Биографии Характеристики Анализ

Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать. Сборы на похороны

Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать.

Итак, вот пять законов глупости:

Первый закон глупости: Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают.

Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает его истинность. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете сталкиваться со следующими ситуациями:
Человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом;
Глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.

Второй закон глупости: Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств.

Годы наблюдений и опытов утвердили меня в мысли, что люди не равны, одни глупы, другие нет, и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле Провидения, если хотите.

Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели. Когда я анализировал группу низкоквалифицированных сотрудников, число глупцов оказалось большим, чем я ожидал (Первый закон), и я списал это на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение я увидел среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число среди профессуры — брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет, та же доля преподавателей оказывалась глупцами. Я был так поражен результатами, что решил провести эксперимент над интеллектуальной элитой — Нобелевскими лауреатами. Итог подтвердил суперсилы природы: то же определенное количество лауреатов были глупы.

Идею, которую выражает Второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту. Феминистки поддержат Второй закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин. Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые. Выводы из Второго закона пугают: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое (Первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания.

Третий закон глупости: Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.

Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г).

Если Петя предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Васе, то он относится к простакам (зона П). Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он умник, потому что действовал умно (зона У). Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, то Петя — бандит (зона Б). И наконец, Петя-глупец находится в зоне Г, в минусовой зоне по обеим осям.

Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями. Но отдельно стоит уточнить, что именно делает дурака опасным.

Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален — он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, рандомного создания без понятных умнику правил.

Атака глупца обычно застает врасплох.

Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры.

Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».

Четвертый закон глупости: Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов.

В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах — означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем.

Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет.

Распространенный стереотип — что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды — если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.

Пятый закон глупости: Глупец - самый опасный тип личности.

Следствие: Глупец опаснее, чем бандит.

Результат действий идеального бандита — простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власти коррумпированы, а граждане постоянно обходят законы.

Когда на сцену выходят дураки, картина полностью меняется. Они наносят урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет.

История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения — наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям.

Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика Ксендзюк Алексей Петрович

3. Контролируемая глупость

3. Контролируемая глупость

"Вы можете притвориться мастером какого угодно дела - и справиться с этим делом. Совершенно неважно, умеете ли вы гипнотизировать или нет.

Вернувшись домой, просто притворитесь гипнотизером. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они погружаются в транс. А через некоторое время им надоест притворяться, и они забудут, что всего лишь притворяются. Но не давайте себя одурачить и не забывайте, что вы всего лишь притворяетесь."

Милтон Эриксон

Бодрствующая жизнь связана с жизнью сна и обусловливает последнюю настолько явно, что дон-хуановские маги не могли не уделить этому факту особого внимания. В такой тесной зависимости нет, конечно, ничего удивительного: сон продолжает и развивает интенции психики, формирующиеся во время бодрствования, актуализирует конфликты и влечения, вытесняемые в подсознательное именно наяву посредством осознаваемых и поддающихся контролю установок. Это общеизвестное наблюдение как раз иллюстрирует тот факт, что внутренний мир человека не знает абсолютно изолированных областей, где психическое состояние либо консервируется либо развивается согласно своему изначальному закону, полностью игнорируя любой сознательный опыт. Поверхностное знакомство с психоанализом иногда способствует ложным страхам: складывается впечатление, будто под тонким слоем дисциплинированного и хорошо знакомого «я» бушуют целые океаны самовольных, автономных импульсов, с маниакальным упорством воздвигающих храм собственным темным идолам. Разумеется, никто не станет отрицать, что жизнь подсознательного протекает вне нашего внимания и оттого бывает непредсказуемой, даже пугающей (это особенно заметно у невротиков, поставляющих наибольший материал психоанализу), но мы часто забываем: именно состояние сознания диктует кок содержание подсознательного, так и степень его удаленности или непроницаемости для бодрствующего «я». Такое положение, кстати говоря, и делает возможным успех психоанализа, да и многих других психотерапевтических методик. Произвольное внимание неустанно корректирует отношения между различными частями психического устройства и во многом определяет их объем.

Изучая энергетическую конституцию человека, индейские маги, практически заинтересованные в раскрытии способов смешения точки сборки, открыли, что ее сдвиг может вызываться любым целенаправленным изменением стереотипов реагирования. Мы уже касались этого важного положения в разделе, посвященном безупречности. Точка сборки вообще крайне чувствительна к эмоциональной реакции. То, что мы обычно называем "колебаниями настроения", есть переживание колебаний энергопотоков, которые непосредственно определяют позицию точки сборки. Конечно, эти колебания редко выходят за рамки достаточно узкой зоны, где гарантируется стабильность описания мира и непрерывность восприятия. Тем не менее, сознательный контроль в этой небольшой области не только позволяет накопить значительную энергию, но и формирует управляющий аппарат, чья помощь совершенно необходима для успешной работы сознания в любых, даже самых удаленных позициях точки сборки. Дисциплина, обучающая сознательному контролю реагирования и поведения, в книгах Карлоса Кастанеды именуется сталкингом.

Сталкинг и сновидение очень гармонично дополняют друг друга. Если в сновидении сдвиг точки сборки интенсивен, происходит легко и естественно, то в состоянии сталкинга он дается с большим трудом и только в пределах близлежащих энергетических волокон. Но в отношении фиксации точки сборки все наоборот: ее достижение в сновидении крайне затруднено, зато сталкинг создает для этого превосходные условия. Вот почему основной урок сновидения заключается в перемещении точки сборки, а основная цель сталкинга - обучение тонкое искусству ее фиксации в измененной позиции. И хотя обычно человек имеет врожденную предрасположенность либо к сновидению, либо к сталкингу (что делает его, собственно, сновидящим или сталкером), он непременно должен практиковать обе дисциплины воина.

В ранних книгах Кастанеды дон Хуан называет сталкинг "контролируемой глупостью". Происхождение этого термина легко понять, если вспомнить, что подлинный человек знания всякое повеление, исходящее из ложного убеждения в несокрушимости и окончательности человеческого "описания мира", иначе как глупостью не назовет. В английском языке слово сталкинг (stalking) в первую очередь относится к охоте и происходит от глагола to stalk, который означает "тайно преследовать", "выслеживать, применяя при этом различные хитрости". Отсюда сталкинг, т. е. «выслеживание». Соответственно сталкер (stalker) - это человек, занимающийся таким выслеживанием, или ловец, охотник. Когда дон Хуан обучал Карлосы "искусству охоты" и заставлял его изучать повадки диких животных, он осторожно внедрял в сознание ученика подходы и установки, лежащие в основе сталкинга.

В среде любителей Кастанеды можно порою встретить превратное и одностороннее понимание сталкинга как особого рода хитрого притворства, направленного на манипуляцию поведением окружающих для достижения собственных целей. Видимо, это связано со своеобразием дон-хуановских уроков, касающихся этой темы. Дело в том, что обучение сталкингу может происходить только в реальной ситуации человеческих взаимоотношений. Сталкинг требует живых партнеров, реагирующих по образцу ординарного эгоистического сознания, т. е. естественных и неискушенных. Нередко сталкеру приходится провоцировать их на те или иные эмоциональные реакции, чтобы обучиться контролю в самых разных условиях и состояниях - а для этого нужно хорошо узнать человеческие «повадки» и уметь распознавать типы, темпераменты, характеры, понимать интересы, влечения и страхи своих оппонентов. На первый взгляд, конкретная ситуация обучения действительно напоминает искусное манипулирование, хитрую игру на слабостях и стереотипах партнера, а потому производит неприглядное впечатление. Сталкинг даже шокирует, особенно тех, кто остро переживает по поводу этичности и нравственности человеческого поведения. Ну, а те, что склонны управлять своими ближними, плести интриги или устраивать розыгрыши, читая о сталкинге, испытывают приятное возбуждение и принимаются потакать своим эгоистическим идеям, ибо находят, наконец, удобное оправдание такой вседозволенности. Заблуждаются и те и другие.

Во-первых, истинный сталкер, следующий путем дон-хуановского знания, культивирует в себе беспристрастие, отрешенность и полное отсутствие чувства собственной важности. Он никогда не станет преследовать корыстные, эгоистические цели в отношениях с другими людьми. Те же причины не позволяют воину вмешиваться в судьбы окружающих, чтобы навязать им собственные взгляды или образец поведения. Сталкер безразличен к этике, так как ясно видит условность человеческих ценностей и понятий, но при этом не может быть заинтересован в причинении вреда кому бы то ни было. Во-вторых, предметом сталкинга является собственное поведение и реагирование, это эксперимент над собой, а потому допускает использование любой межличностной ситуации, но не искусственное ее моделирование. Исключение составляют ситуации обучения, специально создаваемые Нагвалем внутри группы его учеников - в таком случае лидер отрада осознанно берет на себя ответственность за все последствия эксперимента, а "подопытный кролик" добровольно доверяется ему, встав на путь знания. Кроме того, не следует пугать сталкинг с актерством или лицемерием, так как этот метод не допускает внутренней раздвоенности. Его цель не имеет ничего общего с сотворением обманной личины, за которой кроются бездны иных, «настоящих» страстей. Сталкер добивается подлинного контроля и подлинного переживания, он учится произвольно запускать и останавливать эмоциональные процессы, а не имитировать их с помощью лицевых мышц, позы, интонации и т. д. и т. п. Последовательное «выслеживание» и предотвращение нежелательных реакций достигает на определенном этапе такого совершенства, что воин может сам индуцировать в себе любое состояние, не рискуя потерять контроль. На энергетическом уровне это и есть тонкое искусство маневрирования точкой сборки и фиксации ее в избранном положении.

А начинается обучение сталкингу с осознания глупости всех стереотипов эмоционального реагирования, свойственных психическому миру обычного человека. Возможно, такая идея вызывает несколько отталкивающее впечатление, ибо невольно рождает образ некоего бесчувственного бревна, окончательно охладевшего ко всем радостям жизни и сузившего свое реагирование до бездушного автоматизма робота. На деле все обстоит совершенно иначе. Осознание глупости человеческих реакций приходит не в результате аскетической сухости и всестороннего самоограничения, но напротив - от постижения безграничной свободы и непознаваемости бытия, от чувства тайны и невообразимого превосходства Реальности над человеческим описанием мира. Чтобы признание человеческой глупости не оказалось тупым снобизмом фанатика, душа должна переполниться свободой и удивительной красотой мира:

"Мир необъятен. Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не разгадаем его тайну. Поэтому мы должны принимать его таким, как он есть, чудесной загадкой. Обычный человек не делает этого. Мир никогда не является загадкой для него, и когда он приближается к старости, он убеждается, что ему более незачем жить." (II, 395)

В необъятном и загадочном мире идеи и притязания человека ничего не значат. Непосредственное ощущение этого составляет фундамент сталкинга, оно создает необходимую паузу в реагировании, что делает возможным контроль. С другой стороны, воин живет и действует среди людей, их эмоциональные привычки и отношения являются неизбежной частью общественной практики, и потому работа мага требует новой позиции - «промежуточной» позиции сталкера.

"Расскажи, пожалуйста, что это вообще такое - контролируемая глупость.

Дон Хуан громко рассмеялся и звучно хлопнул себя по ляжке сложенной лодочкой ладонью.

Вот это и есть контролируемая глупость, - со смехом воскликнул он, и хлопнул еще раз.

Не понял…

Я рад, что через столько лет ты, наконец, созрел и удосужился задать этот вопрос. В то же время, если б ты никогда этого не сделал, мне было бы все равно. Тем не менее, я выбрал радость, как будто меня в самом деле волнует, спросишь ты или нет. Словно для меня это важнее всего на свете. Понимаешь? Это и есть контролируемая глупость." (II, 251)

В определенном смысле воин становится актером, но не играет при этом. Он просто получает способность выбирать - реагировать так или иначе, либо вовсе не реагировать. Если же сталкер выбирает реакцию, то она делается искренней. В этом отличие сталкинга от любого притворства.

"Тогда я спросил, значит ли это, что он никогда не действует искренне, и что все его поступки - лишь актерская игра.

Мои поступки всегда искренни, - ответил дон Хуан. - И все же они - не более, чем актерская игра." (II, 252)

Развивая это особое равновесие между бессмысленностью и смыслом человеческого бытия, сталкер находит подлинное совершенство во всяком действии. Никакой эгоистический мотив не окрашивает его поступков, не искажает результатов и следствий - они остаются актуальными в данном описании мира, хотя воин растождествлен со всяким описанием вообще.

"Ничто не имеет особого значения, поэтому человек знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, человек знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было действие или плохим, удалось ли его завершить - до этого ему нет никакого дела.

С другой стороны, человек знания может вообще не совершать никаких поступков. Тогда он ведет себя так, словно эта отстраненность имеет для него значение. Так тоже можно, потому что и это будет контролируемая глупость." (II, 259)

Тем не менее, нам всегда следует помнить, что основная ценность контролируемой глупости не в беспристрастии и отрешенности, но в отрешенном взгляде на эмоциональные и поведенческие стереотипы, присущие человеку далеко не бесстрастному. Именно «глупость» жизни питает мудрость воина. Д. Л. Вильямс в упоминавшейся книге об учении дона Хуана пишет: "Глупость жизни характеризуется коллективными и личными привычками сознания. Наша глупость - это наше отождествление себя с повседневной жизнью, в которой мы смотрим, но никогда не видим дальше того, что лежит за пределами наших привязанностей и увлечений… Именно через самоосознание и понимание смысла нашего переживания мы контролируем свою глупость… Контроль и тупость неразделимы. Контроль без глупости изолирует нас от жизни и мешает нам что-либо понять; глупость без контроля погружает нас в бессознательное и препятствует росту нашей индивидуальности." (Курсив мой - А. К.) Поняв смысл нашего переживания, мы переживаем его иначе, ибо удерживаем два мира одновременно (мир человека и мир Реальности), в то время, как обычно сознание не имеет такого «стереоскопического» видения. В конечном счете только такая позиция позволяет существу жить после того, как он встретился с Реальностью лицом к лицу. Окружающая нас безбрежность затягивает в себя, как в пучину, чтобы растворить центр нашего восприятия и слить его с однородными энергетическими потоками. В вечном противостоянии субъекта и Объекта только субъект зыбок и нуждается в постоянном поддержании самого себя. Таким образом, сталкинг - это еще один трюк магов в достижении равновесия.

"Сталкинг сдвигает точку сборки медленно, но постоянно, таким образом давая магу время и возможность поддерживать самого себя.

… По мнению магов, контролируемая глупость - единственное средство, которое позволяет им иметь дело с самими собой в состоянии повышенного осознания и восприятия, а также - со всеми людьми и всем на свете в повседневной жизни.

Дон Хуан объяснил, что контролируемая глупость есть искусство контролируемой иллюзии или искусство создания видимости полной увлеченности в данный момент каким-либо действием, - притворство столь совершенное, что его невозможно отличить от реальности. Он сказал, что контролируемая глупость - это не прямой обман, но сложный, артистический способ отстранения от всего, и в то же время сохранения себя неотъемлемой частью всего." (VIII, 229–230)

Ценность этой техники также заключается в том, что она дает удобную и неприметную возможность новому мироощущению проникать в будничные дебри повседневности. Воин, поглощенный безупречностью, не может и не должен жертвовать ею всякий раз, когда описание мира того требует. Его чувство для полного своего утверждения нуждается в непрерывности, и только сталкинг позволяет добиться этого на практике.

Возникающее при этом отношение дон Хуан называет проблемой сердца. Приближение к Реальности вызывает любовь и восторг, однако безупречность, необходимая для выживания в Реальности, требует трезвости и контроля. Реальность сама по себе настолько далека от всего человеческого, что не может мотивировать наши поступки, однако бездействие убивает волю к жизни и обращает Реальность в смерть. Этот тупик, вызванный противоречиями опыта, так сформулирован Кастанедой:

"Искусство сталкинга - это проблема сердца; маги заходят в тупик, начиная осознавать две вещи. Первая заключается в том, что мир предстает перед нами нерушимо объективным и реальным в силу особенностей нашего осознания и восприятия, и вторая - если задействуются иные особенности восприятия, то представления о мире, которые казались такими объективными и реальными, - изменяются." (VIII, 13)

Таким образом, эмоциональный опыт уже не может быть автоматическим, его непосредственность утрачена, и он наконец становится предметом специального исследования. Осознание эмоции как определенного смещения точки сборки заставляет магов выслеживать свои реакции и использовать их намеренно, с практической целью. Общая отрешенность оказывается тем фоном, на котором разворачиваются контролируемые игры переживания.

"Магический опыт настолько необычен, - продолжал дон Хуан, что маги считают его интеллектуальным упражнением и используют для выслеживания самих себя. И все-таки их козырной картой как сталкеров является то, что они очень остро осознают себя воспринимающими существами, и то, что восприятие имеет намного больше возможностей, чем это может представить себе наш разум.

<…> Для того, чтобы защитить себя от этой необъятности, - сказал дон Хуан, маги вырабатывают в себе совершенное сочетание безжалостности, ловкости, терпения и мягкости. Эти четыре основы сталкинга неразрывно связаны друг с другом. Маги культивируют их, намереваясь получить их. Эти основы, естественно, являются положениями точки сборки." (VIII, 228–229)

Как мы уже сказали, предметом сталкинга (или "выслеживания") является чувственный опыт, опыт переживания и реагирования. Контроль не сразу входит в повседневную жизнь. Упражнения в сталкинге, о которых говорит дон Хуан, обязательно начинаются с отправного переживания, так или иначе ослабляющего эгоистическую озабоченность и устанавливающего дистанцию между сознанием и эмоциональным фактом. Дон Хуан называет такое переживание «толчком». Оно всегда индивидуально и субъективно, может быть связано с любым представлением или идеей. Воин должен сам найти собственный «толчок», прерывающий эгоистическую рефлексию и образующий рефлексию более высокого уровня. Можно использовать мысль о смерти, или, скажем, о бесконечности мироздания. Дон Хуан любил использовать стихи:

"Я уже говорил тебе, что по многим причинам люблю поэзию, сказал он. С ее помощью я занимаюсь выслеживанием самого себя. Это сообщает мне толчок. Я слушаю, как ты читаешь, и останавливаю внутренний диалог, позволяя установиться внутренней тишине. Затем сочетание стихотворения и внутренней тишины сообщает мне толчок." (VIII, 111) Маг попросил Карлоса прочитать одно из стихотворений Хосе Горостизы. Проникнувшись настроением этой поэзии, дон Хуан говорит: "Меня не интересует, о чем эти стихи. Меня волнует только чувство, которое поэт желает передать. Я проникаюсь этим его желанием и вместе с ним - красотой. Воистину чудо, что он, подобно настоящему воину, щедро отдает свое чувство тем, кто его воспринимает, своим читателям, ничего не требуя взамен, оставляя себе только свое стремление к чему-то. Этот толчок, это потрясение красотой и есть сталкинг." (VIII, 112)

Итак, сущностью сталкинга является ломка привычек сознания. Но всякая наша привычка имеет историю, она зародилась в опыте прошлых переживаний и именно там сделалась неосознаваемой, автоматической. Поэтому важнейшей работой сталкинга оказывается перепросмотр всей предыдущей жизни, дающий возможность проследить корни стереотипов реагирования и лишить их актуальности через новое осознание "человеческой глупости". В процессе перепросмотра отношение человека к самому себе меняется самым радикальным образом. Подсознательные конфликты и сопротивления, страхи, напряжения и комплексы, внешние влияния, когда-то определившие ту или иную черту характера, - все всплывает в памяти и изменяет свой смысл, столкнувшись с отрешенностью воина. Дон Хуан рекомендовал своим ученикам проводить перепросмотр в темном закрытом помещении или даже в специальном ящике, чтобы связать образы прошлого с ограниченным пространством эгоистической личности. Флоринда - сталкер из отряда дона Хуана - провела в таком ящике немало времени:

"Она объяснила, что перепросмотр является основной силой сталкера, так же как тело сновидения является основной силой сновидящих. Перепросмотр состоит из анализа собственной жизни вплоть до самых незначительных деталей. Таким образом, ее бенефактор дал ей ящик как средство и как символ. Это было средство, которое должно было позволить ей научиться концентрации, потому что ей придется сидеть там долгие годы, пока вся жизнь не пройдет у нее перед глазами, и одновременно это был символ - символ узости границ нашей личности. Ее бенефактор сказал, что когда она закончит свой перепросмотр, то разломает ящик, символизируя этим, что она больше не связана ограничениями собственной личности.

Она сказала, что сталкеры пользуются ящиком или земляными гробами для того, чтобы зарываться в них, пока они вновь переживают, а не просто просматривают, каждое мгновение своей жизни." (VI, 232–233)

Чувство освобождения от личностных границ через сознательное переживание в общем-то широко известно. Оно часто используется в психотерапии, особенно в психоанализе. Оккультизм также регулярно прибегает к этому методу. Разве не о том же говорит Дж. Лилли, когда описывает так называемое "сожжение Кармы"?

"Чтобы сжечь карму, надо бодрствовать в высшей степени, невзирая на то, что с вами происходит. Никогда в случае отрицательного или положительного переживания высокого уровня энергии нельзя позволять своему сознанию отключаться. Если проходить через чисто отрицательное переживание крайне высокой энергии, нужно допустить такую запись этого отрицательного пространства, чтобы собственный метапрограммист туда больше не вернулся…

Аналогичным образом: во время высоких положительных состояний необходимо помнить переживания положительные или вознаграждающие (сжигание Кармы - это сознательное прохождение последовательности ваших прошлых действий без стыда, боязни, страха или цензуры), так что они будут автоматически увлекать обратно в эти пространства." (Дж. Лилли. Центр циклона, сс. 119–120.)

Легко догадаться, о чем идет речь, несмотря на «компьютерную» терминологию автора. Если уж говорить о Карме, то в первую очередь имея в виду психологического обусловленность личности. Цепь причин и следствий существует во внутреннем мире человека, целиком определяя его судьбу из темных глубин бессознательного. Таким образом, перепросмотр выполняет две важные функции: оттачивает способность к самонаблюдению в повседневной жизни ("выслеживание" самого себя) и нейтрализует эгоистические стереотипы, накопленные бессознательным на протяжении жизни. Техника перепросмотра включает две стадии: "краткий учет всех случаев нашей жизни, которые явно подлежат перепросмотру" и "полный просмотр, начинающийся систематически с момента, предшествовавшего тому, когда сталкер забрался в ящик, и теоретически простирающийся вплоть до момента рождения." Эффект его весьма значителен. Флоринда утверждала, что "совершенный перепросмотр может изменить воина настолько же, если не больше, как и полный контроль над телом сновидения".

Особую роль в этой технике исполняет дыхание:

"Флоринда объяснила, что ключевым моментом перепросмотра является дыхание… Теоретически сталкеры могут вспомнить каждое чувство, которое они испытали в своей жизни, а этот процесс у них начинается с дыхания…

Она сказала, что ее бенефактор велел написать список тех событий, которые ей надо было пережить повторно. Он сообщил, что процедура начинается с правильного дыхания. Сталкер начинает с того, что его подбородок лежит на правом плече, и по мере медленного вдоха он поворачивает голову по дуге на 180 градусов. Вдох заканчивается, когда подбородок укладывается на левое плечо. После того, как вдох окончен, голова возвращается в первоначальное положение в расслабленном состоянии. Выдыхает же сталкер, глядя прямо перед собой.

Затем сталкер берет событие, стоящее в его списке на первом месте, и вспоминает его до тех пор, пока в памяти не всплывут все чувства, которые это событие вызвало. Когда сталкер вспомнит все эти чувства, он делает медленный вдох, перемещая голову с правого плеча на левое. Смысл этого вдоха состоит в том, чтобы восстановить энергию. Флоринда сказала, что светящееся тело постоянно создает паутинообразные нити, выходящие из светящейся массы под воздействием разного рода эмоций. Поэтому каждая ситуация взаимодействия или ситуация, в которой задействованы чувства, потенциально опустошительна для светящегося тела. Вдыхая справа налево при воспоминании чувства, сталкер, используя энергию дыхания, подбирает нити, оставленные им позади. Сразу за этим следует выдох слева направо. При его помощи сталкер освобождается от тех нитей, которые оставили в нем другие светящиеся тела, участвовавшие в припоминаемом событии." (VI, 233–234)

Сообщается, что перепросмотр - наиболее эффективный способ добиться потери человеческой формы. После перепросмотра сталкеру намного проще избавиться от всех возможных фиксаций, а потому такие техники, как "стирание личной истории", "потеря чувства собственной важности", "ломка привычек" и т. д., исполняются без труда. Кроме того, как мы уже указывали, перепросмотр способствует сновидению:

"Причина, по которой обычные люди не могут управлять своей волей в сновидениях, состоит в том, что они никогда не совершали перепросмотр своей жизни, и их сны по этой причине переполнены очень интенсивными эмоциями, такими как воспоминания, надежды, страхи и так далее и тому подобное." (IX, 190)

"Перепросмотр высвобождает заключенную в нас энергию, без которой подлинное сновидение невозможно, - утверждал он." (IX, 191)

Кастанеда рассказывает, как дон Хуан заставил его сделать список, куда должны были войти все люди, которых он когда-либо встречал. Список был составлен систематическим образом и учитывал все сферы деятельности Карлоса на протяжении его жизни. Кастанеде пришлось перепросмотреть все свои встречи с этими людьми и все эмоции, которые он испытал в общении с ними. "Он объяснил, что при перепросмотре событие реконструируется фрагмент за фрагментом, начиная с припоминания внешних деталей, затем переходя к личности того, с кем я имел дело, и заканчивая обращением к себе, исследованием своих чувств." (IX, 191)

Если говорить о влиянии перепросмотра на позицию точки сборки, то, как и во всех остальных дисциплинах дон-хуановского знания, касающихся управления сознанием наяву, мы наблюдаем медленное, но неуклонное движение точки сборки внутрь кокона. При этом зона повышенной светимости волокон (т. е. область осознания) постепенно расширяется, что вызывает усиление чувства отрешенности и увеличивает способность к сознательному контролю над внутренними импульсами. Одновременно углубление точки сборки ослабляет жесткость ее фиксации и облегчает ее дальнейшее движение. Это достигается благодаря особым колебаниям восприятия, имеющим место при перепросмотре:

"Он определил перепросмотр как уловку, используемую магом для вызова пусть незначительного, но зато постоянного сдвига точки сборки. Он сказал, что точка сборки под влиянием просмотра прошлых событий и переживаний движется туда-сюда между ее теперешним положением и положением, которое она занимала тогда, когда имел место интегрируемый опыт." (IX, 192)

Пересматривая свое прошлое, мы изменяем настоящее: растождествленность с привычками и слабостями натуры становится постоянным ощущением. Но и этого оказывается недостаточно для достижения необходимого результата. Помимо осознания требуется воля, устремленность к цели. Отсутствие четко определенного намерения приводит лишь к топтанию на месте. Оставаясь предельно осторожными в отношении интерпретации Реальности, мы, тем не менее, не должны поддаваться нигилизму, если хотим искать, а не пребывать в пожизненной дреме. Искать новые возможности действия и восприятия - вот смысл работы дон-хуановского воина. Безупречность учит ставить перед собой цель и неуклонно двигаться к ней, не задумываясь даже о ее достижимости, не предвкушая побед и не страшась поражений.

Вот что рассказывала Ла Горда:

"Но выследить свои слабости еще недостаточно для того, чтобы освободиться от них, - сказала она. - Ты можешь выслеживать до судного дня и это не даст никаких результатов. Именно поэтому Нагваль не хотел давать мне никаких инструкций. Чтобы реально достичь безупречного мастерства в сталкинге, у воина должна быть цель.

Ла Горда рассказала, как она день за днем жила, не имея никакой перспективы, пока не встретила Нагваля. Она не имела ни надежд, ни мечтаний, ни желания чего-либо. Только возможность поесть была всегда доступна ей по какой-то причине, которую она не могла постичь…

Каждый имеет достаточно личной силы для чего-то. В моем случае фокус состоял в том, чтобы оттолкнуть свою личную силу от еды и направить ее к цели воина." (V, 512)

Если сталкинг+ спасает нас от иллюзий и фанатизма, то цель воина не дает погрузиться в апатию и неподвижность. "Золотая середина" дон-хуановского пути и здесь оказывается единственной возможностью для плодотворного развития.

Из книги Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика автора Ксендзюк Алексей Петрович

3. Контролируемая глупость "Вы можете притвориться мастером какого угодно дела - и справиться с этим делом. Совершенно неважно, умеете ли вы гипнотизировать или нет. Вернувшись домой, просто притворитесь гипнотизером. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они

Из книги Возвращение воина автора Теун Марез

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ГЛУПОСТЬ Что контролирует вашу глупость - ваше собственное предназначение или социальная

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Кто придумал гадания? Гадания и спиритизм - всеобщая глупость Опыт работы в НИЦ «ЭНИО» позволяет утверждать, что бывает достаточно одного-единственного гадания в детстве на ромашке для того, чтобы исковеркать себе и окружающим всю жизнь! При этом обязательно наступает

Из книги Вертикальная воля автора Похабов Алексей

22-й аркан. «Дурак». контролируемая глупость Описание этого аркана с позиции расшифровки глифов я очень подробно дал в своей первой книге. Я не хочу повторяться в интерпретации значений этой карты. Вместо этого давайте лучше поговорим о том, что такое «глупость» и

Из книги Туманы знания драконов автора Теун Марез

ГЛАВА ВТОРАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ ГЛУПОСТЬ МЫ НАХОДИМСЯ В ЛОВУШКЕ СНА. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИНИМАЕТ ЭТОТ СОН ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЕГО ПОСТУПКИ - ПОЛНАЯ ГЛУПОСТЬ.До сих пор мы лишь кратко касались четырех постулатов сталкинга, но теперь переходим непосредственно к тем учениям,

Из книги Играющий в пустоте. Карнавал безумной мудрости автора Демчог Вадим Викторович

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ГЛУПОСТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ СТАЛКЕР НИКОГДА НЕ РАСКРЫВАЕТ СВОЮ СУЩНОСТЬ - ДАЖЕ САМОМУ СЕБЕ.Рассматривая седьмой аспект правила сталкера, нам придется столкнуться с тем, что для большинства учеников является, вероятно, одним из наиболее увлекательных

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

Глупость Теперь более персонально.Мой опыт ориентации в пространстве (как, возможно, и ваш) с самого раннего детства формировался на переживаниях плотности материального мира. Не имея привычки переживать пространство как целостную творческую потенцию, мои родители

Из книги автора

209 Глупость Те моменты, когда вы чувствуете, что делаете что-то глупое, – редкие моменты мудрости. Искать глупо, потому что то, что вы ищете, у вас уже есть. Медитировать глупо, потому что медитация есть состояние недействия. Задавать вопросы глупо, потому что ответ не может

О контролируемой глупости, то есть о сталкинге, мы уже писалив одной из статей на сайте Клуба “Неизведанный Мир”. Однако подробное изучение этой темы вынудило нас продолжить описание данной техники, чтобы наши читатели более полно поняли, о чём идёт речь и почему практиковать сталкинг следует только после длительного периода перепросмотров.

Контролируемая и неконтролируемая глупость

Для того чтобы человек хотя бы немного понял, о чём идёт речь, когда ему говорят о контролируемой глупости, он должен иметь опыт техники «Перепросмотр», или аналогичной. Постижение сталкинга начинается с утверждения, что все человеческие ценности и взаимоотношения – это обычная глупость. Мир – безграничен, и считать чем-то важным выдумки людей в нём – значит застревать в глупости. Одно дело – интеллектуальное понимание, которое часто доступно философам или софистам, а другое – реально ощущать, что все человеческие привязанности – глупость. Для того чтобы данное ощущение стало действительно вашим, нужно делать практики, и бывает так, что всей жизни недостаточно, чтобы человеческая глупость стала контролируемой.

Основное различие контролируемой глупости и автоматичной реакции можно объяснить на примере. Представьте, вам говорят, что на день рождения вас ждёт подарок в виде путешествия в Париж. Что вы испытываете? Радость, безразличие, тревогу? Так вот, сталкер может испытать что угодно, поскольку все надуманные ценности человечества для него ничто. Но чтобы действительно начать реагировать на события в жизни подобным образом, вам понадобится полностью пересмотреть свою жизнь. Ведь когда-то вам внушили, что Париж – нечто особенное, город который обязательно нужно посетить. Этот момент нужно пересмотреть и забрать свою энергию назад, вот тогда эмоциональной реакции можно будет избежать.

Не нужно притворства

Следует понимать, что обретение контроля над глупостью – это просто этап личностного развития. Иными словами, если человек кичится тем, что он сталкер и пребывает в состоянии контролируемой глупости, перед вами – лжец, который не знает, как ему повысить свою самооценку. Вы никогда не поймёте, действительно ли сталкер пребывает в контролируемой глупости или естественно реагирует на ваше поведение. Как уже писалось в статье про сталкинг, все ситуации, в которых практикующий учится контролю, должны быть естественными. Искусственно создаёт обучающие ситуации лишь учитель ученику, но в этом случае обе стороны дают согласие на обучение.

Нужно понимать, что контролируемая глупость – результат многолетней титанической работы над собой. Потому её нельзя путать с актёрской игрой или любым другим притворством. Человек, достигший состояния контролируемой глупости, совершил победу над собой, которая доступна далеко не каждому.

Долго рассказывать о том, что такое контролируемая глупость не имеет никакого смысла. Это уже сделал Карлос Кастанеда. Сам же он был сторонником феноменологии, основные постулаты которой и изложил в своих книгах. Контролируемая глупость - это часть сталкинга.

Сталкинг - это часть практической работы с собой. Работа с собой проводится во имя превращения абстрактных целей (свобода) в утилитарные цели (достижение свободы).

Чем контролируемая глупость отличается от повседневной? Это метод проломить заслон своего эго, разбить картину мира, сделать её более пластичной. А просто глупость - это лишь кирпичи. Пока мы не привнесём творческий замысел - это строительный материал. Построить можно, что угодно. Не вина кирпичей в том, что из них строят обычные здания и сооружения. Можно было бы строить и волшебные.

Практика контролируемой глупости не нужна в отрыве от общей системы сталкинга. Никогда не практикуйте контролируемую глупость без причины. «Типа как бы» - попробовать. Зачем пробовать меч, если вы не собираетесь быть воином? Так и порезаться не долго…

Шутки это рисковые. Это вообще не шутки. Если вы понимаете, зачем делаете мир пластичным - делайте. Иначе получится неприятная ситуация. Коты в трамваях уже поедут самостоятельно, чайники уже начнут читать вам Гомера, а сублимировать всё это богатство для последующих шагов может и не выйдет.
По степени воздействия контролируемую глупость можно сравнить с психотропными веществами. Разница лишь в том, что те действует сразу и определённое время. А практика контролируемой глупости может длиться пару часов, а может - хоть пару лет. Эффект может наступить в любой момент. Смотря какой сценарий, какой тип психики у практикующего.
Если же вы понимаете, что делаете, зачем - могу подкинуть сценариев и предложить занимательную стратегию.

Сценарий первый. Похороны умершей вещи

Мёртвые вещи

Посмотрите вокруг себя. Все ли вещи ещё живы? Вполне возможно, что какие-то уже умерли. Может быть - это какая-то чайная чашка, или предмет туалета? Нет, не в том дело, что они перестали вам нравиться. А просто умерли. Если вещь умерла - зачем она среди живых? Её впору похоронить. Конечно, не нужно делать из этого культа… Но может быть уже сдох какой-то телефон? Или откинулся фен для волос?

Выбор места захоронения

Хоронить вещь озираясь на прохожих во дворе своего дома - тоже подвиг. Но в таком подходе есть один недостаток. Очень уж всё быстро… Взял, похоронил, вернулся, помыл руки… Тоже мне - сталкинг сталкеров. Да и задача наша - работа с собой, а не с любопытным соседом, который посмотрит с удивлением.
Поэтому мы должны выбрать место захоронения подальше. Можно воспользоваться картами Google, или купить топографическую. Правильные похороны умершей вещи проводятся километрах в 40 от места пребывания сталкера. Лучше всего - далеко за городом. Этот сталкинг нельзя делать наспех: вздохнул, зажмурился, побежал, похоронил, прибежал. Нет. Маршрут следования к месту захоронения должен включать в себя передвижение на автобусе и электричке, в нём должен быть пеший участок. Только это не прогулка. Вы потом сами поймёте, куда попадёте. Там не гуляют, там перемещаются перебежками…
Итак, мы выбрали место, где похороним умершую вещь. Поняли, как туда добраться.

Сборы на похороны

Собираться как совсем уж на войну не нужно. Постарайтесь ограничиться сапёрной лопаткой, рюкзачком, спортивным костюмом. В рюкзачок положите немного сала или консервов. В пути может случиться всякое. Возьмите с собой немного денег, флягу. Спиртное не берите. Эти похороны обходятся без поминок.

В пути

Обязательно внимательно смотрите вокруг и отмечайте всё, что будет происходить. Каждый пустяк может заставить вас свернуть с маршрута. Не упорствуйте. К примеру, если вы хотели доехать до места на электричке, а вдруг появился таксист «ехать нада» - хорошо подумайте, прежде чем отказаться от его услуг. Ведите себя так, будто бы вы разведчик в чужой стране. По секрету скажу, что вы и будете в чужой стране. Как только вы выходите из дома, вы уже не дома. Это один из базовых принципов феноменологии.
Надеюсь, вам хватило догадливости выбрать место так, чтобы нужно было к нему достаточно долго идти по лесу или пустырю. Идите осторожно. Если что-то читали про походку силы и прочее - выкидывайте всё это из головы. Чем ближе к месту - тем осторожнее нужно быть. Не привлекайте к себе никакого внимания. Никакого цирка!

Похороны

Речь над могилой читать не надо. Не большевика хороним. Могилку копайте в рост и глубину вещи. Вообще, сапёрную лопатку лучше купить загодя. Совком хоронить не тот эффект, а ножом копать – как-то затруднительно. Обязательно сделайте могильный холмик. Вы же не закапываете вещь, а хороните. Памятник лучше не ставить. Меньше культов, больше внутренних переживаний.

Возвращение

Вы сразу поймёте, что я не шутил. Добираться, чтобы похоронить вещь проще. Это как в горах. Подняться всегда проще, чем потом спуститься. Всё очень хорошо, только вы на самом деле в 40 км от города, в 60 от дома. У вас мало денег, да и спортивный костюм делает вас каким-то подозрительным.
Возвращайтесь спокойно. Попробуйте просто давать себе команды. «Иди прямо!», «Поверни налево», и т. п.

Глупо? Глупо… Вы проконтролировали себя? Ну да… Вернулись же домой. Всё отлично! Это ваш первый серьёзный опыт в практике контролируемой глупости. Дальше будет в 100 раз серьёзнее, а пока это была просто разминка.

Практика с мелким тираном
Итак, мы переходим к боевым операциям. Пускаться в умственные спекуляции - не наш случай. Нас ждёт самая настоящая битва. Настолько настоящая, что земля будет гореть под ногами. Тут я не помощник. Просто имейте в виду, что на войне иногда убивают. Добро пожаловать в сталкинг!

Далеко не случайно Карлос Кастанеда писал о том, что Дон Хуан говорил ему - Кастанеде, что мелкие тираны на дороге не валяются . Найти хорошего мелкого тирана не так уж и легко. А создать условия для построения системы активных коммуникаций с ним ещё сложнее. Есть и ещё один усложняющий момент. Битва должна быть настоящей. Очень часто поклонники Кастанеды начинают впадать в ересь. Малейший конфликт на работе - у них уже битва с мелким тираном. Тираном-то может быть и просто ваш начальник. А вот битва - это уже не просто «а я как сказал, как сказал ему» . Битва проводится по стратегии, стратегия строится на принципах. Основной - воин не должен превратиться в мелкого тирана сам. Если он превращается в мелкого тирана - проигрывает битву. Гибель физическая и поражение в битве не совсем то… Воин имеет право даже выйти из боя. Всё же он не камикадзе. Главное не утратить дух.

Тем не менее, тираны появляются. Нужно просто уметь ждать.

Подчеркну, что срок практики не имеет обычного счета времени. Иногда 2-а часа могут быть более яркими и острыми, чем 2-а месяца. Ставку нужно делать на другой ход течения времени.

О битве с мелкими тиранами прочитайте у Кастанеды. Я же лишь опишу типовые случаи их захвата.

1. Случай подкидывает мелкого тирана. Достаточно простой пример. Человек смотрит товары в гастрономе. Вдруг, перед выходом, на него кидаются работники магазина и требуют пройти в подсобку для проверки карманов. Ого! Какая удача… Не очень крупная рыба, конечно. Хотя, 20% случаев и приносят 80% неприятностей. Их задумка проста. В подсобке окажется охранник, который «найдёт» у покупателя в кармане пачку плавленного сырка «Дружба». И начнётся раскрутка лоха на покрытие им всей недостачи за месяц.
Обычный человек думает, как отделаться. Воин за секунду принимает решение: практиковать или нет. Если ему выгодно (хотя бы для поддержания себя в форме) практиковать, он идёт в бой. Стратегия тут не очень нужна. Момент возник сиюминутно. Главное - тактика.
Настоящая битва должна начаться уже после того, как сотрудники полиции, вызванные по настоянию подозреваемого, подтвердят - «а он чистый». Обычный человек в этом месте радостно уходит домой. Воин только этот момент и считает началом схватки. Тут пустяк переходит в разряд не пустяка. Ведь за всем этим могут стоять крутые ребята. Не просто так бодаться с охранниками и администрацией магазина.

2. Юридический и банальный вариант возникновения тирана. Вдруг небывалую активность начинает проявлять юрист управляющей компании. Он постоянно находит какие-то неуплаты, какие-то долги, требует их погашения. - Здравствуйте, сеньор мелкий тиран. Пора с вами познакомиться. Будем играть в игру? Только, милейший, по моим правилам, - так думает воин. Для сравнения, обычный человек бежит к другим юристам. Кто-то его да поимеет…

3. Тирания кредитной системы. Это уже повод встретиться с не самыми жирными мелкими тиранами на свете, но довольно упитанными. Следует напомнить, что «мелким» тирана называют не по причине его слабости. В идеале мелкий тиран должен обладать способностью убить воина. Иначе он совсем уж мелкий пукалка. Мелким тиран является только по отношению к Орлу, той силе, что встречает нас после смерти. А так-то он должен быть вполне себе в форме.
Как мы знаем, невозврат кредитов чаще всего связан с коллекторами. Коллекторы уже давно не бандиты, но бывшие сотрудники органов, чаще всего не прошедшие аттестацию и не ставшие полицейскими.
Вот они - тираны. Ваш сталкинг в ваших руках. Не забывайте самое главное. Цель обычного человека в таком случае - выйти из ситуации с наименьшими потерями. Цель воина - победить. Воин не имеет жалости к себе или противникам. Его действия несокрушимы. Он может дать поймать себя на любой провокации, вселить веру в то, что он маленький и запуганный гражданин, сдавать любые фигуры на доске, или наоборот - игнорировать и собирать информацию о противнике. Ничего невозможного нет! Можно столкнуть лбами любые силы, можно выйти на бой лично. Каждый бой воин ведёт так, будто это его последняя битва на земле. Но у него особые эмоции. В них есть место страху. Но страх воина это вибрация не имеющая моральной окраски.

Если вы прямо сейчас составите список всего того, что можно превратить в битву (практику) с мелким тираном, то сами убедитесь в том, что трудность найти тирана очень часто связана с инертностью нашего мышления. На дороге он не валяется. Но жизнь подкидывает их вообще всем людям. Если вы воин, то сразу увидите, что именно она дарит нам постоянно.

И немного про выгоду. В принципе, воин может иметь какую-то меркантильную заинтересованность в исходе битвы. Правда, со сноской на то, что сами интересы воина всегда другие.

Отметим и ещё один немаловажный факт. В битве с мелким тираном нельзя выделить какой-то устраивающий вариант в понимании обычного человека. Вариант победы подсказывает сама структура конфликта. Он может быть только абсолютным. Нужно изучить природу ситуации и понять, что может быть максимальным исходом боя. К примеру, если полем битвы становится суд, то не выгодное для себя решение суда, а победа от встречного иска. Если бой будет происходить в ходе сходняка, то только удовлетворение максимальных требований со своей стороны. Если битва переходит в физическую стадию, то только уничтожение врага. Напомню, как Дон Хуан победил управляющего гасиенды. Жеребец лягнул тирана так, что тут умер. И не нужно думать, что Мексика 19-го века это другая страна. Вы в Мексике 19-го века с того момента, как внутренне согласились на начало боя.

Это верно даже для поединка на бытовом уровне. Банальный бытовой конфликт, превращённый в битву с мелким тираном можно считать решенным только в случае, если противник получил такую эмоциональную и энергетическую трансформацию, что с гарантией не сможет уже ничего предпринять.

Битва с мелким тираном всегда спонтанна, и всегда планомерна.

Второй сценарий я не могу расписать по шагам. Это всё слишком серьёзно… Конструируйте ситуацию сами.

Сценарий третий. Другая жизнь
Именно в таком контексте это не встречалось никогда. Вряд ли я первый придумал такой сценарий контролируемой глупости. Но вот так, чтобы его кто-то подробно расписал - не встречал. Полное проигрывание этого сценария может занять 3-4 года. Это длительная и головокружительная практика.

Давайте попросим кого-то рассказать о себе в гражданском ключе. «Я - Сидоров, кассир», или «Меня зовут Пётр Сидоров, я работаю системным администратором», «Сидоров, сотрудник ГИБДД», «По фамилии - Сидоров, по части акций работаю»… Отлично. И вот наша задача сделать совершенно другого Сидорова. Сидоров – это вы. И вы должны стать совершенно другим.

Вы сейчас живёте здесь, работаете в этой фирме? Так вот - уже через год вы работаете совершенно в другом месте и занимаете никак логически не связанную с настоящей должность. Это не тот случай, когда вам предложено будет осуществление мечты, или достижение каких-то результатов. Сама цель - просто, тотально, не ожидая наград и выгоды - стать другим. Вся фишка в том, чтобы получить возможность сказать о себе другое. От вас будет требоваться безукоризненно выполнять свою новую работу и быть примерным членом общества.
Есть версия, что примерно так поступили Карлос Кастанеда и Ла Горда. Они купили какую-то закусочную на границе США и Мексики, в течение 4 лет делали гамбургеры для водителей-дальнобойщиков. При этом закусочная стала достаточно популярной. Водилам нравилась стряпня Ла Горды и услужливость Карлоса, который изображал из себя легального эмигранта из Венесуэлы.

Как уже было отмечено выше, воин имеет право на некоторые «трофеи». Может новая личина вам даже будет в кайф. Ну что же… Главное, не забывайте – вы воин. Иначе вы проиграете свою битву. Вообще менять кожу приятно. Само это уже становится «трофеем». В этом есть какой-то особый кайф, который испытывают все живые существа в момент трансформации. Главное - ничего не перепутайте.

Давайте по шагам.

  1. Вы практикуете сталкинг. Да? Это не рекомендуется делать просто так. Значит у вас уже сформирована шкала ценностей воина, мага, человека знания.
  2. Вы понимаете преимущество равности. Инженер ничем не лучше столяра, а столяр не может быть более знающим магом только из-за того, что столяр, а не журналист или гавночист. И наоборот…
  3. Вы совершенно спонтанно выбираете себе новую шкуру. Хоть пивбар на Дерибасовской вы откроете, хоть курьером устроитесь.
  4. Вы меняете максимум. Место жительства, включая город, работу, сам вид деятельности. Не был программистом в ООО «Суперкомпания», стал программистом в ООО «Крутькомпания», а был программистом, стал чиновником, был чиновником, стал рабочим по благоустройству газонов. Всё меняете. Одежду, библиотеку. Можно только оставить компьютер, чтобы была возможность отписать сюда о результатах эксперимента.
  5. Вы выполняете новую миссию максимально эффективно.
  6. Наслаждаетесь вибрацией, которую только может получить человек, который так легко меняет свою историю, начиная от настоящего момента.
  7. Продолжаете свои замечательные практики.
Обязательно меняете светских друзей.

Но, если вы пишете книгу, продолжайте её писать. От этого отказываться не стоит.

Обратим внимание на два ключевых момента. Контролируемая глупость неразрывна с другими аспектами сталкинга. Битва с мелким тираном и смена роли являются частью общей работы воина в жизни, которая может строиться на базовых принципах контролируемой глупости.

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

Воин ничему не придаёт значений. Он отрешён от иллюзий важности. Видение и осознание равенства вещей останавливает погоню за миражами. Контролируемая глупость – это отрешённость от «я», от мира обыденности и деградации. «При отсутствии чувства собственной важности единственный способ, позволяющий воину взаимодействовать с социальной средой – это контролируемая глупость». К. Кастанеда «Дар Орла». Он не заботится о значении глупости, и не привязывается к отрицанию глупости, и поэтому его действия выглядят так, словно он придаёт значение глупости. Он освобождается от всех значений – в этом его контролируемая глупость.

Внешнее проявление контролируемой глупости выглядит как полная поглощённость обыденностью происходящего, но внутренне воин нейтрален. Воин свободен от придания значения себе и вещам, и свободен от отрицания значений, он свободен от привязанностей и от отрешённости. Контролируемая глупость – это свобода от привязанностей и непривязанность к свободе.

Воин не озабочен привязанностями и отрешённостью. Он одинаково безоценочно относится к утверждению и отрицанию. «Ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Его контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, воин возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить - до этого ему нет никакого дела». К. Кастанеда, «Колесо времени».

Воин осознаёт глупость всего происходящего и иллюзорность обыденных значений. Контролируемая глупость отражает осознание иллюзорности эго-значений. Осознавший иллюзорность своего эго, свободен от потребности придавать значение себе и всему окружающему. Контролируемая глупость проявляется в том, что воин свободен от глупости придания значений, равно как он свободен от глупости отрицания значений. «Воин может вообще не совершать никаких поступков. Тогда он ведет себя так, словно эта пассивность реально имеет для него значение. Он прав и в этом случае, потому что и это тоже контролируемая глупость». К. Кастанеда, «Отделенная реальность».

Обыденное сознание зациклено на придании значения действиям, исходящим из матрицы тоналя. Посредством контролируемой глупости воин не придаёт значения действиям и не придаёт значения отрицанию действий, его действия отрешены от действий. Контролируемая глупость – это не-делание образа себя, не-делание мира. Воин не отличается от других людей тем, что он делает, но отличается тем, что он не-делает – в этом контролируемая глупость воина. Не-делание – суть контролируемой глупости, стирающей личную историю.

Внутренний диалог продуцирует ментальные элементы, поддерживающие неконтролируемую глупость веры в иллюзию. Контролируемая глупость разрушает обыденную систему интерпретации, программирующую на ограниченное саморефлексивное существование, ослабляет фиксацию на иллюзорной картине мира, описываемой средствами внутреннего диалога, останавливая его. Обычные люди верят в иллюзию, какую им описали, ограничив себя от Силы, они испытывают жалость к себе от иллюзорной слабости, во всём потакая ей. Воин знает, что мир неописуем, он знает свою силу и Силу Реальности, он безжалостен, он совершенствует свой дух.

Используя в социальной среде контролируемую глупость, воин сохраняет абстрагированное состояние во взаимодействии с окружающими. Взаимодействуя с эманациями людей, воин контролирует своё отношение к этому процессу. Он не вовлечён в обыденный мир, и не отвергает его. Воин не уподобляется людям и не отличается от них. Внешне он может казаться заинтересованным во взаимодействии с другими, но внутренне, он не затрагивается происходящим. Обыденные действия он совершает, не погружаясь во всеобщую эмоциональность , стереотипность и индульгирование. Он контролирует глупость обыденных действий, абстрагируясь действием трезвости, осознанности, воли, безупречности.

Контролируемая глупость – это сталкинг, искусство спонтанного, не подвластного логике взаимодействия. Погружение в иллюзии зависимости от эго стимулирует выработку эго-ментальных моделей бесконечной глупости. Видение бесконечной глупости разрушает зависимость от эгоцентрических моделей сознания. Контролируемая глупость разрушает озабоченность обыденной страстью придавать важные значения себе и миру. Воин ориентирован на взаимодействие с эманациями вселенной. Он не затронут бесконечной глупостью, он постигает бесконечную тайну. «Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир. И, таким образом, воин относится к миру как к бесконечной тайне, а к тому, что делают люди, - как к бесконечной глупости». К. Кастанеда, «Отдельная реальность».