Биографии Характеристики Анализ

Сочинение на тему Жанровое своеобразие поэмы "Анна Снегина" Есенина С.А.

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» - поэма, её жанровое своеобразие - в соединении лирического и эпического повествования.

Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал своё имя - Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, в юности, они были влюблены друг в друга, и герой-рассказчик хранит грустное и светлое воспоминание об этом:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!».
Далёкие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас. (1)

Это воспоминание является как бы экспозицией поэмы. Завязка сюжета происходит, когда летом 1917 года главный герой приезжает в родные места и снова встречается с Анной: она навещает его во время болезни. Они оба изменились, что отмечает Анна:

Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт. (3)

Любовь не просыпается в герое снова, но ему приятно вспоминать о прошлом:

И в сердце хоть прошлого нет.
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет. (3)

Кульминация наступает в сцене, когда Анна получает известие с фронта о смерти мужа-офицера и вне себя от горя упрекает поэта в трусости. Герой же в этой сцене ведёт себя очень достойно: он не спорит, не оправдывается, он просто уходит из дома Анны. Второй кульминацией и одновременно развязкой становится последнее объяснение героев. Мельник как-то вечером привозит Анну и её мать, местную помещицу, к себе в дом, так как крестьяне захватили господский хутор и выгнали двух женщин на улицу. Анна просит прощение у Сергея за свои обидные слова, высказанные при последней встрече (она не могла контролировать своё поведение, узнав о смерти мужа), и вдруг признаётся, что в юности, когда сказала будущему поэту: «Нет!», любила его. Она, как и Сергей, всю жизнь помнит про свою полудетскую, но такую поэтичную любовь:

Это было в детстве...
Другой... Не осенний рассвет...
Мы с вами сидели вместе...
Нам по шестнадцати лет. (4)

После этого герои расстаются навсегда: Анна уезжает, а поэт не останавливает её, даже не спрашивает о её планах на будущее. Сам он тоже

Быстро умчался в Питер
Развеять тоску и сон. (4)

Эпилогом в истории любви становится письмо Анны из Лондона, в котором она говорит о далёкой родине и своей любви:

Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна. (5)

Образ героини, созданный в поэме, привлекателен благодаря не только внешней красоте - «стройный лик» (3), «красивый и чувственный рот» (4), лебединые руки (4), но и душевному обаянию. Она навешает больного героя, просит прощение за обиду, она не жалуется на судьбу, когда её выгоняют из родного дома. Её письмо из Англии доказывает, что перед нами не избалованная, капризная барыня, но умная и сильная женщина, которая с достоинством переносит свои несчастья: ведь она потеряла мужа, отчий дом, родину. В эмиграции она думает о России без злобы, с нежностью вспоминает любимые окрестности Радова:

Теперь я от вас далёко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта берёза и ель. (5)

Таким образом, лирическое содержание поэмы - это история любви двух хороших, но несчастливых людей. При этом герой понимает своё преимущество перед Анной: он живёт на родине, его личная неустроенность сглаживается вполне осознанным чувством радости от того, что он может приехать в родную деревню, увидеть знакомые с детства места, общаться с друзьями, родственниками. Иными словами, проблема человеческого счастья решается в поэме в широком социальном смысле:

Как прекрасна
Земля
И на ней человек. (2)

В поэме лирический герой не только переживает любовь-воспоминание, но и заинтересованно всматривается в происходящие вокруг него события, выражает своё отношение к ним. Время, которое описывается в поэме,- эпоха общественных потрясений: идёт Первая мировая война, совершаются две русские революции 1917 года. Поэтому содержание произведения никак нельзя ограничить историей любви. В поэме важны и отношения героя-рассказчика с большим социальным миром. Лирический герой весьма эмоционально выражает свою оценку «мировой бойни» и сознательно идёт на дезертирство:

Нет, нет!
Не пойду навеки
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривенник в грязь. (2)

Большой социальный мир - это ещё и народ. Охотно рассказывает герой о своих встречах с крестьянами: они откровенно беседуют о сельских проблемах, поэт с интересом следит за их судьбами. Таким образом, эпические картины жизни деревни проникнуты откровенной авторской симпатией (лирическим чувством) и показывают прямое участие главного героя в деревенских событиях.

В поэме отразились революционные настроения крестьянства, классовая борьба на селе, результатом которой стала ликвидация помещичьего землевладения. Поэтому в произведении много реалистически нарисованных персонажей:разговорчивый возница, который хитро вымогает у героя-поэта лишний рубль;хлопотливый и оборотистый мельник, его деловитая жена; Прон Оглоблин и его брат Лабутя; множество безымянных мужиков. Среди пёстрой деревенской толпы показан и сам герой-рассказчик: он неотделим от народа, от народных забот и надежд. Недаром, приехав в деревню, он сразу же

Пошёл мужикам поклониться,
Как старый знакомый и гость. (2)

Самый яркий образ крестьянина в поэме, конечно, образ Прона Оглоблина, бедняка из деревни Криуши. Это решительный, смелый, мужественный человек, который не боится прийти к помещице и требовать землю. Услышав, что «В России теперь Советы» (4), он сразу заявляет, что организует в своей деревне коммуну. Когда на Криушу нагрянули деникинцы, он не стал прятаться в солому, подобно Лабуте, и был убит как активный сторонник советской власти. Прон в поэме ругается последними словами, пьёт, в ярости убивает старшину, мельничиха называет его «булдыжник, драчун, грубиян» (2), но герой-рассказчик видит за внешней грубостью этого крестьянина сердечность, сильный характер, желание послужить народу. Серьёзность личности Прона подчёркивается через сравнение его с братом Лабутей - пустым хвастуном, который после революции быстро пристроился в деревенский Совет, чтобы ничего не делать, а жить припеваючи.

Лирический герой поэмы сочувствует«мужицкой правде» и считает действия Прона справедливыми, но что-то удерживает его «над схваткой». Поэт остаётся наблюдателем, а не активным участником событий. Ему под стать и Анна. Они оба тяжело переживают жестокость своего времени и не могут примириться с ней. Лирический герой считает необходимыми большевистские преобразования в деревне, но при этом с грустью и нежностью думает о деревенской барышне, дочери помещицы, которая уехала от революции в Англию. Он оценивает окружающих людей не с классовых позиций, а с точки зрения доброты, отзывчивости, порядочности, то есть с точки зрения общечеловеческих нравственных критериев.

Композиционное построение подтверждает данное вначале определение жанрового своеобразия поэмы. Во-первых, в «Анне Снегиной» лирическое и эпическое повествование развиваются параллельно: они лишь иногда соприкасаются, но не сталкиваются. Это соприкосновение наблюдается тогда, когда герой находится в гуще деревенской жизни (например, его разговор с крестьянами о Ленине на сходе). Но в поэме подобных сцен совсем немного.

Во-вторых, особенностью поэмы является кольцевая композиция, которая подчёркивает первостепенную важность лирического содержания в сравнении с эпическим (социальным). В первой и пятой главах встречаются строфы, которые почти полностью совпадают. Различаются они лишь последней строчкой: сначала - «Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас», в конце - «Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас». Эта разница знаменательна: в начале поэмы герой с горечью вспоминает об отказе девушки в белой накидке, а в конце, после «беспричинного» (5) письма из Англии, он испытывает «светлую печаль», ибо знает, что и в далёкой юности, и сейчас он любим.


Страница: [ 1 ]

Аналитический урок литературы

Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: обнаружить в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра через раскрытие художественного многообразия тем поэмы и систему образов ее героев.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
(«Несказанное, синее, нежное» 1925)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
- Мы подходим к заключительному этапу изучения творчества Есенина. Предметом обсуждения на этом уроке станет поэма С.А. Есе-ни-на «Анна Сне-ги-на». Это про-из-ве-де-ние со-зда-но в 1925 году в по-след-ние годы жизни поэта, наполненные глубокими переживаниями и поиском ответа на вопрос «нужен ли он России?»
- Дома вы прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. Понравилась ли она вам?
- Можно ли ска-зать, что поэт отож-деств-ля-ет себя с ли-ри-че-ским ге-ро-ем поэмы? (Скорее, да)
- Несмотря на то, что поэт лирического героя поэмы нарекает Сер-ге-ем, это событие не стоит вос-при-ни-мать бук-валь-но. Однако герой, безусловно, на-де-лен неко-то-ры-ми чер-та-ми, ко-то-рые при-су-щи и са-мо-му ав-то-ру.
- Ясно одно, что поэма «Анна Сне-ги-на» - про-из-ве-де-ние, в котором автор как будто под-во-дит итоги, раз-мыш-ляя не только о своей жизни, но и о судь-бе стра-ны.
- Я думаю, что у вас возникло много вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы в рамках изучения поэмы.
- Сформулируйте свои вопросы, чтобы определить цели нашего сегодняшнего урока. (От каждой группы 1-2 вопроса. Художественное своеобразие, тема поэмы и способы её выражения, время действия в поэме, система образов)
  1. Изучение нового материала.
А) Словарная работа.
- Я предлагаю начать изучение этого произведения с определения его жанра.
- Сам поэт определял свое произведение «Анна Снегина» как лироэпическую поэму .
- Как вы понимаете это определение ? (Лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое - присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).
Но есть и другие взгляды литературовед, В. Турбин, к примеру, называет произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.
Еще одно определение предложил А.П. Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла , то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой.
Б) Аналитическая беседа.
- Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала.
- Давайте вместе определим признаки эпического произведения в поэме Есенина (работаем с 1-й главой).
- Известно, что в эпическом произведении автор больше всего внимания уделяет описанию событий.
- О каких событиях идет речь в 1 главе поэмы? (Из его повествования узнаем о противостоянии двух сел: Радово, которому «...счастье дано», и Криуши, где «житье у них было плохое». Однажды в скандале («украдкой они рубили / из нашего леса дрова») был убит старшина. Десятерых из Криуш «услали в Сибирь», но и в Радово «скатилась со счастья вожжа»)
- Скажите, а раз в поэме описано столько разноплановых событий можем ли мы считать, что сюжет находится в постоянном развитии и продолжении? (Безусловно, сюжет динамичен).
- Но во внутрь динамично развивающегося сюжета Есенин включает один совершенно нехарактерный для эпического произведения прием.
- Снова обратимся к сюжету поэмы. О чем самом важном повествует это произведение? (История несостоявшейся любви героев, (в поэме он едва намечен, и развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы
- Есенин включает в сюжет поэмы - лирический план, в основе которого лежит судьба главных героев - Анны Снегиной и Поэта.
- Расскажите о главных героях поэмы?
(Глав-ным ге-ро-ем поэмы яв-ля-ет-ся Сер-гей, он вышел из де-рев-ни, вырос в де-ревне, но сумел стать ли-те-ра-то-ром, пи-са-те-лем. Когда ему было 16 лет, он был влюб-лен в одну де-вуш-ку, ту самую Анну Сне-ги-ну, позже он был вы-нуж-ден уехать из своей де-рев-ни, но спу-стя дол-гое время вер-нул-ся в род-ные края и снова встре-тил-ся с Анной. Де-вуш-ка за это время успе-ла выйти замуж, да еще и за офи-це-ра).
- Вернемся к лирическому сюжету. Ис-то-рия любви все-та-ки несбыв-ша-я-ся: Анна и Сер-гей ис-пы-ты-ва-ют чув-ства к друг другу, про-ис-хо-дят встре-чи, ино-гда слу-ча-ют-ся ссоры, их то от-тал-ки-ва-ет, то при-тя-ги-ва-ет друг к другу. За-вер-ша-ет-ся все тем, что Анна, муж ко-то-рой погиб на войне, эми-гри-ру-ет, а Сер-гей оста-ет-ся на Ро-дине и в конце поэмы по-лу-ча-ет пись-мо из Лон-до-на.
-Что же ме-ша-ет ге-ро-ям быть вме-сте? Зачитать. В первую оче-редь раз-ни-ца в со-ци-аль-ном по-ло-же-нии, раз-ни-ца в вос-пи-та-нии, у них со-вер-шен-но раз-ные жиз-нен-ные пути. Они не могут пре-одо-леть ка-кие-то услов-но-сти, со-здан-ные их про-ис-хож-де-ни-ем, об-сто-я-тель-ства, и эти об-сто-я-тель-ства ста-но-вят-ся для них ба-рье-ром.
- Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.
- А определите время действия в поэме (основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. Действие в поэме кончается 1923 годом.)
- События в поэме даны эскизно, и Есенину важны не сами события, а выражение его собственного отношения и его героев к ним.
- А является ли это доказательством, что в поэме присутствуют признаки лирического произведения.
- Подведем итог. Так почему поэма "Анна Снегина" - это лироэпическое произведение? (Потому что сочетает в себе динамичный событийный сюжет и лирический план чувственных отношений главных героев).
- Запишем в рабочие листы (тетрадь).

В) Определение основных тем поэмы.
- Жанр поэмы раскрывается и через многогранность тем. Попытаемся раскрыть их.
- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? Зачитать (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями - бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.
- Какая тема просматривается уже в 1 главе поэмы? Тема крестьянства
- О чем сообщает лирический герой в 1 главе, в чем признается? «Другую я явил отвагу - Был первый в стране дезертир»
- Почему герой самовольно возвращается с войны? Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать - тоже не геройство.
- Какая тема просматривается в этом признании? Одна из главных тем поэмы - осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны .
- Как вы думаете, почему тема крестьянства и тема гражданской войны «идут след в след»?
Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея».
Г) Анализ системы образов.
- Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.
- Раз-вер-ты-вая сю-жет-ную линию поэмы, С. Есе-нин со-зда-ет образ де-ре-вен-ско-го во-жа-ка - Прона Ог-лоб-ли-на, во-пло-тив-ше-го в себе ве-ко-вой гнев на-ро-да про-тив при-тес-ни-те-лей и ми-ро-едов, сво-е-го рода Пу-га-че-ва. Вот как ис-то-рию об Ог-лоб-лине рас-ска-зы-ва-ет одна из ге-ро-инь поэмы, ста-рая жена мель-ни-ка, к ко-то-ро-му Сер-гей при-бы-ва-ет на лето, по-ки-нув свою раз-гуль-ную жизнь в Москве: зачитать
У них там есть Прон Ог-лоб-лин,
Бул-дыж-ник, дра-чун, гру-би-ян.
Он вечно на всех озлоб-лен,
С утра по неде-лям пьян.

И нагло в тре-тье-вом годе,
Когда объ-яви-ли войну,
При всем чест-ном на-ро-де
Убил то-по-ром стар-ши-ну.

Таких те-перь ты-ся-чи стало
Тво-рить на сво-бо-де гнусь.
Про-па-ла Расея, про-па-ла...
По-гиб-ла кор-ми-ли-ца Русь...

- Вспомним историю, когда происходит дей-ствие поэмы? В пе-ри-од ре-во-лю-ции, в эпоху кре-стьян-ских бун-тов и на-сту-па-ю-ще-го тер-ро-ра.
- А вот Ог-лоб-лин от-ли-чил-ся еще в пе-ри-од мир-но-го вре-ме-ни, убив то-по-ром че-ло-ве-ка во время спора между кре-стья-на-ми из двух со-сед-них де-ре-вень за лес.
- Ин-те-рес-но то, как от-но-сит-ся к нему Есе-нин? С одной сто-ро-ны, он по-ни-ма-ет, что его герой - пло-хой че-ло-век и убий-ца, а с дру-гой сто-ро-ны, ли-ри-че-ский герой Сер-гей с Ог-лоб-ли-ным дру-жит. Они между собой свя-за-ны и го-во-рят на одном языке .
- Тема бунта, тема кре-стья-ни-на в его бун-тар-ских про-яв-ле-ни-ях вол-но-ва-ла Есе-ни-на давно. Эта тема ка-са-лась всех, так как кре-стьяне - ос-нов-ные жи-те-ли Рос-сии и аг-рар-ный во-прос был пер-вым в рус-ской по-ли-ти-ке и ли-те-ра-ту-ре дли-тель-ное время. Как вы зна-е-те, о на-род-ных бун-тах, о Пу-га-чев-щине писал и Пуш-кин.
- И тут мы снова воз-вра-ща-ем-ся к об-ра-зу Ог-лоб-ли-на, кого он на-по-ми-на-ет нам? Пуш-кин-ско-го Пу-га-че-ва, ко-то-рый, с одной сто-ро-ны, лихой че-ло-век, страш-ный и кро-ва-вый, а с дру-гой сто-ро-ны, в нем есть ка-кое-то оба-я-ние. Кроме того, важно от-ме-тить, что в дан-ном про-из-ве-де-нии Ог-лоб-лин ока-зы-ва-ет-ся жерт-вой ужас-ных со-бы-тий: в 1920 году этого героя уби-ва-ют де-ни-кин-цы.
- Кто является глав-ным ге-ро-ем за-хва-та, когда по-ме-щи-ки за-би-ра-ют землю у Сне-ги-ных? Ла-бу-тя - брат Прона.
- Какую характеристику дает ему автор? Зачитать
“Мужик — что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).

Таким образом, оба плана поэмы - эпический и лирический раскрываются через тему осуждения (чувство - лирика) войны и тема крестьянства (историческая основа сюжета - эпос). Запишем.

Подумайте и сделайте вывод на основе выявленных тем и системы образов поэмы: каково от-но-ше-ние ав-то-ра ко всем этим со-бы-ти-ям? двой-ствен-ное: с одной сто-ро-ны, он вроде бы и за ре-во-лю-цию, за кре-стьян-скую прав-ду. Запишем.
«Скажи, кто такое Ленин?»
Я тихо от-ве-тил:
«Он - вы».
В этом и есть вся пре-лесть поэмы Есе-ни-на, в ней нет ка-те-го-рич-но-сти и жест-ко рас-став-лен-ных оце-нок.

V . Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
- Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?
- Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку. (Чтение эпиграфа)
В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь - эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

  1. Итог урока.
- Мы рассмотрели в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра? (какие это признаки)
- Раскрыли ли художественного многообразия тем поэмы? Назовите эти темы?
- Смогли ли мы сегодня приблизиться к пониманию прелести поэмы Есенина (в ней нет ка-те-го-рич-но-сти и жест-ко рас-став-лен-ных оце-нок).
  1. Выставление отметок и домашнее задание .
  1. На-пи-ши-те раз-вер-ну-тый ответ: «От-но-ше-ние ав-то-ра к Ро-дине в поэме Есе-ни-на “Анна Сне-ги-на”»
  2. От-веть-те на во-про-сы:
  1. Как в поэме по-ка-за-на новая власть?
  2. Как по-ка-за-ны чув-ства ге-ро-ев: Анны и Сер-гея?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Пугачев. В этом заключается и главная жанровая особенность поэмы - здесь присутствует диалог, однако сам автор признает сосредоточенность ее действия вокруг одного персонажа.

Анна Снегина . играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы послереволюционной России. Во многом поэма стала биографичной. Есенин в письмах к Г.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из всего, что он написал, и жанр ее определял как лиро-эпическую. Но вопрос жанра поэмы в советском

литературоведении стал дискуссионным. В.И.Хазан в книге "Проблемы поэтики

С.А.Есенина" (Москва - Грозный, 1988) представляет ряд исследователей,

придерживающихся мнения, что в поэме превалирует эпическое содержание

(А.З.Жаворонков, А.Т.Васильковский - точка зрения последнего впоследствии

эволюционировала в сторону отнесения поэмы к лирико-повествовательному жанру), и их оппонентов, признающих доминирующим в поэме лирическое начало (Э.Б.Мекш, Е.Наумов). Ученые В.И.Хазаном противопоставляются и по другому признаку: на тех, кто считает, что эпическая и лирическая темы в поэме развиваются рядом, соприкасаясь лишь временами (Е.Наумов, Ф.Н.Пицкель), и тех, кто усматривает "органичность и сращенность" обеих линий поэмы (П.Ф.Юшин, А.Волков). В эпических фрагментах зарождаются лирические "мотивы" и "образы", которые, в свою очередь, внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, и этот глубоко

мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереход эпического в лирическое и наоборот составляет ее основной идейно-композиционный принцип". В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой накидке" придает поэме проникновенный лиризм.

Черный человек. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек. В центре сюжета поэмы – разговор лирического героя с неким «черным человеком», который рассказывает поэту о его жизни. Но к концу поэмы мы узнаем что «черный человек» - и есть лирический герой, то есть его двойник, который появляется во время бессонницы и не может уснуть. «Черный человек» - это не совесть, и не внутренний голос, и тем более не голос Бога. Его образ – это попытка поэта взглянуть на себя со стороны, осмыслить свою жизнь, свои поступки. «Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы.

Поэма "Черный человек", характеризуемая литературоведами как "кульминация мотивов личной трагедии поэта" (К.Зелинский) и как "предвестие конца" (Е.Наумов).

В «Черном человеке» есть многие жанровые черты драмы – это диалог, заданный в экспозиции конфликт здесь сжат и визуализирован, единство прошлого и настоящего – закономерность драмы, идея катарсиса, внешние поступки определяют внутреннее состояние, а также внешнее отражение внутреннего.

Черты эпоса – герой осмысливает свою жизнь в контексте исторического времени.

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина , написанная в январе 1925 года. В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Имеет посвящение А. Воронскому . Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3 мая.

Действующие лица

  • Сергуша - главный герой, от лица которого ведётся повествование. Это образ самого Есенина, но полного совпадения между героем «Анны Снегиной» и самим Есениным нет.
  • Анна Снегина (прототип: Л.И.Кашина)
  • Прон Оглоблин - один из жителей села, собирательный образ. Прототипом героя послужил односельчанин поэта, рабочий коломенского завода Петр Яковлевич Мочалин. Мочалин обладал большими организаторскими способностями, был страстным агитатором. Как выяснилось позже, Мочалин «был делегатом Первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов <...> Полный впечатлений от ленинских идей, Мочалин вернулся в родное село, занялся пропагандистской работой. После Великого Октября он был военным комиссаром Коломны, председателем исполкома Коломенского Совета».
  • Возница , мельник , жена мельника и др. - типичные представители сельской местности, которых встречает главный герой в своих поездках в деревню.
  • Лабутя - брат Прона

Сюжет

Молодой поэт (подразумевается сам автор) возвращается в родное село Радово (сам же поэт приезжал в родное Константиново летом 1917-1918 годов), устав от бурных революционных событий. Герой отмечает, какие изменения произошли в его селе. Вскоре он встречается с крестьянами из Криуши, в частности с Проном Оглоблиным. Те расспрашивают знаменитого поэта, приехавшего из столицы, о положении дел, о том, кто же такой Ленин.

Позже к поэту приезжает молодая помещица Анна Снегина, в которую он был влюблён в шестнадцатилетнем возрасте. Они вспоминают прошлое, молодость, свои мечты.

Спустя какое-то время, Сергуша приезжает в Криушу по просьбе Прона и оказывается вовлечённым в бунт: криушские крестьяне требуют от Снегиной отдать землю. Приходит известие о том, что на войне убили Борю - мужа Снегиной. Снегина в гневе на поэта, которому доверяла.

Земля достаётся крестьянам. Проходит время. Анна, попросив прощение за обиду, уезжает вместе с матерью. Главный герой возвращается в Петербург. А через некоторое время получает письмо от мельника, в котором говорится, что Прон Оглоблин был расстрелян отрядом Деникина. Приехав навестить мельника, поэт получает второе письмо, от Анны из Лондона.

История создания

Поэма «Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. В ходе этой поездки Есенин бывал в Баку, Тифлисе, Батуми. Черновой автограф поэмы содержит пометку: «1925 г. Батум».