Биографии Характеристики Анализ

Проявления трудоголизма педагогических работников сферы. Трудоголизм

Среди издержек, кᴏᴛᴏᴩыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:

  • трансформационные издержки (издержки технологии);
  • трансакционные издержки.

Трансформационные издержки — ϶ᴛᴏ издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, кᴏᴛᴏᴩый обладает определенной ценностью.

В трансформационные издержки входят также определенный элементы измерения и планирования. Обычно на них не обращают внимания или ᴏᴛʜᴏϲᴙт к трансакционным издержкам, тогда как они могут относиться к чистой технологии.

Трансакционные издержки — есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану данных прав. В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости.

Формы трансакционных издержек

Трансакционные издержки (операционные издержки — transaction costs ) — ϶ᴛᴏ издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. В ϲʙᴏей статье "Природа фирмы" он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.

Изучим возможные альтернативы, предоставляемые нам повседневной жизнью. Типичный пример — ремонт квартиры. Вы можете делать его сами, если умеете и если у вас к ϶ᴛᴏму есть интерес. Или вы можете организовать весь процесс, нанимая на рынке работников для каждой конкретной операции, закупая краску и рассчитывая, сколько ее надо, и т. д. В ϶ᴛᴏм случае вы пытаетесь встать в такой ряд трансакций, кᴏᴛᴏᴩый будет чисто рыночным и исключит ваше взаимодействие с одной фирмой. Ведь фирме вы заранее не доверяете, считая, что у нее есть собственный интерес, а вы сделаете ремонт дешевле . При этом если вы — человек занятый или достаточно богатый, вы для ремонта квартиры нанимаете фирму, потому что ваши альтернативные издержки времени выше, чем издержки, кᴏᴛᴏᴩые вы потратите на организацию ϶ᴛᴏго процесса . Чаще всего ϶ᴛᴏ связано с «эффектом богатства » — «wealth effect». Впервые ϶ᴛᴏт термин ввел тоже Коуз. В его теории понятие «трансакционные издержки» противополагается понятию «агентские издержки», и выбор между тем или иным типом издержек в значительной мере определяется «эффектом богатства».

Сегодня трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки — ϶ᴛᴏ издержки, возникающие, когда индивиды обменивают ϲʙᴏи права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. Когда люди обмениваются правами собственности , они вступают в контрактные отношения. Когда они подтверждают ϲʙᴏе право собственности , они не вступают ни в какие контрактные отношения (оно у них уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц. Стоит заметить, что они боятся, что их права собственности будут ущемлены третьей стороной, по϶ᴛᴏму тратят ресурсы на защиту данных прав (например, строят забор, содержат полицию, и т.п.)

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

  • издержки поиска информации;
  • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  • издержки измерения;
  • издержки спецификации и защиты прав собственности;
  • издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, кᴏᴛᴏᴩые неизбежно возникают в ϶ᴛᴏм процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается исключительно косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.) При этом полностью ликвидировать издержки измерения данные меры не могут.

Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены) Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Стоит заметить, что он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Таким образом, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Стоит заметить, что оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, кᴏᴛᴏᴩых нельзя заменить другими. Используя ϲʙᴏи относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что трансакционные издержки возникают до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post) Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности. Существуют три основные формы собственности: частная, общая (коммунальная) и государственная. Изучим их с позиции теории трансакционных издержек.

Стоит сказать - поль Р. Милгром и Джон Робертс предложили следующую классификацию трансакционных издержек. Стоит заметить, что они делят их на две категории — на издержки, связанные с координацией, и на издержки, связанные с мотивацией.

Координационные издержки:
  • Издержки определения деталей контракта — обследование рынка с целью определить, что вообще можно купить на рынке.
  • Издержки определения контрактов — изучение условий партнеров, кᴏᴛᴏᴩые поставляют нужные услуги или товары.
  • Издержки непосредственной координации — необходимость создания структуры, в рамках кᴏᴛᴏᴩой осуществляется сведение сторон вместе.
Мотивационные издержки:
  • Издержки, связанные с неполнотой информации . Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (приобретения блага) Связано ϶ᴛᴏ с тем, что уровень неопределенности может стать настолько высоким, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакции, чем тратить силы на получение дополнительной информации.
  • Издержки, связанные с оппортунизмом . Данные издержки связаны с преодолением возможного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности партнера по отношению к вам, и приводят к тому, что вы нанимаете надсмоторщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера.

О. Уильямсон попытался оценить все трансакции по частоте трансакций и по спефицичности активов .

1. Разовый или элементарный обмен на анонимном рынке.

Примером разовой покупки может служить покупка на рынке чайника. Купив один чайник, вы купите следующий исключительно тогда, когда ϶ᴛᴏт у вас сломается. В данном случае нет никаких специфических активов, но дело в том, что продавцу безразлично, кому продать чайник. Единственным определяющим критерием здесь выступает цена.

2. Повторяющийся обмен массовыми товарами.

Специфичности активов по-прежнему нет. К примеру, постоянно у одного и того же продавца покупая хлеб, вы знаете, что он хорошего качества, и потому не тратитесь на дополнительную оценку, хороший ли хлеб вам продали, какой хлеб есть в других булочных, и т.д. Это очень важно, так как тем самым вы значительно экономите на издержках поиска, на издержках измерения качества хлеба, а продавцу ваше поведение придает большую уверенность в обороте (в том, что он хлеб продаст)

3. Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы.

Что такое "специфические активы". Специфический актив всегда создаётся под определенную трансакцию. Скажем, я построил здание для употребления в качестве цеха. Я могу его, конечно, использовать альтернативно, но тогда я понесу потери. Т.е. даже следующая после наилучшей возможность использования ϶ᴛᴏго актива приносит гораздо меньший доход и связана с риском. Специфические активы есть такие затраты, следующее применение кᴏᴛᴏᴩых будет куда менее выгодным.

4. Инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.

Идиосинкратический актив — ϶ᴛᴏ актив, кᴏᴛᴏᴩый при альтернативном употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообще, или его ценность становится ничтожной. К таковым активам относится половина производственных инвестиций — инвестиций в конкретный технологический процесс. Скажем, построенную домну, кроме как по прямому назначению, использовать больше никак нельзя. Даже если на ней устраивать соревнования альпинистов, ϶ᴛᴏ не окупит и 1 % затрат на ее строительство. В данном случае актив идиосинкратичен, т.е. привязан к определенной технологии.

Среди издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:

  • трансформационные издержки (издержки технологии);
  • трансакционные издержки.

Трансформационные издержки — это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной .

В трансформационные издержки входят также определенный элементы измерения и планирования. Обычно на них не обращают внимания или относят к трансакционным издержкам, тогда как они могут относиться к чистой технологии.

Трансакционные издержки — есть издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости.

Формы трансакционных издержек

Трансакционные издержки (операционные издержки — transaction costs ) — это издержки в сфере , связанные с передачей . Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. В своей статье "Природа фирмы" он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования .

Рассмотрим возможные альтернативы, предоставляемые нам повседневной жизнью. Типичный пример — ремонт квартиры. Вы можете делать его сами, если умеете и если у вас к этому есть интерес. Или вы можете организовать весь процесс, нанимая на рынке работников для каждой конкретной операции, закупая краску и рассчитывая, сколько ее надо, и т. д. В этом случае вы пытаетесь встать в такой ряд трансакций, который будет чисто рыночным и исключит ваше взаимодействие с одной фирмой. Ведь фирме вы заранее не доверяете, считая, что у нее есть собственный интерес, а вы сделаете ремонт дешевле . Однако если вы — человек занятый или достаточно богатый, вы для ремонта квартиры нанимаете фирму, потому что ваши альтернативные издержки времени выше, чем издержки, которые вы потратите на организацию этого процесса . Чаще всего это связано с «эффектом богатства » — «wealth effect». Впервые этот термин ввел тоже Коуз. В его теории понятие «трансакционные издержки» противополагается понятию «агентские издержки», и выбор между тем или иным типом издержек в значительной мере определяется «эффектом богатства».

В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки — это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях. Когда люди обмениваются правами собственности , они вступают в контрактные отношения. Когда они подтверждают свое право собственности , они не вступают ни в какие контрактные отношения (оно у них уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц. Они боятся, что их права собственности будут ущемлены третьей стороной, поэтому тратят ресурсы на защиту этих прав (например, строят забор, содержат полицию, и т.п.).

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

  • издержки поиска информации;
  • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  • издержки измерения;
  • издержки спецификации и защиты прав собственности;
  • издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post). Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности. Существуют три основные формы собственности: частная, общая (коммунальная) и государственная. Рассмотрим их с точки зрения теории трансакционных издержек.

Поль Р. Милгром и Джон Робертс предложили следующую классификацию трансакционных издержек. Они делят их на две категории — на издержки, связанные с координацией, и на издержки, связанные с мотивацией.

Координационные издержки:
  • Издержки определения деталей контракта — обследование рынка с целью определить, что вообще можно купить на рынке.
  • Издержки определения контрактов — изучение условий партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары.
  • Издержки непосредственной координации — необходимость создания структуры, в рамках которой осуществляется сведение сторон вместе.
Мотивационные издержки:
  • Издержки, связанные с неполнотой информации . Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения трансакции (приобретения блага). Связано это с тем, что уровень неопределенности может стать настолько высоким, что люди предпочитают скорее отказаться от трансакции, чем тратить силы на получение дополнительной информации.
  • Издержки, связанные с оппортунизмом . Данные издержки связаны с преодолением возможного оппортунистического поведения, с преодолением нечестности партнера по отношению к вам, и приводят к тому, что вы нанимаете надсмоторщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера.

О. Уильямсон попытался оценить все трансакции по частоте трансакций и по спефицичности активов .

1. Разовый или элементарный обмен на анонимном рынке.

Примером разовой покупки может служить покупка на рынке чайника. Купив один чайник, вы купите следующий лишь тогда, когда этот у вас сломается. В данном случае нет никаких специфических активов, но дело в том, что продавцу безразлично, кому продать чайник. Единственным определяющим критерием здесь выступает цена.

2. Повторяющийся обмен массовыми товарами.

Специфичности активов по-прежнему нет. Например, постоянно у одного и того же продавца покупая хлеб, вы знаете, что он хорошего качества, и потому не тратитесь на дополнительную оценку, хороший ли хлеб вам продали, какой хлеб есть в других булочных, и т.д. Это очень важно, ибо тем самым вы значительно экономите на издержках поиска, на издержках измерения качества хлеба, а продавцу ваше поведение придает большую уверенность в обороте (в том, что он хлеб продаст).

3. Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы.

Что такое "специфические активы". Специфический актив всегда создаётся под определенную трансакцию. Скажем, я построил здание для употребления в качестве цеха. Я могу его, конечно, использовать альтернативно, но тогда я понесу потери. Т.е. даже следующая после наилучшей возможность использования этого актива приносит гораздо меньший доход и связана с риском. Специфические активы есть такие затраты, следующее применение которых является куда менее выгодным.

4. Инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.

Идиосинкратический актив — это актив, который при альтернативном употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообще, или его ценность становится ничтожной. К таковым активам относится половина производственных инвестиций — инвестиций в конкретный технологический процесс. Скажем, построенную домну, кроме как по прямому назначению, использовать больше никак нельзя. Даже если на ней устраивать соревнования альпинистов, это не окупит и 1 % затрат на ее строительство. В данном случае актив идиосинкратичен, т.е. привязан к определенной технологии.

Трансакционные издержки связаны с использованием реальных ресурсов - а именно ресурсов, которые требуются для осуществления рассмотренных выше социальных трансакций (включая экономические трансакции).

Как уже отмечалось, Эрроу определил трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы . Но трансакционные издержки в дополнение к таким рутинным затратам включают также расходы по созданию, поддержанию или изменению базовой институциональной структуры системы. Таким образом, относительно формальных институтов мы можем сказать, что трансакционные издержки - это издержки, которые возникают при установлении, использовании, поддержании и изменении: 1) институтов в смысле права (например, Основной закон Германии или Германское гражданское уложение) и 2) институтов в смысле прав (например, конкретное требование, вытекающее из добровольно заключенного трудового контракта). Более того, из-за неформальной деятельности, связанной с функционированием базовых формальных институтов, здесь появляются дополнительные трансакционные издержки.

Типичными примерами трансакционных издержек являются издержки использования рыночного механизма и реализации права отдавать распоряжения внутри фирмы. В первом случае мы будем говорить о рыночных трансакционных издержках, а во втором - об управленческих трансакционных издержках. В той мере, в какой институты в смысле права являются предметом изучения, необходимо учитывать ряд издержек, сопряженных с эксплуатацией и корректировкой институциональных рамок государственного устройства. За неимением лучшего термина мы в данном случае будем говорить о политических трансакционных издержках.

В каждом из этих трех типов трансакционных издержек можно выделить два вида: 1) «постоянные» трансакционные издержки, т. е. специфические инвестиции, сделанные в создание институциональных устройств, и 2) «переменные» трансакционные издержки, т. е. издержки, которые зависят от количества или объема трансакций. Прежде чем двигаться дальше в описании рыночных, управленческих и политических трансакционных издержек, необходимо сделать еще одно общее замечание. Мы знаем, что производственные издержки интерпретируются как затраты, связанные с деятельностью «производство». Подобным образом, можно считать, что трансакционные издержки - это затраты на осуществление такого вида деятельности, как «трансакция». Тогда по аналогии с процессом производства, который описывается производственной функцией, трансакционную деятельность можно описать трансакционной функцией. Данный подход к трансакционным издержкам будет раскрыт более глубоко в последующем изложении. 2.2.1.

Рыночные трансакционные издержки

Начиная обсуждение этой темы, мы не можем сделать ничего лучше, чем процитировать профессора Коуза:

Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, проинформировать тех, с кем стремятся иметь дело и на каких условиях, провести переговоры, ведущие к заключению сделки, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и т. д. [Соаве, 1960, р. 15].

Рыночные трансакционные издержки включают в первую очередь информационные издержки и издержки ведения переговоров. Очевидно, что информационные издержки важны, но величину издержек, сопряженных с ведением переговоров, тоже нельзя недооценивать. Поэтому Далман [ОаЫтап, 1979, р. 148], возможно, сильно преувеличивает, когда утверждает, что можно говорить только об одном виде трансакционных издержек - «потере ресурсов вследствие несовершенной информации». Напротив, верно то, что полное отсутствие трансакционных издержек (как в неоклассических моделях) связано с предпосылкой о наличии полной информации. Однако представляется, что и такая ортодоксальная интерпретация не совсем верна. Надо полагать, что для гарантированной защиты существующего распределения прав частной собственности требуется не просто информация, а нечто большее. В реальности информация, конечно, далеко не полна. Существует рыночная неопределенность.82 Ни один субъект принятия решений не может знать мгновенно и автоматически, кем именно и на каких условиях будет покупаться или продаваться тот или иной товар.

В общем, в реальности не существует анонимного обмена на совершенно конкурентных рынках. Обычно потенциальным участникам обмена нужно найти друг друга, и в том случае, если заинтересованные стороны установили контакт, они должны попытаться побольше узнать друг о друге. А именно каждый должен выяснить, кем является возможный партнер, желает ли он и способен ли придерживаться тех соглашений, которые могут быть достигнуты. Чтобы найти партнера для эффективного обмена и установить в деталях условия обмена, необходимы переговоры. Вполне вероятно, что возникнет необходимость обеспечить юридические гарантии. Так как не исключена возможность ошибок, то за исполнением контракта должен осуществляться надзор. В некоторых случаях даже может понадобиться принуждение к выполнению контрактных обязательств с помощью средств, предусмотренных законом, или других санкций. Издержки использования рыночного механизма более детально могут быть классифицированы следующим образом: 1) издержки на подготовку контрактовЦиздержки поиска и информационные издержки в узком смысле); 2) издержки заключения контрактов (издержки ведения переговоров и принятия решений), а также 3) издержки мониторинга и обеспечения исполнения контрактных обязательств.

Издержки поиска и информационные издержки. Индивид, намеревающийся совершить конкретную рыночную трансакцию, должен подыскать подходящего партнера для сделки, а процесс поиска неизбежно связан с издержками. Подобные издержки могут возникать из-за того, что индивиды несут прямые расходы (на рекламу, встречи с потенциальными клиентами и т. д.), или появляются косвенные издержки по созданию организованных рынков (фондовых бирж, ярмарок, еженедельных базаров и т. д.). Сюда же включаются издержки коммуникации между будущими сторонами обмена (такие, как почтовые и телефонные расходы, а также расходы на оплату торговых представителей). Есть и другие издержки, сопряженные со сбором информации о ценах, запрашиваемых различными поставщиками одинаковых товаров,83 и издержки, возникающие при тестировании и контроле качества. В случае оказания услуг контроль качества предполагает оценку удостоверяющих документов и соответствия поставщика услуги.84 Конечно, главная проблема в сфере услуг - поиск квалифицированных работников, деятельность все более дорогостоящая и требующая больших затрат времени. С теоретической точки зрения вопросы, связанные с издержками поиска и информационными издержками, в той или иной форме являются предметом изучения специальной области исследований - экономической теории информации.85 Проблемы, которые здесь рассматриваются, очень важны, так как, inter alia, использование ресурсов на получение надежной информации помогает субъектам принятия решений избежать дорогостоящих ошибок. 2.

Издержки ведения переговоров и принятия решении. Издержки этой категории относятся к затратам, которые должны быть сделаны в процессе составления контракта, когда заинтересованные стороны ведут переговоры относительно его условий. Этот процесс требует не только времени, но в некоторых случаях и дорогостоящей юридической консультации. А при условии существования информационной асимметрии (т. е. стороны, участвующие в переговорах, владеют частной информацией) это может привести к неэффективным результатам . В зависимости от конкретной ситуации контракт может быть более или менее сложным с юридической точки зрения и, соответственно, более или менее трудным для переговоров. Издержки принятия решений включают затраты на то, чтобы любую собранную информацию сделать удобной для пользования, на компенсацию труда консультантов, затраты, связанные с принятием решений внутри групп, и т. д. Наконец, следует упомянуть, что, так же как и в других областях, сложность и высокая затратность контрактации обусловлена конкуренцией. 3.

Издержки мониторинга и обеспечения исполнения контрактов. Эти издержки возникают из-за необходимости мониторинга соблюдения установленного срока поставок, измерения качества и объемов продукции и т. п. И здесь информация играет важную роль. Имеют место издержки измерения поддающихся оценке качественных характеристик обмениваемых объектов, защиты прав, а также обеспечения исполнения условий контракта. Так как издержки надзора и обеспечения исполнения высоки, то нарушения контрактов в определенной степени неизбежны. Конечно, мошенничество или оппортунистическое поведение участников контракта имеет негативные последствия. Результатом такого отклоняющегося поведения будут не только эффекты перераспределения, но и потери в общем уровне выпуска или в благосостоянии. Оппортунистическое поведение, которого потенциально можно избежать посредством соответствующих типов институциональных устройств, создает препятствие для нормального функционирования системы контрактных отношений. Уильямсон исследует подобные проблемы в связи с рассмотрением вопроса об ex ante и ex post контрактной деятельности. 2.2.2.

Управленческие трансакционные издержки. *

Здесь речь пойдет об издержках исполнения трудовых контрактов между фирмой и ее наемными работниками. Для удобства предположим, что договоры личного найма уже заключены и должны вступить в силу. В соответствии с нашей исходной классификацией, издержки, возникающие в этой связи, принадлежат к категории рыночных. Управленческие трансакционные издержки сводятся к следующим видам:

б) издержки, связанные с физическим пересечением товарами и услугами границ смежных производственных процессов , - примерами являются издержки простоя в процессе перемещения полуфабрикатов в пределах предприятия, издержки внутрифирменной транспортировки и т. п.

Часть издержек, перечисленных в пункте 2, относится к постоянным, а часть - к переменным трансакционным издержкам. Это зависит от того, являются ли они накладными расходами или связаны с объемом продаж или других видов деятельности. Различные виды издержек, отмеченные в ходе рассмотрения управленческих трансакционных издержек, в последние годы стали играть все большую роль при учете затрат по методу, известному как «калькулирование затрат по операциям». Описание нового подхода можно найти в работах . Цель калькулирования затрат по операциям - найти пути сокращения все возрастающих производственных накладных расходов, которые, как представляется, стали настоящим бедствием для современной промышленности. Утверждается, что в основе большинства накладных расходов лежат трансакции, и поэтому ключом к управлению накладными расходами может служить контроль за трансакционной деятельностью, ведущей к росту накладных расходов . Надо полагать, что трансакциями можно «управлять», серьезно обдумывая, какие из них целесообразны, а какие нет. Таким образом, возможно предусмотреть сокращение накладных расходов.

В этой связи в литературе выделяются различные типы трансакций, например: ?

логистические трансакции - размещение заказов на материалы, исполнение этих заказов и обеспечение движения материалов; ?

трансакции балансирования - обеспечение соблюдения равенства спроса и наличного предложения материалов, рабочей силы и производственных мощностей; ?

трансакции качества - контроль качества, вторичное проектирование,86 организация закупок и подготовка релевантных данных; ?

трансакции изменений - обновление основных производственных информационных систем и размещение там данных об изменениях проектной документации, календарных планов и технических условий на материалы . 2.2.3.

Политические трансакиионные издержки

Предполагается, что рыночные и управленческие трансакции совершаются в условиях, когда политические основы системы четко определены, т. е. институциональные устройства соответствуют капиталистическому рыночному порядку, что означает существование определенной локальной, национальной или международной организации политического сообщества. Конечно, чтобы обеспечить такую организацию и производство сопряженных с нею общественных благ, также потребуются затраты. Это политические трансакционные издержки, которые в общем смысле являются издержками создания общественных благ посредством коллективного действия. Их можно трактовать как аналог управленческих трансакционных издержек. В частности, они включают: 1.

Издержки создания, поддержания и изменения формальной и неформальной политической организации системы. Сюда входят издержки, связанные с установлением правовых рамок, административной структуры, военной, образовательной, судебной систем и т. д. Но в дополнение к этим затратам существуют издержки, связанные с деятельностью политических партий и всех групп давления в целом. В сущности, все эти издержки представляют собой нетривиальные затраты, сопряженные с «доместикацией силы принуждения», или реализацией «монополии на организованное насилие».87 2.

Издержки эксплуатации государственного устройства. Это текущие затраты на осуществление того, что раньше называлось «обязанностями государя» . Они включают в себя текущие затраты на законодательство, оборону, отправление правосудия, транспорт и образование. Так же как и в частном секторе, осуществление этих государственных функций требует затрат на поиск, информацию, принятие решений, издание (официальных) распоряжений, мониторинг и принуждение к исполнению официальных инструкций. Леви определяет политические трансакционные издержки как «издержки измерения, мониторинга, создания механизмов принуждения к соблюдению установленных норм». Сюда необходимо добавить также издержки эксплуатации тех организаций, которые участвуют или пытаются участвовать в процессе принятия политических решений . Организации этого типа включают политические партии, профсоюзы, ассоциации работодателей и в общем все другие группы давления. Наконец, нужно принимать во внимание издержки ведения политических переговоров.

Важно отметить, что затраты, сопряженные с «доместикацией силы принуждения», или «созданием монополии на организованное насилие», совершенно упускаются из виду в неоклассическом мире с нулевыми трансакционными издержками. Предполагается, что в неоклассической среде сила, любая сила, находится под абсолютным контролем. Поэтому передача прав собственности осуществляется только при условии обоюдного согласия. Предполагается также, что группы давления либо вообще не существуют, либо нейтрализуют друг друга .6

До некоторой степени управленческие и политические трансакционные издержки могут интерпретироваться как агентские издержки или издержки, возникающие в отношениях принципал-агент. Агентские отношения между двумя (или более) сторонами понимаются как отношения, в которых одна сторона, агент, действует в интересах и от имени второй стороны - принципала, или как его представитель. Конечно, в условиях повсеместного распространения оппортунизма агент не всегда будет действовать полностью в интересах принципала. Последний, однако, может попытаться ограничить расхождение со своими интересами, установив соответствующие стимулы для агента. Например, он может разделить выгоды, возникающие в процессе деятельности, или взять на себя расходы по мониторингу, чтобы уменьшить уклоняющуюся деятельность агента. Более того, как заметил Путтерман: «В дополнение ко всему выгодно, чтобы агент затратил дополнительные ресурсы (залоговые издержки88) и тем самым обеспечил гарантии, что он не предпримет таких действий, которые могут нанести ущерб принципалу...» . Тем не менее обычно остается некоторое расхождение между действительными решениями агента и теми, которые максимизируют благосостояние принципала. Денежный эквивалент этой разницы называется «остаточными потерями принципала». Дженсен и Меклинг определяют агентские издержки как сумму затрат принципала на мониторинг, затрат агента, сопряженных с осуществлением залоговых гарантий, и остаточных потерь принципала .

Из всего вышесказанного вытекает, что трансакционные издержки, в сущности, - это издержки специализации и разделения труда. Кроме того, очевидно, что для совершения трансакций требуется финансовое обеспечение необходимых для этих целей реальных ресурсов, и поскольку это действительно происходит, для покрытия трансакционных издержек нужен финансовый капитал. Поэтому мы можем говорить о трансакционном капитале. Эта категория включает в себя капитальные инвестиции (основной трансакционный капитал) на организацию рынков, фирм, государственное устройство, а также оборотный капитал (оборотный трансакционный капитал), затраты которого необходимы для поддержания текущего функционирования рынка и политических систем. Так как эта деятельность непосредственно связана с привлечением капитала, то при исследовании проблем в данной предметной области может применяться теория капитала. Представляется, что весьма продуктивным было бы, в частности, применение теории капитала австрийской школы,89 поскольку время играет решающую роль, особенно в случае институциональных изменений. Понятие трансакционного капитала представляет особый интерес при рассмотрении теории экономического развития и экономической теории перехода от социалистической системы к рыночному хозяйству.

Другой важный аспект трансакционных издержек заключается в том, что их величина зависит, inter alia, от поведения индивидов. В частности, издержки мониторинга и защиты будут меньше, если в обществе преобладает взаимное доверие. При благоприятных условиях права собственности будут уважаться, и будет распространено сравнительно единообразное представление о том, что такое справедливое разрешение конфликтов. Поэтому представляется, что должна существовать взаимосвязь между общественной моралью, доверием и институциональной структурой. Затраты на государственное образование и мотивацию людей необходимо рассматривать отчасти как вложения, которые ведут к уменьшению «трений» (трансакционных издержек) в обществе и повышению производительности экономики.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е годы его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирмы. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

Трансакционные или операционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Обычно выделяют пять основных форм трансационных издержек:

1. издержки поиска информации;

2. издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

3. издержки измерения;

4. издержки спецификации и защиты прав собственности;

5. издержки оппортунистического поведения. Самой известной отечественной типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым 1. Издержки поиска информации Перед тем, как будет совершена сделка или заключён контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. 2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры. 3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причём точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Экономия трасакционных издержек выступает как своего рода «мотор» институциональной эволюции.



Аналогичное объяснение получает и факт сосуществования множества разнообразнейших, кажущихся иногда несовместимыми, форм экономической и социальной жизни. Трансакционные издержки неоднородны по своему составу. Поэтому одни организационные формы могут обладать преимуществами в экономии издержек одного типа, другие - другого. Их многообразие обусловлено множественностью типов трансакционных издержек и, соответственно, множественностью возможных способов их экономии.

С точки зрения концепции производственных издержек общение между людьми происходит как бы бесплатно.

Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц» А. Маршалл. (Эссе)

А.Маршалл приводит следующую формулировку рынка: «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая сделки по поводу любого товара». При заключении сделки результатом является Цена. Но что определяет стоимость (цену) блага. Экономисты уже давно обратили внимание на наличие связи между полезностью вещи и его ценой. Эта связь выражена, прежде всего, в том, что бесполезная для потребителя вещь не имеет и цены. А чем больше полезность вещи, тем, как правило, выше ее цена.
Вместе с тем экономисты указывали и на другой фактор, который также оказывает серьезное влияние на уровень цены. Это – издержки производства. Какому из этих факторов (полезности или издержкам производства) отдать предпочтение. А.Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а разрезание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует не подумав, утверждать, что разрезание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным и оправдать его можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием совершаемого процесса». Маршалл полагал, что оба этих фактора в равной мере определяют стоимость (цену) блага.

2. Понятие трансакционных издержек

Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки (transaction cost).

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что в конечном счете определяет ее неэффективность.

2. Типология трансакционных издержек Трансакционные и трансформационные издержки

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического поведения- вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда <вымогательство> остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Приведенная классификация является не единственной, например существует еще классификация К. Менара:

1. Издержки вычленения (аналогичны 5 (отлынивание).

2. Информационные издержки.

3. Издержки масштаба

4. Издержки поведения.

С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру издержек фирмы.

В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.

Трансформационные издержки - издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

Организационные издержки - издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

В современном экономическом анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.

Также использование трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов «на институциональном рынке» выступают издержки коллективного действия (CAC).

САС - это предельные издержки по созданию институтов, ТС - выражают предельную полезность институтов, выраженную через их альтернативную стоимость в форме трансакционных издержек.

3. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности

Эта проблема исследуется в основном в рамках современной теории прав собственности. Основная задача теории прав собственности состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами.

Теория прав собственности базируется на следующих фундаментальных положениях:

1) права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;

2) переструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов;

3) реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.

Теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий.

По словам Демсеца: «Когда на рынке заключается сделка, обмениваются два пучка прав собственности. Пучок прав обычно прикрепляется к определенному физическому благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров… Экономисты обыкновенно принимают пучок прав как данный и ищут объяснение, чем определяются цена и количество подлежащего обмену товара, к которому относятся эти права».

Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полезность. Так, собственная вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны.

Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить также к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).

В качестве исходного пункта анализа западные теоретики обращаются обычно к режиму частной собственности. Право частной собственности понимается ими не просто как арифметическая сумма правомочий, а как сложная структура. Ее отдельные компоненты взаимно обусловливают друг друга. Степень их взаимосвязанности проявляется в том, насколько ограничение какого-либо правомочия (вплоть до полного его устранения) влияет на реализацию собственником остальных правомочий.

Высокая степень исключительности, присущая частной собственности, имеет два поведенческих следствия:

1) исключительность права (usus fructus) предполагает, что на собственника и только на него падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений;

2) исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивысшую цену, и тем самым будет достигнуто эффективное распределение ресурсов в экономике.

Защита системы частной собственности западными экономистами покоится именно на этих аргументах о эффективности. Точное определение содержания прав собственности они считают важнейшим условием эффективного функционирования экономики.

Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него.

Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею.

Неполнота спецификации трактуется как размывание (attenuation) прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой - «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому».

Размывание прав собственности может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.

Поскольку любые ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под априорным подозрением.

Необходимо различать процессы дифференциации (расщепления) и размывания прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует в их глазах, что оно будет осуществляться в соответствии с критерием эффективности. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса).

В противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения прав собственности государством не дает никаких гарантий его соответствия критериям эффективности. Действительно, подобные ограничения нередко налагаются в корыстных интересах различных лоббистских групп.

В реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно, поэтому экономический анализ проблемы размывания прав собственности не означает призыва к точному определению всех правомочий на все ресурсы любой ценой.

Спецификация прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет окупать связанные с этим издержки.

Проблеме спецификации прав собственности, и влияния на этот процесс трансакционных издержек рассматривается в «Теореме собственности».

4. Внешние эффекты трансакционные издержки. Теорема Коуза

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.

В начале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза.

Внешние эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.

Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

Традиционно в неоклассической теории проблема внешних эффектов связывалась с «провалами рынка», что оправдывало государственное вмешательство, и решалась с помощью «налога Пигу».

«Налог Пигу» должен быть равен MEC, тогда MSB=MSC.

Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

Наиболее распространенным является формулировка теоремы Коуза, данная Джорджем Стиглером: «в условиях совершенной конкуренции (при нулевых трансакционных издержках, т.к. в этом случае монополии будут вынуждены действовать как конкурентные фирмы В.В.) частные и социальные издержки будут равны».

Формулировка Коуза несколько отличная: разграничение прав (собственности В.В.) является существенной предпосылкой рыночных трансакций … конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правового решения (только В.В.) при предположении нулевых трансакционных издержек.

Коуз подчеркивал, что Стиглер не учел при формулировке теоремы то, что при равенстве частных и социальных издержек ценность производства будет максимизироваться. Это очевидно если принять следующую трактовку социальных издержек, которую дает Коуз.

«Социальные издержки представляют собой наивысшую ценность, которую могут принести факторы производства при их альтернативном использовании». Но любой предприниматель приступит к производству в случае, когда его частные издержки будут меньше, чем ценность продукта произведенного с помощью привлеченных факторов. Следовательно, равенство социальных и частных издержек подразумевает максимизацию ценности производства.

Иногда ошибочно на основании этой теоремы делается вывод о том, что «Коузианский мир» - это мир с нулевыми трансакционными издержками. В действительности это не так.

Коуз наоборот, своей теоремой показывает значимость трансакционных издержек для экономического анализа «реально происходящих событий».

«В мире с нулевыми трансакционными издержками ценность производства будет максимизироваться при любых правилах об ответственности». Иными словами при нулевых трансакционных издержках правовые нормы не имеют значения для максимизации.

«При ненулевых трансакционных издержках закон играет ключевую роль в определении того, как используются ресурсы… Внесение всех или части изменений (ведущих к максимизации производства В.В.) в контракты оказывается делом чересчур накладным. Стимулы к осуществлению некоторых шагов, которые бы привели к максимизации производства, исчезают. От закона зависит, каких именно стимулов будет недоставать, поскольку он определяет, как именно нужно изменить контракты, чтобы осуществить те действия, которые максимизируют ценность производства».

Получается парадоксальная ситуация, в случаях «несостоятельности рынка» мы де факто признаем наличие положительных трансакционных издержек, в противном случае рынок автоматически приводил бы в состояние оптимальности, обеспечивающие максимизацию ценности производства.