Биографии Характеристики Анализ

Эффекты гидрофильной и липофильной фракций пыльцевой обножки при индуцированном стрессе. Основные положения диссертации, выносимые на защиту

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова и др).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

Отношение личности к людям, пишет С.А.Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам .

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Мы полагаем, что характеристика отношений личности будет неполной, если не рассматривать её как предмет изучения философской и психологической наук.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём–либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности .



В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение .

Кроме того, в философии и психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека .

В разработанной А.Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека, как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности .

Я.Л.Коломинский отмечает, что отношение – это «особая» внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей, а в общении – «процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются отношения» .

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).



Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нём, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания .

Таким образом, вопрос об отношении человека к действительности неразрывно связан с таким понятием как ценность. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности (А.М.Коршунов, В.П.Тугаринов).

В.П.Тугаринов называет ценностями те явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными, приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей .

В некоторых исследованиях отмечается, что ценность – это не предмет, не вещь, не их свойства, а некий род человеческой мысли (А.И.Титаренко).

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразие связи человека с миром.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений .

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественной, субъективную реальность с объективной .

Познание личностью ценности объектов социальной действительности предполагает наличие у неё определённого способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности её ценностных отношений (И.В.Дубровина).

Ценностное отношение представляет собой одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как установку, позицию субъекта по отношению к определённым объектам как к личностным ценностям (В.В.Гречаный, А.И.Титаренко).

Прежде чем определить понятие «ценностное отношение к здоровью», выделим несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации (Г.С.Никифоров). При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов (Ю.Ф.Змановский).

И.И.Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации .

В.П.Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды .

Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

В основе нашей работы лежит концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егорова, Ю.Ф.Змановский).

В структуре здоровья выделяют следующие компоненты: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья .

Духовно-нравственное здоровье – это, прежде всего сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.

Личностный (психологический) компонент здоровья определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент здоровья отражает способность человека мыслить позитивно, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию.

Эмоциональное здоровье – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

Социальное здоровье определяется социальной активностью, высокой коммуникативностью, широким кругом общения и т.п.

Физическое здоровье естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением взаимодействия всех органов и систем, динамическим равновесием с окружающей средой.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Ценностное отношение к психическому здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе (авторское).

Ценностное отношение к социальному здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения (авторское).

Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.

Кафедра патологической анатомии вместе с другими подразделениями мединститута была переведена в Рязань из Москвы к 1950 году. Следует отметить, что руководитель кафедры медицинского института Наркомздрава РСФСР - крупнейший врач и ученый профессор В.Т. Талалаев. В первый период кафедра располагалась в 7 корпусе больницы им. Н.А. Семашко, для руководства был приглашен фронтовой патологоанатом и судебно-медицинский эксперт профессор Борис Петрович Угрюмов. В 1954 году научно-педагогический процесс возглавил харизматичный ученый с мировым именем, ученик профессора В.Т. Талалаева - Вячеслав Константинович Белецкий. За более чем 20-летний период работы в Рязанском медицинском институте (из них руководил кафедрой с 1954 по 1971 гг.) ему удалось создать самобытную рязанскую школу морфологов. Позднее кафедрой руководили Заслуженный деятель науки Ю.И. Ухов, Ю.Л. Сутулов, В.А. Васин.

Важной вехой стало присоединение в 1988 году кафедры судебной медицины в качестве отдельного курса (с 2013 года курсом руководит профессор И.Б. Бойко).

Длительный период жизни коллектива связан с деятельностью профессора Петра Андреевича Чумаченко, который заведовал подразделением с 1981 по 2013 гг. В это время основными научными направлениями кафедры стали исследования патоморфологии эндокринной системы и маммогенеза. Перу Петра Андреевича принадлежат свыше 230 научных работ, среди них 7 монографий.

В период с 2013 по 2016 гг. кафедру возглавлял опытнейший морфолог, учитель нескольких тысяч выпускников Рязанского медицинского института, ученик профессора В.К. Белецкого - Виталий Георгиевич Папков.

В 1966 г. В.Г. Папков поступил в заочную аспирантуру на кафедре патологической анатомии РМИ. Основное направление его научных исследований - это проблемы морфологических изменений гипоталамуса, гипофиза и надпочечников при различных видах насильственной и ненасильственной смерти. Педагогическую и научную работу В.Г. Папков совмещал с административными функциями - трудился заместителем декана лечебного факультета, а затем ‒ заведующим отделом аспирантуры и ординатуры.

С декабря 2016 года на должность заведующего кафедрой Ученый совет Университета выбрал по конкурсу к.м.н. Деева Романа Вадимовича. Современный этап развития кафедры связан с преобразованиями в системе преподавания фундаментальных и клинических дисциплин.

За более чем трехсотлетнюю историю развития клинической морфологии человечество прошло путь от создания первого микроскопа, до внедрения в диагностическую практику молекулярно-генетических методов исследования, причем реализуются эти методы, в том числе и на традиционном для морфологов материале биопсий, гистологических препаратах. Новые вызовы современного развития медицины требуют от коллектива кафедры разработки новых подходов как в преподавании дисциплины и практической деятельности, так и в профессиональной ориентации молодежи. Сохраняя практическую направленность преподавания, становой хребет патологической анатомии - классические знания о макро- и микроскопическом исследовании тел умерших, структурных изменениях тканей и органов при различных заболеваниях, все большее значение приобретают аспекты прижизненной биопсийной диагностики.

Интересным вызовом стало присоединение к кафедре курса «генетика», что в перспективе позволит вывести на новый уровень возможности патоморфологической работы.

Современные научные направления исследований на кафедре находятся в стадии формирования, однако уже сегодня можно говорить о том, что основными из них становятся изучение ангиогенеза при различных патологических состояниях, в том числе и при онкогенезе; молекулярные и клеточные основы развития заболеваний при врожденных (генетических) и приобретенных патологических процессах в органах опорно-двигательного аппарата; онкогенетика.

Развитие научного процесса стимулирует выход педагогического процесса на новый уровень, в связи с чем большое внимание уделяется коллаборации с клиническими и исследовательскими подразделениями Университета (в рамках ЦНИЛ создана лаборатория клеточного культивирования, приобретен генетический анализатор, создается современная гистологическая лаборатория), а также ведущими клиническими и научно-исследовательскими учреждениями и лабораториями Рязани и страны в целом.

В 2018 году решением ученого совета кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины была объединена с кафедрой гистологии и стала носить название - кафедра гистологии, патологической анатомии и медицинской генетики.

Основные направления научных работ кафедры

«Уча других, мы учимся сами»

Л.А.Сенека.

Дорогие друзья!

Приветствую Вас на своём сайте и желаю творческой, активной, созидательной работы по взращиванию благородных качеств в себе и наших детях, по облагораживанию образовательного пространства через постижение мудрости педагогической любви.

О себе

Я закончил Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.

В моей семье все были педагоги, поэтому вопрос о выборе профессии был решён ещё в детстве. В настоящее время учусь в аспирантуре, работаю над кандидатской диссертацией, преподаю химию в школе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская и зарубежная классика.

Мой взгляд на мир

Искать, найти, и непременно
Идти с поднятой головой,
И стать таким, каким ты не был,
Оставшись внутренне СОБОЙ.

Мои достижения

1. Грамота за участие в научно-практичекой конфренции "Индустрия чудесных превращений".

2. Грмота за организацию научно-практичекой конфренции "Индустрия чудесных превращений".

3. Научная статья "Деградационные процессы почв и земельных угодий Рязанской области" Авторы: Виноградов Д.В., Гусев В.И., Кузнецов Н.П., Степура Е.Е., Синиговец М.Е. Элктронный научно-производственный журнал "АгроЭкоИнфо" 2013 год, №2.

4. Научная статья "Продуктивность пивоваренных сортов ярового ячменя в условиях Рязанской области" Авторы: Степура Е.Е., Виноградов Д.В. Инновационные технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции.

5. Свидетельсво о публикации на сайте InfoUrok.ru Методическая разработка Самостоятельная работа

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время в России происходит интенсивное развитие агропромышленного комплекса. Особое внимание уделяется развитию молочного скотоводства.

Хозяйства закупают и разводят новые породы крупного рогатого скота, среди которых особой популярностью пользуется скот джерсейской породы, характеризующийся хорошими хозяйственными показателями, неприхотливостью и высокой жирностью молока.

Однако при использовании коров данной породы возникает ряд проблем: уменьшение срока хозяйственного использования дорогостоящего крупного рогатого скота, снижение молочной продуктивности, нестабильность лактационной кривой.

В связи с этим вопросы увеличения срока хозяйственного использования, прогнозирования молочной продуктивности, стабилизации лактационной кривой на данный момент остаются актуальными.

В научной литературе имеются сведения (Емельянова А.С. 2011, Никитов С.В. 2013, Лупова Е.И. 2015) о том, что животные, обладающие высокими врожденными функциональными резервами, характеризуются высокой молочной продуктивностью, стабильной лактационной кривой и другими полезными хозяйственными характеристиками.

Это связано с тем, что адаптационные возможности организма животного
представляют собой запас определенных функциональных резервов, который постоянно
расходуется. К таким резервам относятся энергетические, метаболические и

информационные ресурсы. Врожденные резервы обеспечивают исходную мощность механизмов адаптации и неодинаковы у разных животных.

Наиболее высокими метаболическими и энергетическими ресурсами обладает сердце животных, которое способно при одной и той же частоте пульса обеспечить более высокий минутный объем кровообращения. В результате этого один и тот же минутный объем сердца может обеспечить большую доставку и утилизацию кислорода при меньшем напряжении регуляторных систем, то есть характеризуется сравнительно более высокими информационными ресурсами. Функциональные резервы организма коровы, возможно, измерить при помощи метода вариабельности сердечного ритма по Р.М. Баевскому (Баевский Р. М. 1997).

Данный метод позволяет исследовать и оценить тонкие механизмы регуляции сердечно-сосудистой системы, а также напряжение регуляторных систем, выявить активность симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, индекс вегетативной регуляции, вегетативный показатель ритма, показатель адекватности

процессов регуляции, что очень важно для выявления функциональных возможностей сердца.

Математический анализ сердечного ритма используется как новый метод исследования процессов регуляции, происходящих в организме животного.

Метод анализа сердечного ритма основан на его рассмотрении как процесса со случайным характером, представленного временным рядом кардиоинтервалов (R-R интервалов). При данном анализе применяются различные системы статистической обработки. Кардиоциклы во временном аспекте содержат информацию о деятельности сердечной системы, а также о регуляторных механизмах более высокого порядка, которые управляют функциями всего организма на различных уровнях. Таким образом, использование сердечного ритма в качестве интегрального показателя регуляторных процессов всего организма, позволяет реально оценить состояние адаптационных возможностей организма животного и изучить на соматическом уровне функционирования вегетативной нервной системы, и в аспекте ее адаптации.

Степень разработанности темы.

В данном направлении существует ряд научных исследований. В 2011 году A.C. Емельянова доказала взаимосвязь между молочной продуктивностью и типом регуляции сердечного ритма. По данным исследований A.C. Емельяновой, лактационный процесс вызывает увеличение уровня функционирования определенных систем организма животного, что влечет за собой мобилизацию функциональных резервов в процессе физиологической адаптации за счет работы регуляторных систем.

В своей работе Никитов С.В. (2013) отмечал, что повышение молочной продуктивности при применении добавки «Витартил» наблюдается в большей степени у животных с исходным вегетативным тонусом нормотония, чем у коров с исходным вегетативным тонусом гиперсимпатикотония. По данным электрокардиографических показателей им было установлено, что коровы с более высоким уровнем увеличения молочной продуктивности (ИВТ - нормотония) характеризуются полноценностью метаболических и биохимических процессов, протекающих в сердечной мышце. Это свидетельствуют о преобладании автономного контура регуляции сердечной деятельности и связано с достаточным уровнем врожденных функциональных резервов.

В работе Луповой Е.И. (2015) было изучено функциональное состояние сердечнососудистой системы коров-первотелок в условиях острого транспортного стресса и установлено положительное действие янтарной кислоты для коррекции стресса и сохранения удоев.

Однако в литературных источниках отсутствуют данные о породных особенностях
параметров вариабельности сердечного ритма. Так, у коров джерсейской породы

исследования сердечно-сосудистой системы с учетом влияния вегетативной нервной системы ранее не проводились и в доступной научной литературе не описаны.

Цель и задачи исследований. Целью исследования является: определить параметры
вариабельности сердечного ритма у коров джерсейской породы и их взаимосвязь с
хозяйственными показателями (молочной продуктивностью и интенсивностью

молокоотдачи).

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:

    Определить исходный вегетативный тонус коров джерсейской породы, используя интегральный параметр кардиоинтервалограмм – индекс напряжения;

    Определить параметры первичных показателей вариационных пульсограмм (моду, амплитуду моды и вариационный размах) у животных с разным исходным вегетативным тонусом;

    Определить параметры вторичных показателей вариационных пульсограмм (индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР) и показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР)) у животных с разным исходным вегетативным тонусом;

    Изучить взаимосвязь исходного вегетативного тонуса коров джерсейской породы с молочной продуктивностью, используя параметр кардиоинтервалограмм – индекс напряжения, учитывая первичные и вторичные показатели вариационных пульсограмм;

    Изучить взаимосвязь исходного вегетативного тонуса коров джерсейской породы с интенсивностью молокоотдачи, используя параметр кардиоинтервалограмм – индекс напряжения, учитывая первичные и вторичные показатели вариационных пульсограмм.

Научная новизна исследований заключается в том, что впервые был определен исходный вегетативный тонус на основе индекса напряжения у коров джерсейской породы. Были определены первичные и вторичные показатели вариабельности сердечного ритма для коров джерсейской породы. Была определена и проанализирована взаимосвязь параметров вариабельности сердечного ритма у коров джерсейской породы с хозяйственными показателями – молочная продуктивность и интенсивность молокоотдачи.

Теоретическая и практическая значимость работы.

1. Выполненные исследования содержат новые данные, важные для

использования в клинической ветеринарной кардиологии;

    Результаты научных исследований позволяют внедрить кардиоинтервалометрические обследования сердечно-сосудистой системы коров джерсейской породы в качестве дополнительного теста для раннего выявления наибольшей молочной продуктивности, что позволит повысить экономическую эффективность производства молока на предприятиях;

    Результаты и методика исследований могут быть использованы в клинической диагностике сердечно-сосудистой системы крупного рогатого скота;

    Полученные данные могут служить справочным материалом для дальнейших, более углубленных научных исследований в этой области и использоваться в учебном процессе.

Методология и методы исследования. Методологической основой проведенного
исследования является изучение электрокардиограммы у коров джерсейской породы, а также
рассчитанный индекс напряжения и установленный на его основе исходный вегетативный
тонус. Результаты исследований получены с использованием метода

кардиоинтервалометрии, то есть регистрации синусового сердечного ритма, что представляет собой непрерывную запись последовательных (не менее 100) кардиоциклов в одном из электрокардиографических отведений с последующим математическим анализом его структуры и статистической обработкой полученных данных. Все они являются базой для использования в клинической ветеринарной кардиологии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

    Исходный вегетативный тонус, рассчитанный на основе индекса напряжения коров джерсейской породы;

    Параметры вариабельности сердечного ритма для коров джерсейской породы с различным исходным вегетативным тонусом;

    Взаимосвязь параметров вариабельности сердечного ритма коров джерсейской породы с молочной продуктивностью;

    Взаимосвязь параметров вариабельности сердечного ритма коров джерсейской породы с интенсивностью молокоотдачи.

Степень достоверности и апробация работы. Достоверность результатов проведенных исследований базируется на применении современных методов статистической обработки полученного материала и использовании сертифицированного оборудования.

Основные положения диссертационной работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на 65–ой Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к развитию агропромышленного комплекса региона» (город Рязань, 2016); Национальной научно-практической конференции «Инновационное развитие

современного агропромышленного комплекса России» (город Рязань, 2016); II Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы» (город Чебоксары, 2017); Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биологии и экологии» (Россия, г. Грозный, 2017); Международной научно-практической конференции «Перспективы устойчивого развития АПК» (город Омск, 2017); VI международной заочной научно-практической конференции Научный форум: медицина, биология и химия (город Москва, 2017).

Публикации результатов исследований. По материалам диссертации опубликовано 14 научных работ, из них 5 в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Минобрнауки РФ, 1 монография.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация изложена на 184 страницах компьютерного текста, включает 36 таблицы, 36 рисунков, 33 приложения, состоит из введения, общей характеристики работы, обзора литературы, материала и методов исследований, основной части, обсуждения результатов исследования, заключения, состоящего из выводов, предложение производству. Список литературы включает 243 источника, в том числе 11 иностранных.