Биографии Характеристики Анализ

Процесс изменения. Этапы изменения человека в процессе консультирования

1. Профессионализм. Становление профессионала.

2. Уровни и этапы развития профессионализма

3. Особенности мотивации к профессиональной деятельности

4. Профессиональные способности.

5. Самореализация в профессиональной деятельности.

6. Проблема работоспособности. Профессиональная надежность субъекта труда.

1. Профессионализация - это формирование специфических видов трудовой активности человека на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач.

В психологии профессиональной деятельности, профессионал - это субъект труда на определенном, высоком уровне развития. Уровень профессионала означает, что профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы психики человека, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

2. Выделяют четыре этапа профессионализации:
1) поиск и выбор профессии;
2) освоение профессии;
3) социальная и профессиональная адаптация;
4) выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации человека. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание. Таким образом, профессиональное развитие - довольно сложный процесс. В процессе профессионального развития человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.



3. Прогрессивная стадия профессионального развития прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов трудовой деятельности. В качестве примера можно привести широко известную классификацию потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Как мы помним, он выделяет пять уровней потребностей:

1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и т. д.);

2) потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);

3) потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);

4) потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);

Потребность в самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своих возможностей и способностей).

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Получая заработную плату, человек может купить продукты, одежду, приобрести жилище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем самым физиологические потребности и обеспечивая себе физическую и социальную безопасность в будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов человека в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Человек оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях - к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.

Познание человеком окружающего мира - неотъемлемая часть его жизни. Результатом этого процесса являются знания, понятия, представления, концептуальные модели. Познание, включенное в реальную профессиональную деятельность и подчиненное ее целям, называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, характер производственных заданий, состояние оборудования и т. д.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД) (Поваренков Ю. П.). В экспериментальных исследованиях, проведенных на материале различных видов профессиональной деятельности, было установлено, что производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях. На первом уровне (познавательном) человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна. На втором уровне (регулятивном) человек сосредоточивает свое внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития. На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная - уменьшается.

4. В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) (Шадриков В.Д.) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения.

Профессиональные способности - это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности.

Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенная видным отечественным психологом Б. Г. Ананьевым. Под функциональными механизмами понимается та нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий. Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Спецификой этого процесса является переход операционных механизмов в оперативные, что представляет собой их перестройку в соответствии с требованиями деятельности. Проще говоря, общие способности наполняются профессиональным содержанием и таким образом превращаются в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук. Функциональным механизмом данного качества является развитие нервной системы и состояние двигательного аппарата человека. Операциональным механизмом является система движений, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий у хирурга не гарантирует, что он будет так же точен и ловок при переключении скоростей, а водителя с его хорошо развитой профессиональной способностью никто не поставит за операционный стол. Профессиональные способности начинают появляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполнится профессионально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирурга, водителя или часового мастера.

Таким образом, общий для всех специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают. Исследования показывают, что на разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Это значит, что они формируются в разное время. В частности, при овладении профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно других имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых характеристик имеет равномерный характер, а на третьем этапе сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно профессиональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее значение. Соотношение общих и специальных способностей в структуре ПВК будет зависеть от специфики профессиональной деятельности. Чем в большей степени ее выполнение зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут проявляться при освоении профессии.

Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при овладении профессией:

1) вхождение в деятельность;

2) первичная профессионализация;

3)стабилизация;

Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] Ридлер Билл

Процесс изменения

Процесс изменения

Осознав некоторые свои подсознательные убеждения и приоритеты, вы, возможно, захотите что-нибудь изменить. Далее мы приводим шесть шагов постепенного процесса изменения.

1. Признайте или допустите, что у вас проблема .

Иногда мы даже и мысли не допускаем о том, что у нас что-то не получается. Мы игнорируем или попросту не позволяем себе чувствовать боль, которая есть в каждом из нас. Мы поступаем так потому, что боимся изменений. Несмотря на то, что с нашим характером мы наживаем неприятности, по крайней мере, его черты нам хорошо знакомы. Мы понятия не имеем, что произойдет, если мы решим изменить так глубоко скрываемые недостатки, поэтому мы отчаянно сопротивляемся, особенно потому, что старое поведение кажется таким существенным.

2. Определите, чем вы расплачиваетесь за свое поведение.

Один из наиболее эффективных способов понять, хотите вы изменить определенные черты характера или нет, – это взглянуть на цену, которую вам приходится платить за ваше поведение.

Вот пример. Боб осознал, что чертой его характера является желание доказать, что он лучше других. Из-за этого люди вокруг него чувствовали себя неполноценными. Он понял, что расплачивается за это тем, что очень редко позволяет людям обнаружить свою некомпетентность. Боб также понял, что, зная ответы на все вопросы, он не позволяет своим подчиненным проявлять инициативу. И ему все время приходится быть в напряжении, поскольку он должен «всегда все знать».

3. Точно решите, что хотите измениться.

Казалось бы, нет ничего проще. Тем не менее, это самый трудный шаг. Многие из нас думают, что хотят измениться, и даже понимают это, но все же сопротивляются.

4. Осознайте цель вашего поведения.

Вам никогда не приходили на ум такие слова: «Наверное, я сумасшедший, раз так поступаю»?

Этот шаг делает ваше поведение вполне понятным и объяснимым для того, чтобы вы не чувствовали себя плохо. Как только вы поймете, для чего вам нужно вести себя так, ваша проблема перестанет пугать вас.

5. Вспомните случаи, когда вы вели себя подобным образом.

Прокрутите в памяти недавние ситуации, когда вы проявляли эту черту характера. Чтобы изменить свое поведение, необходимо как можно лучше его изучить. Тогда перемены пойдут быстрее.

6. Осознайте, что теперь у вас есть выбор: дальше вести себя таким образом или как-то это изменить.

Вы обнаружите, что либо расстались с этой проблемой, либо осознали свои действия вовремя, когда еще можно что-то исправить, и тогда у вас будет выбор.

Вы, возможно, решите, что не хотите ничего менять. Это нормально. Самое главное: теперь вы не будете чувствовать себя жертвой обстоятельств.

Вот пример того, как одна женщина изменила свой стиль поведения.

Сьюзен поняла, что чувствует себя неуютно в компании из трех и более человек. Проанализировав ситуацию, она вспомнила, что в детстве, в компании, все шло хорошо до тех пор, пока не появлялся кто-то третий. А поскольку младших обычно навязывают старшим, то человек, с которым она общалась, сразу же переключался на того, кто пришел. Естественно, она чувствовала себя брошенной. И тогда Сьюзен решила: «Я недостойна того, чтобы мне уделяли внимание. Если люди и общаются со мной, то только пока не пришел кто-нибудь действительно важный. И тогда про меня забывают».

Сьюзен определила, какую цену она платит за это убеждение. Оказалось, что она никого близко к себе не подпускает. Сьюзен думала, что легче ни с кем не иметь близких отношений, чем испытывать боль от того, что кто-то оставил тебя ради другого. Она упускала радость близкого общения, которое обогатило бы ее жизнь. Сьюзен страдала от одиночества, отдав работе все свое время. Еще она слишком держалась за немногих близких ей людей. Ей не нравилось, что она настолько от них зависит.

После того как Сьюзен осознала свою проблему и поняла, откуда все берет начало, она стала размышлять обо всех тех моментах, когда позволяла себе так чувствовать. Теперь Сьюзен могла предвидеть подобные ситуации и решила больше так не поступать.

Она поняла, что ее мнение о себе было неверным и что оно ограничивало ее, лишая радости общения.

Но! Иногда бывает, что человек еще не до конца решил измениться, и тогда его действия мы называем «подтверждающим поведением». Это происходит следующим образом: человек ведет себя «по старинке», в какой-то момент он осознает это и решает поступить как-нибудь иначе. Однако делает это так, чтобы все обернулось против него. Это нужно для того, чтобы потом сказать: «Видите, что происходит, когда я пытаюсь измениться! Нет уж, лучше все оставить так, как есть».

Приведем пример. Элен поняла, что старается угодить человеку, чтобы потом он к ней хорошо относился. При этом ей не нравилось раздражение, которое в ней копилось, а также то, что многие используют ее черту угождать. Поэтому, когда в очередной раз шеф попросил ее налить ему кофе, она сказала: «Сам наливай свой х…й кофе!» Естественно, это его взбесило. Элен сказала себе: «Вот что происходит, когда я пытаюсь заявить о себе! Игра не стоит свеч!»

Неуклюжий способ самоутвердиться заново подтвердил ее ошибочное убеждение, что она всегда должна угождать другим.

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

Из книги Просвещенное сердце автора Беттельхeйм Бруно

ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ Превращение в детейВ детстве ребенка часто охватывает чувство бессильной ярости, но для взрослого такое состояние губительно. Заключенный тем более должен как-то справляться со своей агрессивностью, и один из самых безопасных способов - обратить ее

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Случай 7: изменения. В тот момент Р. был очень дружелюбен и разговорчив. Его проблема «выливалась» наружу, почти всегда начинаясь в визуальной системе и заканчиваясь в кинестетической. По его интонациям я сделал следующие предположения о его системах: его система вывода

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

5. ИЗМЕНЕНИЯ Все семейные терапевты сходятся во мнении, что с дисфункциональными аспектами семейного гомеостаза нужно бороться. Однако еще не решен вопрос о том, до каких пределов следует доводить эту борьбу, а ее методы и цели различаются в зависимости от теоретических

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

ИЗМЕНЕНИЯ 1. Augustus Y. Napier with Carl Whitaker, The Family Crucible (New York: Harper & Row, 1978), Cloe Madanes and Jay Haley, "Dimensions of Family Therapy", Jornal of Mental and Nevrous Diseases 165, № 2 (1977): 88–98.2. Salvador Minuchin, Bernise L. Rosman, and Lester Baker, Psychosomatic Families: Anorexia Nevrosa in Context (Cambridge: Harvard University Press, 1978), chap.

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Из книги Стадия зеркала. Когда женщина знает, чего хочет автора Чаландзия Этери Омаровна

МЕХАНИЗМЫ ИЗМЕНЕНИЯ Каковы те механизмы, благодаря которым происходит изменение в направлении, обозначенном терапевтическими целями? Прежде всего при прямом, лишенном манипуляции и магии подходе функции Эго пациента проверяются, активизируются и усиливаются, особенно

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Изменения У меня есть в Берлине любимый магазин. Маленький, уютный, на тихой улице, с запахом ванили и белыми болонками Фи-Фи и Ки-Ки, вечно дремлющими то в корзине, то на креслах, то на бусах и галстуках в витрине. Хозяйка, пожилая и прекрасная фрау Августа в мутных жемчугах

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Возможны ли изменения? Может ли ситуация с отсутствием любимого человека у нашей девушки измениться? К счастью, может, но лишь в том случае, если система ее ценностей изменится. Например, по истечении некоторого времени. Посмотрим, как это может выглядеть.Допустим, что

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Изменения Известно, что люди не меняются. Что двигало ими тысячу лет назад, то же движет и теперь – не считая, конечно, декораций, в которых объекты вожделения и способы выражения страстей претерпели некоторую метаморфозу. Сами же вожделение и страсть в сути своей

Из книги Бизнес-психология автора Готсданкер Арье

Примите изменения «Жизнь – перемена. Если вы не будете меняться вместе с ней, останетесь за бортом, поскольку мир изменится». * * *Все постоянно меняется – наши тела, дома, семьи, духовные связи, мир вокруг нас. Мы можем использовать свою энергию для того, чтобы

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Организационные изменения Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Макиавелли Я длительное время являлся руководителем проекта. Начинал с внедрения информационных систем в организациях –

Из книги автора

Личностные изменения Be the change you want to see in the world. Gandhi1 Постоянным преобразованиям подвергаются не только организации. Мы сами, наше тело, наши мысли, привычки и убеждения тоже находятся в постоянном движении. Большинство перемен протекают эволюционно, для нас практически

Из книги автора

7 ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ Изменение убеждений естественным путем Задача всех паттернов «Фокусов языка», которые мы рассматривали до сих пор, – сделать нас более восприимчивыми к вере в собственные цели, ценности, возможности и в

Если на вопрос о том, счастлив ли человек, он без раздумий говорит да - значит то, как он живет, чем занимается, окружающие люди и т.д., его вполне устраивает и каждый день приносит ему массу позитивных эмоций, которые предоставляют заряд сил для новых свершений. Те, кому повезло меньше, а вернее, кому чего-либо не хватило для того, чтобы осуществить свои желания - упорства, терпения или смелости, скорее всего задумаются перед тем, как утверждать о своем счастье, ведь их планы небыли реализованы. Фразы а-ля "измениться невозможно", "я обладаю недостаточно твердым характером для того, чтобы добиться большего" - абсолютная ерунда, ведь по мнению психологов изменить себя вполне возможно, а благодаря таким переменам и изменить свою жизнь.

Каждый из нас хочет изменить себя в чем-то: избавиться от застенчивости или раздражительности, стать более целеустремленным или жизнерадостным... Изменения не случаются мгновенно. Преображение - это дорога, которую мы должны пройти шаг за шагом. Что нас ждет на пути перемен?

1. Инсайт

Вас в общем-то все устраивает в том, как Вы живете - все удобно и вроде бы благополучно. Но вот что-то происходит. Яркое или вовсе незаметное, оно нарушает привычный уклад Вашей жизни, и Вы вдруг ощущаете в душе неприятное шевеление неудовлетворенности. Реальность будто подталкивает: задумайся, так ли и таким ли человеком ты хотел жить?

Осознание жажды изменения своего характера наступает внезапно. Происходит нечто, срывающее шоры повседневности, заставляющее нас подняться над будничной рутиной и задаться вопросом: “Кто я и как я живу? Доволен ли я этим? Хочу ли я всегда жить вот так?” Подтолкнуть к подобному разговору с собой могут разные внутренние и внешние события, интенсивные или не очень, позитивно или негативно окрашенные. Болезнь, увольнение с работы, хорошая книга, измена супруга или случайная встреча с подругой.

Но на самом деле это судьбоносное событие, провоцирующее озарение, - лишь триггер, открывающий шлюзы сознания для мыслей, которые раньше оставались за его пределами. Скорее всего, Вы размышляли об этом давно, но не осознавали в полной мере собственную неудовлетворенность - уж слишком удобно было жить по привычке, ничего не меняя.

Вы подавляли раздражение, не замечали снижение самооценки, сравнивали себя с кем-то, добившимся большего… И вот встреча с сокурсницей, которая задела что-то внутри, вызывая одновременно восторг и негодование отличным от Вашего мышлением и образом жизни… Эти моменты приводят к острому осознанию необходимости измениться внутренне - для того, чтобы стать собой. Увлечение идеями, выстраивание планов и воплощение своих желаний часто парадоксальным образом уводит нас от самих себя. Мы привыкаем к несовершенству, ограничениям и уже почти не чувствуем зажатости и спазмов. Поэтому так важно в момент озарения не игнорировать собственные чувства, а прислушаться и постараться понять себя. Почему, например, перестало быть интересно в компании подруг или больше не хочется совершать трудовые подвиги.

2. Неуверенность

Этот этап - проверка на прочность нашей жажды перемен. Он или утверждает Вас в желании стать другим, или сводит на нет благородные порывы. Насколько ценны лично для Вас новые идеи? Что это - проявление Вашего естества или глупая попытка надеть на себя чужое платье? Период сомнений поможет отделить зерна от плевел…

“Было бы здорово, но…”, “А как воспримут это мои близкие?”, “Больше ли я найду, чем потеряю?”, “Буду ли я счастливее, чем сейчас?” - эти вопросы одолевают нас, как только мы решаемся изменить свою жизнь . Любые перемены означают необходимость рисковать. Ведь от привычного для Вас состояния Вы уходите навстречу неопределенности. Это всегда страшно - не иметь возможности прогнозировать будущее со 100%-й вероятностью.

Тем не менее, этап сомнений - необходим. Неуверенность не лишает нас свободы выбора - она лишь создает условия для того, чтобы наш выбор был осознанным. Этот этап дает возможность избежать ошибок, свойственных необдуманным действиям. Он позволяет оценить важность того, на что собираемся пойти, и риски, на которые готовы пойти во имя перемен.

Однако, если мы сомневаемся слишком долго, это убивает в нас желание изменить свой характер. Мы “остываем”, теряем энергию, которая необходима для действий, и возвращаемся на начальную позицию. Возможно, Ваши ожидания от перемен чрезмерны, а планка - слишком высока? Спросите себя честно, чего Вы ожидаете от перемен, осознаете ли, что работа над собой потребует много сил и времени и, возможно, способности подниматься после поражений и начинать заново? И если после откровенных ответов на эти вопросы цель не становится менее желанной - ограничьте время колебаний и решайтесь.

3. Сопротивление

За периодом сомнений приходит этап сопротивления переменам. Для него характерны мысли “У меня не получится”, “Я не способен на такие поступки”. Это - повод отказаться от задуманного?

Внутри каждого из нас живет этакий саботажник, который не желает изменить свою жизнь и блокирует все наши усилия. Первым это универсальное свойство психики открыл Зигмунд Фрейд и назвал его “сопротивлением”. Функция сопротивления - противодействовать осознанию желаний, чувств или представлений, которые могут разрушить устоявшийся образ себя и привести к изменению жизни или дорогих нам отношений. Несмотря на то что это - терминология психоанализа, мы постоянно наблюдаем проявления сопротивления в обыденной жизни - вспомните, как часто мы бываем склонны не признавать очевидных вещей!

Инструмент сопротивления - сформированная система установок, своеобразные фильтры, через которые мы смотрим на нашу жизнь. В обыденных ситуациях они способны здорово помочь нам, автоматизируя принятие рутинных решений, экономя огромное количество времени и энергии. Своеобразие этих установок определяет наш характер, формирует нашу индивидуальность. “Лучшее - враг хорошего”, “Я всегда права”, “Я должен” - нужно знать эти установки и принимать их как данность. Это позволит сделать на них “поправку” в ситуации принятия важного решения. Поначалу это будет удаваться не всегда, да и то задним числом. К примеру, Вы осознаете, что причина вчерашней размолвки с мужем - то, что сработало вечное “Я знаю лучше”. Не стоит пытаться принудительно “отключить” свой фильтр с завтрашнего дня. Это лишь создаст “надфильтр”, призванный контролировать предыдущий, и только усложнит Вашу систему установок, затормозит движение к переменам. Просто знайте свои установки. Осознавая их, Вы сможете сделать выбор, использовать привычный способ мышления или попытаться посмотреть на положение вещей несвойственным Вам образом.

4. Воплощение задуманного

Внутреннее преображение - длинный путь из конкретных маленьких шагов-действий, направленных на воплощение задуманного. Пройдя три этапа перемен, Вы пришли к осознанной необходимости трансформации. Что происходит потом? Как Вы относитесь к самому себе? Считаете ли Вы себя по большому счету хорошим человеком? Позитивное здоровое самоотношение поможет Вам продвигаться к Вашей цели эффективно и в хорошем темпе, тогда как самообвинение, которое, возможно, и подтолкнуло Вас к работе над собой, будет серьезным препятствием. Поэтому прощение себя, самопринятие и доброжелательное отношение к себе очень важны для того, чтобы процесс изменений своего характера пошел.

Бурная активность и резкий переход к другой манере поведения не всегда являются признаками внутренних перемен. Радикальные поступки скорее свидетельствуют о поверхностной вере в то, что все случится мгновенно и легко, тогда как личностная трансформация подразумевает глубокие длительные изменения, проявляющиеся в самых обычных, повседневных действиях. Это минуты рефлексии, произнесенные слова благодарности жене, внимательный разговор с дочерью-тинейджером. Каждый день, каждую минуту повседневной жизни делать обычные вещи с ориентацией на намеченную цель - вот рецепт глубинных изменений.

Относитесь к себе по-доброму. Подмечайте свои маленькие достижения и хвалите себя за них. Это поможет сохранять мотивацию, терпение и решимость. Ваш мозг не сразу принимает новые модели поведения - это нормально. Не спешите и не расстраивайтесь. Сохраняйте позитивное отношение и терпимость к себе. Перфекционизм и спешка сейчас будут крайне вредны. Дайте себе время измениться внутренне , а окружающим - осознать и принять перемены, происходящие в Вас. И однажды Вы услышите заветное “ты так изменилась!”, произнесенное с благодарностью и восхищением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.