Биографии Характеристики Анализ

Школа, это не только обязанности, но и права. Школьные права ребенка

Защита прав ребенка в школе: от теории к практике.

Сегодня практически в каждой школе нашей области есть уполномоченные по правам ребёнка. Обязательным наглядным атрибутом любого учебного заведения являются красиво оформленные стенды, на которых размещена информация о том, где и у кого можно искать защиту в случае нарушения прав детей. Но всё-таки, проблема нарушения прав ребёнка остаётся по-прежнему актуальной. В обыденной школьной жизни часто приходится встречаться с непониманием и нежеланием со стороны взрослых считаться с детьми и видеть в них полноправных субъектов внутришкольной жизни. Во многом это отголоски тоталитарного наследия советской школы, где ребёнок был объектом бесконечного давления со стороны педагогов и общественных организаций. Все мы родом из советского детства, и, к сожалению, часто транслируем полученный опыт в своей педагогической деятельности. И если мы действительно стремимся к реализации идей гражданского общества и развитию правового государства, то в первую очередь необходимо изменить собственное отношение к проблеме прав ребёнка.

В данной статье будут затронуты наиболее распространённые ситуации нарушения прав детей, встречающиеся в современных школах.

Каждый ребёнок имеет право на уважение чести и собственного достоинства, которое не должно нарушаться путем оскорблений и угроз другими учащимися или учителями. Даже публичная критика, высказанная в некорректной форме, является нарушением прав ребенка. Выяснение отношений учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса мнений, убеждений ученика без его согласия, к сожалению нередкая ситуация в наших школах. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того, подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Необходимо помнить, что применение таких методов воспитания педагогом недопустимо.

Очень популярным нарушением прав ребенка в школе на сегодняшний день является психическое давление. Систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия, постоянная негативная характеристика обучающегося, демонстративное негативное отношение - вот арсенал, применяемый к «неудобным» ученикам, которых всеми силами стараются выдворить из школы. Особенно этим грешат «элитные» учебные заведения (гимназии, лицеи), где зачастую к учащимся предъявляются очень высокие требования. Часть 6 статьи 15 Закона об образовании устанавливает, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается

До сих пор приходится сталкиваться с ситуациями удаления ученика с урока или не допуск до занятий. В данном случае имеет место нарушение конституционного права на образование. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Если ученик ведёт себя неадекватно - тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Иногда возникают случаи, когда ребенка отправляют из школы домой из-за отсутствия школьной формы или сменной обуви. Недопущение ребенка на уроки необходимо рассматривать как нарушение его конституционных прав на получение образования. Безусловно, что проблему школьной формы необходимо решать, так как сейчас это регулируется Законом об образовании. Но в работе с теми учащимися, которые не приходят в школу в надлежащем виде, главным должен быть метод убеждения с целью формирования сознательного отношения к выполнению норм права.

Нарушением конституционных прав на получение образования являются и ситуации снятия учащихся с уроков для проведения каких-либо внеурочных мероприятий или репетиций. К сожалению, часто это происходит при непосредственном санкционировании школьной администрации.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе, убрать школьную территорию и т.п. Следует напомнить, что подобные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен статьей 37 Конституции РФ. Здесь также важно знать статью 50, пункт 14 Закона «Об образовании», согласно которой «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Ребенка могут попросить убраться в классе, принять участие в уборке территории, но ни в коем случае не обязать делать это. Дети могут согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей. Решение о том, будет ли уборка территории школы входить в общеобразовательный процесс или нет, выносят родители учеников, а не администрация школы. Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и быть утверждена Министерством Образования.

По этому поводу, пожалуй, можно ожидать самой негативной реакции со стороны многих педагогов и директоров. В ход идут аргументы о том, что труд является важнейшим воспитательным методом в формировании необходимых качеств личности. Но нам, учителям и администрации школ, необходимо понимать, что эти важные качества должны формироваться не в рамках принуждения, а на основе добровольного, сознательного отношения учащихся и родителей. Конечно, подобный подход требует больших усилий. Но другого пути быть не должно.

В рамках данной статьи были затронуты далеко не все проблемы в сфере нарушения прав ребёнка в школах. Но важно понять, что именно школа, являясь важнейшим институтом социализации ребёнка, должна создать все условия для формирования правового сознания личности. А это представляется возможным, только если в самом учебном заведении нет места нарушениям элементарных прав человека. Если мы хотим, что бы дети выполняли требования правомерного поведения, то необходимо и нам, взрослым, во всём соответствовать этим требованиям.

Школьная жизнь наших детей наполнена разнообразными ситуациями, часто непредвиденными и сложными. В некоторых случаях родители теряются и не знают, как поступить в определенной ситуации, когда требуется защитить права детей. Чаще всего родители никак их не защищают, просто потому, что не знают своих прав, не умеют правильно отстаивать или не хотят тратить на это время. Многие просто не верят, что можно добиться справедливости. Сегодня на сайте www.сайт, мы поговорим об этом подробнее, и я расскажу, как защитить права ребенка в школе.

Нужно знать, что существуют специальные органы, которые призваны оказывать помощь в различных спорных вопросах, касающихся защиты законных прав и интересов ребенка в школе. Вы всегда можете обратиться за поддержкой, консультаций и советом в органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних при районной УВД.

Вам помогут в полиции, прокуратуре, суде. Также можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Конечно, можно защитить ребенка самостоятельно. Но в этом случае, вам понадобится посвятить много времени и кропотливо изучить законодательство.

В любом случае, нужно знать, что дело это порою очень нелегкое, отнимающее много времени и сил. Но это стоит того, чтобы защитить честь и достоинство вашего ребенка. Итак, если вам необходимы такие знания, примите к сведению эти рекомендации:

Как гласит ст. 12 Гражданского кодекса РФ (ГК) – права можно защищать любым способом, который не противоречит и не запрещен законом.

На что имеют право школьники?

Каждый учащийся имеет право:

Выбирать то образовательное учреждение, в котором он хочет учиться. Если ему подходит школьная программа образовательного учреждения, но оно находится не в районе его проживания, он и имеет полное право там учиться.

Обучение должно проводиться в условиях, которые гарантируют безопасность. Например, если на физкультуре ребенка заставляют подниматься по канату, но внизу не положены специальные маты, он может отказаться это делать.

На уважение со стороны учителей, администрации, технических работников, охранников и других сотрудников школьного учреждения.

На бесплатное образование, гарантируемое Конституцией РФ. Бесплатное образование – начальное, основное, до 9 класса школы. Полное среднее до 11 класса (включительно). Однако если он останется на второй год в 7 классе, бесплатное образование ему не гарантировано.

Ребенок имеет право пользоваться учебными пособиями, получать необходимые ему книги из школьной библиотеки.

Денежные суммы на благоустройство школы родители могут вносить только в добровольном порядке, в качестве разовой помощи. Никто не должен настаивать на этом, а тем более заставлять детей это делать.

Дети могут посещать любые школьные кружки, спортивные секции. Никто не имеет право отказывать им в этом. Если ребенок не обладает высоким ростом, но хочет заниматься баскетболом, его обязаны принять в эту секцию.

Учитель, психолог, обязаны помогать детям в усвоении школьной программы во время учебного процесса.

Школьник имеет право в любое время, в том числе в конце учебного года, перейти в другую школу. Если это предусмотрено уставом учебного заведения, ученик может участвовать в управлении школы.

Даже если он не является членом совета, оно может посещать его заседания.
Ученик не обязан обязательно посещать мероприятия, которые не входят в учебный план. К ним относятся различные концерты, экскурсии, культ. походы и т. д.

Также существуют права ребенка на уважение своей личности, достоинства и защиту неприкосновенности. Никто не имеет право оказывать в отношении его физическое и психическое насилие. Если определение физического насилия более-менее понятно, понятие формы психического насилия требует разъяснения. Тем более что именно этим формам дети чаще всего подвергаются в школе.

Что такое психическое насилие?

Это угрозы в адрес школьника, насильственная изоляция его от других детей, завышенные требования к нему, которые не соответствуют возрасту и статусу, Унижение, оскорбление, ведение его из равновесия путем несправедливых замечаний, систематической безосновательной критики. Это может быть негативная, несправедливая характеристика, «наклеивание ярлыков», демонстративное негативное отношение к ребенку.

На основании ст. 32 закона «Об образовании» за психическое и физическое здоровье ученика во время образовательного процесса, а также за жизнь детей, обучающихся в этой школе - это образовательное учреждение несет полную ответственность. Школа отвечает также за причинение вреда имуществу школьника, если не сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Это нужно помнить, если возникнет вопрос о нарушении прав ребенка в школе.

Советы родителям

Если вы узнали, что у вашего ребенка серьезный конфликт в школе, обратитесь к директору с письменной просьбой разобраться и принять меры. Если ребенок получил телесные травмы, первым делом пройдите освидетельствование у школьного врача или посетите травмпункт. Возьмите соответствующую выписку.

Если на ученика оказано психическое воздействие пройдите освидетельствование у школьного психолога или посетите поликлинику по месту жительства, возьмите также выписку. В обоих случаях заручитесь поддержкой потенциальных свидетелей конфликта.

Если меры, принятые директором школы к виновникам конфликта вас не устраивают, нужно обратиться в полицию, органы прокуратуры, суд или другие уполномоченные органы с заявлением принять меры.

Знание прав детей в школе, умение эти знания применять, помогут вам с честью выходить из любых сложных ситуаций! В конце – концов в стране и в каждом городе есть уполномоченный по правам ребенка – омбудсмен.

Каждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать , чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

Каждый несовершеннолетний проводит в школе значительную часть своего времени. Рядом отсутствуют близкие люди, ответственные за защиту его прав, а последние изменения нормативных актов сняли с организаций воспитательную функцию. Какие меры предпринимает законодатель, чтобы процесс получения знаний проходил для детей безопасно и без нарушения их прав?

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по ;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Перечень прав

Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:


Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).

Откуда ребенок узнает о своих правах

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Формы нарушения детских прав в школе


в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:

  • Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
  • Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
  • Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
  • Показательное негативное отношение педагога к ученику.
  • Присвоение обидных прозвищ.
  • Распространение слухов о личной жизни ребенка.
  • Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.

Физические наказания со стороны педагогов являются основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Причиной для возбуждения дела могут стать как показания свидетелей, так и следы на теле потерпевшего (синяки, ссадины).

Физическая агрессия со стороны сверстников является основанием для привлечения виновного к административной ответственности (с 16 лет), наложения штрафа на родителей малолетнего агрессора и дальнейшей постановки на учет в полицию. При совершении одним учеником в отношении другого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, наказание наступает с 14 лет.

Защита прав ребенка в школе

Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:

  • социальный педагог;
  • уполномоченный по правам ребенка.

Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.

При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.

Важно! Выдвигая требования об охране собственных интересов, несовершеннолетнему нужно помнить о необходимости соблюдения правил организации и прав педагогов и учеников.

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  • обратиться в отдел полиции;
  • написать заявление;
  • получить медицинское заключение о травмах;
  • снять копию справки;
  • оригиналы документов приложить к заявлению;
  • обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.



Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка. Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам. При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).

Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе

Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение. Пошаговое руководство:

  1. Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  2. Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  3. Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.
  4. В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  5. Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики.

Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома. Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер. Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.

У ребенка, который поступает в образовательное учреждение, появляются не только обязанности, но и права, гарантированные законом "Об образовании". В этом законе перечислены все права ребенка в школе, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

У ребенка, который поступает в образовательное учреждение, появляются не только обязанности, но и права, гарантированные законом "Об образовании". В этом законе перечислены все права ребенка в школе , которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Необходимо отметить, что в уставе каждого конкретного образовательного учреждения Российской Федерации перечисляются основные права и обязанности ребенка, однако они не должны противоречить основным положениям закона "Об образовании", в том числе и статье 50 "Права и социальная поддержка обучающихся и воспитанников".

Основные права ребенка в школе

Право на образование

Согласно закону "Об образовании" основное право ребенка - это право на образование. Любой учащийся любого образовательного учреждения имеет право на получение образования в полном соответствии с государственными требованиями и стандартами. В том числе, право на образование включает в себя:

  • право на обучение по индивидуальному плану;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на получение дополнительных образовательных услуг;
  • право на бесплатное пользование библиотекой.

В случае если ребенок обучался в неаккредитованном частном образовательном учреждении или обучался в домашних условиях, он имеет право на прохождение аттестации в аккредитованном учебном учреждении и получить по ее результатам документ об образовании государственного образца.

Право на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственного мнения и убеждений, свободу совести и информации

К большому сожалению, права ребенка на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу совести и информации иногда нарушаются. Наиболее частым нарушением такого права являются различные формы психического насилия, которые могут проявляться в виде:

  • открытого проявления негативного отношения к школьнику;
  • предъявления к ребенку завышенных требований;
  • негативное отношение со стороны одноклассников ("буллинг");
  • оскорбления, унижения, угрозы словом или делом со стороны преподавательского состава;
  • дискриминации и ксенофобии по любым признакам.

Право на приятные и безопасные условия обучения

Любые действия или обстоятельства, способные нанести вред здоровью ребенка или вызвать негативные эмоции или дискомфорт в процессе обучения являются нарушением права ребенка на приятные и безопасные условия обучения. Примерами таких нарушений, позволяющих высказать претензии, могут быть:

  • низкая температура в помещении образовательного учреждения в холодное время года;
  • несоблюдение правил техники безопасности на уроках труда, физкультуры, физики и химии;
  • запах краски, оставшийся после незаконченного вовремя ремонта помещений образовательного учреждения.

Что делать, если права ребенка в школе нарушены

Защита прав ребенка в школе является обязанностью его родителей и администрации образовательного учреждения. Если родители выявили ущемление прав ребенка они должны сообщить об этом администрации, которая обязана разобраться с нарушением прав в каждом конкретном случае. Как правило, стремясь избежать публичной огласки, администрация образовательных школ старается идти навстречу родителям, и проводит внутреннее расследование выявленных фактов.

Конфликтные ситуации, возникающие наиболее часто, и методы их урегулирования

Конфликт с педагогом

Если у Вашего ребенка произошел конфликт с педагогом, то можно попытаться решить проблему мирно, то есть, обсудить причину конфликта с учителем. Если же мирное урегулирование конфликта не получилось, Вам необходимо обратится к директору образовательного учреждения с письменным заявлением, на основании которого он будет обязан провести служебное расследование. Для этого создается комиссия, в состав которой входят, в том числе, родители и учащиеся, по результатам работы которой и принимается решение.

Конфликт с другими детьми

Если у Вашего ребенка произошел конфликт с учеником (или учениками) образовательного учреждения, то для начала необходимо поговорить с его родителями (третьей стороной может выступать педагог). В случае если беседа с родителями не принесла результата и конфликтные ситуации повторяются, Вам необходимо лично или через учителя обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Необходимо отметить, что за действия детей до 14 лет ответственность несут их родители, которые обязаны возместить материальный и моральный ущерб. Если обидчику Вашего ребенка больше 14 лет, то за некоторые свои действия он будет нести ответственность лично.

Дискриминация и ксенофобия

Если Вашего ребенка обижают по каким-либо признакам дискриминации и ксенофобии, то необходимо обратиться с соответствующей жалобой к учителям образовательного учреждения, поскольку предотвращение ксенофобии и дискриминации является их обязанностью. Если же ни учителя, ни администрация школы не предпринимают никаких мер по предотвращению дискриминации и ксенофобии, Вы имеете право обратиться с жалобой в инспекцию по делам несовершеннолетних или суд.

Дорогие родители!

Напоминаем Вам, что защита прав ребенка в школе должна быть Вашим приоритетом. Поэтому, если ребенок жалуется на возникновение конфликтных или неблагоприятных ситуаций в школе, не игнорируйте жалобы своего ребенка. Не бойтесь обращаться в администрацию школы даже по самым, казалось бы, незначительным случаям. Помните, администрация образовательного учреждения обязана следить за соблюдением прав ребенка в школе.

Не бойтесь отстаивать права своего ребенка, однако настаивайте, чтобы и ребенок должным образом выполнял свои обязанности.