Биографии Характеристики Анализ

Определение космоса. Космос для детей: изучаем планеты

Привет всем!

Очень интересная подборка фактов о космосе для детей.

Откуда взялась Вселенная

Вселенная так велика, что мы даже не знаем, есть ли у нее границы. Она возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. В тот момент всё и появилось: материя, из которой сделаны звезды и планеты, силы взаимодействия между частицами материи, даже время и пространство родились в процессе Большого взрыва. Почему это произошло, люди пока объяснить не могут.

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы - «кирпичики», из которых сложено все, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Солнечная система

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты - если считать по порядку от Солнца - состоят из горных пород и находятся достаточно близко к светилу. Их называют планетами земной группы. По твердой поверхности этих планет можно ходить. Другие четыре планеты целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга.

Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы - это Плутон, который находится за Нептуном в области под названием «пояс Койпера». Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь в поясе Койпера есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше (например, Эрида - планетоид, открытый в 2005 году).

Если бы Земля была помидором черри, то какого размера были бы остальные планеты? Если бы мы держали Землю - помидор черри - в руках, то Солнце находилось бы от нас на расстоянии 500 метров и имело бы диаметр всего 4,5 метра.

Млечный Путь

Все звезды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп - галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет. Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.

Первая прогулка по Луне

21 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми из людей прогулялись по Луне. На них были скафандры, многослойное покрытие которых защищало от холода и космического излучения, и баллоны с воздухом, позволявшие дышать в условиях вакуума. Скафандры были персональными, и ходить в них можно было до 115 часов. На Земле носить такие скафандры очень тяжело, но на Луне они почти невесомы.

Солнце и Земля

Каждый день мы видим, как Солнце проходит по небу, но это обман зрения. На самом деле Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг него и вокруг собственной оси. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси, подставляя Солнцу разные бока. Вот почему нам кажется, что Солнце то восходит, то заходит. Это всё равно что кружиться около яркой лампы: создается впечатление, что она то появляется, то исчезает.

Помните, в детстве многие из нас теплыми августовскими ночами подолгу рассматривали звёздное небо. С интересом всматривались в загадочное чёрное пространство, пытаясь понять, что же таит в себе этот неизведанный мир. Нередко задавались вопросом: «А на чём всё это держится?» Или: «Что там, за этим пространством?»

Как часто приходится нам теперь слышать те же вопросы от детей или внуков. И как порой сложно дать на них вразумительный и понятный ответ.

Это настолько непознанное и непостижимое явление, что невольно возвращаешься к нему снова и снова. И каждый раз при взгляде на звёздное небо, задаёшь себе извечный вопрос: «А что там, за этой чернотой?»

Так что же такое космос?

Согласно толковым словарям, слово «космос» в переводе с греческого обозначает порядок, стройность. Под словом «космос» древнегреческие философы понимали всё Мироздание, при этом рассматривали его как упорядоченную систему, которая, в противоположность хаосу и беспорядку, отличалась гармонией. Долгое время в это понятие многие учёные включали всю природу Земли, все происходящие на ней явления. А также небесные светила, звёзды, планеты и галактики. Даже был создан титанический труд, который назывался «Космос». Он состоял из пяти томов и включал в себя всю информацию о природе, известную на тот момент. Автором его был известный естествоиспытатель Александр Гумбольдт.

Человек – существо любопытное и любознательное. И во все времена интересовался происхождением и принципами «работы» разных предметов и явлений. Не стало исключением и изучение космического пространства. Для этого в разные эпохи изобретались приспособления, помогающие хоть немного заглянуть за рамки дозволенного. И не зря многие исследователи за свои смелые открытия предавались гонениям или приговаривались к смертной казни. Многих считали еретиками. А они всего-то хотели познать мир и рассказать о своих открытиях человечеству.

Со временем благоразумие взяло верх над невежеством, и многие открытия учёных средневековья были признаны.

Теперь понятие «космос» приобрело истинное значение и равнозначно понятию «Вселенная». Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство. Всё это взаимосвязано между собой и существует, подчиняясь только им известным законам, которые человек пытается и будет пытаться разгадать всю свою жизнь.

После того, как человек стал всерьёз заниматься изучением космоса и его законов, термин «космос» противопоставили Земле. Получилось, что космос – это всё пространство за пределами Земли со всеми его составляющими.

Всё космическое пространство условно разделили на ближний космос (или околоземное пространство) и дальний космос. Околоземное пространство подвергается интенсивному изучению. Человек смог сконструировать специальное транспортное средствокосмический корабль, который позволяет проводить исследования космоса при непосредственном участии человека. Также изобретено множество спутников, производящих исследования самостоятельно.

Дальний космос практически недоступен человеку. Но это явление временное. Когда-нибудь человек освоит и эту территорию.

По мнению учёных, весь космос состоит из множества галактик. Само слово «галактика» произошло от греческого galaktikos – молочный, что превратилось в название нашей звёздной галактики «Млечный путь».

Каждая галактика в свою очередь имеет своё специфическое строение. Наша Галактика, называемая Солнечной системой, состоит из «главной» звезды (Солнца) и планет, которые вокруг неё вращаются. А также из множества разнообразных космических тел и пыли. Всё это «держится» и вращается вокруг Солнца благодаря его мощному магнитному притяжению. Планеты движутся вокруг Солнца каждая по своему пути, называемому орбитой. И у многих планет есть свои спутники, которые в свою очередь вращаются вокруг них.

Космос… Это явление настолько таинственно и загадочно, что рассказывать о нём можно бесконечно долго. Каждое небесное тело настолько уникально, что станет темой отдельного рассказа. Космос – это безграничное пространство, исследовать которое человечество будет до тех пор, пока живёт сам на этой Земле, пока не иссякнет вся его любознательность и любопытство.

Еще до посещения детского сада малыши обращают внимание на то, что ночь сменяет день, а Солнце Луну. И так как дети очень любознательны, они с увлечением спрашивают родителей, что же такое небо, почему оно голубое, и куда уходит Солнце. Вселенная для детей представляет особый интерес, потому что все неизведанное кажется загадочным и волшебным. Задача родителей – рассказать детям про планеты, космос и космонавтов доступным, детским языком. Предлагаем вашему вниманию идеи для рассказов о космосе для детей, подходящие картинки и интересные мультфильмы. Посвятите выходные удивительному путешествию в мир звезд и планет.

Про космос для детей: рассказываем о звездах

Вселенная для детей – это необычный и удивительный мир, в котором ярче всего сияет Солнце и Звезды. Для знакомства с яркими ночными «камушками» предложите ребенку прогуляться вечером. Покажите ему, что на небе множество ярких Звезд, они загадочно мерцают. На самом деле они не такие маленькие, какими кажутся. В реальном размере – это огромные раскаленные газовые шари: самые горячие светят голубым цветом, другие – красным. Они бывают разных размеров. Самые известные и яркие звезды – Полярная звезда и Сириус. Любимое теплое Солнышко – это тоже звезда, самая главная для нас и нашей планеты Земли. Также на небе есть красочные созвездия – силуэты из ярких Звезд. Например, Большая и Маленькая Медведицы.

Космос для детей: изучаем планеты

Вокруг главной Звезды, Солнца, вращаются 9 планет, а также другие планеты и астероиды. Они все разных размеров и расположены на разном расстоянии относительно Земли, на которой мы живем. Принято считать, что это единственная населенная людьми планета, на других жизни не обнаружено.

Чтобы изучить расположение планет в космосе, картинки для детей станут отличным подспорьем.

Также вам могут помочь стихи, в которых с точки зрения удаленности описаны планеты. Вот один из них.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Планеты в космосе: картинки для детей

Раскраски про космос



Возможно, вашему ребенку будет интересно посмотреть мультики про космос, снятые специально для детей. Предлагаем вашему вниманию 3 обучающих видео. Также стоит обратить внимание на мультфильм и книгу "Незнайка на Луне", в которых очень интересно рассказано про космос и вселенную.

Мультики про космос для детей

Человечество вступило в космич. век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах.


Прежде чем перейти к изложению совр. представлений о космосе, выясним значение самого слова "космос". "Космос" по-гречески - это порядок, устройство, стройность (вообще, нечто упорядоченное). Философы Древней Греции понимали под словом "космос" Мироздание, рассматривая его как упорядоченную гармоничную систему. Космосу противопоставлялся беспорядок, хаос. Для древних греков понятия порядка и красоты в явлениях природы были тесно связаны. Эта точка зрения держалась в философии и науке долго; недаром даже Коперник считал, что орбиты планет должны быть окружностями лишь потому, что окружность красивее эллипса.

В понятие "космос" сначала включали не только мир небесных светил, но и всё, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли. Знаменитый естествоиспытатель 19 в. Александр Гумбольдт создал фундаментальный труд "Космос" (5 томов, 1845-62), суммировавший всё, что тогда было известно о природе вообще.

Иногда под космосом понимали только планетную систему, окружающую Солнце. В совр. словоупотреблении в связи с этим остался термин "космогония", к-рым обычно обозначают науку о происхождении Солнечной системы, а не всей Вселенной в целом.
Чаще под космосом понимают Вселенную, рассматриваемую как нечто единое, подчиняющееся общим законам. Отсюда происходит название космологии - науки, пытающейся найти законы строения и развития Вселенной как целого. Т. о., в названиях "космогония" и "космология" космос понимается в разном смысле.

С начала космич. эры (с 1957 г., когда в СССР был запущен первый спутник) слово "космос" приобрело ещё одно значение, связанное с осуществлением давнишней мечты человечества о космич. полётах. В таких терминах, как "космический полёт" или "космонавтика", космос противопоставляется Земле. В совр. понимании космос есть всё находящееся за пределами Земли и её атмосферы. Иногда говорят "космическое пространство"; в странах, пользующихся англ. языком,- "внешнее пространство" (outer space) или даже просто "пространство" (space).

Ближайшая и наиболее доступная исследованию область космич. пространства - околоземное пространство. Именно с этой области началось освоение космоса людьми, в ней побывали первые ракеты и пролегли первые трассы ИСЗ. Полёты космич. кораблей с экипажами на борту и выход космонавтов непосредственно в космич. пространство значительно расширили возможности исследования "ближнего космоса". Космич. исследования включают также изучение "дальнего космоса" и ряда новых явлений, связанных с влиянием невесомости и др. космич. факторов на физ.-хим. и биологич. процессы.

Какова же физ. природа околоземного пространства? Газы, образующие верхние слои земной атмосферы, ионизованы УФ-излучением Солнца, т. е. находятся в состоянии плазмы. Плазма взаимодействует с маги. полем Земли так, что магн. поле оказывает на плазму давление. С удалением от Земли давление самой плазмы падает быстрее, чем давление, оказываемое на неё земным магн. полем. Вследствие этого плазменную оболочку Земли можно разбить на две части. Нижняя часть, где давление плазмы превышает давление магн. поля, носит название ионосферы. Здесь плазма ведёт себя в основном, как обычный газ, отличаясь только своей электропроводностью. Выше лежит магнитосфера - область, где давление магн. поля больше, чем газовое давление плазмы. Поведение плазмы в магнитосфере определяется и регулируется прежде всего магн. полем и коренным образом отличается от поведения обычного газа. Поэтому, в отличие от ионосферы, к-рую относят к верхней атмосфере Земли, магнитосферу принято относить уже к космич. пространству. По физ. природе околоземное пространство, или ближний космос,- это и есть магнитосфера.

В магнитосфере становятся возможными явления захвата заряженных частиц магн. полем Земли, к-рое действует как естественная магнитная ловушка. Так образуются радиационные пояса Земли.

Отнесение магнитосферы к космич. пространству обусловливается тем, что она тесно взаимодействует с более далёкими космич. объектами, и прежде всего с Солнцем. Внешняя оболочка Солнца - корона - испускает непрерывный поток плазмы - солнечный ветер. У Земли он взаимодействует с земным магн. полем (для плазмы достаточно сильное магн. поле - то же, что твёрдое тело), обтекая его, как сверхзвуковой газовый поток обтекает препятствие. При этом возникает стационарная отходящая ударная волна, фронт к-рой расположен на расстоянии ок. 14 радиусов Земли (~100 000 км) от её центра с дневной стороны. Ближе к Земле плазма, прошедшая через фронт волны, находится в беспорядочном турбулентном движении. Переходная турбулентная область кончается там, где давление регулярного магн. поля Земли превосходит давление турбулентной плазмы солнечного ветра. Это - внеш. граница магнитосферы, или магнитопауза, расположенная на расстоянии ок. 10 земных радиусов (~60000 км) от центра Земли с дневной стороны. С ночной стороны солнечный ветер образует плазменный хвост Земли (иногда его неточно наз. газовым). Проявления солнечной активности - вспышки на Солнце - приводят к выбросу солнечного вещества в виде отдельных плазменных сгустков. Сгустки, летящие в направлении Земли, ударяясь о магнитосферу, вызывают её кратковрем. сжатие с последующим расширением. Так возникают магн. бури, а нек-рые частицы сгустка, проникающие через магнитосферу, вызывают полярные сияния, нарушения радио- и даже телеграфной связи. Наиболее энергичные частицы сгустков регистрируются как солнечные космические лучи (они составляют лишь малую часть общего потока космич. лучей).

Перейдём теперь к Солнечной системе. Здесь находятся ближайшие цели космич. полётов - Луна и планеты. Пространство между планетами заполнено плазмой очень малой плотности, к-рую несёт солнечный ветер. Характер взаимодействия плазмы солнечного ветра с планетами зависит от того, имеют или нет планеты магн. поле. Магн. поля Юпитера и Сатурна значительно сильнее земного поля, поэтому магнитосферы этих планет-гигантов значительно протяжённее земной магнитосферы. Наоборот, магн. поле Марса настолько слабо (в сотни раз слабее земного), что с трудом сдерживает налетающий поток солнечного ветра на самых ближних подступах к поверхности планеты. Примером немагнитной планеты является Венера, полностью лишённая магнитосферы. Однако взаимодействие сверхзвукового потока плазмы солнечного ветра с верхней атмосферой Венеры и в этом случае приводит к образованию ударной волны.

Большим разнообразием отличается семейство естественных спутников планет-гигантов. Один из спутников Юпитера, Ио, явл. самым активным в вулканич. отношении телом Солнечной системы. Титан, самый крупный из спутников Сатурна, обладает достаточно плотной атмосферой, едва ли не сравнимой с земной. Весьма необычным явл. и взаимодействие таких спутников с окружающей их плазмой магнитосфер материнских планет. Кольца Сатурна, состоящие из каменных и ледяных глыб разных размеров, вплоть до мельчайших пылинок, можно рассматривать как гигантский конгломерат миниатюрных естественных спутников.

По очень вытянутым орбитам вокруг Солнца движутся кометы. Ядра комет состоят из отдельных камней и пылевых частиц, вмороженных в глыбу льда. Лёд этот не совсем обычный, в нём кроме воды содержатся аммиак и метан. Хим. состав кометного льда напоминает состав самой большой планеты - Юпитера. Когда комета приближается к Солнцу, лёд частично испаряется, образуя гигантский газовый хвост кометы. Кометные хвосты обращены в сторону от Солнца, т. к. постоянно испытывают воздействие давления излучения и солнечного ветра.

Наше Солнце - лишь одна из множества звёзд, образующих гигантскую звёздную систему - Галактику. А эта система в свою очередь - лишь одна из множества др. галактик. Астрономы привыкли относить слово "Галактика" как имя собственное к нашей звёздной системе, а то же слово как нарицательное - ко всем таким системам вообще. Наша Галактика содержит 150- 200 млрд. звёзд. Они располагаются так, что Галактика имеет вид плоского диска, в середину к-рого как бы вставлен шар диаметром меньшим, чем у диска. Солнце расположено на периферии диска, практически в его плоскости симметрии. Поэтому, когда мы смотрим на небо в плоскости диска, то видим на ночном небосводе светящуюся полосу - Млечный Путь, состоящий из звёзд, принадлежащих диску. Само название "Галактика" происходит от греческого слова galaktikos - млечный, молочный и означает систему Млечного Пути.

Астрономы установили, что звёзды галактич. диска, как правило, отличаются по физ. и хим. св-вам от звёзд шара. Эти два типа "населения" нашей звёздной системы наз. плоской и сфе-рич. составляющими. В диске кроме звёзд есть ещё значит, количества межзвёздного газа и пыли. Из данных радиоастрономии следует, что диск нашей Галактики имеет спиральную структуру, подобную той, какую можно видеть на фотографиях др. галактик (напр., знаменитой туманности Андромеды).

Изучение спектров звёзд, их движений и др. св-в в сопоставлении с теоретич. расчётами позволило создать теорию строения и эволюции звёзд. По этой теории осн. источником энергии звёзд явл. ядерные реакции, протекающие глубоко в недрах звезды, где темп-ра в тысячи раз больше, чем на поверхности. Ядерные реакции в космосе и происхождение хим. элементов изучает ядерная астрофизика. На определённых стадиях эволюции звёзды выбрасывают часть своего вещества, к-рое присоединяется к межзвёздному газу. Особенно мощные выбросы происходят при звёздных взрывах, наблюдаемых как вспышки сверхновых звёзд. Остатки таких взрывов часто становятся пульсарами - нейтронными звёздами радиусом ок. 10 км со сверхсильными магн. полями, создающими условия для возникновения компактных, но чрезвычайно мощных магнитосфер. Предполагается, что магн. поле пульсара в центре Крабовидной туманности, являющейся классич. примером продукта вспышки сверхновой, в 1012 раз больше земного по напряжённости. В двойных звёздных системах нейтронные звёзды могут проявлять себя как рентгеновские пульсары. С нейтронными звёздами связывают и т.н. барстеры - галактич. объекты, характеризующиеся спорадическими кратковрем. всплесками рентгеновского и мягкого гамма-излучения.

В др. случаях при звёздных взрывах могут образоваться чёрные дыры - объекты, вещество к-рых падает к центру со скоростью, близкой к скорости света, и в силу эффектов общей теории относительности (теории тяготения) как бы застывшее в этом падении. Из недр чёрных дыр излучение вырваться не может. В то же время окружающее чёрную дыру вещество образует т. н. аккреционный диск и при определённых условиях испускает рентг. излучение за счёт гравитац. энергии притяжения к чёрной дыре.

При звёздных взрывах и в окрестностях пульсаров отдельные частицы плазмы ускоряются и приобретают колоссальные энергии. Эти частицы дают вклад в высокоэнергетическую составляющую межзвёздного газа - космические лучи. По количеству вещества они составляют весьма малую, но по энергии - весьма существенную часть межзвёздного газа. Космич. лучи удерживаются в Галактике магн. полями. Их давление играет важную роль в поддержании формы галактич. диска. В земной атмосфере космич. лучи взаимодействуют с ядрами атомов воздуха, образуя множество новых ядерных частиц. Изучение космич. лучей у поверхности Земли следует отнести к ядерной физике. Приборы, вынесенные за пределы атмосферы, дают сведения о первичных космич. лучах, важные уже для исследования космоса. Таковы структура и физ. процессы, характерные для нашей Галактики.

Др. галактики показывают большое разнообразие форм и числа входящих в них звёзд, интенсивности эл.-магн. излучения в различных диапазонах длин волн. Происхождение галактик и причины, по к-рым разные галактики имеют те или иные формы, размеры и др. физ. св-ва,- одна из самых трудных проблем совр. астрономии и космологии.

Переходя к ещё более грандиозным масштабам, мы вступаем в область, о к-рой пока мало известно. Проблемой строения и развития Вселенной в целом занимается космология. Для неё особо важное значение имеют новейшие достижения радиоастрономии. Обнаружены источники радиоволн и света громадной мощности - квазары. В их спектрах линии сильно смещены к красному концу спектра. Это значит, что они очень далеки от нас - свет идёт от них миллиарды лет. Наблюдая квазары, астрономы имеют возможность изучать Вселенную (метагалактику) на ранних стадиях её развития. Откуда берётся чудовищная энергия, излучаемая квазарами,- одна из самых волнующих загадок науки. Др. важное открытие - обнаружение "фона" радиочастотного излучения, пронизывающего равномерно по всем направлениям космич. пространство. Это реликтовое радиоизлучение - остаток древнейших эпох, позволяющий судить о состоянии Вселенной многие миллиарды лет назад.

Для совр. этапа развития наук о космосе характерно колоссальное нарастание потока поступающей информации. Если раньше астрономич. приборы воспринимали только видимый свет, то теперь данные о космосе получают из анализа всего эл.-магн. спектра. Значит, информацию о физ. процессах в межзвёздной среде даёт изучение первичных космич. лучей. Удалось обнаружить всепроникающие частицы нейтрино, приходящие от Солнца. В перспективе возможно обнаружение и изучение нейтрино из глубин космоса. Расширение каналов поступления информации связано как с выходом средств наблюдения в космос (внеатмосферная и баллонная астрономия, непосредств. исследования Луны и планет приборами, доставленными на их поверхность), так и с усовершенствованием наземной аппаратуры.

Важность выноса в космос исследовательской аппаратуры объясняется тем, что природа поместила нас на дно воздушного океана, чем сузила возможности изучения космоса, но в то же время защитила от многих видов космич. излучения. Атмосфера пропускает эл.-магн. излучение к поверхности Земли лишь в двух узких интервалах частот, или, как говорят, "окнах": одно - в области видимого света, другое - в радиодиапазоне. Только с помощью приборов, вынесенных за пределы атмосферы, удалось зарегистрировать рентгеновское и гамма-излучение, УФ- и ИК-лучи, идущие из космоса. То же относится и к первичным космич. лучам.

Для повышения эффективности наземных наблюдений особое значение имеет применение мощных радиотелескопов, позволивших получить такие важные результаты, как открытие квазаров и пульсаров. Однако и в классической оптич. области (в области длин волн видимого света) мощность и чувствительность приборов непрерывно возрастают не только за счёт увеличения диаметра главного зеркала телескопов, но и благодаря введению принципиально новых методов регистрации и усиления света, таких, напр., как электронно-оптич. преобразователи, матричные приёмники.

Огромный скачок в познании космоса, произошедший во второй половине 20 в., объясняется в первую очередь глубоким внедрением во всю сферу наук о природе достижений одной из ведущих наук современности - физики. Новые физ. методы исследования и открытия в области фундаментальных св-в материи дали астрономии столь много, что совр. астрономия в очень большой своей части превратилась в астрофизику. Все космич. явления - от околоземного пространства и до Вселенной как целого - истолковываются на основе достижений совр. физики. Каждая новая область физики и её достижения (атомная и ядерная физика, физика элементарных частиц и теория поля, физика плазмы, магн. гидродинамика и т. д.) немедленно находят широкое применение в изучении космоса, поскольку физические законы, открытые на Земле, полностью сохраняют свою силу и в глубинах космоса.

С другой стороны, изучение физ. процессов, протекающих в грандиозных космич. масштабах, существенно обогащает физику. Между физикой лабораторной и физикой космической происходит непрерывный обмен научными идеями. Так, синхротронное излучение, открытое в ускорителях частиц, позволило объяснить механизм излучения Крабовидной туманности и др. космич. объектов. В свою очередь магн. гидродинамика, возникшая в связи с астрофизич. проблемами, получила широкое развитие в физ. лабораториях и в технике. О термоядерных реакциях физики впервые заговорили как об источниках энергии звёзд, а сейчас проблема освоения этих реакций в лаборатории и технике стала одной из центральных для совр. физики.

Новейшие открытия в космосе (квазары, реликтовое радиоизлучение, нейтронные звёзды и т. д.) связаны с глубочайшими проблемами физики. Многие исследователи полагают, что дальнейшее изучение космич. объектов и явлений позволит существенно углубить наши знания о самых фундаментальных законах природы.
Д. А. Франк-Каменецкий,
Р. 3. Сагдеев.

12 апреля – День космонавтики! Многие из нас любят этот праздник! Что и как рассказать ? Как интересно провести этот день с пользой для развития ребенка? Подготовку можно начинать уже сейчас.

Для родителей это возможность не только больше пообщаться с малышом, поведать ему интересные рассказы о космосе, почитать , разгадать загадки, но и прекрасная возможность ненадолго вернуться в счастливое детство! Возможность посмотреть на окружающий мир глазами своего ребенка!

Детям о космосе. Знакомимся с солнечной системой

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда — только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!

Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы. Например, видео, в котором показаны размеры небесных тел в сравнении. Оно есть в статье, в которой описан наш .

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Также предлагаем вам вместе с нами смастерить интересные .

Детям о космосе. Рассказы о космосе в играх

Здесь собраны тематические карточки, которые не только помогут ребенку узнать о космосе, звездах, планетах, но и развить , внимание, логическое и много других важных качеств и навыков. Карточки предназначены для детей 2-8 лет. Все эти карточки вы можете скачать одной сжатой папкой, нажав кнопочку ниже. После этого вам необходимо распаковать архив на свой компьютер и распечатать картинки.

Как играем?

Для малышей можно просто показывать картинки с планетами, перечисляя из названия, потом предложить выбирать планеты из двух, трех вариантов.

Если вы распечатаете два экземпляра карточек. Один из них нужно разрезать, а второй оставить целым. Предложите крохе разложить разрезанные картинки на такие же, находящиеся на одном листе, при этом говорите названия планет, чтобы малыш повторял и запоминал. А если разрезать оба комплекта картинок, то можно их перевернуть и находить одинаковые.

Эти карточки можно использовать для составления рассказа о планетах Солнечной системы, космических телах, космонавтах. Такое занятие прекрасно развивает , воображение, мышление, логику. А можно поиграть с такими карточками так, как и с предыдущими.

А эти карточки помогут в развитии внимательности и наблюдательности. В каждой строке необходимо найти лишнее.

Для развития логики отлично подойдут следующие карточки. Нужно продлить логический ряд.

Игра, которая хорошо помогает развить мелкую моторику пальцев, координацию движений и поможет подготовить руку к письму. Необходимо помочь ракетам добраться до планет, соединить их по пунктирной линии.

Небольшой космический пазл. Картинку нужно разрезать на несколько частей. Для детей постарше, частей может быть больше. Предложите малышу сложить картинку!

Соединяем одинаковые планеты, развиваем внимание.

Учимся работать ножницами. Нужно разрезать по пунктирной линии.

Сортируем планеты и летающие суда.

А теперь сортируем планеты по размеру. Отдельно маленькие, средние и большие.

А теперь раскрашиваем нашу планету по цветам! Очень творческое задание!

Вот такие тематические игры помогут рассказать . Вы также можете скачать много других интересных раскрасок на космическую тематику.

Стихи о космосе для детей

Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
Сели все мы на ракету –
В улетели (поднимаем ручку вверх).

Рассказываем стишок про планеты:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова

Космос
Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце — дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?
Н. Цветкова

Земля – песчинка в Океане
Среди бесчисленных миров.
И мы не только лишь земляне,
Коль слышим межпланетный зов.
И если крылья для полёта
Сумел расправить и взлететь –
Нет совершенней звездолёта
Магнит земной преодолеть.
Нумен

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
А. Хайт

К Венере
Сокрыв свой лик за белоснежной паранджой,
За солнцем следуя Прекрасной Дамой в свите,
Ты вновь и вновь свершаешь путь по круговой,
Всевышним заданной космической орбите…
Ты с давних пор притягиваешь взоры,
Являясь эталоном Красоты!
И меркнут звёзд брильянтовых узоры,
Когда сверкнёшь с небесной высоты.

В. Астеров
У космонавтов праздник!
Денёк особый к нам пришёл —
У космонавтов праздник!
Об этом знает хорошо
Тихоня и проказник!
И все твердят, кому не лень,
Всегда одно и тоже:
Раз я родился в этот день,
Стать космонавтом должен!
Нет, астронавтом не хочу.
Скорее – астрономом.
Я все планеты изучу,
Не выходя из дома.
Но, может, всё-таки врачом? —
Проблем в семье не будет,
Всегда подставлю я плечо
Родным и близким людям.
А путешественником стать
Мечтают все мальчишки-
Чтоб страны, земли открывать,
Писать об этом книжки.
У космонавтов юбилей
И мне сегодня десять…
А что душе моей милей,
Ещё есть время взвесить!
Н. Родвилина

Моя звезда
Смеркалось, и на небе темном
Звезда зажглась.Весь млечный путь
Я вижу, словно на ладони,
Мечтаю к той звезде прильнуть.
Вот, если б лунная дорожка
Нам сократила длинный путь,
Я б успокоилась немножко,
Что встречусь с ней когда-нибудь.
И в лунном свете отражаясь,
Она горит в моем окне,
Со мною словно соглашаясь,
Смеясь, подмигивает мне.
И.Счастнева

Сатурн
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Р. Алдонина

Юный космонавт
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.
Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.
Полетать по звёздной черни,
Осмотреть леса, моря.
Не наврал ли нам Коперник,
Что вращается земля?
Космонавты, вон, летают,
Возвращаются назад.
Все «героя» получают,
Ходят звёздами блестят.
А, вот, я не понимаю,
Почему я не герой.
Так же, как они летаю,
Я, ведь, парень боевой.Круглый год, весной, зимою
В космосе летаю я.
А космический корабль мой
Называется — ЗЕМЛЯ!
В. Крякин

Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте — луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
Валентин Берестов

Загадки о космосе для детей

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)
Что нельзя сделать в космосе?
(Упасть, повеситься)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
(Комета)
Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)
Состоит из точек свет,
Полна горница планет.
(Космос)
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)
Пространство,
Где нельзя повеситься.
(Космос)
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.
(Космос)
На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Цепочка загадок о космосе для детей.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна)
До Луны не может
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …(НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - … (кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная … (дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (звездолет)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело - броня,
Хвост - из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Жар-птицы повадки
Развить без оглядки.
(Ракета)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
(Телескоп)
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе …
(Звездочет)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - …
(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический …
(Метеорит)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный …
(спутник)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)

Друзья! Если вам понравились наши материалы, поделитесь с друзьями и не забудьте подписаться на обновления нашего , чтобы получать все наши новости прямо на свой электронный адрес!