Биографии Характеристики Анализ

2 младшая группа занятие фэмп. "Мы идем в гости"

Занятие по математике в детском саду для детей 3-4 лет

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе.

Тема : «Один, много, ни одного»
Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много».
Развивать умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.
Материалы: корзинка, осенние листья, иллюстрации картинок один, много, мишка игрушка.

Ход занятия.

Сюрпризный момент: Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что сегодня к ним в гости пришел мишка и он хочет с нами поиграть.
Спрашивает детей где он живет, что любит есть, какой у него окрас…

Дети садятся на ковер и играют с пальчиками под стишок
«По полянке Мишка шел».
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони
другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной
руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони
указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал. круговые движения указательным
пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда. крепко зажать кулачки

Где же мед? выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка - не найдет. ладони на щеках, качаем головой

Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными
пальцами обеих рук стучим по коленям

Затем спросить детей: Сколько пальчиков на ручке? (много), теперь спрятали пальчики в кулачек, сколько кулачков у нас? (один). Молодцы.

Воспитатель: А какое сейчас время года? (Осень)
«Осень, осень к нам пришла много листьев принесла.» Мишка из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков.
- Что лежит у мишки в корзинке? (листики)
- Сколько у мишки листиков в корзинке? (Много)
- Возьму один листик. У меня один желтый листик.
- Саша, возьми листик. Сколько ты листиков взял? Какой у тебя листик? У тебя один желтый листик. Повтори. (Раздать все листики)
- Сколько было листиков в корзинке? Много.
- А теперь сколько осталось? Ни одного.
Было много листиков, мы взяли по одному, и ни одного листика не осталось.
Давайте поиграем с нашими листиками.

Физминутка. «Мы листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Полетели, полетели, и на землю сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
А теперь громко крикнули «листопад» и подбрасываем листики.

Сколько листиков лежит в корзинке? (Ни одного) - Я положу в корзинку 1 желтый листик. Сколько листиков стало в корзинке? (один).
Теперь вы возьмите по 1 листику и положите в корзинку.

П/И «Собери листики»
- Сколько в корзинке листиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.
Мишке очень понравилось с нами играть, теперь он предлагает нам отправится прогулятся по осеннему лесу. А отправимся мы туда на поезде.
Дружно встанем в паровоз, чтобы в гости нас повез.

Игра "Поезд".
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Мы едим, едим в далекие края…», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к 1 столу где лежит картинка с изображением одного большого гриба и много маленьких.


- Сколько больших грибов? Сколько маленьких?
Едем дальше.


- Сколько маленьких ежиков? Сколько больших?
- Сколько яблок у каждого ежика на спинке? (по одному) А сколько листиков у каждого ежика на спинке? (много).


На последней картинке, у которой останавливаются дети, после беседы по ней, как и с предыдущими картинками, воспитатель сообщает детям, что мишка живет на этой полянке и ему пора идти в свою берлогу, мишке очень понравилось с нами играть, и он хочет попрощаться с вами и говорит спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад.
Итог.
- Ребята кто к нам приходил в гости?
- Что мы делали?
- Какая игра больше понравилась?
Похвалить всех детей.

После обеда можно предложить детям раскрасить картинку,которую оставил в подарок им Мишка

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе

" Фигуры".

Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательный аспект:

Закрепить умение детей называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Способствовать развитию умения называть основные цвета (красный, синий, желтый)

Закрепить умение различать количество предметов; отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много», «мало»;

Развивающий аспект

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление;

Воспитательный аспект

Воспитывать послушание;

Используемый материал : «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, блоки Дьенеша (плоскостные и объёмные), три обруча.

Предварительная работа : игры с блоками Дьенеша, Д/и «Чудесный мешочек», Д/и «Подбери по форме», Д/и «Угадай форму предмета», Д/и «Назови геометрическую фигуру».

Воспитатель: Ребята к нам в гости из страны математики пришли геометрические фигуры, а какие, вы узнаете, отгадав загадки:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (КРУГ)

Воспитатель: Правильно, слушайте следующую загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его……? (КВАДРАТ)

Загадка про треугольник:

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я? (ТРЕУГОЛЬНИК)

Воспитатель: Да, совершенно верно, ребята, это круг, квадрат и треугольник, они пришли к нам из страны математики в детский сад за помощью. Они перепутались и никак не могут расселиться по своим домикам. Ребята, кто хочет помочь геометрическим фигурам?

Д/и «Свой домик»

Воспитатель: Вот три обруча. В одном обруче живут только, круги. (метка круга), во втором обруче живут только квадраты (метка квадрата), в третьем-треугольники (метка треугольника). Давайте поможем им. (воспитатель проверяет правильно ли дети выбрали домик, уточняет, как называются предметы в их обруче. (Собрать фигуры)

Воспитатель: геометрические фигуры благодарят вас за помощь и предлагают вам поиграть с ними. Вы согласны?

Д/и «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Ребята, вам надо взять из мешочка геометрическую фигуру и сказать, какой она формы и цвета. (Дети по очереди подходят к воспитателю и достают фигуру).

Воспитатель: Молодцы, а теперь проходите к столам, садитесь.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель дает задание: положить все большие кружки на верхнюю полоску, на нижнюю полоску столько маленьких кружков, сколько больших на верхней полоске. Предлагает вопросы: «Поровну ли больших и маленьких кружков? Где лежат большие (маленькие) кружки? Затем дает задание: убрать один маленький кружок. Обращаясь к детям, воспитатель спрашивает: «Каких кружков теперь больше (меньше)?»

Воспитатель: молодцы, все хорошо справились.

Физкультминутка.

Садятся за столы.

Воспитатель: Ребята пока мы играли, геометрические фигуры сказали мне, что им пора возвращаться в страну математики, и они попросили сделать им лодочку, на которой они отправятся к себе домой. Посмотрите, какие геометрические фигуры нам понадобятся для этого? (квадрат и треугольники) Выкладываем рядом с картинкой на столе свою лодочку. Приступаем к работе.

Рефлексия.

Оценка детьми Нод с помощью смайлов.

Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает. Для осознания способа действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказывать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?» Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог использует только те слова, смысл которых понятен детям.

Самоанализ нод по фэмп во 2 младшей группе «в поисках иванушки»

Внимание

Использование данных методов и приемов при формировании у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений позволит педагогу успешно справиться с поставленной задачей и поможет детям качественно усвоить новые знания и применять их на практике. Литература:

  1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.

П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.
  • Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.
  • Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста».


    - М., 2000.

  • Корнеева, Г. А.
  • Методика проведения занятия во второй младшей группе

    Конспект кульминационного события по ФЭМП «В поисках призов» в старшей группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы муниципального района. Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «В поисках потерянной планеты» Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «В поисках потерянной планеты». Цели: Совершенствовать умение находить место числа.

    Инфо

    Занятие в старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 10. В поисках клада» ЦЕЛЬ: -совершенствовать умение счета в пределах 10. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие,.


    Конспект НОД по ФЭМП «В поисках сокровищ» в старшей группе Программное содержание: — Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; — Продолжать знакомить с количественным составом числа.

    Конспекты «математика»фэмп(2 младшая группа)

    Вашему вниманию представлена видеозапись непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по сказке «Гуси — лебеди» во 2 младшей группе «В поисках Иванушки». по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художест-венная литература», «Здоровье» Направление: познавательное, развитие речи. Тема занятия: «В поисках Иванушки» Дети в возрасте от 3до 4 лет (2 младшая группа). Перед собой я поставила следующие цели: Образовательные: продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации); формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку; закрепить счёт до 5; формировать навык полных ответов на вопросы.

    3. анализ программы «гармония» по математике в детском саду

    Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов. Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года. Мною были поставлены следующие задачи: Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: — различать форму, цвет, размер предметов и объектов; — освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру; — закрепить умение составлять изображение предмета из частей; — умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
    Развивающие: — развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.

    Важно

    Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений начинается со второй младшей группы. Очень важно организовать успешное восприятие детьми пространственных форм реальных предметов и их количественные отношения в данный возрастной период, ведь от этого зависит дальнейшее успешное развитие математических представлений у воспитанников. Знакомство детей с элементами математических представлений осуществляется на основе теории множеств.


    При работе с детьми младшего дошкольного возраста используются множества предметов, характеризующиеся одним общим признаком, объединяющим эти предметы. Таким образом, мы формируем у детей умение выделять качественные признаки различных предметов (форма, цвет, текстура).

    Анализ проведения фэмп во второй младшей группе

    Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действия. Объяснения его предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Наиболее сложные способы действия демонстрируются 2-3 раза, при этом воспитатель всякий раз обращает внимание малышей на новые детали.

    Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий. В ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения воспитателя неназойливы и немногословны. Иногда ошибки лучше исправлять без пояснений.
    Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала.
    В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало). Также можно и прятать геометрические фигуры.
    Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем).

    На основном этапе НООД решались следующие задачи: Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах. В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных). В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).

    Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей. Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.
    В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств предметов, имеющих только один объединяющий их признак, например, собрать все шарики из группы предметов, обладающих различными геометрическими формами. Далее задания усложняются, детям предлагается составить группу предметов, характеризующуюся двумя общими признаками, например, собрать группу состоящую из красных шаров. Позже детей учат составлять группы из определенного количества предметов, объеденных общим признаком или несколькими признаками, а также находить в двух группах признак, объединяющий или различающий эти две группы. Основное внимание в данный возрастной период уделяется занятиям по сравнению качественных признаков предметов: форме, цвету, длине, ширине высоте. При обучении детей младших групп используется наглядно-действенный метод.
    Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми.

    Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры – малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет.

    С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой.

    Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры. Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

    Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

    Конспект

    организованной образовательной деятельности

    образовательная область: «Познание»

    раздел «Формирование элементарных математических представлений»

    возрастная группа: младшая.

    Выполнил:

    воспитатель МАДОУ

    детского сада №13 г.Туймазы

    Нуриманшина Лилия Амиряновна

    Стаж работы: 28 лет

    Дата проведения: 24.11.2015г.

    Программное содержание:

    Закреплять умение детей находить один и много в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много;

    Продолжать учить различать и называть круг и квадрат, обследовать фигуры осязательно-двигательным путем;

    Учить согласовывать числительное один с существительным в роде и в числе, употреблять слова много, один.

    Учить находить недостающие детали в паровозе и вагонах.

    Создать условия для развития внимания, мышления.

    Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, речь,

    Обогащать словарный запас.

    Развивать навыки взаимодействия с взрослым и сверстниками.

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, инициативность, чувство коллективизма, доброжелательность.

    Демонстрационный материал : Используется обстановка группы - игровой уголок(куклы, стулья, чашки, машины и т. д; стол, чайник, кровать и т.д.), природный уголок (растения; лейка, салфетка, кисточка.) , книжный уголок (книги, картинки, полки, подставки для книг, портрет писателя), кукла, корзина, круг, квадрат, картонный поезд без колес, листы цветной бумаги (вагоны).

    Раздаточный материал : круги и квадраты одинакового размера и цвета по два на каждого ребенка.

    1 часть.

    Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми!

    Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

    Здравствуй, небо голубое! (ещё раз поднимают руки вверх)

    Здравствуй, лёгкий ветерок! (покачивание из стороны в сторону)

    Здравствуй, маленький цветок! (приседают и начинают медленно подниматься)

    Здравствуй, утро! (правую руку в сторону)

    Здравствуй, день! (левую руку в сторону)

    Нам здороваться не лень!

    Доброе утро всем!

    Дети рассаживаются на стульчики за столы.

    Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла еще одна гостья – это кукла Катя. Она принесла с собой корзину с подарками. Хотите посмотреть, что же она принесла?

    Дети: Да, хотим.

    Воспитатель:

    (Из корзины куклы Кати достаю круг и спрашиваю)Что это?

    Дети: Круг

    Воспитатель: Миша, что это?

    Ребенок: Круг.

    Воспитатель: Дети, какого цвета круг?

    Дети: Красный

    Воспитатель: Дети, кукла Катя принесла круги, и вам положила

    на подносы.

    Воспитатель: Посмотрите, я обведу красный круг. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.

    Воспитатель: Теперь я обведу круг, а вы мне помогайте! Возьмите круги. Поднимите указательный пальчик все вместе обведем круг.

    Что мы обвели?

    Дети: Круг.

    Воспитатель: Какой круг?

    Дети: Красный круг.

    Дети: Катать.

    Дети: Да, круги катятся.

    Воспитатель: Ребята, кукла Катя принесла еще подарок(достаю из корзины квадрат)Что же это?

    Дети: Квадрат.

    Воспитатель: Ралина, что это?

    Ребенок: Квадрат.

    Дети: Углы.

    Воспитатель: Что вы обвели?

    Дети: Круг.

    Воспитатель: Какой круг?

    Дети: Красный круг.

    Воспитатель: Как можно играть с кругом?

    Дети: Катать.

    Воспитатель: Давайте попробуем покатать круги. Катится красный круг?

    Дети: Да, круги катятся.

    Воспитатель: Ребята, кукла Катя принесла еще подарок (достаю из корзины квадрат)Что же это?

    Дети: Квадрат.

    Воспитатель: Ралина, что это?

    Ребенок: Квадрат.

    Воспитатель: Ребята, что у нас есть у квадрата(показываю углы)? Что это?

    Дети: Углы.

    Воспитатель: Один угол, еще один угол, еще один и еще один, вот сколько углов у квадрата. Сколько углов у квадрата?

    Дети: много (спрашиваю 2-3 детей)

    Воспитатель: Дети, кукла Катя положила вам квадраты на поднос. Возьмите их.

    Воспитатель: А теперь все пальчиком обведем квадрат!

    Прямо ведем пальчиком; вот это уголок, поворачиваем пальчик, еще уголок, опять поворачиваем палец…

    Воспитатель: Что вы обвели?

    Дети: Квадрат.

    Воспитатель: Давайте все вместе скажем: квадрат!

    Воспитатель: - Давайте попробуем поиграть с квадратами. Катятся ли они?

    Дети: Нет не катятся.

    Воспитатель:А как вы думаете, почему они не катятся? Что им мешает?

    Дети: Углы.

    Воспитатель: Правильно, квадрат не катится, потому что мешают углы.

    Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Как много углов у квадрата.(Показываю углы).Квадрат не катится, мешают углы. Круг катится.

    Физкультминутка:

    Ребятки устали, давайте мы с вами встанем из-за стола и разомнем наши ручки и ножки:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Качаем головой,

    Руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы ручки подаем,

    И бегаем кругом.

    Отдохнули, присядьте на свои места.

    2 часть.

    Воспитатель:Кукла Катя принесла нам еще один подарок. Что это такое? Как вы думаете?

    (Показываю детям поезд и вагончики).

    Воспитатель: Можно ли ехать на этом поезде?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Нет колес.

    Воспитатель: Кукла Катя очень хочет, чтобы мы починили поезд. Что же нам для этого с вами нужно сделать?

    Дети: Нужно приделать колеса. (раздаю вагончики - прямоугольники)

    Воспитатель: А у вас есть на подносах круги, они у нас будут колесиками

    Дети, давайте мы с вами приложим наши колеса к поезду. Сначала я приложу свое колесо к поезду, вот так. А вы приложите свои колеса к своим вагончикам.

    Каждый ребенок прикладывает свой круг к вагончикам.

    Теперь у поезда и вагончиков есть колеса, но посмотрите, еще что то не хватает нашему поезду, что же у него нет?

    Дети: Окон.

    Воспитатель:Правильно. А какой формы у нас окна?

    Дети: Квадратной.

    Воспитатель:А как же мы можем приделать ему окна, что у нас для этого есть?

    Дети:Квадраты.

    Воспитатель:- Приделайте к нему окна.

    Дети прикладывают квадраты к вагончикам.

    Воспитатель: Дети, вот какой красивый поезд у нас с вами получился.

    3 часть.

    Воспитатель: Кукла Катя приглашает нас с вами прокатиться на этом поезде.

    Поезд отправляется в путь, дает гудок: «У-у-у!

    Загудел паровоз

    И вагончики повез

    Чух-чух-чух-чух-чух-чух

    Я далеко укачу

    Произносим вместе с детьми: «Чух-чух-чух…»

    Воспитатель- паровоз, дети-вагончики.

    «Поезд идет по группе, останавливается на станциях «кукольный уголок», « книжный уголок», «уголке природы».

    Первая остановка в кукольном уголке.

    Воспитатель спрашивает: -Каких игрушек много?

    Дети: Много кукол, много собачек, много кубиков, много стульев, много чашек, много тарелок, много машин и т. д.

    Воспитатель: -Каких игрушек только по одной?

    Дети:Одна матрешка, один петушок, одна курочка, один бубен, один стол, одна кровать, один чайник, один поднос и т.д.

    Вторая остановка в книжном уголке.

    Воспитатель: -Каких предметов много?

    Дети: Много книг, много полок, много подставок для книг.

    Воспитатель:- Каких предметов только по одной?

    Дети: Одна картинка, одна Петрушка.

    Следующая остановка природный уголок.

    Воспитатель: Каких предметов много?

    Дети: Много растений.

    Воспитатель: Каких только по одному?

    Дети: Одна лейка, одна корзинка, одна салфетка, одна кисточка, один стакан, один фартук.

    Воспитатель:

    Кукла Катя говорит вам большое спасибо, ей с вами очень понравилось. Но ей пришло время попрощаться с нами и она говорит нам всем до свидания. Ну а нам пора возвращаться в детский садик. Давайте встанем друг за другом и поедем в детский сад (возвращаются на поезде в детский сад).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

    Конспект

    организованной образовательной деятельности

    образовательная область: «Познание»

    раздел «Формирование элементарных математических представлений»

    возрастная группа: младшая.

    Выполнил:

    Воспитатель МАДОУ

    Детского сада №13 г.Туймазы

    Нуриманшина Лилия Амиряновна

    Стаж работы: 28 лет

    Дата проведения: 24.11.2015г.

    Программное содержание:

    Закреплять умение детей находить один и много в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много;

    Продолжать учить различать и называть круг и квадрат, обследовать фигуры осязательно-двигательным путем;

    Учить согласовывать числительное один с существительным в роде и в числе, употреблять слова много, один.

    Учить находить недостающие детали в паровозе и вагонах.

    Создать условия для развития внимания, мышления.

    Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, речь,

    Обогащать словарный запас.

    Развивать навыки взаимодействия с взрослым и сверстниками.

    - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, инициативность, чувство коллективизма, доброжелательность.

    Демонстрационный материал: Используется обстановка группы - игровой уголок(куклы, стулья, чашки, машины и т. д; стол, чайник, кровать и т.д.), природный уголок (растения; лейка, салфетка, кисточка.) , книжный уголок (книги, картинки, полки, подставки для книг, портрет писателя), кукла, корзина, круг, квадрат, картонный поезд без колес, листы цветной бумаги (вагоны).

    Раздаточный материал : круги и квадраты одинакового размера и цвета по два на каждого ребенка.

    Ход ООД

    1 часть.

    Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми!

    Дети:

    Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

    Здравствуй, небо голубое! (ещё раз поднимают руки вверх)

    Здравствуй, лёгкий ветерок! (покачивание из стороны в сторону)

    Здравствуй, маленький цветок! (приседают и начинают медленно подниматься)

    Здравствуй, утро! (правую руку в сторону)

    Здравствуй, день! (левую руку в сторону)

    Нам здороваться не лень!

    Доброе утро всем!

    Дети рассаживаются на стульчики за столы.

    Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла еще одна гостья – это кукла Катя. Она принесла с собой корзину с подарками. Хотите посмотреть, что же она принесла?

    Дети: Да, хотим.

    Воспитатель :

    (Из корзины куклы Кати достаю круг и спрашиваю)Что это?

    Дети: Круг

    Воспитатель: Миша, что это?

    Ребенок: Круг.

    Воспитатель: Дети, какого цвета круг?

    Дети: Красный

    Воспитатель : Дети, кукла Катя принесла круги, и вам положила

    на подносы.

    Воспитатель: Посмотрите, я обведу красный круг. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.

    Воспитатель: Теперь я обведу круг, а вы мне помогайте! Возьмите круги. Поднимите указательный пальчик все вместе обведем круг.

    Что мы обвели?

    Дети: Круг.

    Воспитатель: Какой круг?

    Дети: Красный круг.

    Дети: Катать.

    Дети: Да, круги катятся.

    Воспитатель: Ребята, кукла Катя принесла еще подарок(достаю из корзины квадрат)Что же это?

    Дети: Квадрат.

    Ребенок: Квадрат.

    Дети: Углы.

    Воспитатель . Сколько углов у квадрата?

    Воспитатель: Что вы обвели?

    Дети: Круг.

    Воспитатель: Какой круг?

    Дети: Красный круг.

    Воспитатель: Как можно играть с кругом?

    Дети: Катать.

    Воспитатель: Давайте попробуем покатать круги. Катится красный круг?

    Дети: Да, круги катятся.

    Воспитатель: Ребята, кукла Катя принесла еще подарок (достаю из корзины квадрат)Что же это?

    Дети: Квадрат.

    Воспитатель : Ралина, что это?

    Ребенок: Квадрат.

    Воспитатель: Ребята, что у нас есть у квадрата(показываю углы)? Что это?

    Дети: Углы.

    Воспитатель : Один угол, еще один угол, еще один и еще один, вот сколько углов у квадрата . Сколько углов у квадрата?

    Дети: много (спрашиваю 2-3 детей)

    Воспитатель: Дети, кукла Катя положила вам квадраты на поднос. Возьмите их.

    Воспитатель: А теперь все пальчиком обведем квадрат!

    Прямо ведем пальчиком; вот это уголок, поворачиваем пальчик, еще уголок, опять поворачиваем палец…

    Воспитатель: Что вы обвели?

    Дети: Квадрат.

    Воспитатель: Давайте все вместе скажем: квадрат!

    Воспитатель: - Давайте попробуем поиграть с квадратами. Катятся ли они?

    Дети: Нет не катятся .

    Воспитатель:А как вы думаете, почему они не катятся? Что им мешает?

    Дети: Углы.

    Воспитатель: Правильно, квадрат не катится, потому что мешают углы.

    Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Как много углов у квадрата.(Показываю углы).Квадрат не катится, мешают углы. Круг катится.

    Физкультминутка:

    Ребятки устали, давайте мы с вами встанем из-за стола и разомнем наши ручки и ножки:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Качаем головой,

    Руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы ручки подаем,

    И бегаем кругом.

    Отдохнули, присядьте на свои места.

    2 часть.

    Воспитатель:Кукла Катя принесла нам еще один подарок. Что это такое? Как вы думаете?

    (Показываю детям поезд и вагончики).

    Воспитатель: Можно ли ехать на этом поезде?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Нет колес.

    Воспитатель: Кукла Катя очень хочет, чтобы мы починили поезд. Что же нам для этого с вами нужно сделать?

    Дети: Нужно приделать колеса. (раздаю вагончики - прямоугольники)

    Воспитатель: А у вас есть на подносах круги, они у нас будут колесиками

    Дети, давайте мы с вами приложим наши колеса к поезду. Сначала я приложу свое колесо к поезду, вот так. А вы приложите свои колеса к своим вагончикам.

    Каждый ребенок прикладывает свой круг к вагончикам.

    Теперь у поезда и вагончиков есть колеса, но посмотрите, еще что то не хватает нашему поезду, что же у него нет?

    Дети: Окон.

    Воспитатель:Правильно. А какой формы у нас окна?

    Дети: Квадратной.

    Воспитатель:А как же мы можем приделать ему окна, что у нас для этого есть?

    Дети:Квадраты.

    Воспитатель:- Приделайте к нему окна.

    Дети прикладывают квадраты к вагончикам.

    Воспитатель: Дети, вот какой красивый поезд у нас с вами получился.

    3 часть.

    Воспитатель: Кукла Катя приглашает нас с вами прокатиться на этом поезде.

    Поезд отправляется в путь, дает гудок: «У-у-у!

    Загудел паровоз

    И вагончики повез

    Чух-чух-чух-чух-чух-чух

    Я далеко укачу

    Произносим вместе с детьми: «Чух-чух-чух…»

    Воспитатель- паровоз, дети-вагончики.

    «Поезд идет по группе, останавливается на станциях «кукольный уголок», « книжный уголок», «уголке природы».

    Первая остановка в кукольном уголке.

    Воспитатель спрашивает: -Каких игрушек много?

    Дети: Много кукол, много собачек, много кубиков, много стульев, много чашек, много тарелок, много машин и т. д.

    Воспитатель: -Каких игрушек только по одной?

    Дети:Одна матрешка, один петушок, одна курочка, один бубен, один стол, одна кровать, один чайник, один поднос и т.д.

    Вторая остановка в книжном уголке.

    Воспитатель: -Каких предметов много?

    Дети: Много книг, много полок, много подставок для книг.

    Воспитатель:- Каких предметов только по одной?

    Дети: Одна картинка, одна Петрушка.

    Следующая остановка природный уголок.

    Воспитатель: Каких предметов много?

    Дети: Много растений.

    Воспитатель: Каких только по одному?

    Дети: Одна лейка, одна корзинка, одна салфетка, одна кисточка, один стакан, один фартук.

    Воспитатель:

    Кукла Катя говорит вам большое спасибо, ей с вами очень понравилось. Но ей пришло время попрощаться с нами и она говорит нам всем до свидания. Ну а нам пора возвращаться в детский садик. Давайте встанем друг за другом и поедем в детский сад (возвращаются на поезде в детский сад).


    Мои дорогие читатели и друзья, здравствуйте! Сухих Татьяна на связи и готова познакомить вас с информацией на тему: занятие по ФЭМП во 2 младшей группе. Для тех, кто не в курсе, расшифрую аббревиатуру – формирование элементарных математических понятий. Хотя учебный год стремительно заканчивается, уже апрель, а там и май не за горами, но учебная деятельность в голове воспитателя не прекращается круглый год.

    Математическое развитие деток в садике осуществляется строго по ФГОС соответственно возрастным особенностям малышей. Я как воспитатель ставлю перед детками посильные для их интеллекта задачи и помогаю искать ответы. При этом формирование элементарных представлений о понятиях математики осуществляется не только в ДОУ, но и дома.

    Я имею в виду не счет и другие математические операции, а самые простые понятия величины, формы, времени, пространства, количества. Основной формой обучения деток являются занятия, и они планируются с учетом принципов научности, доступности, индивидуального подхода, системности, наглядности, связи с жизнью и т.п.

    Игры – самая подходящая форма обучения дошкольников. Поэтому я практикую такие занятия для самых маленьких, где обязательно применяются дидактические игры и занятные развивающие упражнения. Обычно занятия по ФЭМП проводятся для всей группы одновременно, фронтально. Но лишь во 2-й младшей рекомендуется разбивать детей на подгруппы в начале учебного года, чтобы они постепенно приучались заниматься вместе.

    Математика в саду не занимает много времени – всего 1 занятие в неделю для маленьких, 2 – для старшеньких. Сначала длительность урока не превышает 15 минут, постепенно увеличиваясь до 25-30 минут в подготовительной группе. НОД (непосредственная образовательная деятельность) планируется так, чтобы дети постепенно усваивали понятия и могли видеть собственные успехи.

    Мы с детками изучаем каждую программную задачу на протяжении нескольких занятий и постоянно возвращаемся к пройденному материалу в течение учебного года. Так обеспечивается хорошее усвоение материала.

    Но не только математические темы мы рассматриваем на занятиях, параллельно идет развитие речи, логики, мышления, достигаются воспитательные цели, формирующие личность малыша. Поверьте мне на слово, что программа развития и обучения в садике – чрезвычайно сложный механизм, который должен обеспечить качественную подготовку детей к школе и заложить положительные навыки для счастливой и полноценной жизни.

    Книги – залог методической подкованности педагога

    Никак не обойтись нам, педагогам, без самообразования, а, значит, самостоятельного изучения литературы по воспитанию и обучению дошкольников. Мне доставляет большое удовольствие процесс поиска новых классных пособий и методичек для себя и своих коллег. Это несложно, ведь стоит лишь «зайти» в каталог Интернет-магазина «УчМаг», я сходу нахожу все, что мне нужно.


    Допустим, вы планируете открытое занятие по математике в младшей группе. Нужно составить конспект, верно?

    Я сделала неплохую подборку тематической литературы:

    • «Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий» – с помощью этих материалов вы сможете выстроить систему обучения ФЭМП в 2-й младшей группе;
    • «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. 2-й год обучения» – материалы полностью соответствуют требованиям образовательных программ, одобренных Министерством;
    • «Формирование элементарных математических представлений. Первая и вторая младшие группы детского сада» (Помораева И.А., Позина В.А.) – компакт-диск с отличными материалами, оформленными в виде комплекса игровых занятий и упражнений;
    • «Познание предметного мира. Младшая группа (от 3 до 4 лет)» – пособие поможет воспитателю реализовать цели, поставленные общеобразовательной программой;
    • «Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа» – компакт-диск, который содержит все необходимые материалы для того, чтобы составить грамотный перспективный план занятий по ФЭМП.

    Думаю, нужна уж электронная картотека методической литературы, как вы считаете? Наверное, займусь на досуге (которого практически нет) этим вопросом.

    Какие математические понятия изучают детки второй младшей группы?

    Чтобы планирование ФЭМП в группе было максимально грамотным и эффективным, важно понимать, какие понятия доступны для интеллекта малышей в этом возрасте.

    Итак, 2-ая младшая учится оперировать следующими понятиями:

    • Количество. Моя задача на этом этапе развить умение малышей понимать и выделять общий признак предметов одной группы: эти все апельсины оранжевые, круглые, большие. Учимся самостоятельно группировать предметы по одинаковым признакам: выбрать все красные мячи, все маленькие и т.д. Понять значения слов один, много, ни одного, по одному. Осознать понятие «сколько» и уметь давать ответ, оперируя словами много, один, ни одного.

    Мы также учимся делать простой сравнительный анализ одинаковых и неодинаковых величин или групп предметов путем взаимного сопоставления предметов. Начинаем понимать понятие поровну, не поровну, чего больше, чего меньше.


    • Величина. Опять же, понимаем смысл понятий через сравнение предметов или групп предметов: сопоставляя их между собой, осознаем, какой из них большой, маленький по размеру. Сопоставляя по высоте, поймем, какой предмет высокий, низкий. Точно так же по длине – длинный, короткий, и по ширине – узкий, широкий. Также сравниваем одинаковые или разные предметы по заданному параметру (высота, ширина и т.п.);
    • Форма. Изучаем геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Учимся исследовать форму предметов посредством зрения и осязания. Понимаем, что у круга нет углов, начала и конца. Удобно для изучения геометрических фигур использовать окружающие предметы;
    • Пространство. Учимся ориентироваться в пространстве, понимать, что впереди, сзади, вверху, внизу. Параллельно учим, где у нас правая ручка, где – левая. Во время изучения этих понятий я использую мебель в группе, так легче объяснять: стул стоит впереди или справа. Часто дети до подготовки и даже позже путают право-лево. Чтобы это предотвратить, уместна индивидуальная работа с детками, которым трудно дается ориентировка в пространстве;
    • Время. Познавательное развитие в этом направлении осуществляется путем исследования признаков, по которым определяется ночь или день, утро или вечер.

    Что должен уметь малыш 2-й младшей группы к концу мая?

    Весна заканчивается, а с ней прекращаются занятия в садике и подводятся итоги.

    Чему я должна научить деток по математике:

    • Умению самостоятельно группировать по общему признаку предметы (по форме, цвету, размеру);
    • Уметь находить один не такой, как все остальные предмет;
    • Различать понятия один и много;
    • Понимать значение понятий больше-меньше, одинаковый, не одинаковый;
    • Соотносить группы предметов по количеству: больше или меньше, столько же;
    • Уметь определять признаки по длине, высоте, ширине;
    • Знать простые геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат;
    • Различать, где правая, где левая рука, и направления – впереди, сзади, вверху, внизу, над, под;
    • Знать и понимать значение слов утро, день, ночь, вечер.


    Вам кажется это все сложным? На самом деле для малышей такие занятия по математике – развлечение, мы ведь играем, путешествуем, беседуем на занятиях, а не вдалбливаем сухую теорию…

    В процессе обучения я использую технологические карты, другой дидактический материал, чтобы познание как мыслительный процесс происходил естественно, без напряжения. Моя задача по ФЭМП – сделать так, чтобы изучение первичных понятий математики было увлекательным, необычным, сказочным, чтобы сформировать стойкий интерес к наукам к школьному периоду.

    Мы делаем с детками проекты по математике, я уже писала о проектной деятельности в детском саду, не буду повторяться.

    Так, но перейду к процессу составления конспекта по ФЭМП для 2-й младшей группы. Темы можно выбирать любые: транспорт, овощи, создавать игровые ситуации.


    Занятие – это своего рода презентация для малышей прекрасного мира математики. Поэтому так важно на первых порах показать детям привлекательность умственной деятельности.

    Примерный конспект занятия по ФЭМП в младшей группе

    Тема: «Сказочное путешествие»

    • Закрепить знания о понятии один, много;
    • Научить различать, где один предмет, а где их много;
    • Продолжить изучение геометрических фигур квадрат и круг.

    Дидактические материалы:

    • Демонстрационный материал: игровой уголок в группе, книжная полка, заранее приготовленный силуэт поезда;
    • Раздаточный материал: картонные квадраты и круги красного цвета.

    Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня отправимся в интересное путешествие на поезде, согласны? Вот поезд, но без колес. Посмотрите, из чего можно сделать колеса? Правильно, из кругов. Поехали!

    Как гудит поезд? «Ту-ту!» Первая остановка «Книжная». Что мы здесь видим? Да, книги. Сколько их? Много или одна? Есть среди книг маленькие книжечки? Их много? А найди, Катя, самую большую книгу. Молодец. А Петя покажет маленькую книжечку. Умница.

    Молодцы детки, немного устали ехать? Нужно размяться! (физкультминутка).


    Ой, пока мы играли, поезд опять сломался. Чего не хватает? Колес, какие они? Круглые? Какого цвета? Красного. А почему у нас нет окон? Из чего их можно сделать? Из квадратов. Молодцы! А почему колеса не могут быть квадратными? Углы будут мешать ехать, правильно.

    Итоги. Что мы с вами сегодня делали? Путешествовали, правильно. Какой формы колеса, помните? А окна? Что мы видели с вами? Много книг и много игрушек. Молодцы, ребятки.

    Не забудем в конце написать самоанализ. Вот, примерно так составляется конспект занятия по ФЭМП. Конечно, более подробные образцы можно в больших количествах найти в Интернете.

    Помните, что мы сочетаем групповую и индивидуальную работу с детками. Так мы обеспечим отличное усвоение материала.

    Вместо послесловия…

    В работе по формированию начальных познаний в математике обязательно нужно использовать разнообразный дидактический материал. Это могут быть палочки и логические блоки Кюзнера, Дьенеша, например. Такие вещи сделают занятия по математике в садике действительно интересными для деток.

    Ну, пока это все. Прошу вас подписываться на новости и делиться ссылками на мои статьи с друзьями.

    С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

    Занятие по ФЭМП во 2 младшей группе: как составить конспект?