Биографии Характеристики Анализ

Инновационные тенденции. Инновационные тенденции в образовании.docx - Доклад: " Инновационные тенденции в образовании."

Кузьмин Егор

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннинский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пугачёвская средняя общеобразовательная школа

VI областной конкурс «Взгляд молодых

на проблемы местного самоуправления»

Конкурсная работа (проект)

« Взаимодействие органов местного самоуправления с населением в решении вопросов развития муниципального образования (на примере Пугачёвского муниципального образования) »

Выполнил: Кузьмин Егор,

Уч-ся 9 класса

МКОУ Пугачёвская СОШ

Научный руководитель: Двоянова Т.П.,

Учитель истории и обществознания

МКОУ Пугачёвская СОШ

2013

«Важной особенностью реформы является

Ее комплексность, которая предполагает

Структуризацию институтов местного

Самоуправления и решение самых актуальных

Экономических задач. Но главная состоит в том,

Что преобразования направлены на расширение

Непосредственного, прямого участия граждан

Во всех сферах местной жизни, на рост влияния

И усиления контроля жителей той или иной

Территории за действиями избранной ими

Муниципальной власти».

В.В.Путин

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения…». Сообщество, таким образом, является и источником власти и конечным потребителем принятых ею решений. С одной стороны, оно само должно решать такие вопросы как: определение приоритетных направлений развития, выбор экономической политики территории в рамках имеющихся полномочий и многие другие, не менее важные. С другой стороны, оно несет непосредственную ответственность за принятые решения – ведь именно местным жителям жить в том будущем, которое они сами для себя выбрали. Таким образом, процесс включения граждан в местное самоуправление является одной из наиболее важных задач для всех субъектов взаимодействия, существующих на конкретной территории.

Гражданское участие в местном самоуправлении является одним из базовых принципов функционирования этого института публичной власти, самого составляющего одну из основ конституционного строя в Российской Федерации, что следует как из всех существующих теорий местного самоуправления, так и из статей 3, 12, 16, 130 Конституции Российской Федерации.

Ясно, что народ может непосредственно осуществлять и государственную власть путем референдума и выборов, что периодически и происходит (регулярно – выборы, в редких случаях – референдум), но также очевидно, что на уровне местного самоуправления гражданское участие может и должно быть более широким, так как именно там решается большинство вопросов жизнедеятельности населения, эти вопросы для населения абсолютно понятны, и существуют все необходимые для этого возможности. Рассмотрим как происходит взаимодействие органов местного самоуправления с населением на примере моего родного поселка Пугачёвский.

Пугачевское сельское поселение расположено в северо-восточной части Аннинского муниципального района Воронежской области. В его состав входят: поселок Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский», посёлок Первомайского отделения совхоза «Пугачевский», посёлок Октябрьского отделения совхоза «Пугачевский». Территория поселения граничит на юго-востоке и юге с Хлебородненским сельским поселением, на юго-западе – с Бродовским сельским поселением, на западе – с Садовским сельским поселением, на северо-западе и севере – с Рубашевским сельским поселением, на северо-востоке – с Эртильским муниципальным районом.

Административным центром поселения является поселок Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский», который расположен в северо-западной части землепользования сельского поселения. От районного центра поселок Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский» расположен в 30 км по асфальтированной дороге, от областного центра города Воронеж – в 130 км. В поселке Центральной усадьбы совхоза «Пугачевский» на сегодняшний день проживает 798 человек.

Поселок Первомайского отделения совхоза «Пугачевский» с численностью населения 60 человек расположен в южной части поселения. Поселок Первомайского отделения совхоза «Пугачевский» располагается от центральной усадьбы на расстоянии 3,5 км.

Поселок Октябрьского отделения совхоза «Пугачевский» с численностью населения 94 человека расположен в восточной части поселения. Поселок Октябрьского отделения совхоза «Пугачевский» располагается от центральной усадьбы на расстоянии 3,5 км.

Население и хозяйствующие субъекты.

№№

пп

Наименование сельских

населенных пунктов

Численность

наличных хозяйств

Численность

наличного насел.

Численность

постоянного

населен.

пос.Октябрьский

пос.Первомайский

пос.Пугачевский

ИТОГО:

На территории осуществляют свою деятельность три крестьянско-фермерских хозяйства и ООО «Агротех – Гарант Пугачевский». Производство основных сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах всех категорий в 2012 г. составило:

Зерно (в весе после обработки) 9176 тонн при урожайности 40 ц/га;

Сахарная свекла 34311 тонн при урожайности 612,1 ц/га;

Подсолнечник 2544 тонны при урожайности 24,6 ц/га;

Молоко 1868 тонн, надой на 1 ф. корову 5441 кг. Соответственно большинство населения поселка занято в сельском хозяйстве.

На территории поселения функционируют социально – значимые объекты.

МКОУ Пугачевская СОШ со структурным подразделением Детский сад «Сказка». Дом культуры. Пугачёвская сельская амбулатория , почта, магазин. Общая протяжённость улиц посёлка составляет более 8 километров. Часть населения занята в социальной сфере. Существует часть населения посёлка не занятая нигде - это пенсионеры, домохозяйки, безработные (к счастью эта часть населения невелика). За прошедший 2012 год в Пугачёвском поселении родилось –10 человек, умерло – 11человек, прибыло – 10 человек.

Из общего количества жителей 943 человек 124 ребёнка в возрасте от 0 до 18 лет.

Изучая проблему взаимодействия органов местного самоуправления с населением в посёлке, я пришёл к выводу, что основными препятствиями активному участию наших жителей в самоуправлении, помимо традиционно называемого неверия в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения являются иждивенчество, привычка населения надеяться на готовое, безразличие к общим делам, недостаток знаний, некомпетентность, индивидуализм. Тем более что уровень информированности населения о деятельности местных органов власти, по оценкам жителей, явно недостаточен. Только менее 50% опрошенных считают достаточной информацию о деятельности Главы муниципального образования и органов местного самоуправления. А эффективность системы местного самоуправления в значительной мере зависит от успешности взаимодействия местного сообщества и власти, конструктивного содержательного диалога, ориентации на совместное решение проблем местной жизни. Такое взаимодействие должно базироваться на взаимной информированности, заинтересованности и готовности обеих сторон к совместному участию в данном процессе. При этом население должно являться, не объектом управления, а равноправным активным субъектом взаимодействия.

Исторически сложилось так, что на территории нашего посёлка очень сильно и активно взаимодействие администрации поселения, школы в лице Совета старшеклассников и базового хозяйства (на сегодняшний день это ООО «Агротех – Гарант Пугачевский»), в лице директора Лепинского А.А.. В результате этого взаимодействия решаются многие проблемы села от уборки территорий до расчистки дорог зимой. Я считаю очень важным такое взаимодействие и пример заинтересованных людей, руководителей хозяйств, для преодоления инертности и неверия основной массы населения посёлка. Совет старшеклассников нашей школы является генератором и проводником различных идей по благоустройству, проведению культурно-массовых, экологических и спортивных мероприятий, проведению социальной работы с ветеранами, инвалидами, малоимущими, молодежью села совместно с Женсоветом села и Советом ветеранов села. Такое взаимодействие приносит наиболее ощутимый социальный эффект. Связано это с тем, что жители поселения видят результаты своего непосредственного участия в управлении той территории, на которой они живут. Учащиеся нашей школы и их родители (которые всегда поддерживают своих детей в хороших начинаниях) ежегодно, уже на протяжении нескольких лет, проводят экологические акции «Родному селу чистоту и заботу», «Ты, убрал за собой мусор?!», «Цвети Земля!» участвуют в программе «Чистая улица», в конкурсе «Лучшее подворье села». При совместном финансировании с Центром занятости населения ежегодно заключаются срочные трудовые договора на уборку территории, что даёт дополнительные рабочие места для занятости учащихся школы с 14 летнего возраста (во время школьных каникул) и незадействованного на производстве населения. Школьной производственной бригадой также проводится большая работа по благоустройству стадиона и прилегающей территории, наведению порядка на кладбище (дополнительно покрашены ворота и 120 пм ограждения), на мемориале погибшим воинам, в парках п. Пугачёвский. В мае – октябре дополнительно заключаются договора на скашивание сорной растительности. В апреле прошлого года администрацией посёлка совместно с базовым хозяйством был организован еженедельный вывоз ТБО от домовладений граждан, но, однако, данная практика себя не оправдала из-за недостаточности информирования населения. В связи с этим Совет старшеклассников школы взял на себя инициативу информирования и агитации населения с помощью школьной газеты «Галактика» и школьного телевидения, а также выпуска листовок по основным проблемам. Например, большими проблемами нашего посёлка, являются время от времени возникающие несанкционированные свалки и дороги (несмотря на достаточное количество проезжей части)в парковой зоне. Над разработкой проектов по их ликвидации работают Совет старшеклассников школы, Женсовет и Совет ветеранов села.

В течение зимы силами ООО «Агротех – Гарант Пугачевский» проводится чистка дорог от снега в населенных пунктах. Значительные мероприятия проводились по предупреждению возникновения пожароопасных ситуаций, а также ликвидации пожаров в населенных пунктах поселения и прилегающих к ним территориях: жителям вручено 200 памяток о соблюдении противопожарных требований, в пожароопасный период главой и специалистами сельского поселения, добровольными пожарными, юными пожарниками проводилось патрулирование территорий населенных пунктов и прилегающих к ним сельхозугодий, с руководителями предприятий, организаций, учреждений, главами крестьянско-фермерских хозяйств, жителями поселения велась разъяснительная работа по очистке подведомственных и прилегающих территорий от сухой травы и мусора.

Согласно 131 ФЗ одним из полномочий сельской администрации является создание условий для занятий физической культурой и спортом. Центром этой деятельности стала наша школа, где проводятся систематические тренировки волейбольных команд. Результатом являются первые места на районных школьных соревнованиях и призовое 3 место в первенстве Воронежской области среди сельских поселений, где уступили спортсменам из Павловского и Бобровского района (с. Лосево заняло 1 место где проживают порядка 6 тыс. человек). Как уже было сказано совместно поддерживается порядок на стадионе, тренировки на стадионе в каникулярное время проводятся регулярно, как и во всех селах, количество молодёжи сокращается, появились многие соблазны от телефонов до компьютеров, но, тем не менее, от 8 до 14 лет любителей разного возраста собираются, чтобы погонять мяч, лучшие из ребят участвуют в составе сборных команд района, немаловажно, что к занятиям привлекаются и школьники, из семей социального риска. Работают секции настольного тенниса и традиционных шахмат. Активную роль в их организации принимает Совет ветеранов села. На базе сельского Дома культуры действует филиал воронежской спортивной школы по бильярду инициатором создания, которой стал Совет ветеранов села. А воспитанниками школы являются учащиеся нашей школы и весьма успешно. Лепинская Екатерина ученица 10 класса стала гордостью нашего села, и области, так как она является трёхкратной бронзовой чемпионкой мира и пятикратной чемпионкой России по бильярдному спотру. Подрастает младшее поколение бильярдистов, которые уже занимают призовые места на областном уровне – это Агабалаева Ю.ученица 9 класса, Артамонова А. ученица 5 класса. В зимнее время много любителей побегать на лыжах - с некоторых пор этот вид спорта стал экзотическим, только в некоторых школах проходят уроки по лыжной подготовке. В нашем посёлке всячески поддерживаются начинания юных лыжников, к сожалению, данный вид дорогостоящий много всевозможных приспособлений и амуниции, но и у наших спортсменов есть определённые достижения: лучшие включены в сборные команды района и участвуют и в кубке Новой Усмани, и в первенстве области, и в традиционной Лыжне России.

Особую роль в нашем поселении играет Женсовет, который совместно с педагогическим советом школы и родительским комитетом уделяет большое внимание работе с семьями социального риска, многодетными и малообеспеченными семьями Совместно с ИДН, комиссией при администрации Аннинского района, школой, участковым уполномоченным Женсовет посещает семьи, где уделяется мало внимания воспитанию детей. Совместно с органами социальной защиты населения оказывается адресная помощь в продуктах питания, оформления документов, доставке на медицинские комиссии по линии отдела военного комиссариата, отправка на службу в Вооруженные силы РФ. Также силами женсовета, родительского комитета активными гражданами поселка создан банк вещей для малообеспеченных семей.

В результате активной работы женсовета наши селяне дружно участвуют в сборе овощей и картофеля для нужд больницы. В Садовскую амбулаторию и Аннинскую ЦРБ отправлено 1 т овощей: картофель, огурцы, кабачки, лук, морковь, столовая свёкла..

Особую заботу Женсовета и Совета старшеклассников школы вызывают ветераны войны и труда, а также пенсионеры нашего поселка. Ежегодно для них устраиваются «Встречи за круглым столом», где пожилые жители села могут решить насущные проблемы, обратиться с просьбой к общественным организациям, местной власти или просто пообщаться. Учащиеся нашей школы являются организаторами и участниками круглогодичной акции «Милосердие» в ходе, которой ребята оказывают посильную помощь ветеранам и пенсионерам села. Традиционными и любимыми стали для наших сельчан праздники «День Победы», «День пожилых людей», где мы молодое поколение можем выразить признательность, благодарность и уважение старшему поколению односельчан. Наши школьные артисты устраивают выездные праздники в соседние села, например, в интернате для пожилых людей с. Садовое силами театрального объединения «Вдохновение» было дано представление по сказкам Бажова «Аленький цветочек».

Основную культурную работу в селе организуют и проводят работники дома культуры, Женсовет и коллектив учащихся и учителей нашей школы. В данной работе сложно перечислить все проводимые праздники и мероприятия. Хочу просто отметить, что культурная жизнь нашего села многопланова и разнообразна. В селе есть свой хор, театр, вокальная группа. Силами самодеятельных артистов проводятся все традиционные и календарные праздники. Взрослые и дети принимают участие в различных творческих конкурсах, где занимают призовые места (муниципальный конкурс «Красная Гвоздика» два года подряд 2- 3-е место).

Связующим звеном в деятельности общественного самоуправления должна быть администрация сельского поселения. Органы территориального общественного самоуправления являются надежными партнерами органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Поэтому известный оптимизм вселяют ответы наших односельчан на вопрос: «Что, по Вашему мнению, может определить судьбу и будущее Вашего населенного пункта?» – это труд и усилия людей, которые здесь живут, опытность и настойчивость местных руководителей, общая экономическая ситуация в стране. При этом важно, что жители себе отводят в этом процессе существенную роль.

Важность такого взаимодействия, обусловлена тем, что она способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа.

Поэтому я считаю, что очень важно участие сообщества молодых людей, способных принять активное участие в процессах общественных преобразований, осознающих зону своей ответственности, профессионально и ответственно действующих при решении задач социально-экономического и культурного развития территории, на которой они живут.

Так как в такой деятельности происходит воспитание тех, кто хотел бы управлять своим собственным развитием, развивать инициативу, делать окружающую жизнь лучше, попасть в кадровый резерв, научиться использовать, и, используя, создавать.

Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти через систему гарантий и защиты местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепила участие органов местного самоуправления от имени населения в решении задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать им всестороннюю поддержку, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и развития. Выполняя данную работу я убедился в том, что только взаимодействие всех уровней сельской власти и местного сообщества в лице общественных организации. Может привести к положительным результатам и создать благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества и развития.

П Р И Л О Ж Е Н И Е


Состояние системы специального образования в период 1990‑х гг. принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

– охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

– отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

– жесткость и безвариативность форм получения образования;

– преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка;

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием.

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально‑политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии, резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей. В Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно‑методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого‑педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.

Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

– поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

– целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого‑педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

– определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

– переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

– разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

– обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого‑педагогическое изучение контингента детей со сложной структурой дефекта, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения. На основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

– на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально‑экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознается необходимость медико‑писхолого‑педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема итегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н. Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 1990‑е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 1970‑е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции – революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 1970‑х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С. Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С. Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) медико‑психолого‑педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно‑правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 1970‑х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0–3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Архипова и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и взрослых с отклонениями в развитии также требует дальнейшей разработки.

Вопросы и задания

1. Раскройте периодизацию эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки, применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

2. Каковы позитивные и негативные последствия ориентации отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

3. Назовите наиболее актуальные проблемы специального образования на современном этапе.

(Работа выполнена при поддержке гранта № Б-14/13для аспирантов и молодых научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы)

Сегодня все и всюду говорят об инновациях, необходимости перехода к инновационной экономике, безальтернативности инновационного пути развития. Однако российский опыт иллюстрирует скорее инновационную неактивность, нежели активность. Отсюда вытекают закономерные вопросы, касающиеся не национального уровня, а уровня предприятий (микроуровня): зачем предприятию инновации? И, если они ему необходимы, тогда почему на практике инновационная активность показывает весьма скромные результаты. Что может демотивировать бизнес? Или может он просто преследует иные цели?

ИННОВАЦИИ: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ?

Исследования влияния инноваций на результирующие показатели предприятий и фирм проводились неоднократно. Например, Чулок А.А. в результате систематизации и анализа данных в различных странах (Франции, Германии, Норвегии, Италии, Канаде, Финляндии и России), представленные сводками опросов множества предприятий, выявил неоднозначное влияние инноваций на экономические результаты предприятий. В частности, влияние инноваций на производительность, увеличение рыночной доли, получения монопольной власти и повышение конкурентоспособности детерминировалось как положительное, а на прибыльность и повышение рентабельность – как неоднозначное . Как правило, подобное заключение характерно для множества исследователей, анализирующих вышеописанную зависимость в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде отмечается только положительное влияние инноваций.

Возникает закономерный вопрос: почему предприятия одних стран уступают в инновационной активности предпринимательскому сектору других? Неужели разъяснения необходимости инновационного развития, международное признание безальтернативности этого пути и положительные экономические эффекты от их внедрения не являются весомыми аргументами к всеобщему их генерированию?

Еще Г. Стивенс и Дж. Берли в своей работе «3000 Raw Ideas=1 Commercial Success» в 1997 году подтвердили существование определенной закономерности успешности инноваций (см. рис. 1). Первоначально из 3000 творческих идей (Raw Ideas) – их становление происходит в рамках 1-ого этапа инновационного процесса – формируются 300 концептуальных идей (Ideas Submitted) для проведения экспериментов или подачи патентной заявки (так завершается 2-ой этап). В свою очередь, из последних примерно 125 направляется на получения патента и технико-экономического обоснования (это уже 3-й этап). Из 125 экспериментальных проектов около 9 трансформируются в опытно-конструкторские проекты, требующие детальной экономической оценки проекта на 4-ом этапе. Из последних только 4 становятся инновационными проектами компании вследствие пробных исследований и изготовления пробной партии (5-й этап). Только 1,7 проекта коммерчески реализуются через производство и реализацию инновационного продукта на 6-ом этапе. В итоге 1 проект приносит коммерческий успех (7-й этап) . Исходя из вышесказанного, возможность коммерческого успеха результатов инновационного процесса минимальна и равна 0,33%. В статье указывалось, что подобная закономерность оставалась стабильной на протяжении 40 лет (т.е. с 1957-1997 гг.).

Источник : Greg Stevens and James Burley, 3,000 Raw Ideas = 1 Commercial Success, Research Technology Management, 40(3), May-June 1997, 16-27.

Рис. 1. Формула Г. Стивенса и Дж. Берли «3000 сырых идей – 1 коммерческий успех»

Как оказалось, подобная закономерность сохранилась вплоть до настоящего времени, но с незначительными изменениями – упрощениями (всего выделено 5 этапов). Сегодня формула Г. Стивенса и Дж. Берли выглядит так: «3000 сырых идей (1-ый этап) – 100 опробованных идей (2-ой этап) – 10 идей в разработке (3-ий этап) – 2 запущенных проекта (4-ый этап) = 1 коммерчески успешная идея (5-ый этап)» или проще «из 10 инновационных проектов реализуется 1 проект» . Ознакомившись с подобной информацией среднестатистический предприниматель вряд ли предпочтет столь рискованную кампанию (инновационный проект) реализации инвестиционного проекта. Но, тем не менее, предприятия различных стран, осознавая, что без инноваций невозможно значительно повысить конкурентные преимущества перед иностранными конкурентами, активно генерируют и внедряют инновации. Но все ли зависит лишь от сознательности предприятий и желания преуспеть в инновативности? В какой-то степени, возможно. Но в настоящей статье мы будем рассматривать инновационную среду, в которой функционирует предприятия, насколько комфортные условия может она обеспечить им для реализации инновационных проектов. В роли подобной среды выступает инновационная система государства или национальная инновационная система. Классическая схема инновационного процесса представлена на рис.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ…

Естественно, что становление национальных инновационных систем, учитывающих особенности исторического, культурного, социального развития государств, вносит изменения в количественные характеристики типовой схемы инновационного процесса. Так, если обратиться к годовым отчетам, опубликованным за последние пять лет (включая текущий) ведущей международной бизнес-школой INSEAD и специализированным агентством ООН «Всемирная организация интеллектуальной собственности» (World Intellectual Property Organization, WIPO), то можно увидеть, что последние три года Швейцария и Швеция остаются неизменными лидерами .

Таблица 1

Значения Глобального инновационного индекса стран-лидеров

за 2008-2013 гг.

№ п/п The Global Innovation Index 2008-2009 The Global Innovation Index 2009-2010 The Global Innovation Index 2011 Accelerating Growth and Development The Global Innovation Index 2012

Stronger Innovation Linkages for Global Growth

The Global Innovation Index 2013

The Local Dynamics of Innovation

1 США Исландия Швейцария Швейцария Швейцария
2 Германия Швеция Швеция Швеция Швеция
3 Швеция Гонконг Сингапур Сингапур Великобритания
4 Великобритания Швейцария Гонконг Финляндия Нидерланды
5 Сингапур Дания Финляндия Великобритания США
6 Юж. Корея Финляндия Дания Нидерланды Финляндия
7 Швейцария Сингапур США Дания Гонконг
8 Германия Нидерланды Канада Гонконг Сингапур
9 Япония Новая Зеландия Нидерланды Ирландия Германия
10 Нидерланды Норвегия Великобритания США Ирландия

68. Россия

64. Россия

56. Россия

51. Россия

62. Россия

Источник: Материалы из Годовых отчетов INSEAD и WIPO за период 2008-2013 гг. Режим доступа: http :// www . globalinnovationindex . org / content . aspx ? page = past - reports

Модели инновационных систем Швейцарии и Швеции отличаются друг от друга, но при этом позволяют этим странам оставаться в ряду наиболее инновативных уже в течение ряда лет. Сегодня швейцарская инновационная система представлена следующим образом: это множество развитых центров инновационного развития, функционирующих в кантонах, между которыми существует сильная конкуренция по привлечению старт-апов в области медицины и биотехнологий, в сфере разработки экологически чистых технологий добычи энергии. 2/3 суммарных расходов на НИОКР в Швейцарии поступает из предпринимательского сектора, а не от государства . Это также характерно и для Швеции, в которой научные разработки производятся в также частном секторе, но в рамках крупных многонациональных корпораций (75 % всех расходов). Большая роль в инновационной системе принадлежит Королевской академии наук Швеции (она присваивает нобелевские премии через Нобелевский комитет, тем самым определяет вектор развития науки в мире). Этим обосновывается акцентирование блока генерации знаний на фундаментальных науках и финансирование его государством. Прикладные же исследования обеспечиваются за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными компаниями. Реализацией инновационной политики на местах занимаются специально созданные агентства (их уже более 600) .

Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал, в образование (особенно пост-высшее). Долгое время инновационное развитие экономики страны сводилось к заимствованию передовых технологий, в настоящее время же Сингапур ориентирован на генерирование инноваций, чем и обусловлен интерес к академическим исследованиям: реализует программы, ориентированные на «импорт умов» и поиск одаренной молодежи (гранты, субсидии, премии, конкурсы, ярмарки, стипендии). Под выполнение этих задач адаптирована и сингапурская инновационная инфраструктура, представленная многочисленными фондами посевного финансирования и государственными агентствами, объединениями исследовательских учреждений в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский). Государство играет большую роль в развитии инновационной системы (сохранение планирования по пятилеткам, координация действий участников инновационного процесса, значительная финансовая поддержка). Бизнес в свою очередь диктует инновации .

Несмотря на отличия становления НИС (в первых двух случаях-историческое зарождение НИС, в третьем-искусственное создание), общими чертами для национальных инновационных систем этих стран являются активное инвестирование в образование (в человеческий капитал) и активное участие частного сектора в финансировании НИОКР. Эта закономерность свойственна и для других инновационно развитых стран. Так, в Великобритании около 2/3 финансирования НИОКР производится бизнесом, в Финляндии – более 70% . В целом, это характерно для всех стран, фирмы которых успешно конкурируют на международных рынках (они заинтересованы в инновациях как инструменте повышения конкурентоспособности).

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ: ЕВРОСТАТ И РОССТАТ

В онлайн-версии «Ежегодника Евростатата 2012» (от Января 2013 г.) опубликованы результаты исследования инновационной активности предприятий стран-членов ЕС за период 2008-2010 гг. Приводятся следующие статистические данные: самые высокие доли инновационно активных предприятий на протяжении этого отрезка времени были обнаружены в Германии (79,3% от всех предприятий), Люксембурге (68,1%) и Бельгии (60,9%). Также отмечено, что более половины общего числа предприятий на территории ЕС характеризщауются как инновационные. Самые низкие значения были выявлены в Болгарии, Польше и Латвии (27,1%, 28,1% и 29,9% соответственно) . Если сопоставить эти значения со значениями инновационной активности организаций России, опубликованными Госкомстатом за такой же период, то максимальная инновационная активность (согласно методике Госкомстата – удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации в отчетном году) была отмечена в 2010 году и составила 9,5%. В рамках страны вариация от субъекта РФ к субъекту происходила от 0,8% (в Чеченской республике) до 34,3% (в Магаданской области). В 2011 году было отмечено повышение доли инновационно активных предприятий в целом по России до 10,4% .

Остановимся подробнее на инновационной статистике в разрезе типов инноваций. Согласно методологии Евростата выделяется три категории инноваторов:

1) инновационные предприятия, осваивающие только продуктовые и/или процессные инновации;

2) инновационные предприятия, осуществляющие только организационные и/или маркетинговые инновации;

3) предприятия, развитые в обоих этих направлениях.

Из рис. 2 видно, что пропорциональные соотношения инновационных предприятий трех типов различаются от страны к стране. Но в целом по ЕС распределение предприятий-инноваторов по трем категориям следующее: 23% инновационных предприятий осваивают продуктовые и/или процессные инновации, 26,4% предприятий – маркетинговые и/или организационные инновации и чуть больше половины (50,6%) осуществляют инновации обоих типов .

Источник : Innovation Statistic // Eurostat Yearbook online (Data from January 2013 ). – Date Views 07.07.2013 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/

Рис. 2. Соотношения инновационных предприятий по типам инноваций в странах ЕС-27 (за исключением Греции) за период 2008-2010 гг.

Комиссией обследования инноваций (Community Innovation Survey) было обнаружена следующая закономерность: в тех странах (членах ЕС), в которых наблюдается высокая инновационная активность предприятий, удельный вес предприятий 3)-его типа также высок. В Германии, Люксембурге и Бельгии доля таких предприятий заметно выше (58,7%, 61,5% и 55,4% от общего числа инновационных предприятий соответственно). А в странах с низкой инновационной активностью отмечается пропорционально меньшее число предприятий 3)-его типа: в Румынии только 32,3% предприятий-инноваторов осваивают инновации обоих категорий, в Латвии – 34,5%, в Польше – 33,3% и в Болгарии – 29,5% .

В свою очередь, согласно методологии Госкомстата России, инновационно активные предприятия подразделяются на четыре категории:

1) организации, осуществляющие технологические инновации;

2) организации, осуществляющие маркетинговые инновации;

3) организации, осуществляющие организационные инновации;

4) организации, осуществляющие экологические инновации.

В табл. 2 приводится удельный вес этих организаций от общего числа.

Таблица 2

Удельный вес организаций, осуществляющих технологиечкие, маркетинговые и организационные инновации в отдельности за период 2009-2011 гг., в % от общего числа исследованных предприятий

2009 2010 2011
Технологические инновации 7,7 7,9 8,9
Маркетинговые инновации 2,1 2,2 2,3
Организационные инновации 3,2 3,2 3,3
Экологические инновации 1,5 4,7 5,7
* Составлено автором по данным Госкомстата РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

Из табл. 2 видно, что большая часть инновационно активных предприятий, осуществляют именно технологические. Следует отметить значительный рост предприятий-инноваторов, осваивающих экологические инновации. В рамках исследования инновационной активности предприятий России (в результате перекоса в сторону технологических инноваций) остановимся на опыте ЕС по осваиванию продуктовых и/или процессных инноваций (речь идет о предприятиях первого типа согласно Евростату).

Среди предприятий 1)-ого типа в ЕС более чем ¼ инноваторов (25,5%) активно сотрудничают в области инновационной деятельности: сотудничество между предприятиями, поставщиками, коммерческими лабораториями, университетами и общественными исследовательскими институтами. Остальные 74,5% полагаются только на свои собственные ресурсы. Наиболее высокий уровень инновационной кооперации был обнаружен на Кипре (62,3%), в Австрии (51,0%), Словении, Литве и Венгрии (44,7%, 43,3%, 43,2% соответственно). Самый же низкий уровень инновационного сотрудничества был обозначен в Италии (12,1%), Великобритании (13,7%), Мальте (18,5%) , Испании (22,3%) и Болгарии (22,4%) .

Кроме того, Комиссией обследования инноваций была исследована зависимость между размером предприятий, осуществляющих продуктовые и/или процессные инновации и их количеством. Было установлено, что малые, средние и крупные предприятия ведут себя по-разному: чем крупнее предприятие, тем быстрее и легче оно идет на инновационное сотрудничество. Эта закономерность исполняется в отношении всех стран-членов ЕС, за исключением Латвии, Люксембурга и Исландии, где средние предприятии (согласно методике Евростата к ним относят предприятия с численность работников от 50 до 249 чел.) сотрудничают меньше, чем малые (10-49 чел.) .

К российской практике. Вопрос включения крупного бизнеса России в инновационное сотрудничество остается открытым. По итогам исследовательского коммуникационного проекта рейтингового агенства «Эксперт РА» заключено: наименее заинтересованным участником инновационных процессов является крупный бизнес. За счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР, а удельный вес затрат на НИОКР в выручке отечественных корпораций в 4-6 раз ниже, чем у иностранных конкурентов. Общий же объем затрат всего крупного бизнеса больше чем в 2 раза уступает расходам корпорации Volkswagen на научно-исследовательские разработки. Также в сборнике аналитических материалов «Эксперт-инновации» отмечается, что большая часть проектов, реализуемых крупным бизнесом, направлена на усиление конкурентных преимуществ перед зарубежными конкурентами .

1

Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания. Педагогическая инновация в отличие инновации в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы – материально-технические, экономические и др.

инновация

инновационные образовательные системы

инновации в системе образования

классификация инноваций

национальные образовательные модели

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000.

3. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 96.

4. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. – 2006. – № 3. – С. 93.

5. Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования // Педагогика. – 1996. – №1.

6. http://human.snauka.ru/2012/01/567.

В современном обществе образование имеет огромное значение, поэтому особо актуальным становится поиск перспективных направлений его развития. Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований.

Большим прорывом в инновационном развитии системы образования явилось создание в Астане престижного высшего учебного заведения мирового уровня - «Назарбаев Университета», который обеспечит качественный прорыв в подготовке отечественных инженерно-технических и научных кадров и формировании современной научно-исследовательской инфраструктуры .

Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений (таблица).

Инновации в системе образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

В Казахстане реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями .

Университет инновационного типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности. Инновационная деятельность в сфере образования - это, прежде всего, повышение качества образования, а следовательно, и повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

Можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество образования:

1. Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава.

2. Используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с инновационными.

3. Научные исследования в вузе, их влияние на качество образования.

4. Ресурсное обеспечение вуза.

5. Наличие автономной структуры, управляющей качеством образования.

Нельзя перевести систему образования на инновационный путь развития, не привнося новшеств в подготовку высококвалифицированных кадров нового поколения, востребованных современным обществом в условиях развивающейся экономики. Подготовку кадров вуз должен вести с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе компетентностного подхода, многоуровневости образования, вариативности и преемственности образовательных программ, интеграции науки и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности), использования современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования .

Необходимо дальнейшее углубление фундаментальных научных основ подготовки специалистов, способствующих развитию базовых профессиональных компетенций; сформировать актуальные компетенции, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и процессами вхождения Казахстана в единое образовательное пространство; создать современную информационную среду вуза как технологическую базу, обеспечивающую переход университета в режим инновационного развития и формирующую условия для качественного обновления образовательной системы, обновить воспитывающую среду университета для усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников .

Казахстанское образование, к сожалению, не полностью отражает потребности современного общества. Формы организации получения и обновления знаний практически не изменились: система централизованного планирования приема студентов и выпуска специалистов; объемы финансирования; «курсовая» система обучения (перевода с «курса» на «курс». Менталитет основной массы ППС сформирован предыдущим социально-экономическим строем. Законы рыночной экономики, включая формирование рынка труда, не привели к адекватным изменениям места и роли университетов, особенно профильных: рост выпуска кадров во многих вузах идет по одним и тем же специальностям; наблюдается дробление специальностей; отсутствие прикладного характера образования и т.д. Большинство работодателей не удовлетворены качеством специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики.

Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для проведения и коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых созданием и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Примерная структура национальной инноваций представлена на рисунке.

Инфраструктура инноваций

Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, представлена комплексом институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы. На формы и характер национальной инновационной системы в наибольшей степени влияют государственное регулирование, размер страны и особенности исторического развития, обеспеченность природными ресурсами, доминирующие формы предпринимательской деятельности.

Стратегические цели, стоящие перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях, тесно связаны с проблемами развития казахстанского общества, включая обеспечение устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни народа, укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества, кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство. Результатом нашей инновационной деятельности должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов .

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

Новых образовательных технологий - технологических инноваций;

Новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций;

Новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций;

Новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Библиографическая ссылка

Мырзаханова И.А., Усейн Г.А., Садыкова А.Е. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 137-139;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32522 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Инновационные
тенденции в образовании»
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют
сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление
информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных
инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в
образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально
новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение
ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических
приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении
определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества
в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только
в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы
для использования всем педагогическим коллективом.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков,
которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
обновление школы;
обучение и воспитание;
социализация учащихся;
сохранение здоровья учащихся.
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по
масштабам их внедрения:
в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;
использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
результат коллективного творчества;
индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
внешний заказ;
собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и
методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие
другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны
имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном
этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в
основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и
каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или
традиционные инновационные технологии в образовании.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как
применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно­ориентированное обучение создает условия для
самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего
усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл
которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на
здоровье ученика, связанное с процессом учебно­воспитательной работы.
Проектно ­ исследовательская технология или по­другому продуктивное
обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования,
сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках
информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно ­ модульная технология ориентирована на различные виды
самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление
наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений.
Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать
знания в новом виде.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во­первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной
деятельности, особенно по проектированию.
Во­вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более
комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает
напряжение при общении с учителем.
В­третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря
которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В­четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и
привлекает педагогов в большей степени из­за повышения
производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все
технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в
своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут
повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную,
всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед
образовательным учреждением в нашем обществе.