Биографии Характеристики Анализ

Чем отличается симфонический ансамбль в 1922 году. Юрий саульский, юрий чугунов. краткая история советского джаза

Реферат на тему:

Персимфанс



Персимфа́нс (сокращение от Первый симфонический ансамбль , также Первый симфонический ансамбль Моссовета ) - оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 год. Отличительной чертой этого оркестра было отсутствие в нём дирижёра. Первое выступление коллектива состоялось 13 февраля 1922 года.

Созданный по инициативе скрипача Льва Цейтлина под влиянием большевистской идеи «коллективного труда», Персимфанс стал первым высококлассным коллективом, которому удалось воплотить в жизнь симфоническое исполнение, основываясь лишь на творческой инициативе каждого из музыкантов. На репетициях Персимфанса использовались методы, применяемые на репетициях камерных ансамблей, решения по вопросам интерпретации принимались коллективно. Среди членов Персимфанса были крупнейшие музыканты того времени - солисты оркестра Большого театра, профессора и студенты Московской консерватории. Исполнение оркестра отличалось большой виртуозностью, яркостью и экспрессивностью звучания. По примеру Персимфанса оркестры без дирижёров появились также в Ленинграде, Киеве, Воронеже и даже за границей - в Лейпциге и Нью-Йорке. Об этом оркестре восторженно отзывался Сергей Прокофьев, исполнивший с ним в 1927 году свой Третий фортепианный концерт. В том же году оркестру было присвоено почётное звание «Заслуженный коллектив СССР». В конце 1920-х годов в коллективе наметились разногласия, и в 1932 году он был распущен.

Персимфанс сыграл важнейшую роль в культурной жизни Москвы 1920-х годов, повлиял на развитие исполнительской школы и на формирование симфонических коллективов более позднего времени (Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио в 1930 году и Госоркестра СССР в 1936). Еженедельные концерты Персимфанса в Большом зале Московской консерватории пользовались огромным успехом, кроме того, оркестр часто выступал на фабриках, заводах и других заведениях. Репертуар коллектива подбирался очень тщательно и был весьма обширен.

В 2009 году проект Персимфанс получил второе рождение под руководством российского композитора и мульиинструменталиста Петра Айду .


Примечания
  1. Что такое Персимфанс? - www.tvkultura.ru/news.html?id=297896&cid=178 // Новости культуры. Телеканал «Культура», 28 января 2009

Библиография

  • Понятовский С. П. Персимфанс - оркестр без дирижера. - М.: Музыка, 2003. ISBN 5-7140-0113-3
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 16.07.11 10:39:53
Категории:

Wikipedia - 21 Oct 2017
Персимфа́нс (сокращение от Первый симфонический ансамбль , также Первый симфонический ансамбль Моссовета ) - оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 год. Отличительной чертой этого оркестра было отсутствие в нём дирижёра (отчасти восполнявшееся позицией концертмейстера, располагавшегося на возвышении лицом к оркестру). Первое выступление коллектива состоялось 13 февраля 1922 года.

Персимфанс: оркестр без дирижера в Москве

Euromag.ru - 23 Nov 2017
К столетию Октябрьской революции московский оркестр Персимфанс и Дюссельдорфский симфонический оркестр подготовили концертную программу, следуя принципам исторического Персимфанса - основанного в 1922 году коллектива музыкантов без дирижера. Концерт...

АКЦИЯ Музыка двух революций

Звуки.ру - 08 Nov 2017
Оркестры Персимфанс и Düsseldorfer Symphoniker - это составы, которые, взяы за основу классические каноны, дали академической музыке новое прочтение и новые горизонты. А полное название их программы - "Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции...
ТАСС - 06 Sep 2017
МОСКВА, 6 сентября. /ТАСС/. Воссозданный по образу симфонического ансамбля без дирижера 1920-х годов "Персимфанс " исполнит первую советскую кантату "Путь Октября" в День города 9 сентября. Об этом говорится в сообщении оргкомитета цикла уличных городских...

Восемь баянов вместо органа

Moslenta - 08 Sep 2017
9 сентября в 20:00 на временной сцене перед зданием Центрального телеграфа на Тверской музыканты ансамбля без дирижера «ПерСимфАнс » и четыре московских хора исполнят кантату «Путь Октября». МОСЛЕНТА узнала у композитора и музыканта Петра Айду, зачем...

Воссозданный оркестр "Персимфанс" выступит на фестивале LegeArtis в Москве

ТАСС - 24 Mar 2017
МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Первый симфонический ансамбль ("Персимфанс "), воссозданный по образцу московского коллектива без дирижера 1920-х годов, выступит в рамках международного фестиваля LegeArtis 9 апреля в Большом зале Московской консерватории. Об этом...

Оркестр без дирижера «Персимфанс» даст концерт в Большом зале Консерватории

http://daily.afisha.ru/export/rss/yandex/ - 15 Mar 2017
9 апреля в 19.00 в Большом зале Московской консерватории в рамках международного фестиваля LegeArtis состоится концерт при участии скрипачки Аси Соршневой и оркестра без дирижера «Персимфанс ». Об этом «Афише Daily» рассказали организаторы мероприятия. Ансамбль...

«Красное колесо». Музыка 1910–1930-х годов в исполнении оркестра «Персимфанс»

Snob.ru - 28 Mar 2017
«Персимфанс » (Первый симфонический ансамбль) был основан московскими музыкантами в 1922 году и стал первым в мире симфоническим оркестром, в котором не было дирижера. В 1933 году ансамбль был распущен. В 2009 году по инициативе пианиста и композитора Петра Айду...

«Персимфанс» сыграл программу «Красное колесо»

Ведомости - 13 Apr 2017
«Красное колесо» революционных лет докатилось до наших дней и, зацепив большой культурно-исторический пласт, сделало остановку под названием «Персимфанс » в Большом зале Московской консерватории. Первый симфонический ансамбль без дирижера на самом деле не...

Отказаться от палочки. Как и почему оркестры играют без дирижера

Snob.ru - 19 Apr 2017
«Персимфанс » - оркестр без дирижера - недавно представил в Консерватории новую программу «Красное колесо», посвященную юбилею революции. Ансамбль был создан на рубеже 2008–2009 годов пианистом и композитором Петром Айду по образу и подобию легендарного...

В Большом зале консерватории оркестр «Персимфанс» порадовал публику числом и умением

Ведомости - 04 Oct 2016
«Персимфанс » – возрожденный в 2008 году Первый симфонический ансамбль ранних советских лет. Он весь состоит из солистов – только ведут они себя отнюдь не как звезды: играют, сев на сцене в круг, так что на переднем плане публика видит спины. Играют, слушая друг друга так, ...

Оркестр без дирижера: в Москве пройдет концерт Персимфанса

Сетевое издание m24.ru - 21 Mar 2017
Ради чего идти: Персимфанс – это не красивое французское слово, а советская аббревиатура родом из 1922 года. Именно тогда группа революционно настроенных музыкантов-энтуазиастов создала Первый Симфонический Ансамбль – оркестр, обходившийся без...

18.08 11:40

Агентство "Москва" - 18 Aug 2017
«Первый симфонический ансамбль Моссовета - Персимфанс - был создан в Москве в 1922 г. Ни разу не выступив за пределами родного города, коллектив стал знаменит во всем мире. По образу Персимфанса оркестры без дирижера были организованы не только в СССР, но и в...

Музыку революции исполнят люди будущего

Независимая газета - 30 Mar 2017
Персимфанс нового созыва появился в 2008 году по инициативе мультиинструменталиста и композитора Петра Айду, который вместе с единомышленниками стремится изучить и воссоздать традиции коллектива: не только концепции программ и необычную рассадку музыкантов, но и...

Оркестр сыграл Прокофьева без дирижера

Российская Газета - 10 Apr 2017
Звучное название "Персимфанс " расшифровывается как "Первый симфонический ансамбль". Отличие ансамбля от оркестра в том, что он, вопреки правилам, принципиально играет без дирижера. Такой ансамбль был создан в Москве в 1922 году молодыми музыкантами, мечтавшими...

Что такое Персимфанс?

Телеканал Культура - 28 Jan 2009
Проект "Персимфанс " инициирован Петром Айду – внуком скрипача Михаила Курдюмова, который в свою очередь был учеником Льва Цейтлина, основателя первого Персимфанса. В 1922 году, в эпоху НЭПа, Лев Цейтлин решил разрушить все нормы и стереотипы до основания, ...

Звучное название "Персимфанс" расшифровывается как "Первый симфонический ансамбль". Отличие ансамбля от оркестра в том, что он, вопреки правилам, принципиально играет без дирижера. Такой ансамбль был создан в Москве в 1922 году молодыми музыкантами, мечтавшими перенести коммунистические идеалы в такое буржуазное дело, как симфоническая музыка. Самое удивительное, что им это удалось: по отзывам современников, Персимфанс на диво слаженно и мощно исполнял сложнейшие произведения классического репертуара. Но к 1933 году демонстрация возможности решения большим коллективом сложных задач без чуткого единоличного руководства стала несколько несвоевременной - и Персимфанс был распущен.

Чтобы возродиться в 2009, усилиями таких же молодых авангардистов-архаистов с консерваторской выучкой, в первую очередь - пианиста Петра Айду и контрабасиста Григория Кротенко. Впрочем, контекст в XXI веке уже другой. Не столько политический, сколько музыкальный. Ведь джаз-банды "пост-бопа" и особенно группы прог-рока, такие как King Crimson, приучили нас к тому, что "навороченную" музыку можно играть без нот на пюпитрах и дирижера за пультом - зато с изрядной дозой театрализации. Именно это и было явлено на концерте нового Персимфанса 9 апреля 2017 года в такой цитадели академизма, как Большой зал Московской консерватории. Впрочем, программа была авангардной в меру. В ней были заявлены восточная симфоническая поэма Сергея Ляпунова "Гашиш" (1913) по одноименной поэме Арсения Голенищева-Кутузова, 1-й концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева (1917), симфоническая сюита "На Днепрострое" Юлия Мейтуса (1932) и кантата Даниила Хармса (!) "Спасение" (1934).

Начал Персимфанс с "Днепростроя". Автор сюиты известен как правоверный соцреалист, автор позабытых нынче опер "Братья Ульяновы", "Рихард Зорге", "Ярослав Мудрый". Но в 1920-е именно он создал первый на Украине джаз-бэнд и единственным из "серьезных" композиторов интересовался такой авангардной штуковиной, как "пролетарские шумовые оркестры" - намного опередившие "нойз" и "индастриал" электронной эпохи! В сюите 32-го года, звучащей редко, эти его интересы нашли прямое выражение. И - да, это действительно звучало порой как прог-рок. Только не на гитарах и синтезаторах, а на инструментах большого симфонического оркестра, от арфы до ударных. Еще больше этот странный эффект проявился во "внеплановом" произведении Мейтуса, не заявленном ранее в программе - небольшой оратории для чтеца с оркестром "Смерть Ильича".

А вот поставив в программу скрипичный концерт Прокофьева, Персисфанс, конечно, сильно "подставлялся". Этот концерт записывали лучшие скрипачи с лучшими дирижерами. Но скрипачка Ася Соршнева, являющаяся, несмотря на молодость, худруком фестиваля Lege Artis в австрийском городе Лех-ам-Альберге, и Персимфанс "конкуренцию" вполне выдержали. Их интерпретация одного из шедевров модернизма была порой неожиданной, но всегда убедительной.

То же можно cказать про образчик предреволюционного ориентализма - "восточную симфоническую поэму" Ляпунова, написанную на сюжет небольшой одноименной поэмы А.А. Голенищева-Кутузова, поэта и офицера. Перед началом музыки ее в сокращении исполнил актер Андрей Емельянов-Цицернаки, взявший на себя роль и чтеца-декламатора, и конферансье. В поэме описываются дурманные грезы бедного курильщика, в которых он то возносится в рай, то низвергается в ад. Сейчас, конечно, это пряное произведение воспринимается не столько как "ориентальное", сколько как "психоделическое" - перенося слушателей не в Среднюю Азию XIX века, а в Калифорнию 1960-х...

Последнее произведение концерта - почти что "бис". Хармс, конечно, не оставил кантату с нотами; он разметил таблицу с текстами для четырех солистов и множеством "технических" указаний, на основании которых современный композитор Андрей Семенов "гармонизировал" текст. Персимфанс исполнил этот опус, речь в котором - о двух девушках, тонущих в море и двух отважных спасателях ("вода течет, клю-клю-клю-клю, а я люблю-люблю-люблю!"), как хоровое произведение, разбившись на 4 группы.

И тут-то, когда музыканты отложили инструменты и встали лицом к зрителям, демонстрируя молодые лица и ярко-красные, ничуть не академические одеяния, стало окончательно ясно: хотя концерт в БЗК считается "выездным актом" фестиваля Lege Artis, в действительности он является прыжком в легендарную эпоху 1920-х. Перефразируя поэта того времени: авангард - это молодость мира и его исполнять молодым!

Обложка винилового диска с джазовыми композициями

История советского джаза начинается в начале 20-х годов, точ­нее с 1922 года, когда в Москве был организован первый советский джаз-ансамбль, или, как это тогда называлось, «джаз-банд». Пер­вое выступление ансамбля состоялось в октябре 1922 года в Боль­шом зале Государственного института театрального искусства и прошло очень успешно. Незадолго до этого поэт Валентин Парнах опубликовал несколько статей о джазе и, фактически, оказался первым, кто привлек к нему общественное внимание.

Для популяризации джаза в эти годы много сделали Леонид Варпаховский (в Москве) и Юлий Мейтус (в Харькове), органи­зовавшие джазовые ансамбли. Джаз в нашей стране в те годы де­лал свои первые шаги. И поэтому неудивительно, что репертуар этих ансамблей носил случайный характер и ориентировался, в основном, на музыку, услышанную от гастролировавших в 1926 го­ду в СССР американских ансамблей под управлением Фрэнка Уитерса (с Беше и Смитом), и негритянской оперетты «Шоколад­ные ребята» под управлением Сэма Вудинга. Ансамбль Сэма Вудинга являлся в те годы одним из популярнейших гарлемских ан­самблей, часто гастролировавших в Европе; выступление вызвало большой интерес у советских слушателей. Началась горячая полемика о джазе, которая продолжалась долгое время.

Оркестр под управлением Леопольда Теплицкого. Афиша

Создание в 1927 году оркестра под управлением Александра Цфасмана («АМА-джаз» ) в Москве и почти одновременно с ним оркестра под управлением Леопольда Теплицкого в Ленинграде, положило начало профессиональному джазу в СССР. Репертуар этих оркестров составляли, в основном, произведения зарубежных авторов, джазовые транскрипции сочинений композиторов-класси­ков, блюзы и спиричуэлс. Теплицкий, командированный Наркомпросом в Нью-Йорк и Филадельфию с целью изучения музыки для немых фильмов, возвратился в Ленинград под большим впечатлением от оркестра Пола Уайтмена. Стиль оркестра П. Уайтмена, внешне блестящий и отточенный, хотя и не являлся подлин­ным джазом, тем не менее сыграл значительную роль в его разви­тии. Стиль этого оркестра вошел в историю под названием «симфоджаз».

В 1929 году в Ленинграде создается другой джазовый оркестр под управлением Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева («Ле­нинградская джаз-капелла» ), который включает в программу кон­цертных выступлений, кроме зарубежных пьес, произведения мо­лодых советских авторов, работавших в области джаза - Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минха и др. Их стиль отличали серьезность эстетических устремлений и некоторый ака­демизм. «Джаз-капелла» просуществовала до 1935 года и внесла значительный вклад в развитие советского джаза.

В марте 1929 года состоялась премьера «ТЕА-джаза» , органи­зованного актером Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Уте­совым и трубачом Яковом Скоморовским . «ТЕА-джаз» , т. е. теат­рализованный джаз, строил свои выступления по определенному сценарию, включая в программу эстрадные номера, песни, танцы, скетчи и т. д. Именно для этого коллектива стал писать музыку Исаак Дунаевский . Хотя в основе репертуара этого оркестра была песня, в его программы нередко включались и джазовые инструментальные произведения. Появившиеся новые оркестры - Я. Скоморовского, Г. Ландсберга, А. Цфасмана , а также А. Вар­ламова , (созданный в 1933 году и выступавший некоторое время с негритянской певицей Целестиной Коол) - исполняли преимущественно инструментальную музыку, близкую к джазу. Основное ме­сто в репертуаре оркестра А. Варламова занимали собственные аранжировки, сделанные с большим мастерством. Оркестр стал записываться на пластинки. В то время оркестр А. Варламова яв­лялся джаз-оркестром, ближе всех подошедшим к пониманию под­линного джазового стиля.

В эти годы репертуар джаз-оркестров постепенно расширяется за счет произведений советских композиторов. В исполнении ор­кестров заучат джазовые сюиты Д. Шостаковича, А. Животова, джаз-рапсодии И. Дунаевского, пьесы Г. Терпиловского, Г. Ланд­сберга, Н. Минха, Ю. Хайта, А. Варламова, Л. Шварца, А. Цфас­мана, Л. Дидерихса, Дм. и Дан. Покрассов и др. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр (художествен­ный руководитель М. Блантер , главный дирижер В. Кнушевиц­кий ). Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиоко­митета, которым вначале руководил А. Варламов , а затем А. Цфас­ман . Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по ра­дио. В 1940 году аналогичный коллектив создается Н. Минхом на Ленинградском радио. В этот же период появляются джазовые коллективы и в союзных республиках. Сохранились записи неко­торых оркестров этого периода, по которым мы можем судить о художественном и исполнительском уровне ведущих советских джаз-оркестров (под управлением Л. Утесова, А. Варламова, Я. Скоморовского, А. Цфасмана, В. Кнушевицкого и др.). Этот уровень достаточно высок, и сейчас мы можем по достоинству оце­нить изобретательность и свежесть мышления композиторов и аранжировщиков, виртуозность солистов.

В конце 30-х годов джазовые оркестры возникают и в союзных республиках: Государственный джаз-оркестр Азербайджана (п/у Т. Кулиева), Государственный джаз-оркестр Армении (п/у А. Ай­вазяна), Государственный джаз-оркестр Грузии (п/у Р. Габичвадзе) .

Ленинградская джаз-капелла. Афиша

Среди инструментальных тем данного раздела представлен ряд наиболее популярных и широко исполняемых джазовыми коллек­тивами мелодий 30-х годов. К сожалению, многое из того, что было создано в 20-е годы, обнаружить не удалось из-за отсутствия нотного материала. Записи советской джазовой музыки на пластинки начали производиться с конца 20-х годов, так что составить себе представление о джазовой музыке того времени можно только по рассказам очевидцев.

Наиболее ранние образцы включенных в этот раздел тем взяты из репертуара Ленинградской джаз-капеллы (п/у Г. Ландсберга). Это «Ветерок с Невы» Н. Минха (1929 г.), написанный в тради­циях раннего свинга с элементами стиля «диксиленд» и «Джаз-ли­хорадка» Г. Терпиловского (1929 г.) - пьеса, в характере которой и в последовательности разделов формы ощущается влияние сти­ля «регтайм».

Традиции советского джаза 30-х годов во многом отражены в музыке А. Цфасмана и А. Варламова . Важно подчеркнуть, что у тогда еще молодых авторов, наряду с точным ощущением стили­стики жанра и следованием наиболее ценному, что к тому времени было накоплено в джазовой музыке вообще, явно проявились те индивидуальные черты, которые способствовали формированию и развитию раннего советского джаза. Их инструментальные пьесы представляются типичными образцами советской джазовой музыки 20 - 30-х гг., хотя ими, конечно, не исчерпываются.

Источником песенного материала для этого раздела были кла­виры и песенные сборники. Если вспомнить историю джаза 30-х го­дов, то не только в нашей стране, но и в других странах темати­ческим материалом для джазовых композиций в основном была вокальная музыка. Достаточно вспомнить темы Джорджа Гершвина, Джерома Керна и Курта Вайля - они были и песнями и основой для многих инструментальных джазовых аранжировок и импровизаций. В нашей стране даже появился термин «песенный джаз», с которым ассоциировался ТЕА-джаз Л. Утесова с музыкой И. Дунаевского . Популярные песни Дунаевского вскоре были под­хвачены советскими джаз-оркестрами, - появилось много инстру­ментальных парафразов, фантазий, обработок; в джазовых ан­самблях музыканты импровизировали на эти темы. Именно к числу таких тем и относятся мелодии, включенные в данный сборник. Столь же известными в инструментальной джазовой музыке песен­ными мелодиями являются темы Л. Кннппера, М. Блантера, Ю. Хайта, В. Пушкова и уже специально написанные для джаза песни А. Цфасмана и А. Варламова .

Выступление Госджаза РСФСР под управлением Леонида Утёсова на площади Свердлова в Москве 9 мая 1945 года

Во время Великой Отечественной войны советское музыкальное искусство активно способствовало мобилизации духовных сил на­рода для победы над фашизмом. Советская джазовая и эстрадная музыка как часть советской музыкальной культуры также в тече­ние всех военных лет своим мажорным, жизнеутверждающим ис­кусством вселяла оптимизм, укрепляла моральный дух на фронте и в тылу, способствовала непоколебимой уверенности в разгроме врага.

С первых же дней войны музыканты включаются в фронтовую жизнь. Джаз-оркестры в кратчайшие сроки подготавливают свои новые программы и выезжают на фронт. На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова, Алек­сандра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Клавдии Шульженко, Дмитрия Покрасса, Леонида Утесова, Иса­ака Дунаевского, Бориса Ренского, Юрия Лаврентьева, Якова Скоморовского, Николая Минха и многие другие. А сколько самодея­тельных ансамблей и оркестров организовывалось в воинских ча­стях! В годы Великой Отечественной войны советский джаз боль­ше тяготел к песенным жанрам. В этот период было создано много прекрасных песен. Рожденные в военные годы, они живут до сих пор. Высокий духовный настрой этих песен обеспечил им долгую жизнь и после победоносного окончания войны. Такие песни, как «Темная ночь» Н. Богословского , «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого живут сегодня не только как произведения песенного жан­ра, но и как инструментальные джазовые композиции.

Во время войны создавались оркестровые произведения для джаза А. Цфасманом , А. Варламовым , А. Островским и другими. Интересен и факт появления в этот период некоторых американ­ских джазовых сочинений в репертуаре советских джаз-оркестров. Так, в грамзаписях 44 - 45 гг. звучат некоторые пьесы Д. Макхью, К. Портера, И. Берлина, Г. Миллера и др. Это, безусловно, поло­жительно сказалось на творчестве советских композиторов и аран­жировщиков, работающих в этом жанре, особенно в сфере инстру­ментовки. Следует отметить, что в военные годы и в американском джазе заметно зазвучала «русская тема». Оркестр Гленна Милле­ра , например, часто исполнял в концертах «Полюшко-поле» и «Ду­бинушку» в тактично сделанной обработке; оркестр Бенни Гудмена - обработку фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева , «Интермеццо для кларнета с джаз-оркестром» А. Цфасмана и целый ряд других произведений советских авторов.

Советский композитор Александр Наумович Цфасман (1906-1971)

В послевоенный период постепенно начали определяться даль­нейшие пути развития джаза в СССР. Заметнее стало тяготение оркестров к различным жанрам. Музыканты-фронтовики стали ве­дущими в составе эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Им ру­ководил В. Кнушевицкий , Тогда было сделано много записей легкой музыки, написанной Д. Шостаковичем, В. Соловьевым-Седым, М. Блантером, А. Цфасманом, Ю. Милютиным, А. Полонским, А. Арским, В. Кнушевицким, А. Айвазяном и др.

В 1946 году Александр Цфасман организовал большой эстрад­ный оркестр («Симфоджаз» ) при театре «Эрмитаж». В этот оркестр пришло много талантливых молодых музыкантов - выпуск­ников консерватории. Впоследствии их можно было видеть в числе лучших советских инструменталистов.

Но джазу, как импровизационному искусству, естественно, необходим был творческий «климат» малых составов - «комбо». Поэтому джазовые музыканты, работавшие в больших эстрадно-симфонических оркестрах радио и театров, помимо основной работы объединялись с другими музыкантами для совместного музицирования. В Москве одним из таких мест был ресторан «Метрополь» , где выступал удивительно слаженный джазовый ансамбль (Александр Ривчун - кларнет, альт и тенор-саксофоны, Ян Френкель - скрипка, Леонид Кауфман и Виктор Андреев - фортепиано, Александр Розенвассер - контрабас и Сергей Седых - ударные). Джаз-оркестр п/у А. Шульмана, составленный в основном из музыкантов Радиокомитета, сыграл в те годы важную роль в развитии советского джаза.

Другим центром джазовой музыки был кинотеатр «Художественный» . Здесь выступал оркестр п/у Лаци Олаха - великолепного виртуоза-ударника. Наряду с произведениями советских авторов успехом пользовалась музыка из фильма «Серенада Солнечной долины» . В то время ее исполняли многие наши оркестры и у любого аранжировщика можно было найти вариант оркестровки мелодий из этого кинофильма (среди них Н. Минх, А. Цфасман, Э. Гейгнер и др.).

Возникали оркестры и ансамбли, исполнявшие джазовый репертуар и в других городах: в Ленинграде, Риге, Таллине. В 1947 году вышло несколько пластинок с записями малых ансамблей. Большой успех имели пьесы «Радостный день» А. Цфасмана и «Малыш» И. Ключинского . До сих пор популярен «Цветущий май» А. Полонского.

В 1949 году в Таллине был проведен первый в нашей стране джаз-фестиваль . В Ленинграде в 50-е годы начал свою деятель­ность оркестр, объединивший молодых джазовых музыкантов, сре­ди них - Г. Гольштейн, К. Носов и др. Предложенные Л. Утесовым в конце 40-х годов термины «Эстрадный оркестр» и «Эстрад­ная музыка» помогли процессу дифференциации в данном жанре.

Знакомство с музыкой в стиле «би-боп» повлияло на стилисти­ку ряда ансамблей, на характер импровизаций. Это был переход­ный период от свингового мышления к новой стилистике, хотя свинговая музыка («свинг» имеется в виду как стиль) продолжала жить. Отдавалась дань и более традиционным стилям: в середине 50-х годов Владимир Рубашевский организовал в Москве диксиленд, который исполнял джазовую классику и произведения советских композиторов.

Большие оркестры в те годы преимущественно аккомпаниро­вали певцам, хотя в их репертуар включались виртуозные и лири­ческие инструментальные пьесы, некоторые из них - джазового характера. В этот период впервые прозвучали имена молодых композиторов, аранжировщиков и дирижеров: В. Людвиковского, К. Орбеляна, П. Сауля, А. Кальварского . Среди музыкантов, участ­ников небольших джазовых групп конца 40-х, начала 50-х годов необходимо назвать саксофонистов: Александра Ривчуна, Эмиля Гейгнера, Михаила Якона, Пиро Рустамбекова, Владимира Куд­рявцева , пианистов Леонида Кауфмана, Евгения Рохлина, Алек­сандра Основикова , аккордеонистов Евгения Выставкина и Вя­чеслава Семенова , барабанщика Бориса Матвеева .

Большую роль в консолидации творческих сил вокруг жанра в 50-е годы сыграли программы танцевальной музыки , которые соз­давались на Всесоюзном радио. Именно для этих программ писа­ли свои сочинения А. Эшпай, А. Бабаджанян, Я. Френкель, А. Островский . Ряд тем из этих программ прочно вошел в практику тан­цевальных и джазовых ансамблей.



Оркестр под управлением Олега Лундстрема

В начале 50-х годов в Москве гастролировал джаз-оркестр п/у О. Лундстрема . Базируясь в то время в Казани, оркестр показал очень интересные и перспективные опыты сочинения и исполнения джазовых пьес с использованием фольклора («Мечты» А. Монасыпова, «Татарская самба» А. Ключарева ). В конце 50-х годов ор­кестр обосновывается в Москве и становится одним из ведущих джазовых коллективов страны, в котором в разное время работало множество талантливых джазовых мастеров-исполнителей.

Со второй половины 50-х годов становится заметнее роль боль­ших оркестров в республиках Закавказья - Государственного эст­радного оркестра Азербайджана п/у Р. Гаджиева, Государствен­ного эстрадного оркестра Грузии «Рэро» п/у К. Певзнера, Государственного оркестра Армении п/у К. Орбеляна . В программах этих коллективов наряду с песней постоянно звучали джазовые ком­позиции. Среди инструментальных тем данного раздела представ­лены работы А. Цфасмана, А. Полонского, О. Лундстрема, А. Эш­пая, В. Людвиковского, У. Найссоо, А. Монасыпова .

Так же как и в 30-е годы в этот период существовало немало песен, которые не создавались специально для джаза, но много исполнялись в джазовых ансамблях; возникало немало изобрета­тельных обработок этих песенных тем. В этот период популярно­стью пользовались песни таких прославленных мастеров, как И. Дунаевский и М. Блантер ; в репертуар джазовых коллективов вошли песенные мелодии военных лет - В. Соловьева-Седого, Н. Богословского, Б. Мокроусова . Послевоенные песенные мело­дии, лирические и шуточные, также нередко использовались для аранжировок в больших составах и для импровизаций в «комбо». Здесь достаточно вспомнить песенные темы Т. Хренникова, А. Бабаджаняна, А. Эшпая, В. Мурадели и др. Некоторые из песен особенно удачно звучали в диксиленде (Н. Будашкин и Ю. Милютин).

Советский саксофонист и композитор Георгий Арамович Гаранян (1934-2010)

В конце 50-х - начале 60-х гг. советский джаз вышел на новые рубежи.

Что характерно для становления нового периода советского джаза в эти годы? Отношение к джазу как к серьезному виду му­зыкального искусства, глубокое изучение основ джазовой музыки, пристальное внимание к более современным течениям джаза, воз­растающий интерес к фольклору народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на инструментах, постиже­ние искусства ансамблевой игры в большом оркестре. И, наконец, самое важное - молодые музыканты пришли к проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации.

В конце 50-х годов в Москве появилась группа тогда еще сов­сем юных музыкантов, которая называлась «золотая Восьмерка». В нее входили саксофонисты Георгий Гаранян и Алексей Зубов , трубач Виктор Зельченко , тромбонист Константин Бахолдин , пиа­нист Юрий Рычков , ударник Александр Салганик . Эта группа ста­ла основой молодежного оркестра ЦДРИ (вначале им руководил Борис Фиготин , затем - Юрий Саульский ), получившего на джа­зовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве серебряную медаль и звание лауреата. Общение с зару­бежными коллегами стало очень важной вехой в развитии советского джаза. Участники оркестра ЦДРИ , как и другие московские музыканты, открыли для себя новые стилистические горизонты и, вероятно, это время и можно считать началом нового этапа в раз­витии советской джазовой музыки. Рост общественного интереса к джазу выразился в создании джазовых клубов в Ленинграде (1958 г.) и в Москве (1960 г.) при активном содействии городских комитетов ВЛКСМ. Вскоре джаз-клубы стали открываться и в других городах Советского Союза. Эти клубы ставили своей целью создание джазовых ансамблей, выступления в концертах-лекциях, изучение советской и зарубежной джазовой музыки.

Советский трубач и композитор Герман Константинович Лукьянов (р. 1936)

В начале 60-х годов появляется несколько интересных молодёжных джазовых коллективов: «Семь диксилендовых парней» и «Доктор-джаз» , играющих традиционный джаз, «Экспериментальный квинтет» А. Лисковича , квартет Ю. Вихарева , квинтеты В. Родионова, Р. Вилкса и др. (Ленинград). В этих ансамблях все чаще звучит отечественная музыка, аранжировки советских песен, собственные композиции.

В начале 60-х гг. многие увлекающиеся джазом молодые люди от слушания джаза перешли к музицированию, подчас не имея профессиональной музыкальной подготовки. В этот период роди­лось много любительских джазовых ансамблей, в которых уровень исполнения отставал от уровня репертуара. Вероятно, этот про­цесс был для того времени закономерен, но со временем от этой общей массы любителей стали отделяться наиболее талантливые и пытливые музыканты, решившие стать профессионалами. Именно в этот период интуитивный процесс постижения джаза сме­няется целенаправленным, систематическим подходом к предмету.

Одним из ярких явлений конца 50-х, начала 60-х годов стали записи «комбо», в состав которого вошли молодые московские му­зыканты из бывшей «Золотой восьмерки» оркестра ЦДРИ. К ним присоединился приехавший из Ленинграда трубач Герман Лукьянов и московский пианист Борис Рычков . Серия композиций в ис­полнении этого состава стала первой профессиональной студийной записью новой волны советского джаза. Примечательно, что музы­канты импровизировали не только на темы классического джаза, но и на известные советские песенные темы («Темная ночь» , «Оди­нокая гармонь» и др.).

Здесь не представляется возможным осветить очень многие важные аспекты и события развития советского джаза в этот пе­риод, однако остановиться на самых важных вехах развития сов­ременного отечественного джаза необходимо. Это период станов­ления, обучения в советском джазе, постижения новой стилистики, и его невозможно себе представить без изучения классических об­разцов джаза того времени. Немалую роль в знакомстве советских музыкантов с лучшими образцами джазового искусства - а ведь во все времена встречается много низкосортных примеров этого жанра - сыграли коллективы Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Уилли Раффа - Дуайка Митчелла, Тэда Джонса - Мэла Льюиса, Курта Эдельхагена, Мишеля Леграна , а также ряда других инте­ресных коллективов социалистических стран, среди них: оркестр Густава Брома (ЧССР), пианист Адам Макович , ансамбль Збигнева Намысловского (Польша) и др.

Джаз-ансамбль Игоря Бриля. Виниловый диск «Утро Земли». 1978 год. Обложка

В качестве тематического материала для композиций наряду с мелодиями классического и современного джаза продолжали ис­пользоваться известные советские песенные темы , разумеется, те, которые по своему гармоническому плану и интонационно-мелоди­ческому строению могли найти органическое претворение в джазе. Среди них, конечно, и те «вечнозеленые» песни, которые много лет назад питали воображение джазовых музыкантов, и те новые пе­сенные темы, которые возникали в эти годы (Т. Хренников, А. Эш­пай, А. Фаттах, А. Флярковский и др.), также появился большой запас тем инструментальных; песенные же темы, кроме их аран­жировок для биг-бэнда и комбо, чаще интерпретируются ансамбля­ми стиля «диксиленд».

В международной джазовой практике инструментальных тем в этот период появилось значительно больше, чем когда-либо ранее.

В нашей стране джазовые произведения в этот период создают­ся и профессиональными композиторами, и джазовыми музыкан­тами, из которых наиболее творчески одаренные стали в дальней­шем все чаще обращаться к сочинению музыки. В среде компози­торов-профессионалов, в Союзе советских композиторов прояв­ляется все больший интерес к современным формам джазовой и эстрадной музыки. После совещания по вопросам эстрадной музы­ки в 1962 году, проведенного Секретариатом Союза композиторов СССР, возросла роль комиссии эстрадной инструментальной музы­ки московской композиторской организации, объединившей ком­позиторов, работающих в этом жанре. Появился ряд широко ис­полнявшихся на концертной эстраде, записанных на радио и на пластинки джазовых и симфоджазовых композиций Б. Троцюка, И. Якушенко, М. Кажлаева, В. Рубашевского, В. Терлецкого, Ю. Саульского, К. Орбеляна, У. Найссоо, В. Оякяэра . Многие из этих авторов с увлечением работали в стиле «прогрессив» , «третьего течения» (джазовая симфония Б. Троцюка, концерты для джаз-оркестра М. Кажлаева и И. Якушенко ), творчество других было обращено на сочетание джазового письма с чертами той или иной национальной музыкальной традиции (К. Орбелян, У. Найссоо, М. Кажлаев ), третьи были близки к более традиционным джазо­вым формам. Темы некоторых из этих композиций широко исполь­зовались в малых импровизационных составах. Они и вошли в чис­ло тем, напечатанных в этом разделе.

Стремление к собственному творчеству возникает у многих им­провизирующих джазовых музыкантов. Это естественное стремле­ние в 60-е, а в дальнейшем и в 70-е годы реализовалось в том, что появилось очень много советских джазовых тем . Однако, лишь те­мы, отмеченные чертами творческой индивидуальности (в форме, в гармоническо-интонационном строе или в ритмическом строении) входят в хрестоматию отечественных джазовых тем, напечатанных в нашем сборнике.

В ряде случаев это темы, так или иначе включающие в себя элементы фольклора , например, - созданные в 60-е гг. темы А. Товмасяна, Г. Гараняна, Г. Лукьянова и др. Среди тем, ориен­тирующихся на общеканонические образцы джаза, но отмеченных своеобразием авторского почерка - темы, написанные и 60-е, 70-е гг. Г. Гольштейном, Ю. Маркиным, А. Козловым. Н. Левиновским, И. Брилем, Б. Фрумкиным, Л. Чижиком, А. Кроллом и др. Творчество советских композиторов и музыкантов значительно активизировалось благодаря оживлению концертной и фестиваль­ной жизни в советском джазе.

Начиная с 60-х гг. и по настоящее время в разных городах и республиках нашей страны проводятся джазовые фестивали . В Москве такой фестиваль проходит раз в два года (с 1978 г.). Не­дели джаза организуются в Ленинграде, Ярославле, Донецке, Новосибирске, Тбилиси … В 1967 г. на таллинском фестивале, кроме советских коллективов, принимали участие музыканты из Польши, Швеции, США, Финляндии, Швейцарии.

В 1962 г. впервые на зарубежный джаз-фестиваль выехал со­ветский ансамбль в составе: А. Козлов, А. Товмасян, Н. Громин, А. Буланов, А. Егоров , выступление которого на варшавском джа­зовом фестивале (1962 г.) прошло с большим успехом. С этого момента начались постоянные выступления наших джазовых музы­кантов на зарубежных фестивалях, например, группа Г. Гараня­на-Н. Громина (в Праге), «Ленинградский диксиленд», биг бэнд п/у В. Людвиковского, п/у О. Лундстрема, К. Орбеляна, А. Кролла (в Варшаве и Праге). В дальнейшем, начиная с 70-х гг. география выступлений советских джазовых ансамблей расширяет­ся. Наряду с участием в фестивалях и концертах в социалистиче­ских странах, наши джазовые музыканты выезжают в Индию (А. Кузнецов, Т. Курашвили, Н. Левиновский), в Западный Бер­лин («Арсенал» п/у А. Козлова), Англию и Италию (трио В. Ганелина), во Францию (Л. Чижик), в ФРГ (И. Бриль), в Голлан­дию (Г. Лукьянов), в США (оркестр п/у К- Орбеляна).

Алексей Баташев. Книга «Советский джаз». Обложка

Начиная с 60-х гг., затем в 70-е и 80-е гг. музыкально-теорети­ческая мысль стремится проанализировать и обобщить процессы, происходящие в жанре джазовой музыки вообще и в советском джазе в особенности. Среди книг на эту тему - «Рождение джаза» , «Блюзы и XX век» В. Конен , работа А. Баташева «Советский джаз» , брошюра В. Мысовского и В. Фейертага «Джаз» и ряд других. Развитию жанра помогают также различные статьи в советских музыкальных журналах, выступления в газетах, радио и телепередачах, разнообразная деятельность ряда лучших джаз-клубов нашей страны.

Профессионализации джазовых музыкантов очень способство­вало введение с истематического музыкального образования, выра­зившееся в открытии в 1974 г. эстрадно-джазовых отделений в му­зыкальных училищах РСФСР и некоторых других республиках, а в настоящее время и в ряде высших учебных заведений. Были соз­даны первые отечественные учебные пособия в области джазовой музыки: «Основы джазовой импровизации» (И. Бриль ), «Гармония в джазе» (Ю. Чугунов ), «Аранжировка» (Г. Гаранян ), целый ряд пособий по игре на инструментах. Наряду со специальными учебными заведениями появились студии, объединяющие любителей джаза; наиболее известная среди них - «Студия музыкальной им­провизации» при Д/К «Москворечье».

Советский саксофонист и композитор Алексей Семёнович Козлов (р. 1935)

Нельзя представлять этот большой период развития советского джаза (с 57 г. по наши дни) как нечто однозначное. Так, напри­мер, в 70-е гг. начался период поисков новых средств выразитель­ности, новой стилистики. Многие джазовые музыканты, как в СССР, так и во всем мире, вначале не приняли популярную в те годы рок-музыку, хотя в дальнейшем они не прошли мимо ее наи­более интересных особенностей. В результате некоторые привер­женцы исключительно джазового мышления, начали работать в области новых жанровых сплавов. Этот процесс можно просле­дить, в частности, на примере деятельности ансамбля «Арсенал» и творчества его руководителя - саксофониста и композитора Алексея Козлова , стремящегося соединить в своих композициях элементы джаза, камерной музыки и фольклора , а в последнее время привлекая и элементы пантомимы. Некоторые из них пред­ставлены в сборнике. Стремление сочетать джазовую стилистику с новыми веяниями по-своему проявилось и в творчестве Н. Левиновского, И. Бриля, Л. Чижика , ряд тем которых также включены и сборник. Но некоторые музыканты сохранили свою привержен­ность к джазу в его наиболее характерном, чистом виде, веяния музыки стиля «рок» и «фьюжн» коснулись их в значительно мень­шей степени. Здесь можно было бы упомянуть целый ряд наших музыкантов, до сих пор исполняющих композиции в стилях «хард-боп», «кул», обращающихся к модальному джазу. Это прежде все­го Г. Лукьянов с его ансамблем «Каданс», придерживающийся в своем творчестве выбранного им много лет назад стиля. Это - Г. Гольштейн, Ю. Маркин, Д. Голощекин, А. Кузнецов, М. Окунь, В. Садыков и др. Ряд музыкантов разрабатывает в своем творчестве и исполнительской деятельности стилистику фри-джаза с эле­ментами алеаторики и гротесковой театрализации , - это музы­канты из Литвы- В. Ганелин. В. Чекасин, П. Вишняускас и др.

В конце 70-х и 80-х гг. весьма интенсивно развивались нацио­нальные школы советского джаза в различных регионах нашей страны. Это особенно ярко проявилось на московском джаз-фести­вале 1982 г., посвященного 60-летию образования СССР (это был и год 60-летия советского джаза). Сочетание фольклора с совре­менным джазом, в особенности с его ладовыми формами оказалось более органичным, чем попытки сплавить фольклор с джазом в бо­лее ранних джазовых стилях. Успешные поиски в этом направле­нии были продемонстрированы музыкантами Закавказья, Казах­стана, Средней Азии, Прибалтики, ряда автономных республик РСФСР. К сожалению, в этом издании не удалось представить многих тем из композиций, созданных талантливыми музыканта­ми из наших республик.

В этот период в разные годы носителями хорошей школы в тра­дициях джазового мэйнстрима были и продолжают оставаться биг бэнды В. Людвиковского, О. Лундстрема, К. Орбеляна, Ю. Саульского, А. Кролла, Г. Гачичеладзе, А. Кальварского, Б. Рычкова, Г. Розенберга . Некоторые из них (оркестры О. Лундстрема, К. Орбеляна, А. Кролла, Г. Розенберга ) с успехом работают и те­перь - они много концертируют, участвуют в джазовых фестива­лях, записываются на пластинки. Их воспитательную, популяризаторскую роль в джазе трудно переоценить. Большие оркестры привлекают особенное внимание композиторов, сохранивших мно­голетнюю верность джазовой музыке: в сборник включены темы А. Эшпая, М. Кажлаева, И. Якушенко, А. Мажукова, В. Долгова .

В 70-е годы ряд наиболее значительных джазовых ансамблей получают статус профессиональных филармонических коллекти­вов. Это дало возможность регулярно пропагандировать лучшие образцы джазовой музыки.

В Московском отделении Союза композиторов РСФСР продол­жает активно работать комиссия эстрадной и джазовой инстру­ментальной музыки. Ряд талантливых советских джазовых компо­зиторов в 70-80-е гг. принят в число членов Союза советских ком­позиторов, бюро этой комиссии принимает деятельное участие в организации советских джазовых фестивалей и концертов, в про­паганде лучших образцов джазовой музыки на Центральном теле­видении и Всесоюзном радио (например, телевизионная передача «Джазовая панорама»).

Barni , огромное спасибо за рип! :zvety_krasn:
Могу лишь добавить информацию с официального буклета:

Персимфанс был создан выдающимся скрипачом, профессором Московской консерватории Львом Цейтлиным в 1922 году. В первые годы советской власти Персимфанс стал символом торжества коллективизма и музыкального просвещения трудовых масс, реализовав на практике утопию равноправной творческой инициативы без диктата дирижёра-монарха. Достигая порой до 150 человек, состав оркестра был образован из музыкантов ведущих ансамблей того времени, из крупнейших педагогов и консерваторской профессуры. В разное время солистами концертов Персимфанса были С.Прокофьев и А.Рубинштейн, Э.Петри и Ж.Сигети, И.Козловский, В.Горовиц, А.Гедике и многие другие. Репертуар оркестра включал как европейскую и русскую классику, начиная с Баха и заканчивая Скрябиным, так и сочинения современных композиторов: Равеля, Бартока, Стравинского, Мосолова и др. Концерты Персимфанса были знамениты тем, что проходили не только в концертных залах, но и на фабриках и в рабочих клубах, привлекая к академической музыке пролетариат, видевший на сцене сидевших в круге музыкантов, которые без дирижёра, но самостоятельно и слаженно исполняли сложнейшие симфонические произведения, тем самым воплощая идеалы нового общества. Когда подлинно социалистические идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, в 1933 году деятельность ансамбля была вынужденно прекращена.
В зимнем и весеннем сезонах 2009/2010 г. Персимфанс с успехом провел ряд концертов, на которых были исполнены Увертюра к “Волшебной флейте” Моцарта в специальной редакции 1930 г. «для кино, клубов, радио, школ и эстрады», почти забытый балет С.Прокофьева Трапеция, Концерт № 1 для фортепиано Александра Мосолова, а также Третья “Героическая” симфония Бетховена – произведение исполненное Персимфансом на своём первом концерте в 1922 г. Таким образом, репертуар Персимфанса включает в себя известные концертные сочинения, малоисследованную советскую музыку 1920-х гг. (одним из концертных открытий должна стать практически не исполнявшаяся симфоническая сюита Ю.Мейтуса “На Днепрострое”), но также и музыку современных композиторов.
В плане реконструкции музыкальной среды 20-х гг. создан шумовой оркестр с самодельными аутентичными инструментами и музыкальным репертуаром, соответствующим оригинальным шумовым коллективам 20-х гг. Кроме того, симфонические концерты Персимфанса нередко включают в себя также хор, балетную и цирковую труппу, киномонтаж и литературный монтаж, каждый из которых представляет собой самостоятельный номер, включённый в общий ансамбль действа.
Таким образом, Персимфанс является творческой и исследовательской лабораторией, объединившей людей из различных областей искусства, и воплощающей собой принцип равноправного, разностороннего и живого творческого диалога.
Ссылки:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/179135/
http://www.musiccritics.ru/?id=3&readfull=5281