Биографии Характеристики Анализ

Функции социологии примеры из жизни. Структура социологического знания

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по дисциплине: "Социология"

Тема: "Функции социологии"

Введение

1. Функции социологии

1.1 Теоретико-познавательная функция, критическая функция

1.2 Описательная функция

1.3 Прогностическая функция

1.4 Преобразовательная функция

1.5 Информационная функция

1.6 Мировоззренческая функция

2. Теоретико-познавательная функция

3. Управленческо-преобразовательная функция

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.

В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.

1. Функции социологии

1.1 Теоретико-познавательная функция, критическая функция

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

1.2 Описательная функция

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

1.3 Прогностическая функция

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования.

Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движим желанием показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

1.4 Преобразовательная функция

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, её функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от обще цивилизованного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной и целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении её эффективности. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением людей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

1.5 Информационная функция

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

1.6 Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества,

Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным инструментом, применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи - носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

2. Теоретико-познавательная функция

Как и любой интеллектуальный, труд социолога "начинается" с познания. Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги "Начало пути: поколение со средним образованием". Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страны одинакова: "Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием". Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды". Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут быть серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне редко возникает исследовательская ситуация, когда литературы, нет вообще, например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и такое обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то "рядом" стоящие вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит, познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным поиском существующих исследований и публикаций.

Знакомство с ними - "стартовая площадка" для главного в познавательной деятельности. Это главное - разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения методов и средств изучения проблемы.

В познавательном процессе социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку социолог в своей деятельности постоянно "вторгается в сферы экономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их методы ему не чужды. Все это также входит "компетенцию" познавательной функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции. Когда социолог изучает реальную проблему, "сотканную" из противоречий, и стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, он вынужден прогнозировать ход развития социального процесса.

Некоторые общественные проблемы могут анализироваться как бы в двух измерениях - настоящем и будущем. Именно такой является, к примеру, проблема текучести кадров. Социологи изучают как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. В первом случае они фиксируют процесс текучести, его причины, размеры, и если последние выходят за пределы допустимых, то стремятся обосновать факторы противодействия этому процессу. Во втором случае они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что произойдет с текучестью кадров, если не будут соблюдены определенные условия и не осуществлены рекомендуемые ими действия. Для предприятий и служб занятости такие исследования могут оказаться очень важными, поскольку будут способствовать определению, как стратегии, так и тактики в отношении различных категорий трудящихся.

Для социолога реализация прогностической функции необычайно значима. Без этого он теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществление познавательной функции - это проведение сложного вида научного исследования.

При осуществлении социологом данной функции он имеет дело с конструированием и проектированием моделей социальных объектов. Конструирование - понятие более широкое, чем проектирование, оно не носит конкретного характера, представляет собой общее, мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам, нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели. Примером проектирования является создание различных математических моделей социальных объектов на базе ЭВМ (например, моделей новых хозяйственных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку.

Здесь нужно отметить лишь то обстоятельство, что, строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к труду чисто социологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов, математиков, специалистов по системному анализу и др. Зато сугубо социологической "разновидностью" прогностической функции является социальное планирование. Конечно, и здесь много работы для экономистов, плановиков, но есть где "разгуляться" и социологам. Тем более что переход к рыночной экономике не отменяет необходимости социального планирования, интегрирующего в систему новых общественных отношений.

3. Управленческо-преобразовательная функция

Здесь идет речь о следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо - преобразовательных процессах.

Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. Там, где это имеет место - в масштабах общества, государств, регионов, предприятий, организаций, решения принятые на основании социологического знания становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.

Иногда эти решения носят весьма серьезный характер. Так, с использованием социологического знания, вырабатываются решения по преобразованию нашего общества, а также политической и экономической системы нашего государства. Например, с помощью социологического знания, в реформировании социально-экономической жизни современной Украины выработаны основные направления.

1. Создание в Украине демократического строя, ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия на развитии материального производства, на базе социально-ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только избранной части населения, а всех членов общества. теоретический политический научный социология

2. Возрождение и развитие гаранта социальной стабильности общества - среднего класса - создание условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированных работников промышленного и аграрного секторов

3. С целью предотвращения массовой безработицы есть необходимость разработки долговременной поэтапной программы занятости населения, учитывая региональную специфику в составе трудовых ресурсов и хозяйственной структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также облегчит структурную перестройку народного хозяйства. Но в современных условиях в Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания безработных, а сами безработные, в отличие от западных стран, не выдержат тягот безработицы. Так, исходя из особенностей изменений, происшедших к началу XXI века в общественном развитии, определение социально-экономической модели развития общества должно осуществляться с учетом движения мирового сообщества к новому типу цивилизации - формированию постиндустриальных социально - интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы, справедливости, демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и становления целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества, используя достижения науки, техники и социального прогресса (Николай Горлач). Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под влиянием магистральных направлений: усиление индивидуальных личностных начал, всемирное развитие прав и свобод личности, в основе которого лежит частная собственность. К сожалению, в свое время социологи были не готовы к "встрече" с этими и многими другими проблемами. Только сейчас начались: поисковые работы, процесс создания методологии исследования социальной напряженности в обществе, на производстве; разработки рекомендаций для структур управления обществом и производством. Таким образом, труд социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе, связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.

Заключение

Современная социология - одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология - научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи - носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

Список использованной литературы

1. Андри Медра "Основы социологии" (учебник для ВУЗов), изд. "NOTA BENE", г. Москва, 2000 г.;

2. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. "Социология" (учебный курс), изд. "МарТ", г. Москва - Ростов-на-Дону, 2007 г.;

3. Горелов А.А. "Социология" - 2002 г.;

4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. "Социология" (учебник для ВУЗов), изд. "NOTA BENE", г. Москва, 2000 г.;

5. Капитонов Э.А. "Социология XX века" - 1996 г.;

6. Кравченко А.И. "Социология" (учебник для ВУЗов), изд. "Академический Проект", г. Москва, 2005 г.;

7. Кравченко А.И. "Социология" (учебное пособие), изд. "Деловая книга", г. Екатеринбург, 1998 г.;

8. Лавриненко В.Н. "Социология" (учебник) изд. "ЮНИТИ" г. Москва, 1998 г.;

9. Маршак А.Л. "Социология", изд. "Высшая школа", г. Москва, 2002 г.;

10. Радугин А.А., Радугин К.А. "Социология" - 1995 г.;

11. Томпсон Д.Л., Пристли Д. "Социология", изд. "Инициатива", г. Львов, 1998 г.;

12. Фролов С.С. "Социология" - 1998 г.;

13. Харчева В.Г. "Социология" - 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция. Описательная функция. Прогностическая функция. Преобразовательная функция. Информационная функция. Мировоззренческая функция. Функции социолога. Современная социология.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2004

    Функции социологии. Теоретико-познавательная, критическая функция. Описательная функция. Прогностическая функция. Преобразовательная функция. Информационная функция. Мировоззренческая функция. Функции социолога.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2002

    Социология как наука. Этапы в жизни Огюста Конта. Теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая функции социологии. Роль социологии в современном. Специфика общественных явлений. Структура социальной деятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2016

    Структурные элементы социологии, ее теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая функции. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании. Роль социологической науки в реформировании общества.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Функции социологии и ее место в системе общественно-гуманитарных наук, теоретическое осмысление противоречивой современного мира. Структура социологического знания и его уровни. Методы социологии, наблюдение, изучение общества и общественного мнения.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Что такое социология. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии. Главное отличие социологии от предшествующих учений об обществе. Парадигма в социологии. Проблемы социологического изучения общества.

    презентация , добавлен 07.02.2011

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Предмет социологической науки. Структура социологии. Место социологии в системе современного научного знания. Функции социологии, её роль в преобразовании общества. Социология - относительно молодая наука. Она возникла лишь в первой половине ХIХ века.

    реферат , добавлен 24.11.2005

    Социология и другие общественные науки. Социология и антропология. Взаимосвязь социологии и политической экономией. Взаимосвязь с исторической наукой. Социология и философия. Социология и экономика. Отличие социологии от других общественных наук.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2009

    Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Функции социологии

Социология реализует всœе присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описа­тельную, прогностическую, практически-преобразователь­ную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии прояв­ляется в наиболее полном и конкретном познании социаль­ной реальности. Выполняя эту функцию, социология накап­ливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представле­ние о проблемах развития современного общества. К теоре­тико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особеннос­тей их поведения и сознания, духовной деятельности, обра­за жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединœений, обеспечить эффективное социаль­ное управление невозможно.

Критическая функция социологии состоит в изуче­нии негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой - то, что требует радикальных преобразований. Исследуя про­цессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии состоит в сис­тематизации, описании полученного исследователями ма­териала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книᴦ. Οʜᴎ должны отражать реальные ха­рактеристики изучаемого социального объекта. Естествен­но, данная работа предполагает высокий уровень професси­ональной этики ученого, потому что на базе полученных материалов делаются практические выводы и принимают­ся управленческие решения. Эти материалы послужат точ­кой отсчета͵ источником сравнения для будущих поколе­ний исследователœей.

Прогностическая функция социологии - составление научных прогнозов развития социальных процессов во всœех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговре­менный или текущий характер.
Размещено на реф.рф
Особенно большое значе­ние они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открыва­ющихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных про­цессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на базе эмпирических и теоретичес­ких исследований разрабатывать практические рекоменда­ции, направленные на повышение эффективности механиз­мов социального управления. Эти рекомендации бывают использованы как для социального планирования жизни го­родов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных ин­ститутов. Роль этой функции социологии постоянно воз­растает, ибо усложнение современного общества требует более целœенаправленного воздействия на социальные про­цессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в какой-либо степе­ни выражают интересы определœенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследо­вания, выработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политичес­кой позицией социолога и зависят от его ценностных ори­ентации и политических интересов. По мнению ряда ве­дущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. По этой причине задача социолога - не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Функции социологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции социологии" 2017, 2018.

  • - Функции социологии.

    В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня. Структура социологии. Теоретическая и эмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным и признанным. В рамках теоретического... .


  • - Структура и основные функции социологии

    Социология как наука имеет сложную многоуровневую структуру. Как и большинство наук, социология развивается на двух уровня - теоретическом и эмпирическом. Теоретическая социология призвана решать научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений,... .


  • - Объект, предмет, задачи и функции социологии журналистики

    Итак, мы провели разграничение понятийно-терминологического аппарата СЖ и других, близких к ней по форме теоретических построений. Это предполагает возможность дать определение предмета, объекта и функций СЖ. Объектом СЖ является журналистика, рассматриваемая как... .


  • - Функции социологии

    Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет: Ø гносеологическая функция – получение нового знания о различных сферах и явлениях социальной жизни, выявление и изучение закономерностей и тенденций социальных... .


  • - Функции социологии

    Научные подходы по социологии Предмет социологии Введение Общая социология, автор Осипов Общая социология, авторы Горенкова, Кузнецов ТЕМА 1: СОЦИОЛОГИЯ - НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ План:Критерии...

    Раздел 1. Социология как наука 1. Объект, предмет, законыи закономерности социологии 2. Методы социологии 3. Социология в системе наук об обществе 4. Функции социологии 5. Структура социологическогознания 6. Уровни знания и отрасли социологии 7. Социологические... .


  • - Структура и функции социологии права

    Социология права, без сомнения, - это междисциплинарная отрасль научного знания, что возникла и развивается на стыке социологии и правоведения. Это означает, что нет места социологии права ни там, где нормы права и правоотношения исследуются вне связи с социумом, ни там,... .


  • Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

    Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

    Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

    Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

    Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

    определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

    представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

    Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

    Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.