Биографии Характеристики Анализ

Основные компоненты педагогического процесса: описание, принципы и функции. Компоненты педагогического процесса

Относятся:

  • цель;
  • содержание;
  • формы;
  • деятельность педагога, которая реализуется через педагогические задачи, методы и средства;
  • деятельность ученика, которая определяется его личными целями, мотивами и средствами;
  • результат совместной деятельности педагога и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом.

Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.

Деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, с той лишь разницей, что они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Обучаемый пользуется в процессе своей деятельности методами и средствами, предложенными ему в процессе воспитания и социализации. Но чем ниже уровень опыта и знаний, тем ниже их целесообразность и адекватность решаемым проблемам. Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Такой подход – это не полное снятие ответственности с воспитанника. Ребенок несет ответственность за свои поступки пропорционально его возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, уровню сформированности способности к целеполаганию.

Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В различных типах педагогики эта проблема решается по-разному. В авторитарной педагогике воздействия, специфика деятельности обучаемого не является фокусом для постоянного изучения и осмысления, соответственно расхождения между деятельностью педагога и ученика часто значительны. В гуманистической педагогике, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве субъектов процесса, осуществление педагогической деятельности происходит в контакте с детьми, стабильного внимания к психо-физическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система. Система таких отношений и ценностей обучаемого определят его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом и делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным, если данная система имеет положительную направленность.

Процессуальная структура и компоненты

Если рассматривать процессуальную структуру педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты:

  • эмоционально-мотивационный,
  • содержательно-целевой,
  • организационно-деятельностный,
  • контрольно-оценочный.

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности можно выделить:

  • мотивы воспитанников,
  • мотивы воспитателей.

Мотивы воспитанников должны формироваться в правильном направлении. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса. Важную роль в педагогическом процессе играют и мотивы воспитателей, в частности характер эмоциональных отношений между ними.

Содержательно-целевой компонент целостного педагогического процесса связывает общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с содержанием учебно-воспитательной работы . Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса - управление учебно-воспитательным процессом педагогами. По сути, это организация педагогической среды для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия субъектов педагогического процесса. В таком взаимодействии проявляется организационная роль педагогов-профессионалов, которые обладают знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания, обеспечивающих достижение целей воспитания. Средства и методы складываются в различные формы совместной деятельности педагогов и обучаемых.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса - это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых.

Она может выражаться в подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и в определении уровня развития обучаемых с целью разработки дальнейшей программы деятельности. Посредством оценки возможно социальное воздействие на деятельность личности. Важное значение контроль и оценка имеют именно для детей. Отношения между детьми и взрослыми насыщены оценочными моментами. Важное значение здесь имеет и самооценка учениками своих успехов и недостатков. Развитие способности объективно оценивать свою деятельность - важная задача и часть структуры педагогического процесса. Актуальным для педагогического процесса является контроль и оценка со стороны государства и общества. Здесь важны самоконтроль и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности, способность к отслеживанию ее результатов и рефлексии.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, Организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

1) целеполагание;

2) диагностика условий;

3) прогнозирование достижений;

4) проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап - осуществление педагогического процесса - можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

2) взаимодействие педагогов и учеников;

3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

4) создание благоприятных условий;

5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Компоненты педагогической системы

Педагогическая система - это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В.П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

1) учащиеся;

2) цели воспитания (общие и частичные);

В статье поговорим об основных компонентах педагогического процесса. Это очень интересная тема, так как она позволяет по-новому посмотреть на педагогику тем, кто от неё далек. Тем же, кто знаком с этой темой, будет полезно повторить материал.

Педагогический процесс

Для того чтобы говорить о компонентах чего-либо, сначала стоит рассмотреть само явление. Итак, целостный педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагогов и студентов, которое организовано специальным образом. Направлено оно на выполнение развивающих, воспитательных и образовательных целей.

Обнаружить комплексный подход к вопросу организации педагогического процесса можно в том, что задачи обучения решаются комплексно, а не разрозненно. При этом все эти вопросы касаются не только той организации, в которой человек обучается, но и других учебно-воспитательных заведений, семьи и общественных организаций. Обучение невозможно без определённого воспитания, в то время как последнее открывает возможности для познания.

Главные компоненты педагогического процесса - это воспитание и обучение. Можно сказать, что это две стороны одной медали. Оба этих компонента чем-то разнятся, а в чем-то похожи, есть определённые взаимосвязи.

Функции

Компоненты целостного педагогического процесса включают в себя понятие функциональности. Любой процесс имеет не только цели, но и определенный набор функций. Основные из них:

  • информационная, которая заключается в том, что дети и студенты получают новую, необходимую и важную для них информацию;
  • воспитательная функция заключается в том, что личность человека претерпевает некоторые изменения, которые связаны с жизнью в социуме;
  • развивающая, которая заключается в том, что процесс обучения невозможен без комплексного развития человека;
  • социально-адаптационная функция помогает людям приспособиться к жизни в коллективе, уметь находить общий язык, вместе решать какие-то задачи;
  • аксиологическая функция заключается в том, что у людей формируется собственное мировоззрение, отношение к каким-либо событиям и явлениям, своя система ценностей.

Структурные компоненты педагогического процесса

Какова же структура? Она может быть субъектного или процессуального состава. Первая представляет собой состав всех участников процесса. То есть педагог, который работает в определённых условиях с определенными людьми. Процессуальный состав подразумевает более широкое понятие. Есть цель, которая имеет свое содержание. Для её достижения субъекты должны действовать, чтобы в итоге был достигнут результат.

Закономерности

Что касается компонентов процесса педагогического взаимодействия, то здесь большую роль играют закономерности. То есть это наиболее часто встречающаяся форма, в которой выражаются теоретические знания.

Важно понять, что именно теоретические, так как практическая часть, представленная в виде определённого набора требований и рекомендаций, может воплощаться в общих принципах и правилах.

Закономерности бывают общие и частные. Общие:

  1. Динамика развития. Эта закономерность означает, что у ученика, который более способен, промежуточные результаты будут лучше.
  2. Развитие в процессе обучения как личности. Надо понимать, что личностное развитие зависит от многих факторов: воспитания, учебной среды, наследственности, вовлеченности, используемых методов обучения и нахождения контакта.
  3. Управление. Это означает, что процесс обучения должен быть управляем. Результаты будут куда лучше, если между сторонами процесса будет налажена обратная связь.
  4. Стимулирование. Говорит о том, что качество обучения во многом зависит от того, мотивирован ли человек для хорошего обучения. Важно помнить о важности общественных, материальных, моральных и педагогических стимулов.
  5. Практика, логика и чувства. Уровень, скорость и качество усвоения материала во многом зависят от того, что ученик чувственно воспринимает информацию, логически её осмысляет и далее использует на практике.
  6. Внутреннее и внешнее. Это означает, что качество усвоения знаний зависит как от уровня и мастерства преподавания (внешняя составляющая), так и от того, работает ли человек самостоятельно (внутренняя составляющая).
  7. Обусловленность. Данная закономерность говорит о том, что результаты процесса обучения зависят от потребностей и возможностей обеих сторон.

Принципы

К компонентам педагогического процесса относятся принципы, которые во многом вытекают из закономерностей. Что же это такое? Принципами называются базовые моменты, которые задают тон организации, содержанию, формам и методам учебного процесса исходя из его целей и с учетом его закономерностей. Принципы помогают понять связь закономерностей и конечного результата и использовать её. Важно понимать, что принципы объективны, так как формируются они в результате анализа практической деятельности. Они позволяют регулировать другие компоненты педагогического процесса. Однако с другой стороны, принципы субъективны, так как в сознании каждого преподавателя они могут отражаться по-разному.

Как мы уже поняли, принципы напрямую вытекают из закономерностей. Но есть один главенствующий принцип, который заключается в гуманистической направленности. Целью гуманизации педагогического процесса является развитие гармоничной личности, которая может спокойно решать спорные вопросы. Гуманизация внедряется повсеместно на мировом уровне.

Задачи

Технологический компонент педагогического процесса заключается в его задачах.

Рассмотрим основные из них:

  • ориентация личности в плане философско-мировоззренческих вопросов;
  • создание концепции личности;
  • приобщение личности к культурным ценностям общества;
  • воспитание общечеловеческой морали, которая заключается в доброте, милосердии, толерантности и т. д.;
  • воспитание уважения и приобщения к российской ментальности;
  • развитие валеологического видения мира;
  • формирование правильного отношения к труду как социальной и личностной потребности.

Гуманитаризация

Один из основных компонентов педагогического процесса - гуманизация - включает в себя понятие гуманитаризации. Это довольно обширное понятие. Что же оно означает? Во-первых, это значит, что во всех предметах и дисциплинах, которые человек изучает, должно быть много конкретной информации о человеке, понятии человечности. То есть материал не должен быть сухим набором фактов. Во-вторых, речь идет о том, что гуманитарные предметы должны преподаваться более усовершенствованно, то есть необходимо больше уделять внимания этим предметам, квалификации преподавателей, их ведущих. Также речь идет о том, что гуманитарным предметам должна быть отдана приоритетная и главенствующая роль в образовательном процессе. Немаловажный акцент делается на том, что определённая гуманизация должна присутствовать и при ведении точных предметов, таких как математика, физика, биология, химия, информатика.

Этапы и компоненты

Есть четыре основных компонента педагогического процесса в плане его структурной организации. Это целевой компонент, который очерчивает конкретные цели. Содержательный компонент, который занимается разработкой содержания преподавания. Операционно-деятельностная составляющая говорит о том, что процесс воспитания и обучения должен происходить благодаря взаимодействию двух сторон. Оценочно-результативная составляющая состоит из оценки, проверки и анализа результатов, которые были получены в результате учебно-воспитательного процесса. Эта составляющая помогает понять эффективность занятий.

Есть три основных и простых этапа педагогического процесса:

  1. Подготовительный этап заключается в построении целей, проведении диагностики аудитории, составлении прогнозов и планов обучения.
  2. Основной этап заключается в исполнительстве. То есть происходит непосредственно само обучение, налаживание обратной связи, контроль.
  3. Заключительный этап - это момент аналитики, когда ищутся ошибки, причины неудач и разрабатываются методы для устранения отклонений.

Вот мы и разобрались с тем, что такое педагогический процесс.

простите меня все за засорение френд-ленты, я через сутки всё это удалю
тут будут мои шпаргалочки

Тема 1. Педагогика как наука

Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...

    целенаправленно организуемый педагогический процесс

    противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса

    методы организации педагогического процесса

    совокупность правил воспитания и обучения детей

Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…

    научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

    внедрение результатов педагогических исследований в практику

    анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

    изучение биологических факторов развития личности

Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…

    А.С. Макаренко

    Я.А. Коменский

    К.Д. Ушинский

    Н. К. Крупская

Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…

    забота родителей о счастье детей

    биологический закон сохранения рода

    объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

    прогресс науки и техники

Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.

    коррекционной

    сравнительной

    социальной

Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…

    К.Д. Ушинский

    А.П. Солженицин

    А.С. Макаренко

    В.А. Сухомлинский

Вопрос № 7. Первые университеты появились…

    в Древней Греции в III в. до н.э.

    в России в XVIII в.

    в Западной Европе в XII -XIII вв.

    в Древнем Риме в I в.

Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…

    дошкольная педагогика

    дидактика

    сравнительная педагогика

    педагогическая психология

Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания

1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания А) этнопедагогика
2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии Б) теория воспитания
3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления В) дефектология
4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения Г) теория обучения

Вопрос № 10 . Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...

    специальной педагогикой

    педагогикой третьего возраста

    коррекционной педагогикой

    социальной педагогикой

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Вопрос № 1. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется…

    обучением

    образованием

    социализацией

    воспитанием

Вопрос № 2. Совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе - это…

    педагогическая задача

    педагогическая технология

    педагогическая деятельность

    педагогический процесс

Вопрос № 3 . Процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов называется…

    воспитанием

    обучением

    развитием

    образованием

Вопрос № 4. Установите соответствие понятий и их определений.

1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека

А) социализация

2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта

Б) развитие

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности

В) воспитание

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы

Г) образование

Вопрос № 5. Основной единицей педагогического процесса является…

  1. педагогическая задача

    педагогическая деятельность

Вопрос № 6. Установите соответствие понятий и их определений

Вопрос № 7. Воспитание определяется как…

    целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями

    целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни

    процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов

    целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения

Вопрос № 8. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…

    систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

    взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения

    упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний

    вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие

Вопрос № 9 . Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется…

    деятельностью

    воспитанием

    обучением

    развитием

Вопрос № 10. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся, называется…

    воспитанием

    формированием

    обучением

    развитием

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Вопрос № 1. Единство всех компонентов образования при их относительной автономности определяет…

    непрерывность образования

    процессуальность образования

    функциональность образования

    целостность образования

Вопрос № 2. Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания называется педагогической (им)…

    мониторингом

    управлением

    технологией

    инновацией

Вопрос № 3. Сущность профессионального образования заключается...

    в совершенствовании технической подготовки обучаемых

    в формировании профессионально значимых личностных качеств

    в формировании необходимой системы знаний

    в подготовке человека к определенной профессиональной деятельности

Вопрос № 4. Под содержанием образования понимают…

    процесс и результат обучения, овладения систематическими знаниями

    систему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-этических целей, которыми необходимо овладеть учащимся

    целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах

    совокупность систематизированных знаний, умений, опыта осуществления способов деятельности, опыта эмоционально-целостного отношения к окружающему

Вопрос № 5. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…

    рефератах

    учебниках

    учебно-методических пособиях

    Интернете

Вопрос № 6. Одной из глобальных тенденций развития образования является...

    сокращение наполняемости школьных классов

    уменьшение срока вузовского обучения

    непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

    обязательность дошкольной подготовки

Вопрос № 7. Системообразующей составляющей образовательной системы является…

    многообразие образовательных учреждений

    цель образования

    методы, технологии и средства образования

Вопрос № 8. Принцип единства федерального образования реализуется через…

    государственный образовательный стандарт

    административный компонент

    национальный компонент образовательных программ

Вопрос № 9. Основной тенденцией развития современной системы среднего образования в Российской Федерации является…

    глобализация

    интенсификация

    диверсификация

    унификация

Вопрос № 10. В средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе, являлось…

    влияние христианства

    появление машинного производства

    общественное управление образованием

    возникновение первых школ

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Вопрос № 1. Актуальность исследования определяется…

    логичностью обоснования его важности

    важностью для развития педагогической науки

    своевременностью и значимостью исследуемой проблемы для практики

    соответствием образовательной парадигме на данном этапе развития педагогики

Вопрос 2. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…

    изучения документов

    наблюдения

    социометрии

Вопрос № 3. К видам педагогического эксперимента относятся…

    формирующий

    констатирующий

    психологический

    опосредованный

Вопрос № 4. Экзистенциализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением…

    чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы

    воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей

    наука бессильна определить цели воспитания

    цель воспитания - христианская нравственность

Вопрос № 5. Методы педагогического исследования могут быть разделены на …

    общие и частнонаучные

    теоретические и эмпирические

    методы обучения и методы воспитания

    словесные и наглядные

Вопрос № 6. К теоретическим методам педагогического исследования относится…

    моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция

    сравнение, наблюдение, тестирование, корреляция

    обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение

Вопрос № 7. Метод педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды, называется…

    экспериментом

    диагностированием

    шкалированием

    регистрацией

Вопрос № 8. Метод массового сбора материалов при помощи специальных опросников называется…

    наблюдением

    анкетированием

    контрольной работой

    экспериментом

Вопрос № 9. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся…

    синтез, анализ

    ранжирование, шкалирование

    анкетирование, обобщение

    эксперимент, наблюдение

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 5. Целеполагание в педагогике

Вопрос № 1. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является…

    высокая успеваемость учащихся

    сам учащийся, развитие его личности

    достижение государственных образовательных стандартов

    высокий уровень мастерства педагога

Вопрос № 2. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

    воспитания

    развития

    образования

Вопрос № 3. Усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию составляют цель…

    обучения

    педагогической диагностики

    воспитания

    социализации

Вопрос № 4. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, составляет…

    общественный идеал

    стандарт образования

    задачи воспитания

    цель воспитания

Вопрос № 5. Целью образования в современной России является…

Вопрос № 6. Целью образования в Китае и Японии является…

    овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

    воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

    воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

Вопрос № 7. Целью образования в Спарте являлось…

    овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

    воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

    воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 6. Педагогический процесс

Вопрос № 1. Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим (-ой)…

    задачей

    общением

    процессом

    технологией

Вопрос № 2. Движущими силами педагогического процесса является его...

    принципы

    педагоги

    закономерности

    противоречия

Вопрос № 3. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

  1. закономерности

    компоненты

    принципы

Вопрос № 4. Изучение состояния педагогического процесса называется…

    тестированием

  1. педагогической диагностикой

    контролем

Вопрос № 5. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

  1. рефлексивный

    деятельностный

Вопрос № 6. Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

    методы и средства реализации педагогического процесса

    степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью

    совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения

    социально-экономические, нравственно-психологические условия протекания педагогического процесса

Вопрос № 7. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…

    согласованность действий контроля между членами администрации

    наличие научно обоснованных критериев результатов деятельности образовательного процесса

    постоянство осуществления контрольных функций

    неожиданный характер контроля

Вопрос № 8. Компонентами педагогического процесса являются…

    семья, школа, общество

    педагоги, учащиеся, родители

    цели, содержание, формы и методы воспитания, обучения

    знания, умения и навыки учащихся

Вопрос № 9. Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

    семьей и школой

    его идеальными целями и реальными результатами

    знаниями и умениями учащихся

    педагогами и воспитанниками

Вопрос № 10. Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его…

    задачи

    закономерности

    принципы

    компоненты

№ 1. Педагогика как наука

№ 1.1.

Прогностическая функция педагогики состоит в …

1. усовершенствовании педагогической практики

2. диагностировании и развитии задатков ученика

3. обоснованном предвидении результатов педагогической реальности

4. теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

№ 1.2.

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

1. социальной

2. военной

3. производственной

4. коррекционной

№ 1.3.

Связь педагогической науки с психологией не реализуется через разработку…

1. показателей критериев обученности личности

2. показателей критериев воспитанности личности

3. учебного плана

4. педагогикой законов управления развитием личности

№ 1.4.

Основоположником отечественной педагогической мысли является …

1. А.С. Макаренко

2. Н.К. Крупская

3. К.Д. Ушинский

4. Л.Н. Толстой

№ 1.5.

Предметом педагогической науки является...

1. процесс возрастных изменений личности

2. процесс обучения

3. процессы обучения и воспитания человека

4. основные закономерности воспитания и обучения

№ 2.1.

Система действий педагога, направленная на решение конкретной педагогической задачи, называется …

1. методом воспитания

2. видом обучения

3. педагогической технологией

4. педагогическим взаимодействием

№ 2.2.

1. среда, наследственность, воспитание

2. знания, умения, навыки

3. воспитание, обучение, образование

4. созревание, система, социализация

№ 2.3.

Результатом процесса обучения и воспитания в школе является …

1. получение специальности

2. повышение квалификации

3. полное среднее образование

4. социализация личности

№ 2.4.

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, направленный на решение педагогических задач, называют…

1. педагогической системой

2. педагогической ситуацией

3. педагогическим взаимодействием

4. педагогической задачей

№ 2.5.

Сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, становление самого себя – это…

1. воспитание в широком педагогическом смысле

2. воспитание в узком педагогическом смысле

3. самобразование

4. воспитание в широком социальном смысле

№ 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

№ 3.1.

Степень и вид профессиональной обученности работника называется…

1. образованием

2. специальностью

3. квалификацией

4. компетентностью

№ 3.2.

Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется...

1. культурологическим

2. природосообразным

3. личностно-ориентированным

4. деятельностным

№ 3.3.

Под образованием понимают…

1. формирование умственных, физических, эстетических качеств человека

2. целенаправленную и систематическую передачу учащимся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений

3. процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирование мировоззрения и познавательных процессов

4. целеустремленную деятельность человека, направленную на саморазвитие и самосовершенствование

№ 3.4.

При знаниевой парадигме целью образования является…

1. развитие внутреннего мира ребенка, помощь в личностном росте

2. передача и усвоение точного научного знания, необходимого для совершенствования практики

3. передача молодому поколению необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков

4. социальная адаптация учащихся

№ 3.5.

Идею народности воспитания обосновал …

1. Л.С. Выготский

3. К. Д. Ушинский

4. А.С. Макаренко

№ 4. Методы педагогических исследований

№ 4.1.

Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

2. моделированием

3. наблюдением

4. беседой

№ 4.2.

Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...

1. теоретическим

2. эмпирическим

3. историческим

4. сравнительным

№ 4.3.

Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…

1. наблюдения

3. обобщения независимых характеристик

4. эксперимента

№ 4.4.

Научным способом познания объективной реальности является…

1. метод воспитания

2. общение

3. метод исследования

4. метод обучения

№ 4.5.

Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…

3. лабораторном эксперименте

4. естественном эксперименте

№ 5. Целеполагание в педагогике

№ 5.1.

Цель образования определяется, исходя из…

1. компонентов педагогического процесса

2. способностей личности

3. требований общества в сфере духовного воспроизводства

4. возможностей педагогического процесса

№ 5.2.

На постановку цели воспитания НЕ влияет…

1. уровень развития педагогической науки и практики

2. уровень социально-экономического развития общества

3. способ производства

4. идеология и политика государства

№ 5.3.

Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.

1. рефлексивной

2. коммуникативной

3. информационной

4. нравственной

№ 5.4.

К образовательным целям учебного занятия не относят

1. обеспечить закрепление понятий

2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях

3. создать дружный коллектив

4. организовать деятельность учащихся по изучению правил

№ 5.5.

Основная единица педагогического процесса …

1. деятельность учащихся

2. учебный год

3. педагогическая задача

4. деятельность педагога

№ 6. Педагогический процесс

№ 6.1.

К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

1. образовательные технологии

2. формы организации обучения

3. цели воспитания

4. методы воспитания

№ 6.2.

Принципы педагогического процесса определяются как…

1. способы изучения педагогических явлений

2. формы организации обучения

3. система основных требований к обучению и воспитанию

4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями

№ 6.3.

1. умения и навыки

2. опыт творческой деятельности учащихся

3. средства и методы обучения и воспитания

№ 6.4.

Компонентами педагогического процесса являются…

1. семья, школа, общество

2. педагоги, учащиеся, родители

3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания

4. знания, умения, навыки учащегося

№ 6.5.

Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …

1. воспитательной системой

2. образовательным пространством

3. педагогическим процессом

4. педагогической системой

№ 7. Сущность, структура и функции процесса обучения

№ 7.1.

В процессе обучения ученик выступает как…

1. субъект собственной познавательной деятельности

2. предмет обучения

3. объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности

4. объект педагогической деятельности

№ 7.2.

Формирование дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися относится к _________ функции обучения.

1. образовательной

2. компенсаторной

3. воспитательной

4. развивающей

№ 7.3.

Следующие признаки: двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя характерны для…

1. результатов обучения

2. общения

3. обучения

4. методов обучения

№ 7.4.

Cовокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это …

1. учебный план

2. система образования

4. учебная программа

№ 7.5.

Педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, составляет сущность …

1. социализации

2. цели воспитания

№ 8. Основные принципы обучения

№ 8.1.

Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.

1. методами

2. средствами

3. принципами

4. закономерностями

№ 8.2.

Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…

1. целостности

2. дифференциации

3. доступности

4. наглядности

№ 8.3.

Руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса – это…

1. государственные стандарты

2. образовательные программы

3. принципы обучения

4. методы обучения

№ 8.4.

Включение учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, опора на интересы учащихся, использование дидактических игр и дискуссий – это реализация принципа…

1. наглядности

2. учета возрастных особенностей учащихся

3. сознательности и активности

4. научности

№ 8.5.

Не относится к основополагающим дидактический принцип…

1. наглядности обучения

2. связи теории с практикой

3. систематичности и последовательности

4. партнерства в обучении

5. сознательности и активности

№ 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования

№ 9.1.

Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

1. научности

2. наглядности

3. доступности

4. преемственности

№ 9.2.

Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют...

1. образовательную деятельность

2. цели образования

3. образовательные потребности

4. эффективность образования

№ 9.3.

Создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры – это характерно для принципа…

1. фундаментализации содержания

3. гуманитаризации содержания

4. структурного единства содержания

№ 9.4.

Способ получения образования, при котором успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения успешной сдачей выпускных экзаменов, является …

1. психологическим состоянием

2. дистанционным

3. очной формой обучения

4. экстернатом

№ 9.5.

Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …

1. образованностью

2. профессиональным образованием

3. непрерывным образованием

4. общим образованием

№ 10. Методы и формы организации учебной деятельности

№ 10.1.

Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…

2. консультации

3. семинару

№ 10.2.

Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

2. тестированием

3. дипломным проектированием

4. курсовым проектированием

№ 10.3.

Основной дидактической целью консультации является…

1. закрепление и совершенствование знаний

2. контроль знаний учащихся

3. ликвидация пробелов в знаниях учащихся

4. подготовка к семинарскому занятию

№ 10.4.

Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.

1. техническими средствами

2. приемом

3. методом

4. формой организации

№ 10.5.

Урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, лабораторный практикум, консультация относятся к …

1. способам обучения

2. технологиям обучения

3. формам организации учебной деятельности

4. методам обучения

№ 11. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

№ 11.1.

Движущими силами воспитательного процесса являются __________ воспитания.

1. педагоги как организаторы

3. противоречия

№ 11.2.

Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются __________ воспитания.

1. принципами

2. методами

3. закономерностями

4. движущими силами

№ 11.3.

Состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях называется …

1. воспитательным действием

2. развивающей ситуацией

3. воспитательной ситуацией

4. экспериментом

№ 11.4.

Передача образцов готового опыта и ограничение поисковой активности обучаемого, авторитарные средства урегулирования конфликта между учителем и учеником, говорят о …

1. благоприятном психологическом климате

2. творческом взаимодействии преподавателя и обучающегося

4. эмоционально-нравственных отношениях

№ 11.5.

Развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного определяется как ________ воспитание.

1. гражданское

2. трудовое

3. эстетическое

4. физическое

№ 12. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

№ 12.1.

Упражнение относится к методам…

1. стимулирования

2. контроля

3. организации деятельности и опыта ученика

4. формирования сознания

№ 12.2.

Совокупность способов и приемов воспитательной работы называется __________ воспитания.

1. формами

2. принципами

3. методами

4. средствами

№ 12.3.

Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу…

1. внушения

2. требования

3. примера

4. упражнения

№ 12.4.

Пример как метод воспитания заключается в ________.

1. эмоциональном утверждении успешно производимых действий и поступков

2. передаче воспитаннику норм общественного поведения

3. убедительном образце для подражания

4. культивировании у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению

№ 12.5.

К видам поощрения относятся...

1. убеждение, приказание

2. предложение, инструктаж

3. похвала, благодарность

4. просьба, намек

№ 13. Коллектив как объект и субъект воспитания

№ 13.1.

Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах, называются…

1. коллективистскими

2. коммуникативными

3. межличностными

4. групповыми

№ 13.2.

Выдвижение общей цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива происходит на стадии __________ коллектива.

1. расцвета

2. самоуправления

3. становления

4. стабилизации

№ 13.3.

Положение человека в коллективе, определяющее его права и обязанности, называется…

1. позицией

2. стилем поведения

3. статусом

4. самооценкой

№ 13.4.

Межличностные отношения членов коллектива образуют __________ коллектива.

2. традиции

3. неформализованную структуру

4. формализованную структуру

№ 13.5.

Общая социально-значимая цель, совместная деятельность, выборный руководящий орган, отношение ответственной зависимости – это признаки…

1. ассоциации

3. коллектива

4. корпорации

№ 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

№ 14.1.

Семья, включающая родителей и трех детей, называется …

1. малодетной

2. неполной

3. нуклеарной

4. стандартной

№ 14.2.

Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

1. технико-гигеническим

2. демографическим

3. социально-экономическим

4. социально-культурным

№ 14.3.

Функции: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная - характерны для…

1. процесса обучения

2. коллектива

4. воспитательной системы

№ 14.4.

Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы …

1. коллектив сверстников

2. разновозрастный коллектив

3. искренняя и безусловная любовь родителей

4. материальные условия

№ 14.5.

Социализация ребенка в семье происходит…

1. всегда целенаправленно

2. независимо от воспитательных усилий родителей

3. как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения

4. стихийно

№ 15. Система образования в РФ

№ 15.1.

Установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки возлагается на …

1. органы местного самоуправления

2. образовательное учреждение

3. федеральные органы государственной власти и органы управления образованием

4. субъекты Российской Федерации

№ 15.2.

Под диверсификацией образовательных учреждений понимается …

1. расширение штата администрации образовательного учреждения

2. введение элементов самоуправления в педагогическом коллективе

3. многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования

4. передача ряда полномочий высших органов управления низшим

№ 15.3.

К дополнительным образовательным учреждениям НЕ относится…

1. спортивная школа

2. дом детского творчества

3. аспирантура

4. музыкальная школа

№ 15.4.

Самостоятельный вид профессиональной педагогической деятельности людей, направленный на достижение организацией в рыночных условиях определенных целей управления путем рационализации использования экономических и человеческих ресурсов, называется…

1. миссией организации

2. концепцией управления

3. педагогический менеджмент

4. менеджмент

№ 15.5.

Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…

1. концепцией управления

2. закономерностью управления

3. управленческим решением

4. принципом управления

№ 16. Образовательные учреждения, их типы

№ 16.1.

Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.

1. высшего

2. послевузовского

3. среднего

4. начального

№ 16.2.

Высшее учебное заведение, которое вносит большой вклад, направленный на развитие науки, культуры, образования путем научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники, культуры, называется …

1. институтом

2. колледжем

3. академией

4. научно-исследовательским институтом

№ 16.3.

Классификация образовательных учреждений на государственные, муниципальные и негосударственные проводится на основе …

1. количества обучающихся

2. качества получаемого образования

3. формы собственности

4. методов обучения

№ 16.4.

Пол, возраст, квалификация, образование составляют ________ структуру управления.

1. ролевую

2. функциональную

3. социальную

4. организационную

№ 16.5.

Управленческая культура, основанная на решении всех проблем временными творческими группами, называется …

1. культурой власти и силы

2. ролевой культурой

3. командной культурой

4. культурой индивидуальностей

№ 17. Принципы управления образовательными системами

№ 17.1.

Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ___________ в управлении.

1. обратной связи

2. делегирования полномочий

3. системности

4. новых задач

№ 17.2.

Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа __________________ управления.

1. системности

2. научной обоснованности

3. демократизации

4. гуманизации

№ 17.3.

Реализация принципа ______________ управления придает процессу управленческой деятельности последовательность, логичность и комплексность.

1. сочетания централизации и децентрализации

2. взаимосвязи единоначалия и коллегиальности

3. системности и целостности

4. демократизации

№ 17.4.

Наиболее общие правила, которые должны выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления, называются __________управления.

1. закономерностями

2. формами

3. принципами

4. методами

№ 17.5.

1. демократизации и гуманизации

2. объективности и полноты информации

3. научности

4. системности и целостности

№ 18. Методы, приемы, средства управления образовательными системами

№ 18.1.

Комплекс принципов, методов, форм и приемов эффективного управления педагогическими системами называется педагогическим…

1. моделированием

2. планированием

3. менеджментом

4. прогнозированием

№ 18.2.

К функциям управления педагогическим процессом НЕ относится…

1. контроль

2. стимулирование

3. рецензирование

№ 18.3.

По ресурсам управленческую информацию разделяют на …

1. первичную и вторичную

2. своевременную и несвоевременную

3. правовую, техническую, финансовую, энергетическую, материальную

4. полную и неполную

№ 18.4.

Одним из условий успешного достижения целей и задач педагогического менеджмента является …

1. реализация межпредметных связей

2. использование дисциплинарных средств воздействия

3. обоснованное принятие управленческого решения

4. финансово-хозяйственная деятельность

№ 18.5.

К установленным уровням мониторинга не относится…

1. региональный

2. школьный (вузовский)

3. родительский

4. государственный

№ 19. Общая характеристика педагогической профессии

№ 19.1.

Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и функцией педагога, называется педагогической …

1. компетенцией

2. профессией

3. специализацией

4. квалификацией

№ 19.2.

Приспособление учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации составляет сущность ________ функции педагогической профессии.

1. прогностической

2. коррекционной

3. адаптивной

4. гуманистической

№ 19.3.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были…

1. государственные чиновники

2. вольнонаемные граждане

4. родители

№ 19.4.

Педагогическая деятельность относится в соответствие с классификацией Е.А.Климова к группе:

1. Человек – Знак

2. Человек – Техника

3. Человек – Человек

4. Человек – Природа

№ 19.5.

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…

1. управление и воспитание

2. контроль и оценка

3. преподавание и воспитательная работа

4. социализация и развитие

№ 20. Профессиональная деятельность педагога

№ 20.1.

В структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделяет следующие 3 компонента…

1. академическая деятельность

2. учебная деятельность

3. организаторская деятельность

4. конструктивная деятельность

5. коммуникативная деятельность

№ 20.2.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в (на)…

1. предприятиях

3. профессионально-технических училищах

5. дошкольных заведениях

№ 20.3.

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …

1. профессиональными интересами педагогов

2. решением администрации образовательного учреждения

3. увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание

4. усложняющимся характером воспитания и обучения

5. изменением социально-экономических условий

№ 20.4.

В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют …

1. деятельность педагогов

2. деятельность администрации школы

3. воспитательный коллектив

4. воспитательную среду

5. деятельность воспитанников

№ 21. Требования к современному педагогу

№ 21.1.

Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу ____________ умений педагога.

1. перцептивных

2. коммуникативных

3. ориентационных

4. информационных

№ 21.2.

Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…

1. развивающими

2. перцептивными

3. проектировочными

4. аналитическими

№ 21.3.

Групповой формой организации методической работы учителей того или иного предмета являются…

1. методические советы

2. открытые уроки

3. предметные методические объединения

4. педагогические советы

№ 21.4.

Основой педагогической направленности является …

1. желание властвовать над другими

2. стремление реализовать себя

3. интерес к профессии учителя

4. интерес к научной дисциплине

№ 21.5.

Совокупность личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя составляет …

1. новаторство

2. стиль деятельности

3. педагогическое мастерство

4. квалификацию

№ 22. Мастерство педагогического общения

№ 22.1.

Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…

1. либеральный стиль взаимоотношений

2. высокая самооценка учащихся

3. создание благоприятного психологического климата в учебной группе

4. использование поощрения как основного метода воспитания

№ 22.2.

Нарушение деловых связей, возникновение препятствий к достижению целей профессиональной деятельности являются основой для __________ в педагогическом коллективе.

1. конфликта личностной несовместимости

2. конфликта ролевого характера

3. профессионального конфликта

4. конфликта ожиданий

№ 22.3.

Эмоциональная выразительность речи педагога включает в себя:

1. точность и правильность используемых выражений

2. использование жаргона

3. интонацию, темп, дикцию, паузы

4. логичность, простоту, доступность

№ 22.4.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является...

1. конфликт

2. обмен знаниями

3. эмпатия

4. теоретический анализ

№ 22.5.

Попустительскому стилю педагогического общения характерно …

1. жесткое управление

2. всеобъемлющий контроль

3. самоустранение педагога от ответственности за происходящее в группе учащихся

4. активное участие всех членов группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации