Биографии Характеристики Анализ

Эссе возможности применения психотерапии в дефектологии. «Я — педагог» (эссе учителя-дефектолога)

Учитель-дефектолог- самая гуманная профессия на Земле.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

Дефектология тесно связана с психологией, медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.

Работа учителя-дефектолога с такими детьми часто сопряжена большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Эта работа требует большой выдержки, терпения и самообладания, любви и чувства доброты, потому что каждый день, каждый урок нужно будет открывать мир знаний ребенку, отличающемуся от других сверстников своим психическим или физическим развитием.

Козинец П.А., студентка Макеевского Педагогического колледжа;

Бондаренко Э.А., преподаватель русского языка Макеевского Педагогического колледжа.

Другое дело, когда ты входишь в помещение и видишь определенное сообщество — дети. Они и похожи, и не похожи; пытаешься угадать их мысли и с сожалением осознаешь, что для того, чтобы понять, ты должна узнать и принять этих детей такими, какие они есть! А возможно ли ежедневно с радостью принимать объятия «солнечного» ребенка, или может быть педагог просто должен оказать этим детям квалифицированную помощь?

Наверное, именно начало профессиональной деятельности в должности «учитель-дефектолог» в группе для детей с синдромом Дауна дошкольного образовательного учреждения, оказало влияние на то, чтобы задуматься над вопросом: «Толерантность: равнодушие или принятие?».

Начала поиск истины со смысла этого «громкого» слова. Толерантность — термин, по сути, социальный. Обобщая толкования словарей: исторического, политического, юридического, социологического, прихожу к выводу, что толерантность — есть терпимость. Терпимость к мнению, верованию, образу жизни, поведению… Сразу в сознании возникает народное творчество: пословицы, поговорки, ведь не зря же их люди слагали, в них правда жизни: «Не всякое хотение есть терпение», «Терпение дает умение», «Терпение и труд все перетрут», «Всякое зло терпением одолеть можно» и такой мудрости еще много… А как же слово «терпение» обозначил Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»? По Далю «терпеть — терпливать это значит выносить, переносить, нуждаться; крепиться, мужаться, держаться; ожидать, надеяться, быть кротким; снисходить, допускать, послаблять; не спешить, не торопить». Столько синонимов, и все о созидательном, милосердном, значимом, и ни одной мысли о равнодушии!

Каждый эпитет о терпении, способности выносить то же равнодушие, переносить неудачи, сносить тяготы, нуждаться в помощи, страдать тихо; крепиться изо всех сил, перемогать трудности, держаться вместе, стоять, не изнемогая и не унывая до последнего; ожидать радости достижений, выжидать чего лучшего, прилагая силы, надеяться на успех, быть кротким по ситуации, смиряться только перед Богом; снисходить до возможностей, допускать варианты, послаблять темп, потакать по необходимости, поноравливать до поры, давать повадку, как исключение; не спешить делать выводы, не торопить события, «не гнать лошадей», сноравливаться в меру, на все это, как мне кажется, способен педагог, работающий не ради выгоды или славы, а в связи с тем, что по другому он свою деятельность не представляет!

Грамотный педагог — отзывчивый, чуткий человек — сможет и принять, и поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно принять и поддержать, а не понять и пожалеть, потому что, по-моему, жалость — очень болезненное ощущение, осознание какой-то немощности. Но мы же люди живущие в XXI веке! Специалисты! Неужели мы так бессильны, что не можем оказать поддержку тем, кто в ней так нуждается?! А понять… разве поверит мне мама, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна, если я, качая головой, скажу ей: «Как я Вас понимаю…». Конечно, наверное, не всегда и не во всех ситуациях, но думается мне, что истинно понять чувства этой матери можно только пережив и испытав это ощущение незащищенности и безысходности, когда ее ребенок впервые закричал, а медицинские работники одновременно поставили неутешительный диагноз. Что есть толерантность в такой момент? Разве можно остаться равнодушным в такой ситуации? Окружающие пожалели, а значит уже испытали глубокое, социально одобряемое чувство, а мать… мать приняла безусловно!

Выбирая профессию «учитель-дефектолог» я категорично определила для себя: не сочувствие, а поддержка; не жалость, а соучастие; не любопытство, а принятие! И я принимаю детей с ограниченными возможностями здоровья, участвую в их жизни, оказываю им посильную поддержку и квалифицированную помощь! Я не собой горжусь, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №60 «Огонек» г. Нерюнгри Республика Саха(Якутия)

Причины великих событий, как
истоки великих рек, в начале своём
часто мелки и незначительны
Дж. Свифт
Мой жизненный девиз: Жизнь требует движения, хочешь жить для себя, живи для других, делись опытом своим.
Педагогическое кредо: Воспитывай – любя, ведь в каждом ребёнке есть солнце, только дай ему светить.
Всё начинается с детства………

Родилась я 11 декабря 1972 года в крупном промышленном городе Перми расположенном на красивой судоходной реке «Каме». И как гласит мудрость Дж. Свифта «Причины великих событий, как истоки великих рек, в начале своём часто мелки и незначительны» так и я в детстве не могла и предположить, что пойду в такую нелёгкую, ответственную, но всё-таки вместе с тем интересную, творческую профессию педагога. Да и, в общем, то ни один ребёнок не задумывается об этом в детстве. На самом деле мне было предопределено пройти эти для меня «великие события» под названием «Река моей Жизни». Что предстоит мне не просто плыть по течению этой с виду ласковой, спокойной, доброй и тихой реки, а преодолевать порой сложные и бурные течения и подводные камни, которые встречаются на пути каждого взрослеющего человека. Почему сложилась моя судьба так, а не иначе? Спрашиваю себя я, оглядываясь в детство! И всё как будь то бы правильно и хорошо! Да теперь с высоты своего жизненного, да и педагогического опыта я могу позволить себе сделать некоторые выводы.
Основа профессиональной деятельности – это ответ самому себе на вопрос: Почему я этим занимаюсь? Не буду оценивать ответы на этот вопрос других людей. Буду отвечать сама за себя. Мне посчастливилось воспитываться в окружении интеллигентных семей педагогов многих поколений. Моих бабушек тётей и дяди. Мои бабушки Александра Павловна и Анастасия Александровна бы педагоги с огромным стажем работы и отдавали свой нелёгкий труд в сельской школе. Свой первый скромный жизненный опыт получала я от них наблюдая за их работой как бы непосредственно. Но мне было недостаточно смотреть за их работой в дни мои школьных каникул мне хотелось большего. Ну да ничего говорила я себе у меня ведь все педагоги. Тогда мне казалось что только у меня есть тети Светлана Фёдоровна – заведующая детского сада г. Братска, Люция Фёдоровна – методист детского сада г. Усть – Качка Пермского края, и дядя Вилорий Фёдорович –директор ПТУ г. Перми.. Гордилась безмерно. Так или иначе, но замечательные профессии моих родственников незаметно касались и меня. Удивительно, но жгучее желание быть рядом с детьми постоянно тянуло меня к ним. Помню, как не проходила мимо ни одного детского сада, что бы не заглянуть за ограду и не посмотреть, что же там происходит. Как воспитатели играют с детьми. Я думала, что можно спокойно зайти туда, да и бывали такие случаи. Теперь я понимаю, что поступки мои возникали не просто так на пустом месте, это передаётся по наследству. Я получила не только гены от своих предков, но и значительный опыт, пригодившийся мне в выборе профессии и ставшим для меня приоритетным направлением, как бы фарватером на моей «Реке жизни» за что я им безмерно благодарна. И вроде всё так гладко и даже я уже знаю:
Работа, как и человек конкретна, её лицо особое своё
И сделана она не кем–то где–то, всегда есть точный адрес у неё
Продолжается в юности……….
А нет, не всё так спокойно и жизнь приготовила мне свои подводные камни, которые мне предстояло преодолеть. Моё поступление в Иркутский педагогический институт потерпело фиаско. Но, перефразируя известное выражение «Кто не ошибается, тот не работает» могу сказать «Кто не ошибается, тот не учится». А желание моё работать с детством не угасло. И только с ним. С тем миром, который меня окружает. А он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Дети они дети, а не недоросшие взрослые. И принятие ими окружающего мира совершенно не такое как у их родителей и «взрослых» учителей. И порой непонятно и обидно, что мы взрослые насильно насаждаем детям свои взрослые игры под самым благовидным предлогом. «Ведь мы же лучше знаем, что детям надо». Другой это мир. Другой! И доступ в него открыт далеко не всем. И, к сожалению, не открыт он даже многим педагогам, работающим в образовательных учреждениях. А так хочется приподнять эту завесу и отдать детям то что я уже знаю но как? Надо учиться. Я выбрала более длинный путь к своей цели. Но мы же знаем, что цель оправдывает средства. Работая в детском саду «Сказка» я поступила в Братское педагогическое училище № 1. Мой опыт накапливался, но гордиться пока было нечем. И всё-таки за годы учёбы я всё больше понимала, что определёно правильно почувствовала себя и свои чувства в детстве. Но «Река Жизни» крута и непредсказуема и иногда она нам диктует свои требования. Два раза я пыталась круто изменить свою жизнь, уходя из педагогики, но после всё равно в последствии направляла свою судьбу в нужное русло. Может быть, это оттого, что родители мои хоть и не педагоги, но очень интеллигентные люди никогда не навязывали мне своего мнения. Я и сейчас использую это качество в работе с детьми. Многие люди иногда говорят про свою профессию «Это не моё» так вот я могу сказать «Это моё».
Шли годы, я получала жизненный и педагогический опыт, я воспитывала детей, они воспитывали меня. После закрытия детского сада «Сказка» я пришла в детский сад «Огонёк». Работая с малышами, кажется вроде, смотри за ними и все, а нет самый нежный возраст, что заложишь, с тем и пойдут. И так вот я делилась своим накопленным опытом с этими кнопками. Показывала на своём примере, играла. Работа с детьми младшего возраста дала мне всё более и более уверенность в том, что пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живём, что-то делаем и при этом становимся лучше (чуть больше умеем, чуть больше знаем) – значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем. Поэтому важно понимать, что педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. За время работы мне присвоили II квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования. Я постоянно ловила себя на мысли что повышении своей квалификации и высшее образование жизненно мне необходимо. Да и повышение качества образования выдвигает всё новые и новые требования к взаимодействию с детьми, современными методами и приёмами. Работая в детском саду «Огонёк» я не могла с сожалением относиться к детям, которым требуется особая поддержка взрослых. Вот кто особенно нуждается в моём опыте, вот кто требует особенной любви и ласки, думала я. И без особых раздумий поступила в Дальневосточный государственный гуманитарный университет по специальности «олигофренопедагогика» чтобы понять, что у маленького человечка происходит в голове, ведь у него всё не так как у других, а как? Что происходит? Как он реагирует на окружающий мир? А самое главное как помочь?
Часто мои друзья говорят мне ты отчаянный человек, зачем тебе эта коррекционная педагогика. Я только мило улыбаюсь и говорю вам этого не понять. Я ведь духовно богатый человек могу невидимым мне ключиком общаться с любым ребёнком. Не понимают, но и не осуждают.
Ни заканчивается никогда………
Я ни разу не пожалела что получила коррекционное образование потому что это позволило мне так же изучить работу с детьми с нарушением зрения с которыми я работаю на данный момент в начальной школе – детском саду «Малыш». У них своя психология и педагогика. Изучив, её она позволила мне расширить свои интеллектуальные познания. Будучи учителем – дефектологом в 2006 году я прошла, необходимые испытания и по результатам аттестационной комиссии мне была присвоена II квалификационная категория уже как учителя – дефектолога. Но, вспоминая мудрость Аристотеля «Жизнь требует движения» я постоянно передаю своим детям уже взрослый осознанный и постоянно пополняющийся опыт. В 2007 году участвовала в городском открытом занятии «Взаимодействие педагогов и специалистов по подготовке к описательному рассказу по картине». В 2010 году получила сертификат за участие в районном семинаре «Формирование пространства развития предпосылок творческого мышления у субъектов образовательного процесса» и в конкурсе « Зимняя фантазия». Повышаю свой педагогический потенциал курсами квалификации с 2007 по 2010 год. Принимала участие в методических объединениях как образовательного, так и городского уровня. В2008 году написала статью, опубликованную в сборнике «Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов» по теме «влияние поисково-экспериментальной деятельности на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения» Выбрала инновационную деятельность «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на саморазвитие дошкольника с особыми образовательными потребностями» и обобщила опыт на педагогических чтениях в 2010 году. Считаю, свой выбор удачным и возвращаясь к напечатанному выше повторюсь педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии, а именно эта деятельность позволяет проживать вместе с детьми их жизненный опыт не навязывая им своего обучения.
Хочу отметить что, передавая свой педагогический опыт детям, я понимаю да нелегко, да отнимает много времени, но зато как приятно осознавать себя полезным кто-то скажет избитую фразу «обществу», а я скажу детям, получать отдачу и гордиться их успехами.
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал.
Почему-то вспоминается фильм «Москва слезам не верит» где главная героиня говорит «Если бы я не обожглась так сильно, то ничего из меня не получилось» Я, конечно, не обжигалась так сильно. Но если бы не было у меня этапов моего жизненного становления, и не прошла бы я эту «Реку Жизни» ничего бы из меня не получилось.
Оглядываясь назад, могу утверждать опыт, переданный мне моими родственниками, я передала большому количеству детей. Только дети этого ещё не знают и мои учителя – родственники уже не узнают печально, но такова жизнь. Я горжусь, что своей стороны стала продолжателем замечательной династии педагогов и крепким связующим звеном. Как говорил Козьма Прутков «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» Я думаю, ответила на поставленный мною в самом начале вопрос.
У судьбы не требуя уступок,
Не винюсь ни в чём перед судьбой.
Главное на свете – есть поступок.
Действие, рождённое тобой
Сергей Островой.

Надежда Козырева
Эссе «Моя профессия учитель-дефектолог»

ЭССЕ

«Я педагог – дефектолог»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».

В. О. Ключевский

Почему я выбрала профессию учителя-дефектолога ?

Профессия моя – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» деткам. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других факторов, всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.

Наибольшее преимущество моей работы – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными возможностями, просто неоценима. А главная награда мне, как педагогу – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата в развитии детей.

Да, в нашей профессии много трудностей , но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед.

Я получаю удовольствие от своей работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя специальность чрезвычайно востребована.

Учитель -дефектолог – это мое призвание, это – непрестанное учение, мой образ жизни и благая цель!

Я учитель-дефектолог !

Что особенного в том!

Обо мне все узнают,

когда беда приходит в дом…

Из рук родителей приняв

«Цветок» , израненный и хрупкий,

Я быстро вспомню все науки

И про вселенскую любовь!

Я не одна, мои коллеги

Плечо подставят, ободрят

И добрым словом, и советом,

Благое дело сотворят!

Какие мои педагогические принципы?

Мой первый принцип очень прост :

Дарить тепло, энергию и знанья!

Второй такой : всегда учись!

И ничего не оставляй без своего вниманья!

А третий принцип, он как клятва Гиппократа :

Не навреди! Его мне объяснять не надо.

С душой к работе надо относиться,

Чтоб результатом после насладиться!

Комфортность в воспитании и обучении -

Основа мотивации в учении!

Великой силой знанья обладая,

Не забываю никогда :

Учитель ведь не только я ,

Меня питомцы тоже обучают.

Всегда быть в тонусе мне помогают,

На пульсе педнауки руку мне держать

И никогда не унывать!

Не знаю грани в личной жизни и работе.

Все чередом идет,

Всегда в заботе.

Так день проходит ото дня.

Люблю свою работу я,

Скажу вам честно!

Готова многое стерпеть.

И надо многое успеть!

Современному образовательному учреждению нужен современный педагог – это требование времени.

Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть нового образовательного учреждения.

Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии.

Однако главенствующая роль по-прежнему принадлежит педагогу. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности педагога-дефектолога.

«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя » - писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог

Уча детей, учусь и сама! Только любовь к своей профессии помогает преодолевать трудные шаги в мире учительского дела . Моя профессия – это постоянное познание нового и ежедневное творчество.

Я в непрерывном поиске, движении : как показать ребенку доступно мир вокруг, как научить его разумному мышлению и познавать тепло от наших рук; как не увянуть, а вперед идти.

В своей коррекционно-педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии. Работаю в трех направлениях : технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии; так как в концепции современного дошкольного образования предусмотрено сохранение и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применяю в работе ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) . Разрабатываю электронно-образовательные ресурсы в таких программах, как Word, Power Point, Publisher, Activ Inspire. Занятия провожу в форме игр, экспериментов, создании проблемных ситуаций, использую поисковые задания (например, найти что-то новое в группе, зимнем саду, выставки, презентации, которые обогащают занятия наглядностью, дают возможность услышать звуки окружающего мира, голоса птиц и животных.

Постоянно знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике. Читаю современные публикации, статьи в педагогических журналах. Посещаю и участвую в методических объединениях учителей-дефектологов , семинарах, конференциях. Изучаю опыт коллег посредством глобальной сети интернета, которые дают возможность расширять и модернизировать средства коррекционной работы. Также, в целях повышения уровня профессиональных знаний и совершенствования личных деловых качеств.

За последние годы очень изменились цели и задачи образования. Реализация нового национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность прежде всего социализации личности. На первый план выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому я считаю, что главное – помочь ребенку стать успешным человеком. Не сформировать личность, а создать условия для реализации его способностей; не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи; не наказать в случае неудачи, а помочь преодолеть ее, вовремя протянув руку.

«Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями». Конфуций.

Мое понимание миссии педагога в современном мире :

Мои воспитанники малы, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в детские годы сказывается на протяжении всей жизни человека.

Дети подмечают все : мое настроение, внешний вид, поэтому всегда нужно быть собранной, ухоженной, современной. Прежде чем учить и воспитывать , надо расположить к себе ребенка, стать ему другом.

Личность педагога – основное условие и средство успеха педагогического процесса.

Мы, педагоги, создаем будущее. От того как мы сработаем, зависит успех нашей страны и мира. Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности , которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться, в первую очередь, должен сам педагог. Увеличение информационного потока, применение новых технологий – все это реалии сегодняшнего дня. Моя педагогическая философиянаучить детей верить в себя , понимать и уважать других, а добиться этого можно только благодаря сотворчеству педагога и ребенка.

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности , тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской » деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности , доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В современном образовании детей с проблемами в развитии учитель -дефектолог выполняет особую миссию, в которой можно выделить два связанных между собой компонента : гуманистический и социальный.

Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в развитии, раскрытие и реализацию их возможностей.

Социальный компонент связан с обеспечением подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме, что сопряжено с воздействием на общественное сознание людей, с целью воспитания толерантного отношения к людям с особыми возможностями. Это, в свою очередь, развивает нравственное сознание современного общества и дает возможность успешной социализации детей и взрослых с проблемами в развитии.

На меня, как на учителя-дефектолога , возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Эссе «Моя педагогическая философия»

Батина Светлана Юрьевна

«Умение воспитывать -
это все-таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А.С.Макаренко.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать педагогом. Считала, что среди множества различных профессий на земле, эта профессия — самая интересная и привлекательная.

Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Для меня профессия педагога — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии учителя-логопеда, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир.

Я работаю в детском саду учителем-логопедом, «учу слову», работаю с детьми, имеющими нарушения речи. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить дошкольников к усвоению школьных образовательных программ. И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда нам удается «завести моторчик», научиться правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребенка «вырастают крылья», когда он может выразить свое мнение, сказать то, о чем думал и мечтал.

Работая в детском саду, я увидела, как трудно детям, имеющим нарушения речи. Они были замкнуты, неуверенны в себе, раздражительны, обидчивы, вследствие чего у них возникали трудности в общении с окружающими. Эти дети не могли в полной мере выразить свои желания, объяснить, спросить, наладить контакты со своими сверстниками. Мне очень хотелось помочь таким детям, поэтому вполне осознанным было мое поступление в пединститут на дефектологический факультет по специальности учитель-логопед.

Я работаю с «особыми» детьми. Такие дети обладают меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к внешнему миру, и здесь моя задача - раскрепостить ребенка, помочь ему принимать себя таким, какой он есть, почувствовать себя уникальным, значимым в коллективе, команде, обществе.

Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко - обучать и воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Дети - самая большая ценность на земле, это те, во имя кого мы живём.

Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике; использую новые инновационные технологии (ИКТ, интернет-ресурсы); расширяю и модернизирую средства коррекционно-логопедической работы. Прав профессор В.М.Лизинский: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

У меня есть главное - терпение, оптимизм и любовь к детям. Желаемый результат будет не скоро, но постепенно, маленькими шажками изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть успехи детей, достигнутые упорным, кропотливым трудом, слышать слова благодарности от родителей. Я - учитель-логопед. Я произношу эти слова с чувством гордости, я помогаю людям стать счастливее!