Биографии Характеристики Анализ

Значение книжного уголка в детском саду. Книжный уголок как тема по самообразованию воспитателя

Памятка для воспитателей « УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Основной принцип организации книжного уголка– Необходима и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней . Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Но главное условие - это удобство и целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке младшей группы?

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями .

    Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)

    Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)

    Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки

    Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)

    Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками

    Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)

    Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)

    Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д .).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

Условия оформления уголка - удобство и целесообразность, кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке средней группы?

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

        • Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым) ;

    Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др.;

    Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;

    Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)

    Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;

    Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А.Барто» и др. (1 раз в квартал);

    Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.

    Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра.

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с изучаемой детьми темой недели.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение

Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене или подставке можно повесить (поставить) репродукции картин, портреты писателей, художников - иллюстраторов

Удобство и целесообразность

Соответствие возрастным особенностям и потребностям детей

Содержание книжного уголка в старших и подготовительных группах детского сада и педагогическая работа в них определяется изменениями в литературном развитии детей: для старшего дошкольника чтение становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Что должно быть в книжном уголке?

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг:

    учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;

    в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнк а , знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

    книги, отражающие тематику недели;

    2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок

    художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);

    юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;

    энциклопедии, подборки научно-популярных журналов

    интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки

    книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми

    тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.

    тематические выставки ( «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.) ; цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

    речевые игры

    наборы предметных и сюжетных картинок

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

Ø изложение должно быть образным, интересным;

Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

ГБДОУ детский сад №82 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Консультация для воспитателей

«Основные требования к оформлению книжных уголков.

Подготовила: Н.А.Николаенко

Старший воспитатель

г.Санкт -Петербург

2013г.

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

– Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

– Его устройством и назначением,

– Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

– Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  1. брать книги только чистыми руками,
  2. перелистывать осторожно,
  3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
  4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим

образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг?

Как долго стоит каждая книга на витрине?

Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

– В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать

при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе,

начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
  1. 1.Читается отрывок.
  2. 2.Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Закончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1.Рациональное размещение в группе.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным

особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность .


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №84 комбинированного вида "Серебряное копытце"

Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ

подготовила:

Патанина Е.Н.

Набережные Челны, 2015

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется это сделать. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок книги должен быть рабочим, а не парадным. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность детям общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

К устройству уголка предъявляется ряд требований :
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе , основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам . Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.). Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.).

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания . Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.

В старших и подготовительных группах в книжном уголке должны устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, пример).

В средних, старших и подготовительных группах в книжных уголках должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния, эстетики. Если обнаруживается потрёпанная или порванная книга, воспитатель младших и средних групп сам ремонтирует её, желательно в присутствии малышей. А в средних, старших группах он активно привлекает детей к починке книг. В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети ревностно относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно показал книгу всем детям, со всеми рассмотрел и прочел. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды на короткий срок принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15-20 книг сразу, нужно установить и соблюдать очередность, с которой будут показываться не только книги, но и хозяева - дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в детский сад.

Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.

Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книгу!

Книжный уголок в детском саду

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.


Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Памятка для воспитателей

«УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

В книжном уголке должны быть 3 - 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки - четвертушки, книжки - малышки
  • Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.)
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)
  • Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)
  • Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д .).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Основной принцип организации книжного уголка - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

Эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

Условия оформления уголка - удобство и целесообразность, кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке средней группы?

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

  • Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)
  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым);
  • Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др.;
  • Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А.Барто» и др. (1 раз в квартал);
  • Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.
  • Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра.

Памятка для воспитателей

«УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с изучаемой детьми темой недели.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение

Эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене или подставке можно повесить (поставить) репродукции картин, портреты писателей, художников - иллюстраторов

Удобство и целесообразность

Соответствие возрастным особенностям и потребностям детей

Что должно быть в книжном уголке?

  • учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
  • в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка , знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • книги, отражающие тематику недели;
  • 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок
  • художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);
  • юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;
  • энциклопедии, подборки научно-популярных журналов
  • интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки
  • книги - самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми
  • тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.
  • тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
  • речевые игры
  • наборы предметных и сюжетных картинок

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка

Правила поведения в уголке книги

Младший дошкольный возраст

Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.

Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.

Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

Особое предпочтение книжкам - картинкам.

Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.

Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки - игрушки и др.

Воспитатель учит:

Внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;

Побуждать пересказывать отдельные эпизоды;

Обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)

Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством

В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:

Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.

Приучает рассматривать книги и картинки только там.

Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

Брать книги только чистыми руками;

Перелистывать осторожно, не рвать,

не портить, не использовать для игр;

После просмотра ставить на место.

В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.

Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Иллюстрации по различным тематикам:

Труд людей

Родная природа

Игры детей

Предметные картинки и др. по программе

В младшей и средней группах - 2-3

иллюстрации.

Темы, используемые в течение месяца: 1-2 - мир явлений, общественная жизнь, 1 тема - природа (тема постоянная, однако, материалы постоянно обновляются)

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Наполнения уголка

Педагогическая работа с детьми

Работа с детьми

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.

Иллюстрации

к различным тематикам:

Труд людей

Родная природа

Игры детей

Предметные картинки

Иллюстрации к прочитанным произведениям

И др. книги по программе.

Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями.

Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального

комфорта.

«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

Педагогическая целесообразность.

Учет возрастных особенностей детей.

Эстетка оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики:

2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания

специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.)

Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)

Детские журналы

В подготовительной группе

выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.

Библиотека

В подготовительной группе

оформляется небольшая библиотека

(желательно книжки- малышки)

Знакомим с библиотекой.

Чтение книг и рассматривание иллюстраций.

Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.

Составление картотеки

Тематические выставки

Тематика

Педагогическая работа с детьми

Требования к организации выставки

Цель выставки - углубить литературные интересы детей, сделать дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно значимую тему.

Основная тематика:

1. Важные события, даты:
- День флага

День города

День защитника Отечества

Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.)

День космонавтики

День победы

Народные праздники «Масленица» и др.

2. Социокультурные связи:

Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.

Дни детской книги (в каникулярный период).

1. Беседы с детьми, занятия;

2. Подбор различных материалов: .книг,

Иллюстраций художников, открыток,

Значков,

Скульптуры малой формы, фотографий,

Детских рисунков

И др. экспонаты.

3.Оформление вместе с детьми.

Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.

4. Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).

5.Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

6. Формирование культуры поведения (этикет).

7. Посещение выставок в других группах.

Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.

Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).

Средняя группа - 3-4 раза в год.

Старший дошкольный возраст 5-6 и более.

Тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей: .предстоящий праздник;

Юбилей писателя, художника -

иллюстратора;

Предстоящий утренник.

Особо тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния. .Выставка не должна быть длительной

по времени. Продолжительность

интерес будет снижаться.