Биографии Характеристики Анализ

Школьная Реформа Ф.И. Янковича де Мириево

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

НЕДОСТАТКИ ПРЕЖНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Вся губернская реформа Екатерины II исходила из той весьма справедливой мысли Императрицы, что «целое тогда только может быть хорошо, когда части его находятся в устроении»; в виду этого на губернию было обращено такое большое внимание, каким она почти никогда не пользовалась ни до, ни после Екатерины. Что касается принципов этой реформы, то […] недостатки прежнего губернского управления, по мнению Императрицы были: 1) слишком большой размер губерний, 2) недостаточное количество имеющихся в губерниях учреждений и недостаточный личный состав служащих, 3) смешение ведомств в губернском управлении. […] Очевидно сознавалось, что губернии слишком велики и что провинция представляет из себя крайне удобный округ для обращения его в основное административное деление. Таким образом подготовлялась идея нового административного деления, – назревал вопрос, который был разрешен в 1775 году.

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РЕФОРМА

В 1764–1766 годах Екатерина II создала 4 новых губернии, доведя их число до 20. После первого раздела Польши в 1772 году к Российской империи частично из ее бывших земель были созданы две новые губернии – Могилевская и Псковская. Перед началом тотальной реформы последней четверти XVIII века в стране было 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов. Несмотря на постепенный рост числа единиц, унаследованных от петровского деления, они оставались обширными и "нерегулярными", имея очень разную людность и будучи неудобными для управления и сбора налогов.

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала закон "Учреждения для управления губерний", в соответствии с которым размеры губернии были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний вместо них были выделены области) и изменена нарезка уездов. В среднем в губернии проживало 300–400 тысяч человек, в уезде – 20–30 тысяч. Процесс замены старых губерний новыми, некоторые из которых назвали "наместничествами", растянулся на 10 лет (1775–1785 годах). За этот период были образованы 40 наместничеств и губерний, а также 2 области на правах губернии. В них было выделено 483 уезда. Динамика разукрупнения и преобразования старых губерний в новые была неравномерной: в 1775 году появились 2, в 1776 – 3, в 1777 – 4, в 1778 – 4, в 1779 – 5, в 1780 – 7, в 1781 – 7, в 1782 – 2, в 1783 – 4, в 1784 – 3, в 1785 году – 1 губерния. Размер и границы большинства наместничеств и губерний, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов (за исключением периода павловской "контрреформы").

В 1793–1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще 8 новых губерний, так что к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область (итого – 51 единица высшего звена административно-территориального деления).

ИЗ ПРЕАМБУЛЫ «УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» 1775 Г.

[…] Бог однако же благословляющий намерения благие, и истребляющий неправедные и нечестивые затеи, даровав Нам по шестилетним многочисленным и непрерывным сухопутным и морским победам славный мир с совокупно восстановленными тишиной и покоем повсюду в обширных пределах Империи, доставил Нам паки время упражняться приятнейшим сердцу Нашему трудом, снабдить Империю нужными и полезными учреждениями для умножения порядка всякого рода, и для беспрепятственного течения правосудия; и для того, как мать о чадах своих беспрестанно пекущаяся, входя вновь во все подробности внутреннего управления Империи, нашли Мы, во-первых, что по великой обширности некоторых Губерний, оные недостаточно снабдены, как Правительствами, так и надобными для управления людьми, что в одном и том же месте, где ведомо правление Губерний, и казенные доходы и счеты, обще с благочинием или Полицией, и сверх того еще уголовные дела и Гражданские Суды отправляются, а таковым же неудобствам тех же Губерний в Провинциях и уездах Правления не меньше подвержены; ибо в одной Воеводской Канцелярии совокуплены находятся дела всякого рода и звания.

Происходящее от того неустройство весьма ощутительно, с одной стороны медленность, упущения и волокита суть естественные следствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает, и где опять невозможность исправить на единую Воеводскую Канцелярию множество различного существа возложенных дел, служить может иногда и долгой отговоркой, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда обще со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с таковой поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзостным. В иных же местах множество дозволенных апелляций не малую причиняют правосудию остановку, как то например по торговым, купеческим и мещанским делам, кто словесного суда решением не доволен, тот может сызнова просить в Городовом Магистрате, на сей отзываться в Провинциальный Магистрат, из Провинциального перенести в Губернский Магистрат, из Губернского в Главный Магистрат, а из оного в Сенат.

Для пресечения всех сих и много других неудобностей, кои исчислять пространно бы было, наипаче же ради заведения лучшего порядка и для беспрепятственного течения правосудия, заблагорассудили Мы издать ныне учреждение для управления Губерний и снабдить сим оные, как части, составляющие Российской Империи обширность, приготовляя тем самым, и облегчая лучшее и точнейшее исполнение полезнейших впредь издаваемых узаконений. […]

http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

НОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи“ (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам […].

В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы – провинциальные судные приказы – губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты – Сенат (апелляционная инстанция). В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784–1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма". Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый, (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу – земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд – провинция – губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. […] Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. […].

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. […].

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. […]

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. Губернская реформа 1775 г. http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 ГОДА

[…] Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

[…] Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий – численность населения. […]

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. […] Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой выборный суд. […] Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Губернская реформа 1775 года // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=729

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА В ОЦЕНКЕ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec76.htm

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.

Полное название Манифеста: «Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийския империи». – [Москва]: [Сенат. тип.], . – , 215 с. В конце Манифеста опубликованы его выходные данные: «Печатан в Москве при Сенате ноября 12 дня 1775 года». […]

В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.

Учреждения для управления губерний всероссийской Империи. М., 1775 http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

НЕДОСТАТКИ РЕФОРМЫ

Историки отмечают ряд недостатков проведенной при Екатерине II губернской реформы. Так, Н. И. Павленко пишет, что новое административное деление не учитывало сложившиеся связи населения с торговыми и административными центрами, игнорировало национальный состав населения (например, территория Мордовии была поделена между 4 губерниями): «Реформа кромсала территорию страны, как бы резала „по живому телу“». К. Валишевский полагает, что нововведения в суде были «очень спорными по существу», а современники писали о том, что они привели к росту размеров мздоимства, так как взятку теперь надо было давать не одному, а нескольким судьям, число которых выросло многократно.

Н. Д. Чечулин указывает, что губернская реформа привела к значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12–15 %; однако к этим соображениям отнеслись «со странным легкомыслием»; вскоре после завершения реформы начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать до конца царствования. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн руб. в 1762 г. до 36,5 млн руб. в 1796 г.) – намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза) и больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII–XIX вв.

Говоря о причинах проведения губернской реформы при Екатерине, Н. И. Павленко пишет, что она явилась ответом на Крестьянскую войну 1773–1775 гг. под предводительством Пугачева, которая выявила слабость местных властей и их неспособность справляться с крестьянскими бунтами. Реформе предшествовал ряд записок, поданных в правительство от дворянства, в которых было рекомендовано умножить сеть учреждений и «полицейских надзирателей» в стране.

Реформа Сената

Причины и цели:

  • Екатерина хотела сосредоточить в своих руках законодательную власть
  • Выделение конкретных отделов сената под определенные задачи

Личным указом Екатерины II Сенат был разделен шесть департаментов и потерял законодательную функцию, которая перешла лично к императрице и её доверенным лицам - статс-советникам. Пять из шести отделов возглавляли обер-прокуроры, первый - генерал-прокурор, лично докладывающий о важных делах царственной особе.

Разделение функций департаментов:

  • первый - контроль политических и государственных дел в столице
  • второй - суд в столице
  • третий - курировал всё что касалось образования, искусства, медицины, науки и транспорта
  • четвертый - нёс ответственность за военно-морские и военно-сухопутные решения
  • пятый - контроль политических и государственных дел в Москве
  • шестой - суд в Москве

Таким образом, императрица монополизировала законодательную власть и подготовила почву для последующих преобразований. Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.

Губернская реформа

Причины и цели:

  • Увеличение эффективности налогообложения
  • Предотвращение восстаний
  • Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций

Губернская реформа Екатерины II — 1775 год

В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.

Административная часть

Генерал-губернаторство — состояло из нескольких губерний
Губерния — содержала в себе 10-12 уездов, насчитывала 350-400 тыс. податных душ.
Уезд — объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.
Город — административный центр уезда.

Генерал-губернатор — руководил всеми расквартированными в отведенных ему губерниях войсками и губернаторами.
Губернатор — управлял губернией с помощью губернского правления и всеми нижестоящими учреждениями.
Городничий — главный чиновник и начальник полиции в городе, который стал отдельной административной единицей.
Капитан-исправник — председательствовал в нижнем земском суде и контролировал полицию в уезде.

Казённая палата — отвечала за сбор налогов и распределение средств между учреждениями.
Приказ общественного призрения — руководил всеми социальными объектами. Больницы, школы, приюты, институты искусства — подчинялись этой структуре.

Судебная часть

Сенат — высший судебный орган, разделенный на гражданскую и уголовную палаты.
Верхний земский суд — главное судебное учреждение губернии, преимущественно занимался делами дворян, рассматривал сложные дела нижестоящих инстанций.
Нижний земский суд — контролировал исполнение законов внутри уезда, занимался делами дворян.
Верхняя расправа — судила крестьян в губернии, апелляции из нижних расправ.
Нижняя расправа — разбирала дела крестьян в уезде
Губернский магистрат — рассматривал апелляции из городских магистратов, судил горожан.
Городской магистрат — рассматривал тяжбы горожан

Совестный суд — был всесословным, служил для примирения судившихся по незначительным и не имеющим социальной опасности делам.

Изменения предполагали, что в зависимости от того, над кем осуществлялся суд, те представители и входили в состав заседателей — Земские суды избирались благородным сословием, расправы — крестьянами, магистраты — мещанами (горожанами). Однако, на деле вышестоящее дворянство всегда вмешивалось в ход дел, имеющих для него интерес.

В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II

Судебная реформа

Полицейская реформа

Дата: 8 апреля 1782 года
После того, как был подписан «Устав благочиния, или полицейский», внутри городов оформилась новая структура — Управа Благочиния, со своими функциями и должностями.

Причины и цели:

  • Необходимость укрепления вертикали власти
  • Определение функций и иерархии полицейских органов в городах
  • Оформление основ полицейского права

Полицейская реформа 1782

Функции Управы Благочиния:

  • Соблюдение порядка и законности внутри городов
  • Надзор за негосударственными организациями
  • Следствие и розыскные мероприятия
  • Исполнение решений суда и других учреждений

Город разделился на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов), за которыми должны были следить частные приставы и квартальные надзиратели. Избираемой должностью был только квартальный поручик, который выбирался на три года из числа жителей квартала.

Главой Управы являлся городничий, полицмейстер (в городах-центрах губерний) или обер-полицмейстер (в столицах).

Кроме сыскных работ и выполнения непосредственно полицейских функций, управы руководили общественно-обслуживающим персоналом — доставкой продовольствия, обеспечением сохранности дорог и т.д.

Городская реформа

Экономические реформы

Денежная реформа

Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.

Причины и цели:

  • Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
  • Необходимость стимулирования экономики
  • Стремление к соответствию западным стандартам

Пример ассигнации

Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.

В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:

  • Экспорт меди из Российской Империи
  • Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
  • Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
  • Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)

50 рублей 1785 года

Манифест о свободе предпринимательства

Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи — «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений.

Причины:

  • Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
  • Недовольство крестьян эксплуатационной политикой

Ключевые моменты документа:

  • Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
  • Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
  • Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

Таможенные реформы

Корректировка таможенных тарифов производилась часто — в 1766, 1767, 1776, 1782, 1786 и 1796 гг. изменялись таможенные пошлины, обеспечивая поступления в казну от ввоза иностранных товаров, запрещая перевозку некоторых типов сырья или облегчая налоговое бремя для определенных категорий продукции. Внешняя экономика активно развивалась, рос объем ввозимых в Российскую Империю ранее не поставлявшихся продуктов промышленности и производства.

Привоз товаров

Ключевым элементом таможенной политики стало подписание 27 сентября 1782 г. документа «Об учереждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров»

Согласно нововведениям:

Вводились должности пограничных надзирателей и таможенных объездчиков , для каждой из приграничных западных губерний — они числились на службе в Казенной палате. Согласно инструкциям, им предписывалось находиться на местах «удобных для ввоза товаров» и препятствовать контрабанде. В случае невозможности остановить контрабандистов самостоятельно, пограничники должны были незамедлительно прибыть в ближайший населенный пункт для получения помощи.

Социальные реформы

Сословные реформы

Дата: 1785 г.

Причины:

  • Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
  • Усиление вертикали власти
  • Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)

Дворянский бал

Главными документами, регламентирующими правовое положение сословий, стали «жалованная грамота дворянам» и «жалованная грамота городам». Носящая и ранее исключительно продворянский характер, сословная политика Екатерины II окончательно закрепила за благородным сословием «элитарный» статус.

Ключевые моменты:

  • Дворяне освобождались от уплаты налогов и государственной службы
  • Благородное сословие получило неотъемлемое право на владение крепостными, имуществом, землей и её недрами
  • Были учреждены Дворянские собрания и родовые книги для подтверждения происхождения
  • Купечество получило доступ к административным должностям (общая городская и шестигласная думы) и было освобождено от подушной подати.
  • Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний.
  • Выделилось и получило права новое сословие — горожане
  • Крепостные крестьяне окончательно превратились в рабов

Образовательная (школьная) реформа

Нельзя выделить конкретный документ или дату, являющиеся ключевыми в политике просвещённого абсолютизма Екатерины II . Она последовательно издавала указы и открывала учреждения, направленные на повышение уровня знаний и доступности их получения. Главным образом, образовательные услуги предоставлялись дворянству и горожанам, однако бездомные дети и сироты так же не остались без внимания.

Главными деятелями являлись И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович.

В Москве и Петербурге были открыты «воспитательные дома» — необходимо было решить проблему беспризорных и брошенных детей.

Институт благородных девиц

В 1764 открыт Институт благородных девиц — первое женское образовательное учреждение.

В 1764 основано училище для юношей при Академии художеств, а 1765 аналогичное при Академии наук.

Открытое в 1779 Коммерческое училище было призвано подготовить квалифицированные кадры в области торговли.

Образованная в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» к 1786 году разработала «устав народным училищам Российской Империи». Данный документ утверждал классно-урочную систему преподавания и предусматривал открытие в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища и главные народные училища.

Малые училища подготавливали поступивших на протяжении двух лет — базовые навыки чтения, письма, правила поведения и сопутствующие знания.

Главные училища давали более широкую предметную подготовку — на протяжении пяти лет, помимо базовых навыков, здесь преподавались языки, история, точные и естественные науки, архитектура. Со временем именно из главного училища отделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

В основу обучения ставилось доброжелательное отношение к ученикам, категорически запрещались физические наказания.

Крестьянство осталось за пределами образовательной реформы — проект сельских школ и обязательного начального образования вне зависимости от пола и сословной принадлежности предполагался Екатериной II, но так и не был реализован.

Секуляризация церкви

Правление Екатерины II для православной церкви оказалось не лучшим периодом. Однако для других конфессий были сделаны все условия. Императрица считала, что право на существование имеют все религиозные течения, которые не выступают против её власти.

Причины:

  • Чрезмерная автономность церкви
  • Необходимость увеличения поступлений налогов и эффективности использования земель

Церковники

В результате подписания указа Сенату О разделении духовных имений» все принадлежащие духовенству земли и крестьяне перешли под контроль государства. Специальный орган, Коллегия Экономии, начала собирать с крестьян подушную подать и часть полученной суммы передавать на содержание монастырей. Учреждались так называемые «штаты» монастырей, число которых было ограничено. Большая часть монастырей была упразднена, их обитатели были распределены по оставшимся церквям и приходам. Закончилась эпоха «церковного феодализма»

В результате:

  • Духовенство потеряло около 2 миллионов монастырских крестьян
  • Большая часть земель (примерно 9 млн гектар) монастырей и церквей перешло в ведение государства
  • Закрыто 567 из 954 монастырей.
  • Ликвидирована автономность духовенства

Итоги, значение и результаты внутренних реформ
Екатерины 2 Великой

Реформы Екатерины II были направлены на создание государства европейского типа, — т.е. на логическое завершение петровских преобразований, которое осуществлялось методами просвещенного абсолютизма на базе идей гуманизации правосудия. При Екатерине II завершено правовое оформление сословной структуры общества; предпринята попытка привлечь к реформам общественность и перенести часть управленческих функций «на места».

Политика в отношении крепостного крестьянства отличалась некоторой противоречивостью, т.к., с одной стороны, произошло усиление власти помещиков, а с другой были предприняты меры, несколько ограничившие крепостной гнет. В сфере экономики были ликвидированы государственные монополии, провозглашена свобода торговли и промышленной деятельности, проведена секуляризация церковных земель, введены в обращение бумажные деньги, учрежден Государственный ассигнационный банк, предприняты меры по введению государственного контроля над расходами.

При этом стоит учесть и негативные результаты — расцвет фаворитизма и взяточничества, выросший долг, обесценивание валюты и засилье иностранцев в научной и культурной сферах.

Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.

7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.

Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части, в свою очередь,- на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество - в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

Жалованные грамоты дворянству и городам

21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

Реформа образования

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру - воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.

Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность - дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтовщик хуже Пугачева»,- так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Павел I

Правление Павла I (1796-1801) одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие - «военно-полицейской диктатурой», третьи - считают Павла «русским Гамлетом», четвертые - «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина II, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был Убит в Михайловском замке в Петербурге.

Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План Университета для России».

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.



Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.