Биографии Характеристики Анализ

Основные психологические концепции XX века. Основные понятия психологии

Основные понятия и термины по теме : психология, психика, отражение, психические процессы, психические состояния, психические свойства, чувствительность, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, отражение, рефлекс, импринтинг, навык, сознательное, бессознательное, интуиция, инсайт, самосознание, самооценка, Образ Я, рефлексивное соз­нание.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

2.Этапы становления психологии как науки.

3.Задачи современной психологии.

4.Понятие о психике, структура психики.

5.Сознание как форма психического отражения. Психологическая структура сознания.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Предмет, объект и методы психологии.
Психология в переводе с греческого - учение, знание о душе («псюхе» - душа, «логос» - учение, знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей. Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В. Петровский). Объектом психологии выступают человек не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психоло­гия - это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Предметом изучения психологии является психика. В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.
1 . ^ Психические процессы человека: а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь);
б) эмоциональные (чувства);
в) волевые.
2. ^ Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизационные, релаксационные)
Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений, возмож­ностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель­ность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении про­фессиональных и других задач в различных обстоятельствах жиз­ни и деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функ­ции : как фундаментальная наука она призвана разрабатывать пси­хологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как при­кладная область знаний - формулировать рекомендации по со­вершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.



Методы психологии: наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. Различают наблюдение включенное, когда исследователь стано­вится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не­включенное - «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, при­меняемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде­нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделе­нием вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социо­логии. При интервьюировании исследователь придерживается за­ранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной после­довательности. Во время интервью ответы записывают открыто.
Анкетирование - метод массовою сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности : письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис­циплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери­мент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Место психологии в системе наук.
Психология - это область гуманитарного, антропологиче­ского знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимо­связей.

  • Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физио­логия высшей нервной деятельности человека. Философские науки имеют для психологии прежде всего тео­ретико-методологическое значение. Они вооружают человека по­ниманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, пони­мание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в форми­рование мировоззрения человека.
  • Есть науки, в отношении которых психология выступает од­ной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в пер­вую очередь относятся педагогические, юридические, медицин­ские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно пол­ной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том чис­ле и психики человека, психологии возрастных, этнических, про­фессиональных и других групп людей.
  • 3. История развития психологического знания.
    Учение о душе (V в. до н.э. - начало XVII в. н.э.)
    Учение о душе складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования.
    Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души - несовершенные образы единой универсальной мировой души - обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

    Основные направления психологии.
    Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сфе­рах социальной жизни, занимается разными видами деятельно­сти. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихий­но складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой мно­гоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относи­тельно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отрас­лям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искус­ства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, меди­цинской, юридической, политической, этнической и т.д.

    Понятие о психике. Функции психики.
    Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой картины эт ого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

    Основополагающие суждения о природе и механизмах проявления психики.

психика это свойство только живой материи, только высоко организованной живой материи (специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики);

психика имеет возможность отражать объективный мир (получение информации об окружающем ее мире);

получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в условиях среды обитания.
Функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира;
  • осознание человеком своего места в окружающем мире;
  • регуляция поведения и деятельности.

^ Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.
Развитие психики в филогенезе связано с развитием нервной системы. Уровень развития органов чувств и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения. На низшей ступени развития (например, у кишечнополостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система. Животные с сетевидной нервной системой в основном реагируют тропизмами. Временные связи у них образуются с трудом и плохо сохраняются.

На следующей ступени развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии), Узловая, или ганглиозная, нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся в непосредственной близости от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений.
Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных - насекомых. В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной центр.
Высший тип нервной системы - трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг - центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения.
Особое значение в эволюции позвоночных приобретает развитие головного мозга. В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции.
Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, т.е, сигнальной деятельности.

Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов:

  • Раздражимость;
  • Чувствительность (ощущения);
  • Поведение высших животных (внешнеобусловленное поведение);
  • Сознание человека (внешнеобусловленное поведение).

Развитие психики в онтогенезе. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Так, все дети - «маугли» проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Структура сознания и бессознательное в психике человека. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание . Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном. общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Характеристики сознания человека:
1) сознание, т.е, совокупность знаний об окружающем нас мире.
2) закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е, того, что принадлежит «я» человека и его «не-я».
3) обеспечение целеполагающей деятельности человека.
4) наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания являются речь и язык как знаковая система.
Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д

Функции сознания : отражательная, порождающая (творчески-креативная), регулятивно-оценочная,рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, свое личное сознание.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

1. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. – сон, неосознанные побуждения, автоматизированные движения, реакция на неосознанные раздражители

Эпицентром сознания является сознание собственного "Я" . Самосознание -Оно формируется при взаимо­действии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием социальных влияний

Критерии самосознания:

1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2. осознание своей активности – "Я управляю собой";

3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

5. Самооценка – адекватная, заниженная, завышенная.

Я концепция – восприятие себя и управление собой

  1. Я-духовное
  2. Я-материальное
  3. Я-социальное
  4. Я-телесное

модуль 1//Психология - наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Основные отрасли психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развития предмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения:

Вид наблюдения

Стандартизированное

Перед началом процедуры наблюдения определяют что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, понимать, и на этом основании делать правильные выводы.

Свободное

Противоположно стандартизованному наблюдению, не имеет предварительно установленных рамок

Внешнее

Способ сбора психологической информации о человеке путем прямого внешнего наблюдения за ним

Внутреннее (самонаблюдение )

Исследование психических явлений, которые возникают в сознании самого психолога-исследователя или тех, кто проводит исследование по его заданию

Включенное

Исследователь является одним из участников процесса, который наблюдается

Невключенное

Не предусматривает личного участия наблюдателя в процессе, который исследуется

Фронтальное

Наблюдение за группой в целом

Индивидуальное

Наблюдение за отдельными членами группы

Способы регистрации данных наблюдения: протокол , записи в дневнике наблюдений.

Условия наблюдения:

1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);

2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;

3. систематичность наблюдения.

Опрос . Этот метод базируется на предположении, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию специально подготовленных, стандартных вопросов.

Анкетирование (письменный опрос ) - испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает определенные сведения о себе (возраст, пол, профессия, уровень образования, место работы, семейное положение и т.п.).

Опросник – список письменных вопросов, на которые должен ответить испытуемый. Вопросы могут быть «закрытыми» либо «открытыми».

Закрытые вопросы предусматривают стандартные ответы, из которых испытуемый должен выбрать один (да, нет, не знаю, согласен, не согласен, трудно сказать). Пример: Часто ли вы чувствуете состояние тревоги? (Да, нет, иногда, не знаю).

На открытые вопросы ответ дается в свободной форме. Пример: Расскажите о ситуациях, в которых вы чувствуете состояние тревоги. Встречаются также опросники смешанного типа (часть вопросов «закрытые», часть «открытые»). Пример.

Письменный опрос позволяет охватить сравнительно большое количество испытуемых.

Устный опрос имеет две формы. Первая - беседа . Беседа может проходить в свободной форме. Предварительно определяется только ее тема и основные вопросы, на которые должен ответить испытуемый. Во время беседы возможно изменение темы, появление новых вопросов.

Условия успешной беседы:

1. Установить эмоциональный контакт с испытуемым, поддерживать доброжелательную атмосферу разговора.

2. Избрать, а в случае необходимости, создать для нее неформальные условия.

3. Начинать беседу нужно с темы, которая интересует испытуемого, а затем постепенно перейти к той, которая интересует исследователя.

4. Отдавать преимущество непрямым вопросом.

Примеры беседы.

Вторая форма устного опроса - это интервью . Она отличается от первой тем, что содержание вопросов и их последовательность, жестко регламентированы.

После окончания устного опроса исследователь обязательно записывает его результаты.

Тестирование. Тест (от англ. test - «проба») - набор стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет определить те или другие психологические характеристики испытуемого (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера). Результат тестирования - это в большинстве случаев количественные показатели, которые сравнивают с ранее установленными нормативами.

Виды тестов:

1. Тесты интеллекта (диагностика познавательных процессов, умственных способностей).

2. Личностные вопросники (исследование свойств личности).

3. Проективные методики, которые основываются на гипотезе о том, что любое поведенческое проявление человека является отпечатком (проекцией) его личности. Это совокупность процедур, в которых используются неоднозначные, неопределенные стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Примеры тестов.

Цель тестирования - первичный, предварительный диагноз. Исследователь должен быть специально подготовлен, владеть процедурами математической обработки и психологической интерпретации данных.

Анализ результатов (продуктов) деятельности . Одним из его вариантов является контент-анализ (от англ. content - «содержание»). Во время этой процедуры смысловому анализу по предварительно составленной схеме подвергаются письменные тексты испытуемых (стихотворения, школьные сочинения на свободную тему, записи в личном дневнике, письма и т.п.).

Задача контент-анализа заключается в том, чтобы, выделив в тексте ключевые слова, словосочетания, темы, использование которых свидетельствует о тех, или иных свойствах личности, поставить соответствующий психологический диагноз. Так, постоянное обращение к теме смерти в поэтическом творчестве может свидетельствовать о тайном желании автора покончить счеты с жизнью. Метод экспертных оценок . Экспертами могут быть компетентные лица, которые: а) являются специалистами в какой-либо сфере деятельности (учителя, классные руководители); б) хорошо знают испытуемых (школьников). Эксперты количественно оценивают выраженность того или иного качества (специальные способности: музыкальные, языковые, математические), а исследователь обобщает их оценки и дает им психологическую интерпретацию.

Пример: оценивание музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) по 10 бальной системе. Желательно, чтобы в процедуре оценивания принимало участие не меньше троих экспертов.

Эксперимент . Этот метод предусматривает целенаправленное создание ситуаций, в которых обнаруживаются и могут быть оценены определенные психологические свойства испытуемых.

Виды эксперимента:

1. Естественный эксперимент - организуется и проводится в привычных для испытуемого жизненных условиях. При этом экспериментатор минимально вмешивается в ход событий, пытается наблюдать и фиксировать их в «естественном виде».

Пример: исследование зависимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохранение материала в памяти.

В одной группе школьников знакомят с материалом, который им следует изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

2. Лабораторный эксперимент . Он предусматривает создания искусственных, «нежизненных» условий, в которых возможно как можно лучше исследовать определенное психическое свойство или процесс. Лабораторный эксперимент проходить в специально оборудованных помещениях. Это дает возможность обеспечить максимальный контроль над его ходом и результатами. Пример: эксперимент с целью исследования «сенсорного голода» (долговременной, более или менее полной изоляции человека от информации, предоставляемой процессами восприятия и ощущения). Испытуемого, который находится в специальном, изолированном от информации аппарате погружают в воду.

Постепенно человек начинает чувствовать сенсорный и эмоциональный голод. При этом у него начинает активно работать воображение, возникают яркие образы, потом появляется заторможенность, депрессия, апатия, которая на короткое время сменяются эйфорией, раздражительность. В последующем наблюдаются стойкие нарушения внимания, памяти, мышления, появляются галлюцинации. Подобный эксперимент используется при подготовке специалистов «экстремальных» профессий.

Перечисленные методы психологического исследования следует применять в комплексе, так, чтобы данные, полученные с помощью одних методов, дополнялись и проверялись с помощью других.

В психологии, как и в медицине, действует закон: «Не навреди!», поэтому, проводя психологические исследования (например, для выпускной работы), необходимо соблюдать ряд этических норм.

1. Методы и приемы получения данных, сами данные, рекомендации, которые разработаны на их основании и т.п., не должны нанести психологический либо физический вред испытуемым.

2. Испытуемые должны, насколько возможно, знать о цели и задачах исследования, в котором принимают участие.

3. Не следует сообщать третьим лицам фамилии и имена испытуемых. В тексте выпускной работы следует приводить их только в зашифрованном виде.

4. Нежелательно передавать кому-либо материалы исследования. Исключение могут составить профессиональные психологи, работающие в учебных заведениях или фирмах, на базе которых написана работа.

Основные отрасли психологии

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека;

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются: психология бизнеса , психология спорта , военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

1.3. Основные психологические теории

Ассоциативная психология (ассоцианизм ) – одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем (384–322 до н. э.), выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике, представителями которого были французский философ Р. Декарт (1596–1650), английские философы Т. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), нидерландский философ Б. Спиноза (1632–1677) и др. Сторонники этого учения сравнивали организм с машиной, запечатлевающей следы внешних влияний, в результате чего возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: английский и ирландский философ Дж. Беркли (1685–1753) и английский философ Д. Юм (1711–1776) рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а английский врач и философ Д. Гартли (1705–1757) создал систему материалистического ассоцианизма. Он распространил принцип ассоциации на объяснение всех без исключения психических процессов, рассматривая последние как тень мозговых процессов (вибраций), т. е. решая психофизическую проблему в духе параллелизма. В соответствии со своей естественно-научной установкой Гартли построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма.

В начале XIX в. в ассоцианизме утвердилось воззрение, согласно которому:

Психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

Элементы первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) вторичны и возникают посредством ассоциаций;

Условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

Закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоцианируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (немецкий психолог Г. Эббингауз (1850–1909) и физиолог И. Мюллер (1801–1858) и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением И.П. Павлова об условных рефлексах, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии .

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». На рубеже XIX – ХХ вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. Э. Торндайк, изучая реакции животных в эксперименте, установил, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок, истолкованным как «слепой» отбор произведенных наугад движений. Этот вывод был распространен на процесс учения у человека, причем качественное отличие его поведения от поведения животных отрицалось. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорировались.

В тот же период в России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Их работы оказали на бихевиористов значительное влияние, но были истолкованы в духе крайнего механицизма. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения согласно концепции бихевиоризма фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ). По мнению бихевиористов, процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) не поддаются научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению.

Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и послужили одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, особенно касающихся научения – приобретения организмом новых форм поведения.

Вследствие методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 1920-х гг. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах (например, Э. Толмен), пришли к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего (ментального) плана поведения и другие, а также обратиться к физиологическим механизмам поведения.

В настоящее время лишь немногие из американских психологов продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Наиболее последовательно и непримиримо отстаивал бихевиоризм Б.Ф. Скиннер. Его оперантный бихевиоризм представляет отдельную линию в развитии данного направления. Скиннер сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику его учения. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий навыки либо закрепляются, либо отвергаются. Скиннер полагал, что именно эти реакции преобладают в адаптации животных и являются формой произвольного поведения .

С точки зрения Б.Ф. Скиннера главным средством формирования нового типа поведения является подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательное наведение на нужную реакцию». Выделяются а) первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.; б) вторичные (условные) – привязанность, деньги, похвала и т. п.; 3) позитивные и негативные подкрепления и наказания. Ученый считал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны при контроле за поведением человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказания – наиболее общий метод такого контроля.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке: он рассматривал человека как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств, а его мышление, память, мотивы поведения описывал в терминах реакции и подкрепления.

Для разрешения социальных проблем современного общества Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Одним из средств выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Б.Ф. Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания и закон субъективной оценки вероятности последствий, суть которых состоит в том, что человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным последствиям. Он субъективно оценивал вероятность их наступления и полагал, что чем больше возможность появления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-психология выступила против выдвинутого В. Вундтом и Э.Б. Титченером принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была первоначально применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения гештальт-психология противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов и человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально-логических операций и алгоритмов.

Хотя идеи гештальтпсихологии и полученные ею факты способствовали развитию знания о психических процессах, ее идеалистическая методология препятствовала детерминистскому анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма.

Главные представители гештальтпсихологии – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения.

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известными направлениями глубинной психологии являются фрейдизм и неофрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология.

Фрейдизм – направление, названное по фамилии австрийского психолога и психиатра З. Фрейда (1856–1939), объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.

Топическое рассмотрение означало схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих свое особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались внутренней цензурой. С начала 1920-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и СверхЯ (Супер-Эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное». Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с позиции переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо).

Энергическим источником согласно Фрейду является Оно (Ид). Ид – средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения.

Супер-Эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), Супер-Эго проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-Эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии .

Важную роль в формировании мотивации фрейдизм отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используются анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в «обезвреженной» форме.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем: бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречия и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пан-сексуализм), антагонизма сознания и бессознательного.

Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся американские психологи К. Хорни (1885–1952), Э. Фромм (1900–1980), Г. Салливен (1892–1949).

Согласно К. Хорни причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Э. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства. Г.С. Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное австрийским психологом А. Адлером (1870–1937). Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии.

Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961), давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления – психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса.

Целью психического развития человека аналитическая психология считает индивидуацию – особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции.

Аналитическая психология неадекватно представила данные истории, мифологии, искусства, религии, трактуя их как порождения некоего вечного психического начала. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей – экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от аналитической психологии развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

Согласно гормической концепции англо-американского психолога В. Макдугалла (1871–1938) движущей силой индивидуального и социального поведения является особая прирожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели.

В работах «Социальная психология» (1908) и «Групповой ум» (1920) Макдугалл пытался объяснить социальные и психические процессы изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели, отвергнув тем самым их научное причинное объяснение.

Экзистенциальный анализ (от лат. ех(s)istentia – существование) – это предложенный швейцарским психиатром Л. Бинсвангером (1881–1966) метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Согласно этому методу подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни отчего внешнего «жизненный план». В тех случаях, когда открытость индивида будущему исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения и возникает невроз.

Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из ложной философской посылки о том, что подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения гуманистической психологии следующие: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4) жизнь человека должна

рассматриваться как единый процесс его становления и бытия; 5) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7) человек – это активное, творческое существо.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней – устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (американский психолог Г. Олпорт (1897–1967)), особенно творческих (американский психолог А. Маслоу (1908–1970)), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (американский психолог К. Р. Роджерс (1902–1987)). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии. Роджерс назвал эту форму «терапией, центрированной на клиенте», что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как «клиента», который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуманистическая психология неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Она возникла в конце 1950 – начале 1960-х гг. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (американский психолог С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта .

Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. С позиций отечественной психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Культурно-историческая теория – это концепция психического развития, разработанная в 1920-1930-е гг. советским психологом Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании данной теории ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении (М.М. Бахтин, Э. Сепир и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию.

Согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации (см. 2.4) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредствуется интериоризованными знаками, а психические функции становятся

«культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных процессов у человека.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций – внимания, памяти, мышления.

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о зоне ближайшего развития – периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым знаково-опосредованной деятельности.

Культурно-историческая теория подвергалась критике, в том числе и со стороны учеников Л.С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций, понимание механизма социализации как связанного преимущественно с уровнем знаково-символических (языковых) форм, недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л.С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии.

В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов.

Транзактный анализ – это теория личности и система психотерапии, предложенная американским психологом и психиатром Э. Бёрном.

Развивая идеи психоанализа, Бёрн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих «транзакций» (три состояния эго-состояния: «взрослый», «родитель», «ребенок»). В каждый момент взаимоотношения с другими людьми индивид находится в одном из этих состояний. Например, эго-состояние «родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Кроме того, состояние «родитель» содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг.

Определенное место в теории Бёрна отводится понятию «игра», используемому для обозначения всех разновидностей лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место во взаимоотношениях между людьми. Главная цель транзактного анализа как метода психотерапии состоит в том, чтобы освободить человека от этих игр, навыки которых усваиваются в раннем детстве, и научить его более честным, открытым и психологически выигрышным формам транзакций; чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Бёрна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком». Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Основные положения теории трансактного анализа Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция». Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Философско–психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, – так начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских энциклопедий.

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Основные концепции и принципы теории типов личности Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6–4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Основные принципы социально - когнитивной теории Мы начинаем наше изучение социально - когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими.За

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Социально - психологические теории и «дух времени» Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Основные психологические функции К. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как наиболее универсальное, типическое деление психологических личностей. Но в составе одной и той же группы различия между отдельными ее представителями остаются достаточно очевидными.

Основные предположения генетической теории памяти Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Основные предположения генетической теории памяти 1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Психологические теории мышления Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Основные положения теории привязанности Определение привязанности и теории привязанностиБоулби считает, что мать и младенец входят в некую саморегулирующуюся систему, части которой взаимообусловлены. Привязанность между матерью и ребенком в рамках этой системы

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Теория активного формирования психических процессов и свойств личности. В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной

Из книги автора

2.2. Психологические теории личности На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых

План лекции:

  1. Система школ и направлений в психологии.
  2. Характеристика школ и направлений.
  3. Перспективы развития психологии.

Основные понятия:

психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа , а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология, К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез , Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической,

и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией , так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются психологические школы и направления?
  2. Какие психологические школы и направления отвечают современным требованиям?
  3. Какую школу и направление вы бы выбрали как ведущую в настоящее время?
  4. Чем должна отличаться психология будущего?