Биографии Характеристики Анализ

Мы пойдем по другому пути. Мы пойдем другим путем…

Владимир Ленин не зря стал известным публицистом, что позволило ему начать политическую карьеру в большевистской партии. Уроженец Симбирска отличался начитанностью и богатым языком. Это позволило ему в своих публичных выступлениях использовать самые разные крылатые фразы, которые благодаря советской пропаганде ушли в народ. Цитаты Ленина часто используются в повседневной речи, причем иногда люди даже не догадываются, что некоторые словосочетания принадлежат вождю пролетариата.

«Есть такая партия!»

Одной из самых известных фраз Ленина считается восклицание «Есть такая партия!». Летом 1917 года в Петрограде проходил Всероссийский съезд Советов. На него съехались представители самых разных партий, в том числе и большевиков.

Председатель Ираклий Церетели спросил собравшихся в зале, есть ли партия, которая готова взять в свои руки власть в тяжелый для страны момент и нести ответственность за все свои решения в такой сложной ситуации. Вопрос был задан неспроста, ведь уже на протяжении нескольких месяцев самые разные слои российского общества были недовольны Временным правительством и его решениями. Но никто не видел очевидной альтернативы существующей власти.

В ответ на вопрос Церетели поднялся Ленин, который также присутствовал на съезде. Он заявил: «Есть такая партия!», имея в виду собственную партию большевиков. Зал отреагировал аплодисментами и смехом. Никто не мог себе и представить, что большевики придут к власти, а цитаты Ленина воплотятся в жизнь.

«Кто не работает, тот не ест»

Многие цитаты Ленина оказывались в его критических статьях. Большая часть публицистической деятельности Ульянова пришлась на годы эмиграции, однако и уже во время существования СССР он продолжал печататься, на этот раз миллионными тиражами.

Например, широко распространенной стала его фраза «Кто не работает, тот не ест». Этим пассажем Ленин критиковал тунеядцев, которые не помогали молодой советской экономике развиваться на фоне последствий Гражданской войны. Интересно, что подобная фраза встречается в Библии, но в несколько ином виде. Сам Ленин считал призыв работать главной заповедью социализма, на которой должна основываться идеология советского государства. Широкое распространение фраза получила в мае 1918 года, когда она появилась в письме революционера петроградским рабочим. Чуть позже лозунг «Кто не работает, тот не ест» был напрямую использован в первой Конституции РСФСР.

«Учиться, учиться, учиться!»

Призыв «Учиться, учиться, учиться!» также использовался советской пропагандой для мотивации народных масс. Скорее всего, Ленин использовал эту фразу в одной из своих статей, прочитав Чехова. В рассказе «Моя жизнь» классик литературы отметился похожим призывом.

Ильичу не нравилась система образования при царском правительстве. Это объясняет то, что говорил Ленин о русских. Цитаты вождя об образовании часто использовались в интерьерах школ и вузов Советского Союза.

«Мы пойдем другим путем»

Одной из самых мифологизированных фраз Ленина по праву считается реплика «Мы пойдем другим путем». Согласно точке зрения официальной советской идеологии юный Володя произнес ее после того, как узнал о смерти старшего брата был казнен за намерение расправиться с императором Александром III. Ленин же своей фразой имел в виду, что его будущая борьба с царским режимом будет основываться не на индивидуальном терроре, а на пропаганде среди народных масс. В советском и российском быту эта фраза используется уже без привязки к революционным событиям XX века, а относится непосредственно к теме разговора.

Мы пойдем другим путем
Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870-1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за подготовку покушения на российского императора Александра 111. Как сообщила в своей речи на траурном заседании Московского Совета (7 февраля 1924 г.) сестра Ленина Мария Ильинична Ульянова, он сказал: Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти.
В свое время популярности выражения способствовала написанная на этот сюжет картина «Мы пойдем другим путем» (1951) советского художника П. П. Белоусова (р. 1912).
Шутливо: о желании действовать иначе, нежели предшественники или коллеги, в надежде, что так можно достичь лучших результатов.

  • - уединиться исключительно вместе с сотрудникам своего отдела и выработать стратегию доклада командирам, чтоб не влетело...

    Словарь бизнес-сленга

  • - пойти попить кофе, потрещать с секретаршей, выкурить по две сигареты, заварить еще кофе и прийти на рабочее место...

    Словарь бизнес-сленга

  • - С немецкого: Nach Canossa gehen wir nicht. Слова «железного канцлера» Германии Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка из его речи в германском рейхстаге...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Пойдем в церковь! - Грязно. - Ну так в шинок! - Разве уж под тыном пройти? См. БОГ - ВЕРА Пойдем в церковь! - Грязно. - Ну, так в кабак! - Уж разве как-нибудь под забором пройти...
  • - Пойдем вместе, найдем вести...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Шутливое обыгрывание имени Владимир; иногда выступает как приглашение присоединиться, идти следом...

    Словарь народной фразеологии

  • - о нежелании идти домой с кем-л. или к...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - См. ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. НАЧАЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. морск. Шутл. О невыполнимом приказе, просьбе. БСРЖ, 262...
  • - Народн. То же, что В добрый путь!. Балакай 2001, 435...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Словарь русского арго

  • - предл, кол-во синонимов: 16 айда вперед гайда двинем идем кедали летс гоу те попендерили потепали почесали пошлепали пошли снимаемся стартанули шагом марш...

    Словарь синонимов

  • - идем, пошли...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Мы пойдем другим путем" в книгах

Глава третья МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Из книги Пилсудский автора Матвеев Геннадий Филиппович

Глава третья МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Мы пойдем другим путем

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Мы пойдем другим путем Это было сорок с лишним лет назад. Я учился на первом курсе, и один семестр мы изучали технологию сельского хозяйства - будушие экономисты должны были знать все отрасли советской экономики.Читала курс немолодая женщина, Вера Петровна М. Еще недавно

Глава 3. Мы пойдем другим путем!

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 3. Мы пойдем другим путем! Неутешительные итоги Итак, как показано выше, попытка построения социалистического общества в России закончилась неудачей. В результате незрелости производительных сил к моменту национально-освободительной революции 1917 года в России

ГЛАВА 10. Мы пойдем другим путем. О проблемах социалистического сообщества

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

ГЛАВА 10. Мы пойдем другим путем. О проблемах социалистического

Пойдем ли мы другим путем?

Из книги Четыре пути кармы автора Ковалева Наталья Евгеньевна

Пойдем ли мы другим путем? Тайны древних цивилизацийСколько тайн и загадок хранит в себе история человеческой цивилизации! Особенно интересно то, что некоторые из тайн прошлого бросают отсвет в далекое будущее. Во время археологических раскопок в Южной Америке ученые

«Мы пойдем другим путем!»

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

«Мы пойдем другим путем!» В конце XIX века активная часть еврейского населения Российской империи начала постепенно отказываться от участия в интернациональном революционном движении, предпочитая решать исключительно свои национальные проблемы. Если и строить новое

55. «Мы пойдем другим путем». Тезисы о биографическом Ленине. Фактор Чернышевского

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

55. «Мы пойдем другим путем». Тезисы о биографическом Ленине. Фактор Чернышевского - В Институте истории шло длинное заседание, посвященное единственному вопросу: говорил Ленин «Мы пойдем другим путем» или не говорил? Часами обсуждали, пока я не убедил, что Ленин этой

Мы пойдем другим путем

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы пойдем другим путем Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870-1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за

Глава 1. А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ! А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ!

Из книги автора

Глава 1. А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ! А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ! ПРОСКРИПТУМВ названии главы перифраз слов холуя тигра Шерхана, шакала Табаки: «А мы пойдем на север! А мы пойдем на север!» - из киплинговского «Маугли».Центральным объектом анализа в этой главе является

Мы пойдем своим путем!

Из книги Бригада возвращается. Триумф бандитской романтики автора Раззаков Федор

Мы пойдем своим путем! Минуло всего-то пять лет с момента прихода к власти Михаила Горбачева, а от былых надежд, возлагавшихся на него населением огромной страны, уже не было и следа. Страна превратилась в одну кровоточащую рану, проделав стремительный путь от перестройки

Мы пойдем другим путем…

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Мы пойдем другим путем… Есть и другой путь, позволяющий воспользоваться всеми благами передвижения на четырех колесах, но при этом не озадачиваться вселенскими проблемами вроде «где припарковать автомобиль?» или «не угонят ли его ночью?». Речь идет о специальных

Глава 9 Мы пойдем другим путем

Из книги Время Ч. автора Калитин Андрей

Глава 9 Мы пойдем другим путем 1997 год – это год наивысшего успеха TWG в России. Весь алюминий фактически в руках братьев Черных и братьев Рубен. Но именно этот год вскрыл, словно больной нарыв, целый комплекс проблем, заложенных в их совместный проект еще пять лет назад. Все

3.8 Различие между путем Торы и путем страданий

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

3.8 Различие между путем Торы и путем страданий Люди верят экстрасенсам и тому, что они обладают большими сверхъестественными силами, что могут влиять на огромные массы людей, определять их будущее, управлять им. Люди готовы платить экстрасенсам большие деньги за защиту

Глава 409: О том, кто в день праздника возвращался (с праздничной молитвы) другим путём.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 409: О том, кто в день праздника возвращался (с праздничной молитвы) другим путём. 508 (986). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день праздника пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно возвращался обратно с молитвы не тем путём (,

А мы пойдем иным путем!..

Из книги Счастливая женщина и как ею стать автора Вуль Феликс

А мы пойдем иным путем!.. Все вокруг восхищаются: «Ах, индивидуальность!», гипнотизируют: «Будьте самой собой!», заклинают: «Не подражай!». Это я о модных дамских журналах, которые обожают самобытность, но до известных пределов. Даже «звезд» перед подачей публике по-своему

Музеи для некоторых людей чаще всего ассоциируются со скукой, тишиной и пылью, а бесчисленные мировые шедевры выглядят бездушными и неинтересными, потому что никто не знает историй, которые рассказывают авторы.

Другое дело - если бы рядом с каждой картиной было её описание, прочтя которое смотришь на полотно совсем другими глазами.

Поэтому в сегодняшнем материале мы ещё раз посмотрим не просто шедевры масляной живописи великих русских художников, а картины с историями, отражающими русскую действительность XIX века.

Русская художественная культура в XIX веке приобрела мощное народное звучание, постепенно переходя от романтизма к реализму. Особенно ценились работы русских художников в историческом жанре с акцентом национальной тематики.

Такие картины не писались на заказ, поэтому реальность в них ничем не приукрашена. И у нас с вами есть уникальная возможность посмотреть, как жила Россия почти 150 лет назад.

«Крестный ход в Курской губернии». Илья Репин

На картине можно наблюдать большое скопление народа, сопровождающее процессию крестного хода, при котором чудотворную икону несут к святому месту, где она впервые явилась людям. Но художник постарался передать не только саму процессию, а показать сельскую жизнь на Руси, изобразив огромное множество образов, увидевших в этой провинции.

Из шествующей толпы, видно, что люди относятся к разным слоям населения, среди которых царит неравенство и бесправие. В центре толпы можно наблюдать более богатое сословие, а по краям пристроились бедняки, которых жёстко оттесняют от центра шествия грозные полицейские-жандармы. Можно увидеть как они восседая на конях, орут на людей, а один из жандармов, даже замахнулся плёткой на крестьянина.

Эти персонажи можно расценить как высмеивание высокомерности над простыми, бедными людьми, обделёнными в жизни.

Вперёд всех пытается прорваться молодой горбун на костыле. Он устремлён вперёд и старается не замечать деревенского старосту, который палкой пытается его оттеснить. Его образ отображает душевную силу веры в исцеление и порыва.

Всматриваясь в толпу, можно выхватывать различные образы, то с выражением важности, высокомерия — у богатых, а у бедняков - покорности и смиренности.

Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно

настроенные слои общества тут же подняли вокруг неё агрессивную полемику. В

реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.

Но все друзья художника, передовая молодёжь, студенты, интеллигенция и

образованные разночинцы приняли её с восторгом.

«Жертва фанатизма». Николай Пимоменко, 1899г.

На картине изображён реальный случай в Кременце (Западная Украина).

Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде. Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.

«Торг. Сцена из крепостного быта». Николай Неврев, 1866

В картине "Торг. Сцена из крепостного быта" из недавнего прошлого художник талантливо кистью выразил свое отношение к нравам современного ему общества. На лицах двух главных персонажей — продавца и покупателя — нет «радищевских» следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека. Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения современного зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).

Картина получила широкое общественное звучание. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым ещё большую известность и популярность.

«Сельский крестный ход на Пасхе». Василий Перов, 1861


«Сельский крестный ход на пасхе» был Василием Григорьевичем Перовым написан в 1861 году. В это время реформ и преобразований, в год отмены крепостного права художник стремился через реалистичный сюжет передать тонкую критику современного российского общества. Он взял на себя смелость обличить некоторые пороки своих современников на этом полотне.

Когда картина предстала перед глазами высокочтимой публика, она произвела на гостей выставки глубокий шок. Здесь религия переплетается с повседневным бытом, неодухотворенным и прозаичным. Нелицеприятная сцена вызвала много отрицательных отзывов на долю автора, в том числе, со стороны государственной власти. Общество требовало убрать позорную картину из музея, и, только благодаря Павлу Третьякову, она осталась на своем месте.

Мы видим вечерние сумерки после празднования Воскрешения Христова. Картина, предстающая перед нашими глазами, не оставляет приятного впечатления. Все герои полотна, мягко говоря, не совсем трезвые. Священник, который захмелел и уморился, опустил глаза вниз, лицо его раскраснелось, накидка небрежно заброшена поверх одежды. Он нетвердым шагом спускается по ступеням деревянной русской избы. На первой плане крестьянка в ярком платке, которая тянет слова молитвы. Рядом с ней старичок, в руках он держит икону, которую даже не удосужился перевернуть головой вверх. Вся эта забавная, хмельная процессия держит путь в церковь.

Видеть в полотне насмешку над религией не совсем верно. Автор старался передать не глумление над верой, а лишь «мертвую» веру современного духовенства и народа. Официальные представители духовенства не ищут благословения Господа. Они нацелены на личную выгоду, которую получают за счет авторитета среди народа. Их ризы становятся своеобразным прикрытием от грехов паления нравственности.

Перов был признанным мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина

в царской России была запрещена к показу и воспроизведению цензурой.

«Возвращение из города». Алексей Корзухин, 1870


Алексей Иванович Корзухин знал не понаслышке, а по горькому опыту, что такое жизнь. Поэтому он в своих произведениях показывал хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья.

Вот и в этой сценке он описал довольно обычную ситуацию того времени:

отец возвращается из города и привозит детям скромный гостинец — связку баранок. Обстановка в доме бедная, в семье много детей, словом, реалистично до боли и достоверно до слёз.

«Аукцион за недоимки». Василий Максимов, 1881-1882


Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II Освободитель на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

«На бульваре». Владимир Маковский, 1886-1887


Владимир Маковский затронул в картине «На бульваре» одну из самых острых проблем в России того времени, которая сейчас может показаться далекой и неактуальной, но современникам он должен был показаться вполне типичным.

Главная проблема картины - это отъезд крестьян в городе на заработки. Кормилец был вынужден покидать семью: родителей, жену, детей, жизнь без них нарушалась, родственная связь ослабевала и даже пропадала, а привычные устои деревенского мира рушились, как и патриархальный мир.

Городская жизнь завладела им: вот он, фатоватый и подвыпивший, вальяжно развалившись, играет на гармошке, при этом не думая ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего внешнего вида. Он румянен и доволен собой, что нельзя сказать о его жене: опечалившись непоправимыми переменами, она сгорбилась и в безысходности смотрит вдаль. Возможно, ей стыдно за любимого, быть может, она сожалеет об утрате родной души, и, конечно же, ей очень тяжело осознавать свою ненужность этому человеку. Вся картина разворачивается на фоне осеннего городского пейзажа: деревья с опавшими листьями, серое небо и крыши домов с небольшими снежными участками; что добавляет ей еще больше драматизма.

Небольшое по своим размерам и сюжету полотно вместило в себя множество мыслей, переживаний, наблюдений художника. Да, картина несколько неактуальна сегодня, но это не мешает проникнуться ее идеей и сочувствием к девушкам тех времен, оказавшимся в подобном положении, а также их семьям.

«Свежий кавалер». Павел Федотов, 1846

Картина была написана в 1846 году. Это полотно П.А. Федотова «Свежий кавалер» передает зрителю эпизод из жизни чиновника. Чиновник получил свою первую награду - орден - и представляется нам как главный герой картины. Его гордость и надменность притягивает взгляд.

Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Ведь полученный чиновником орден - это самая низкая награда, которую мог получить чиновник тех времен. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. Он мечтает о другой жизни.

Обстановка в комнате героя небогатая и объясняет реакцию героя на столь невысокую награду.

Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. На халат одета награда. Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Скорее всего, ему больше некому показать свою награду. Взгляд служанки снисходительный. Она не перестала выполнять свои ежедневные дела, и стоит рядом с кавалером, держа в руках сапог.

Комната героя небольшая, многие вещи навалены друг на друга. На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса. Под столом валяются рыбьи кости. В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи. На одном из стульев кошка рвет обивку.

Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. Даже кошка на стуле худая и неухоженная.

Картина «Свежий кавалер» дает информацию о жизни и традициях 1 половины 19 века. В ней есть ирония и человеческие эмоции.

«Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». Николай Богданов-Бельский, 1895

Знаменитый русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году. Произведение называется «Устный счёт», а в полной версии «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского».

Картина написана маслом по холсту, на ней изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. Школьники решают интересный и сложный пример. Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.

Рядом стоит учитель, прототипом которого является сам Рачинский - знаменитый ботаник и математик. Не зря картине присвоено такое название, оно в честь профессора Московского университета. На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ.

На картине изображён простой русский класс, дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения. Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по - другому, не считаясь, с мнением окружающих.

Николай Петрович посвятил картину своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.

«На миру». Сергей Коровин, 1893


Деревня конца XIX века. В картине впервые в нашей живописи показан острый конфликт, типичный для русской деревни того времени: на сельской сходке крестьянин-бедняк, бывший крепостной, разорённый реформами, тщетно пытается добиться справедливого решения дела в свою пользу; помещик, которому никто не смеет перечить, издевательски хохочет над ним...

«Крах банка». Владимир Маковский, 1881

Среди самых известных полотен художника - картина «Крах банка», написанная в 1881 году.
Она повествует о трагическом факте, имевшем место в середине 1870-х гг., - разорении частного московского Ссудного банка. Жертвами коммерческих махинаций стали в основном представители среднего класса.
Своим произведением В.Маковский выразил сочувствие и сострадание обманутым людям. Сразу после написания полотно В. Маковского было приобретено в коллекцию Третьяковской галереи.
Художник показал переживания тех, кто доверил потерпевшему крах банку свои последние сбережения. Психологически достоверно показал В. Маковский изумленные и возмущенные лица людей. Перед нами - целая галерея типов и характеров.
Мы видим пожилую женщину, упавшую в обморок, богатую барыню, взволнованно хватающую за руку жандарма, растерянного купца. Люди беспомощны перед несчастьем, многие из них до сих пор до конца не верят в то, что произошло. И только один - делец, причастный к бесчестным махинациям банка, - радостно потирает руки, предвкушая солидный куш.
В картине «Крах банка» В.Маковский выступил не только как знаток современной жизни, но и как вдумчивый психолог. Именно поэтому это произведение и сейчас кажется очень современным.

«Закованная Польша». Ян Матейко, 1863


Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными выражениями лиц заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву.

«Опиумоеды». (Курильщики опиума) Василий Верещагин, 1868


В настоящее время проблема наркомании является мировой, для нашей страны острой и социально значимой, для ее решение необходимы серьезные государственные меры.

Наркомания в Российской империи впервые была отмечена в ходе специального исследования, осуществленного в 1885 году С. Моравицким по заказу губернатора Туркестанского края А.К. Абрамова. Как подчёркивал автор, наркотики в жизни местного населения заменяли собой алкоголь, который на Востоке в силу культурно-религиозных традиций и запретов был мало распространен. Император Николай II, понимая серьезность проблемы, утвердил 7 июля 1915 года Закон «О мерах по борьбе с опиокурением».

Василий Васильевич Верещагин, будучи внимательным наблюдателем, борцом за социальную справедливость, не мог не обратить внимание на данную проблему.

Замысел картины «Опиумоеды» возник у Верещагина во время его первого туркестанского похода зимой 1867-1868 гг., написана она была в 1868 году в Ташкенте и изображает реальную сцену, одну из тех, которые художник наблюдал в Ташкенте. Не будучи выставленной, она, тем не менее, стала известна в Петербурге, наряду с целой серией туркестанских рисунков и этюдов, о ней стали говорить в художественном мире.

Как вспоминал сам художник «пришедши раз довольно холодным днем в календархан3, я застал картину, которая врезалась в моей памяти: «целая компания опиумоедов сидела вдоль стен, все скорчившись, как обезьяны, прижавшись один к другому; большая часть недавно, вероятно, приняла дозу опиума; на лицах тупое выражение; полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что-то; многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат, изредка передергиваются судорогами. Близ базара есть множество конур, в которых живут диваны, опиумоеды - это маленькие, темненькие, грязные, полные разного сору и насекомых каморки.

Одурение от курения опиума едва ли еще не сильнее, чем от приема его внутрь; действие его можно сравнить с действием табака, но только в гораздо сильнейшей степени; подобно табаку, он отнимает сон, сон натуральный, укрепляющий; зато, говорят, он дает сны наяву, сны беспокойные, скоропреходящие, галлюцинации, сменяющиеся слабостью и расстройством, но приятные».

Очевидно, именно это своё впечатление и отразил художник в картине.

«Мы пойдем другим путем!» Петр Белоусов, 1951

Слова, которые, согласно советской традиции, произнёс юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870—1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осуждён за подготовку покушения на российского императора Александра III. Как сообщила в своей речи на траурном заседании Московского Совета (7 февраля 1924 г.) сестра Ленина Мария Ильинична Ульянова, он сказал: Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти.
В свое время популярности выражения способствовала написанная на этот сюжет картина «Мы пойдём другим путём» (1951) советского художника П. П. Белоусова (р. 1912). И пошли ведь!

«Земство обедает». Григорий Мясоедов, 1872

Эта картина стала визитной карточкой художника-передвижника. Опирался художник при написании этого произведения на местные материалы. Перед зрителем предстаёт пореформенная Россия.

Только что начали создаваться органы местных самоуправлений в виде земств. Выбирали сюда и крестьян. Но они имели невысокий имущественный ценз, поэтому их было очень мало. Сюжет предельно прост. Художник и решил отобразить несоответствие положений, согласно социальному положению.

Показан тихий провинциальный городок. На первом плане здание земской управы. Кажется все просто. Весь дом не показан, а есть только на картине изображение светлой стены земской управы. Крестьянские депутаты решили пообедать. Душные комнаты не прельщают крестьян, да и соседство с «благородными» представителями земства не удовлетворяет их. Поэтому они решили отобедать на свежем воздухе.

Художник изобразил кого-то уже отобедавшим и дремлющим, а кого-то, кто продолжает скудную трапезу, с нехитрой деревенской провизией. Еда нехитрая. У кого-то сухой хлеб. У другого хлеб с солью и пучок зеленого лука.

Видно, что в здании земской управы тоже закончили обедать по действиям официанта, который переставляет посуду и по винным бутылкам. Вот здесь то и наблюдается контрастность бедности и богатства. Главным персонажам картины - крестьянам, художник дал характерные черты. Одним — лукавство, сметливость. Другим - чувство подлинного душевного благородства. Третьим - оскорблённость.

Здесь присутствие некрасовского произведения о том, кому на Руси жить хорошо. А думают все герои картины об одном и том же — они понимают, что здесь справедливости не добьёшься. Мастер не собирается делать вывод по объективной сцене, он к этому подталкивает своих зрителей.

«Деревня». Федор Васильев, 1869


Сама работа была написана художником под прямым впечатлением от поездок по Тамбовской губернии Российской империи, а также по провинциальным городкам и селам Украины.

Именно поэтому, в самом полотне четко обозначены как раз проблемы социально-бытовой тематики этого века. И в этом плане, именно на проблему народничества и на его основные тяготы и делал упор художник, который путешествовал по указанным выше краям в летний период 1869 года, после чего им, в этом же году, и была создана данная картина.

Тема народничества и глубокой повествовательности для самого художника не были такими уж далекими, потому как на его творчество напрямую повлияла знаменитая дюссельдорфская школа живописи, которую прошли многие художника второй половины XIX века. Но также стоит сказать и о том, что мастерство исполнения картин художником было напрямую связано с его искренней любовью к окружающему миру, к природе и людям, к родной стране. Он впервые путешествовал по Средней России в 1869 году и четко передал все свои переживания в картине «Деревня», искренне заявив о том, что он так же самое, как и его народ, переживает все тяготы и невзгоды, но у художника они были прикрыты его любовью к искусству, которую он воплощал в своих работах.

Васильев провел лето, а также и осень 1869 года селе под названием Знаменское, которое находилось в Тамбовской губернии. Именно туда его пригласил к себе в гости граф Строганов, славившийся своими значительными земельными наделами в этой губернии. Кроме этого, он в этом же году посетил и Сумскую губернию в Украине. Впечатления, которые он получил от этих поездок, вскоре были перенесены художником на полотно, где он изобразил типичные деревенские будни, в том числе нелегкую крестьянскую работу.

«Свидание». Владимир Маковский, 1883


На картине изображена встреча матери — крестьянки с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при их редких встречах. Она не обнимает сына и не разговаривает с ним, наверно по причине усталости. Можно понять, что отдала она своего сына для обучения ремеслу по причине глубокой нужды.

Одета она по деревенски: на ней тулуп чёрного цвета, из под которого видна красная юбка, а поверх головы повязан чёрный платок. Судя по одеянию матери, она из деревни, пришла пешком, а время их встречи - зима.

Мальчик жадно ест калач, принесённый ему матерью, он буквально в него вцепился жадно жуя. Его лицо бледно и очень, не по годам серьёзное. Он очень плохо одет для работы в цехе. На нём нет обуви, хотя на улице зима, сверху рубаха поблекшего красного цвета, грубые штаны, поверх которых надет грязный фартук с под которого торчит грязная тряпка для вытирания рук.

Их встреча произошла в какой-то грязной комнате с деревянными стенами и потемневшим от времени земляным полом. Возможно, в ней рабочие отдыхают. На бочке стоит кувшин, чтобы можно было пить, а из окна слева тускло струится солнечный свет. В картине использованы преимущественно тёмный цвета, которые передают всю трагичность ситуации, так как последующее свидание матери и сына может не состояться. Ко всему, бедная женщина слишком устаёт от дальней дороги, чтобы часто видеться со своим сыном. Картина передаёт типичный вариант случая из жизни простых людей, что заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать их страдания и горе.

Борис Кустодиев. "Купчиха за чаем". 1918 г.

В рассматриваемой нами картине купчика изображена пьющей за большим столом из блюдца чай. На столе стоят самовар и блюда с разнообразными яствами (особенно четко художник выписывает образы фруктов, винограда, арбуза, яблок). На столе также много красивой и дорогой посуды и традиционной русской еды: пирожков, белого хлеба, варенья. На заднем фоне видны сцены из жизни старой купеческой Москвы: белокаменная церковь, торговые ряды, роща и монастырские постройки.

Сама купчиха - молода и красива, у нее приятное полное лицо, платок, закрывающий волосы, повязанный концами вперед, большие золотые серьги, обведенные красной помадой губы. Художник аккуратно выписывает ее белую шею и плечи, а также приятное темно-синее платье с маленькой брошью в виде украшения.

Казалось бы, в этой обычной бытовой зарисовке нет ничего загадочного, однако это не так. Образ купчихи является глубоко символичным, ведь художник написал эту картину в переломный для истории нашей страны 1918 год, когда некоторым казалось, что Россия погибла и никогда больше не возродится.

А русская купчиха с налаженным бытом, обилием продуктов, большим котом, изогнувшим спину в ожидании ласки, простой размеренной жизнью представлялась автору образом будущего страны, которая, пережив все треволнения, вернется к традиционному порядку бытия.

«Завтрак аристократа». Павел Федотов, 1849-1850

О чём же повествует картина? Главная мысль её такова:

Молодой светский хлыщ, каких было в то время достаточно много, растратил все свои сбережения, проиграв их в карты, либо просто прокутив с девушками. При этом он никому не желает раскрывать своего неблагополучного финансового положения, вполне справедливо опасаясь, что его перестанут принимать в светском обществе, которое неодобрительно относиться к бедности и неудачам. Поэтому он продолжает окружать себя внешней роскошью, которая на картине так изящно изображена художником, — это и дорогой подсвечник, красивая лампа, персидский ковер, резной старинный стол. Продав эти ценные вещи, он бы весьма улучшил свое материальное состояние, но лицемерное желание казаться таким, же, как все его богатые друзья заставляет молодого человека сидеть за столом и поедать кусочек чёрного хлеба.

Но это всего лишь предыстория события, которое вот-вот готово развернуться, так как на картине зафиксирован момент, когда к завтракающему человеку готов ворваться нежданный видимо гость. Федоров с большим умением передал ту растерянность, которая возникла на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой. Но по все видимости уже поздно, так как в дверях уже мелькает кусок дорогого сюртука, а рука гостя уже готова отодвинуть полог. Белый пудель, помещенный художником у самой двери уже готов с радостным лаем приветствовать входящего.

Напряжение, страх разоблачения, растерянность вот главные чувства которые возникают при подробнейшем рассмотрении картины. Но несомненно, что популярность картина сыскала тем, что даёт своему зрителю шанс самостоятельно придумать весь дальнейший сюжет. Поймёт, или же нет вошедший ситуацию, раскроется обман, или же аристократ будет жить так всю жизнь - это тайна, принадлежащая фантазии каждого.

http://opisanie-kartin.com/

http://www.adme.ru/

Обычная обложка, оформленная в стиле Art Deco, 1930-е годы. Но что-то не так? Написано всё по-русски, но такого названия в архивах Союзпечати не значится. Да и вообще, дама "не наша": не комсомолка, не стахановская ударница и не ворошиловский стрелок, а вполне себе вальяжная дама, которую ни за что не поместили бы на обложку сталинского журнала.
Ну, разумеется, Вы поняли - это эмигрантская пресса. Но Вам никогда не хотелось пофантазировать, как выглядел бы мир обычного человека в России, которая не знала Первой Мировой Войны и Революции (а последняя была бы невозможна без первой)? В жанре альтернативной истории автор часто мыслит глобально, не опускаясь до бытовых описаний. Попробуем воссоздать детали быта русского человека в двух вариациях:

Улица Харбина в 1920-х гг. Так могла бы выглядеть улица буржуазной Москвы. Кликабельно.

Теперь представьте себе, что к власти в монархнической, буржуазной России 1920-х годов пришли фашисты (или нацисты). Сложно сказать, какова была бы цель русских ультраправых - то ли курс на построение корпоративного государства, по типу фашистской Италии (с царём - батюшкой и фюрером на одном троне) или же это было бы нацистское государство по типу Третьего Рейха (благо, опыт введения черты оседлости и прочих ограничений для инородцев существовал давным-давно). Но, скорее всего, это было именно фашистское государство со слабым, но живым (!!!) монархом и тенденциями к сплочению общества вокруг Вождя. Имеется даже специальный термин - Монархофашизм , который применялся в в советской историографии по отношениюк правлению болгарского царя Бориса, а также к королевскому правительству Греции послевоенного периода.

Русские фашисты в эмиграции.
Они бы и здесь были такими же...

Символ... Ну, к примеру, двуглавый орёл, держащий в лапах круг со свастикой. Фашизм Муссолини не имел ксенофобских настроений. Фашизм русский не обошёлся бы без "традиционного", черносотенного антисемитизма. Мне кажется, что русский вариант фашизма был бы, куда жёстче, нежели европейский...

Русские фашисты из эмигрантской среды.

Русский фашизм однозначно не мог быть ни языческим, ни атеистическим. Более того - православная церковь укрепила бы свои позиции в обществе. Ни о каком построении светского государства не могло бы даже идти речи. Церковный брак ещё долго оставался бы обязательным, а свобода нравов, присущая западной цивилизации 1920-1930 гг., никак не коснулась бы России. Так что модные веяния - короткие платья, голые ноги и короткие стрижки - "гарсон" вряд ли нашли бы поддержку у правильных, богобоязненных фашисток.

Общество на фоне двуглавного орла, со свастиками. Нью-Йорк.
Оно могло быть таким в Самаре или Екатеринбурге.

"Женский вопрос" в фашистской России был бы решён однозначно - кухня, церковь, дети, причём в ещё более однозначном варианте, нежели в Третьем Рейхе. Разумеется, девушки допускались бы до служения обществу, но это было бы, скорее, исключением, чем правилом. Эталоном считалась бы высокая, довольно мощная блондинка с длинными ногами и широкими плечами, сочетающая в себе спортивность и женственность.
Последняя выражалась бы в домостроевской покорности и в любви к детям, а не в пресловутой сексапильности. В моде, скорее всего, появился бы "народный стиль" - вариации на тему русского народного костюма (как был в Третьем Рейхе так называемый "баварский стиль").
Эллочки - Людоедки, разумеется, соревновались бы с Вандербильдихами, но с "западной модой" велась бы суровая, но безрезультатная борьба. В газете... "Фашистская Правда" появлялись бы статьи: ""Coty" как орудие диверсии", "Расовая сущность чарльстона", "Кому выгодны шляпки с перьями?" и "Все на борьбу с нудизмом!"

Женское отделение русской фашистской партии в Харбине.
В фашистской России "партейными дамами" были бы, скорее всего, экзальтированные дамочки.

Кстати отношение к обнажённому телу в монархофашистской России было бы совсем не похоже на то восхищение, которое имело место в Третьем Рейхе.* Православная традиция, помноженная на фашизм, дала бы такие всходы ханжества, что и СССР-у не снились. Если в Третьем Рейхе обнажённая натура имела цель - прославление расовой красоты, сходное с античным любованием формами, то в России всё это "не прокатило бы". Менталитет иной, не от античных корней, не от Ренессанса.

*Ещё раз подчеркну, что фото, портретные и скульптурные изображения обнажённой натуры в Третьем Рейхе не имели эротического характера!

Слева - так могла бы выглядеть дама из высшего общества в фашистской России.
Справа - костюм для исторической мелодрамы о XVIII веке.

...У Муссолини был Цезарь, у Гитлера - Фридрих Великий, так что Вождь фашистской России тоже был бы должен обзавестись своим "прототипом" и героем. Из всех кандидатур наиболее подходящ Николай I. При нём был сформулирован принцип: "Самодержавие - Православие - Народность" (разновидность Ein Volk, ein Reich, ein Führer). Консерватор, русский патриот (он даже ввёл при дворе некое подобие национального костюма), не слишком-то доверял родовитому дворянству,- помня декабристов, подавлял вольнодумство и вообще, с точки зрения фашиста - личность сугубо положительная.
Сервильный Алексей Толстой, непременно, разродился бы фолиантом "Николай Первый". Противопоставление "плюшевого космополита" Александра I и жёсткого Николая, наставление на путь истинный поэта Пушкина, несостоявшаяся любовь к какой-нибудь красавице с пышными плечами, etc в сочетании с картинами народного быта и чиновничьей преданности Государю.
...И начинался бы роман примерно так... " Еще не светало, а уже по всему дворцу хлопали двери, скрипели лестницы. Студёное, хмурое утро занималось над тщеславным Санкт-Петербургом, городом, выстроенным из серого камня. Царевич Николенька исподлобья глядел на матушку Марию Фёдоровну, тушевался, кусал заусенцы... Жеманно прошелестела шемизом фрейлина Зиновьева, дивной красоты фурия..."


Русские скауты из эмигрантской среды.
Слева - картина К.А. Вещилова "Русский бойскаут".
Справа - скаутский отряд великой княгини Ксении Александровны 1931 год. (Кликабельно).

В дореволюционной России, как и во всём мире, развивалось скаутское движение (после 1907 года) - именно его аналогами можно считать Пионерию и Гитлерюгенд. В эмигрантской среде скаутские отряды объединяли наиболее активную часть детей и подростков. В случае установления в буржуазной России фашистского режима, скаутские отряды были бы преобразованы в некую политизированную, идеологизированную (в отличие от скаутов) организацию, причём имеющую своей целью полный контроль над молодёжью. Причём, одной из основных задач этой организации было бы "преодоление кастовых предрассудков", ибо в одной палатке могли оказаться дочь фрейлины и дочь прачки.

...Нечто среднее между пионерками и девушками из BDM...

Помимо А.Толстого, весьма хорошо представляю себе А.Гайдара, вернее, А.Голикова, причём в том же качестве - певца недетской, суровой романтики. Все его вещи могли быть "фашистскими", только мальчика Тимура звали бы уже Тимофеем, а готовил бы он себя к непременной войне с коммунистической Англией (например).
...Чисто внешне фашистская Россия была бы похожа на наш СССР - аскетичный быт сочетался бы с барочными прелестями какого-нибудь ВДНХ, а прозападные, модные девочки изгонялись бы из институтов благородных девиц. Галина Уланова, та, всё равно танцевала бы свою Жизель, а Феликс Юсупов валил бы лес в райне города Берёзова.


Фотографии русских скаутов 1930-х гг.

В школах изучали бы Закон Божий и расологию, писали бы сочинение на тему: "Образ русско-германской дружбы в романе И.Гончарова "Обломов", усердно маршировали бы и не менее усердно слушали бы классическую музыку.
"Стирание граней между городом и деревней" - одна из проблем, которые ставила себе Советская власть. В фашистской, православной, патриархальной России деревня с её чистыми нравами и светлой верой, противопоставлялась бы порокам и нигилизму больших городов.
Вероятно, со временем, получила бы развитие концепция "города - сада", изложенная в начале XX века англичанином Э.Говардом. Город-сад - это проект убеждённого дезурбаниста, направленный на строительство небольших населённых пунктов, гармонично соединяющих все преимущества как городских, так и сельских условий жизни и лишенный их отрицательных сторон.

Девочки - скауты со своим руководителем в гостях у писателя Ивана Бунина.

Сейчас многие скажут: "Какой ужас был бы, если бы...!" А не было бы ужаса - Вы просто жили бы в иной реальности и не замечали бы, например, царя в телевизоре. Ну, спрашивали иногда свою жену: "А на фига нам этот дармоед Николай III?!", как это делают англичане в отношении своей виндзорской дамы, но особого отвращения всё равно не испытывали бы.
Ну ладно, не расстраивайтесь, ведь "от тайги до Британский морей Красная Армия - всех сильней".

Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
— Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти» . Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту ".

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление.

Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С.10; опубликовано письмо полностью;
в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т.44 — С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» . В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9:
"В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»".

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь (рассказ провинциала)» гл. VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 г.,:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими

общественными течениями погодим: мы еще не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.):

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда». № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.) слово было повторено дважды:

«Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды.»
«Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.»

В „Планах доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна“ («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую)

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года. На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград, которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».)

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?».

« Лучше меньше, да лучше»

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

«Кто не работает, тот не ест»

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: "...Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фесс.3:10).

«Профсоюзы — школа коммунизма»

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.