Что такое придаточное предложение в русском. Справочник по русскому языку
Связь придаточных частей с главными при помощи подчинительных союзов и союзных слов. В сложноподчинённом предложении выделяется г л а в н а я ч а с т ь и п р и- д а т о ч н а я ч а с т ь (одна или несколько). Придаточная часть является поясняющей, в ней находится подчинительный союз или союзное слово, прикрепляющее её к поясняемой части, которая называется главной.
Одни придаточные части служат для пояснения какого-либо слова или словосочетания главной части, например: 1)Я всегда думал олюдях, которые умирили за свой народ. (Л и д и н.) (Придаточная часть поясняет (определяет) существительное люди в главной части.) 2) Я хочу,чтоб к штыку приравняли перо . (В. М.) (Придаточная часть поясняет глагол хочу в главной части, указывает содержание желания говорящего.) 3) Витя нарисовал кувшин так хорошо, что все любовались его рисунком . (Придаточная часть поясняет сочетание так хорошо в главной части, указывает на степень качества.) 4) Справа, где росли берёзки, спутники присели отдохнуть. (Придаточная часть относится к обстоятельству места справа, уточняет значение места.) 5) Летом, когда кончатся экзамены , мы совершим туристский поход по родному краю. (Придаточная часть относится к обстоятельству временя летом, уточняет значение времени.)
Другие придаточные части служат для пояснения всей главной части, например: 1) Поэт! Повинуйся народу, ибо без него мы только музейная редкость . (В. Б.) (Придаточная часть поясняет всю главную, указывает причину того, о чём говорится в главной.) 2) Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины . (Герц.) (Придаточная часть поясняет главную, указывает условие, при котором истинно то, о чём говорится в главной части.)
Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, ибо, так как. хотя и др.), находясь в придаточной части, не являются её членами, они только связывают придаточную часть с главной."
С о ю з н ы е с л о в а (относительные местоимения и местоимённые наречия: который, кокой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами предложения, составляющего придаточную часть.
Рассмотрим предложения. 1) Если Волга разольётся, трудно Волгу переплыть. (Л.-К.) В этом предложении союз если находится в придаточной части и служит для прикрепления его к главной, а сам не является членом предложения. 2) Нам встретились ребята,которые шли в лес за грибами. В этом предложении союзное слово которые находится в придаточной части, прикрепляет её к слову ребята, стоящему в главной части, и одновременно является подлежащим придаточной части. 3)Владимир с ужасом увидел,что он заехал в незнакомый лес. (П.) Союз что, находящийся в придаточной части, прикрепляет её к слову увидел в главной, не является членом предложения и произносится без ударения. 4) Этот листок,что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. (Ф.) Союзное слово что стоит в придаточной части, прикрепляет её к существительному листок в главной и является подлежащим придаточной части. (Ср.: Этот листок,что (который, т. е. листок) ссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье.) 5) Я не знаю,что тебе подарить. Союзное слово что прикрепляет придаточную часть к сказуемому главной части, произносится с логическим ударением и является прямым дополнением.
П р и м е ч а н и е. Одни подчинительные союзы образовались из относительных местоимений и местоимённых наречий, например: что. как, когда. Чтобы их различать, надо
" В иной терминологии,принятой в некоторых учебниках русского языка, вместо
«главная часть» и «придаточная часть» говорят о главном и придаточном предложениях.
помнить следующее: 1) относительные (союзные) слова являются членами предложения, а союзы служат только для связи придаточной части с главной и членами предложения не являются; 2) односложные относительные (союзные) слова произносятся с ударением, а союзы - без ударения (двусложные союзные слова и союзы имеют ударение).
Ср.: 1) Я не расслышал, чтó было сказано (чтó- союзное слово, подлежащее придаточной части). 2) Каштанка оглянулась и увидела, что по улице на неё шёл полк солдат. (Ч.) (что - союз). 3) Он спросил у прохожего, как (т. е. каким путём, каким образом) добраться до станции (как - союзное слово, обстоятельство образа действия). 4) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве (Т.) (как- сравнительный союз). 5) Я спросил Виктора, когда (сегодня, завтра, через день) он придёт ко мне (когда - союзное слово, обстоятельство времени). 6) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад (С. Е.) (когда - союз в придаточной части).
Другие союзы по своему происхождению связаны с глаголами, например: если (из глагола есть и частицы ли), будто (из глагола будь и местоимения то), хотя (из деепричастной формы глагола хотеть), пусть (из формы повелительного наклонения глагола пустить), чтобы (из местоимения что и частицы бы, образовавшейся от глагола быть).
Некоторые союзы образовались из неместоимённых наречий, например: едва, даром.
Глаголы и наречия, превращаясь в союзы, теряют своё лексическое значение, перестают быть членами предложения и служат для связи предложений.
Ср.: 1) Я в театрыдаром хожу (М.- С.) (даром, т. е. бесплатно,- наречие) ; 2) Он был ясно виден до заплаты на плече,даром что ехал в тени (Т.) (даром что -уступительный союз, близок по значению к союзу хотя).
Упражнение 121. Прочитайте и укажите, чем придаточная часть прикрепляется к главной, а также каким членом придаточного предложения является союзное слово. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания.
1) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая. (Ч.) 2) Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. (С. Е.) 3) Друга я никогда не забуду если с ним подружился в Москве. (Гус.) 4) Расти страна где волею единой народы все слились в один народ... (Л.- К,.) 5) Дайте ж в руки мне гармонь чтоб сыграть страданье. (Ис.) 6) Становится легче когда песню поёшь. (Гус.) 7) Я хочу чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. (Светл.) 8) Пусть он вспомнит девушку простую пусть услышит, как она поёт. (Ис.) 9) Не пойму я отчего и почему не могу я наглядеться на тебя. (Л. К,.) 10) Уже восток начинал бледнеть, когда я заснул. (Л.) 11) Каждый кто честен встань с нами вместе против огня войны. (Ош.) 12) Бывают дни когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре. (Ч.) 13) Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко. (Арс.) 14) Поезд был уже вдали где сужаются рельсы. (Пан.) 15) Теперь когда машины повернули к перевалу море осталось позади. (Павл.) 16) Очнулся он когда солнце уже стояло высоко. (А. Г.) 17) Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он сможет выписаться (Н. О.) 18) Верить хотелось ибо книги внушили мне веру в человека. (М. Г.) 19) Начиналась уже осень хотя стоял ещё август. (М.- С.)
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Часть 2 Синтаксис
Педагогическое образование.. а м земский с е крючков м в светлаев..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Под редакцией академика В. В. Виноградова
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений
13-е издание, стереотипное
Знаки препинания в конце законченных предложений.
1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовы
Слова, стоящие в именной части составного сказуемого.
1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Указанные разряды слов в современном русском языке употребляются только в функции сказуем
Составное именное сказуемое с глаголами, обозначающими состояние или движение.
Сказуемое может быть выражено словосочетанием, состоящим из глагола, обозначающего состояние или движение (сидеть, стоять, лежать, идти и пр.), и прилагательного или причастия в именительн
Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже и предложение распадается на две части: Москв
Составное глагольное сказуемое.
С о с т а в н ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глагола в неопределенной форме, например: Виктор
Стилистические свойства форм сказуемого.
В составном именном сказуемом с выраженной связкой форма творительного падежа существительного более свойственна современному языку, чем форма именительного. Ср.: Он былсыном
Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
1. В составе подлежащего может быть количественное существительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом случае сказуемое обычно согласуется
Основные группы односоставных предложений.
Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основ
Предложения определённо-личные.
О п р е д е л ё н н о – л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами по
Предложения неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Эти два типа односоставных предложений близки друг к другу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое дейс
Безличные предложения.
Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в дол
Инфинитивные безличные предложения
С к а з у е м о е б е з л и ч н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой формой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким сказуемым обычно употреб
Типы безличных предложений.
Укажем несколько типов безличных предложений с точки зрения характера их построения.
1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое
Неполные предложения.
Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, главные или второстепенные. Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей
Синонимика простых предложений разных типов.
Разные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мороз (двусоставное полное предложение).-Сильный мороз (назывное
Общее понятие о второстепенных членах.
В т о р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения могут распространять (пояснять)
Дополнение.
Д о п о л н е н и е обозначает предмет, являющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопросов косвенных падежей: к о г о? - ч е г
Дополнение к глаголу прямое и косвенное.
П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаголом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с прямыми до
Действительный и страдательный обороты.
Д е й с т в и т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуемое - действие, которое «переходит» на другой предмет, ука
Дополнение при именах существительных и прилагательных.
I. Следующие разряды существительных могут поясняться дополнениями:
1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом
Определение.
О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?
к о т о р ы й?:
1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглол
Несогласованное определение.
Несогласованное определение выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.
1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозн
Обстоятельства.
О б с т о я т е л ь с т в а обозначают условия, в которых протекает действие: время, место, способ совершаемого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выделяется несколько тип
Понятие об актуальном членении предложения.
Предложение обычно содержит две части: то, о ч ё м сообщается, из чего исходит говорящий, и то, ч т о о б э т о м сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или т е м
Коммуникативно нерасчленённые предложения.
Коммуникативно нерасчленённые предложения не членятся на тему и рему. В них сообщается о существовании или возникновении предметов и явлений, выражается представление о каком-нибудь факте действит
Обычный порядок слов в словосочетаниях.
Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения.
I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я
1. При распространении имени сущ
Изменение обычного порядка слов при изменении актуального членения предложения.
Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в
Понятие об однородных членах предложения.
О д н о р о д н ы м и называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как ра
Союзы, связывающие однородные члены предложения.
Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е
О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.
Некоторые из союзов (и,да в значении и) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когд
Однородные определения.
1. Определения считаются однородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логически и по смыслу). Каждое из однородны
Согласование в числе в предложениях с однородными членами.
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу веселокудрявились ракиты, молодой
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём однородных членов.
В примере В корзинке была
Стилистические различия конструкций с однородными членами.
Однородные члены, употреблённые без союзов или соединённые союзами и илино, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям
Нарицательные имена существительные в роли личных обращений.
Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве обращений до недавнего времени широко использовались слова товарищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, о
Знаки препинания при обращении.
Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения.
1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отделяется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы
Понятие о вводных словах.
В в о д н ы е с л о в а вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являют
Группы вводных слов по значению.
По значению вводные слова можно разбить на следующие основные группы:
1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему:
Стилистические особенности вводных слов.
Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как правда, кажется, например, действительно, может быть
Знаки препинания при вводных словах.
Вводные слова выделяются, как правило, з а п я т ы м и.
П р и м е р ы.Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас,пожалуй, в свою избу прове
Вводные предложения.
Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:
Понятие о междометных предложениях.
М е ж д о м е т н ы м и называются предложения, состоящие из междометий, произн-есённых соответствующим восклицательным или побудительным тоном.
В междометных предложения
Знаки препинания при междометных предложениях.
Междометные предложения отделяются в о п р о с и т е л ь н ы м з н а к о м, в о с к л и ц а т- е л ь н ы м з н а к о м, т о ч к о й, м н о г о т о ч и е м или з а п я т о й.
Общее понятие об обособлении.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются о б о с о б л е н н ы м и.
Сравните: 1) Раздался выстрел,который разбудил тиш
Обособление согласованных определений.
С о г л а с о в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и прилагательными, обособляются в следующих случаях:
1. Определения, выраженные причастиями и прилагательными, об
Обособление несогласованных определений.
1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят
Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.
САД
Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с паркетным по
Обособление приложений.
1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади н
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием.
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием,
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его пере
Обособление дополнений.
Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие:
а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда др
Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописаниене и ни.
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивост
Обособление уточняющих членов предложения.
У т о ч н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие чл
Обособление присоединительных слов.
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые являются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они несколько напоминают вводные слова, но отли
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновременность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одно
Присоединительное значение сочинительных союзов.
Некоторые сочинительные союзы(и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли
Пояснительные предложения.
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, составляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих
Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными союзами.
Между частями предложения, связанными сочинительными союзами, ставится з а п я т а я.
П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов
Указательные слова в главной части сложноподчинённого предложения.
В главной части бывают у к а з а т е л ь н ы е с л о в а, которые указывают, что при главной части имеются придаточные, например: 1) Лишьтот достоин жизни и свободы, кто день з
Связь предложений двойными союзами.
От сложных предложений с указательными словами и подчинительными союзами надо отличать сложные предложения с двойными союзами (условными, временными, причинными): если-то. если-так, коли - то,
Сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями.
Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложение, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить
Место придаточной части в сложноподчинённом предложении и знаки препинания в нём.
1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и внутри главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с
Переход придаточных частей сложноподчинённых предложений в члены предложения.
В некоторых случаях придаточная часть настолько теряет признаки предложения, что превращается в цельное сочетание наречного характера, которое является членом предложения, не выделяется при произ
Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений.
Обособленные определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми от них словами, свойственны преимущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого
Хожи на сакли.
3) Если относительное местоимение стоит в винительном падеже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой формы, обозначающей действ
Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия.
П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, которая состоит из качественно
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
С придаточными образа действия и придаточными степени по значению несколько сближаются п р и д а т о ч н ы е с р а в н и т е л ь н ы е. По средствам связи и по значению они распадаются на две гру
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю?
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, которые прикрепляются к главной части относительными местоимениями и наречиями что, всле
Назначение прямой речи.
В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее сказанные, 3) невысказанные мысли.
П р и м е р ы. 1) «Эко солнышко! - промолвил Касьян вполголоса.- Эк
Несобственно-прямая речь.
Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно - прямая речь.
Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пушкиным и получил широчайшее развити
Знаки препинания при прямой речи.
1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и.
П р и м е р. «Что, слепой? - сказал женский голос,- буря сильна; Янко не будет». - «Янко не боится бури»,- отвечал тот.- «Туман
Замена прямой речи косвенной.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная - от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и прит
Знаки препинания в косвенной речи.
Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предложениях с кос
Знаки препинания.
В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в
Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы и приставкинеини.
Оленин был юноша, (н...)где (н...) кончивший курса, (н...) где (н...) служивший (только числившийся в каком(го) присутственном месте), промотавший половину своего состояния и до двадцати че
В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.
Понятие сложноподчиненного предложения
Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:
- Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
- Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
- С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).
В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:
- с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
- с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
- с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку ); Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).
Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.
Виды придаточных обстоятельственных
В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:
времени | как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?) |
места | они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?) |
причины | дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом |
условия | в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?) |
цели | я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба |
уступки | он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной |
сравнения | за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза |
образа действия | мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке |
меры и степени | девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой |
следствия | за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?) |
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.
Придаточные образа и степени действия
Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.
В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:
- Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
- Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.
Придаточное времени
Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»
Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:
- В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
- А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).
В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).
В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:
- Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
- Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).
В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.
Придаточные места
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).
- Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
- Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.
Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.
Придаточное условия
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:
- Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
- Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
- Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).
Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).
Придаточное цели
Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»
Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:
- Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
- Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
- Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.
Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.
Придаточное причины
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:
- Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
- Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
- Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.
Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.
Придаточное следствия
В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:
- Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
- Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.
Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).
Придаточное уступки
Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.
Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:
- союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
- союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .
Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.
Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.
Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.
Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.
Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).
В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.
Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).
Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.
Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).
Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.
Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Классификация видов придаточных предложений
В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.
В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.
В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).
Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.
Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно?
и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где
и др. и союзов что, чтобы, будто
и др. | Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали . |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью . |
3. Обстоятельственные: | ||
образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. | Мы так устали, что не могли идти дальше . |
времени
| Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. | Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома. |
места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. | Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку. |
причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. | Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно. |
условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. | Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести. |
уступки
| Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни . | Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет. |
сравнения
| Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто?
и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.
| Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки . |
следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим . |
Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.
Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.
ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.
Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.
Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным , имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.
В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными .
Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.
Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.
Например:
Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же
, его честили так и сяк.
(А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами.
(А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.
Алгоритм определения вида придаточного предложения
1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.
2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).
3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:
б) от сказуемого в главной части;
в) от существительного или местоимения в главной части;
г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).
4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).
5. Назовите вид придаточного предложения.
Выделяются (по аналогии с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами) три основные типа придаточных : определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.
Придаточное предложение может относиться к определённому слову в главном (присловные придаточные) или ко всему главному (неприсловные придаточные).
Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к придаточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.
Придаточные определительные
Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.
В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами - относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.
Например: [Одно из противоречий , (какими живо творчество Мандельштама), касается собственной природы этого творчества] (С. Аверинцев) - [сущ., (какими (= противоречиями)), ].
Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.
Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [сущ., (где),].
Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) - [сущ.], (что).
Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [ сущ.], (когда).
В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, например:
Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году (Ю. Герман) - [ ук.сл. тот - сущ.], (которого).
Местоименно-определительные придаточные
По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные . Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:
1) [Всего, (что знал еще Евгений ), пересказать мне недосуг ) (А. Пушкин) - [мест., (что),]. 2) [Не т о, (что мните вы ), природа ]... (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].
Как и придаточные определительные, раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).
Ср.: [Тот человек , (который приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].
[Тот , (кто приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто), ].
В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, например:
(Кто жил и мыслил ), [тот не может в душе не презирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто), [мест. ].
Придаточные изъяснительные
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы (сказать, спросить, ответить и др.; думать, знать, вспомнить и др.; бояться, обрадоваться, гордиться и др.; увидеть, услышать, почувствовать и др.), но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.)
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союзных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.
Например: 1) [Свет решил ], (что т умён и очень мил ) (А. Пушкин) - [ глаг.], (что). [Я_ боялся ], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла ) (А. Фет) - [ глаг.], (чтоб). [Ей снится ], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) - [ глаг.], (будто бы).
2) [Ты знаешь сам], (какое время наступило ) (Н. Некрасов) - [ глаг.], (какое). [Затем она стала расспрашивать меня], (где я теперь работаю ) (А. Чехов) - [глаг.], (где). (Когда он прибудет ), [неизвестно ] (А. Чехов) - (когда), [нар.]. [Я_ спросил а у кукушки], (сколько лет я проживу )... (А. Ахматова) - [глаг.], (сколько).
3) [Обоим очень хотелось узнать \, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) - [глаг.], (ли).
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы - косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли - косвенные вопросы.
В главном предложении при поясняемом слове может быть указательное слово то (в разных падежах), которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: \Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том], (что леса учат человека понимать прекрасное) (К. Паустовский) - [сущ.+ук.сл.], (что).
Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных
Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных , которые относятся к существительному. Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами. Придаточные же изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное , присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).
Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные , зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что). Ср.: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило. 2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас вклассе, изумило всю школу.
1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными . Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).
2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).
Обстоятельственные придаточные
Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а следовательно, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.
Придаточные образа действия и степени
Характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.
Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) (К. Симонов) - [глаг.+ук.ел. так], (как) (придаточное образа действия).
2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать ) (А. Герцен) -[глаг.+ук.ел.столько], (сколько) (придаточное степени).
Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными (если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько) (см. примеры выше) и двузначными (если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом). Например: 1) [Белые акации пахли так сильно], (что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту) (А. Куприн) -
[ук.сл. так + нареч.], (что) (значение степени осложнено значением следствия, которое вносится в значение придаточного союзом что).
2) [Красивая девушка должна быть одета так], (чтобы выделяться из окружающей обстановки) (К. Паустовский) - [кр.прич. + ук.сл. так], (чтобы) (значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы).
3) [Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя) (К. Паустовский) - [ук.сл. так + глаг.], (будто) (значение степени осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто).
Придаточные места
Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:
1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный цм)... (А. Пушкин) - , (куда).
2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) - [нар.], (где).
3) (Куда река пошла ), [там и русло будет ] (пословица) -(куда), [ ук.сл. там ].
Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.
Ср.: 1) И [Таня входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно наш герой ) (А. Пушкин) - [сущ.], (где) (придаточное определительное).
2) [Я_ стал припоминать ], (куда ходил в течение дня) (И. Тургенев) - [глаг.], (куда) (придаточное изъяснительное).
Придаточные времени
Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:
1) [Когда граф вернулся ], (Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ) (Л. Толстой) - (ког2) (Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон), [в заботах суетного света он малодушно погружён } (А. Пушкин) - (пока), .
В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:
1) [Я_ сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).
2) (Когда зимой ешь свежие огурцы), [то во рту пахнет весной] (А. Чехов) - (когда), [то].
3) [Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда], (когда даёт его в переносном значении) (С. Маршак) - [ ук.сл. тогда], (когда).
Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда. Например:
1) [Я_ видел Ялту в том году], (когда (- в котором) её покинул Чехов ) (С. Маршак) - [ук.сл.+сущ.], (когда) (придаточное определительное).
2) [Корчагин неоднократно спрашивал меня], (когда он может выписаться ) (Н. Островский) - [глаг.], (когда) (придаточное изъяснительное).
Придаточные условия
Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, если, если... то, когда (= если), когда... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:
1) (Если я заболею ), [к врачам обращаться не стану ]...(Я. Смеляков) - (если), .
2) (Раз мы начали говорить ), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) - (раз), [то].
Если придаточные условные стоят перед главным, то в последнем может быть вторая часть союза - то (см. 2-ой пример).
Придаточные цели
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:
1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) - , (чтобы);
2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) - , (дабы);
3)(Для того чтобы быть счастливым ), [надо не только любить , но и быть любимым ] (К. Паустовский) - (для того чтобы), ;
При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения, например: [Я_ упоминаю об этом исключительно для того], (чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна) (К. Паустовский) - [ук.сл. для того], (чтобы).
Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например:
1) [Я хочу ], (чтоб к штыку приравняли перо) (В. Маяковский) - [глаг.], (чтоб) (придаточное изъяснительное).
2) [Время посадки было рассчитано так], (чтобы к месту высадки попасть на рассвете) (Д. Фурманов) - [кр.прич.+ук.сл. так], (чтобы) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).
Придаточные причины
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)
2) [Всякий труд важен ], (ибо облагораживает человека) (Л. Толстой) - , (ибо).
3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался ] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[Оттого и дороги мне люди ], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ ук.сл. оттого], (что).
Придаточные уступительные
В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему 1) союзами хотя, хотя... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и 2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни. Например:
I . 1) И (хоть он был повеса пылкой ), [но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец] (А. Пушкин) - (хоть), [но].
Примечание . В главном предложении, при котором находится уступительное придаточное, может находиться союз но.
2) (Пусть роза сорвана ), [она ещё цветёт ] (С. Надсон) - (пусть), .
3) [В степи было тихо, пасмурно ], (несмотря на то что солнце поднялось ) (А. Чехов) - , (несмотря на то что).
П. 1) (Как ни оберегал себя Пантелей Прокофъевич от всяких тяжёлых переживаний), [но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение] (М. Шолохов) -(как ни), [но].
2) [Я_, (сколько ни любил бы вас), привыкнув, разлюблю тотчас) (А. Пушкин) - [, (сколько ни), ].
Придаточные сравнительные
Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные , следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.
В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, буто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем... тем, чем и др. Например:
1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), ["].
2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют ], (словно кто их вымыл и лак на них навёл ) (И. Тургенев) - , (словно).
3) [Мы втроём начали беседовать ], (как будто век были знакомы ) (А. Пушкин) - , (как будто).
Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем... тем. Придаточные с двойным союзом чем... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
1) (Чем меньше женщину мы любим ), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин) - (чем), [тем].
2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) - [сравн.степ.нар.], (чем).
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:
[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) - , (как).
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.
Придаточные следствия
Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения.
Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.
Например: [Зной всё увеличивался ], (так что становилось тяжело дышать ) (Д. Мамин-Сибиряк); [Снег всё становился белее и ярче ], (так чтоломило глаза) (М. Лермонтов) - , (так что).
Придаточные присоединительные
Придаточные присоединительные содержат добавочные сведения, замечания к тому, о чём сообщается в главном предложении. Присоединительные придаточные относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и прикрепляются к нему союзными словами что, чем, о чём, отчего, зачем, почему и др.
Например: 1) [Ей нужно было не опоздать в театр],(отчего она очень торопилась ) (А. Чехов) - , (отчего).
2) [Пала роса ], (что предвещало завтра хорошую погоду) (Д. Мамин-Сибиряк) - , (что).
3) [А старик Кукушки н быстро надел очки, позабыв протереть их], (чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось ) (И. Ильф и Е. Петров) - , (чего).
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным
Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы.
Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов).
, (отчего).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.
2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), .
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.
3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.
Инструкция
Вспомните, придаточное предложение и какую функцию оно выполняет. Сложноподчиненное предложение состоит из неравнозначных частей. Одна из них независимая, и ее называют главным . Придаточное - это зависимая часть, выполняющая роль второстепенного члена предложения .
Придаточные предложения делятся на 4 группы. Поскольку во многих случаях они выполняют функции второстепенных членов предложения , то и очень похоже: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные. В свою очередь, обстоятельственные придаточные нескольких видов. Вспомните типы обстоятельств: места, времени, образа действия, причины, следствия, цели. К этой же группе относятся сравнительные и уступительные придаточные.
Определите, относится ли придаточное ко всему главному предложению или к какому-то одному его члену. Ко всему главному предложению чаще всего относятся некоторые категории обстоятельственных придаточных, то есть места, времени, цели, причины, следствия, уступительные, условные и сравнительные. Все остальные придаточные относятся к одному члену главного предложения .
Определите, к какому члену главного предложения относится придаточное. Поставьте к нему вопрос. Определение отвечает на вопросы "какой?", "который?", "чей?". Их же можно поставить и к определительному придаточному. Иногда этот вид можно определить и по союзу или союзному слову, если оно совпадает с вопросом. Однако определительное придаточное может присоединяться и с помощью слов "как" или "когда", то есть его можно перепутать с обстоятельственным. Поэтому основным способом является все-таки вопрос.
Изъяснительное придаточное предложение выполняет функцию дополнения, то есть отвечает на падежные вопросы. Его союзы и союзные слова - "кто" и "что", и в этом случае вид определяется сразу. Но и здесь есть ловушка. Изъяснительное предложение может присоединяться теми же или союзными словами, которые характерны для других видов придаточных.
Самая разнообразная группа - обстоятельственные придаточные. Это предложения отвечают на очень разные вопросы, по которым и определяется "подвид". Обстоятельственные предложения места и времени отвечают на вопросы "где", "откуда", "когда", "с какого времени".
Очень много общего имеют придаточные причины, цели и условные. Первое отвечает на вопросы "почему?", "по какой причине?". Два других вида определяют, с какой целью сделано то, о чем говорится в главном предложении, или при каких условиях это возможно.
Обратите внимание
Есть несколько видов придаточных предложений, к которым вопроса обычно не ставят. Это уступительные, сравнительные, присоединительне. К первой категории относятся предложения, в которых говорится о том, что что-то не произошло, несмотря на старания или благоприятные обстоятельства. К главному такое придаточное присоединяется союзными словами "хотя", "несмотря на". В сравнительных придаточных, как следует из названия, что-то с чем-то сравнивается.
Источники:
- виды придаточных предложений
– это вид сложного предложения со значением неравноправности частей, которое выражается подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. В структуре сложноподчиненного предложения выделяются две части: главная и зависимая. Связь между ними является двусторонней, т.к. не только придаточное предложение не может существовать без главного, но и главное нуждается в наличии зависимого.
Придаточное предложение, зависимое от главного, присоединяется к нему двумя способами:- прикрепляется к одному слову в главном предложении и поясняет его («Мы остановились по в том месте, где струился ручей»);- соединяется с главным предложением в целом («Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»).В школьном курсе русского языка выделяют три группы , которые соотносятся с второстепенными членами в простом предложении: определением, дополнением, обстоятельством.Придаточное относится к существительному в главном и характеризует предмет, называя его признак («Чехов был свидетелем события, о котором не забудет Москва»). Разновидностью определительных являются местоименно-определительные предложения , относящиеся к местоимению в главном предложении («Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет»). Особенность этой группы придаточных предложений - употребление в качестве средства связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и «закрепленное» место придаточного после главного.Придаточное (дополнительное) предложение присоединяется к глаголам, отглагольным существительным и наречиям со значением речи, мысли, чувства, восприятия с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Такие предложения имеют значение дополнения и отвечают на вопросы падежей («Подскажите, как пойти на улицу Гоголя»). Придаточные обстоятельственные предложения чаще всего относятся к главному предложению в целом и определяют признак происходящего действия: время, место, образ действия, меру и степень, условие, цель, причину, следствие, сравнение и уступку. Все эти значения соотносятся со смысловыми группами обстоятельств («Я ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен» - с придаточным цели, отвечающим на вопрос «зачем?»).Обратите внимание, что сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных предложений, относящихся либо к одному типу, либо к разным. «В конце года меня потянуло в родные места, где я родился и где провел » - в предложении два придаточных определительных, относящихся к одному слову «места» и отвечающих на одинаковый вопрос «какие?». Такой тип подчинения называется однородным соподчинением.«Мы не знали, в какую сторону идти, потому что » - в предложении два придаточных, которые связаны с главным и друг с другом по типу «цепочки». Это последовательное подчинение. «Когда их работа окончена, я вижу, что все дно застлано живой рыбой» - в предложении два придаточных, которые отвечают на разные вопросы и относятся к разным видам. Это тип параллельного подчинения.
Видео по теме