Биографии Характеристики Анализ

Как организованы занятия в нашей домашней школе. Как правильно начать урок – рекомендации молодому учителю

Как провести интересный урок

Необходимо стремиться сделать уроки интересными. Ведь урок - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и иинтеллектуального роста ученика. На каждом из них рождается будоражащие детское сознание мысль и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными, будут секунды, минуты, часы и годы, проведённые за школьной партой зависит от стараний учителя.

Анатоль Франс очень тонко подметил важность необыкновенной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребёнка заинтересованность. Да-да, именно каждый. В этом случае эффективность школьного образования повышается, а новый материал усваивается легко. Попытаюсь рассказать, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

Планировать урок необходимо с учётом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиями в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

Поставьте себя на место ребёнка, не ограничивайте полёт фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно. Всегда нужно помнить, что отличное начало урока - залог успеха! Начинать занятие следует активно (можно с небольшого сюрприза), чётко формулировать задачи, проверить домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

Интересный урок всегда разбит на чёткие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не стоит обрушивать порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходить от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть урока не должна быть затянута (в среднем до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Для проведения увлектельного урока использовать различную технику. С помощью комьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый так и традиционный урок по любой дисциплине.

На уроке следует проявлять гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе нужно иметь в запасе простые и забавные задания (лучше в игровой форме).

Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Очень просто - не стоит бояться ломать стереотипы. Не выполнять работу за учеников, чтобы «помочь» им. Стимулировать постоянную активность школьников. Давать простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекать из каждого занятия максимальную ползу. Люблю использовать такой приём, как работа в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнёрства. Эту форму работы часто использую для проведения открытых уроков.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищу и нахожу необычные и удивиельные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляю своих учеников и не перестаю удивляться вместе сними!

Создала и постоянно поплняю собственную методическую копилку, где накапливаются наиболее удачные, интересные и увлекательные формы работы.

Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринуждённую и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания.

В центре внимания - личность учителя

Не секрет, что внередко интерес к предмету формируется у ребят, благодаря яркой личности педагога, который его преподаёт. Что для этого необходимо?

Усталость, неприятности, заботы следует оставить за порогом школы! Необходимо открыться для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных. Вести себя следует нестандартно, иногда выходить за привычные рамки, - ведь личность учителя и его поведение крайне важны. Стараюсь приводить больше примеров из личного опыта, потому что педагог - это творческий человек и неординарная личность, а дети, яркие жизненные примеры запоминают намного лучше, чем выдуманные.

Надеюсь,что эти рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личномуи профессиональному совершенствованию - основа успешной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Давно собиралась написать статью о том, как у нас организована домашняя школа. Мы обучаемся дома уже третий год и за это время у нас наметился очень большой прогресс в самом построении нашего учебного процесса, наладилось отличное взаимодействие с сыном и мы стали получать от нашей школы огромное обоюдное удовольствие. Надеюсь, что наш опыт будет интересен и полезен тем, кто обучает своих детей дома. Хотя, конечно же, на то оно и домашнее обучение, что оно может быть абсолютно разным в зависимости от конкретного темперамента и характера ребенка, его увлечений и предпочтений, а также от самих родителей и от их взглядов, представлений и пожеланий.

В этой статье я хочу рассказать о том, как проходят наши занятия и как мы составляем наш учебный план.

Наши исходные данные

Мы прикреплены к питерской школе № 277. Наша форма образования из года в год называется по-разному, но смысл остается один. 1-2 раза в год мы должны сдавать письменные тесты и отправлять их в школу по почте. Личное присутствие до 9 класса не нужно. Это накладывает на нас определенные ограничения и обязательства осваивать необходимую для сдачи тестов программу.

Но хорошо то, что программа вполне себе адекватная и базовая и это дает нам большой простор для импровизаций, собственных наработок и дополнительных занятий.

Мой ученик, мой сын - человек легко увлекающийся, но так же быстро остывающий. У него всегда в голове огромное количество идей и планов. Ему интересно очень многое, но ему трудно придерживаться одного курса и помнить, чем же он хотел заниматься еще вчера) Он очень быстро все схватывает и ему быстро наскучивает однообразие и рутина. Иногда ему тяжело даже дослушивать предложение каких-то объяснений до конца, потому что он уже в его середине все понял (или ему кажется, что он все понял).

Поэтому путем долгих наблюдений, размышлений, проб и ошибок мы выработали путь взаимодействия, который подходит такому ученику. Я поняла, что тут не может быть места спонтанности и полной импровизации, иначе наша жизнь превратится в полный хаос. От хаоса страдает и ученик, и учитель))) Поэтому у нас появился четкий базовый план и четкая базовая программа. Мы необязательно ее придерживаемся, но это наш фундамент, который не дает нам улететь в неведомые дали и там бессмысленно затеряться))) Фундамент, который экономит нам время, силы и психическую энергию, а мы можем их тратить на интересные проекты, увлекательные дополнительные занятия и личное развитие.

Кроме того, в настоящий момент по финансовым соображениям мы посещаем только один кружок, театральную школу. Это временная мера, но сейчас мне нужно проявлять больше креатива и тратить больше времени на домашнюю школу, чтобы развитие получалось разносторонним)

Начинаем составлять учебный план

Шаг № 1. Получаем программу из школы № 277. В начале каждого полугодия мы получаем учебный план, некую программу, на которую мы будем опираться и на основе которой мы составим нашу собственную. Например,

В 3-ем классе у нас 9 предметов для аттестации:

  • математика
  • русский язык
  • литературное чтение
  • английский язык
  • окружающий мир
  • технология
  • музыка
  • физическая культура

В наше постоянное расписание из этого списка мы включили 5 предметов, которыми будем заниматься на постоянной основе, регулярно и систематически. Это математика. русский, литература, английский и окружающий мир.

Шаг № 2. Оцениваем наш временной ресурс. Далее я посчитала, сколько недель имеется в нашем распоряжении до того, как нам будет открыт доступ к аттестационным тестам. Поскольку в этом году наши каникулы немного затянулись, и мы до середины октября путешествовали и принимали гостей, получилось всего 8 недель.

Шаг № 3. Составляем схему занятий на полгода. Следующим шагом я распределила темы предметов, которые нам нужно было освоить до аттестации по 8 неделям. Если какие-то темы были уже знакомы моему ребенку - я выделяла им немножко времени, просто для повторения. Если же тема обширна и нам еще неизвестна, то ей посвящалось в плане больше времени. Так же я смотрела, есть ли возможность как-то связать темы из разных предметов. Если такая возможность была, я ставила их в одну неделю.

Шаг № 4. А что же с такими предметами как ИЗО, технология, физическая культура и музыка? Как видно из плана, их освоение я отложила на самый-самый конец полугодия. И всю программу я запланировала освоить за одну неделю. Но это не значит, что все полгода мы будем вести абсолютно безкультурный и не творческий образ жизни.

На самом деле, я проглядываю учебники по этим предметам и примерно представляю, какие техники детям положено освоить за это время и с какими терминами ознакомиться. Все это я держу в своей голове и использую, когда мы гармонично встраиваем творческие предметы в нашу школьную жизнь. Об этом я расскажу чуть попозже.

А за неделю перед тестами мы пролистываем с сыном учебники и просто повторяем теорию этих творческих и практических предметов.

Наши школьные будни

Наглядность и четкий план

Наглядность и четкий план - это одни из важных моментов организации нашей школьной жизни. Полугодовые программы школы распечатаны и повешены на доску, которая всегда находится на виду. На этой же доске висит план освоения программы по неделям. Ребенок видит и четко себе представляет, сколько уже пройдено, а сколько еще предстоит изучить на этой конкретной неделе и в целом за эти полгода.

Когда тема изучена, сын сам отмечает ее в программе и в плане маркерами для выделения текста.

Расписание занятий

У нас нет как такового четкого расписания занятий. Мы имеем недельный план - то, что нам нужно освоить на этой неделе по 5-и предметам. Но в зависимости от сложности темы и материала, мы можем уделять абсолютно разное время разным предметам в разные недели.

Регулярно и каждый день (за редким исключением) мы занимаемся только русским и английским языками. Даже если в русском языке очень простая теоретическая тема - сын переписывает тексты, пишет диктанты или делает какие-то упражнения.

В зависимости от того, какие у нас планы на день, мы занимаемся от 2 до 6 часов. Если какая-то тема особенно заинтересовала (а такое тоже бывает), сын может заниматься почти целый день.

Физическая активность

Кроме того, каждый день у нас обязательно должна присутствовать физическая активность. Поскольку спортивные секции мы пока не посещаем, приходится «активничать» самостоятельно. Три раза в неделю, в 8 утра, у нас «уроки» физкультуры с папой. Иногда они выходят на пробежки, иногда выполняют комплексы упражнений на террасе. В выходные у нас обязательная длительная выездная прогулка. Если, конечно же, позволяет погода. Это может быть пеший поход в лес или горы, поездка на пляж (там активные виды спорта: футбол, волейбол или другие игры с мячом, а если позволяет погода - плавание), просто прогулка в парке с посещением футбольного поля и игры в футбол.

Также каждый день обязательно мы ходим гулять и как-то активно проводить время на улице (опять же, если позволяет погода). Мы можем вместе идти пешком до центра города (это около 20 минут), а там я гуляю со своими друзьями, а сын - со своими. В центре города есть большая площадь для катания на скейтах, роликах, велосипедах, детская площадка с батутами и разнообразнейшими приспособлениями для лазания, ну и есть просто улица для беготни и активного времяпрепровождения.

Творчество

Хотя творческие занятия не включены у нас в основной план, мы уделяем им очень много внимания.

Мы стараемся гармонично вплетать их в школьные занятия и просто в повседневную жизнь. Чаще всего сыну самому хочется чего-то творческого - слепить героя какого-то художественного произведения, нарисовать рисунок по мотивам сказки, сочинить свой рассказ, сделать макет математической задачи, создать настольную игру на математическую тему.

Поэтому мои основные задачи - просто не лениться и предоставлять ему нужные материалы для творчества, не подгонять его тогда, когда он хочет углубиться в какую-то тему и иногда помочь ему закончить свой проект. Ведь он у нас натура увлекающаяся и часто ему трудно доводить свои проекты до конца, потому что ему в голову приходят уже новые идеи. Часто для это достаточно просто моих слов поддержки или небольшой мотивационной речи, а иногда процесс требует моего личного участия.

Кроме того, мы стараемся, где это возможно, привязывать «творчество» к изучаемым темам. Например:

  • При чтении «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина, мы рассматривали картины-иллюстрации разных художников, слушали отрывки из оперы Римского-Корсакова, сами рисовали иллюстрации и сочиняли продолжение этой истории.
  • Когда мы затрагивали тему «дождь» по окружающему миру, мы искали, как это явление вдохновляло писателей и художников. Обсуждали, что мы сами видим прекрасного в этом явлении и опять же рисовали.
  • Когда мы изучали по русскому языку шипящие звуки, мы сочиняли собственные скороговорки с ними и выискивали стихотворения или прозу, где с помощью большого количества таких звуков автор доносил до читателя определенные идеи.
  • Даже математика оказалась очень и очень творческим предметом. Это было открытием для меня самой:))) Красота симметрии в природе, анаморфные рисунки, мандалы. Изучая математику, мы делаем много поделок и очень интересно проводим время. Это меня поражает, так как в школе математика, физика, черчение и химия были моими самыми нелюбимыми предметами)

День самостоятельных занятий

Раз в неделю у нас есть «День самостоятельных занятий». Обычно это понедельник или вторник. Я выдаю сыну план того, что ему нужно прочитать-прослушать-просмотреть за сегодня. Обычно это теоретические главы учебника или видео-уроки по нужным темам на обучающем сайте.

Мы ввели эту практику около месяца назад и я очень довольна результатами. Сын учится:

  • планировать свое время и успеть за день все, что ему поручено прослушать,
  • понимать тему самостоятельно . Если ему что-то непонятно с первого раза, он переслушивает лекцию еще разок, старается поразмышлять и подумать, и только в крайнем случае он обращается ко мне. Причем на следующий день. Чтобы у него был запас времени для озарений. С каждой неделей он учится думать сам а не сразу бежать за готовым ответом ко мне и в большинстве случаев моя помощь ему совсем не требуется.
  • вести краткие конспекты в удобной для него форме . В последующие дни мы делаем практические упражнения по темам, которые он прослушал и, соответственно, я спрашиваю какие-то понятия или термины, которые он изучил. Сначала у него была уверенность, что все очень легко запоминается и никакие записи ему ни к чему. Я не стала его переубеждать. Но когда он столкнулся с тем, что что-то важное вылетает из головы в течение несколько дней и ему приходится заново перечитывать учебник или пересматривать лекции (я не говорю ему готовых терминов и ответов), он самостоятельно начал записывать основные понятия, делать записи, которыми удачно пользуется)

На сегодня пока все, а в следующей статье я расскажу:

  • какие у нас есть "внеклассные занятия",
  • о том, что приобретение предметных знаний - это не самоцель нашей школы, и чему мы на самом деле учимся в процессе освоения "школьной" программы.

До скорых встреч, друзья! И конечно же, мне очень и очень интересно, как организованы занятия в Ваших домашних школах. Что для вас важно? С какими трудностями вы сталкиваетесь и что больше всего вам нравится в этом процессе?

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.

Как проводить открытый урок

(традиционный подход )

___ Конспекты традиционных уроков (и уж тем более уроков ОТКРЫТЫХ) старательно наполняются мудрёными формулировками тем и учебных задач, стройным перечнем этапов урока и тщательным подбором заданий для учащихся, наиболее эффектными фрагментами речи учителя или дословным текстом его объяснений. А вот о разношерстной деятельности учеников в них практически ничего нет. Поэтому подобные материалы оказываются всего лишь ПОДСОБНЫМИ для учительской « режиссуры урока», которой ещё нужно будет вдохнуть жизнь в эти пусть и добротные, но пока« бездетные» разработки. Хотя для отдельных учителей и они могут порой оказаться неким подспорьем в сочинении собственной « режиссуры урока».

___ Поэтому приводим один из весьма добротных образцов ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА к подготовке открытого урока. Может быть, даже « диагональное» чтение подобного материала поможет кому-то из учителей укрепить шатающуюся веру в себя, в свои уже наработанные умения и в уже существующую отзывчивость своих учеников.

Вячеслав Букатов

. По материалам: « История» №5 (2004 ; ИД « Первое сентября»)

М. АЛЕКСЕЕВА, заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128

.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории .

Историческая справка: три этапа реформирования .

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний

Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, « укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений

Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности

Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.

Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к самостоятельному творчеству, пускай и в начальной, примитивной форме.

Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.

Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.

Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.

2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

5. Открытый урок на конкурсе « Учитель года» на региональном или федеральном уровне.

Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.

Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

.

Пример проведения открытого урока для аттестации на более высокую квалификационную категорию

Открытый урок по курсу отечественной истории (4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.

Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.

Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.

Например:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.

3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока

Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания

1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.

2. Тестирование или составление технологической карты.

3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.

Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.

Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведутконспект доклада.

Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного — одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.

Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний

Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы « Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

Аграрное (сельскохозяйственное) производство :

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие

Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство

Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство

Разведение « капустных огородцев».

Агротехника

Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда

Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.

Формирование товарного ремесленного производства.

Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.

В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство

Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг.XVIIв.

Печатный и Монетный дворы в Москве.

Ницынский завод на Урале.

Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля

Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля

Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.

Строительство Немецкой слободы в Москве.

1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.

4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание

Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.

И наконец, домашнее задание творческого уровня:

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:

1. В хронологической последовательности.

2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).

3. Созданием собственного плана и тезисов.

4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.

Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

V ЭТАП . Подведение итогов урока

В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5 » за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.

Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5 » за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.

Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.

Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.

Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории

По материалам: « История» №5 (2004 ; Изд.дом « Первое сентября»)

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урока

Работа учителя — это совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся, и ЯКласс помогает в этом. Вот некоторые из примеров использования возможностей сайта на разных этапах занятия.

Разминка трёх задач

С лёгкими задачами удобно работать в начале урока на разминке. Заранее выносятся 3 задачи в презентацию, которую учитель составляет дома. Обычно задача занимает весь слайд, поэтому демонстрируется в течение 1 минуты каждая. Через 3 минуты у ребят в тетрадях появляются решения 3 задач. Далее учащиеся проверяют себя сами, сверяя своё решение с решением на слайде. Ещё через 3 минуты учитель предлагает оценить свои работы: верно решил 1 задачу — «3», за 2 задачи — «4», а за 3 задачи — «5».

Конкурс вопросов

В учебнике теоретического материала очень много. Поэтому с помощью теории в ЯКлассе выполняется задача обучения учащихся чтению математического текста. Класс делится на группы, так как не у всех подключен интернет на мобильном телефоне, и ученики открывают теорию по теме урока в ЯКлассе. В течение 5-7 минут учащиеся составляют вопросы по данной теме. А дальше объявляются конкурсы: у кого больше всех вопросов, у кого самый сложный вопрос, у кого самый интересный и т. д. Для этого вызывается учащийся, у которого больше всех составленных вопросов. Он зачитывает их, а одноклассники отвечают. После добавления вопросов с места, легко выяснить самый сложный или интересный вопрос.

Урок одной задачи

Для таких уроков я выбираю задачу средней степени сложности. Сначала её решаем, затем составляем алгоритм или блок-схему, дальше составляем и решаем аналогичную, более простую задачу, более сложную. Мои ученики любят решать задачи на доске, а после решения нажимать «Ответить» на компьютере учителя.

Проверим знания

В конце урока проводится «Проверочная работа». Одни ученики подключаются к ЯКлассу и выполняют работу в электронном виде, другие получают распечатанную проверочную работу, которую учитель проверяет после урока.

Домашнее задание

Домашнее задание можно использовать то, которое предлагает ЯКласс. Но когда учащиеся только осваивают работу с ресурсом, лучше проводить конкурсы, кто больше решит задач по данной теме за сутки. А ещё дома ребята составляют кроссворды или интеллект-карты по теоретическому материалу, кросснамберы, используя задачи определённой темы.

После уроков…

Иногда после уроков или на перемене ребята обращаются за помощью по решению конкретных задач. Вместо того, чтобы объяснять решение задачи, я открываю им решения в ЯКласс, предлагая разобраться самим. А самое ценное знание — добытое самостоятельно. Успех в области саморазвития резко повышает и самооценку учащихся.

Вот так за год работы с ресурсом мои робкие попытки наполняемости оценок с помощью оценок за домашнее задание переросли в активное использование материалов ЯКласс на каждом уроке. Теперь я проверяю «Результаты учащихся» каждый месяц и выставляю оценки по желанию ребят в журнал. А в конце четверти вручаю грамоты ЯКласса учащимся с наибольшим количеством баллов в ТОПе.

И самое главное, что ребятам нравится работать на сайте! Нравится обогнать классом другой класс. Важно успеть это заметить и похвалить ребят!