Биографии Характеристики Анализ

Что такое экономическая культура.

Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы? Выгодно ли быть честным?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Экономическая свобода ограничена законодательством страны. Существует перечень запрещенных в торговле предметов, например наркотики. Существует обязанность платить налоги, обязанность получать лицензию, чтобы торговать некоторыми товарами.

Вопросы и задания к документу

Автор предупреждает нас о том, что любой застой и несогласованность различных сфер общества (подсистем общества) грозит стране большими проблемами, в числе которых отход на второй план, то есть, потеря своих лидирующих позиций в мире, а так же такое неустойчивое положение грозит русскому народу эксплуатацией со стороны других более развитых стран.

Вопрос 2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?

Сейчас несомненно нужен, ведь мы не так давно отошли от идеи социализма. Сейчас вся социальная система, как впрочем, и сознание людей должно избавиться от пережитков прошлого.

Вопрос 3. Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

Каждый человек должен получать по своим способностям, иначе у талантливых людей просто не будет стимула к саморазвитию, а это опять же грозит застоем. Во-вторых, упор делается на выполнение плана (количество), а не на качество – отсюда результат тот же – застой, излишки производства (никто не берет некачественную продукцию).

Вопрос 4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

Основными направлениями государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» являются:

Улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

Стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции "лидирующих" рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;

Стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

Усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы основные элементы экономической культуры?

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё.

В структуре экономической культуры можно выделить наиболее важные элементы и представить их в следующей схеме:

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объёма знаний.

Вопрос 2. В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Эффективность решения экономических задач во многом зависит от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в российском обществе формируются установки на изучение современной экономической теории, на участие в решении различных экономических задач. Получила развитие система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду.

Вопрос 3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые для обеспечения жизни. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чём заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

В большинстве случаев да, потому что человека нельзя заставить заниматься тем, что ему не нравится. Другие люди лишь могут проявить у человека интерес к чему-либо другому. Но основной выбор остаётся за самим человеком.

Вопрос 4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

Выбор эталона экономического поведения зависит от качества факторов, воздействующих на него, от личной экономической состоятельности. Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Вопрос 5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия решений и действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является её достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития.

Экономическая свобода личности неотделима от её социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Вопрос 6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

Долгие годы промышленная деятельность характеризовалась нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Существовало мнение, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнения, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

Вопрос 7. В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях перехода к информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуется не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд всё больше наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролёр продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролёром при этом выступают совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

В зависимости от того, как приобретается собственность (юридически и нравственно допустимыми способами или криминальными) и как она используется, общественная значимость собственника может проявляться либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Вам, наверное, известны примеры таких проявлений.

В процессе реализации личностью себя как потребителя также формируются либо здоровые потребности (спорт, туризм, культурный досуг), либо нездоровые (потребность в алкоголе, наркотиках).

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности.

Вопрос 8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

Во-первых: практически огромная часть экономики России зависит от цен на энергоносители и полезные ископаемые на мировых рынках, в результате в случае снижения их цены экономика России недополучит довольно серьезные денежные средства.

Во-вторых: происходит существенное расслоение общества. Формирование «среднего класса» происходит крайне низкими темпами, вопреки тому, что многие люди имеют неплохие доходы, многие из них не уверены в завтрашнем дне.

В-третьих: продолжается коррупция в России

В-четвертых: является развитие малого бизнеса.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Экономист Ф. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа». Согласны ли вы с данным утверждением?

Человек с низким материальным достатком гораздо более мобилен. Его ничего не держит. Он может в любой момент всё бросить и уехать (так как бросать ему нечего). Богатый человек прикован к своему источнику богатства, он уязвим при внешних изменениях. Богатому нужно гораздо больше работать, чтобы поддерживать и преумножать своё состояние. Остановка в наращивании капитала приведёт его к бедности.

Вопрос 2. Это строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чём можно согласиться или о чём поспорить с автором письма?

С автором письма можно согласиться, но я бы выделила в письме противоречия. Много проблем не легко решить разумом (рационализм). Проблемы иногда нужно решать физически. И в жизни нужен не только ум. Все же в жизни должна быть искра романтизма, чтобы человек достиг успеха душой. Динамизм в характере сегодняшнего человека должен бесспорно присутствовать, ведь это основная черта стремления человека к победе. Надежда только на себя всегда бодрит человека.

Вопрос 3. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», - утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

Свобода связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Свобода порождает ответственность прежде всего за себя самого, за свои действия, мысли и поступки. Ответственность дарует человеку свободу: простой пример - когда человек держит ответ за свою деятельность, то Уголовный Кодекс ему не страшен. Если каждый будет думать, что свобода - это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос.

Ценности свободного человека: развитие, свобода действий, свобода мысли.

Вопрос 4. Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надёжности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнёров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двойной морали у участников экономических отношений - для себя и для партнёра? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Зачастую, у российских бизнесменов отрицательные экономические качества (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество) перевешивают положительные. Система охраны и поддержки экономического поведения может и возможна, но прежде всего надо воспитывать моральные принципы у будущих предпринимателей так, чтобы сиюминутная выгода не была приоритетом. Надо поднимать уровень этики и экономической культуры личности. Государство должно предоставить экономическую свободу, но с реальным правовым регулированием. Участники экономической деятельности должны сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность. Что можно предложить? С детства формировать правильные морально-этические нормы, для предприятий, осуществляющих программы по экологической безопасности, уделяющих внимание развитию своих сотрудников, их безопасности и улучшению охраны труда, внедряющих новые технологии, должны быть какие-либо поощрения в виде господдержки, налоговых льгот. Также надо уделять серьезное внимание экономическим преступлениям (чтобы существовало реальное наказание за проступки), невозможности уйти от ответственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 1

Вопрос 1. Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Вопрос 2. Что изучает экономическая наука?

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Сочетает признаки точной и описательной наук.

Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Вопрос 3. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

Экономическая деятельность (экономика) играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика, она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда.

Вопрос 4. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Для того чтобы потребитель мог сделать правильный выбор, он должен проверить и сравнить все возможные предложения на рынке. Сопоставить цену и качество.

Чтобы производитель сделал правильный выбор, он должен проверить рынок спроса на конкретную продукцию в месте где он планирует ее сбывать. Также проверить платежеспособность населения в этом регионе.

Вопрос 5. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса и развития экономики?

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Вопрос 6. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

При таком способе торговли предприниматели должны конкурировать, что благоприятно отражается на цене товара рано или поздно она снижается. Как на настоящем рынке или базаре.

Если на рынке переизбыток какого-то товара, то его просто не будут покупать и не будут производить. Все регулируются таким образом.

Кроме того, в развитом государстве существуют системы не позволяющие предпринимателям вступить в сговор и держать высокие цены. Так что, в конечном счете, рыночные отношения выгодны покупателям.

Вопрос 7. Как сделать производство эффективным?

Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объём выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объём продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Вопрос 8. Что необходимо для успеха в бизнесе?

В современном обществе, для успешного бизнеса нужен стартовый капитал.

Необходимо поставить перед собой цель, составить план и приступить к его осуществлению. Для успеха в бизнесе необходимо иметь определённые личные качества: умение общаться с людьми, связи (необходима поддержка влиятельных людей), ум и удача. Чтобы добиться определённых результатов, нужно быть последовательным и постоянным в своих действиях, обладать терпением и силой духа. Постоянно расти и совершенствоваться.

Вопрос 9. Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:

Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации.

Кодексы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Вопрос 10. Как современное государство участвует в решении экономических задач общества?

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

Минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

Создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

Обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Вопрос 11. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

В капиталистической экономике капиталы перетекают из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли через финансовые инструменты акции, облигации и долевое участие в бизнесе, а также через прямое реальное инвестирование.

Государство косвенно регулирует эти потоки через изменение ставки рефинансирования, госзаказ и т. д.

Вопрос 12. Зачем экономике рынок труда?

Рынок труда - экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция - заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция - рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Вопрос 13. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Страны вынуждены торговать друг с другом потому что вынуждены обмениваться друг с другом недостающими ресурсами и продуктами производства.

МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота.

Вопрос 14. В чём проявляется экономическая культура личности?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания – eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Вопрос 15. Как взаимосвязаны экономическая свобода и социальная ответственность участников экономики?

Экономическая свобода - возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

Социальная ответственность - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп.

Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. Выделение экономики как специальной сферы культуры покажется оправданным, если обратиться к происхождению самого термина «культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством, земледельческим трудом.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

Несмотря на разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей), их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции, жилища и обычаи и т. д.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего технократического толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики, предприятия - детали, отрасли - узлы*. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики - человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры.

С точки зрения культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры.

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры

Структурный анализ экономической культуры диктуется самой структурой экономической деятельности, последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Следовательно, правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. В силу важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов экономической культуры. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения означало зарождение экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура условий труда, имеющая комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера. Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит выражение скорее в деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства, которая определяется социально-психологическим климатом в производственном коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает культура управления, органически сочетающая науку и искусство управления, выявляющая творческий потенциал и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Тенденции развития экономической культуры

экономическая культура

Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Однако возникает закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов?

В обыденном понимании «культура» ассоциируется у нас с неким стереотипом: культурный - значит прогрессивный, положительный, носитель блага. С позиции научного уровня подобные оценки являются недостаточными и не всегда верными. Если признать культуру целостной системой, то возникает необходимость рассматривать ее как диалектически противоречивое образование, которому свойственны положительные и отрицательные, гуманные и негуманные свойства и формы проявления.

К примеру, нельзя оценивать законы функционирования капиталистической системы хозяйствования как плохие или как хорошие. Между тем, этой системе присущи кризисы и подъемы, противостояние и борьба классов, в ней соседствуют такие явления как безработица и высокий жизненный уровень. Среди этих тенденций есть и положительные и отрицательные; их закономерное существование, интенсивность проявления отражают уровень экономической культуры на достигнутом этапе развития общественного производства. Вместе с тем для иного уровня развития производства данные тенденции не являются типичными.

Объективный характер поступательного развития культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны, - степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, воли, объективно сложившихся интересов.

В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления.

Прогрессирующий процесс развития экономической культуры обусловлен, прежде всего, диалектической преемственностью способов и форм деятельности поколений. Вообще, преемственность является одним из важнейших принципов развития, ибо вся история человеческой мысли и деятельности есть усвоение, переработка ценного и уничтожение отжившего в движении от прошлого в будущее. К. Маркс отмечал, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы... и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».

С другой стороны, поступательное развитие экономической культуры связано с внесением в жизнь людей инноваций, соответствующих требованиям этапа зрелости социально-экономического устройства общества. Фактически становление нового качества экономической культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных отношений.

Как уже отмечалось, прогрессивные тенденции в развитии экономической культуры обеспечиваются, с одной стороны, преемственностью всего потенциала достижений, накопленных предшествующими поколениями, с другой, - поиском новых демократических механизмов и их экономических основ. В конечном счете, в ходе развития культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.

Долгое время в теории и практике экономического развития нашей страны господствовал специфический подход, игнорирующий человека, его индивидуальность. Борясь за прогресс в идее, мы получили противоположные результаты в реальности*. Проблема эта стоит перед нашим обществом очень остро и обсуждается учеными и практиками в связи с необходимостью развития рыночных отношений, института предпринимательства, демократизации хозяйственной жизни в целом.

Человеческая цивилизация пока не знает более демократичного и эффективного регулятора качества и количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения - шаг назад в общественном развитии. Это - основа для неэквивалентного обмена и процветания небывалых форм эксплуатации.

Демократия произрастает не на почве лозунгов, а на реальной почве экономических законов. Только через свободу производителя на рынке осуществляется демократия в экономической сфере. Преемственность в развитии демократических механизмов - вещь нормальная и положительная. Нет ничего зазорного и в использовании элементов буржуазно-демократического опыта. Интересно, что девиз Великой французской революции 1789- 1794 гг. «свобода, равенство, братство» был следующим образом интерпретирован отношениями рынка: свобода есть свобода частных индивидов, свобода конкуренции обособленных хозяев, равенство есть эквивалентность обмена, стоимостная основа купли-продажи, а братство - это союз «братьев-врагов», конкурирующих капиталистов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и структур.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.

] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

§ 18. Экономическая культура

Сущность и функции

Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек - это личность с

развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

Экономическая культура в широком смысле слова - это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

Экономическая культура в узком смысле слова - это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям

своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.

Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.

Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры населения. При этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления.

А для массового сознания в экономической культуре важны прежде всего производственные и потребительские мотивации.

Современная экономическая культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отво-

дится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями.

Сегодняшний тип рыночной и тем более социально ориентированной экономики оценивается уже с других позиций - как более «озабоченный», «понимающий», «разумный», «целесообразный», «полезный», все более соответствующий интересам каждого человека. Ныне закладываются основы новой экономической культуры: создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно - поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.

Все это должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразие потребностей людей, дифференциация их интересов - залог развития всего социума, условие его совершенствования. Особенностями такого общества будут многовариантность выбора экономических решений, основанных на удовлетворении плюрализма интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет множества факторов и объективных условий: экономических, социальных, экономико-психологических, технических.

Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осо-

знание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.

Экономически культурная личность

Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Давайте поразмышляем, что отличает экономически культурно развитого человека? Видимо, прежде всего - наличие критического экономического мышления.

Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.

Критическое экономическое мышление не есть лишь результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь.

Перед человеком всегда возникают конкретные жизненные, в том числе и экономические, ситуации и проблемы. Ему необходимо стремиться к ясной постановке вопроса, разносторонней осведомленности, целостному рассмотрению ситуации: выявлению альтернатив; к последовательному, поочередному рассмотрению частей сложного целого; анализу конкретных ситуаций, действий и поступков оппонента и конкурента и др.

Экономическая культура проявляется в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.

Одним из комплексов экономической культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.

Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически.

В экономической деятельности к полезным навыкам можно

отнести работу на компьютере, расчеты, анализ хозяйственной деятельности, разработку бизнес-плана, подсчет нормы и массы прибыли, определение размеров налогов, составление домашнего бюджета и т. д.

Определенные навыки необходимы и для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы и т. д.

Способность человека выполнять определенную экономическую деятельность или отдельные экономические действия на базе экономических навыков называется экономическим умением. Например, даже продавцу на минском Комаровском рынке, не говоря уже о конструкторе, менеджере и т. п., нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы, рисковать, вдумчиво вести себя на торгах и т. п.

Повторяющийся определенный уровень экономических навыков и умений есть не что иное, как опыт. Нередко можно слышать такие слова: опытный экономист, опытный предприниматель, опытный менеджер, опытный консультант и т. п. Опыт приобретается в результате практической деятельности.

Значит, экономическая культура проявляется в наличии у человека функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.

Экономическая культура позволяет формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.

Мотивы - это побуждения человека к определенной деятельности. Экономические мотивы определяют направление мыслей человека, его поступков, линии поведения и т. д.

В любом случае индивид несет персональную ответственность за собственное экономическое поведение.

Чтобы ответить на вопрос, почему человек в данной ситуации поступает именно так, надо знать мотивы, которые побуждают его к таким действиям.

Экономические мотивы могут быть личными и общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Осознанные потребности становятся ведущим мотивом поведения личности. Осознание рациональных потребностей невозможно без экономической культуры субъекта.

Самый лучший вариант - единство, совпадение личных и общественных интересов. Если это имеет место в данном обществе, то уровень экономической культуры считается самым высоким.

Одной из главных составляющих черт экономической культуры является творчество. Творчески мыслящий человек быстрее и глубже

усваивает экономические знания. А с другой стороны, такой работник способен более оперативно и эффективно находить выходы из постоянно возникающих сложных экономических ситуаций.

Творчество как важнейший компонент экономической культуры сопутствует труду человека любой профессии. Творческая деятельность может проявляться в анализе путей улучшения условий труда и рынков сбыта, новых форм организации и оплаты труда; в совершенствовании средств труда; в экономическом анализе результатов труда и т. д.

Экономическая культура любого субъекта хозяйствования должна включать в себя гуманистическое начало. Это особенно важно в сфере предпринимательства.

Культура цивилизованного предпринимательства

Цивилизованное производство и предпринимательство нравственны лишь тогда, когда ведут к улучшению условий жизни и к самораскрытию талантов и желаний каждого человека.

В идеале экономический принцип цивилизованной предпринимательской деятельности - служение человеку.

Предприниматель - творец в экономике, а стало быть - ив истории страны. Поэтому все компоненты экономической культуры, о чем только что говорилось, должны быть присущи ему в первую очередь. Кроме того, современному предпринимателю необходимы и другие качества:

способность к экономическому выбору - что нужно производить в первую очередь и сколько, чтобы товар, услуги нашли своего потребителя, умение эффективно использовать ресурсы, чтобы произведенный товар был не только конкурентоспособным, но и доступным потребителю;

экономическая активность, которая выражается в индивидуальной самостоятельности в процессе принятия решений, в организации производства, в личной ответственности за результаты своей деятельности.

Наряду с цивилизованным предпринимательством практически в любой стране в том или ином виде имеет место и так называемая «теневая» экономика. Она породила своеобразный искаженный рынок.

Здесь предприимчивость хотя и сочетается с умением устанавливать контакты с потенциальными контрагентами и навыками сбора и использования локальной экономической и научно-технической информации (в основном по системе знакомств и случайным каналам), все же преобладают явно негативные стороны экономики: отсутствие гарантий делового обязательства; агрессивность, грубость и давление на коллегу или партнера, которые усиливаются в результате стремления к финансовому успеху и наживе; правовой нигилизм, приводящий к криминогенным ситуациям и т. п.

В условиях цивилизованного рынка отношения между партнерами должны быть цивилизованными, т. е. взаимовыгодными и безопасными.

Выводы. /. Экономическая культура является составной частью общей культуры. Цивилизованное общество без нее немыслимо. 2. Экономическая культура представляет собой такой «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения. 3. Для каждой экономической эпохи характерен свой уровень и тип экономической культуры людей. 4. Экономически культурная личность - это человек, который обладает современными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом, помогающими ему хорошо ориентироваться в существующих социально-экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий.

Словарь

«Теневая» экономика - экономика, осуществляемая с целью наживы вне официально существующих правил, норм и условий ведения бизнеса.

Экономическая культура в узком смысле слова - совокупность экономических знаний, умений и навыков, интеллекта, способов и форм общения людей в процессе их социально-экономических действий и отношений.

Экономически культурно развитая личность - человек с системой знаний, умений и навыков, позволяющих успешно действовать в производственно-экономической сфере.

Экономическое сознание - способ отражения человеком экономических отношений, форма познания и осмысленного использования законов экономики.

О 1. Что такое экономическая культура?

2. Что значит быть экономически культурной личностью?

3. В чем разница между цивилизованной и «теневой» экономикой с точки зрения

культуры?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

Проверьте свои экономические знания. Как называется:

  • Дом, в котором живут и работают деньги.
  • Учреждение, в котором происходит купля-продажа товаров оптом.
  • Ценная бумага, документ, свидетельствующие о том, что доля капитала и часть прибыли фирмы принадлежат тебе.
  • Разрешенное законом средство обмена, обладающее свойством обме ниваться на любые товары.
  • Часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами пропорционально количеству имеющих ся у них акций.
  • Цена, по которой реализуется акция.
  • Сумма денег, которая одалживается банком клиенту на конкретный срок.
  • Денежное выражение стоимости товара, зависящее от соотношения спроса и предложения.
  • Сумма денег, которую субъект одолжил банку.

10. Продукт, который является объектом купли-продажи (учительница Г. Венис)?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Чем выше культура, тем выше ценится труд.

В. Рошер

Время - деньги. Б. Франклин

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Л. Н. Толстой

Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура (сущность, направление развития). М., 1987.

Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учеб. пособие/Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной. Мн., 1997.

Открытый урок по обществознанию в 10 классе.

Подготовлен учителем по обществознанию Дровниковой Т.Е.

Урок: Формирование основ правовой культуры на уроках обществознания 10 классов.

Экономическая культура.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Приветствие (начало общения учителя и учеников).

2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика).

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания учеников.

5. Подготовка оборудования.

II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества".

1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136.

2. Тестирование для всего класса (7-10 минут).

III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить).

План.

1. Экономическая культура;

2. Сущность и структура экономической культуры;

3. Экономические отношения и интересы;

4. Экономическая свобода и социальная ответственность;

5. Рыночная экономика;

6. Связь экономической культуры и деятельности;

7. Взаимосвязь экономики и права;

8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой.

1. Экономическая культура.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Экономическая культура общества

Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности;

Уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека;

Экономическая культура личности

Сознание;

Практическая деятельность.

2. Сущность и структура экономической культуры.

Элементы экономической культуры.

1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества.

2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций.

3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности).

3. Экономические отношения и интересы.

Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности.

1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение

4.Экономическая свобода и социальная ответственность.

Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка.

Социальная ответственность

1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов.

Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное

требований общественной морали правило поведения, регулирующие

в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое

и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством.

Особое социальное и морально-правовое

отношение личности к обществу в целом

и к другим людям.

5. Рыночная экономика.

НЕДОСТАТКИ:

Конкуренция ведёт к появлению монополий;

Нестабильность экономики: инфляция, экономический

спад, безработица;

Не равномерное распределение доходов;

Незаинтересованность в охране окружающей среды.

ДОСТОИНСТВА:

Рынок быстро реагирует на изменение спроса со

стороны потребителей;

Невозможен дефицит;

Свобода производителей и потребителей;

Высокие адаптационные возможности.

6. Связь экономической культуры и деятельности.

Уровень экономической культуры

- Успешность выполнения социальных ролей.

- Результативность экономической деятельности

Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий

уровень культуры.

Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль.

Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право .

1. Экономика и право. (Сообщение ученика).

На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции.

Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней.

2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика).

Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием?

Налоговый кодекс.

Уголовный кодекс.

Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников.

3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150.

"Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора".

Ф. Хайек австрийский экономист и философ.

Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Экономическая культура самым непосред­ственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие эко­номики. Такое влияние осуществляется через эко­номическую деятельность людей. Последняя зави­сит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические аген­ты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие эконо­мические блага более или менее предпочтитель­ны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и пред­почтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, группо­вые на разных уровнях);мотивация экономичес­кого поведения (объяснения, оправдывающие дей­ствия и поступки, а также выбор ценностей и норм).

Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Ориентации субъекта экономического процес­са лежат в основе типологии экономической куль­туры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от ре­лигиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре пат­риархального общества или традиционной эконо­мической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивиду­альная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - проме­жуточном, но все еще докапиталистическом.

Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем яв­ляется дифференциация - различение ролей, ста­тусов, институтов и организаций, специализиро­ванных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.

За всю историю человечества можно устано­вить два основных способа экономического воспро­изводства. Соответственно определяются две основ­ные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществлять­ся в форме «централизованно управляемого хо­зяйства», т.е. регулироваться планами одного со­ставителя планов. Если экономическая ячейка не­велика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой се­мье, то речь идет о «собственном натуральном хо­зяйстве». Или же ситуация, в которой экономи­ческий процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государствен­ного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяй­ства, а значит, к закрытому типу общества.


Что касается социализма, то свою общеэконо­мическую задачу, распадающуюся на три момен­та: определение структуры общественной потреб­ности; распределение ресурсов общества для удов­летворения потребности и распределение произ­веденного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.

Базовой моделью открытого, современного об­щества является экономическая культура рыноч­ного хозяйства, в которой многочисленные инди­видуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между со­бой в формах рынка, функционируют по принци­пу самоорганизации. Координация планов хозяй­ствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая куль­тура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.

Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием нов­шеств и самодисциплиной, с развитой сетью спе­циализированных экономических институтов.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической не­обходимости. Каждодневному решению экономи­ческих задач обязано человечество своей началь­ной подготовкой в области рационального мышле­ния и поведения.

Человек экономический инициирует рациона­лизацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: ра­ционализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.

Разрабатывая тему «человека экономическо­го», А. Смит - провозвестник современной эконо­мической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеж­дал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности че­ловека в классической школе политэкономии при­знавался своекорыстный интерес. Человек реали­зует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во мно­гих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намере­ния... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит ин­тересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим спосо­бом. Государство же, по А. Смиту, должно:

1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;

2) поддерживать «естественный порядок», важ­ной стороной которого является режим свобод­ной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;

3) охранять жизнь, свободу и собственность граж­дан, опираясь на такие регуляторы, как опре­деление минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.

Характеристика экономической культуры «ры­ночного хозяйства» включает в себя основные ком­поненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».

К основным формам системы участия относят­ся: а) участие в прибылях или «успехе предприя­тия»; б) в собственности; в) в управлении.

Коренное преобразование в отношениях соб­ственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры до­пустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные воз­можности для становления и укрепления совре­менной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалисти­ческому государству, стать составной, органичес­кой частью цивилизованного мира.