чередованиями: отбросить – отбрасывать; рука – ручка и др.;

3) фонетика помогает установить происхождение отдельных слов, установить родственные связи между словами (горло – ожерелье; конец – начало и под.), а также найти родственные связи между языками;

4) поскольку фонетическая подсистема языка носит замкнутый характер и содержит небольшое количество единиц, учебное значение фонетики состоит в том, что она учит филолога понимать, что язык – единая, стройная, внутренне согласованная целостность; многие закономерности языка проще понять на фонетике;

5) замкнутость и внутренняя логичность фонетической подсистемы делает фонетику эффективной площадкой для испытания новых лингвистических теорий.

Практическое значение фонетики заключается в следующем:

1) фонетика необходима для овладения правилами нормативного, литературного произношения родного языка;

2) изучение иностранного языка всегда начинается с фонетического курса: чтобы овладеть языком, необходимо научится выговаривать его звуки;

3) данные фонетики используются логопедами, которые исправляют недостатки в произношении звуков, и сурдопедагогами, которые учат звуковому языку глухонемых;

4) данные фонетики используются также в телефонной связи для улучшения пропускной способности телефонных линий.

Таким образом, русская фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону русского литературного языка, ее изменения и закономерности сочетания звуковых единиц и надлинейных средств в речевом потоке для осуществления коммуникации.

Разделы фонетики

В зависимости от объема материала, который является объектом фонетики, различают общую фонетику, сопоставительную и частную. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка, т.е. универсальные признаки языка Человека. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких языков. Частная фонетика изучает особенности звуковой стороны отдельного языка. Русская фонетика – это частная фонетика. В частной фонетике выделяются также такие дисциплины, как артикуляторная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, фонология, акцентология (учение о словесном ударении), интонология (учение об интонации).

Поскольку изучение языка ведется как в синхронном, так и диахронном аспекте, в частной фонетике отдельного языка различают описательную и историческую фонетику. Описательная фонетика изучает звуковую сторону языка в определенный период его развития, как правило, на современном этапе. Историческая фонетика исследует формирование и развитие звуковой системы на протяжении долгого времени. История звуковых средств языка прослеживается в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности, диалектной речи и т.д.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. Акустические и артикуляторные характеристики звуков основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Экспериментальная фонетика при помощи инструментальных методов изучает акустическую и физиологическую стороны звуковой системы языка.

С развитием науки о языке области фонетических исследований расширяются. Так, появилась новая отрасль – социофонетика. Данный термин появился относительно недавно. Считается, что впервые он был употреблен в 1974 г. в неопубликованной диссертации Дэзэ-Лафонтена. С этого времени термин начинают изредка использовать в исследованиях, нацеленных на выявление взаимозависимости фонетико-фонологической формы и некоторых социальных факторов, таких, как стиль речи и происхождение говорящего. В справочной лингвистической литературе термин социофонетика был впервые упомянут лишь в 2003 г.

Методы фонетики

Описательная фонетика изучает живую разговорную речь и использует для этого два метода: 1) метод непосредственного чувственного наблюдения или самонаблюдения (направлено прежде всего на мышечное чувство говорящего), 2) экспериментальный метод.

Первый метод заключается в том, что говорящий или слушающий, воспринимая звуковую речь, вычленяет в ней такие речевые элементы, как фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги и звуки. При помощи чувственного наблюдения можно определить способ образования того или иного звука, его отличия от других звуков. Такой метод страдает субъективностью.

Экспериментальные методы проводятся при помощи специальных приборов и приспособлений, аппаратуры, позволяющей объективно определить самые глубинные свойства звуковых элементов. При этом экспериментальные методы членятся на отдельные приёмы: соматические (наблюдают за положением речевого аппарата, отдельных его органов), пневматические (измеряют речевое дыхание при произнесении звука, следят за образованием шумы, возникающих в результате движения воздушной струи), электроакустические (определяют число основных голосовых колебаний, их амплитуду, число обертонов и т.д.), экспрессивные (позволяют синхронно описать речь, мимику и жесты говорящего).

Изучением звуковой стороны языка с помощью специальных приборов и методов занимается экспериментальная фонетика. Среди экспериментальных фонетических методов выделяют акустические (для изучения акустических свойств звуков) и соматические (в основе их – регистрация движений органов речи). К акустическим методам относят спектрографический и осциллографический. Осциллограф превращает звуковые колебания в электрические, которые записываются на бумажной ленте или кинопленке. Спектрограф дает возможность получить мгновенную спектрограмму, которая фиксирует спектр звука, т.е. совокупность значений амплитуд его частотных составляющих. Сонограф также выдает спектрограмму, но динамическую. Интонограф записывает смену частоты основного тона и интенсивности звука в виде интонограмм (вертикальных линий). К соматическим методам относят рентгенографический. Рентгенограф дает профильный снимок всех органов речи. На рентгенограмме более четко видны кости. Томограф обеспечивает четкое фиксирование мягких органов речи. Палатограф регистрирует место касания языка к нёбу, а одонтограф – языка к нижним зубам. Используют также фотографию для фиксации работы губ в процессе речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение имеет слово «современный» в названии изучаемой дисциплины?

2. Чем отличается литературный язык от диалектного?

3. Что изучает русская фонетика?

4. В чем заключается отличие суперсегментных фонетических единиц от сегментных единиц?

5. На что направлено внимание говорящего при использовании метода самонаблюдения?

6. Какие вы знаете приборы для изучения различных аспектов работы органов речи?

7. Какие признаки литературной разновидности русского национального языка вам известны?

Практические задания

Задание 1 . Определите, какие звуки произносятся на месте букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах : мята, енот, перепись, нянчить, соединить, синее, ещё, её, ягуар, Ямайка, ершистый, подьячий, безъядерная, ювелирное, подъехать, вьюга, счастье, копьё, пятак, лесное, семьянин, мята, союз, мясная, месяц, часы, японское, длинношеее.

Задание 2 . Определите, какие функции выполняет Ь в следующих словах : ноль, пьедестал, рожь, дверь, уберёшь, улыбаться, мышь, семья, достанешься, будьте, полью, моль, вьюга, Кузьмич, сентябрьский, подьячий.

Задание 3 . Затранскрибируйте ряды слов. Отметьте случаи влияния проклитики на звуковую оболочку слова : апорт – аборт – об борт, вроде – в роде – в пуде, осанка – о санках – об останках, настойка – «О, стой-ка!» – перестройка, без дна – бездна – безнравственный, от души – ад души – отдушина.

Задание 4 . Затранскрибируйте слова, найдите в них согласные и гласные, определите степень редукции гласных : вода, молоко, встреча, фонарь, весь, минутка, прицел, рожь, объем, улыбаться, спецзадание, экзамен, сошью, парашют, живой, женственный, убаюкивать.

Задание 5 . Восстановите смысловое членение текста. Затранскрибируйте особым образом записанный текст, учитывая его деление на фонетические слова, речевые такты и фразы.

Стариквсеромкамзолелюбилрассказыватьвнукуразныеисториионрадовалсятомучтодажевконцесвоегопутинашёлхотькакоетопредназначениеблагодарякоторомулегчежитьиощущатьсебянужнымлюдямвзнакомомемуссамогодетстваоткрытомполеоколостаройфермысоднясвоегопоявленияпринадлежавшейихпредкампроходилитевстречизанимающиедругдругаиприносящиенесказанноеудовольствиефермаэтаполуторавековаясокровищницадостопочтенныхуилкинсовславиласьвомногихземляхдобротнымимускуснымибыками.

Задание 6 . Затранскрибируйте текст. Какие слова автор стихотворения, по-видимому, произносит в соответствии с сейчас уже устаревшей, но ещё не так давно существовавшей нормой русской орфоэпии? Как это можно понять?

Но сегодня ты с утра пел, готовил би́гос,

Ты был весел, мир был мил, крепок был союз,

Но морщинка на щеке – та, что я влюбилась,

Превратилась в тонкий шрам, в тот, что я боюсь.

Задание 7 . Найдите в тексте фонетические слова, в которых наблюдаются явления проклизы и энклизы. Затранскрибируйте эти слова. Как называется диакритический знак, обозначающий слитность произношений?

Когда я закрыл за собой дверь, длинный человек замолчал и повернулся ко мне. Только тогда мне удалось толком его разглядеть. На нём оказался строгий костюм, галстук бледно-синего цвета, из кармана пиджака выглядывал аккуратно сложенный платок с голубым отливом. Нос же его прямо смотрел на меня, указывая, как казалось, свысока каждому, кто находился перед ним, на своё место.

Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (от греч.phone - голос).

В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы - основные единицы звуковой системы и их разновидности.

Первым разработал понятие фонемы профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ. Он подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка. Звук вне системы не будет системой. Звуковая система любого языка состоит из определенного количества фонем. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц. Так, благодаря разному составу фонем в русских словах род и рад, возможно опознание и различение этих слов, англ. - but - boot.

Свою функцию различения слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них различительных признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках различительные признаки могут быть разными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (сравните: был- бил, вазы - вязы, сад - сядь). В английском и французском такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.

Фонетика в широком смысле рассматривает:

1)как произносятся звуки, точнее, каков физиологический процесс создания звука (так называемая артикуляция звука), с одной стороны и 2) каковы акустические свойства звуков языка - с другой стороны,

3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.

Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Синхронную и историческую (диахронную)

Описательную и нормативную

Теоретическую и прикладную.

Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.

Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.

Фонетика - учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях (см.) звуков в истории этих языков.

Изучает процессы, происходящие со звуками в потоке речи,звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), звуковую сторону языка.

Разделы фонетики:

o Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков.

o Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими (чаще всего родственными ) языками.

o Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (диахронический подход, иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).

o Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

o Орфоэпия занимается нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов

o Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата , в результате которой производятся звуки. Звуки речи изучаются с точки зрения их создания. Изучается строение и работа речевого аппарата человека.

o Сопоставительная фонетика. Родство языков значения не имеет. Она сравнивает звуковой строй различных языков . Общие черты, свойственные всем языкам, некоторые универсальные вещи (везде есть гласные и согласные).

o Акустическая фонетика. Звуки человеческой речи, как и любые другие звуки, можно изучать с акустической точки зрения (высота, частота)

o Иногда выделяют перцептивную фонетику. Изучает звуки с точки зрения того, как они воспринимаются .

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью . В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта : работу произносительного аппарата , а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму . В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.

Существует три аспекта фонетических исследований:
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Фонетика как уровень языка.
Фонетическая система , как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами , но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:

способ артикуляции : наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс гласных, или вокальных, звуков);

степень участия в производстве звуков голоса (тона) - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;

место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;

образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.

1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.

Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит:

а) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной;

б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм.

Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение»; перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением (подробнее см. ниже, гл. IV, § 54);

в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи;

г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенивность речи;

д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять

отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели/на старой березе). Внутреннее паузирование отражается на ритмике фразы;

е) из общего тембра 1 высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть «мрачным», «веселым», «игривым», «испуганным» и т. д.

2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением 1 . Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем.

3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими).

4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии