Биографии Характеристики Анализ

Связь социальной психологии общей психологией. История становления и развития социальной психологии

Связь социальной психологии с другими науками.

· Социальная психология и социология. Общее у них – то, что поведение человека рассматривается в социальных условиях, в социальном контексте, в группе. Но социологов более интересуют статистически большие и теоретически выделенные группы, а социальных психологов – малые, с непосредственным контактным взаимодействием. Социология рассматривает поведение и взаимодействие в макросоциальных условиях, а социальная психология – в условиях непосредственного общения. Субъектами социального действия и взаимодействия в социологии выступают большие группы и общности, а если речь идёт о человеке, то он понимается как представитель формальной группы. Человек в социальной психологии взаимодействует в рамках социально-психологических групп или неформальных сообществ. Социальные психологи, в отличие от социологов, в объяснении взаимодействия учитывают индивидуально-психологические особенности личности.

· Социальная психология и психология личности. Психологи фокусируют своё внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни индивиды более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставлять большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформным или независимым, испытывать симпатию или предубеждение.

· Социальная психология и общегуманитарные дисциплины: философия, история, культурология, политология. Объяснение поведения и взаимодействия людей невозможно без учёта их взглядов, их мировоззрения, их ценностей (в том числе и идеологических). История даёт описание культурно-мировоззренческого (в том числе политического) контекста ситуаций. Философия анализирует, интерпретирует сущностное содержание и знаково-символические формы различных картин мира. Под влиянием семиотики сформировались такие направления в психологии как психосемантика и когнитивная психология. Психосемантика изучает процессы знакового (в том числе и речевого, словесного) конструирования смысла ситуации. Когнитивная психология занимается вопросами получения, организации и передачи знаний. Её интересует как, с помощью каких категорий и концепций можно объяснить производство, усвоение, классификацию, запоминание знаний; как можно объяснить связь между психикой и культурой; как создаются схемы совместных действий и сценарии поведения.

Политология направлена на выявление актуальных, злободневных социально-групповых интересов людей и описание технологий их реализации. Общегуманитарные дисциплины помогают понять смысловой контекст взаимодействия. Социальная психология как специальная теория направлена на описание и анализ механизмов реализации мотивов и смыслов социальных действий. Последнее сближает её с социологией. Различаются они уровнями анализа мотивов и смыслов: более социальным или более индивидуальным.

| следующая лекция ==>

Социальная психология как отрасль психологии возникла в двадцатых годах ХХ века, хотя социально-психологические знания накапливались и формировались в стройные теории на протяжении многих веков задолго до этого.

Социальная психология, хоть и является отраслью науки психологии, включает не только лишь психологические знания. Она находится на пересечении психологии с социологией, философией, педагогикой, политологией и другими науками.

От социологии социальная психология отличается тем, что изучает не социум, а человека в социуме, а от общей психологии тем, что изучает не отдельно взятые психические явления и личность как таковую, а человека в системе общественных отношений.

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и психологические особенности этих самых групп.

Общение и совместная деятельность – вот те две формы вовлеченности человека в общественную систему, которые изучаются и исследуются различными методами в рамках социальной психологии.

Упрощая, можно сказать, что социальная психология – это отрасль психологии, объясняющая как именно на мысли, чувства и поведение человека влияет реальное или предполагаемое им присутствие рядом других людей.

Отсюда и два основных проблемных вопроса социальной психологии:

Однако социальная психология изучает не только личность в группе, но и психологию самих социальных групп.

Социальная группа – это общность людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Но для того, чтобы группа была сформирована, достаточно и одного объединяющего фактора, например, общей цели.

Лидерство, руководство, сплоченность коллектива, агрессивность, конформизм, адаптация, социализация, предрассудки, стереотипы и многие другие групповые процессы и явления изучаются социальной психологией.

Методы и отрасли социальной психологии

Методы социально-психологического исследования принято разделять на два класса:

  • методы исследования,
  • методы воздействия.

К исследовательским методам относятся:


За свой относительно короткий срок существования социальная психология успела превратиться в самую обширную и востребованную отрасль психологии. В ней выделилось немало больших подотраслей , являющихся прикладными:

  • конфликтология,
  • этническая психология,
  • политическая психология,
  • психология религии,
  • психология управления,
  • психология общения,
  • психология межличностных отношений,
  • психология семьи,
  • психология масс,
  • социальная психология личности и ряд других разделов.

Областью практического применения социальной психологии и ее подотраслей является абсолютно вся система общественных отношений.

Развитие социальной психологии

Социальная психология начала очень активно развиваться в послевоенные, 50-ее годы ХХ века по причине того, что Вторая мировая война оставила очень много остросоциальных вопросов без ответа. Это были вопросы о социальной природе человека, о том, почему люди ведут себя так или иначе, оказываясь под гнетом невыносимых обстоятельств, к которым и не хотелось бы приспосабливаться, а нужно, чтобы выжить.

Начиная со второй половины ХХ века за рубежом и в Советском Союзе, часто проводились эксперименты , направленные на изучение различных социально-психологических феноменов.

Можно вспомнить серию экспериментов о подчинении авторитету американского психолога С. Милгрэма (1933-1984), которые показали, что взрослый и разумный человек готов пойти на многое (в эксперименте – причинить другому человеку сильную боль), слепо следуя указаниям авторитетного лица. Подчинение и соглашательство большинства людей не знает границ.

Интересно, что С. Милгрэм также экспериментально обосновал теорию «шести рукопожатий». Именно этот психолог доказал, что любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых, то есть каждый человек опосредовано знаком с любым другим жителем Земли (будь он звезда телеэкрана или нищий на другом конце света) в среднем через пять общих знакомых.

Люди в прямом и переносном смысле не так уж и далеки друг от друга, как кажется, но, тем не менее, готовы навредить ближнему, по первому же “указанию свыше”. Все люди связаны между собой и близки друг другу. Всякий раз, забывая об этом, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования.

В.С. Мухина продемонстрировала ту готовность человека соглашаться с мнением толпы или авторитетным утверждением, которая порой доходит до смешного. Ее эксперименты были проведены повторно в 2010 году, но результаты все те же: люди скорее верят тому, что говорят другие, чем собственным глазам.

В ХХ и в начале нашего века было проведено еще множество других разнообразных экспериментов, в процессе которых изучались:

  • влияние средств массовой информации на личные установки – К. Ховланд;
  • то, как давление группы формирует у ее членов одинаковое поведение – С. Аш;
  • обучение без осознания – Дж. Гринспун;
  • диффузия ответственности – Б. Латане и Дж. Дарли;
  • общение как единство трех процессов (социальная перцепция, коммуникация, интеракция) – Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев;
  • межгрупповые отношения – В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко;
  • межличностный и межгрупповой конфликт – А.И. Донцов, Н.В. Гришин, Ю.М. Бородкин и другие;
  • и так далее, перечислять можно долго.

Все эти многочисленные и интересные социально-психологические эксперименты сформировали научно-практическую базу для понимания социальной природы человека и поспособствовали развитию общества .

К сожалению, есть и негативный аспект популярности социальной психологии. Ценные знания, получаемые в результате исследований общества, используются в политике, экономике и рекламе нередко с целью манипуляции сознанием масс с дальнейшим программированием их поведения.

Сегодня власть имущие не обходятся без имиджмейкеров, PR-менеджеров и иных специалистов, обладающих психологическими знаниями, а также спонсируют социально-психологические исследования, так как знают, что получаемые данные помогают еще более умело манипулировать сознанием граждан.

Случалось ли Вам ранее принимать участие в социально-психологическом исследовании?

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

Социальная психология черпает сведения из различных областей социальных, психологических, обще гуманитарных знаний, обогащая одновременно их своими открытиями. Тесными являются ее связи с психологией и социологией.

Значимость связей с психологией обусловлена тем, что в конце XIX - начале XX века. она существенно изменила содержание своего предмета, рассматривая психическое как продукт социально-исторического развития человека и общества. Не менее важным является и то, что с целью объяснения онтогенеза (развития) психических процессов психология стала пользоваться такими социальными категориями, как "взаимодействие", "общение", "сотрудничество". Все это обусловило особенности анализа взаимосвязи индивидуального и социального, внутреннего и внешнего. Не ослабляя своего интереса к отражения человеком объективной действительности, психология одновременно рассматривала психическое и как регулятор социальных отношений. Социальное она перестала считать внешним фактором, под давлением которого происходит трансформация внутреннего (психического) жизни человека, и предоставила ему значение первичного фактора. А внутренние психические процессы рассматривались во взаимодействии с социальными факторами. их психология начала трактовать как внешние операции, которые в процессе взаимодействия перешли во внутреннюю сферу индиви-

Рис. 2. в

да, стали его эмоциональным, волевым или интеллектуальным актом.

Начатые в 20-е годы XX века. американским психологом Флойдом Олпортом и российским физиологом Владимиром Бехтєревим экспериментальные исследования воздействия социально-психологического фактора показали, что в присутствии других людей, особенно во время взаимодействия с ними, результативность деятельности индивида меняется - повышается или снижается. Непосредственное воздействие одного индивида на другого является простейшим социально-психологическим явлением. Это дает основания утверждать, что психология стала ориентироваться на использование социальных факторов в объяснении сущности психического, а социальная психология как самостоятельная наука начала формироваться с первых попыток объяснить, почему изменяется активность индивида в присутствии других. Современная психология изучает общие закономерности психики человека и является источником развития всех отраслей психологической науки, определяет основы научно-психологических исследований и в области социальной психологии.

Взаимосвязь социальной психологии с социологией возник в начале XX ст., с использованием психологических данных во время анализа социальных структур и отношений. Это ярко проявилось в мікросоціології, которая больше всего внимания в объяснении социальных явлений уделяет мотивам и смыслам поведения, межличностными взаимоотношениям. В этом контексте психология и социология, решая каждая свои задачи, образуют новую дисциплину - социальную психологию. Однако не все, кто назывался социальным психологом, одинаково понимали сущность этой науки. Нередко профессиональные социологи считали себя социальными психологами, и наоборот.

в Целом социология как наука об обществе, социальные институты и социальные общности изучает законы развития и функционирования общества, природу и характер общественных, групповых и индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования. Если социология объясняет источники социальной активности человека, то социальная психология - пути и закономерности ее проявления. В отличие от социологии изучает не объективно существующие социальные отношения между людьми, не социальные общности, возникающие на основе этих отношений, а то, как люди отражают в своем сознании, конкретизируют в оценках и реальном поведении. Исследуя конкретные закономерности и механизмы взаимосвязи между личностью и обществом, социальная психология выясняет, как и почему социальное (общество, организация, группа) влияет на личность; как личность, ее деятельность сказываются на функционировании социальной группы; как проявляется социально-психологическая реальность, возникающая в процессе такой взаимосвязи.

Много общих особенностей имеют социальная психология и психология личности, изучающая закономерности формирования человека как субъекта жизнедеятельности, механизмы интегрирования всех психических процессов и свойств индивида в системное качество, которое опосредует его взаимодействие с социальной средой через процесс социализации. Обе науки изучают индивида. Предмет психологии личности охватывает структуру, функциональные характеристики, движущие силы формирования и отклонения в развитии личности и тому подобное. При этом внимание фокусируется на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами. Социальная психология, сосредотачиваясь на индивиде или группе людей, озабочен тем, как социум влияет на человека, сообщество, как социальные ситуации изменяют поведение личности, чем обусловлено формирование conformal или независимых, агрессивных или альтруистических индивидов, что определяет массовое поведение и явления групповой динамики.

Актуальным является связь социальной психологии с спелеологией (греч. акте - высшая степень, вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека) - отраслью психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени зрелости, достижения ею высокого уровня. Поскольку непрофессионализм порождает психологический дискомфорт, неопределенность, растерянность, апатию, состояние фрустрации (обман, тщетное ожидание) и тому подобное, большое значение придают освоению секретов мастерства, формированию психологической готовности осуществлять деятельность эффективно и результативно, видению путей, что ведут к профессионализму. Важной проблемой акмеологии является формирование общих принципов усовершенствования профессиональной деятельности и общения специалистов. Именно в аспекте профессионализма общения и взаимодействия усматривается непосредственный выход социальной психологии на акмеологію, ведь проблема социально-психологического отражения непосредственно связана с проблемой психологии общения, а профессиональное взаимодействие неотделима от общения.

Традиционно акмеология рассматривает закономерности и механизмы развития человека на стадии его зрелости. Однако развитие умений и навыков социально-психологического отражения, в том числе и коммуникативных, обретение социального и нравственного опыта, являющихся неотъемлемыми атрибутами мастерства и профессионализма, закладываются в детстве. Итак, зрелой человек не рождается, состояние зрелости влияют все предыдущие этапы ее развития. Поэтому акмеология рассматривает развитие личности в дошкольном и школьном периодах. В значительной степени это предопределяет связь социальной психологии с возрастной психологией, которая исследует специфические свойства индивида, его психики в процессе смены возрастных стадий развития. Особый научный интерес представляет проблема раннего формирования профессиональных основ жизни личности, что обеспечивает ее устойчивость в экстремальных условиях.

Интенсификация международных экономических, культурных отношений актуализирует взаимодействие социальной психологии с етнопсихологією. Профессионализм современной коммуникативной деятельности предполагает наличие у специалистов знаний и умений деловых международных переговоров, неформального общения с представителями разных национальностей. Для социальной психологии и этнопсихологии, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функционирования национального самосознания, этнических стереотипов, особенно ценным является поиск путей регуляции делового общения как внутри этнической группы, так и на межнациональном уровне.

Эффективным является взаимодействие социальной психологии с психологией управления, которая продуцирует психологические знания об управленческой деятельности. Речь идет об исследовании социально-психологических факторов управленческой деятельности и карьеры, социально-психологического консультирования по проблемам управленческого развития, социально-психологических механизмов управленческой адаптации, социально-психологических механизмов профессиональной управленческой деформации и регрессивного личностного развития. Важной является проблема коммуникативной подготовки руководителя как одного из важнейших факторов эффективности его работы.

Социальная психология связана и с другими отраслями психологической науки (педагогической психологией, психологией культуры, политической психологией, юридической психологией), а также с педагогикой, философией, историей, экономикой.