Биографии Характеристики Анализ

Конфликты в европе 21 веке. Гражданская война в России

Вряд ли шестнадцатилетний Уинстон Черчилль, тридцатидвухлетний правящий российский император Николай II, восемнадцатилетний Франклин Рузвельт, одиннадцатилетний Адольф Гитлер или двадцатидвухлетний Иосиф Сталин (в те времена еще Джугашвили) на момент вступления мира в новый век знали, что этому столетию суждено стать самым кровопролитным в истории человечества. Но не только эти личности стали основными персонами, фигурировавшими в самых масштабных военных конфликтах.

Перечислим основные войны и военные конфликты 20 века. В ходе Первой мировой погибло от девяти до пятнадцати миллионов человек, а одним из последствий стала эпидемия «испанки», начавшаяся в 1918 году. Это была самая смертоносная пандемия в истории. Считается, что от болезни скончалось от двадцати до пятидесяти миллионов человек. Вторая мировая унесла жизни почти шестидесяти миллионов. Смерть несли и конфликты меньших масштабов.

Всего в двадцатом столетии было зафиксировано шестнадцать конфликтов, в ходе которых погибли более одного миллиона человек, шесть конфликтов с числом жертв от полумиллиона до миллиона, четырнадцать военных столкновений, в которых погибло от 250 тыс. до полумиллиона человек. Так, от 160 до 200 млн погибли в результате организованного насилия. Фактически военные конфликты 20 века уничтожили одного из каждых 22 жителей планеты.

Первая мировая война

Первая мировая началась двадцать восьмого июля 1914 года, а закончилась одиннадцатого ноября 1918-го. В этом военном конфликте 20 века участвовало тридцать восемь государств. Основной причиной войны были серьезные экономические противоречия между сверхдержавами, а формальным поводом к началу полномасштабных действий — убийство наследника австрийского престола Франца-Фердинанда сербским террористом Гаврилой Принципом. Это стало причиной конфликта между Австрией и Сербией. Вступила в войну и Германия, поддержавшая Австрию.

Военный конфликт имел значительное влияние на историю двадцатого столетия. Именно эта война определила конец старого миропорядка, установившегося после Наполеоновской кампании. Особенно важно, что исход конфликта стал важным фактором для начала следующей мировой войны. Многие страны остались недовольны новыми правилами мироустройства и имели территориальные претензии к соседям.

Гражданская война в России

Конец монархии положила гражданская война в России 1917-1922 годов. Военный конфликт 20 века возник на фоне борьбы за всю полноту власти между представителями различных классов, групп и социальных слоев бывшей Российской империи. К конфликту привела непримиримость позиций разных политических союзов в вопросах власти, дальнейшего экономического и политического курса страны.

Гражданская война окончилась победой большевиков, но принесла огромный ущерб стране. Производство упало на пятую часть от уровня 1913 года, сельскохозяйственной продукции производилось вдвое меньше. Были ликвидированы все государственные формирования, которые возникли после распада империи. Партия большевиков установила диктатуру пролетариата.

Вторая мировая война

В истории, первая, в ходе которой боевые действия велись и на суше, и в воздухе, и на море, началась года. В данном военном конфликте 20 века участвовали армии 61 государства, то есть 1700 миллионов человек, а это аж 80 % населения Земли. Бои велись на территории сорока стран. Кроме того, впервые в истории количество погибших гражданских превысило число погибших солдат и офицеров, причем практически в два раза.

После Второй мировой войны — главного военно-политического конфликта 20 века — противоречия между союзниками только усугубились. Началась холодная война, в которой соц. лагерь фактически потерпел поражение. Одним из важнейших последствий войны стал Нюрнбергский процесс, в ходе которого осудили действия военных преступников.

Корейская война

Этот военный конфликт 20 века длился в 1950-1953 годах между Южной и Северной Кореей. Бои велись с привлечением военного контингента Китая, США и СССР. Предпосылки этого конфликта были заложены еще в 1945 году, когда на территории оккупированной Японией страны появились советские и американские военные формирования. Это противостояние создало модель локальной войны, в которой сверхдержавы воюют на территории третьего государства без использования ядерного оружия. В результате было разрушено 80 % транспортной и промышленной инфраструктуры обеих частей полуострова, а Корея оказалась разделена на две зоны влияния.

Война во Вьетнаме

Важнейшим событием периода холодной войны стал военный конфликт второй половины 20 века во Вьетнаме. Бомбардировки Северного Вьетнама воздушными силами США начались второго марта 1964 года. Вооруженная борьба длилась более четырнадцати лет, восемь из которых в дела Вьетнама вмешивались США. Успешное завершение конфликта позволило в 1976 году создать на этой территории единое государство.

Несколько военных конфликтов России 20 века были связаны с отношениями с Китаем. В конце пятидесятых начался советско-китайский раскол, а пик противостояния пришелся на 1969 год. Тогда произошел конфликт на острове Даманский. Причиной стали внутренние события в СССР, а именно критика личности Сталина и новый курс на «мирное сосуществование» с капиталистическими государствами.

Война в Афганистане

Причиной Афганской войны стал приход к власти руководства, не угодного партийной верхушке СССР. Советский Союз не мог потерять Афганистан, который грозился выйти из зоны влияния. Реальные данные о потерях в конфликте (1979-1989) стали доступны широкой общественности только в 1989 году. В газете «Правда» опубликовали, что потери составили практически 14 тысяч человек, а к концу двадцатого столетия эта цифра дошла до 15 тысяч.

Война в Персидском заливе

Война велась между многонациональными силами (США) и Ираком за восстановление независимости Кувейта в 1990-1991 гг. Конфликт известен широкомасштабным применением авиации (по влиянию на исход военных действий), высокоточного ("умного") оружия, а также самым широким освещением в СМИ (за это конфликт получил название "телевизионная война"). В этой войне Советский Союз впервые поддержал США.

Чеченские войны

Чеченскую войну нельзя назвать завершенной до сих пор. В 1991 году в Чечне установилось двоевластие. Такое положение не могло долго существовать, так что ожидаемо началась революция. Усугублению ситуации способствовал развал огромной страны, которая до недавнего времени казалась советским гражданам оплотом спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Теперь же вся система разваливалась на глазах. Первая чеченская война продолжалась с 1994 по 1996 год, вторая занимает период с 1999 по 2009 год. Так что это - военный конфликт 20-21 века.

Каждая эпоха в военной истории человечества имеет свою технологическую и политическую специфику. Войны ХХ века были вооруженными конфликтами глобальных масштабов. В этих конфликтах участвовали практически все крупные индустриальные державы. Не менее важно, что обе мировые войны и сорокалетняя холодная война отражали противоречия внутри западной (европейской) цивилизации, породившей наряду с «мейнстримом» - либерализмом и демократией - такие крайности, как фашизм и коммунизм. Даже японский милитаризм и само японское государство были сконструированы по западным лекалам. В ХХ веке войны, которые страны расколотого на две группировки Запада вели против незападных противников, воспринимались как второстепенные. Так, началом Второй мировой войны официально считается нападение Германии на Польшу, а не вторжение Японии в Китай. Страны, не принадлежащие к европейской цивилизации, были преимущественно политически неразвитыми, технически отсталыми и слабыми в военном отношении. Со второй половины ХХ века страны Запада начали терпеть поражения в отдаленных регионах (Суэц, Алжир, Вьетнам, Афганистан), но третий мир в целом хотя и превратился в основное поле «свободной охоты» сверхдержав, оставался военно-политической периферией.

ХХ столетие открылось войной между «столпами» тогдашнего мирового порядка, а завершилось серией этнических конфликтов, вспыхнувших в результате распада СССР и Югославии. Начало «военно-политического» XXI века ознаменовалось террористической атакой на США 11 сентября 2001 года. Новое столетие началось под знаком глобализации всех сфер жизни, в том числе и сферы безопасности. Зона стабильного мира, которая включает Северную Америку, страны Европейского союза и НАТО, Японию, Австралию, большую часть Латинской Америки, Россию, Китай, Индию, Украину, Казахстан, Белоруссию, ЮАР и некоторые другие страны, расширилась. Но на нее все сильнее воздействует зона дефицита безопасности (Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, большая часть Африки и Юго-Восточная Азия, Кавказ и Балканы); эта зона теперь еще менее стабильна. Войны XXI столетия (во всяком случае, его первой четверти) - это межцивилизационные войны. Речь идет о столкновении западной цивилизации с ее непримиримыми врагами, отвергающими все ее ценности и достижения. США в Ираке и Афганистане, Россия на Северном Кавказе (а в будущем, не исключено, - и в Центральной Азии), Израиль в своем противостоянии с палестинскими экстремистами ведут войны с противником, который не опирается на государство, не располагает определенной территорией и населением и который думает и действует иначе, чем современные государства. Наступила эпоха асимметричных войн. Гражданская война внутри мусульманских обществ является специфической частью этих войн.

В первой четверти XXI столетия главной причиной войн и конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые модернизацией стран Ближнего и Среднего Востока. Деятельность Усамы бен Ладена, Аль-Каиды, та либов, Исламского движения Туркестана и пр. - это прежде всего реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы. Сознавая общую отсталость арабо-мусульманского мира, его экономическую неконкурентоспособность и в то же время - зависимость Запада от ближневосточной нефти, реакционеры стремятся дискредитировать правящие режимы стран региона, объявив их пособниками Запада, свергнуть их под исламистскими лозунгами и, захватив власть, установить новый порядок (халифат). Наряду с угрозой, исходящей от исламистов-экстремистов, опасность представляют попытки некоторых режимов данного региона получить доступ к ядерному оружию. Эти две политические тенденции и определяют основное содержание проблемы военной безопасности в сегодняшнем мире и в обозримом будущем (ближайшие 15–20 лет).

Ниже приводятся экспертные оценки вероятности военных конфликтов, как ядерных, так и с применением только обычного оружия. Наш прогноз ограничивается первой четвертью XXI века.

Ядерные конфликты

Широкомасштабная ядерная война между США и Россией уже невозможна. После Карибского кризиса 1962 года ядерное оружие перестало рассматриваться как средство достижения победы в войне. С тех пор Москва и Вашингтон практикуют политику ядерного сдерживания, основанную на принципе гарантированного взаимного уничтожения. После того как в начале 1990-х годов исчезла политическая и идеологическая основа глобального противоборства, российско-американское сдерживание сделалось в большей степени технической проблемой. Преодолев откровенный антагонизм, Россия и США не превратились ни в союзников, ни даже в полноценных партнеров. Москва и Вашингтон по-прежнему не доверяют друг другу, соперничество ослабело, но не прекратилось. Соединенные Штаты считают, что главная проблема российского ракетно-ядерного потенциала - его безопасность, т. е. техническая исправность и исключение несанкционированного доступа к «кнопке запуска». С точки зрения РФ, ядерное оружие является «статусным символом», позволяющим российскому руководству претендовать на роль великой державы. В условиях, когда международное влияние России существенно снизилось, а ощущение уязвимости резко возросло, оно играет роль «психологической поддержки».

В китайско-американских отношениях идеологическая составляющая отсутствует, а геополитическое соперничество носит ограниченный характер. При этом налицо огромная, постоянно растущая экономическая взаимозависимость. Холодная война между Китаем и США вовсе не является неизбежностью. В свое время китайское руководство, в отличие от советского, не пошло по пути резкого наращивания ядерного потенциала, не стало соревноваться с Америкой в гонке ракетно-ядерных вооружений. Сейчас КНР по-прежнему реализует стратегию «минимального ядерного сдерживания» США. По-видимому, Китай и США склонны избегать обострения отношений, способного спровоцировать ядерный конфликт. В ближайшие два десятилетия вероятность такого конфликта очень мала, даже несмотря на тайваньскую проблему, которую и Вашингтон, и Пекин не выпускают и не выпустят из поля зрения.

Поскольку оба крупных соседних государства, Россия и Китай, обладают ядерным оружием, взаимное ядерное сдерживание неизбежно. С точки зрения РФ, ядерное оружие - единственный действенный военный инструмент в поли тике сдерживания Китая. Впрочем, в настоящее время едва ли можно ожидать серьезного политического кризиса, угрожающего вооруженным столкновением РФ и КНР.

Из отношений Москвы с Лондоном и Парижем «ядерный аспект» исчез полностью. Что же касается перспективы создания единых ядерных вооруженных сил Европейского союза, можно смело утверждать, что в первой четверти XXI века этого не произойдет.

В условиях «ползучего» распространения ядерного оружия повышается вероятность ограниченных ядерных войн. Появление ядерного оружия у Индии и Пакистана в 1998 году обозначило возможность такой войны в Индостане. Не исключено, однако, что последовавший вслед за этим Каргильский инцидент - первый в истории вооруженный конфликт между государствами, обладающими ядерным оружием, сыграл в индо-пакистанских отношениях примерно такую же роль, как Карибский кризис в советско-американском противостоянии. В воен ной политике Дели и Исламабада формируются элементы взаимного сдерживания. В последние годы, по мнению экспертов, реальную угрозу представляет не столько ядерное оружие обеих стран, сколько возможность острого внутриполитического кризиса в Пакистане, распада государственности и захвата ядерного оружия исламистскими экстремистами.

Если Северная Корея обладает несколькими единицами ядерного оружия, то Корейский полуостров также является потенциальным театром ядерной войны. Однако анализ политики Пхеньяна показывает, что северокорейское руководство использует ядерное оружие как гарантию сохранения существующего режима и как инструмент экономического шантажа в отношении США, Южной Кореи и Японии. Ядерная проблема предстанет совсем в ином виде в случае объединения Кореи. Сеул, унаследовав ядерные наработки Пхеньяна, может пожелать сохранить их. Реакция Токио легко предсказуема: Япония примет решение обзавестись собственным ядерным оружием. Затем последуют соответствующий ответ Пекина, вмешательство Вашингтона и т. п. - с неясным конечным результатом.

Израиль уже давно прибегает к ядерному сдерживанию в отношении арабских соседей, политика которых угрожает самому существованию еврейского государства. Процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке, начавшийся вскоре после окончания войны 1973 года, привел к установлению стабильных отношений Израиля с Египтом и Иорданией. Тем не менее полная нормализация отношений Израиля с арабским миром - дело отдаленного будущего, а до тех пор ядерный фактор сохраняет свое значение в израильскоарабских отношениях.

Если ядерное оружие появится у Ирана, то последствия могут быть многообразными: это и превентивная война США и (или) Израиля против Ирана, и дальнейшее распространение ядерного оружия (возможные кандидаты: Саудовская Аравия, Египет и Сирия), и оформление взаимного сдерживания США в союзе с Израилем, с одной стороны, и Ирана - с другой. Любой из этих сценариев сопряжен с серьезным риском для региональной и всеобщей безопасности. Очевидно, что назрела необходимость в международном контроле над ядерной программой Тегерана и реинтеграции Ирана в мировое сообщество. По-иному решить иранскую ядерную проблему невозможно.

Развитие науки и техники сделало возможными и оправданными с военной точки зрения «точечные» ядерные удары. Допустимость превентивного применения ядерного оружия для уничтожения баз террористов и укрепленных объектов на территории государств, стремящихся к обладанию ядерным оружием, - важная новация американской военной доктрины. В принципе, по этому же пути может пойти и военно-политическое руководство России. Ясно, однако, что даже такое «хирургическое вмешательство» будет иметь огромные политические последствия, так как оно снимет табу на боевое применение ядерного оружия.

Тем временем становится все более вероятным использование ядерного оружия (или, вероятнее, ядерных материалов) террористами. Объектами их атак могут оказаться США, Россия, Израиль, европейские страны, Австралия и многие другие государства. Велика и опасность применения террористами других видов оружия массового уничтожения, прежде всего биологического.

Итак, приходится сделать вывод, что возможный масштаб конфликтов с применением ядерного оружия резко сократился, но вероятность их возникновения существенно возросла.

Конфликты с применением обычных вооружений

Крупномасштабная обычная война («Третья мировая»), которой опасались и к которой готовились в годы холодной войны, сегодня практически невероятна. Хотя отношения между НАТО и Россией не превратились в союзнические («союз с союзом», по известной формуле бывшего посла США в Москве А. Вершбоу), обе стороны постепенно демонтируют инфраструктуру полувекового противостояния. Отношения РФ с ведущими европейскими странами НАТО уже сегодня можно считать демилитаризованными: война между Россией и Германией столь же немыслима, как война между Германией и Францией. Что касается Польши и стран Балтии, то, хотя сейчас едва ли можно говорить о дружбе России с этими странами, применение военной силы здесь практически исключено. Окончательной гарантией «вечного мира» между Россией и ее западными соседями может парадоксальным образом стать вхождение Украины в НАТО: вооруженный конфликт России с Украиной, поддерживаемой Западом, невозможен. На Востоке отношения России с Японией и Южной Кореей, союзниками США по холодной войне, можно сравнить с российско-германскими или российско-итальянскими.

Маловероятны и региональные войны. Характер взаимодействия любой пары крупных государств можно условно назвать мирным и сравнительно устойчивым. Российско-китайские и китайско-индийские отношения характеризует долгосрочная тенденция к укреплению партнерства. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в целом способствуют укреплению мира в регионе, прежде всего в Цен тральной Азии. Российско-индийское партнерство беспроблемно в стратегическом отношении - случай почти уникальный для крупных государств, формально не являющихся союзниками. Китайско-японские отношения имеют тенденцию к ухудшению, но ее сдерживает сильная экономическая взаимозависимость.

Реальную угрозу создают две ситуации: на Корейском полуострове, где достигнут самый высокий в мире уровень военного противостояния, и в Тайваньском проливе. Оба потенциальных конфликта, начавшись как локальные, могут быстро выйти на региональный уровень в случае вмешательства США. С другой стороны, и США, и Китай заинтересованы в том, чтобы не допускать резкого обострения ситуации, держать ее под контролем.

Вероятность войны на Ближнем Востоке между Израилем и арабскими странами постепенно снижается. Решение палестинской проблемы может создать условия для постепенного (в течение нескольких десятилетий) превращения Восточного Средиземноморья в зону условного мира. В то же время серьезными факторами неопределенности являются развитие внутриполитической ситуации в Египте (особенно после ухода с политической арены президента Х. Мубарака) и в Палестинской автономии.

Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира в значительной степени сдерживается ядерным противостоянием. Но если в Пакистане к власти придут радикалы, то поиск путей урегулирования индо-пакистанской проблемы может прерваться.

Самыми распространенными конфликтами в XXI столетии, видимо, станут локальные войны, порождаемые межэтническими противоречиями. Для России особенно опасным было бы возобновление армяно-азербайджанской войны. Вооруженная борьба за Нагорный Карабах будет носить характер как традиционного межгосударственного, так и межэтнического столкновения. Региональной дестабилизацией грозят и «замороженные» этнические конфликты в Закавказье (Абхазия, Южная Осетия) и на Балканах (Косово, «албанский вопрос» в Македонии и др.), если только их не удастся разрешить. На Ближнем Востоке международное «землетрясение» может вызвать актуализация курдского вопроса. Впрочем, эксперты прогнозируют, что главным «полем» столкновений и войн такого рода станет Африка.

Для Запада, как и для России, наибольшую угрозу представляет активность исламских экстремистов. Принципиально важно, смогут ли Ирак, Афганистан и Палестина создать жизнеспособные светские режимы, стремящиеся к модернизации своих обществ. Независимо от того, как будут развиваться события в Ираке и Афганистане, степень военно-политической вовлеченности Соединенных Штатов в ближневосточную ситуацию останется высокой. Американские войска и стратегические объекты в этом регионе, который еще долго сохранит ключевое значение для стратегии национальной безопасности США, чрезвычайно уязвимы и, в отличие от хорошо защищенной национальной территории США, являются удобной мишенью для террористов. В дальнейшем основные стратегические интересы США могут переместиться в Восточную Азию.

В Центральной Азии Россия и страны НАТО тратят время и усилия на традиционное геополитическое соперничество, которое по аналогии с XIX веком можно было бы назвать «малой игрой». Между тем в Ферганской долине вызревают межэтнические конфликты, способные «взорвать» хрупкую стабильность не только в Узбекистане, но и в соседних странах. Однако ни Москва, которая толь ко что «выдавила» американцев из Узбекистана, ни Вашингтон, сохраняющий военное присутствие в соседней Киргизии, ни Пекин, который благодаря действиям Ташкента, поддержанным Москвой, испытывает теперь несколько меньшее давление на свои западные рубежи, все еще не определили приемы и средства предупреждения столкновений и противодействия им, не выработали соответствующую стратегию.

Развитие событий в Центральной Азии и на Среднем Востоке (Ирак, Иран и Афганистан) определит и характер будущих военно-политических отношений между основными державами - США, Россией, Китаем и Индией. Возможно, им удастся найти путь прагматичного сотрудничества, соединив усилия в противостоянии общим угрозам, и тогда отношения между некоторыми из этих стран могут перерасти в долгосрочное партнерство. Если же державы-лидеры пойдут по пути соперничества, то он уведет их от решения реальных проблем безопасности. Мир вернется к традиционной политике «баланса сил» с непременными периодическими «пробами сил». И тогда ситуация, сложившаяся на рубеже ХХ и XXI веков, когда все основные участники системы международной безопасности не рассматривают друг друга в качестве вероятных противников, уйдет в историю. Уникальный шанс будет упущен.

Одиннадцатинедельное противостояние в мае-июле 1999 года индийских вооруженных сил и проникших на территорию индийского штата Джамму и Кашмир сепаратистов, поддержанных вооруженными силами Пакистана.

Субрегиональная международная организация, в которую входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Официальная дата создания - 14–15 июня 2001 года в Шанхае.

Договор был впервые подписан 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном. В мае 2002 года Договор был преобразован в региональную организацию (ОДКБ); ее участники - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ) КОНФЛИКТЫ В XXI ВЕКЕ

Дробот Елена Валерьевна 1 , Кудайкин Евгений Игоревич 2
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, зав. кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, канд. экон. наук, доцент
2 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студент 4 курса по специальности «Таможенное дело»


Аннотация
В статье представлен взгляд авторов на международные (региональные) конфликты, участницей которых прямо или косвенно стала Российская Федерация. В статье также выделены итоги конфликтов.

INTERNATIONAL (REGIONAL) CONFLICTS IN 21 CENTURY

Drobot Elena Valerievna 1 , Kudaikin Evgeniy Igorevich 2
1 Vyborg branch of RANEPA, Head of the customs and foreign economic activity department, PhD in economics, assistant professor
2 Vyborg branch of RANEPA, student, 4th grade, Customs speciality


Abstract
The authors" point of view on international (regional) conflicts in which Russia directly or indirectly participated is given. The conflicts cosequences are also formulated in the article.

Функционирование современного мирового сообщества невозможно без противоречий взглядов и позиций в определенных вопросах международных отношений. Следствием чего является возникновение международных конфликтов . Самыми яркими примерами конфликтов, участницей которых прямо или косвенно становилась Российская Федерация, являются конфликт между Абхазией и Южной Осетией с одной стороны и Грузией с другой, а также продолжающийся и по сей день вооруженный конфликт на Востоке Украины.

Напряжение в зоне грузинско-осетинского конфликта начало нарастать в конце июля начало августа 2008 года. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии город Цхинвал, нарушив тем самым мирные договоренности. Днем 8 августа 2008 года к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению Грузии к миру, а 9 августа Абхазия в рамках договора о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. В регион конфликта были направлены значительные российские силы. В итоге в течении нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооруженными формированиями вытеснили войска Грузии из Южной Осетии. Боевые действия происходили до 12 августа, впоследствии чего между президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта. Конфликт получил название «пятидневная война». «Пятидневная война» имела значительные географические и геополитические последствия. Грузия окончательно потеряла контроль над территориями Южной Осетии и Абхазии, разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией, также был заторможен процесс вступления страны в НАТО. 26 августа 2008 года Абхазия и Южная Осетия были официально признаны Россией, как независимые государства.

Куда более болезненно и продолжительно проходит конфликт на территории Украины. Начало украинскому кризису было положено еще в ноябре 2013 года, когда началась многомесячная акция протеста в центре Киева, в ответ на приостановку правительством под руководством Азарова подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом, получившая впоследствии название «евромайдан». Позже, после разгона палаточного городка оппозиции и принятия ряда законов Верховной радой об ужесточении наказания за массовые беспорядки в январе 2014 года, акции переросли в антипрезидентский и антиправительственный характер. Итогом всего это стала смена государственной власти в феврале 2014 года. 22 февраля были назначены внеочередные выборы президента на 25 мая, а 23 февраля был назначен новый спикер Верховной Рады Александр Турчинов. Главными причинами радикальных перемен назывались социальная несправедливость, низкий уровень жизни и разгул коррупции. Но уже в марте на юго-востоке страны начались массовые выступления против новой власти. В Крыму это закончилось отделением от Украины и присоединением к России, а в Донецкой и Луганской областях многомесячных вооруженным конфликтом. По неоднократным заявлениям Совета Европы, НАТО, США, Европейского союза и Украины регулярные войска Российской Федерации принимают активное участие в боевых действиях. Однако российское руководство отвергает сообщения о своем всяческом вмешательстве, заявляя, что Россия не является стороной конфликта.

В состоявшихся в мае президентских выборах на Украине победил Петр Порошенко с результатом 54,70 % голосов избирателей. Одними из первых громких заявлений нового президента по поводу приоритетных направлений политики стали возвращение Крыма, членство в Европейском союзе, единственном государственном языке – украинском, гарантия свободного использования русского языка на территории Донбасса, а также об особом статусе английского языка.

14 октября2014 г., в день, считающийся днем создания Украинской повстанческой армии, указом Порошенко был провозглашен праздник «День защитника Украины». Праздник 23 февраля «День защитника Отечества», отмечавшийся в День создания Красной армии, был отменен. Представляется, что данное решение основано на русофобии и антисоветском настроении, на желании стереть историческую связь между братскими народами. На наш взгляд, указ Порошенко обостряет нарастающую проблеме нацизма в стране, признаки которой на лицо, не говоря уже об уважении к героическому прошлому народов и сохранении памяти павших в борьбе за свободу. Говоря о признаках нацизма на Украине, стоит принять во внимание в первую очередь идеологию движущей силы государственного переворота – неонацизм. Так называемые неонацистские организации, возникшие после Второй мировой войны и считавшие себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии, стали своеобразным импульсом переворота, составив «самооборону майдана». Такая структура на Украине, возглавляемая Дмитрием Ярошом, воспевает бандеровскую Организацию украинских националистов – украинской повстанческой армии, кощунственно предавая ей «священное» значение. Еще одним признаком нацизма являются методы борьбы. Как и германские нацисты в 20-ые и 30-ые годы ХХ века, украинские неонацисты захватили власть на фоне массовых беспорядков и убийств. Убийства людей в центре Киева неизвестными снайперами, события в Одессе 2 мая, подожженный дом профсоюзов с запертыми в нем людьми, беспорядки в других местах являются примерами геноцида народа. Аналогичным образом к власти приходил Гитлер и его союзники. История знает немало примеров страшных последствий действий преступной идеологии. И сейчас главная задача мирового сообщества не допустить дальнейшего развития героизации нацизма. Преследование противостоящих нацистскому режиму на Украине достигло таких масштабов, что в стране может повториться «хрустальная ночь», которую устроили гитлеровские военизированные отряды против евреев, положившее начало печально знаменитому Холокосту.

Разумеется, в борьбе за экономическое и политическое влияние, невозможно обойтись без разногласий, как внутри государства, так и за его пределами . Однако главными итогами конфликтов являются многочисленные человеческие жертвы, образование и возрождение таких глобальных проблем как нацизм, терроризм, шовинизм и других . Безусловно, решение этих проблем требует усилий ни одной конкретно взятой страны, а объективной оценки происходящего и объединенного противостояния всего мирового сообщества.


Библиографический список
  1. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск? 2003. 360 с.
  2. Международные конфликты современности / В.Л. Аваков, Н.К. Арбатова, В.Я. Гантман и др. М., 2003. С.250.
  3. Черноудова М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций. М., 2006. 370 с.

Международные конфликты в XXI веке, Лекции, 2014.

Конфликты развиваются с начала человечества. Он долго не рассматривали с теоретической точки зрения. Первые дошедшие до нас исследования рассматривают конфликты относящиеся к 7 и 6 веках до нэ. Китайские мыслители полагали, что источник развития всего существующего лежит во взаимодействии янь и инь. В древней Греции возникло философское суждение о противоположностях и их противоречий. Мыслитель Анаксимандр, считал что вещи возникают из постоянного движения апейрона (что-то бесконечное, бесформенное, бескачественное первовещество) Гераклит сделал попытку вскрыть причину движения и представить движение вещей и явлений как необходимый и закономерный процесс, который порождается борьбой противоположностей.

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НАСИЛИЯ.
Подходы к решению проблем насилия заложены в восточных и западных учений. Одной из первых попыток синтеза этих учений была предпринято Л. Н. Толстым «Не противления злу насилия». Его учеником был Махатма Ганди = Мохандас Карамчанд Ганди.

В зарубежной науке основной вклад в учение о конфликтах внесли психология, социология, политология. Западная конфликтология отличается от отечественной тремя обстоятельствами: 1) они предприняли первые попытки создать теорию конфликтов во второй половине 19 века; 2) в западной конфликтологии существует большое разнообразие теоретических подходов к конфликтам и объяснению конфликтности в обществе; 3) современная западная конфликтология преимущественно прикладная наука. Их изучением занимается несколько десятков научных центров. Ведущее место в зарубежной к занимает психология. Можно условно выделить два этапа психологии по изучению конфликта: 1) начало 20 века – 50-х годов, конфликт не выделялся в отдельный конфликт исследования, а рассматривалась как составная часть других. Психологов интересовала либо последствия, либо причины. 2) конец 50-х годов по н. в. В этот период появляются исследования, в которых конфликт рассматривается всесторонне. На первом этапе развития науки психологии о конфликтах существовало около 10 концепций о конфликте.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НАСИЛИЯ.
ВОПРОС 4: ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ.
ВИДЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРОБЛЕМЫ МИРОТВОРЧЕСТВА.
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕГОВОРОВ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН; СОДЕЙСТВИЕ ПО ВЫРАБОТКЕ СОГЛАШЕНИЙ О ПОСТКОНФЛИКТНОМ СТАТУСЕ.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА.
ПЕРЕГОВОРЫ И ИХ РОЛЬ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ БОГАТЫМ СЕВЕРОМ И БЕДНЫМ ЮГОМ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Международные конфликты в XXI веке, Лекции, 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Я специально использовал данные публикаций одного августовского дня 2012 года, чтобы показать материальную составляющую военной политики США в мире в начале второго десятилетия, которая коротко может быть охарактеризована как подавляющая и глобальная. Но у нее есть и еще одна важная особенность: наличие такого количества и качества ВиВТ позволяет США широко использовать разные формы применения военной силы. Их военное искусство в последние десятилетия претерпело серьезные изменения, а управление ВС стало очень эффективным, гибким и глобальным. Все это, взятое вместе, позволяет говорить о том, что США фундаментально подготовились к войнам самого разного типа в XXI веке.

При этом важно сделать замечание, что такая подготовка отнюдь не означает упрощение военного искусства, сведение его к простым и традиционным операциям. Совсем наоборот: расширение вооруженных возможностей шло параллельно с расширением спектра силовых (но не вооруженных) способов достижения политических целей, их сочетание, «гибридностью».


XX и XXI веков (по средствам ведения войны)

Как видно из самого общего сравнения средств ведения войны в XX веке и XXI веке произошло качественное изменение в таких средствах. Если для XX века победа обеспечивалась массированным использованием Сухопутных сил (прежде всего, танков и артиллерии), то в XXI веке – средств воздушно-космического нападения и информационной техники.

Особенное значение в XXI веке приобрели неформальные вооруженные формирования (ЧВК) и средства невооруженного насилия.

Еще более разительны отличия войн XX и XXI века по своему пространственному охвату. Как видно из сравнения ниже, в XXI веке появились принципиально новые по своему пространственному охвату войны - глобальные воздушно-космические операции, – значение которых в целом ряде войн и конфликтов стало решающим. Так, войн против Афганистана, Ирака и Ливии по сути были выиграны с помощью средств воздушно-космического нападения (СВКН), прежде всего высокоточного оружия (ВТО). Можно сказать, что в XXI веке воздушно-космическое пространство от нескольких метров до сотен километров по высоте и глобальное, охватывающее всю поверхность Земли, – по площади, стало фактически единым ТВД. Можно сказать, что дальнейшее развитие ВиВТ, прежде всего, гиперзвуковых метательных аппаратов (ГЛА), ударных и разведывательных беспилотников, КР и др. средств неизбежно сделает средства воздушно-космического нападения решающими средствами ведения войны, от эффективности применения которых будет зависеть победа или поражение.

Сравнение характера войн и военных конфликтов
XX и XXI веков (по пространству ведения боевых действий)


действиями в XX веке

Территории, охваченные боевыми
действиями в XX
I веке

1. Локальные и региональные

1. Локальные и региональные внутренние и внешние войны

2. Частично глобальные (европейский и тихоокеанские ТВД во Второй мировой войне)

2. Региональные войны

3. Глобальные войны на всех ТВД и превращение воздушно-космического пространства в главный ТВД

4. Информационно-глобальные войны

В связи с приобретением СВКН решающего значения в войне, особую значимость в XXI веке приобрели средства противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО), которые в начале века были интегрированы в средства воздушно-космической обороны (ВКО). Из значения уже в ходе войны в Югославии стало не просто огромным, а решающим, более того политическим. Фактически стало быстро ясно, что та страна, которая обладает эффективными средствами ВКО (Индия, Китай, Иран), способна обеспечит свой суверенитет и независимость. И, наоборот, те страны (как Югославия, Ливия, Афганистан и др.) которые не способны этого сделать, легко становятся объектом политического шантажа и нападения.

Соответственно и СО формируется под влиянием этих новых факторов. Так, например, страна, обладающая средствами для глобального воздушно-космического нападения (СВКН) принимает соответствующие концепции для их использования. Это прямо относится к США, которые во втором десятилетии XXI века разработали концепцию «Глобального быстрого удара», в соответствии с которой можно нанести воздушно-космический удар в течение нескольких часов в любой точке мира.

В немалой степени развитие эффективных средств ВКО, в т.ч. для поражения стратегических сил, привело к созданию в США интегрированной, наступательно-оборонительной стратегии, предусматривающей нанесение «обезглавливающих» и «обезоруживающих» ударов с последующим перехватом уцелевших ядерных сил.

Но главное, все-таки, в изменении пространственного охвата характера войны в XXI веке, это то, что любая война, даже незначительный конфликт сегодня находятся под постоянным контролем со стороны информационных средств разведки и анализа, способных предоставлять информацию в реальном масштабе времени. Войны в Сирии и на Украине показали, что повсеместный, постоянный, «точечный» контроль, включая контроль за действиями мелких тактических подразделений, стал нормой современной войны.

Наконец, радикальные изменения произошли во временном измерении войн и конфликтов. Прежде всего с точки зрения отсутствия формального объявления войны. В XXI веке воюющие стороны не заинтересованы в том, чтобы их ассоциировали с участниками конфликтов. Поэтому они игнорируют не только начало крупномасштабных военных действий, но даже использование тяжелой военной техники – танков, авиации. Так, Украина применяла весь спектр таких средств в 2014 году без объявления войны.

Сравнение характера войн и военных конфликтов
XX и XXI веков (по времени их начала и протяженности)

Войны и конфликты XX века

Войны и конфликты XX I века

1. Начало Первой, Второй мировых войн и их завершение точно определено

1. Начало и окончание войн не обозначено. Как правило, войны начинаются до начала массированных боевых действий

2. Войны готовятся и начинаются неожиданно

2. Период подготовки переходит в период ведения войны незаметно

3. Войны формально объявляются

3. Войны формально не объявляются (за последние годы США 7 раз использовали ВВС против 6 государств без объявления войны)


В XXI веке многие ученые подтвердили совпадение изменения в характере СО, войн и конфликтов не только с экономическими основами общества и государства, но и их цивилизационными особенностями. Так, С. Заварина, например, показала, что формирование концепций сетецентрических войн стало следствием развития не только военных и экономических, но и социальных особенностей человеческой цивилизации.

Что наглядно видно на следующем рисунке.

Социальные, экономические, технологические и иные особенности СО и характера войн всегда существовали и делали их уникальными мировыми явлениями. В XXI веке, однако, в отличие от XX века эти особенности, свойственные, повторно, всем войнам, качественно изменились. Это связано прежде всего с фазовым переходом человечества в своем развитии в новую эпоху.

С точки зрения развития СО и характере войн это означало коренные изменения в их социально-политической, экономической и технологической основе. Так, развитие информатики и средств массовой коммуникации сделало огромные социальные слои гражданского общества фактически фактором современной войны. И не только стратегическим резервом для личного состава, но и непосредственным участником вооруженного противостояния.

Другой пример. Образование стало непосредственным фактором военной мощи так как в решающей степени влияет на качество человеческого капитала (НЧК), которое определяет как эффективность личного состава, качество управления вооруженными силами и ВиВТ, так и качество ОПК, создаваемых видов и систем ВиВТ .

Циклы развития человеческой истории, которые (как говорилось выше и ранее формировали сценарии развития МО, ВПО, в XXI веке превратились в решающие военно-политические факторы, определяющие отношения между локальными цивилизациями.

Таким образом характер СО, войн и конфликтов в XXI веке радикально изменился, что требует совершенно адекватного реагирования. Прежде всего с политической точки зрения, так как изменения в военной сфере вызваны цивилизационными, экономическими и социальными изменениями, фактически сменой эпох.