Биографии Характеристики Анализ

Платное образование при сталине доказано. Платное образование в ссср

Цитата:

Получается, что сначала ввели плату за обучение, а затем стали освобождать от платы по отдельным специальностям. К слову, не исключено, что в 1941 г. этот процесс продолжился.
С музыкальными училищами ситуация понятная - туда в принципе далеко не каждый способен поступить (то есть нужны определенные способности).
Возможно, в виду надвигавшейся войны постарались стимулировать таким образом поступление в военные училища.

Да, причем процесс продолжился, я выписал бегло те названия, что нашел в консультанте плюс. Возможно, что то упустил.

Постановление Совнаркома СССР от 11 января 1941 г. N 70 "О сохранении бесплатности обучения и прежнего порядка назначения стипендии учащимся Московской аэросъемочной школы".

Постановление Совнаркома СССР от 12 июня 1941 г. N 1539 "О сохранении бесплатного обучения и прежнего порядка назначения стипендий учащимся педагогических училищ, расположенных в районах Крайнего Севера".

Постановление Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г. N 1803 "Об освобождении от платы за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского флота" (СП СССР, 1941, N 16, ст. 311).

Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1695 "Об освобождении в Киргизской ССР учащихся-киргизов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1696 "Об освобождении в Таджикской ССР учащихся - таджиков и узбеков от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 "Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212 "Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 "Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 "Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 мая 1943 г. N 528 "Об освобождении от платы за обучение и обеспечении стипендиями студентов Кабардино-Балкарского педагогического института".

Постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1950 г. N 838 "Об освобождении от платы за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях инвалидов Отечественной войны и бывших воспитанников детских домов, трудовых колоний, трудовых воспитательных колоний и воспитанников, находившихся на патронате".

Цитата:

Еще мысль - примерно с 1922-1923 г., если я не ошибаюсь, у нас начался демографический рост. Первые уже заканчивали школы, а вот родившиеся в 1924-1925 гг. как раз вступали в тот возраст. Не могло такого произойти, что просто школ на всех не хватало, и решили таким образом несколько ограничить?

Разные версии, вплоть до того, что к войне готовились. На моей памяти было нечто подобное когда я школу в 1984 году заканчивал. Сокращали в школах 9 и 10 классы, и выдавливали после 8 классов в ПТУ и технари. Тут мне кажется похожая картина, на том уровне промышленности пропорции 1940 года было достаточно.
Численность учащихся

Бесплатное, доступное для всех образование является одним из основных достоинств Советской власти, как в глазах ее сторонников, так и противников. Однако в свое время активно распространяли информацию, о том, что даже в СССР было платное образование, введенное при Сталине.

Это вызвало яростные споры, при которых многие положительно относящиеся к Сталину и СССР граждане, активно отрицали сам факт подобного. Однако как показывает анализ исторических источников, при Сталине, в 1940 году действительно было установлена частичная платность обучения.

Постановление № 638

Речь идет о вполне официальном решении руководства СССР, подписанном Председателем Совета Народных комиссаров (СНК) В. Молотовым. Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий» вышло в октябре 1940 года, незадолго до войны и было отменено Постановлением Совета Министров СССР в июне 1956 года.

Согласно этому решению правительства СССР, в 8,9 и 10 классах средних школ (а также техникумов, училищ и других средних учебных заведений) и ВУЗов была введена плата за обучение. Для школ и техникумов эта плата составляла в большинстве городов и сел - 150 рублей в год, для Москвы и Ленинграда, столиц ССР - 200 рублей. Для ВУЗов столичных городов (и Ленинграда) - 400 рублей в год, для остальных ВУЗов - 300 рублей.

Причины введения платы за обучение

Причины подобного решения, учитывая, что до этого советская власть ударными темпами проводила политику распространения всеобщего образования, просвещения и грамотности для населения СССР, были весьма прозаичны и изложены в самом Постановлении.

Хотя для того, чтобы понять истинный смысл решения, нужно взглянуть на его исторический контекст. СНК в своем решении прямо указывает, что в связи с возросшим уровнем благосостояния граждан СССР и одновременно с высокими расходами на строительство, на непрекращающееся развитие огромной сети высших и средних учебных заведений, советское государство решило возложить часть расходов и на самих граждан.

На деле это означает, что достигнув определенного, очень высокого по сравнению с послереволюционными годами уровня образования и грамотности среди населения, совершив грандиозный рывок в развитии промышленности, науки и образования непосредственно перед войной, СССР слишком сильно потратился на эту беспрецедентную модернизацию всей страны.

Руководство страны, по всей видимости, ясно осознавая, что необходимый для подготовки к войне и индустриализации уровень образования советских граждан достигнут, выращен огромный слой советской интеллигенции, способной обеспечить нужды страны, решило сэкономить средства на дальнейшее ударное развитие образовательной системы, направив их на текущие нужды. А текущие нужды СССР в 1940 году, означали подготовку страны к неизбежной большой войне.

Это был более, чем оправданный шаг для достаточно бедного государства, напрягавшего все силы и ресурсы для выживания. В своем рывке 1930-х годов СССР достиг определенного уровня развития системы образования, обеспечивавшего текущие прагматические потребности выживания страны и дальнейшее развитие этой системы исключительно за счет государства, проходило по части скорее «излишков», на которые в тех условиях не было ресурсов.

Посильная ноша для населения

По итогам этого решения и последующей трагедии Великой Отечественной войны произошло некоторое торможение ударных темпов распространения общедоступного образования. Надо отметить, что оно было временным, и отказ от мер по введению платного обучения произошел сразу же после окончания войны и послевоенного периода восстановления страны.

Как только оправившееся государство могло позволить себе развитие отраслей, связанных не только с потребностями текущего выживания, оно сразу же это сделало. При этом нужно понимать, что платное образование с 1940 по 1956 годы не было аналогом отсекающего от образовательных услуг и знаний европейского платного, элитарного высшего и среднего образования.

Как указывают историки и исследователи советского периода, сумма в 150 рублей в год для школ и средних учебных заведений и 300 рублей в год для ВУЗов большинства городов и сел страны не была чем-то неподъемным.

Историки сообщают, что средняя зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в месяц. Тогда как суммы в 300-400 рублей за обучение в ВУЗах, предназначались на годовое обучение. Даже если указанная средняя зарплата, так или иначе, завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или даже 100 рублей в месяц, все равно, указанные цены за обучение не выглядят неподъемными.

Да, для населения бедной страны эти деньги были совсем не лишним, и далеко не все семьи имели хорошие зарплаты. К примеру, для крестьянства эти меры действительно создавали серьезные проблемы в социальной мобильности. Однако, тут надо понимать, что советская власть сознательно долгое время сдерживала возможности горизонтальной мобильности жителей сел, удерживая их в колхозах.

При этом введение платы не отсекало некоторых других путей получения бесплатного образования, например, в военных учебных заведениях, и в течение всего периода «сталинского платного образования», несмотря на войну и послевоенное восстановление, происходило развитие образовательной системы страны.

Объективно, безотносительно политических оценок советской власти, введение платного образования в тяжелейших условиях было абсолютно оправдано и не стало непреодолимым барьером, разделяющим разные слои населения по уровню дохода в вопросе получения образовательных услуг.

Надо отметить, что несмотря на мифы, во многом сформированные пропагандой, по-настоящему социальное государство в СССР было построено далеко не сразу, что в тех исторических условиях было совершенно естественно. На пути к достаточно сытой и спокойной жизни советского гражданина 1960-1970 годов, СССР прошел периоды лишений и самоограничений. Чуть больше 15 лет платного образования были далеко не самой суровой мерой в эти годы мобилизации и аскетизма.

Когда заходит разговор об увеличении объема платных образовательных услуг в России, старшее поколение часто вспоминает Советский союз, где «все было бесплатно». Переубедить их невозможно, а сам намёк на то, что в СССР приходилось платить за обучение, вызывает . «Мел» рассказывает, действительно ли приходилось тратиться на образование родителям школьников во времена Ленина, Сталина и Хрущева.

Неформальная плата

Школа должна быть светской, единой и бесплатной: так в октябре 1918 года в своем декрете большевики сформулировали базовые характеристики системы начального и среднего образования новой республики. Система действительно стала светской - уроки закона Божьего не без препятствий были отменены. Стала и единой - гимназии и разделенные училища упразднили, из начальной школы ученики стали переходить в среднюю. А вот для полной отмены платы за обучение потребовалось почти 40 лет.

В первые годы советской власти школьное образование столкнулось с большими трудностями: это и обнищание материальной базы, и разброд в учебных программах, и ухудшение социального положения учителей.

Система не была централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами. Это касалось и платы за обучение. Финансировались школы не только Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Получалось, что платы были необязательны - в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать.

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов

Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось. Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». В 1924 году был выпущен декрет , освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей: за неимущих приходилось платить обеспеченным. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В то же время, в учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались «временными» - пока государство и учреждения просвещения не окрепнут - но продлились долго. В 1930-х в среднем и начальном образовании была проведена реформа, призванная унифицировать систему образования. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей не отменили .

Всё ради заводов

В 1940 году уже официально было введено платное образование в масштабе всего Советского союза. По постановлению Совнаркома от 2 октября, бесплатное обучение отменялось в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования. Полное среднее образование засчитывалось по окончании 10 классов, а среднее - по окончании семи. Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре они были определены: от платы освобождались дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей. Другие льготы касались высшего образования, которое тоже становилось не бесплатным: отмена постановления для военных факультетов, авиационных учебных заведений, а также национальных студий в художественных вузах (хотя в них плата должна была быть самой большой).

Цена обучения в выпускных классах школы на первый взгляд была не столь высока: в столицах союзных республик, Москве и Ленинграде - 200 рублей за год, в других городах и селах - 150. По статистике, в 1940 году средняя зарплата у рабочих и по всему народному хозяйству равнялась 340 рублей. В сельском хозяйстве она была значительно ниже - 229 рублей, но зависела от трудодней и натуральных выплат, что практически ограничивало в возможности платить за обучение.

«Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли, иначе надо было что-то продать из хозяйства, - вспоминала белоруска Нина Тикач. - И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили».

В других сферах плата тоже серьезно ударяла по кошелькам. В преамбуле указа было сказано о «возросшем уровне материального благосостояния трудящихся». Но, например, по официальным данным , потребление продуктов качественно уступало показателям второй половины 1920-х. При сохранении общего уровня покупательной способности выросло материальное неравенство населения. Необходимо учитывать и то, что среднее количество детей у одной женщины в довоенные годыварьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все они доживали до старшей школы и желали в ней учиться, но факт в том, что в одной семье могло быть больше одного ребенка-старшеклассника. Если в вузах плату могла покрыть стипендия, которую стали начислять только тем, кто хорошо учился, то в школах расходы полностью ложились на родительские плечи.

Как сказалось нововведение на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Она естественным образом увеличила число льготников - детей военнослужащих, инвалидов и погибших.

Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца - до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Александр Гладков ,
житель Москвы, драматург

«Указы о введении платы за обучение очень волнуют молодежь. Говорят, что процент покидающих вузы и школы велик. В среде молодежи только и разговоры об этом и о стипендиях».

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом «о государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, незаплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию.

Учащиеся вузов в буквальном смысле начали бунтовать, а преподаватели опасаться сокращения зарплаты

Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: „Как Вас теперь назвать - товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?“». Официальные же митинги были посвящены горячему одобрению не ввода платы за обучение, а объявлению о мобилизации в рабочие училища. Как писала советская пресса, они проходили на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу.

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик. В 1942–1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку.

Полностью бесплатно

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках. В последующие годы появлялись попытки сэкономить бюджетные деньги за счет учащихся. Например, сокращение обслуживающего персонала вроде уборщиц - порядок в зданиях школ наводили сами ученики. Или же школьников отправляли на кратковременную работу в колхозы и на заводы. Но школа отныне считалась бесплатной, то есть существующей на деньги государства.

И всё же ради больших знаний приходилось задействовать личные связи, пробиваться собственным умом на олимпиадах или платить. Например, музыкальные и художественные школы для детей в основном оставались платными.

В разных концах страны условия для школ в использовании инфраструктуры и материальном обеспечении были различными. Неформальные сборы с родителей могли решить мелкие хозяйственные проблемы и дополнительно поощрить работу учителей. Нельзя забывать и о тратах на форму, питание и канцтовары. Непременный школьный атрибут - учебники - тоже необходимо было покупать. Государственное решение вопроса о них датируется 1978 годом, когда вступило в силу постановление правительства о переходе на бесплатное пользование учебниками. Получали литературу в школьных библиотеках и через них же передавали по «наследству» - срок годности был определен в четыре года. В случае потери или серьезной порчи книг школьников ждали санкции - им угрожали неаттестацией.

К распаду Советского союза система среднего образования сохранилась в своем бесплатном виде.

«- А совки не верят, что оно так было))))
- Антон, да не верю. Сам то молодой, но от родителей такого не слышал и вообще ни от кого не слышал. На дезу похоже, или на факты сильно притянутые за уши.
- Александр, в инете даже скан приказа 40 года есть…забавно, но нет, "совки" во что-то там не верят…» http://svobodnye-novosti.ru/new/platnye_shkoly_v_sssr/

У нищих советских граждан просто не было денег платить за обучение детей или собственное образование.
Между прочим, платное образование противоречило статье 121 Конституции СССР 1936 года.

Что сделало в этой ситуации советское правительство? ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение :


-в Казахской ССР - казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы , обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).

Лишь в 1956 году, три года спустя после того как загнулся "эффективный менеджер", Лучший Друг Детей и Физкультурников, была отменена плата за обучение в школах. http://serednyak.livejournal.com/157764.html

Оригинал взят у brodaga_2 в О равенстве в СССР. Платное образование в СССР для русских.

Постановление 638 от 2 октября 1940 года Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий.
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9 и 10 классах средних школ и в высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также в селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений.
3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
4. Плата за обучение вносится в соответствующие учебные заведения равными долями два раза в год: к 1 сентября и к 1 февраля.
Примечание. За первое полугодие 1940/41 учебного года плата за обучение вносится;не позже 1 ноября с. г.
5. Плата за заочное обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.
6. Установить, что с 1 ноября 1940 г. стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль. 2 октября 1940 г. № 1860.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик №27, стр. 910

Постановление 676 Об утверждении приказа ВКВШ «О мероприятиях по выполнению Постановления Совнаркома СССР об установлении платности обучения в высших учебных заведениях и об изменении порядка назначения стипендий студентам».

1. Утвердить приказ Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР «О мероприятиях по выполнению Постановления Совнаркома СССР об установлении платности обучения в высших учебных заведениях и об изменении порядка назначения стипендий студентам».
2 . Распространить намеченные в приказе мероприятия по высшим учебным заведениям (кроме п. 5) на техникумы, педагогические училища, сельскохозяйственные и медицинские школы и другие средние специальные учебные заведения.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль, 12 октября 1940 г № 1993.
Утверждено Совнаркомом Союза ССР 12 октября 1940 г.

ПРИКАЗ ВСЕСОЮЗНОГО КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СОВНАРКОМЕ СОЮЗА ССР
О мероприятиях по выполнению Постановления Совнаркома СССР об установлении платности обучения в высших учебных заведениях и об изменении порядка назначения стипендий студентам.
В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» приказываю:
1. Директорам вузов установить строгий контроль за исполнением п.п. 3 и 4 Постановления Совнаркома Союза ССР от 2 октября с. г. о взносе платы за обучение студентами всех высших учебных заведений.
Студентов, не внесших в установленные сроки плату за обучение, отчислить из высших учебных заведений.
2. На стипендию зачисляются студенты, получившие на экзаменах не менее двух третей оценок «отлично», а остальные не ниже «хорошо».
Директорам высших учебных заведений с 1 ноября 1940 г. зачислить на стипендии:
а) студентов первого курса, принятых в институт без испытания как отличников средней школы, а также получивших на приемных экзаменах не менее двух третей оценок «отлично», а остальные - не ниже «хорошо»;
б) студентов, начиная со второго курса, получивших на весенней экзаменационной сессии не менее двух третей оценок «отлично», а остальные - не ниже «хорошо».
3. Студентам-стипендиатам, защищающим дипломный проект или сдающим государственные экзамены до 1 января 1941 г., сохранить существующие стипендии.
4. Зачисленных на государственную стипендию студентов из числа нуждающихся освободить от платы за обучение.
5. Допустить в высших учебных заведениях свободное посещение студентами учебных занятий по некоторым дисциплинам (не более одной трети от дисциплин, предусмотренных учебным планом) с обязательным выполнением практических работ и сдачей всех экзаменов в установленные учебным планом сроки.
6. Предоставить студентам право перевода на вечерние и заочные отделения или в другой однотипный вуз с разрешения директора этого высшего учебного заведения.
7. Разрешить наркоматам студентов, окончивших вуз, но не сдавших государственных экзаменов или не защитивших дипломного проекта и изъявивших желание перейти на практическую работу, направлять на производство с предоставлением им права защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов в течение двух лет.
Председатель Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР
С . Кафтанов.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик № 28, стр. 946-948
Постановление 698 О размерах платы за обучение в вечерних высших и средних учебных заведениях и 8-10 классах средних школ взрослых.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Установить, что плата за обучение в вечерних учебных заведениях (вечерних институтах, вечерних отделениях институтов, вечерних техникумах и других вечерних специальных средних учебных заведениях), а также в 8-10 классах средних школ взрослых взимается в половинном размере от платы за обучение, установленной для соответствующих учебных заведений Постановлением Совнаркома СССР от 2 октября 1940 г. № 1860 «Об установлении платности обучения в старших классахсредних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» (С. П. СССР 1940 г. № 27, ст. 637).
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР В. Молотов.
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР М. Хломов.
Москва, Кремль 1 ноября 1940 г. № 2206.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик № 29, стр. 969

«Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1695 “Об освобождении в Киргизской ССР учащихся-киргизов от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1696 “Об освобождении в Таджикской ССР учащихся-таджиков и узбеков от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 “Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212“Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 “Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 “Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся”.
________________________________________ _________________________

Оригинал взят у glavbuhdudin в Платные школы в СССР
Оригинал взят у melfm в Платные школы в СССР
Как и сколько платили за среднее образование в Советском союзе

Когда заходит разговор об увеличении объема платных образовательных услуг в России, старшее поколение часто вспоминает Советский союз, где «все было бесплатно». Переубедить их порой невозможно, а зачастую лишь один намек на то, что в СССР приходилось платить за обучение, вызывает бурю негодований. «Мел» рассказывает, действительно ли приходилось тратиться на образование родителям школьников во времена Ленина, Сталина и Хрущева.

Неформальная плата

Школа должна быть светской, единой и бесплатной: так в октябре 1918 года в своем декрете большевики сформулировали базовые характеристики системы начального и среднего образования новой республики. Система действительно стала светской — уроки закона Божьего не без препятствий были отменены. Стала и единой — гимназии и разделенные училища упразднили, из начальной школы ученики стали переходить в среднюю. А вот для полной отмены платы за обучение потребовалось почти 40 лет.

В первые годы советской власти школьное образование столкнулось с большими трудностями: это и обнищание материальной базы, и разброд в учебных программах, и ухудшение социального положения учителей.

Система не была централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами. Это касалось и платы за обучение.

Финансировались школы не только Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Получалось, что платы были необязательны — в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать. *

(* - примеч.: "Постановление № 638 не было первым в СССР, которое ввело платное обучение. Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения» - именно этот нормативно-правовой акт впервые утвердил возмездноть образовательных услуг. Затем принят аналогичный документ - Декрет от 24 января 1927 года «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях». Принципиальная разница между первым и вторым декретами заключалась в изменении стоимости и механизма оплаты за обучение. http://istmat.info/node/21520)

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов.

Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось. Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». В 1924 году был выпущен декрет, освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей: за неимущих приходилось платить обеспеченным. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В то же время, в учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались «временными» — пока государство и учреждения просвещения не окрепнут — но продлились долго. В 1930-х в среднем и начальном образовании была проведена реформа, призванная унифицировать систему образования. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей не отменили.

Все ради заводов

В 1940 году уже официально было введено платное образование в масштабе всего Советского союза. По постановлению Совнаркома от 2 октября, бесплатное обучение отменялось в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования. Полное среднее образование засчитывалось по окончании 10 классов, а среднее — по окончании семи. Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре они были определены: от платы освобождались дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей. Другие льготы касались высшего образования, которое тоже становилось не бесплатным: отмена постановления для военных факультетов, авиационных учебных заведений, а также национальных студий в художественных вузах (хотя в них плата должна была быть самой большой).

Цена обучения в выпускных классах школы на первый взгляд была не столь высока: в столицах союзных республик, Москве и Ленинграде — 200 рублей за год, в других городах и селах — 150. По статистике, в 1940 году средняя зарплата у рабочих и по всему народному хозяйству равнялась 340 рублей. В сельском хозяйстве она была значительно ниже — 229 рублей, но зависела от трудодней и натуральных выплат, что практически ограничивало в возможности платить за обучение.

«Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли, иначе надо было что-то продать из хозяйства, — вспоминала белоруска Нина Тикач. — И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили».

В других сферах плата тоже серьезно ударяла по кошелькам. В преамбуле указа было сказано о «возросшем уровне материального благосостояния трудящихся». Но, например, по официальным данным, потребление продуктов качественно уступало показателям второй половины 1920-х. При сохранении общего уровня покупательной способности выросломатериальное неравенство населения. Необходимо учитывать и то, что среднее количество детей у одной женщины в довоенные годыварьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все они доживали до старшей школы и желали в ней учиться, но факт в том, что в одной семье могло быть больше одного ребенка-старшеклассника. Если в вузах плату могла покрыть стипендия, которую стали начислять только тем, кто хорошо учился, то в школах расходы полностью ложились на родительские плечи.

Как сказалось нововведение на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Она естественным образом увеличила число льготников — детей военнослужащих, инвалидов и погибших.

Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца — до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Александр Гладков, житель Москвы, драматург:

«Указы о введении платы за обучение очень волнуют молодежь. Говорят, что процент покидающих вузы и школы велик. В среде молодежи только и разговоры об этом и о стипендиях».

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом «о государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, незаплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию.

Учащиеся вузов в буквальном смысле начали бунтовать, а преподаватели опасаться сокращения зарплаты.

Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: „Как Вас теперь назвать — товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?“». Официальные же митинги были посвящены горячему одобрению не ввода платы за обучение, а объявлению о мобилизации в рабочие училища. Как писала советская пресса, они проходили на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу.

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик. В 1942-1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку.

Полностью бесплатно

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках. В последующие годы появлялись попытки сэкономить бюджетные деньги за счет учащихся. Например, сокращение обслуживающего персонала вроде уборщиц — порядок в зданиях школ наводили сами ученики. Или же школьников отправляли на кратковременную работу в колхозы и на заводы. Но школа отныне считалась бесплатной, то есть существующей на деньги государства.

Но ради больших знаний все же приходилось задействовать личные связи, пробиваться собственным умом на олимпиадах или платить. Например, музыкальные и художественные школы для детей в основном оставались платными.

В разных концах страны условия для школ в использовании инфраструктуры и материальном обеспечении были различными. Неформальные сборы с родителей могли решить мелкие хозяйственные проблемы и дополнительно поощрить работу учителей. Нельзя забывать и о тратах на форму, питание и канцтовары. Непременный школьный атрибут — учебники — тоже необходимо было покупать. Государственное решение вопроса о них датируется 1978 годом, когда вступило в силу постановлениеправительства о переходе на бесплатное пользование учебниками. Получали литературу в школьных библиотеках и через них же передавали по «наследству» — срок годности был определен в четыре года. В случае потери или серьезной порчи книг школьников ждали санкции — им угрожали неаттестацией.

К распаду Советского союза система среднего образования сохранилась в своем бесплатном виде.
________________________________________ ______________________________
А как трогательно объясняли сталинскую заботу о нищем русском населении в советским газетах

За новый подъем народного просвещения.

Реакцией многих читателей на заметку о платном образовании в СССР мы были даже не удивлены, а шокированы: злость, агрессия и нежелание слышать правду. Именно так ведут себя в разговорах с журналистами те, кто счел эту информацию клеветой на советское прошлое.

Те, для кого воспоминания о временах СССР остались исключительно приятными, и такой негатив, как оплата за обучение в школе, просто не вписывается в эту идеальную картинку. Мы не будем никого ни в чем переубеждать, а предоставим факты. На этом в данной теме мы поставим точку.

Дословная цитата

«№27 от 26 октября 1940 года. Постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8 - 10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;

б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8 - 10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов

Если ориентироваться на среднюю номинальную заработную плату рабочих и служащих в 1940 году - около 300 рублей в месяц - то сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена нечрезмерная (от 12 до 16 рублей в месяц). Однако и она оказалась для многих непосильной, что многим не дало возможности продолжить образование после 7-го класса. Кстати, колхозники тогда вообще зарплаты не получали - работали за трудодни, выживая за счет своих приусадебных участков.

Пишут очевидцы

Уважаемая редакция газеты «Ва-банкъ»! Я свидетельствую о том, что платное образование было. Когда я в сентябре 54-го пошла в 8-й класс нашей деревенской школы, мне платить было не надо только по той причине, что мой отец был расстрелян немцами. Я младшая, а было у нас у мамы пять дочерей. Мы все, в том числе и дети, поднимали разрушенное войной село. Пенсию за расстрелянного в 42-м году отца назначили только в 49-м, и то на двоих детей. Жить стало чуть легче. Мама перестала ходить просить милостыню в дальние деревни (стыдно было встретить знакомых), чтобы прокормить нас. А налоги платили до копеечки. За все, что вырастили - налоги, и даже за деревья в саду. Среднюю школу я окончила одна, хотя и не надо было платить нашей семье. Очень-очень трудно было жить в колхозе. Только поступив в высшее или среднее специальное заведение, можно было получить паспорт.

Любовь Паульская.

Спасибо вам за газету, которая приносит нам не только полезную информацию, но и печатает эмоциональные статьи. Есть что почитать, принять к сведению, использовать в жизни. Не могу удержаться, чтобы не высказаться по поводу платного образования. Я одна из тех, кто платил за обучение в 8 - 10 классах (это было в 1947 - 50 годах) в г. Луза Кировской области. А жили мы с мамой неподалеку в поселке лесозаготовителей, откуда приходилось уезжать на неделю и жить на чужой квартире.

Из четырех 5-х классов (а в каждом из них было по 30 - 35 человек) к 10-му пришли всего 12 человек… Уважаемая редакция! Если еще будут обвинять в том, что такого платного обучения не было в СССР, то предложите им мой телефон, я подробно расскажу о тех годах.

Я вспоминаю, как в 9-м классе как-то меня миновала плата за учебу, зато в 10-м, накануне экзаменов, классный руководитель сообщила, что меня не допустят к экзаменам, если не внесем плату за два года. Домой я не поехала, знала, что там таких денег нет - семья без отца, пенсию на троих детей маме не платили (отец умер дома от болезни). Но и в школу не пошла. Днем пришла к хозяйке классная (я спряталась за печку), стала убеждать, что надо мне вернуться в школу, что можно что-нибудь продать, чтобы заплатить. А еще предположила, что кто-то из учителей заплатит за меня. Я не выдержала. Вышла и говорю: «Если у государства нет денег заплатить за мою учебу - я не вернусь!» Кончилось тем, что меня позвали на экзамены. Сдала, но до последней минуты не верила, что мне выдадут аттестат. Выдали. Но я так до сих пор и не знаю, как это устроилось.

Моя девичья фамилия Наумова, зовут Елена Ивановна, сейчас мне 77 лет.

Уважаемая редакция! Расскажу вам свою историю. В 49-м году я закончила семь классов (жили мы в Слуцком районе). Чтобы учиться в 8-м, надо было платить 150 рублей в год (взносы по 75 рублей в сентябре и в январе). Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли (надо было что-то продать из хозяйства). И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили.

В 52-м году я окончила десятилетку и поступила в белорусский политехнический институт им. Сталина. Учеба в вузе тоже была платная. Первую стипендию я получила 295 руб., но мне выдали только 95, остальное вычли за обучение. Также было и в январе 53-го после сдачи сессии. За тех, кто не получал стипендии, плату вносили родители. Кстати, дети учителей за обучение в 8 - 10 классах от платы освобождались.

Нина Григорьевна Тикач.