Биографии Характеристики Анализ

Решу егэ прототипы заданий. Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень): задания, решения и объяснения

Задача №5922.

Хозяин договорился с рабочими, что они копают колодец на следующих условиях: за первый метр он заплатит им 3500 рублей, а за каждый следующий метр – на 1600 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько денег хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 9 метров?

Так как оплата каждого следующего метра отличается от оплаты предыдущего на одно и то же число, перед нами .

В этой прогрессии - плата за первый метр, - разница в оплате каждого последующего метра, - количество рабочих дней.

Сумма членов арифметической прогрессии находится по формуле:

Подставим данные задачи в эту формулу.

Ответ: 89100.

Задача №5943.

В об­мен­ном пунк­те можно со­вер­шить одну из двух опе­ра­ций:

· за 2 зо­ло­тые мо­не­ты по­лу­чить 3 се­реб­ря­ные и одну мед­ную;

· за 5 се­реб­ря­ных монет по­лу­чить 3 зо­ло­тые и одну мед­ную.

У Ни­ко­лая были толь­ко се­реб­ря­ные мо­не­ты. После не­сколь­ких по­се­ще­ний об­мен­но­го пунк­та се­реб­ря­ных монет у него стало мень­ше, зо­ло­тых не по­яви­лось, зато по­яви­лось 100 мед­ных. На сколь­ко умень­ши­лось ко­ли­че­ство се­реб­ря­ных монет у Ни­ко­лая ?

Задача №5960.

Кузнечик прыгает вдоль координатной прямой в любом направлении на единичный отрезок за прыжок. Сколько существует различных точек на координатной прямой, в которых кузнечик может оказаться, сделав ровно 5 прыжков, начиная прыгать из начала координат?

Если кузнечик сделает пять прыжков в одном направлении (вправо или влево), то он окажется в точках с координатами 5 или -5:

Заметим, что кузнечик может прыгать и вправо и влево. Если он сделает 1 прыжок вправо и 4 прыжка влево (в сумме 5 прыжков), то окажется в точке с координатой -3. Аналогично, если кузнечик сделает 1 прыжок влево и 4 прыжка вправо (в сумме 5 прыжков), то окажется в точке с координатой 3:

Если кузнечик сделает 2 прыжка вправо и 3 прыжка влево (в сумме 5 прыжков), то окажется в точке с координатой -1. Аналогично, если кузнечик сделает 2 прыжка влево и 3 прыжка вправо (в сумме 5 прыжков), то окажется в точке с координатой 1:


Заметим, что если общее количество прыжков нечетное, то в начало координат кузнечик не вернется, то есть он сможет попасть только в точки с нечетными координатами:


Этих точек всего 6.

Если бы количество прыжков было четным, то кузнечик смог бы вернуться в начало координат и все точки на координатной прямой, в которые он мог бы попасть имели бы четные координаты.

Ответ: 6

Задача №5990

Улитка за день залезает вверх по дереву на 2 м, а за ночь сползает на 1 м. Высота дерева 9 м. За сколько дней улитка доползет до вершины дерева?

Заметим, что в этой задаче следует различать понятие "сутки" и понятие "день".

В задаче спрашивается именно за сколько дней улитка доползет до вершины дерева.

За один день улитка поднимается на 2 м, а за одни сутки улитка поднимается на 1 м (за день поднимается на 2 м, а потом за ночь спускается на 1 м).

За 7 суток улитка поднимается на 7 метров. То есть утром 8-го дня ей останется доползти до вершины 2 м. И за восьмой день она преодолеет это расстояние.

Ответ: 8 дней.

Задача №6010.

Во всех подъездах дома одинаковое число этажей, а на каждом этаже одинаковое число квартир. При этом число этажей в доме больше числа квартир на этаже, число квартир на этаже больше числа подъездов, а число подъездов больше одного. Сколько этажей в доме, если всего в нём 105 квартир?

Чтобы найти число квартир в доме, нужно число квартир на этаже ( ) умножить на число этажей ( ) и умножить на число подъездов ( ).

То есть нам нужно найти ( ), исходя из следующих условий:

(1)

Последнее неравенство отражает условие "число этажей в доме больше числа квартир на этаже, число квартир на этаже больше числа подъездов, а число подъездов больше одного".

То есть ( ) - самое больше число.

Разложим 105 на простые множители:

С учетом условия (1), .

Ответ: 7.

Задача №6036.

В корзине лежат 30 грибов: рыжики и грузди. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов хотя бы один груздь. Сколько рыжиков в корзине?

Так как среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик (или больше) число груздей должно быть меньше или равно чем .

Отсюда следует, что число рыжиков больше или равно чем .

Так как среди любых 20 грибов хотя бы один груздь (или больше), число рыжиков должно быть меньше или равно чем

Тогда получили, что с одной стороны, число рыжиков больше или равно чем 19 , а с другой - меньше или равно чем 19 .

Следовательно, число рыжиков равно 19.

Ответ: 19.

Задача №6047.

Саша пригласил Петю в гости, сказав, что живёт в седьмом подъезде в квартире № 333, а этаж сказать забыл. Подойдя к дому, Петя обнаружил, что дом девятиэтажный. На каком этаже живёт Саша? (На каждом этаже число квартир одинаково, номера квартир в доме начинаются с единицы.)

Пусть на каждом этаже квартир.

Тогда число квартир в первых шести подъездах равно

Найдем максимальное натуральное значение , удовлетворяющее неравенству ( - номер последней квартиры в шестом подъезде, и он меньше, чем 333.)

Отсюда

Номер последней квартиры в шестом подъезде -

Седьмой подъезд начинается с 325-й квартиры.

Следовательно, 333 квартира находится на втором этаже.

Ответ: 2

Задача №6060.

На поверхности глобуса фломастером проведены 17 параллелей и 24 меридиана. На сколько частей проведённые линии разделяют поверхность глобуса? Меридиан – это дуга окружности, соединяющая Северный и Южный полюса. параллель – это окружность, лежащая в плоскости, параллельной плоскости экватора .

Представим себе арбуз, который мы разрезаем на кусочки.

Сделав два разреза от верхней точки к нижней (проведя два меридиана), мы разрежем арбуз на две дольки. Следовательно, проведя 24 разреза (24 меридиана) мы разрежем арбуз на 24 дольки.

Теперь будем разрезать каждую дольку.

Если мы сделаем 1 поперечный разрез (параллель), то разрежем одну дольку на 2 части.

Если мы сделаем 2 поперечных разреза (параллели), то разрежем одну дольку на 3 части.

Значит, сделав 17 разрезов мы разрежем одну дольку на 18 частей.

Итак, мы разрезали 24 дольки на 18 частей, и получили куска.

Следовательно, 17 параллелей и 24 меридиана разделяют поверхность глобуса на 432 части.

Ответ: 432.

Задача №6069

На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, получится 5 кусков, если по жёлтым – 7 кусков, а если по зелёным – 11 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

Если сделать 1 разрез, то получится 2 куска.

Если сделать 2 разреза, то получится 3 куска.

В общем случае: если сделать разрезов, то получится кусок.

Обратно: чтобы получить кусков, нужно сделать разрез.

Найдем общее количество линий, по которым разрезали палку.

Если распилить палку по красным линиям, получится 5 кусков - следовательно, красных линий было 4;

если по жёлтым – 7 кусков - следовательно, желтых линий было 6;

а если по зелёным – 11 кусков - следовательно, зеленых линий было 10.

Отсюда общее количество линий равно . Если распилить палку по всем линиям, то получится 21 кусок.

Ответ: 21.

Задача №9626.

На кольцевой дороге расположены четыре бензоколонки: A, Б, B, и Г. Расстояние между A и Б – 50 км, между A и В – 40 км, между В и Г – 25 км, между Г и A – 35 км (все расстояния измеряются вдоль кольцевой дороги в кратчайшую сторону). Найдите расстояние между Б и В.

Посмотрим, как могут быть расположены бензоколонки. Попробуем расположить их так:


При таком расположении расстояние между Г и А не может быть равно 35 км.

Попробуем так:


При таком расположении расстояние между А и В не может быть 40 км.

Рассмотрим такой вариант:


Этот вариант удовлетворяет условию задачи.

Ответ: 10.

Задача №10041.

Список заданий викторины состоял из 25 вопросов. За каждый правильный ответ ученик получал 7 очков, за неправильный ответ с него списывали 9 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 56 очков, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся?

Пусть ученик дал правильных ответов и неправильных ( ). Так как возможно были еще вопросы, на которые он на ответил, получаем неравенство:

Кроме того, по условию,

Так как правильный ответ добавляет 7 очков, а неправильный убавляет 9, и в конечном итоге ученик набрал 56 очков, получаем уравнение:

Это уравнение надо решить в целых числах.

Так как 9 на 7 не делится, должен делиться на 7.

Пусть , тогда .

В этом случае - все условия выполняются.

Задача №10056.

Прямоугольник разбит на четыре маленьких прямоугольника двумя прямолинейными разрезами. Площади трех из них, начиная с левого верхнего и далее по часовой стрелке равны 15, 18, 24. Найдите площадь четвертого прямоугольника.


Площадь прямоугольника равна произведению его сторон.

Желтый и голубой прямоугольники имеют общую сторону, поэтому отношение площадей этих прямоугольников равно отношению длин других сторон (не равных между собой).

Белый и зеленый прямоугольники также имеют имеют общую сторону, поэтому отношение их площадей равно отношению других сторон (не равных между собой), то есть тому же отношению:

По свойству пропорции получим

Отсюда .

Задача №10071.

Прямоугольник разбит на четыре маленьких прямоугольника двумя прямолинейными разрезами. Периметры трех из них, начиная с левого верхнего и далее почасовой стрелке равны 17, 12, 13. Найдите периметр четвертого прямоугольника.


Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон.

Обозначим стороны прямоугольников как указано на рисунке и выразим через указанные переменные периметры прямоугольников. Получим:

Теперь нам нужно найти, чему равно значение выражения .

Вычтем из третьего уравнения второе и прибавим третье. Получим:

Упростим правую и левую части, получим:

Итак, .

Ответ: 18.

Задача №10086.

В таблице три столбца и несколько строк. В каждую клетку таблицы поставили по натуральному числу так, что сумма всех чисел в первом столбце равна 72, во втором – 81, в третьем – 91, а сумма чисел в каждой строке больше 13, но меньше 16. Сколько всего строк в таблице?

Найдем сумму всех чисел в таблице: .

Пусть число строк в таблице равно .

По условию задачи сумма чисел в каждой строке больше 13, но меньше 16 .

Так как сумма чисел - натуральное число, этому двойному неравенству удовлетворяют только два натуральных числа: 14 и 15.

Если предположить, что сумма чисел в каждой строке равна 14, то тогда сумма всех чисел в таблице равна , и эта сумма удовлетворяет неравенству .

Если предположить, что сумма чисел в каждой строке равна 15, то тогда сумма всех чисел в таблице равна , и это число удовлетворяет неравенству .

Итак, натуральное число должно удовлетворять системе неравенств:

Единственное натуральное , удовлетворяющее этой системе - это

Ответ: 17.

Про натуральные числа А, В и С известно, что каждое из них больше 4 но меньше 8. Загадали натуральное число, затем его умножили на А потом прибавили к полученному произведению В и вычли С. Получилось 165. Какое число было загадано?

Натуральные числа А, В и С могут быть равны числам 5, 6 или 7.

Пусть неизвестное натуральное число равно .

Получим: ;

Рассмотрим различные варианты.

Пусть А=5. Тогда B=6 и С=7, или B=7 и С=6, или B=7 и С=7, или B=6 и С=6.

Проверим: ; (1)

165 делится на 5.

Разность между числами В и С либо равна , либо равна 0, если эти числа равны. Если разность равна , то равенство (1) невозможно. Следовательно, разность равна 0 и

Пусть А=6. Тогда B=5 и С=7, или B=7 и С=5, или B=7 и С=7, или B=5 и С=5.

Проверим: ; (2)

Разность между числами В и С либо равна , либо равна 0, если эти числа равны. Если разность равна или 0 то равенство (2) невозможно, так как - четное число, а сумма (165 + четное число) - не может быть четным числом.

Пусть А=7. Тогда B=5 и С=6, или B=6 и С=5, или B=6 и С=6, или B=5 и С=5.

Проверим: ; (3)

Разность между числами В и С либо равна , либо равна 0, если эти числа равны. Число 165 при делении на 7 дает в остатке 4. Следовательно, также не делится на 7, и равенство (3) невозможно.

Ответ: 33

Из книги выпало несколько идущих подряд листов. Номер последней страницы перед выпавшими листами - 352, номер первой страницы после выпавших листов записывается теми же цифрами, но в другом порядке. Сколько листов выпало?

Очевидно, что номер первой страницы после выпавших листов больше чем 352, значит это может быть либо 532, либо 523.

Каждый выпавший лист содержит 2 страницы. Следовательно выпало четное число страниц. 352 - четное число. Если мы к четному числу прибавим четное, то получим четное число. Следовательно, номер последней выпавшей страницы - четное число, и номер первой страницы после выпавших листов должен быть нечетным, то есть 523. Следовательно, номер последней выпавшей страницы 522. Тогда выпало листов.

Ответ: 85

Маша и Медведь съели 160 печений и банку варенья, начав и закончив одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь - печенье, но в какой-то момент они поменялись. Медведь и то, и другое ест в три раза быстрее Маши. Сколько печений съел Медведь, если варенье они съели поровну?

Если Маша и Медведь съели варенье поровну, а медведь в единицу времени съедал втрое больше варенья, значит он ел варенье втрое меньшее время, чем Маша. Другим словами, Маша ела варенье втрое дольше, чем Медведь. Но пока Маша ела варенье, медведь ел печенье. Следовательно, медведь ел печенье втрое дольше, чем Маша. Но Медведь, к тому же, в единицу времени съедал втрое больше печенья, чем Маша, следовательно, в итоге он съел в 9 раз больше печенья, чем Маша.

Теперь несложно составить уравнение. Пусть Маша съела печений, тогда Медведь съел печений. Вместе они съели печений. получаем уравнение:

Ответ: 144

На прилавке цветочного магазина стоят 3 вазы с розами: оранжевая, белая и синяя. Слева от оранжевой вазы 15 роз, справа от синей вазы 12 роз. Всего в вазах 22 розы. сколько роз в оранжевой вазе?

Так как 15+12=27, и 27>22, следовательно, количество цветов одной вазе посчитали дважды. И это белая ваза, так как это должная быть ваза, которая стоит справа от синей и слева от оранжевой. Значит, вазы стоят в таком порядке:

Отсюда получаем систему:

Вычтя из третьего уравнения первое, получим О= 7.

Ответ: 7

Десять столбов соединены между собой проводами так, что от каждого столба отходит ровно 8 проводов. сколько всего проводов протянуто между этими десятью столбами?

Решение

Смоделируем ситуацию. Пусть у нас есть два столба, и они соединены между собой проводами так, что от каждого столба отходит ровно 1 провод. Тогда получается, что от столбов отходит 2 провода. Но мы имеем такую ситуацию:


То есть при том, что от столбов отходит 2 провода, протянут между столбами всего один провод. Значит, число протянутых проводов в два раза меньше, чем число отходящих.

Получаем: - число отходящих проводов.

Число протянутых проводов.

Ответ: 40

Из десяти стран семь подписали договор о дружбе ровно с тремя другими странами, а каждая из оставшихся трёх - ровно с семью. Сколько всего было подписано договоров?

Эта задача аналогична предыдущей: две страны подписывают один общий договор. На каждом договоре стоит две подписи. То есть число подписанных договоров вдвое меньше, чем число подписей.

Найдем число подписей:

Найдем число подписанных договоров:

Ответ: 21

Три луча, выходящие из одной точки, разбивают плоскость на три разных угла, измеряемых целым числом градусов. Наибольший угол в 3 раза больше наименьшего. Сколько значений может принимать величина среднего угла?

Пусть наименьший угол равен , тогда наибольший угол равен . Так как сумма всех углов равна , величина среднего угла равна .


Средний угол должен больше наименьшего и меньше наибольшего угла.

Получим систему неравенств:

Следовательно, принимает значения в диапазоне от 52 до 71 градуса, то есть всего возможных значений.

Ответ: 20

Миша, Коля и Леша играют в настольный теннис: игрок, проигравший партию, уступает место игроку, не участвовавшему в ней. В итоге оказалось, что Миша сыграл 12 партий, а Коля - 25. Сколько партий сыграл Леша?

Решение

Следует пояснить, как устроен турнир: турнир состоит из фиксированного числа партий; проигравший в данной партии игрок уступает место игроку, который не участвовал в данной партии. По итогам следующей партии игрок, который не принимал в ней участие, заступает на место проигравшего. Следовательно, каждый игрок принимает участие хотя бы в одной из двух последовательных партий.

Найдем, сколько всего было партий.

Так как Коля сыграл 25 партий, следовательно, в турнире было проведено не меньше 25 партий.

Миша сыграл 12 партий. Так как он точно принимал участие в каждой второй партии, следовательно, было проведено не больше, чем партий. То есть турнир состоял из 25 партий.

Если Миша сыграл 12 партий, то Леша сыграл оставшиеся 13.

Ответ: 13

В конце четверти Петя выписал подряд все свои отметки по одному из предметов, их оказалось 5, и поставил между некоторыми из них знаки умножения. Произведение получившихся чисел оказалось равным 3495 . Какая отметка выходит у Пети в четверти по этому предмету, если учитель ставит только отметки 2, 3, 4 или 5 и итоговая отметка в четверти является средним арифметическим всех текущих отметок, округленным по правилам округления? (Например, 3,2 округляется до 3; 4,5 - до 5; 2,8 - до 3)

Разложим 3495 на простые множители. Последняя цифра числа 5, следовательно, число делится на 5; сумма цифр делится на 3, следовательно число делится на 3.

Получили, что

Следовательно, оценки Пети 3, 5, 2, 3, 3. Найдем среднее арифметическое:

Ответ: 3

Среднее арифметическое 6 различных натуральных чисел равно 8. На сколько нужно увеличить наибольшее из этих чисел, чтобы их среднее арифметическое стало на 1 больше?

Среднее арифметическое равно сумме всех чисел, деленной на их количество. Пусть сумма всех чисел равна . По условию задачи , следовательно .

Среднее арифметическое стало на 1 больше, то есть стало равно 9. Если одно из чисел увеличили на , то и сумма увеличилась на и стала равна .

Количество чисел не изменилось и равно 6.

Получаем равенство:

Прототипы заданий №1 2015 года

1) Прототип задания 1 (№ 26616)

Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?

2) Прототип задания 1 (№ 26617)

Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может

вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

3) Прототип задания 1 (№ 26618)

Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей

во время распродажи, когда скидка составляет 25%?

4) Прототип задания 1 (№ 26619)

Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900

рублей после повышения цены на 10%?

5) Прототип задания 1 (№ 26620)

Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 750 рублей

после понижения цены на 10%?

6) Прототип задания 1 (№ 26621)

Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 120 рублей за штуку и продает с наценкой 20%.

Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1000 рублей?

7) Прототип задания 1 (№ 26622)

В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какое

наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 4 недели?

8) Прототип задания 1 (№ 26623)

Стоимость проездного билета на месяц составляет 580 рублей, а стоимость билета на одну поездку –

20 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 41 поездку. На сколько рублей больше она бы потратила, если бы покупала билеты на одну поездку?

9) Прототип задания 1 (№ 26624)

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной

упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

10) Прототип задания 1 (№ 26625)

Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 12 г лимонной кислоты. Лимонная

кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 6 литров маринада?

11) Прототип задания 1 (№ 26626)

Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение:

заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?

12) Прототип задания 1 (№ 26627)

Оптовая цена учебника 170 рублей. Розничная цена на 20% выше оптовой. Какое наибольшее число

таких учебников можно купить по розничной цене на 7000 рублей?

13) Прототип задания 1 (№ 26628)

Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника

составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?

14) Прототип задания 1 (№ 26629)

Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил

чайник до повышения цены?

15) Прототип задания 1 (№ 26630)

Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько

процентов была снижена цена на футболку?

16) Прототип задания 1 (№ 26631)

В городе N живет 200000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых жителей 45%

не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых жителей работает?

17) Прототип задания 1 (№ 26632)

Таксист за месяц проехал 6000км. Стоимость 1 литра бензина – 20 рублей. Средний расход бензина на

100 км составляет 9 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?

18) Прототип задания 1 (№ 26633)

Клиент взял в банке кредит 12000 рублей на год под 16%. Он должен погашать кредит, внося в банк

ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

19) Прототип задания 1 (№ 26634)

В летнем лагере на каждого участника полагается 40 г сахара в день. В лагере 166 человек. Сколько

килограммовых упаковок сахара понадобится на весь лагерь на 5 дней?

20) Прототип задания 1 (№ 26635)

В летнем лагере 218 детей и 26 воспитателей. В автобус помещается не более 45 пассажиров. Сколько

автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

21) Прототип задания 1 (№ 26636)

Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи

она должна получить с 500 рублей?

22) Прототип задания 1 (№ 26637)

На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за

штуку. У Вани есть 500 рублей. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет Маше на день рождения?

23) Прототип задания 1 (№ 26640)

Павел Иванович купил американский автомобиль, спидометр которого показывает скорость в милях в

час. Американская миля равна 1609 м. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 65 миль в час? Ответ округлите до целого числа.

24) Прототип задания 1 (№ 26641)

В университетскую библиотеку привезли новые учебники по геометрии для 1-3 курсов, по 360 штук

для каждого курса. Все книги одинаковы по размеру. В книжном шкафу 9 полок, на каждой полке помещается 25 учебников. Сколько шкафов можно полностью заполнить новыми учебниками?

25) Прототип задания 1 (№ 26642)

Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни нужно 1,5 кг сахара. Сколько килограммовых

упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 27 кг вишни?

26) Прототип задания 1 (№ 26643)

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12500

рублей. Какую сумму он получит после вычета налога на доходы? Ответ дайте в рублях.

27) Прототип задания 1 (№ 26644)

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария

Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?

28) Прототип задания 1 (№ 26645)

Розничная цена учебника 180 рублей, она на 20% выше оптовой цены. Какое наибольшее число таких

учебников можно купить по оптовой цене на 10000 рублей?

29) Прототип задания 1 (№ 77331)

На счету Машиного мобильного телефона было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8

рублей. Сколько минут длился разговор с Леной, если одна минута разговора стоит 2 рубля 50 копеек.

30) Прототип задания 1 (№ 77332)

Выпускники 11 "А" покупают букеты цветов для последнего звонка: из 3 роз каждому учителю и из 7

роз классному руководителю и директору. Они собираются подарить букеты 15 учителям (включая директора и классного руководителя), розы покупаются по оптовой цене 35 рублей за штуку. Сколько рублей стоят все розы?

31) Прототип задания 1 (№ 77333)

Показания счётчика электроэнергии 1 ноября составляли 12625 киловатт-часов, а 1 декабря – 12802

киловатт-часа. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь, если 1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек? Ответ дайте в рублях.

32) Прототип задания 1 (№ 77334)

В обменном пункте 1 гривна стоит 3 рубля 70 копеек. Отдыхающие обменяли рубли на гривны и

купили 3 кг помидоров по цене 4 гривны за 1 кг. Во сколько рублей обошлась им эта покупка? Ответ округлите до целого числа.

33) Прототип задания 1 (№ 77335)

Маша отправила SMS-сообщения с новогодними поздравлениями своим 16 друзьям. Стоимость

одного SMS-сообщения 1 рубль 30 копеек. Перед отправкой сообщения на счету у Маши было 30 рублей. Сколько рублей останется у Маши после отправки всех сообщений?

34) Прототип задания 1 (№ 77336)

Поезд Новосибирск-Красноярск отправляется в 15:20, а прибывает в 4:20 на следующий день (время

московское). Сколько часов поезд находится в пути?

35) Прототип задания 1 (№ 77337)

В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в

поход, в котором участвует 20 человек?

36) Прототип задания 1 (№ 77338)

В общежитии института в каждой комнате можно поселить четырех человек. Какое наименьшее

количество комнат необходимо для поселения 83 иногородних студентов?

37) Прототип задания 1 (№ 77339)

В среднем за день во время конференции расходуется 70 пакетиков чая. Конференция длится 6 дней. В

пачке чая 50 пакетиков. Какого наименьшего количества пачек чая хватит на все дни конференции?

38) Прототип задания 1 (№ 77340)

В школе французский язык изучают 124 учащихся, что составляет 25% от числа всех учащихся

школы. Сколько учащихся в школе?

39) Прототип задания 1 (№ 77341)

27 выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 30% от числа

выпускников. Сколько в школе выпускников?

40) Прототип задания 1 (№ 77342)

Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей

заплатит пенсионер за пачку масла?

41) Прототип задания 1 (№ 77343)

Тетрадь стоит 24 рубля. Сколько рублей заплатит покупатель за 60 тетрадей, если при покупке больше

50 тетрадей магазин делает скидку 10% от стоимости всей покупки?

42) Прототип задания 1 (№ 77344)

Призерами городской олимпиады по математике стало 48 учеников, что составило 12% от числа

участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде?

43) Прототип задания 1 (№ 77345)

Только 94% из 27500 выпускников города правильно решили задачу B1. Сколько человек правильно

решили задачу В1?

44) Прототип задания 1 (№ 77346)

Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800

рублей. На сколько процентов была снижена цена?

45) Прототип задания 1 (№ 77347)

В школе 800 учеников, из них 30% − ученики начальной школы. Среди учеников средней и старшей

школы 20% изучают немецкий язык. Сколько учеников в школе изучают немецкий язык, если в начальной школе немецкий язык не изучается?

46) Прототип задания 1 (№ 77348)

Среди 40000 жителей города 60% не интересуется футболом. Среди футбольных болельщиков 80%

смотрело по телевизору финал Лиги чемпионов. Сколько жителей города смотрело этот матч по телевизору?

47) Прототип задания 1 (№ 77349)

В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на

20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?

48) Прототип задания 1 (№ 77350)

В доме, в котором живет Петя, один подъезд. На каждом этаже по шесть квартир. Петя живет в

квартире 50. На каком этаже живет Петя?

49) Прототип задания 1 (№ 77351)

В доме, в котором живет Маша, 9 этажей и несколько подъездов. На каждом этаже находится по 4

квартиры. Маша живет в квартире №130. В каком подъезде живет Маша?

50) Прототип задания 1 (№ 77352)

При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 5%. Терминал принимает суммы

кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приемное устройство данного терминала?

51) Прототип задания 1 (№ 77353)

В сентябре 1 кг слив стоил 60 рублей. В октябре сливы подорожали на 25%. Сколько рублей стоил 1 кг

слив после подорожания в октябре?

52) Прототип задания 1 (№ 77354)

Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет

кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?

53) Прототип задания 1 (№ 77355)

Студент получил свой первый гонорар в размере 700 рублей за выполненный перевод. Он решил на

все полученные деньги купить букет тюльпанов для своей учительницы английского языка. Какое наибольшее количество тюльпанов сможет купить студент, если удержанный у него налог на доходы составляет 13% гонорара, тюльпаны стоят 60 рублей за штуку и букет должен состоять из нечетного числа цветов?

54) Прототип задания 1 (№ 77356)

Спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час. Какую скорость (в милях в час) показывает

спидометр, если автомобиль движется со скоростью 36 км в час? (Считайте, что 1 миля равна 1,6 км.)

55) Прототип задания 1 (№ 77365)

Держатели дисконтной карты книжного магазина получают при покупке скидку 5%. Книга стоит 200

рублей. Сколько рублей заплатит держатель дисконтной карты за эту книгу?

56) Прототип задания 1 (№ 282847)

На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и залил в бак 28 литров бензина по цене 28 руб. 50

коп. за литр. Какую сумму должен получить клиент сдачи? Ответ дайте в рублях.

57) Прототип задания 1 (№ 282848)

На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и попросил залить бензин до полного бака. Цена

бензина 31 руб. 20 коп. Сдачи клиент получил 1 руб. 60 коп. Сколько литров бензина было залито в бак?

58) Прототип задания 1 (№ 314867)

В квартире, где проживает Алексей, установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик).

1 сентября счётчик показывал расход 103 куб.м воды, а 1 октября − 114 куб.м. Какую сумму должен заплатить Алексей за холодную воду за сентябрь, если цена 1 куб.м холодной воды составляет 19 руб. 20 коп.? Ответ дайте в рублях.

59) Прототип задания 1 (№ 314968)

Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6

месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку весом в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток?

60) Прототип задания 1 (№ 318579)

Диагональ экрана телевизора равна 64 дюймам. Выразите диагональ экрана в сантиметрах, если в

одном дюйме 2,54 см. Результат округлите до целого числа сантиметров.

61) Прототип задания 1 (№ 318580)

Рост человека 6 футов 1 дюйм. Выразите его рост в сантиметрах, если 1 фут равен 0,305 м, а 1 дюйм

равен 2,54 см. Результат округлите до целого числа сантиметров.

62) Прототип задания 1 (№ 318581)

Бегун пробежал 50 м за 5 секунд. Найдите среднюю скорость бегуна на дистанции. Ответ дайте в

километрах в час.

63) Прототип задания 1 (№ 318582)

В книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» имеется рецепт пирога с черносливом. Для

пирога на 10 человек следует взять 1/10 фунта чернослива. Сколько граммов чернослива следует взять для пирога, рассчитанного на 3 человек? Считайте, что 1 фунт равен 0,4 кг.

64) Прототип задания 1 (№ 318583)

Система навигации, встроенная в спинку самолетного кресла, информирует пассажира о том, что

полет проходит на высоте 37000 футов. Выразите высоту полета в метрах. Считайте, что 1 фут равен

65) Прототип задания 1 (№ 323510)

Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если

одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов?

66) Прототип задания 1 (№ 323511)

Стоимость полугодовой подписки на журнал составляет 460 рублей, а стоимость одного номера

журнала – 24 рубля. За полгода Аня купила 25 номеров журнала. На сколько рублей меньше она бы потратила, если бы подписалась на журнал?

67) Прототип задания 1 (№ 323513)

Для покраски 1 кв. м потолка требуется 240 г краски. Краска продаётся в банках по 2,5 кг. Какое

наименьшее количество банок краски нужно купить для покраски потолка площадью 50 кв. м?

68) Прототип задания 1 (№ 323514)

Одного рулона обоев хватает для оклейки полосы от пола до потолка шириной 1,6 м. Сколько рулонов

обоев нужно купить для оклейки прямоугольной комнаты размерами 2,3 м на 4,2 м?

69) Прототип задания 1 (№ 323515)

В магазине вся мебель продаётся в разобранном виде. Покупатель может заказать сборку мебели на

дому, стоимость которой составляет 10% от стоимости купленной мебели. Шкаф стоит 3300 рублей. Во сколько рублей обойдётся покупка этого шкафа вместе со сборкой?

70) Прототип задания 1 (№ 323516)

На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Водитель залил в бак 30 литров бензина и

взял бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей?

71) Прототип задания 1 (№ 323517)

Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков за

воду платили 800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 300 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся?

Ответы к прототипам №1

оси ординат

– крутящий

Н∙ м. Скорость

автомобиля

приближенно

выражается

формулой

ν 0,036 n , гдеn – число оборотов двигателя

в минуту. С какой наименьшей скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы крутящий момент был не меньше 120

Н∙ м? Ответ дайте в километрах в час.

2. Прототип задания 2 (№ 26864)

На графике изображена зависимость

крутящего момента автомобильного двигателя от числа его оборотов в минуту. На оси абсцисс откладывается число оборотов в минуту. На оси ординат – крутящий момент в Н∙ м. Чтобы автомобиль начал движение, крутящий момент должен быть не менее 60 Н∙ м. Какое наименьшее число оборотов двигателя в минуту достаточно, чтобы автомобиль начал движение?

3. Прототип задания 2 (№ 26866)

На графике показан процесс разогрева

двигателя легкового автомобиля. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат – температура двигателя в градусах Цельсия. Определите по графику, сколько минут двигатель нагревался от температуры 60 до температуры 90 .

4. Прототип задания 2 (№ 26868)

На рисунке показано

изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января. Ответ дайте в градусах Цельсия.

5. Прототип задания 2 (№ 26869)

На рисунке показано

изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наименьшую температуру воздуха 27 апреля. Ответ дайте в градусах Цельсия.

6. Прототип задания 2 (№ 26870)

На рисунке показано

изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку разность между наибольшей и наименьшей температурой воздуха 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.

7. Прототип задания 2 (№ 26871)

На рисунке жирными точками

показано суточное количество осадков, выпадавших в Казани с 3 по 15 февраля 1909 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа впервые выпало 5 миллиметров осадков.

8. Прототип задания 2 (№ 26872)

На рисунке жирными точками

показана цена нефти на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 17 по 31 августа 2004 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена барреля нефти в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку наименьшую цену нефти на момент закрытия торгов в указанный период (в долларах США за баррель).

9. Прототип задания 2 (№ 26873)

На рисунке жирными точками показана

цена никеля на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 6 по 20 мая 2009 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена тонны никеля в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку наибольшую цену никеля на момент закрытия торгов в указанный период (в долларах США за тонну).

10. Прототип задания 2 (№ 26874)

На рисунке жирными точками

показана цена золота на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 5 по 28 марта 1996 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена унции золота в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена золота на момент закрытия торгов была наименьшей за данный период.

11. Прототип задания 2 (№ 26875)

На рисунке жирными точками

показана цена олова на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 сентября 2007 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена тонны олова в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена олова на момент закрытия торгов была наибольшей за данный период.

12. Прототип задания 2 (№ 26876)

На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Томске с 8 по 24

января 2005 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какое наибольшее количество осадков выпадало в период с 13 по 20 января. Ответ дайте в миллиметрах.

Среднее общее образование

Линия УМК Г. К. Муравина. Алгебра и начала математического анализа (10-11) (углуб.)

Линия УМК Мерзляка. Алгебра и начала анализа (10-11) (У)

Математика

Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень): задания, решения и объяснения

Разбираем задания и решаем примеры с учителем

Экзаменационная работа профильного уровня длится 3 часа 55 минут (235 минут).

Минимальный порог - 27 баллов.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1 содержит 8 заданий (задания 1-8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби;
  • часть 2 содержит 4 задания (задания 9-12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби и 7 заданий (задания 13–19) с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).

Панова Светлана Анатольевна , учитель математики высшей категории школы, стаж работы 20 лет:

«Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ, один из которых математика. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике разделен на два уровня: базовый и профильный. Сегодня мы рассмотрим варианты профильного уровня».

Задание № 1 - проверяет у участников ЕГЭ умение применять навыки, полученные в курсе 5 - 9 классов по элементарной математике, в практической деятельности. Участник должен владеть вычислительными навыками, уметь работать с рациональными числами, уметь округлять десятичные дроби, уметь переводить одни единицы измерения в другие.

Пример 1. В квартире, где проживает Петр, установили прибор учета расхода холодной воды (счетчик). Первого мая счетчик показывал расход 172 куб. м воды, а первого июня - 177 куб. м. Какую сумму должен заплатить Петр за холодную воду за май, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 34 руб 17 коп? Ответ дайте в рублях.

Решение:

1) Найдем количество потраченной воды за месяц:

177 - 172 = 5 (куб м)

2) Найдем сколько денег заплатят за потраченную воду:

34,17 · 5 = 170,85 (руб)

Ответ: 170,85.


Задание № 2 -является одним из простейших заданий экзамена. С ней успешно справляется большинство выпускников, что свидетельствует о владении определением понятия функции. Тип задания № 2 по кодификатору требований - это задание на использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Задание № 2 состоит из описания с помощью функций различных реальных зависимостей между величинами и интерпретация их графиков. Задание № 2 проверяет умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Выпускникам нужно уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции и описывать поведение и свойства функции по её графику. Также необходимо уметь находить по графику функции наибольшее или наименьшее значение и строить графики изученных функций. Допускаемые ошибки носят случайный характер в чтении условия задачи, чтении диаграммы.

#ADVERTISING_INSERT#

Пример 2. На рисунке показано изменение биржевой стоимости одной акции добывающей компании в первой половине апреля 2017 года. 7 апреля бизнесмен приобрёл 1000 акций этой компании. 10 апреля он продал три четверти купленных акций, а 13 апреля продал все оставшиеся. Сколько потерял бизнесмен в результате этих операций?


Решение:

2) 1000 · 3/4 = 750 (акций) - составляют 3/4 от всех купленных акций.

6) 247500 + 77500 = 325000 (руб) - бизнесмен получил после продажи 1000 акций.

7) 340000 – 325000 = 15000 (руб) - потерял бизнесмен в результате всех операций.

Ответ: 15000.

Задание № 3 - является заданием базового уровня первой части, проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами по содержанию курса «Планиметрия». В задании 3 проверяется умение вычислять площадь фигуры на клетчатой бумаге, умение вычислять градусные меры углов, вычислять периметры и т.п.

Пример 3. Найдите площадь прямоугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см на 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Решение: Для вычисления площади данной фигуры можно воспользоваться формулой Пика:

Для вычисления площади данного прямоугольника воспользуемся формулой Пика:

S = В +

Г
2
где В = 10, Г = 6, поэтому

S = 18 +

6
2
Ответ: 20.

Читайте также: ЕГЭ по физике: решение задач о колебаниях

Задание № 4 - задача курса «Теория вероятностей и статистика». Проверяется умение вычислять вероятность события в простейшей ситуации.

Пример 4. На окружности отмечены 5 красных и 1 синяя точка. Определите, каких многоугольников больше: тех, у которых все вершины красные, или тех, у которых одна из вершин синяя. В ответе укажите, на сколько одних больше, чем других.

Решение: 1) Воспользуемся формулой числа сочетаний из n элементов по k :

у которых все вершины красные.

3) Один пятиугольник, у которого все вершины красные.

4) 10 + 5 + 1 = 16 многоугольников, у которых все вершины красные.

у которых вершины красные или с одной синей вершиной.

у которых вершины красные или с одной синей вершиной.

8) Один шестиуголник, у которого вершины красные с одной синей вершиной.

9) 20 + 15 + 6 + 1 = 42 многоуголника, у которых все вершины красные или с одной синей вершиной.

10) 42 – 16 = 26 многоугольников, в которых используется синяя точка.

11) 26 – 16 = 10 многоугольников – на сколько многоугольников, у которых одна из вершин - синяя точка, больше, чем многоугольников, у которых все вершины только красные.

Ответ: 10.

Задание № 5 - базового уровня первой части проверяет умения решать простейшие уравнения (иррациональные, показательные, тригонометрические, логарифмические).

Пример 5. Решите уравнение 2 3 + x = 0,4 · 5 3 + x .

Решение. Разделим обе части данного уравнения на 5 3 + х ≠ 0, получим

2 3 + x = 0,4 или 2 3 + х = 2 ,
5 3 + х 5 5

откуда следует, что 3 + x = 1, x = –2.

Ответ: –2.

Задание № 6 по планиметрии на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей), моделирование реальных ситуаций на языке геометрии. Исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем. Источником трудностей является, как правило, незнание или неверное применение необходимых теорем планиметрии.

Площадь треугольника ABC равна 129. DE – средняя линия, параллельная стороне AB . Найдите площадь трапеции ABED .


Решение. Треугольник CDE подобен треугольнику CAB по двум углам, так как угол при вершине C общий, угол СDE равен углу CAB как соответственные углы при DE || AB секущей AC . Так как DE – средняя линия треугольника по условию, то по свойству средней линии | DE = (1/2)AB . Значит, коэффициент подобия равен 0,5. Площади подобных фигур относятся как квадрат коэффициента подобия, поэтому

Следовательно, S ABED = S ΔABC S ΔCDE = 129 – 32,25 = 96,75.

Задание № 7 - проверяет применение производной к исследованию функции. Для успешного выполнения необходимо содержательное, не формальное владение понятием производной.

Пример 7. К графику функции y = f (x ) в точке с абсциссой x 0 проведена касательная, которая перпендикулярна прямой, проходящей через точки (4; 3) и (3; –1) этого графика. Найдите f ′(x 0).

Решение. 1) Воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две заданные точки и найдём уравнение прямой, проходящей через точки (4; 3) и (3; –1).

(y y 1)(x 2 – x 1) = (x x 1)(y 2 – y 1)

(y – 3)(3 – 4) = (x – 4)(–1 – 3)

(y – 3)(–1) = (x – 4)(–4)

y + 3 = –4x + 16| · (–1)

y – 3 = 4x – 16

y = 4x – 13, где k 1 = 4.

2) Найдём угловой коэффициент касательной k 2 , которая перпендикулярна прямой y = 4x – 13, где k 1 = 4, по формуле:

3) Угловой коэффициент касательной – производная функции в точке касания. Значит, f ′(x 0) = k 2 = –0,25.

Ответ: –0,25.

Задание № 8 - проверяет у участников экзамена знания по элементарной стереометрии, умение применять формулы нахождения площадей поверхностей и объемов фигур, двугранных углов, сравнивать объемы подобных фигур, уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами и т.п.

Объём куба, описанного около сферы, равен 216. Найдите радиус сферы.


Решение. 1) V куба = a 3 (где а – длина ребра куба), поэтому

а 3 = 216

а = 3 √216

2) Так как сфера вписана в куб, значит, длина диаметра сферы равна длине ребра куба, поэтому d = a , d = 6, d = 2R , R = 6: 2 = 3.

Задание № 9 - требует от выпускника навыков преобразования и упрощения алгебраических выражений. Задание № 9 повышенного уровня сложности с кратким ответом. Задания из раздела «Вычисления и преобразования» в ЕГЭ подразделяются на несколько видов:

    преобразования числовых рациональных выражений;

    преобразования алгебраических выражений и дробей;

    преобразования числовых/буквенных иррациональных выражений;

    действия со степенями;

    преобразование логарифмических выражений;

  1. преобразования числовых/буквенных тригонометрических выражений.

Пример 9. Вычислите tgα, если известно, что cos2α = 0,6 и

< α < π.
4

Решение. 1) Воспользуемся формулой двойного аргумента: cos2α = 2 cos 2 α – 1 и найдём

tg 2 α = 1 – 1 = 1 – 1 = 10 – 1 = 5 – 1 = 1 1 – 1 = 1 = 0,25.
cos 2 α 0,8 8 4 4 4

Значит, tg 2 α = ± 0,5.

3) По условию

< α < π,
4

значит, α – угол II четверти и tgα < 0, поэтому tgα = –0,5.

Ответ: –0,5.

#ADVERTISING_INSERT# Задание № 10 - проверяет у учащихся умение использовать приобретенные раннее знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Можно сказать, что это задачи по физике, а не по математике, но все необходимые формулы и величины даны в условии. Задачи сводятся к решению линейного или квадратного уравнения, либо линейного или квадратного неравенства. Поэтому необходимо уметь решать такие уравнения и неравенства, и определять ответ. Ответ должен получиться в виде целого числа или конечной десятичной дроби.

Два тела массой m = 2 кг каждое, движутся с одинаковой скоростью v = 10 м/с под углом 2α друг к другу. Энергия (в джоулях), выделяющаяся при их абсолютно неупругом соударении определяется выражением Q = mv 2 sin 2 α. Под каким наименьшим углом 2α (в градусах) должны двигаться тела, чтобы в результате соударения выделилось не менее 50 джоулей?
Решение. Для решения задачи нам необходимо решить неравенство Q ≥ 50, на интервале 2α ∈ (0°; 180°).

mv 2 sin 2 α ≥ 50

2· 10 2 sin 2 α ≥ 50

200 · sin 2 α ≥ 50

Так как α ∈ (0°; 90°), то будем решать только

Изобразим решение неравенства графически:


Так как по условию α ∈ (0°; 90°), значит 30° ≤ α < 90°. Получили, что наименьший угол α равен 30°, тогда наименьший угол 2α = 60°.

Задание № 11 - является типовым, но оказывается непростым для учащихся. Главным источником затруднений является построение математической модели (составление уравнения). Задание № 11 проверяет умение решать текстовые задачи.

Пример 11. На весенних каникулах 11-классник Вася должен был решить 560 тренировочных задач для подготовки к ЕГЭ. 18 марта в последний учебный день Вася решил 5 задач. Далее ежедневно он решал на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днём. Определите, сколько задач Вася решил 2 апреля в последний день каникул.

Решение: Обозначим a 1 = 5 – количество задач, которые Вася решил 18 марта, d – ежедневное количество задач, решаемых Васей, n = 16 – количество дней с 18 марта по 2 апреля включительно, S 16 = 560 – общее количество задач, a 16 – количество задач, которые Вася решил 2 апреля. Зная, что ежедневно Вася решал на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днём, то можно использовать формулы нахождения суммы арифметической прогрессии:

560 = (5 + a 16) · 8,

5 + a 16 = 560: 8,

5 + a 16 = 70,

a 16 = 70 – 5

a 16 = 65.

Ответ: 65.

Задание № 12 - проверяют у учащихся умение выполнять действия с функциями, уметь применять производную к исследованию функции.

Найти точку максимума функции y = 10ln(x + 9) – 10x + 1.

Решение: 1) Найдем область определения функции: x + 9 > 0, x > –9, то есть x ∈ (–9; ∞).

2) Найдем производную функции:

4) Найденная точка принадлежит промежутку (–9; ∞). Определим знаки производной функции и изобразим на рисунке поведение функции:


Искомая точка максимума x = –8.

Скачать бесплатно рабочую программу по математике к линии УМК Г.К. Муравина, К.С. Муравина, О.В. Муравиной 10-11 Скачать бесплатно методические пособия по алгебре

Задание № 13 -повышенного уровня сложности с развернутым ответом, проверяющее умение решать уравнения, наиболее успешно решаемое среди заданий с развернутым ответом повышенного уровня сложности.

а) Решите уравнение 2log 3 2 (2cosx ) – 5log 3 (2cosx ) + 2 = 0

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

Решение: а) Пусть log 3 (2cosx ) = t , тогда 2t 2 – 5t + 2 = 0,


log 3 (2cosx ) = 2
2cosx = 9
cosx = 4,5 ⇔ т.к. |cosx | ≤ 1,
log 3 (2cosx ) = 1 2cosx = √3 cosx = √3
2 2
то cosx = √3
2

x = π + 2πk
6
x = – π + 2πk , k Z
6

б) Найдём корни, лежащие на отрезке .


Из рисунка видно, что заданному отрезку принадлежат корни

11π и 13π .
6 6
Ответ: а) π + 2πk ; – π + 2πk , k Z ; б) 11π ; 13π .
6 6 6 6
Задание № 14 -повышенного уровня относится к заданиям второй части с развернутым ответом. Задание проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами. Задание содержит два пункта. В первом пункте задание нужно доказать, а во втором пункте вычислить.

Диаметр окружности основания цилиндра равен 20, образующая цилиндра равна 28. Плоскость пересекает его основания по хордам длины 12 и 16. Расстояние между хордами равно 2√197.

а) Докажите, что центры оснований цилиндра лежат по одну сторону от этой плоскости.

б) Найдите угол между этой плоскостью и плоскостью основания цилиндра.

Решение: а) Хорда длиной 12 находится на расстоянии = 8 от центра окружности основания, а хорда длиной 16, аналогично, – на расстоянии 6. Поэтому расстояние между их проекциями на плоскость, параллельную основаниям цилиндров, составляет либо 8 + 6 = 14, либо 8 − 6 = 2.

Тогда расстояние между хордами составляет либо

= = √980 = = 2√245

= = √788 = = 2√197.

По условию реализовался второй случай, в нем проекции хорд лежат по одну сторону от оси цилиндра. Значит, ось не пересекает данную плоскость в пределах цилиндра, то есть основания лежат по одну сторону от нее. Что требовалось доказать.

б) Обозначим центры оснований за О 1 и О 2 . Проведем из центра основания с хордой длины 12 серединный перпендикуляр к этой хорде (он имеет длину 8, как уже отмечалось) и из центра другого основания - к другой хорде. Они лежат в одной плоскости β, перпендикулярной этим хордам. Назовем середину меньшей хорды B, большей A и проекцию A на второе основание - H (H ∈ β). Тогда AB,AH ∈ β и значит, AB,AH перпендикулярны хорде, то есть прямой пересечения основания с данной плоскостью.

Значит, искомый угол равен

∠ABH = arctg AH = arctg 28 = arctg14.
BH 8 – 6

Задание № 15 - повышенного уровня сложности с развернутым ответом, проверяет умение решать неравенства, наиболее успешно решаемое среди заданий с развернутым ответом повышенного уровня сложности.

Пример 15. Решите неравенство |x 2 – 3x | · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 .

Решение: Областью определения данного неравенства является интервал (–1; +∞). Рассмотри отдельно три случая:

1) Пусть x 2 – 3x = 0, т.е. х = 0 или х = 3. В этом случае данное неравенство превращается в верное, следовательно, эти значения входят в решение.

2) Пусть теперь x 2 – 3x > 0, т.е. x ∈ (–1; 0) ∪ (3; +∞). При этом данное неравенство можно переписать в виде (x 2 – 3x ) · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 и разделить на положительное выражение x 2 – 3x . Получим log 2 (x + 1) ≤ –1, x + 1 ≤ 2 –1 , x ≤ 0,5 –1 или x ≤ –0,5. Учитывая область определения, имеем x ∈ (–1; –0,5].

3) Наконец, рассмотрим x 2 – 3x < 0, при этом x ∈ (0; 3). При этом исходное неравенство перепишется в виде (3x x 2) · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 . После деления на положительное выражение 3x x 2 , получим log 2 (x + 1) ≤ 1, x + 1 ≤ 2, x ≤ 1. Учитывая область, имеем x ∈ (0; 1].

Объединяя полученные решения, получаем x ∈ (–1; –0.5] ∪ ∪ {3}.

Ответ: (–1; –0.5] ∪ ∪ {3}.

Задание № 16 - повышенного уровня относится к заданиям второй части с развернутым ответом. Задание проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Задание содержит два пункта. В первом пункте задание нужно доказать, а во втором пункте вычислить.

В равнобедренном треугольнике ABC с углом 120° при вершине A проведена биссектриса BD. В треугольник ABC вписан прямоугольник DEFH так, что сторона FH лежит на отрезке BC, а вершина E – на отрезке AB. а) Докажите, что FH = 2DH. б) Найдите площадь прямоугольника DEFH, если AB = 4.

Решение: а)


1) ΔBEF – прямоугольный, EF⊥BC, ∠B = (180° – 120°) : 2 = 30°, тогда EF = BE по свойству катета, лежащего против угла 30°.

2) Пусть EF = DH = x , тогда BE = 2x , BF = x √3 по теореме Пифагора.

3) Так как ΔABC равнобедренный, значит, ∠B = ∠C = 30˚.

BD – биссектриса ∠B, значит ∠ABD = ∠DBC = 15˚.

4) Рассмотрим ΔDBH – прямоугольный, т.к. DH⊥BC.

2x = 4 – 2x
2x (√3 + 1) 4
1 = 2 – x
√3 + 1 2

√3 – 1 = 2 – x

x = 3 – √3

EF = 3 – √3

2) S DEFH = ED · EF = (3 – √3 ) · 2(3 – √3 )

S DEFH = 24 – 12√3.

Ответ: 24 – 12√3.


Задание № 17 - задание с развернутым ответом, это задание проверяет применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать математические модели. Это задание - текстовая задача с экономическим содержанием.

Пример 17. Вклад в размере 20 млн рублей планируется открыть на четыре года. В конце каждого года банк увеличивает вклад на 10% по сравнению с его размером в начале года. Кроме того, в начале третьего и четвёртого годов вкладчик ежегодно пополняет вклад на х млн. рублей, где х - целое число. Найдите наибольшее значение х , при котором банк за четыре года начислит на вклад меньше 17 млн рублей.

Решение: В конце первого года вклад составит 20 + 20 · 0,1 = 22 млн рублей, а в конце второго – 22 + 22 · 0,1 = 24,2 млн рублей. В начале третьего года вклад (в млн рублей) составит (24,2 + х ), а в конце - (24,2 + х) + (24,2 + х) · 0,1 = (26,62 + 1,1х ). В начале четвёртого года вклад составит (26,62 + 2,1х) , а в конце - (26,62 + 2,1х ) + (26,62 + 2,1х ) · 0,1 = (29,282 + 2,31х ). По условию, нужно найти наибольшее целое х, для которого выполнено неравенство

(29,282 + 2,31x ) – 20 – 2x < 17

29,282 + 2,31x – 20 – 2x < 17

0,31x < 17 + 20 – 29,282

0,31x < 7,718

x < 7718
310
x < 3859
155
x < 24 139
155

Наибольшее целое решение этого неравенства - число 24.

Ответ: 24.


Задание № 18 - задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Это задание предназначено для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задание высокого уровня сложности - это задание не на применение одного метода решения, а на комбинацию различных методов. Для успешного выполнения задания 18 необходим, кроме прочных математических знаний, также высокий уровень математической культуры.

При каких a система неравенств

x 2 + y 2 ≤ 2ay a 2 + 1
y + a ≤ |x | – a

имеет ровно два решения?

Решение: Данную систему можно переписать в виде

x 2 + (y a ) 2 ≤ 1
y ≤ |x | – a

Если нарисовать на плоскости множество решений первого неравенства, получится внутренность круга (с границей) радиуса 1 с центром в точке (0, а ). Множество решений второго неравенства – часть плоскости, лежащая под графиком функции y = | x | – a , причём последний есть график функции
y = | x | , сдвинутый вниз на а . Решение данной системы есть пересечение множеств решений каждого из неравенств.

Следовательно, два решения данная система будет иметь лишь в случае, изображённом на рис. 1.


Точки касания круга с прямыми и будут двумя решениями системы. Каждая из прямых наклонена к осям под углом 45°. Значит, треугольник PQR – прямоугольный равнобедренный. Точка Q имеет координаты (0, а ), а точка R – координаты (0, –а ). Кроме того, отрезки PR и PQ равны радиусу окружности, равному 1. Значит,

Qr = 2a = √2, a = √2 .
2
Ответ: a = √2 .
2


Задание № 19 - задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Это задание предназначено для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задание высокого уровня сложности - это задание не на применение одного метода решения, а на комбинацию различных методов. Для успешного выполнения задания 19 необходимо уметь осуществлять поиск решения, выбирая различные подходы из числа известных, модифицируя изученные методы.

Пусть Sn сумма п членов арифметической прогрессии (а п ). Известно, что S n + 1 = 2n 2 – 21n – 23.

а) Укажите формулу п -го члена этой прогрессии.

б) Найдите наименьшую по модулю сумму S n .

в) Найдите наименьшее п , при котором S n будет квадратом целого числа.

Решение : а) Очевидно, что a n = S n S n – 1 . Используя данную формулу, получаем:

S n = S (n – 1) + 1 = 2(n – 1) 2 – 21(n – 1) – 23 = 2n 2 – 25n ,

S n – 1 = S (n – 2) + 1 = 2(n – 1) 2 – 21(n – 2) – 23 = 2n 2 – 25n + 27

значит, a n = 2n 2 – 25n – (2n 2 – 29n + 27) = 4n – 27.

Б) Так как S n = 2n 2 – 25n , то рассмотрим функцию S (x ) = | 2x 2 – 25x| . Ее график можно увидеть на рисунке.


Очевидно, что наименьшее значение достигается в целочисленных точках, расположенных наиболее близко к нулям функции. Очевидно, что это точки х = 1, х = 12 и х = 13. Поскольку, S (1) = |S 1 | = |2 – 25| = 23, S (12) = |S 12 | = |2 · 144 – 25 · 12| = 12, S (13) = |S 13 | = |2 · 169 – 25 · 13| = 13, то наименьшее значение равно 12.

в) Из предыдущего пункта вытекает, что Sn положительно, начиная с n = 13. Так как S n = 2n 2 – 25n = n (2n – 25), то очевидный случай, когда данное выражение является полным квадратом, реализуется при n = 2n – 25, то есть при п = 25.

Осталось проверить значения с 13 до 25:

S 13 = 13 · 1, S 14 = 14 · 3, S 15 = 15 · 5, S 16 = 16 · 7, S 17 = 17 · 9, S 18 = 18 · 11, S 19 = 19 · 13, S 20 = 20 · 13, S 21 = 21 · 17, S 22 = 22 · 19, S 23 = 23 · 21, S 24 = 24 · 23.

Получается, что при меньших значениях п полный квадрат не достигается.

Ответ: а) a n = 4n – 27; б) 12; в) 25.

________________

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.