Биографии Характеристики Анализ

Выбираем художественный вуз. Институт живописи, скульптуры и архитектуры

Который за год до смерти подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам знатным художествам». При его жизни Академия создана не была, но в годы правления Елизаветы Петровны просветители - ученый Михаил Ломоносов и фаворит императрицы Иван Шувалов - выступили с такой же инициативой.

Сенат учредил Академию художеств 6 ноября 1757 года. Занятия в ней начались спустя год. Отдельное здание к тому моменту построить не успели, поэтому студенты приходили в особняк Шувалова на Садовой.

Просветитель внес в развитие Академии большой вклад. Он приглашал педагогов из Франции и Германии, подарил учебному заведению свою художественную коллекцию, которая стала основой академического музея.

Новое здание

В 1764 году началось строительство специального каменного здания для Академии художеств на Васильевском острове . Его архитектурный ансамбль менялся на протяжении полутора столетий.

Первый проект главного здания разработал архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. Это было прямоугольное строение с круглым двором диаметром в 55 метров. Для сравнения, Пантеон в Риме имеет диаметр 43 метра.

Жан-Батист также спроектировал учебные и жилые помещения Академии, соединенные между собой прямыми коридорами. Главный фасад выходил окнами на Неву. Над интерьерами трудились около десяти архитекторов.

Академия художеств стала одним из первых в Санкт-Петербурге зданий, выстроенных в стиле раннего русского классицизма.

Принципы обучения в Академии

Занятия в Академии начались сразу по четырем направлениям. Студенты изучали живопись, скульптуру, медальерное искусство и архитектуру. Образование было линейное - от простого к сложному.

Открытие Академии художество совпало с расцветом классицизма в Европе, и за основу обучения были выбраны античные образцы. Ученики копировали классические изображения, совершенствуя свои навыки. Со временем следование за классическими образцами стало тормозить процесс обучения, это поняли сами студенты Императорской академии. В середине XIX века 14 учеников Академии, участвовавших в конкурсе на золотую медаль, предложили внести изменения в финальный проект: вместо картины на заданный исторический сюжет написать полотно на свободную тему. Когда учебный совет им отказал, студенты покинули Академию. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». Позднее молодые художники основали Товарищество передвижников.

Императорская академия в ХХ веке

После Октябрьской революции Академию упразднили, но на ее основе открыли Свободные художественные мастерские. Однако в 1932 году Академия художеств возобновила свою работу. Ее возглавил Исаак Бродский, который прославился портретами политических лидеров XX столетия.

В 1990-х годах Академия получила новое название - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина . Сегодня в Академии работают пять факультетов: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории изобразительного искусства.

Почётная грамота «За добросовестный труд, вклад в художественную культуру и в связи с 25-летием факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета» – 2016.
Почётная грамота «За большой личный вклад в развитие художественно-педагогического образования Подмосковья и добросовестный труд на благо факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и в связи с его 25-летием» – 2016.
Почётная грамота «За многолетнюю, плодотворную работу по обеспечению образовательного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров» – 2016.
Благодарности за подготовку 2 лауреатов Всероссийского конкурса дипломных работ в номинации «Графический дизайн» – 2015.
Грамоты, благодарности, почётные грамоты за организацию, проведение, активное участие в организации научно-практических конференций, дней науки во МГОУ (2009 – 2017), в том числе: почётные грамоты за активное участие в работе научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов и успешное руководство научно-исследовательской деятельностью студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета от апреля 2013 – 2015 гг.
Сертификаты участника научно-практических семинаров, региональных научно-практических конференций, научных салонах в рамках проведения II Международного фестиваля науки во МГОУ
Диплом «Учёный года»: «За активное участие в научной жизни университета» от МГОУ – 2016.
Диплом «За вклад в отечественную культуру» Творческого союза художников России Международной федерации художников от июня 2007 г.
Диплом за участие в художественном проекте к 150-летию со дня рождения И. И. Левитана и профессиональный и духовный вклад в творческое наследие и развитие современной российской пейзажной живописи «Традиции русского пейзажа. Живопись современных художников» в ЦДХ, г. Москва, 2011
Диплом за участие в I Всероссийском художественном конкурсе «Галерея Lipton», Центральный дом художника, г. Москва, сентябрь 1999 г.
Диплом участника молодёжного фестиваля «Серебряный век, или Синтез искусств» при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы в ГУК «Мемориальном музее А. Н. Скрябина» в 2010-2011 гг.
Диплом участника Пятой международной выставки и конкурса «Российская неделя искусств (Russian Art Week) в выставке и конкурсе живописи в Московском доме художника от 14-22 апреля 2009 года
Диплом за участие во II региональной выставке «Художник-педагог» посвященной 85-летнему юбилею МГОУ, г. Мытищи, 2016

Благодарственное письмо за активное участие в учебно-воспитательном процессе, за проявленную инициативу и творчество в преподавании ИЗО в начальных классах и полной средней школе от Гимназии № 1 г. Мытищи, 2006 г.
Благодарность за организацию, проведение и участие в Днях науки МГОУ «Наука без границ: традиции, достижения, перспективы» от 9-13 февраля 2015 года
Благодарность «Почётному педагогу дополнительного образования за добросовестный труд, профессионализм и значимый вклад в развитие дополнительного образования» от 29 мая 2012 г.
Участие в художественном совете Ассоциации художников города Мытищи и Мытищинского района с 2009 г., участие в выставках в Мытищинской картинной галерее с 2009 года
Участие в деятельности Международной Ассоциации деятелей художественного образования, подготовка 3-х лауреатов всероссийского конкурса дипломных работ по графическому дизайну с 2015 года
Участие в деятельности Ассоциации учителей и преподавателей изобразительного искусства Московской области с 2015 года по 2017.
Член Общероссийской общественной организации «Общество "Знание" России» с 2013 года.
Организация и участие в качестве члена жюри Московских областных конкурсов педагогического мастерства, а также по изобразительному искусству, дизайну, искусствоведению и краеведению с 2015 года
Организация и участие в научных мероприятиях с участием МГОУ: Международные научные конференции, Международные фестивали науки, научные семинары, круглые столы, мастер-классы, научные дискуссионные клубы.
Участие в Федеральном проекте «Российская электронная школа», запись электронных уроков по изобразительному искусству для 5 и 6 класса.
Входит в редакционные коллегии научных сборников, участвует в деятельности диссертационных советов в качестве оппонента по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (Изобразительное искусство).
Имеет более сорока публикаций, в том числе: учебные и учебно-методические пособия, научные статьи, учебно-методические программы и разработки.

  • Императорская Академия художеств, с 1757 по 1893 г.
  • ВХУ - Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге - Петрограде. Возникло на базе Воспитательного училища при Императорской Академии художеств, основанного в 1764 году и просуществовавшего до 1840 года. Своё название носило до с 1893 по 1918 г. В 1918 г. училище стало называться Свободная художественная школа Отдела имуществ Наркомпроса РСФСР.
  • ПГСХУМ - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Своё название получили в результате Постановления Совета народных комиссаров от 12 апреля 1918 года об упразднении Императорской Академии художеств и её последующего преобразования в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). Их официальное открытие состоялось незадолго до празднования первой годовщины Октябрьской революции. Просуществовали до 1921 года.
  • ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские в Петрограде (1921-1922), а также в Москве (1920-1927). Название получили в результате преобразования ПГСХУМ при воссоздании в Петрограде Академии художеств. Просуществовало с 1921 по 1922 г.
  • ВХУТЕИН - в Петрограде - Ленинграде ( -) и Москве ( -). Название получил в результате реорганизации ВХУТЕМАС. В Ленинграде название носил с 1922 до 1924 года .
  • ЛВХТИ - Ленинградский высший художественно-технический институт, с 1924 по 1930 год.
  • ИНПИИ - Институт пролетарского изобразительного искусства ( -). Название получил в результате преобразования ВХУТЕИН после очередной реорганизации учебного заведения. Название носил с 1930 до 1932 года .
  • ИнЖСА - Институт живописи, скульптуры и архитектуры, с 1932 по 1933 год.
  • ЛИЖСА - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Название получил в ходе преобразования Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Название носил с 1933 до 1944 года .
  • ЛИЖСА имени И. Е. Репина ВАХ (ИнЖСА) - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Имя Ильи Ефимовича Репина институт получил в 1944 году . Название сохранялось с 1944 по 1947 год.
  • Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА), с 1947 по 1957 г.
  • Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА), с 1957 по 1975 г.
  • Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ордена Ленина АХ СССР (ИнЖСА), с 1975 г. по 1992 г.
  • Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств, с 1992 по 2002 г.
  • Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 2002 г.

Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. , умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на экзаменах ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Экзамены по специальности

Вначале стоит определиться, в каком направлении вам хотелось бы применить свои творческие порывы. Профессия художника имеет несколько разновидностей, например живописец, реставратор, театральный художник. В число специальностей, которые можно получить в художественном вузе, входят и такие, как скульптор, архитектор, искусствовед, преподаватель живописи, художник игрового фильма, художник фильма по костюмам, художник анимационного фильма и компьютерной графики. И первое, что у вас попросят при поступлении, - предоставить на предварительный просмотр творческие работы в соответствии с выбранной стезей. Как правило, это рисунки: портрет и фигура человека, живопись - портрет с руками, композиции. Прошедших данный отбор допускают к вступительным испытаниям. Экзамены по специальности проходят в мастерских (при участии натурщиков) в течение нескольких дней. К специальным предметам относятся:

  • рисунок (два задания): портрет и стоящая обнаженная фигура (на бумаге графитовым карандашом); бумагу выдают непосредственно на месте или абитуриент использует собственную, отмеченную печатью приемной комиссии;
  • живопись: один портрет с руками сидящего натурщика (на холсте масляными красками или темперой, гуашью, акварелью - при поступлении на графический факультет); холст размером до 70 см по большой стороне абитуриент должен принести с собой;
  • композиция: работа на заданную тему может быть в любой технике.

Затем осуществляют просмотр экзаменационных работ и выставляют оценки. Если количества набранных баллов достаточно, чтобы пройти по конкурсу, далее вас ждут сочинение на заданную тему, история (устно), история русской художественной культуры и в некоторых случаях - иностранный язык. Если все-таки поступить на дневное отделение не удалось, к вашим услугам платные отделения, средняя стоимость учебы на которых иногда достигает 4500-5000 долл.

Адреса вузов

Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: факультет живописи, скульптуры, теории изобразительного искусства; Москва, Товарищеский пер., 30 (ст. м. "Таганская", "Марксистская");

Факультет графики, архитектуры: Москва, Лаврушинский пер., 15 (здание напротив входа в Третьяковскую галерею, ст. м. "Новокузнецкая", "Третьяковская").

Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова: Москва, Волоколамское ш., 9 (ст. м. "Сокол").

Российская академия живописи, ваяния и зодчества: Москва, ул. Мясницкая, 21 (ст. м. "Чистые пруды"); Камергерский пер., 2 (ст. м. "Охотный Ряд").

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова: Москва, ул. Вильгельма Пика, 3 (ст. м. "Ботанический сад").

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (ст. м. "Василеостровская").

Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности. Сбор данных для определения рейтинга вузов и специальностей проводился с середины 2004 учебного года.

При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д.

Место Наименование вуза
1 Московский архитектурный институт (государственная академия)
2 Московский государственный художественно-промышленный университет
3 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6 Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7 Красноярский государственный художественный институт

Обсуждение

"..любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде."
Фраза эта вызывает раздражение.
Для человека, любящего искусство, неважны никакие финансовые трудности.
Вспомните Ван Гога.
Он за всю свою жизнь продал всего одну картину

27.10.2008 17:14:17, Аня

Я понимаю что в столице провинциальных не очень любят, но после 11 класса куда лучше поступить? если я только окончила художественную школу. Мы не рисовали ни маслом, ни обнаженную фигуру. Максимум это гипсовые головы Антиноя, Венеры и т.п. и гип. фигуры. нужно поступать в какой нибудь техникум или колледж для начала, да? что бы меня там научили рисовать другие вещи? и вообще возможно ли поступить так?
мне желательно про Питер.
Спасибо за внимание.

22.10.2008 21:09:02, Peroman

Собираюсь в следующем году поступать в Суриковский.интересует общежитие.Бытовые условия,стоимость проживания.спасибо.

05.10.2008 16:05:59, Ольга 15.09.2008 19:18:03, Сандра

учусь в провинциальном ВУЗе на факультете изобразительного искусства. очень бы хотела пообщаться со студентами столичных художественных ВУЗов

15.09.2008 19:17:58, Сандра

Даа...Интересно....Скажу одно -Если у Вас действительно есть желание все будет ОК!!!Поступайте!!!

14.09.2008 11:17:22, Yolia

Ощущение, что автор изо всех сил хочет отбить желание поступать в художественный вуз - ах как все плохо, тяжко, бесперспективно, чуть ни путь на дно жизни! Вот из-за таких советчиков талантливые ребята идут в менеджеры и экономисты, а потом всю жизнь тянут лямку, проклиная судьбу.

01.09.2008 21:45:56, xxen

после 9 класса я собираюсь поступить в худ.колледж.после этого будет проще поступить в институт?

02.08.2008 12:25:42, мария

Здравствуйте! Я бы хотела узнать возможно ли гражданам других государств поступать в художественные ВУЗЫ России.Нет каких либо преимуществ для них при поступлении т.е хотя бы исключение во времени. Если сейчас нашлась возможность обучаться можно в начале сентебря или в конце августа посутпить. Пожалуйста, если сможете ответье?

29.07.2008 12:02:48, Матина

помогите пожалуста найти хороший универ. или академию, где можно было бы выучиться на художника по костюмам.

09.07.2008 08:25:50, Анатолий

Объявляется приём 2008 года студентов по специальности: «Технология художественного оформления спектакля»
Квалификация: «Художник-технолог по сценическому костюму»
(очная форма обучения)

На Постановочный факультет, отделения «Художник по сценическому костюму» принимаются на общих основаниях лица имеющие общее полное среднее образование или среднее специальное художественное образование.
Кафедра сценического костюма готовит художников и художников технологов по костюму для театра и кино.
Для участия в конкурсных экзаменах необходимо подать заявление на имя ректора Школы-студии при МХАТ. К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Аттестат о среднем образовании или диплом среднего профессионального образования (или нотариально заверенные копии)
2. Шесть фотографий 3х4 см.
3. Паспорт, военный билет или приписное свидетельство предъявляются при поступлении.
Конкурсные экзамены проводятся по следующим предметам:
1. Коллоквиум по специальности (10 баллов)
2. Рисунок (10 баллов)
3. Живопись (10 баллов)
4. Макетирование костюма – наколка на манекене (проверка способности абитуриента к пространственному, габаритному переносу плоского изображения в объемное)
5. Экзамен по русскому языку и литературе, письменно – сочинение (5 баллов)

Документы принимаются с 15 по 30 июня. Вступительные экзамены проводятся с 1 июля. Перед сдачей документов в приёмную комиссию абитуриентам необходимо пройти предварительные консультации, которые проводятся преподавателями кафедры сценического костюма, в июне месяце.
В Последние два понедельника мая в 17.00 в Школе-студии день открытых дверей.
Сдавшие вступительные экзамены и прошедшие конкурсный отбор зачисляются в Школу-студию МХАТ в соответствии с установленными правилами.
Срок обучения пять лет.
На время вступительных экзаменов общежитие не предоставляется, число мест в общежитии ограничено.

19.05.2008 16:36:03, ekaterina

А что такое Художественная Академия (АДРА)?

20.04.2008 08:17:25, Антон

Это самое крупное и авторитетное подразделение вуза пользуется особой популярностью среди абитуриентов из России и со всего мира. Здесь обучаются граждане Белоруссии, Украины, Грузии, Германии, Голландии, США, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран ближнего и дальнего зарубежья. На протяжении всего существования факультета складывалась и оттачивалась уникальная методика преподавания живописи, рисунка и композиции, которая позволяет в пределах нескольких лет обучения приобрести глубокие знания в области изобразительного искусства и овладеть высотами профессионального мастерства. Образовательная система факультета, формировавшаяся в течение многих лет, продолжает развиваться с учетом актуальных потребностей нового времени. Уникальность сегодняшней академической школы заключается в объединении заветов великих мастеров русской классической живописи и современных технологий. Традиции обучения основаны на богатейшем наследии классиков русского искусства — А. К. Саврасова, В. Г. Перова, А. Е. Архипова, в. д. Поленова, А. М. Васнецова, В. А. Серова, К. А. Коровина, и. и. Левитана, К. Ф. Юона. На факультете преподавали такие видные живописцы, как И. Э. Грабарь, П. Д. Корин, А. А. Дейнека, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. А. Осмеркин, К. Н. Истомин.

И сегодня практически все педагоги института — активно работающие художники, имена многих из них известны во всем мире. Они показывают свои произведения на российских и зарубежных выставках, принимают участие в реставрации памятников архитектуры, привлекая студентов.
Первый выпуск художников-живописцев состоялся в 1942 году в Самарканде, где в эвакуации, в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны работал институт. Большинство выдающихся мастеров живописи второй половины ХХ века являются выпускниками факультета, среди них — Т. Т. Салахов, Т. Б. Назаренко, Н. И. Нестерова, П. Ф. Никонов, д. д. Жилинский, А. Д. Шмаринов, В. М. Сидоров, Б. М. Коржев, в. и. Иванов, С. Н. Андрияка, Э. В. Булатов, А. Б. Гросицкий и многие другие.

Основы академической школы предоставляют выпускникам института возможность работать в самых разнообразных направлениях и техниках. Картины выпускников факультета живописи можно встретить в галереях современного искусства, на престижных международных бьеннале, в частных собраниях и коллекциях музеев. Столь широкие возможности во многом обеспечиваются именно высоким авторитетом известного института, где молодые художники приобщились к классической школе.

Для всех мастерских разработаны учебные программы, включающие помимо основных занятий живописью, рисунком и композицией специальные и факультативные занятия. Основное внимание в мастерских уделяется работе с моделью.

Кроме мастерских станковой, монументальной и театрально-декорационной живописи нашего факультета с 2003 года в институте действует объединенная творческая мастерская под руководством выдающихся мастеров изобразительного искусства — З. К. Церетели, Президента Российской академии художеств, академика Французской академии изящных искусств, Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания), Т. Т. Салахова — вице-президента Российской академии художеств и Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания).

Первые два года обучение студентов проходит в мастерских рисунка и композиции, по окончании второго курса осуществляется переход в персональную мастерскую. Ядро факультета — несколько мастерских станковой живописи, их возглавляют В. М. Сидоров, Е. Н. Максимов, Т. Б. Назаренко, члены-корреспонденты РАХ Суховецкий А. Н. и Н. Н. Соломин. Каждый из мастеров наделен яркой творческой индивидуальностью, их работы представлены в крупнейших собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, зарубежных коллекциях. В мастерской монументального искусства студенты изучают технику фрески, мозаики, сграффито, витража, в театрально-декорационной — историю театра, костюма, сценографию, овладевают умением изготовления макетов. Руководитель монументальной мастерской, заведующий кафедрой живописи и композиции, академик Евгений Николаевич Максимов — создатель эскизов росписей купола и других элементов убранства храма Христа Спасителя в Москве. Работы над воссозданием величественного интерьера знаменитого храма были организованы и проводились Российской академией художеств во главе с президентом Академии З. К. Церетели. Над росписями трудились многие выпускники живописного факультета Суриковского института, что свидетельствуют о высоком уровне профессионализма, достигнутого ими в годы обучения. Творческий коллектив выпускников и студентов монументальной мастерской под руководством своего педагога осуществил также росписи кафедрального собора во имя Святителя Николая Чудотворца в Нью-Йорке (США). Обучаясь в мастерской монументальной живописи, студенты осваивают широкий спектр техник и технологий — от традиционных до самых новейших.

По итогам учебы выпускники готовят дипломные работы, в зависимости от интересов выбирая проекты оформления театров, гостиниц, ресторанов, банков, других общественных зданий или проекты росписей церковных сооружений.

Обучение в мастерской театрально-декорационной живописи под руководством действительного члена РАХ Чербаджи Дмитрия Афанасьевича начинается с 1 курса. В качестве диплома выпускники представляют оформление двух театральных постановок — эскизы декораций и костюмов, а также макет сцены. В процессе обучения студенты изучают историю театра, сценографии и театрального костюма.

Академик Валентин Михайлович Сидоров — выдающийся пейзажист и педагог, последователь классических традиций русской композиционной картины. Студенты его мастерской по итогам учебы представляют работы самых разных жанров — от пейзажа до большого сюжетного полотна.
Мастерская станковой живописи под руководством члена-корреспондента Российской академии художеств, народного художника РФ Алексея Николаевича Суховецкого продолжает традиции русского пленэрного искусства и станковой картины.

Приход в институт талантливого яркого живописца академика Татьяны Григорьевны Назаренко заметно раздвинул грани устоявшихся традиций. Самобытная творческая манера художницы, способности педагога-наставника оказали заметное влияние на активизацию образовательных процессов, повышение интереса студентов к освоению профессии.

Мастерская станковой живописи под руководством члена корреспондента РАХ Шишкова Юрия Алексеевича. Мастерская станковой живописи под руководством действительного члена РАХ, талантливого художника Салаховой Айдан Таировны.

На протяжении всех лет учебы студенты имеют возможность знакомиться и даже заниматься копированием в таких всемирно известных сокровищницах изобразительного искусства, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В распоряжении молодых художников новые крупные музейно-выставочные комплексы — Московский музей современного искусства (Петровка, 25), его филиал в Ермолаевском переулке, 17, а также Галерея искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19), где помимо уникальных выставок в постоянной экспозиции находится множество слепков с прославленных античных скульптур. Это дает начинающим художникам возможность практиковаться в рисунке, без которого невозможно полноценное освоение мастерства.

Каждое лето студенты выезжают на практику в самые живописные уголки страны, где под руководством педагогов работают на пленэре.

В этом году на факультете открылась новая мастерская батальной живописи, которую возглавил член-корреспондент РАХ, опытный мастер Николай Николаевич Соломин. При формировании концепции мастерской в первую очередь учитывалась необходимость возрождения и развития традиций создания большой композиционной картины. Русская художественная школа имеет не только богатый опыт, связанный с этой формой изобразительного искусства, но и поистине уникальные методики обучения, открывающие художнику самые широкие возможности и перспективы.

Сегодня академическое художественное образование не только отвечает новым потребностям времени, но и обеспечивает каждому окончившему МГАХИ им. В. И. Сурикова широкий диапазон возможностей, необходимый для активной, уверенной жизни в большом искусстве и воплощение любых творческих идей.

Кандидат искусствоведения, консультант Научно-методического отдела
по вопросам художественного образования и эстетического воспитания
российской академии художеств М. В. Вяжевич

В 2004 году по инициативе Российской Академии художеств, для обучения молодых людей столь нужной, редкой и благородной профессии, как профессия реставратора, в составе факультета была создана мастерская реставрации станковой живописи. В настоящее время в мастерской, возглавляемой доцентом, художником-реставратором, искусствоведом А.А. Козьминым, собрана группа преподавателей — специалистов высокого уровня, представляющих научное и практическое направления реставрации произведений живописи.

Особенностью мастерской является углубленное и широкое изучение истории развития технологии и техники живописи. Кроме обучения по программе художника-живописца студенты мастерской осваивают мастерство реставрации произведений станковой масляной и темперной живописи, выполняют копии картин и икон в лучших музеях Москвы, получают знания в областях специальной химии, биологии, фотографии, изучают основы музееведения, палеографии, физических и химических исследований, более углубленно изучают иконографию произведений прошлого.

Студентам, также, дается курс теоретических и практических занятий по реставрации бумаги и картона.

Важным элементом обучения является проведение летних реставрационных практик в музеях Москвы и городов России, где будущим реставраторам под руководством педагогов доверяют выполнять ответственные реставрационные операции.

Студенты мастерской участвуют в различных творческих конкурсах, выставках и научных конференциях.

Во время обучения лучшие студенты отмечаются специальной стипендией имени основателя отечественной научной реставрации академика
И.Э. Грабаря.

Итогом обучения является защита дипломной работы: исследование и реставрация произведения станковой масляной и темперной живописи музейного уровня.

Студенты, показавшие особое трудолюбие, талант и освоенные навыки, рекомендуются руководством мастерской в лучшие музеи и реставрационные организации Москвы и других городов России.