Биографии Характеристики Анализ

Холод – друг, а не враг. Польза низких температур для красоты и здоровья

Зима нынче пришла рано - морозов в октябре не было давно. Синоптики уверяют: это всерьез и надолго. Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд пообещал, что наступающая зима будет самой холодной почти за четверть столетия: средняя температура в Москве составит 10 градусов ниже нуля, с возможными перепадами от минус восьми днем до минус 28 ночью. Председатель президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН академик Владимир Мельников сделал более длительный прогноз. По его словам, холодными будут ближайшие 30-35 зим. Дело в том, что в мире существуют климатические циклы. Предыдущий цикл был теплым и, по словам академика, должен был закончиться несколько лет назад, но из-за повышенной солнечной активности затянулся. Теперь же природа возьмет свое.

Есть старый анекдот про то, как профессию финансового аналитика придумали, дабы синоптики хорошо выглядели на их фоне. В последнее время в социальных сетях стали популярными ссылки на комментарии экспертов, которые пару месяцев назад призывали не покупать валюту, поскольку, мол, никаких предпосылок для падения рубля нет. Тем не менее мы все-таки решили обратиться к аналитикам, чтобы узнать, как может сказаться на российской экономике предполагаемое похолодание.


Первый блин вышел комом. Ведущий эксперт крупной управляющей компании, на условиях анонимности, обрушился с резкой критикой на конкурентов-синоптиков. По его мнению, у Гидрометцентра нет достаточной научной базы, чтобы спрогнозировать даже ближайшую зиму, не говоря уже о долгосрочном периоде. А значит, говорить о грядущем похолодании - то же самое, что о падении гигантского метеорита или прилете инопланетян - предсказать их с достаточной долей достоверности невозможно. В связи с этим рассуждать о том, что произойдет с экономикой России в случае наступления морозного климатического цикла, он категорически отказался.

Завсектором «Промышленность и инфраструктура» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, в свою очередь, самый ощутимый плюс от похолодания видит в заметном увеличении, как внутреннего, так и внешнего спроса на энергоносители. Благодаря этому ежегодно ВВП будет дополнительно получать до 1%, полагает Кондратьев. Положительные изменения ощутят не только нефтяная и газовая, но и угольная промышленность - мы экспортируем уголь в Китай, Японию и Южную Корею. Минусом же в данном случае будет увеличение расходов граждан, вынужденных оплачивать обогрев помещений. Впрочем, правительство при желании сможет компенсировать издержки малообеспеченных россиян за счет возросших нефтегазовых доходов.

Вторым гипотетическим плюсом для России станет усложнение ледовой обстановки на Северном морском пути. Казалось бы, открытие транзита из Азии в Европу через Ледовитый океан сулило нашей стране существенные транзитные барыши, но на деле не все так просто. Если в случае глобального потепления этот путь откроется для «обычных» судов, Россия будет вынуждена тратить немалые деньги на обеспечение безопасности своих северных рубежей, которые сейчас надежно прикрыты льдом. Будет простаивать наш ледокольный флот - крупнейший и мощнейший в мире. Так что похолодание и восстановление ледового покрова на Севморпути может негативно сказаться лишь на прибылях западных перевозчиков, а для России ситуация выглядит вполне позитивно - наши ледоколы смогут зарабатывать на проводке иностранных судов, а граница по-прежнему будет на замке.


Третье важное изменение, которое может произойти в случае серьезного похолодания, коснется потребительских предпочтений граждан, отмечает Кондратьев. В холодную погоду люди менее склонны выходить из дома - а значит, реже занимаются шопингом, посещают кафе и рестораны. В результате у классических ритейлеров и рестораторов прибыль уменьшится, а у интернет-торговцев и служб доставки - увеличится. Разумеется, могут выиграть легкая и текстильная промышленность, а также производители меховых изделий, ведь россияне будут больше покупать теплых вещей.

Еще один плюс холодной погоды, о котором регулярно напоминают медики - сокращение сезонных эпидемий гриппа и ОРВИ. Во время настоящих сибирских морозов подцепить вирус практически невозможно. А вот «европейская» зима с температурой около нуля - желанная среда для всевозможных респираторных инфекций.

Надо сказать, в зафиксированной истории человечества было несколько холодных периодов - длинных и не очень. В Европе морозной была первая половина XIV века (снег шел даже в солнечной Италии), а в результате вызванного неурожаем Великого голода погибли миллионы людей, почти четверть городского населения. Следующее сильное похолодание началось в XVII веке и продлилось с небольшими перерывами почти двести лет. Замерзали Ла-Манш и Босфор, даже Адриатическое море, в России бывали годы, когда морозы ударяли в июле-августе, а снег ложился уже в сентябре. Во Франции и Германии птицы замерзали на лету, и это не литературное преувеличение. В конце XVIII века в Париже снег лежал до апреля.


Некоторые западные историки утверждают, что если бы не ранние и морозные зимы в 1812 и 1941 годах, то и Наполеон, и Гитлер были бы гораздо успешнее в своих «восточных походах». Это, безусловно, ложь, но и отрицать помощь генерала Мороза в обеих Отечественных войнах также нельзя. Французские и немецкие завоеватели не учли климатический фактор - и заслуженно поплатились.

Конечно, прогнозы синоптиков о грядущем похолодании могут не сбыться. Но даже если долгие и холодные зимы вновь станут нормой, опасаться гражданам России нечего. Морозостойкость во все века была нашим конкурентным преимуществом, и в XXI веке ситуация ничуть не изменилась.

Почему же следует остерегаться мороза ? Каждый человек имеет вегетативную нервную систему, свою частоту сердечных сокращений, большее или меньшее потоотделение, выше нормального или ниже него артериальное давление и тому подобное.

Те, у кого не все в порядке с вегетативной нервной системой, больше потеют. Соответственно, они будут сильнее мерзнуть , чем люди с сухой кожей. Также будут хуже чувствовать себя люди с пониженным артериальным давлением. Таким людям желательно чаще посещать спа салон (http://royalbeauty.ru/katalog/spa-salony)»», там они не только смогут улучшить свой внешний вид, но отдохнуть душевно, пройти расслабляющие процедуры, что, несомненно, положительно скажется на состоянии и вегетативной нервной системы, и поможет нормализовать давление.

На морозе также может развиться ангиоспазм – спазм периферических сосудов. Тогда не будет комфортно на улице, быстро будут замерзать кисти и стопы.

Большое значение имеет то, поел человек, или нет. Сытые люди будут хорошо чувствовать себя на морозе. У голодных же организм будет выделять мало тепла, поэтому их и будет донимать холод.

К чему может привести переохлаждение?

Оно может спровоцировать многие болезни верхних дыхательных путей, в частности, пневмонию. Значительное переохлаждение может вызвать и ангиоспазм крупных периферических сосудов, а, следовательно, обморожения рук и ног.

Казалось бы, люди под хмельком должны лучше чувствовать себя на морозе, но они, наоборот, очень быстро замерзают. Именно в алкоголиков чаще всего случаются обморожения конечностей.

Также от простуды нерва начинается неврит, ишемия. Нервные стволы, клетки очень чувствительны. Когда возникает ишемия, к ним не поступает кровь, не хватает кислорода и глюкозы.

В целом больные люди быстро замерзают. У них ослабляется иммунный статус, который обычно играет большую роль в компенсации, адаптации.

А бывает аллергия на холод?

Да, есть холодовая аллергия и холодовая стенокардия. У больных на такие недуги краснеют руки, а кожа – чешется. Холодовая же стенокардия дает себя знать спазмом сосудов и болевым синдромом. Нужно отметить, что здесь имеет значение не только фактор холода, но и совпадение метеорологических свойств: низкая температура и высокая влажность воздуха. Мороз, скажем, в Магадане люди нормально выдерживают, поскольку воздух там сухой.

Как можно уберечься от неприятностей морозной погоды?

Людям, которые плохо себя чувствуют на холоде, следует закрывать рот шарфом, принимать перед выходом свои, назначенные врачом, препараты — например, нитроглицерин, валидол и т.д. Больным же холодовой аллергией следует носить теплые перчатки (не на отдельные пальцы) и шерстяные носки.

А для кого полезна зимняя морозная погода?

Когда влажность воздуха 40-60 процентов, а воздух – морозный и озонированный, тогда легко дышать. Это всем полезно – и здоровым, и больным.

"Друг или враг" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Зимой холодно. Надваем тёплую рубашку, поверх свитер, потом ещё шубу всё равно холодно. Мороз и под шубу забирается, и за нос щиплет, и пальцы леденит. С морозом не шути! Зазеваешься - плохо придётся: обморозишься! Значит, мороз - враг? Конечно! Зимой и автомашину трудно завести, и пароходы и баржи стоят - вмёрзли в лёд и ждут весны. А попробуй зимой не отапливай дома - вода замёрзнет в трубах - они лопнут. Всем от мороза достаётся. А если бы не было мороза? Не было бы зимы. Как было бы плохо! Не кататься тогда с горки на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Если бы не было мороза, испортитлось бы мясо и не попробовать мороженого. Значит, мороз - друг? Конечно! Ведь холод помогает теперь людям во многих сложных делах: и варить сталь, и строить города, и летать в космос, и лечить от болезней. Прежде люди только прятались от холода: грелись у костров, строили тёплые жилища, шили тёплую одежду, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. И так и так правильно. "Прошлогодний снег" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Часто говорят, о чём-то прошедшем, чего нельзя уже найти и вернуть, "искать, как прошлогодний снег". Эта старая и мудрая поговорка, вообще говоря, не совсем точна. Оказывается, пошлогодний снег, снег пошлой зимы, найти не так трудно. Легче всего отыскать его высоко в горах. Лежит он там на вершинах белыми шапками и даже в сильную жару не тает. А ещё прошлогодний снег можно найти в тенистом лесном овраге под слоем старых листьев. Он плотный, голубоватый и потихоньку тает. Вокруг лето. Июнь на дворе, а здесь островок зимы. Солнышку сюда не пробраться и ветру не долететь. Но люди подсмотрели, как природа ледник устроила, и сами стали запасать лёд впрок. Осенью в укромном тенистом месте углубляют землю и устилают соломой. А как наступит зима и после крепких морозов нарастёт лёд на реке, вырубают из него кирпичи и складывают в приготовленное место. Ровно. Один к одному. И всё время ещё водой поливают. Получается за зиму цельная глыба льда. Но вот начинает весна подбираться, звенеть капелью - самое время прятать ледник от солнца и тепла. На лёд кладут слой соломы, сверху засыпают опилками, а поверх опилок - торфом. Готово! Получился чёрный бугор. Через некоторое время он зарастёт травой, зазеленеет, и не будет знать травка, что под ней настоящая зима прячется. Когда надо, люди откалывают кусок льда и снова аккуратно закрывают ледник, чтобы тепло не пробралось, не растопило его. Так прошлогодний снег и служит людям до новой зимы. "Сухой лёд" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Купил однажды мальчик мороженое. К бумажной обёртке прирос кусочек льда. Стал мальчик смотреть, как тает лёд. Вот всё меньше и меньше льдинка совсем исчезла. А на том месте, где она была, ничего не осталось. Даже маленькой капельки воды! Что же это за лёд такой сухой? Может, он и не из воды вовсе? Правильно - не из воды. Сосулька ледяная тает - вода капает, а этот лёд растаял - никаких следов, потому что люди сделали его из газа, который называется "углекислый газ". А лёд назвали сухим льдом. Сухой лёд такой холодный, что его нельзя брать голыми руками - сразу обморозишь! Он намного холоднее обычного, но ведь разный лёд нужен людям: потеплее и похолоднее. Яблоки, например, на сильном морозе промёрзнут и станут невкусными, а мороженое без сухого льда растает и потечёт. А так сложил в ящик пломбиры, сверху льда сухого набросал - долго будет храниться мороженое даже в самый жаркий июльский день. Вынешь пачку она твёрдая, как камень! Лёд тает, мороженое сохраняет, и сухо. У каждого льда своя работа. "Мороз выручил" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Однажды, когда в Москве стоили метро, случилось вот что. Вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую вязкую землю - настоящее болото. Мягкая почва, а не возьмёшь никак. Ползёт. Обваливается. Вода кругом сочится, ручьями бежит. Что делать? Стали думать, как дальше в таком грунте тонннель вести. Разные способы предлагали строители, но то дорого выходило, то не очень надёжно. А рисковать нельзя - под землёй люди, машины. Помогли стоителям шахтёры. Они, оказывается, уже пробовали вести под землёй тоннели в таком опасном грунте. Заморозили тогда подземное болото с помощью холодильных машин, оно стало совсем твёрдым. А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. Когда земля оттаяла и снова распустилась, то вода уже не смогла просочиться внутрь тоннеля. Так впервые мороз помог московским метростроевцам. С тех пор уже много раз пользовались этим способом, когда встречались на пути подземные болота - плывуны. Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде. Ведь в тех местах почва болотистая, много подземной воды, а вокруг озёра и море рядом. Но испытанный способ не подвёл. Теперь прекрасное метро в городе Петербурге!

Фамилия__________________ Имя__________________________

Школа____________________ Класс_________________________

Дорогой первоклассник!
Тебе предстоит выполнить важную и интересную работу.
Внимательно читай каждое задание.
Надеемся, у тебя всё получится! Желаем тебе успехов!

Друг или враг

Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.

Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.

А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?

Прежде люди только прятались от холода, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. (84 слова)

Русский язык и литературное чтение

2. Определи жанр этого произведения. Отметь v подходящий ответ.

    • Сказка.
    • Рассказ.
    • Стихотворение.

3. Найди в тексте предложение, состоящее из трёх слов. Выпиши его. ______________________________

Проверь себя. Если нужно, исправь.

Раздели слова в предложении (если это можно сделать) на слоги вертикальной чертой, поставь ударение.

*Отметь v подходящий ответ.

Если в предложении спрашивается о ком-то или о чём-то, такое предложение называется:

  • побудительным;
  • вопросительным;
  • повествовательным.

4*. Найди и подчеркни в тексте восклицательное предложение. Пользуйся линейкой и простым карандашом.

5. Выпиши из текста выделенные слова. Подчеркни в записанных словах карандашом буквы гласных звуков. Определи количество букв и звуков в каждом слове.

    Букв, _ звуков

    Букв, _ звуков

6*. Какое слово в тексте близко по значению слову “мороз”?

Запиши. _____________

    Какое слово в тексте противоположно по значению слову “друг”?

    Запиши. ______________

7*. Соедини линией слова из левого столбика со словами из правого.

8*. А как считаешь ты, мороз – друг или враг? Почему? Запиши ответ. Постарайся выразить свою мысль кратко и точно.

______________________________________

9. Внимательно прочитай слова.

Рубашка, машина, лыжи, мороженое, свитер, шуба, санки, снежки, пароходы.

Распредели эти слова в 3 группы.

Какое слово не относится ни к одной группе? Подчеркни его простым карандашом.

Математика

10. Сосчитай и запиши, сколько предметов каждого вида изображено на рисунке. Сравни записанные числа.

*Составь выражение и найди его значение.

На сколько пароходов меньше, чем машин? ______________________

На сколько машин больше, чем пароходов? ______________________

11*. Внимательно прочитай условие.

    “За день в магазине продали 5 санок и 4 пары лыж”.

    Какой вопрос можно поставить к этому условию? Отметь v подходящий ответ.

      • Сколько всего санок продали за день в магазине?
      • Сколько всего лыж продали за день в магазине?
      • Сколько всего санок и лыж продали за день в магазине?

Запиши решение к получившейся задаче. ___________________________________

Окружающий мир

12. О каком времени года говорится в тексте? Отметь v подходящий ответ:

  • о весне;
  • о лете;
  • об осени;
  • о зиме.

В какую группу можно отнести каждый нарисованный объект? Соедини линией.

Интегрированная комплексная работа носит диагностический характер и позволяет отследить процесс формирования у обучающихся метапредметных умений.

Учитель оценивает выполнение каждого задания итоговой работы в баллах, ориентируясь на критерии оценивания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, также ставится 0 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил: если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно; если наряду с верным ответом дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение заданий двух отдельных частей (базового и повышенного уровня) и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы.

Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение .

Достижение базового уровня – правильное выполнение 50-65% заданий базового уровня (без *).

Достижение повышенного уровня – правильное выполнение 65% базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня (*).

Базовый уровень подготовки (вопросы и задания без *)

Задание 1.

Предмет: литературное чтение.

Раздел программы: виды речевой и читательской деятельности (чтение вслух, чтение про себя).

Критерии оценивания.

Обучающийся прочитал

  • более 25 слов в минуту – 4 балла,
  • 20 – 25 слов в минуту – 3 балла,
  • 15 – 20 слов в минуту – 2 балла,
  • менее 15 слов в минуту – 1 балл.

Примечания. Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и замеряет временной интервал в 1 минуту. По повторному сигналу учителя учащиеся отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если отсчет времени ведется не с первого слова (дано некоторое время “вчитаться”), то дети ставят “галочку” и по первому сигналу учителя. В этом случае необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями. Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат.

Задание 2.

Предмет: литературное чтение.

Раздел программы: литературоведческая пропедевтика.

Планируемые результаты обучения: представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно определил жанр произведения (рассказ) – 1 балл.

Итого максимально – 1 балл.

Задание 3.

Предмет: русский язык.

Раздел программы: орфография и пунктуация, система языка (фонетика, синтаксис).

Планируемые результаты обучения: безошибочно списывать текст, делить слова на слоги, находить в слове ударные и безударные гласные звуки, различать предложения и слова.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • выписал предложение, состоящее из трех слов (Значит, мороз – враг? или Значит, мороз – друг?) – 1 балл,
  • выписал предложение без ошибок и искажений букв – 1 балл,
  • верно разделил слова на слоги (знаІчит, моІроз) – 1 балл,
  • правильно поставил ударение над словами (знaчит, морoз; над словами из одного слога – друг, враг – знак ударения не ставится) – 1 балл.

Итого максимально – 4 балла.

Примечания. Если сделаны аккуратные исправления, на оценивание это не влияет.

Задание 5.

Предмет: русский язык.

Раздел программы: система языка (фонетика, орфоэпия, графика).

Планируемые результаты обучения: различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, различать звуки и буквы, определять функцию ь и букв е, ё, ю, я , устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка .

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • выписал слова, выделенные в тексте (зимой, тёплую, пальцы), – 1 балл,
  • выписал слова без ошибок и искажений букв – 1 балл,
  • верно подчеркнул буквы гласных звуков в словах (зи мо й, тё плую , па льцы ) – 1 балл,
  • верно определил количество букв и звуков в каждом слове (зимой – 5 б., 5 зв.; тёплую – 6 б., 7 зв.; пальцы – 6 б., 5 зв.) – 1 балл.

Итого максимально – 4 балла.

Примечания. Слова могут быть выписаны в любом порядке; если какое – то слово выписано не то, но остальная часть задания выполнена верно (слова выписаны без ошибок, правильно подчеркнуты гласные, правильно определено количество букв и звуков в каждом слове), снижение общего количества баллов за задание возможно только по критерию “выписал слова, выделенные в тексте”.

Задание 9.

Предмет: русский язык.

Раздел программы: лексика, орфография и пунктуация.

Планируемые результаты обучения: классифицировать слова по значению в тематические группы, безошибочно списывать.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно составил тематическую группу слов “Одежда” (рубашка, свитер, шуба) – 1 балл,
  • верно составил тематическую группу слов “Транспорт” (машина, пароходы) – 1 балл,
  • верно составил тематическую группу слов “Зимние развлечения” (санки, лыжи) – 1 балл,
  • верно нашел и подчеркнул карандашом “лишнее” слово (мороженое) – 1 балл,
  • записал слова без ошибок и искажений букв – 1 балл.

Итого максимально – 5 баллов.

Примечания. Слова в каждой группе могут быть записаны в любом порядке.

Задание 10.

Предмет: математика.

Раздел программы: числа и величины, арифметические действия.

Планируемые результаты обучения: читать числа первых двух десятков и записывать их с помощью цифр; сравнивать изученные числа с помощью знаков больше (>), меньше (<), равно (=); понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием; выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно указал количество машин (6) и пароходов (4) – 1 балл,
  • поставил знак больше (>) между числами - 1 балл,
  • верно нашел результат вычитания при составлении выражения – 1 балл.

Итого максимально – 3 балла.

Примечания. Если количество предметов сосчитано неправильно, но верно составлено неравенство (машин больше, чем пароходов), начисляется 1 балл; если выражения составлены неверно, но результат вычислен правильно, начисляется 1 балл.

Задание 11.

Предмет: математика.

Раздел программы: работа с текстовыми задачами, арифметические действия.

Планируемые результаты обучения: различать математический рассказ и задачу, выбирать действие для решения задач, выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно выбрал действие для решения задачи (5+4=) – 1 балл,
  • верно записал число – ответ (9) – 1 балл,
  • верно записал наименование (вещей, штук, предметов и т.п.) – 1 балл.

Итого максимально – 3 балла.

Задание 12.

Предмет: окружающий мир.

Раздел программы: человек и природа.

Планируемые результаты обучения: различать объекты природы и предметы, сделанные человеком.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно определил время года, о котором говорится в тексте (зима), – 1 балл,
  • верно определил объекты природы (снег, горы, сосулька) – 1 балл,
  • верно определил предметы, сделанные руками человека (снеговик, коньки), - 1 балл.

Итого максимально – 3 балла.

Общее количество баллов – 27.

Повышенный уровень подготовки (вопросы и задания *)

Задание 3*.

Предмет: русский язык.

Планируемые результаты обучения: различать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные).

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • правильно определил вид предложения по цели высказывания (вопросительное) – 1 балл.

Итого максимально – 1 балл.

Примечания. Если выписано не то предложение, но верно определен его вид по цели высказывания, начисляется 1 балл.

Задание 4*.

Предмет: русский язык.

Раздел программы: система языка (синтаксис).

Планируемые результаты обучения: различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • подчеркнул в тексте восклицательное предложение (Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать!) – 1 балл,
  • подчеркнул предложение, пользуясь линейкой и простым карандашом, – 1 балл.

Итого максимально – 2 балла.

Задание 6*.

Предмет: русский язык.

Раздел программы: система языка (лексика).

Планируемые результаты обучения: на практическом уровне различать синонимы, антонимы (без введения понятий).

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно записал синоним слова мороз (холод) – 1 балл,
  • верно записал антоним слова друг (враг) – 1 балл,
  • записал оба слова без ошибок – 1 балл.

Итого максимально – 3 балла.

Задание 7*.

Предмет: русский язык.

Раздел программы: система языка (состав слова).

Планируемые результаты обучения: находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно соединил пары слов: друг – дружить, лёд – леденит, мороз – мороженое, холод – холодно – 1 балл.

Итого максимально – 1 балл.

Задание 8*.

Предмет: литературное чтение.

Раздел программы: виды речевой и читательской деятельности.

Планируемые результаты обучения: формулировать несложные выводы.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • четко выразил свою мысль (Друг, потому что… или Враг, потому что… или И не друг, и не враг, потому что…) – 2 балла,
  • дал односложный ответ (Друг. Враг. И не друг, и не враг.) – 1 балл.

Итого максимально – 2 балла.

Примечания. Наличие/отсутствие орфографических или пунктуационных ошибок не оценивается.

Задание 10*.

Предмет: математика.

Раздел программы: арифметические действия.

Планируемые результаты обучения: понимать и использовать термины “выражение” и “значение выражения”, находить значения выражений в одно – два действия.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • верно составил выражение к первому вопросу (6 – 4=2) – 1 балл,
  • верно составил выражение ко второму вопросу (6 – 4=2) – 1 балл.

Итого максимально – 2 балла.

Примечания. Если выражения составлены верно (одно или оба), а значения вычислены неправильно, баллы все равно начисляются, так как проверка навыка счета относится к базовому уровню.

Задание 11*.

Предмет: математика.

Раздел программы: работа с текстовыми задачами.

Планируемые результаты обучения: рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неправильные.

Критерии оценивания.

Обучающийся

  • отметил нужный вопрос к условию задачи (Сколько всего санок и лыж продали за день в магазине?) – 1 балл.

Итого максимально – 1 балл.

Общее количество баллов – 12.

Информационные источники

  • Контрольные и проверочные работы. 2 – е полугодие. Система Л.В.Занкова / Сост. С. Г. Яковлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012. – 128 с.
  • Логинова О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б. Логиновой -3 – е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 80 с.
  • Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова http://www.zankov.ru/
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3 – е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
  • Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 2011. – 224 с.
  • Яндекс. Картинки
  • МБОУ «Новоаннинская гимназия»

    1. Основная информация о работе 2

    2. Текст итоговой комплексной контрольной работы 3

    4. Использованные источники информации 12

    Основная информация о работе

    Структура

    Объект оценки

    Связь с учебными предметами и программами

    Число заданий

    базового уровня

    Число заданий повышенного уровня

    Время выполнения

    Работа с информацией

    Литературное чтение

    Русский язык

    Решение учебно-практических задач

    Математика

    Решение учебно-практических задач

    Окружающий мир

    Рефлексия

    Итого

    90 минут

    Примечание:

    Блоки интегрированной работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю, на них может отводиться от20 до 25 минут урока в зависимости от сложности заданий.

    1. Все задания выделены жирным шрифтом и пронумерованы.

    2. Задания повышенного уровня выделены жирным курсивом.

    3. Предложены задания трёх типов:

    · Выбор ответа (ВО)

    · Краткий ответ (КО)

    · Развёрнутый ответ (РО)

    Итоговая комплексная контрольная работа за год

    1 класс. Развивающая система

    Фамилия имя____________________________________________

    Класс___________________________________________________

    Друг или враг

    Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.

    Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.

    А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?

    Прежде люди только прятались от холода, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.

    I. Тест по литературному чтению.

    Задание Л-2 . Определи и отметь R, текст «Друг или враг» это:

    а) .gif" width="23" height="23"> научная статья;

    б) .gif" width="23" height="23"> сказка;

    в) .gif" width="23" height="23"> рассказ.

    Задание Л-3 . Найди в тексте второе предложение и отметь R предмет, о котором в этом предложении не упоминается.

    Gif" width="23" height="23">

    Gif" width="23" height="23">

    Gif" width="23" height="23">.gif" width="25" height="25 src=">

    Задание Л-4 . Как ты думаешь, о чём этот рассказ? Напиши.

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Задание Р-1. 1) Определи количество слогов в словах. Отметь вариант ответа, где сделана ошибка.

    2)Если сможешь, исправь ошибку.

    а) санки – 2 слога;

    б) мороженое – 4 слога;

    в) друг – 1 слог.

    Задание Р-2. Определи, с какого звука начинается слово МОРОЗ . Придумай и запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую этот звук.

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Задание Р-3 . Найди в тексте и спиши три первых предложения. Проверь. Если надо, исправь.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Задание Р-4 . Сколько в тексте вопросительных предложений? Отметь правильный вариант ответа.

    III. Тест по математике.

    Задание М-1. Найди закономерность. Продолжи последовательность сумм.

    1 + 2.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">

    Gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23"> + .gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23"> + .gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">

    Задание М-2. Проверь, правильно ли нашли значения выражений Дед Мороз и Снегурочка. Если найдёшь ошибку, исправь. Подчеркни разность, значение которой равно наибольшему однозначному числу .


    Задание М-3. Составь по рисунку задачу. Запиши решение и ответ.


    Ответ:

    IV. Тест по окружающему миру.

    Задание О-1. Какое время года наступает после зимы? Выбери правильный ответ.

    Задание О-2. Найди на рисунке и обведи зеленым карандашом объекты живой природы.

    654 " style="width:490.35pt;border-collapse:collapse;border:none">

    № и тип задания

    Выставление баллов за задания базового уровня

    Техника чтения 25-30 слов в минуту – 2 балла; 20-24 слова – 1 балл; менее 20 слов – 0 баллов.

    в) рассказ - 1 балл.

    За правильно выбранный вариант ответа б) мороженое - 1 балл.

    За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.

    Подчеркнул нужную букву – еще 1 балл.

    Если списаны без ошибок (или сам исправил ошибки) все три предложения – 3 балла, списаны правильно не все предложения или все предложения, но допущены 2-3 ошибки – 2 балла; больше ошибок – 0 баллов.

    Если верно найдена закономерность и решены примеры – 3 балла; 1-2 вычислительные ошибки – 2 балла; найдены значения выражений, но не продолжена закономерность – 1 балл.

    Записано решение и ответ – 3 балла; допущена вычислительная ошибка – 2 балла.

    За правильно выбранный вариант ответа а) весна - 1 балл.

    Если отмечены деревья, дети, ворона - 2 балла;

    не отмечен какой-то один объект - 1 балл,

    если две более ошибок – 0 баллов.

    Если все вписано верно (Россия, декабрь, январь, февраль и название города) – 3 балла; допущена 1 ошибка – 2 балла; две и более – 0 баллов.

    Итого

    23 балла

    Результат

    Если ученик выполнил более 65% заданий, набрал более 15 баллов – он достиг планируемого результата на высоком уровне,

    Если ученик выполнил 50-65%, набрал 11-14 баллов – он достиг планируемого результата на базовом уровне,

    Если ученик выполнил менее 50%, набрал менее 11 баллов – он не достиг планируемого результата, уровень ниже базового.

    Оценка выполнения заданий повышенного уровня

    № и тип задания

    Выставление баллов за задания повышенного уровня

    Максимальное количество баллов

    За правильно выбранный вариант ответа шапка - 1 балл.

    Если неправильно - 0 баллов.

    За правильный ответ - 1 балл.

    Если верно исправлена ошибка – 1 балл.

    За правильно выбранный вариант ответа в)3 - 1 балл.

    Исправлены 3 ошибки и подчеркнута разность – 3 балла; ошибки исправлены, но не подчеркнута (или неверно подчеркнута) разность – 2 балла; исправлены 2 ошибки и подчеркнута разность – 2 балла; найдена 1 ошибка и подчеркнута разность – 1 балл.

    За ответ снег (возможно, воздух ) – 1 балл.

    Итого

    8 баллов

    Результат

    Если ученик набрал 7-8 баллов – он способен применять знания для решения задач повышенного уровня.

    Если ученик набрал менее 6 баллов – он не способен применять знания для решения задач повышенного уровня.

    Самопроверка оценивается отдельно. Количество баллов не входит в итоговую сумму баллов. Учитывается при оценке сформированности УУД.

    Оценка метапредметных результатов

    Коммуникативные

    Сформированы на базовом уровне, если ученик адекватно вел себя во время работы, не мешал другим. Достаточно четко формулировал свои вопросы и просьбы.

    Регулятивные

    Сформированы на базовом уровне, если ребенок верно выполнил большинство заданий, нашел и исправил свои ошибки, справился с самопроверкой.

    Познавательные

    Сформированы на базовом уровне, если дети правильно поняли инструкцию во всех заданиях и если правильно выполнено хотя бы 50% заданий.

    Оценка личностных результатов

    Сформированы на базовом уровне, если выполнено задание самопроверка.

    Использованные источники информации

    1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. Ч.1. под ред. , . – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . – М.: Просвещение, 2009.

    3. , Яковлева достижения: Итоговые комплексные контрольные работы. 1 класс / Под. ред. . – М.: Просвещение, 2009.

    4. Программы начального общего образования. Система / Сост. , . – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

    5. Контрольные и проверочные работы . 2-е полугодие. Система / Сост. , - 4-е изд., перераб. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    6. , Ефремова заданий по математике для текущего и тематического контроля. 1 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    http://*****/0912/0d/9575178f26bd. png - Дед Мороз и Снегурочка

    http://*****/0811/a6/a973a576c2a5.png - дети

    http://bukvar. *****/111.asp? dd=http://bukvar. *****/attach. asp? a_no=10507 – забавы детей

    http://img-fotki. *****/get/5006/valenta-mog. ce/0_680bd_81a3de33_L. jpg - мороженое

    http://www. /posted_files/N8B1AA7A8DA91.jpg - мороженое

    http://*****/images/stories/rubashka. jpg - рубашка

    http://www. *****/static/files/themes/quote/45007_a2ebe79dd50ecab121fc42_600.585x472x50.jpg - свитер

    http://zombi. *****/media/1111/Snegok. png - снежок

    http://bm. img. /img/otvet/q/9/584539_n. jpg - шапка

    http://masnejinka. /image/cache/data/shuba/34-172x172.jpg - шуба