Основные компоненты педагогического процесса: описание, принципы и функции. Компоненты педагогического процесса
Относятся:
- цель;
- содержание;
- формы;
- деятельность педагога, которая реализуется через педагогические задачи, методы и средства;
- деятельность ученика, которая определяется его личными целями, мотивами и средствами;
- результат совместной деятельности педагога и ученика.
Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом.
Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.
Деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, с той лишь разницей, что они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Обучаемый пользуется в процессе своей деятельности методами и средствами, предложенными ему в процессе воспитания и социализации. Но чем ниже уровень опыта и знаний, тем ниже их целесообразность и адекватность решаемым проблемам. Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Такой подход – это не полное снятие ответственности с воспитанника. Ребенок несет ответственность за свои поступки пропорционально его возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, уровню сформированности способности к целеполаганию.
Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В различных типах педагогики эта проблема решается по-разному. В авторитарной педагогике воздействия, специфика деятельности обучаемого не является фокусом для постоянного изучения и осмысления, соответственно расхождения между деятельностью педагога и ученика часто значительны. В гуманистической педагогике, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве субъектов процесса, осуществление педагогической деятельности происходит в контакте с детьми, стабильного внимания к психо-физическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.
Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система. Система таких отношений и ценностей обучаемого определят его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом и делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным, если данная система имеет положительную направленность.
Процессуальная структура и компоненты
Если рассматривать процессуальную структуру педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты:
- эмоционально-мотивационный,
- содержательно-целевой,
- организационно-деятельностный,
- контрольно-оценочный.
Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности можно выделить:
- мотивы воспитанников,
- мотивы воспитателей.
Мотивы воспитанников должны формироваться в правильном направлении. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса. Важную роль в педагогическом процессе играют и мотивы воспитателей, в частности характер эмоциональных отношений между ними.
Содержательно-целевой компонент целостного педагогического процесса связывает общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с содержанием учебно-воспитательной работы . Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса - управление учебно-воспитательным процессом педагогами. По сути, это организация педагогической среды для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия субъектов педагогического процесса. В таком взаимодействии проявляется организационная роль педагогов-профессионалов, которые обладают знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания, обеспечивающих достижение целей воспитания. Средства и методы складываются в различные формы совместной деятельности педагогов и обучаемых.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса - это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых.
Она может выражаться в подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и в определении уровня развития обучаемых с целью разработки дальнейшей программы деятельности. Посредством оценки возможно социальное воздействие на деятельность личности. Важное значение контроль и оценка имеют именно для детей. Отношения между детьми и взрослыми насыщены оценочными моментами. Важное значение здесь имеет и самооценка учениками своих успехов и недостатков. Развитие способности объективно оценивать свою деятельность - важная задача и часть структуры педагогического процесса. Актуальным для педагогического процесса является контроль и оценка со стороны государства и общества. Здесь важны самоконтроль и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности, способность к отслеживанию ее результатов и рефлексии.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, Организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Этапы педагогического процесса
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика условий;
3) прогнозирование достижений;
4) проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап - осуществление педагогического процесса - можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
2) взаимодействие педагогов и учеников;
3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
4) создание благоприятных условий;
5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.
Компоненты педагогической системы
Педагогическая система - это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В.П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:
1) учащиеся;
2) цели воспитания (общие и частичные);
В статье поговорим об основных компонентах педагогического процесса. Это очень интересная тема, так как она позволяет по-новому посмотреть на педагогику тем, кто от неё далек. Тем же, кто знаком с этой темой, будет полезно повторить материал.
Педагогический процесс
Для того чтобы говорить о компонентах чего-либо, сначала стоит рассмотреть само явление. Итак, целостный педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагогов и студентов, которое организовано специальным образом. Направлено оно на выполнение развивающих, воспитательных и образовательных целей.
Обнаружить комплексный подход к вопросу организации педагогического процесса можно в том, что задачи обучения решаются комплексно, а не разрозненно. При этом все эти вопросы касаются не только той организации, в которой человек обучается, но и других учебно-воспитательных заведений, семьи и общественных организаций. Обучение невозможно без определённого воспитания, в то время как последнее открывает возможности для познания.
Главные компоненты педагогического процесса - это воспитание и обучение. Можно сказать, что это две стороны одной медали. Оба этих компонента чем-то разнятся, а в чем-то похожи, есть определённые взаимосвязи.
Функции
Компоненты целостного педагогического процесса включают в себя понятие функциональности. Любой процесс имеет не только цели, но и определенный набор функций. Основные из них:
- информационная, которая заключается в том, что дети и студенты получают новую, необходимую и важную для них информацию;
- воспитательная функция заключается в том, что личность человека претерпевает некоторые изменения, которые связаны с жизнью в социуме;
- развивающая, которая заключается в том, что процесс обучения невозможен без комплексного развития человека;
- социально-адаптационная функция помогает людям приспособиться к жизни в коллективе, уметь находить общий язык, вместе решать какие-то задачи;
- аксиологическая функция заключается в том, что у людей формируется собственное мировоззрение, отношение к каким-либо событиям и явлениям, своя система ценностей.
Структурные компоненты педагогического процесса
Какова же структура? Она может быть субъектного или процессуального состава. Первая представляет собой состав всех участников процесса. То есть педагог, который работает в определённых условиях с определенными людьми. Процессуальный состав подразумевает более широкое понятие. Есть цель, которая имеет свое содержание. Для её достижения субъекты должны действовать, чтобы в итоге был достигнут результат.
Закономерности
Что касается компонентов процесса педагогического взаимодействия, то здесь большую роль играют закономерности. То есть это наиболее часто встречающаяся форма, в которой выражаются теоретические знания.
Важно понять, что именно теоретические, так как практическая часть, представленная в виде определённого набора требований и рекомендаций, может воплощаться в общих принципах и правилах.
Закономерности бывают общие и частные. Общие:
- Динамика развития. Эта закономерность означает, что у ученика, который более способен, промежуточные результаты будут лучше.
- Развитие в процессе обучения как личности. Надо понимать, что личностное развитие зависит от многих факторов: воспитания, учебной среды, наследственности, вовлеченности, используемых методов обучения и нахождения контакта.
- Управление. Это означает, что процесс обучения должен быть управляем. Результаты будут куда лучше, если между сторонами процесса будет налажена обратная связь.
- Стимулирование. Говорит о том, что качество обучения во многом зависит от того, мотивирован ли человек для хорошего обучения. Важно помнить о важности общественных, материальных, моральных и педагогических стимулов.
- Практика, логика и чувства. Уровень, скорость и качество усвоения материала во многом зависят от того, что ученик чувственно воспринимает информацию, логически её осмысляет и далее использует на практике.
- Внутреннее и внешнее. Это означает, что качество усвоения знаний зависит как от уровня и мастерства преподавания (внешняя составляющая), так и от того, работает ли человек самостоятельно (внутренняя составляющая).
- Обусловленность. Данная закономерность говорит о том, что результаты процесса обучения зависят от потребностей и возможностей обеих сторон.
Принципы
К компонентам педагогического процесса относятся принципы, которые во многом вытекают из закономерностей. Что же это такое? Принципами называются базовые моменты, которые задают тон организации, содержанию, формам и методам учебного процесса исходя из его целей и с учетом его закономерностей. Принципы помогают понять связь закономерностей и конечного результата и использовать её. Важно понимать, что принципы объективны, так как формируются они в результате анализа практической деятельности. Они позволяют регулировать другие компоненты педагогического процесса. Однако с другой стороны, принципы субъективны, так как в сознании каждого преподавателя они могут отражаться по-разному.
Как мы уже поняли, принципы напрямую вытекают из закономерностей. Но есть один главенствующий принцип, который заключается в гуманистической направленности. Целью гуманизации педагогического процесса является развитие гармоничной личности, которая может спокойно решать спорные вопросы. Гуманизация внедряется повсеместно на мировом уровне.
Задачи
Технологический компонент педагогического процесса заключается в его задачах.
Рассмотрим основные из них:
- ориентация личности в плане философско-мировоззренческих вопросов;
- создание концепции личности;
- приобщение личности к культурным ценностям общества;
- воспитание общечеловеческой морали, которая заключается в доброте, милосердии, толерантности и т. д.;
- воспитание уважения и приобщения к российской ментальности;
- развитие валеологического видения мира;
- формирование правильного отношения к труду как социальной и личностной потребности.
Гуманитаризация
Один из основных компонентов педагогического процесса - гуманизация - включает в себя понятие гуманитаризации. Это довольно обширное понятие. Что же оно означает? Во-первых, это значит, что во всех предметах и дисциплинах, которые человек изучает, должно быть много конкретной информации о человеке, понятии человечности. То есть материал не должен быть сухим набором фактов. Во-вторых, речь идет о том, что гуманитарные предметы должны преподаваться более усовершенствованно, то есть необходимо больше уделять внимания этим предметам, квалификации преподавателей, их ведущих. Также речь идет о том, что гуманитарным предметам должна быть отдана приоритетная и главенствующая роль в образовательном процессе. Немаловажный акцент делается на том, что определённая гуманизация должна присутствовать и при ведении точных предметов, таких как математика, физика, биология, химия, информатика.
Этапы и компоненты
Есть четыре основных компонента педагогического процесса в плане его структурной организации. Это целевой компонент, который очерчивает конкретные цели. Содержательный компонент, который занимается разработкой содержания преподавания. Операционно-деятельностная составляющая говорит о том, что процесс воспитания и обучения должен происходить благодаря взаимодействию двух сторон. Оценочно-результативная составляющая состоит из оценки, проверки и анализа результатов, которые были получены в результате учебно-воспитательного процесса. Эта составляющая помогает понять эффективность занятий.
Есть три основных и простых этапа педагогического процесса:
- Подготовительный этап заключается в построении целей, проведении диагностики аудитории, составлении прогнозов и планов обучения.
- Основной этап заключается в исполнительстве. То есть происходит непосредственно само обучение, налаживание обратной связи, контроль.
- Заключительный этап - это момент аналитики, когда ищутся ошибки, причины неудач и разрабатываются методы для устранения отклонений.
Вот мы и разобрались с тем, что такое педагогический процесс.
тут будут мои шпаргалочки
Тема 1. Педагогика как наука
Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...
целенаправленно организуемый педагогический процесс
противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса
методы организации педагогического процесса
совокупность правил воспитания и обучения детей
Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…
научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования
внедрение результатов педагогических исследований в практику
анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
изучение биологических факторов развития личности
Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…
А.С. Макаренко
Я.А. Коменский
К.Д. Ушинский
Н. К. Крупская
Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…
забота родителей о счастье детей
биологический закон сохранения рода
объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
прогресс науки и техники
Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.
коррекционной
сравнительной
социальной
Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…
К.Д. Ушинский
А.П. Солженицин
А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинский
Вопрос № 7. Первые университеты появились…
в Древней Греции в III в. до н.э.
в России в XVIII в.
в Западной Европе в XII -XIII вв.
в Древнем Риме в I в.
Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…
дошкольная педагогика
дидактика
сравнительная педагогика
педагогическая психология
Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания
1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания | А) этнопедагогика |
2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии | Б) теория воспитания |
3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления | В) дефектология |
4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения | Г) теория обучения |
Вопрос № 10 . Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...
специальной педагогикой
педагогикой третьего возраста
коррекционной педагогикой
социальной педагогикой
ДЕ № 1. Общие основы педагогики
Вопрос № 1. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется…
обучением
образованием
социализацией
воспитанием
Вопрос № 2. Совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе - это…
педагогическая задача
педагогическая технология
педагогическая деятельность
педагогический процесс
Вопрос № 3 . Процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов называется…
воспитанием
обучением
развитием
образованием
Вопрос № 4. Установите соответствие понятий и их определений.
1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека | А) социализация |
2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта | Б) развитие |
3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности | В) воспитание |
4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы | Г) образование |
Вопрос № 5. Основной единицей педагогического процесса является…
педагогическая задача
педагогическая деятельность
Вопрос № 6. Установите соответствие понятий и их определений
Вопрос № 7. Воспитание определяется как…
целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями
целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни
процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов
целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения
Вопрос № 8. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…
систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности
взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения
упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний
вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие
Вопрос № 9 . Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется…
деятельностью
воспитанием
обучением
развитием
Вопрос № 10. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся, называется…
воспитанием
формированием
обучением
развитием
ДЕ № 1. Общие основы педагогики
Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Вопрос № 1. Единство всех компонентов образования при их относительной автономности определяет…
непрерывность образования
процессуальность образования
функциональность образования
целостность образования
Вопрос № 2. Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания называется педагогической (им)…
мониторингом
управлением
технологией
инновацией
Вопрос № 3. Сущность профессионального образования заключается...
в совершенствовании технической подготовки обучаемых
в формировании профессионально значимых личностных качеств
в формировании необходимой системы знаний
в подготовке человека к определенной профессиональной деятельности
Вопрос № 4. Под содержанием образования понимают…
процесс и результат обучения, овладения систематическими знаниями
систему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-этических целей, которыми необходимо овладеть учащимся
целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах
совокупность систематизированных знаний, умений, опыта осуществления способов деятельности, опыта эмоционально-целостного отношения к окружающему
Вопрос № 5. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…
рефератах
учебниках
учебно-методических пособиях
Интернете
Вопрос № 6. Одной из глобальных тенденций развития образования является...
сокращение наполняемости школьных классов
уменьшение срока вузовского обучения
непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
обязательность дошкольной подготовки
Вопрос № 7. Системообразующей составляющей образовательной системы является…
многообразие образовательных учреждений
цель образования
методы, технологии и средства образования
Вопрос № 8. Принцип единства федерального образования реализуется через…
государственный образовательный стандарт
административный компонент
национальный компонент образовательных программ
Вопрос № 9. Основной тенденцией развития современной системы среднего образования в Российской Федерации является…
глобализация
интенсификация
диверсификация
унификация
Вопрос № 10. В средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе, являлось…
влияние христианства
появление машинного производства
общественное управление образованием
возникновение первых школ
ДЕ № 1. Общие основы педагогики
Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований
Вопрос № 1. Актуальность исследования определяется…
логичностью обоснования его важности
важностью для развития педагогической науки
своевременностью и значимостью исследуемой проблемы для практики
соответствием образовательной парадигме на данном этапе развития педагогики
Вопрос 2. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…
изучения документов
наблюдения
социометрии
Вопрос № 3. К видам педагогического эксперимента относятся…
формирующий
констатирующий
психологический
опосредованный
Вопрос № 4. Экзистенциализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением…
чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы
воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей
наука бессильна определить цели воспитания
цель воспитания - христианская нравственность
Вопрос № 5. Методы педагогического исследования могут быть разделены на …
общие и частнонаучные
теоретические и эмпирические
методы обучения и методы воспитания
словесные и наглядные
Вопрос № 6. К теоретическим методам педагогического исследования относится…
моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция
сравнение, наблюдение, тестирование, корреляция
обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение
Вопрос № 7. Метод педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды, называется…
экспериментом
диагностированием
шкалированием
регистрацией
Вопрос № 8. Метод массового сбора материалов при помощи специальных опросников называется…
наблюдением
анкетированием
контрольной работой
экспериментом
Вопрос № 9. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся…
синтез, анализ
ранжирование, шкалирование
анкетирование, обобщение
эксперимент, наблюдение
ДЕ № 1. Общие основы педагогики
Тема 5. Целеполагание в педагогике
Вопрос № 1. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является…
высокая успеваемость учащихся
сам учащийся, развитие его личности
достижение государственных образовательных стандартов
высокий уровень мастерства педагога
Вопрос № 2. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…
воспитания
развития
образования
Вопрос № 3. Усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию составляют цель…
обучения
педагогической диагностики
воспитания
социализации
Вопрос № 4. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, составляет…
общественный идеал
стандарт образования
задачи воспитания
цель воспитания
Вопрос № 5. Целью образования в современной России является…
Вопрос № 6. Целью образования в Китае и Японии является…
овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения
воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование
воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов
Вопрос № 7. Целью образования в Спарте являлось…
овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения
воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов
воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование
ДЕ № 1. Общие основы педагогики
Тема 6. Педагогический процесс
Вопрос № 1. Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим (-ой)…
задачей
общением
процессом
технологией
Вопрос № 2. Движущими силами педагогического процесса является его...
принципы
педагоги
закономерности
противоречия
Вопрос № 3. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…
закономерности
компоненты
принципы
Вопрос № 4. Изучение состояния педагогического процесса называется…
педагогической диагностикой
контролем
тестированием
Вопрос № 5. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…
рефлексивный
деятельностный
Вопрос № 6. Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…
методы и средства реализации педагогического процесса
степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью
совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения
социально-экономические, нравственно-психологические условия протекания педагогического процесса
Вопрос № 7. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…
согласованность действий контроля между членами администрации
наличие научно обоснованных критериев результатов деятельности образовательного процесса
постоянство осуществления контрольных функций
неожиданный характер контроля
Вопрос № 8. Компонентами педагогического процесса являются…
семья, школа, общество
педагоги, учащиеся, родители
цели, содержание, формы и методы воспитания, обучения
знания, умения и навыки учащихся
Вопрос № 9. Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…
семьей и школой
его идеальными целями и реальными результатами
знаниями и умениями учащихся
педагогами и воспитанниками
Вопрос № 10. Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его…
задачи
закономерности
принципы
компоненты
№ 1. Педагогика как наука
№ 1.1.
Прогностическая функция педагогики состоит в …
1. усовершенствовании педагогической практики
2. диагностировании и развитии задатков ученика
3. обоснованном предвидении результатов педагогической реальности
4. теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса
№ 1.2.
Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.
1. социальной
2. военной
3. производственной
4. коррекционной
№ 1.3.
Связь педагогической науки с психологией не реализуется через разработку…
1. показателей критериев обученности личности
2. показателей критериев воспитанности личности
3. учебного плана
4. педагогикой законов управления развитием личности
№ 1.4.
Основоположником отечественной педагогической мысли является …
1. А.С. Макаренко
2. Н.К. Крупская
3. К.Д. Ушинский
4. Л.Н. Толстой
№ 1.5.
Предметом педагогической науки является...
1. процесс возрастных изменений личности
2. процесс обучения
3. процессы обучения и воспитания человека
4. основные закономерности воспитания и обучения
№ 2.1.
Система действий педагога, направленная на решение конкретной педагогической задачи, называется …
1. методом воспитания
2. видом обучения
3. педагогической технологией
4. педагогическим взаимодействием
№ 2.2.
1. среда, наследственность, воспитание
2. знания, умения, навыки
3. воспитание, обучение, образование
4. созревание, система, социализация
№ 2.3.
Результатом процесса обучения и воспитания в школе является …
1. получение специальности
2. повышение квалификации
3. полное среднее образование
4. социализация личности
№ 2.4.
Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, направленный на решение педагогических задач, называют…
1. педагогической системой
2. педагогической ситуацией
3. педагогическим взаимодействием
4. педагогической задачей
№ 2.5.
Сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, становление самого себя – это…
1. воспитание в широком педагогическом смысле
2. воспитание в узком педагогическом смысле
3. самобразование
4. воспитание в широком социальном смысле
№ 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс
№ 3.1.
Степень и вид профессиональной обученности работника называется…
1. образованием
2. специальностью
3. квалификацией
4. компетентностью
№ 3.2.
Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется...
1. культурологическим
2. природосообразным
3. личностно-ориентированным
4. деятельностным
№ 3.3.
Под образованием понимают…
1. формирование умственных, физических, эстетических качеств человека
2. целенаправленную и систематическую передачу учащимся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений
3. процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирование мировоззрения и познавательных процессов
4. целеустремленную деятельность человека, направленную на саморазвитие и самосовершенствование
№ 3.4.
При знаниевой парадигме целью образования является…
1. развитие внутреннего мира ребенка, помощь в личностном росте
2. передача и усвоение точного научного знания, необходимого для совершенствования практики
3. передача молодому поколению необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков
4. социальная адаптация учащихся
№ 3.5.
Идею народности воспитания обосновал …
1. Л.С. Выготский
3. К. Д. Ушинский
4. А.С. Макаренко
№ 4. Методы педагогических исследований
№ 4.1.
Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…
2. моделированием
3. наблюдением
4. беседой
№ 4.2.
Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. историческим
4. сравнительным
№ 4.3.
Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…
1. наблюдения
3. обобщения независимых характеристик
4. эксперимента
№ 4.4.
Научным способом познания объективной реальности является…
1. метод воспитания
2. общение
3. метод исследования
4. метод обучения
№ 4.5.
Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…
3. лабораторном эксперименте
№ 5. Целеполагание в педагогике
№ 5.1.
Цель образования определяется, исходя из…
1. компонентов педагогического процесса
2. способностей личности
3. требований общества в сфере духовного воспроизводства
4. возможностей педагогического процесса
№ 5.2.
На постановку цели воспитания НЕ влияет…
1. уровень развития педагогической науки и практики
2. уровень социально-экономического развития общества
3. способ производства
4. идеология и политика государства
№ 5.3.
Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.
1. рефлексивной
2. коммуникативной
3. информационной
4. нравственной
№ 5.4.
К образовательным целям учебного занятия не относят …
1. обеспечить закрепление понятий
2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях
3. создать дружный коллектив
4. организовать деятельность учащихся по изучению правил
№ 5.5.
Основная единица педагогического процесса …
1. деятельность учащихся
2. учебный год
3. педагогическая задача
4. деятельность педагога
№ 6. Педагогический процесс
№ 6.1.
К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…
1. образовательные технологии
2. формы организации обучения
3. цели воспитания
4. методы воспитания
№ 6.2.
Принципы педагогического процесса определяются как…
1. способы изучения педагогических явлений
2. формы организации обучения
3. система основных требований к обучению и воспитанию
4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями
№ 6.3.
1. умения и навыки
2. опыт творческой деятельности учащихся
3. средства и методы обучения и воспитания
№ 6.4.
Компонентами педагогического процесса являются…
1. семья, школа, общество
2. педагоги, учащиеся, родители
3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания
4. знания, умения, навыки учащегося
№ 6.5.
Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …
1. воспитательной системой
2. образовательным пространством
3. педагогическим процессом
4. педагогической системой
№ 7. Сущность, структура и функции процесса обучения
№ 7.1.
В процессе обучения ученик выступает как…
1. субъект собственной познавательной деятельности
2. предмет обучения
3. объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности
4. объект педагогической деятельности
№ 7.2.
Формирование дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися относится к _________ функции обучения.
1. образовательной
2. компенсаторной
3. воспитательной
4. развивающей
№ 7.3.
Следующие признаки: двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя характерны для…
1. результатов обучения
2. общения
3. обучения
4. методов обучения
№ 7.4.
Cовокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это …
1. учебный план
2. система образования
№ 7.5.
Педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, составляет сущность …
1. социализации
2. цели воспитания
№ 8. Основные принципы обучения
№ 8.1.
Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.
1. методами
2. средствами
3. принципами
4. закономерностями
№ 8.2.
Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…
1. целостности
2. дифференциации
3. доступности
4. наглядности
№ 8.3.
Руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса – это…
1. государственные стандарты
2. образовательные программы
3. принципы обучения
4. методы обучения
№ 8.4.
Включение учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, опора на интересы учащихся, использование дидактических игр и дискуссий – это реализация принципа…
1. наглядности
2. учета возрастных особенностей учащихся
3. сознательности и активности
4. научности
№ 8.5.
Не относится к основополагающим дидактический принцип…
1. наглядности обучения
2. связи теории с практикой
3. систематичности и последовательности
4. партнерства в обучении
5. сознательности и активности
№ 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования
№ 9.1.
Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…
1. научности
2. наглядности
3. доступности
4. преемственности
№ 9.2.
Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют...
1. образовательную деятельность
2. цели образования
3. образовательные потребности
4. эффективность образования
№ 9.3.
Создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры – это характерно для принципа…
1. фундаментализации содержания
3. гуманитаризации содержания
4. структурного единства содержания
№ 9.4.
Способ получения образования, при котором успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения успешной сдачей выпускных экзаменов, является …
1. психологическим состоянием
2. дистанционным
3. очной формой обучения
4. экстернатом
№ 9.5.
Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …
1. образованностью
2. профессиональным образованием
3. непрерывным образованием
№ 10. Методы и формы организации учебной деятельности
№ 10.1.
Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…
2. консультации
3. семинару
№ 10.2.
Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…
2. тестированием
3. дипломным проектированием
4. курсовым проектированием
№ 10.3.
Основной дидактической целью консультации является…
1. закрепление и совершенствование знаний
2. контроль знаний учащихся
3. ликвидация пробелов в знаниях учащихся
4. подготовка к семинарскому занятию
№ 10.4.
Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.
1. техническими средствами
2. приемом
3. методом
4. формой организации
№ 10.5.
Урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, лабораторный практикум, консультация относятся к …
1. способам обучения
2. технологиям обучения
3. формам организации учебной деятельности
4. методам обучения
№ 11. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
№ 11.1.
Движущими силами воспитательного процесса являются __________ воспитания.
1. педагоги как организаторы
3. противоречия
№ 11.2.
Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются __________ воспитания.
1. принципами
2. методами
3. закономерностями
№ 11.3.
Состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях называется …
1. воспитательным действием
2. развивающей ситуацией
3. воспитательной ситуацией
4. экспериментом
№ 11.4.
Передача образцов готового опыта и ограничение поисковой активности обучаемого, авторитарные средства урегулирования конфликта между учителем и учеником, говорят о …
1. благоприятном психологическом климате
2. творческом взаимодействии преподавателя и обучающегося
4. эмоционально-нравственных отношениях
№ 11.5.
Развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного определяется как ________ воспитание.
1. гражданское
2. трудовое
3. эстетическое
4. физическое
№ 12. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
№ 12.1.
Упражнение относится к методам…
1. стимулирования
2. контроля
3. организации деятельности и опыта ученика
4. формирования сознания
№ 12.2.
Совокупность способов и приемов воспитательной работы называется __________ воспитания.
1. формами
2. принципами
3. методами
4. средствами
№ 12.3.
Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу…
1. внушения
2. требования
3. примера
4. упражнения
№ 12.4.
Пример как метод воспитания заключается в ________.
1. эмоциональном утверждении успешно производимых действий и поступков
2. передаче воспитаннику норм общественного поведения
3. убедительном образце для подражания
4. культивировании у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению
№ 12.5.
К видам поощрения относятся...
1. убеждение, приказание
2. предложение, инструктаж
3. похвала, благодарность
4. просьба, намек
№ 13. Коллектив как объект и субъект воспитания
№ 13.1.
Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах, называются…
1. коллективистскими
2. коммуникативными
3. межличностными
4. групповыми
№ 13.2.
Выдвижение общей цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива происходит на стадии __________ коллектива.
1. расцвета
2. самоуправления
3. становления
4. стабилизации
№ 13.3.
Положение человека в коллективе, определяющее его права и обязанности, называется…
1. позицией
2. стилем поведения
3. статусом
4. самооценкой
№ 13.4.
Межличностные отношения членов коллектива образуют __________ коллектива.
2. традиции
3. неформализованную структуру
4. формализованную структуру
№ 13.5.
Общая социально-значимая цель, совместная деятельность, выборный руководящий орган, отношение ответственной зависимости – это признаки…
1. ассоциации
3. коллектива
4. корпорации
№ 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
№ 14.1.
Семья, включающая родителей и трех детей, называется …
1. малодетной
2. неполной
3. нуклеарной
4. стандартной
№ 14.2.
Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.
1. технико-гигеническим
2. демографическим
3. социально-экономическим
4. социально-культурным
№ 14.3.
Функции: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная - характерны для…
1. процесса обучения
2. коллектива
4. воспитательной системы
№ 14.4.
Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы …
1. коллектив сверстников
2. разновозрастный коллектив
3. искренняя и безусловная любовь родителей
4. материальные условия
№ 14.5.
Социализация ребенка в семье происходит…
1. всегда целенаправленно
2. независимо от воспитательных усилий родителей
3. как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения
4. стихийно
№ 15. Система образования в РФ
№ 15.1.
Установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки возлагается на …
1. органы местного самоуправления
2. образовательное учреждение
3. федеральные органы государственной власти и органы управления образованием
4. субъекты Российской Федерации
№ 15.2.
Под диверсификацией образовательных учреждений понимается …
1. расширение штата администрации образовательного учреждения
2. введение элементов самоуправления в педагогическом коллективе
3. многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования
4. передача ряда полномочий высших органов управления низшим
№ 15.3.
К дополнительным образовательным учреждениям НЕ относится…
1. спортивная школа
2. дом детского творчества
3. аспирантура
№ 15.4.
Самостоятельный вид профессиональной педагогической деятельности людей, направленный на достижение организацией в рыночных условиях определенных целей управления путем рационализации использования экономических и человеческих ресурсов, называется…
1. миссией организации
2. концепцией управления
3. педагогический менеджмент
4. менеджмент
№ 15.5.
Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…
1. концепцией управления
2. закономерностью управления
3. управленческим решением
4. принципом управления
№ 16. Образовательные учреждения, их типы
№ 16.1.
Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.
1. высшего
2. послевузовского
3. среднего
4. начального
№ 16.2.
Высшее учебное заведение, которое вносит большой вклад, направленный на развитие науки, культуры, образования путем научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники, культуры, называется …
1. институтом
2. колледжем
3. академией
4. научно-исследовательским институтом
№ 16.3.
Классификация образовательных учреждений на государственные, муниципальные и негосударственные проводится на основе …
1. количества обучающихся
2. качества получаемого образования
3. формы собственности
4. методов обучения
№ 16.4.
Пол, возраст, квалификация, образование составляют ________ структуру управления.
1. ролевую
2. функциональную
3. социальную
4. организационную
№ 16.5.
Управленческая культура, основанная на решении всех проблем временными творческими группами, называется …
1. культурой власти и силы
2. ролевой культурой
3. командной культурой
4. культурой индивидуальностей
№ 17. Принципы управления образовательными системами
№ 17.1.
Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ___________ в управлении.
1. обратной связи
2. делегирования полномочий
3. системности
4. новых задач
№ 17.2.
Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа __________________ управления.
1. системности
2. научной обоснованности
3. демократизации
4. гуманизации
№ 17.3.
Реализация принципа ______________ управления придает процессу управленческой деятельности последовательность, логичность и комплексность.
1. сочетания централизации и децентрализации
2. взаимосвязи единоначалия и коллегиальности
3. системности и целостности
4. демократизации
№ 17.4.
Наиболее общие правила, которые должны выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления, называются __________управления.
1. закономерностями
2. формами
3. принципами
4. методами
№ 17.5.
1. демократизации и гуманизации
2. объективности и полноты информации
3. научности
4. системности и целостности
№ 18. Методы, приемы, средства управления образовательными системами
№ 18.1.
Комплекс принципов, методов, форм и приемов эффективного управления педагогическими системами называется педагогическим…
1. моделированием
2. планированием
3. менеджментом
4. прогнозированием
№ 18.2.
К функциям управления педагогическим процессом НЕ относится…
1. контроль
2. стимулирование
3. рецензирование
№ 18.3.
По ресурсам управленческую информацию разделяют на …
1. первичную и вторичную
2. своевременную и несвоевременную
3. правовую, техническую, финансовую, энергетическую, материальную
4. полную и неполную
№ 18.4.
Одним из условий успешного достижения целей и задач педагогического менеджмента является …
1. реализация межпредметных связей
2. использование дисциплинарных средств воздействия
3. обоснованное принятие управленческого решения
4. финансово-хозяйственная деятельность
№ 18.5.
К установленным уровням мониторинга не относится…
1. региональный
2. школьный (вузовский)
3. родительский
4. государственный
№ 19. Общая характеристика педагогической профессии
№ 19.1.
Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и функцией педагога, называется педагогической …
1. компетенцией
2. профессией
3. специализацией
4. квалификацией
№ 19.2.
Приспособление учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации составляет сущность ________ функции педагогической профессии.
1. прогностической
2. коррекционной
3. адаптивной
4. гуманистической
№ 19.3.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были…
1. государственные чиновники
2. вольнонаемные граждане
4. родители
№ 19.4.
Педагогическая деятельность относится в соответствие с классификацией Е.А.Климова к группе:
1. Человек – Знак
2. Человек – Техника
3. Человек – Человек
4. Человек – Природа
№ 19.5.
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…
1. управление и воспитание
2. контроль и оценка
3. преподавание и воспитательная работа
4. социализация и развитие
№ 20. Профессиональная деятельность педагога
№ 20.1.
В структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделяет следующие 3 компонента…
1. академическая деятельность
2. учебная деятельность
3. организаторская деятельность
4. конструктивная деятельность
5. коммуникативная деятельность
№ 20.2.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в (на)…
1. предприятиях
3. профессионально-технических училищах
№ 20.3.
Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …
1. профессиональными интересами педагогов
2. решением администрации образовательного учреждения
3. увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание
4. усложняющимся характером воспитания и обучения
5. изменением социально-экономических условий
№ 20.4.
В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют …
1. деятельность педагогов
2. деятельность администрации школы
3. воспитательный коллектив
4. воспитательную среду
5. деятельность воспитанников
№ 21. Требования к современному педагогу
№ 21.1.
Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу ____________ умений педагога.
1. перцептивных
2. коммуникативных
3. ориентационных
4. информационных
№ 21.2.
Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…
1. развивающими
2. перцептивными
3. проектировочными
4. аналитическими
№ 21.3.
Групповой формой организации методической работы учителей того или иного предмета являются…
1. методические советы
2. открытые уроки
3. предметные методические объединения
№ 21.4.
Основой педагогической направленности является …
1. желание властвовать над другими
2. стремление реализовать себя
3. интерес к профессии учителя
4. интерес к научной дисциплине
№ 21.5.
Совокупность личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя составляет …
1. новаторство
2. стиль деятельности
3. педагогическое мастерство
4. квалификацию
№ 22. Мастерство педагогического общения
№ 22.1.
Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…
1. либеральный стиль взаимоотношений
2. высокая самооценка учащихся
3. создание благоприятного психологического климата в учебной группе
4. использование поощрения как основного метода воспитания
№ 22.2.
Нарушение деловых связей, возникновение препятствий к достижению целей профессиональной деятельности являются основой для __________ в педагогическом коллективе.
1. конфликта личностной несовместимости
2. конфликта ролевого характера
3. профессионального конфликта
4. конфликта ожиданий
№ 22.3.
Эмоциональная выразительность речи педагога включает в себя:
1. точность и правильность используемых выражений
2. использование жаргона
3. интонацию, темп, дикцию, паузы
4. логичность, простоту, доступность
№ 22.4.
Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является...
1. конфликт
2. обмен знаниями
3. эмпатия
№ 22.5.
Попустительскому стилю педагогического общения характерно …
1. жесткое управление
2. всеобъемлющий контроль
3. самоустранение педагога от ответственности за происходящее в группе учащихся
4. активное участие всех членов группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации