Биографии Характеристики Анализ

«Вуз или ссуз»: как понять, что твоему ребенку лучше выбрать среднее профессиональное образование? Высшие и средние специальные учебные заведения россии.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на ССУЗы России новый закон "Об образовании"? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО - со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России "Об образовании" от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как , так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе "пугали" ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон "Об образовании" - попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона "Об образовании", из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, "добила" и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут , которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде, поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон "Об образовании" не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного - поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО - это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

Любой ссуз (расшифровка - среднее специальное учебное заведение) реализует программы СПО - среднего профессионального образования, а также программы НПО - начальной подготовки квалифицированных специалистов.

Ссузы - объемный сегмент образовательной системы РФ: согласно статистическим данным, приблизительно четвертая часть населения современной России обладает НПО или СПО.

История

Средние специальные учебные заведения на территории России начали формироваться с середины 19-го века. В 1853 году министерством финансов Российской империи, которому были подведомственны добывающие, перерабатывающие и производственные предприятия, было основано Уральское горное училище, подготовка специалистов в котором длилась четыре года. От других учебных заведений этого направления училище отличалось высоким уровнем не только практической, но и теоретической подготовки студентов. До 1917 УГУ выпустило около восьмисот квалифицированных специалистов, успешно применявших свои знания и навыки в промышленности на приисках, заводах и рудниках.

До революции в Российской империи открылось еще 5 ссузов, обучение в которых проходило на бесплатной основе:

  • Художественно-промышленная школа для подготовки рисовальщиков, ювелиров, художников и гранильщиков (1902 г.);
  • Екатеринославский учительский институт, где готовили педагогов для начальных училищ (1912 г.);
  • Екатеринбургская духовная семинария (1912-1917 гг.);
  • Музыкальное училище (1916 г.);
  • Частная фельдшерская школа 1-го разряда Р. Н. Кленовой (1910 г.).

С 1920 года все средние специальные учебные заведения назывались техникумами. С началом в 1923 году реализации образовательной реформы наркома Луначарского техникумы окончательно укрепились в советской системе образования в качестве промежуточного звена между средними школами и вузами. Как пример образцового ссуза на базе Томского практического политехнического техникума был создан ПСПТ им. товарища Тимирязева, по модели которого реорганизовывались остальные учебные заведения среднего уровня. Массовый характер основание ссузов приобрело с 1930-го года. Параллельно обновлялась и расширялась система заводских и фабричных училищ. «Бум техникумов» продолжался вплоть до 1941 года.

Образовательные программы в ссузах

Программы СПО обеспечивают средний уровень профессиональной подготовки. По таким учебным планам готовятся специалисты-практики дефицитных профессий, крайне необходимых для обеспечения полноценного функционирования экономики. В рамках программ СПО учащиеся овладевают профессиями сферы сельского хозяйства, здравоохранения, промышленности, транспорта, строительства, культуры, связи.

СПО получают:

  • в колледжах;
  • техникумах;
  • некоторых училищах.

В колледжах реализуется СПО повышенного уровня, в техникумах - базового с длительностью обучения от 2-х до 3-х лет. Программы углубленной подготовки для колледжей, как правило, рассчитаны на 4 года. Иногда по программам среднего профессионального образования учатся на специальных факультетах вузов.

Образование, которое можно получить в ссузе, открывает перед выпускниками хорошие карьерные перспективы. Студенты этих учебных заведений осваивают прикладные навыки: более 50% аудиторных часов отведено практическим занятиям. Таким образом, выпускники ссузов - это специалисты, полностью готовые к работе на предприятиях.

Начальное профессиональное образование дает выпускникам ссузов стартовый уровень знаний и умений. По сравнению со специалистом с СПО, профессионал с НПО готов к деятельности менее широкого спектра. Например, если выпускник с СПО приобретает компетенции техника-механика, то обладатель НПО по тому же направлению - только автомеханика.

В советский период по программам НПО обучались в профтехучилищах. Сегодня большая часть училищ переименована в ПТЛ (технические лицеи). Программы НПО могут реализовываться и на базе вузов, в случае если учреждение высшего профессионального образования имеет соответствующую лицензию.

Учреждения со статусом ссузов

  1. Техникумы и училища. Они подразделяются:
  • на образовательные автономные госучреждения;
  • просто образовательные госучреждения СПО;
  • образовательные учреждения СПО негосударственной формы организации;
  • некоммерческие автономные организации СПО.

В техникумы можно поступать после 11 или 9 классов. На смену вступительным экзаменам пришли ЕГЭ и ГИА, на основании результатов которых происходит зачисление абитуриентов. Выпускники 11-х классов не могут рассчитывать на отсрочку службы в армии, а студенты, поступившие после 9-ти классов, имеют такое право на период до конца обучения, но не позднее дня исполнения 20 лет.

  1. Колледжи. Их название происходит от латинского collegium, что в переводе означает «классический». В таких ссузах учатся по программам СПО базового и повышенного уровня подготовки. Поступление возможно после 9-го или 11-го класса школы. Образовательные программы в колледжах сконцентрированы на обучении студентов навыкам и знаниям преимущественно практического характера. Колледжи бывают:
  • медицинские;
  • музыкальные и театральные;
  • гуманитарные;
  • финансовые и экономические;
  • педагогические;
  • морские и авиационные;
  • технологические и политехнические
  • юридические;
  • строительные;
  • аграрные.

Обучение в ссузах этого формата построено по типу вузовского. Студентам выдаются зачетные книжки и студенческие билеты.

Структура среднего профессионального образования играет сегодня важнейшую роль в вопросе подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

С каждым днем возрастает потребность в специалистах-практиках. Вместе с тем с развитием экономики и производства регулярно повышаются требования к их профессионализму и уровню квалификации.

Дефицит кадров повышает интерес к специалистам среднего профессионального образования. Должности, считавшиеся ранее непрестижными, сейчас все более востребованы на рынке труда. Вопрос подготовки кадров в данных областях становится актуальным. В связи с этим специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров среднего звена (ссузы), по-прежнему занимают прочное место в системе российского образования.

Государственные учреждения среднего профессионального образованияосуществляют на сегодняшний день обучение по 280 различным специальностям. С развитием и модификацией производства этот список регулярно растет и пополняется.

Виды ссузов

Среднее профессиональное образование может быть реализовано на двух ступенях. Выделяют начальный и повышенный уровни.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует два типа учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере профессионального образования второй ступени:

  • техникум - основной тип учебного учреждения, где студенты имеют возможность получить среднее профессиональное базовое образование;
  • колледж - заведение повышенного уровня, где ведется преподавание по углубленным программам (может быть подведомственным подразделением университета или института либо самостоятельной структурой).

Начальное профессиональное образование, в свою очередь, можно получить в лицеях и профтехучилищах (ПТУ). Эти учебные заведения имеют разную образовательную базу.

Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки студентов.

По окончании учебного заведения с углубленным преподаванием выпускнику присваивается квалификация «специалист», учащимся лицеев и училищ - «специалист начального уровня».

Среднее профессиональное образование начального уровня

Средние профессиональные учреждения в сфере начальной подготовки включают в себя специализированные лицеи и училища.

Количество заведений с базовым обучением составляет в нашей стране порядка 4 тысяч на сегодняшний день. Их посещает более 1,5 миллиона подростков.

Граждане, получившие профессиональное начальное образование, вправе продолжить учебную карьеру в ссузах повышенного уровня по сокращенным программам.

Также при необходимости учащиеся могут получить аттестат об общем среднем образовании. Для этого следует сдать государственный экзамен, на основании которого выдается соответствующий документ.

Выпускники, получившие среднее профессиональное образование начального уровня, имеют право продолжить учебную карьеру в техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях.

Среднее профессиональное образование повышенного уровня

Желающие получить среднее образование повышенного уровня должны выбрать для поступления не лицей, не ПТУ, а колледж или техникум.

В России насчитывается более 2,5 тысячи ссузов с углубленным изучением, которые посещают около 2,3 миллиона студентов.

Повышенный уровень средние специальные учебные заведения получают за счет введения в образовательные нормы дополнительных программ:

  • профессиональная практика;
  • углубленное изучение отдельных предметов и дисциплин;
  • получение дополнительной специальности параллельно с основной.

Обучение в ссузах повышенного уровня максимально приближено к университетскому. Студенты здесь имеют большее количество аудиторных часов, чем в заведениях начального образования, сдают экзамены и зачеты, пишут курсовые и дипломные работы.

Например, студентам, выбравшим строительный колледж, наравне с выпускниками вуза того же направления необходимо сдавать и защищать квалификационные дипломные проекты, связанные со специализированной тематикой. Единственное отличие - в заниженных требованиях к учащимся ссузов. Поэтому средние учебные заведения повышенного уровня вполне можно считать низшей ступенью высшего профессионального образования.

Нередко колледжи являются структурным подразделением университета и находятся под ведомством данного учебного заведения. Студентам, планирующим продолжить обучение в заведениях высшего профессионального образования, следует обратить внимание на этот факт. Имея диплом такого колледжа, выпускники вправе получить профильное образование в университете по сокращенным программам. Это является большим преимуществом, так как дает возможность сократить срок обучения в вузе, а также совмещать работу и учебу.

Условия поступления

В ссузы могут поступить лица, получившие основное общее или среднее общее образование. Этот пункт является одним из основных требований.

Абитуриенты учебных заведений начального профессионального образования освобождены от сдачи обязательных вступительных экзаменов. Для зачисления необходимо представить следующие документы:

  • подлинник документа о школьном образовании (9 или 11 классов);
  • 4 фотографии (3 х 4);
  • медицинскую справку;
  • копии паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление на имя директора о зачислении.

В некоторых случаях при поступлении на отдельные специальности среднего профессионального образования при необходимости на усмотрение учебного заведения проводится собеседование с кандидатом. Абитуриенту может быть предложено пройти письменные и на уровень знаний по школьным предметам. Подобные требования могут предъявляться и в том случае, если число желающих обучаться по данной специальности превышает количество бюджетных мест. В такой ситуации конкурс производится на основании среднего балла аттестата и результатов пройденных тестов.

Прием в учреждения среднего профессионального образования повышенного уровня осуществляется на конкурсной основе на базе вступительных экзаменов.

Одним из основных требований, предъявляемых к ссузам, является наличие лицензии. Поэтому перед подачей документов как в государственное, так и в коммерческое учреждение следует удостовериться в том, что у заведения имеется соответствующий документ с текущим сроком действия.

Студенты, нуждающиеся в жилплощади на период учебы, обеспечиваются общежитием.

Вне конкурса в ссуз зачисляются следующие категории граждан:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • лица иных категорий, льготное поступление которых предусмотрено государством.

С развитием современных информационных технологий процесс подачи документов в средние профессиональные учебные заведения модифицируется и упрощается. Многие заведения активно используют интернет-технологии для приема заявлений. Формы анкет выкладываются на официальном сайте учебного учреждения.

Такой способ удобен и абитуриенту, и членам приемной комиссии. Для того чтобы подать заявку, необходимо заполнить анкету на сайте учебного заведения. Решение об участии в конкурсе принимается дистанционно. Оригиналы документов абитуриент представляет после получения положительного решения. До этого момента его личное присутствие необязательно.

Формы и длительность обучения

Среднее профессиональное образование возможно получить на следующих формах обучения:

  • очная;
  • очно-заочная (вечерняя);
  • заочная.

Срок получения начального профессионального образования составляет от двух до трех лет на базе девяти классов и от одного до двух лет после одиннадцати классов. Сроки напрямую зависят от учебного заведения и выбранной специальности.

Длительность получения среднего повышенного профессионального образования также определяется уровнем подготовки учащихся. Для поступивших после девяти классов он составляет от трех до четырех лет. На базе одиннадцати классов - от двух до трех лет.

Сроки подачи документов

Учебные заведения вправе устанавливать свои сроки начала приема документов. Обычно комиссия начинает работать в июне, после окончания выпускных экзаменов (но не позднее 20 числа), и принимает заявления до конца августа (но не позднее 26 числа).

Следует иметь в виду, что сроки подачи на очную и заочную, бюджетную и контрактную формы обучения могут разниться.

Образовательные стандарты

Как правило, стандарты среднего профессионального образования состоят из двух частей. Первая - это федеральная программа, утвержденная Министерством образования. Каждый год этот документ может модифицироваться. Общие нормативы и требования, принятые в отношении ссузов, обязаны соблюдать все учреждения сферы среднего профессионального образования.

Вторая - программа, утвержденная на региональном уровне. Поэтому лица, обучающиеся в однотипных учебных заведениях, могут изучать разные предметы и иметь разное количество аудиторных часов.

Программы среднего профессионального образования повышенного уровня допускают получение дополнительных специальностей на бюджетной или платной основе.

По окончании обучения учащиеся в обязательном порядке проходят После успешной сдачи выпускникам присваивается квалификация. В случае отрицательного результата учащийся получает справку о прохождении курса обучения в данном заведении с указанием срока и количества аудиторных часов.

Лица, не прошедшие итоговую аттестацию, вправе пройти ее на следующий год.

Финансирование

Студенты, получающие среднее профессиональное образование, имеют право обучаться в учебном учреждении бесплатно.

Выпускники заведений, получившие диплом начального уровня и решившие продолжить свою образовательную карьеру в колледжах или техникумах, также могут претендовать на государственное финансирование.

Получение второго образование в ссузе того же уровня - только платное.

Кроме того, лицеи и ПТУ Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предлагают возможность контрактного обучения на коммерческой основе.

Студенты, проходящие обучение на бюджете, получают стипендию в установленном порядке.

Специальности среднего профессионального образования

Для тех, кто решил получить гуманитарное или техническое образование, специальности, список которых утвержден для учебных учреждений Минобразованием, дают возможность освоить достойную профессию.

Средние профессиональные образовательные учреждения проводят подготовку кадров в следующих отраслях:

  • сельское и рыбное хозяйство;
  • медицина и здравоохранение;
  • топливно-энергетическая сфера;
  • производство продуктов питания, напитков и табачных изделий;
  • изготовление текстильных изделий;
  • изготовление кожгалантереи и обуви;
  • деревообработка;
  • целлюлозно-бумажное производство;
  • издательское и полиграфическое производство, производство печатной продукции;
  • производство нефтепродуктов, газовая и ядерная промышленность;
  • химическое производство;
  • производство электрооборудования и оптического оборудования;
  • машинное производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • металлургия;
  • транспортное производство;
  • мебельное производство;
  • ювелирные изделия;
  • изготовление музыкальных инструментов;
  • производство спорттоваров;
  • обработка вторсырья;
  • прочие производства;
  • гостиничный и ресторанный сервис;
  • торговля (оптовая и розничная);
  • логистика;
  • строительство;
  • образовательная и педагогическая деятельность;
  • медицина и здравоохранение;
  • финансовая деятельность;
  • социальные науки;
  • недвижимость;
  • естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • культура и искусство;
  • экономика и управление;
  • информационная безопасность;
  • обслуживание;
  • землеустройство и геодезия;
  • геология и полезные ископаемые;
  • авиа- и ракетно-космическая техника;
  • морская техника;
  • радиотехника;
  • автоматизация и управление;
  • информатика и вычислительная техника;
  • лесопереработка;
  • защита окружающей среды и безопасность жизнедеятельности.

Специализация учебных заведений зачастую связана с региональными особенностями, спецификой экономики и производства в том или ином регионе. С целью подготовки квалифицированных кадров и осуществляется профориентирование учебных заведений.

ПТУ, техникум или колледж - чему отдать предпочтение?

Выбор учебного заведения напрямую зависит от ваших планов.

Если после окончания учебного заведения вы хотите стать студентом вуза, больше всего подойдет колледж с обучением по данной специальности (например, для последующего поступления в строительный университет стоит выбирать строительный колледж; чтобы в дальнейшем освоить профессию врача - медицинский колледж и так далее).

Рабочую специальность высокой квалификации вы получите в специализированном техникуме.

В ссузах повышенного уровня также занимаются подготовкой кадров интеллектуального труда среднего разряда - бухгалтеров, учителей младших и средних классов, аудиторов, а также специалистов многих других направлений.

Если вы хотите в короткие сроки получить специальность, лучшим выбором станет среднее профессиональное образование начальной ступени.

Как правильно расшифровать аббревиатуру ССУЗ ов.

Ссуз – среднее специальное учебное заведение.

Вопрос № 287246

Здравствуйте, справочная лужба. Скажите, пожалуйста, какими буквами в тексте диссертации (прописными или строчными) пишем слово: ссуз , ссуз а, ссуз ы?

Ответ справочной службы русского языка

Аббревиатура ссуз пишется строчными. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Вопрос № 275297
Здравствуйте, почему сокращения СМИ, ОАО и другие похожие пишутся прописными, а ссуз ы, вузы, ж/д - строчными?

Ответ справочной службы русского языка

Аббревиатуры ссуз и вуз - это исключения. Прочие инициальные аббревиатуры пишутся прописными буквами. Что касается ж/д, то это не аббревиатура, а графическое сокращение.

Вопрос № 273098
Добрый день! В свете вашего ответа на мой вопрос, (цитирую:

Здравствуйте, верно ли написано словосочетание "средне-специальное образование". Необходим ли в этом случае дефис? Спасибо.
aniram-mvm

Ответ справочной службы русского языка
Верно: среднее специальное образование.) необходимо задать следующий:
а как быть с названием учебного заведения? Например, в предложении "совместно с высшими и средне-специальными учебными заведениями города..." тоже неправильно писать девиз? Огромное спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: среднее специальное учебное заведение (ссуз ); совместно с высшими и средними специальными учебными заведениями города .

В продолжение вопроса о среднем специальном образовании: обратите внимание, сейчас среднее специальное учебное заведение – это образовательное учреждение среднего профессионального образования (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 № 543). Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» , в нашей стране устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Вопрос № 247335
Доброе утро! Проясните, пожалуйста ситуацию: "Как в официальных документах писать аббревиатура "ВУЗы" или "вузы", "ССУЗ ы" или "ссуз ы" . Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Эти аббревиатуры пишутся строчными буквами: вузы, ссуз ы.

Вопрос № 238356
Объясните, пожалуйста, правильность написания слова "пиф". По правилам написания аббревиатур (Справочник Д. Э. Розенталя) слово должно писаться строчными буквами: это аббревиатура, читаемая по звукам, образованная от нарицательного понятия (паевой инвестиционный фонд; то есть по сути то же самое, что и вуз). Однако другого написания, кроме как прописными буквами: ПИФ, я пока еще нигде не встречала. Каковы ваши рекомендации? С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Строчными буквами пишутся только очень немногие аббревиатуры, давно существующие в языке и воспринимаемые многими уже не как аббревиатуры, а как обычные слова: дот (от долговременная огневая точка ), вуз, ссуз , загс (написание ЗАГС тоже правильно) и некоторые другие. Подавляющее большинство аббревиатур пишутся прописными буквами. Правильно: ПИФ.

Вопрос № 236654
Добрый день! До сих пор не получили ответа. А нужно срочно, газету отправляет в печать. Просим уточнить некоторые спорные моменты. В некоторых фразах искажается смысл, если не склонять такие аббревиатуры, как ЦОК, РЭС, СИП
например: Мы знаем, какой вклад внесли эти люди в создание и развитие РЭС. (в данном случае речь идет о нескольких районах). Или Создано дополнительно шесть ЦОК.
Как быть в таких случаях? Ведь склонение ВУЗов, Сузов допустимо на письме. Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Нормативно склонение таких аббревиатур, которые давно существуют в языке и воспринимаются уже не как аббревиатуры, а как обычные имена существительные второго (по школьной грамматике) склонения: вуз, ссуз , загс (они и пишутся строчными буквами). Остальные же аббревиатуры на согласный склоняются в разговорной речи (работаю в МИДе ), но на письме их склонять не следует (даже если речь идет о множественном числе).

Вопрос № 228519
Gожалуйста, ответьте срочно: слова "вузы" и "ссуз ы" писать строчными или прописными буквами?

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова пишутся строчными буквами: _вузы, ссуз ы_.
Вопрос № 223368
у вас в словарях аббревиатура ВУЗ пишется и строчными и заглавными буквами, а аббревиатуры МВД, ФСБ, ЖКХ - только заглавными? ПОЧЕМУ? Ведь и то и другое и третье это сокращения.

Ответ справочной службы русского языка

Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, но _ссуз , загс, вуз_ явлются исключениями. Правописание слов проверяется по орфографическому словарю
Вопрос № 210104
Добрый вечер! Будьте любезны, объясните пожалуйста какими буквами правильно писать слово ВУЗ, заглавными или прописными? И дайте пожалуйста ссылку на правило которым Вы руководствовались. С уважением, Станислав.

Ответ справочной службы русского языка

Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, но _ссуз , загс, вуз_ явлются исключениями. Написание аббревиатуры зафиксировано в «Русском орфографическом словаре РАН».
Вопрос № 206008
обращаюсь к вам уже не знаю в который раз... расскажите пожалуйста, почему аббревиатура ПТУ (профтехучилище) пишется прописными буквами, а ссуз (средне-специальное учебное заведение) - строчными? какая между ними принципиальная разница, и как объяснить различное их написание, если две эти аббревиатуры в тексте находятся на одной строчке?

Ответ справочной службы русского языка

Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, _ссуз , загс, вуз_ явлются исключениями.

Советы родителям абитуриентов дают квалифицированные психологи и специалисты по профориентации.

(Казань, 5 июля, «Татар-информ»). Каждый год в летнее время для выпускников школ и их родителей наступает горячая пора - пока школьники продолжают сдавать ОГЭ и ЕГЭ, получать первые результаты, выбирать учебные заведения и подавать документы, их родители пытаются объективно оценить способности и возможности ребенка, чтобы уберечь своих чад от ошибок в выборе образовательного учреждения.

Если еще 10 лет назад о выборе между ссузами и вузами речь в семьях «ударников» и медалистов даже не шла, то сейчас, учитывая явный рост уровня преподавания, оснащенности и престижа средних профессиональных учебных заведений, перед родителями и выпускниками встает еще более сложный выбор. По результатам опросов ВЦИОМ и «Левада-Центра», еще в 2015 году более половины россиян считали значимость высшего образования по сравнению со средним специальным преувеличенной. С годами количество лояльных к среднему специальному образованию соотечественников только повышается.

В качестве основных аргументов стартового обучения в ссузах россияне приводят «облегченную» модель поступления, которая предполагает учет только среднего балла аттестата, без сдачи ЕГЭ для выпускников 11-х классов и без учета оценок ОГЭ для 9-классников. К весомым причинам выбора ссуза относят также значительно менее длительные сроки программ обучения (программы колледжей - до 4-х лет, техникумов - до 3-х лет), а также опыт работы, который студенты ссузов получают уже во время обучения. В среднем студенты ссузов проходят 4-5 «практик» на предприятиях-партнерах учебного заведения с возможностью получения рекомендаций и последующего трудоустройства.

Как понять, что ребенку для начала лучше выбрать учреждение среднего профессионального образования, нежели вуз - на этот вопрос «Татар-информ» отвечают специалисты по профориентации, сертифицированные педагоги и психологи.

«Родители и сами дети наконец-то стали возводить в критерии престижа трудоустройство и заработную плату »

Если выбранное выпускником направление обучения согласуется с программами средних профессиональных учебных заведений, а научная теоретическая сфера деятельности пока не входит в планы ребенка, то стоит серьезно задуматься над перспективами поступления в колледжи или техникумы, считает доцент Института психологии и образования К(П)ФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. В данный момент родителям нужно объективно воспринимать ситуацию на рынке труда: зарплаты, связи учебных заведений с производством, трезво и объективно оценивать ситуацию, стараясь избавиться от ярлыков, которые исторически навешивались на высшие учебные заведения, уверен эксперт.

«Реалии рынка, к сожалению или к счастью, изменились. Адекватному родителю необходимо самому понять и показать ребенку, что сейчас есть огромное количество учебных заведений со статусными и престижными званиями университета или же института. Но значимость этих вузов уже не так высока, как раньше, особенно, учитывая объективный критерий трудоустройства и распределения. Можно закончить очень престижный вуз, но по результату, к сожалению, выпускники в нем не будут обеспечены рабочими местами. Если родители и ребенок проанализируют статистику, то увидят, что растет число ссузов, после которых выпускники распределяются на серьезные производства в крупные компании и проекты, - подчеркнул Гарифуллин. - По той же статистике и в Татарстане сейчас появляется все больше учреждений среднего профессионального образования, поступить в которые так же сложно, как и в вузы. Конкурс в ссузы растет. А почему? Потому что родители и сами дети наконец-то стали возводить в критерий престижа окончательный результат - трудоустройство и заработную плату».

На данный момент на территории республики работают десятки колледжей, училищ и техникумов, некоторые из них уже несколько лет конкурируют с вузами по количеству человек, претендующих на место. Колледж информационных технологий не первый год имеет высокие конкурсы на большинство специальностей, в Казанское театральное училище в разы выше, чем в театральное отделение Казанского государственного института культуры. С педагогическим образованием дела обстоят примерно также: выпускники Педагогического училища пользуются большим успехом у работодателя, нежели выпускники Института педагогики, которые имеют высшее образование, объяснил специалист.

«Статус средних профессиональных учебных заведений растет, потому что как никогда сейчас ссузы привязаны социальным заказом к производству, к практике, к экономике, их учебные программы относительно коротки и не засорены лишними дисциплинами, исключительно практика. Родителям нужно четко понимать, что программы средних профессиональных учебных заведений основываются на необходимой выжимке теории и огромном количестве практики, в то же время в вузах дела обстоят обратно пропорционально. В вузы люди приходят добирать теоретическую базу, повышать квалификацию в теоретической, научной части, заниматься именно научной работой, в ссузы идут за практическим образованием в короткие сроки и с гарантиями трудоустройства», - отметил собеседник агентства.

Решение о поступлении должно складываться из нескольких составляющих

«Вопрос о выборе уровня учебного заведения действительно на данный момент перестал быть однозначным. С одной стороны, многие родители до сих пор считают, что только полное высшее образование может гарантировать ребенку успех в профессиональной деятельности, эта позиция в настоящее время - пережиток прошлого, того самого, в котором высшее образование получали единицы. Сейчас подталкивать ребенка в престижную некогда специальность или вуз не имеет смысла, если на то нет веских причин. Если выпускник точно знает, на какой специальности в каком вузе он хочет учиться, какими скиллами он сможет овладеть при обучении в конкретном вузе, где он сможет их применить, и все это согласуется с реальным положением дел, в таком случае обучение в вузе нужно и должно быть поддержано родителями, - выразил мнение специалист по профориентации школьников Искандер Сабиров. - Но такие случаи - большая редкость. Чаще выбор вуза обусловлен как раз убеждением родителей выпускника в том, что среднее профессиональное образование не сможет дать билет в жизнь».

Эксперт пояснил, что учреждения СПО в отличие от вузов дают своим студентам возможность окунуться в профессию с самого первого года обучения, столкнуться с практической работой, буднями выбранной специальности и очень быстро понять, действительно ли это то, чего хочет молодой человек.

«Если у ребенка нет склонности к теоретическому обучению, а в перспективе - более серьезной научной деятельности, если у него или у нее есть ярко выраженные желания и, что немаловажно, способности к определенным видам практической деятельности, будь то строительство, химия, промышленный дизайн или парикмахерское искусство, родителям стоит серьезно рассмотреть учреждения среднего профессионального образования. Поскольку обучение там даст ребенку базу профессии и познакомит его со сферой применения полученных знаний. Нужно понимать, что решение о поступлении в то или иное учебное заведение должно складываться из нескольких составляющих: выбор и предпочтения, наклонности ребенка, перспективность специальности, то есть наличие в регионе проживания спроса на эту специальность, компаний и организаций, ведущих набор молодых кадров на нужное направление», - рассказал Сабиров.

В Татарстане сегодня насчитывается порядка 90 государственных и коммерческих средних профессиональных учебных заведений: педагогические, медицинские, агропромышленные, технические, нефтехимические и творческие колледжи и техникумы открыли приемные кампании 20 июня. Прием документов и заявлений от абитуриентов в ссузы республики будет продолжен до 15 августа. Для абитуриентов ссузов, поступающих на творческие специальности, для которых установлен отдельный порядок прохождения дополнительных испытаний и конкурсов, согласно закону «Об образовании», должны подать заявление о поступлении и документы не позднее 10 августа.