Биографии Характеристики Анализ

Примеры опорной схемы в русском языке. Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка

Cтраница 1


Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию учителя и при наличии примерных ориентиров составляться учениками. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Однако о таком опыте пока мало что известно. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества. Но важно, чтобы использование опорных схем не исключало развития речи учащихся. Шаталов вводит самоконтроль, подобный тому, что при групповом обучении осуществляется в парах. Чтобы учитель мог услышать речь каждого, ученику предлагается наговаривать свой ответ на магнитофон. А вот учет работы каждого ученика у В. Ф. Шаталова тоже осуществляется при помощи экрана успеваемости.  

Данная опорная схема характеризует логические отношения между объектами (денотатами) текста.  

Анализ опорных схем основного и дополнительного текстов позволит вам увидеть повторяющуюся (избыточную) информацию, выделить новую и, включив ее в схему основного текста, синтезировать более полный, обобщенный, логически стройный вариант. Особое внимание при этом следует уделять композиционной структуре текста, адекватному использованию разнообразных стилистических средств, а также употреблению речевых стандартов.  

Например, при опорной схеме виброизоляции пружина может выключаться введением клина или поворотом эксцентрика. В этом случае пружина зажимается и перестает действовать.  

Технология опорных конспектов включает не только опорные схемы. Технология определяется методикой использования опорных конспектов в разных условиях с разными дидактическими целями - для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.  

Внесение всех указанных отклонений в опорную схему позволяет получить схему информационно-логической взаимосвязи задач проектируемой АСУ для данного предприятия, отражающей движение потоков информации в новых условиях управления им.  

Мотова), объяснение материала с помощью опорных схем (С. Н. Лысенкова и др.), художественно-эмоциональное раскрытие темы (Е. Н. Ильин), проблемное изучение темы (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.) и многие другие подходы к повышению эффективности обучения. Важно не просто возводить каждый из них в абсолют, а показывать, в каком возрасте, при изучении каких тем, при изучении каких предметов эти варианты могут привести к активизации учебного процесса на уроке, какова рациональная мера их использования.  

Понятно, однако, что такое выделение опорных схем может иметь лишь условный (классификационный) смысл, так как переход между предельными случаями носит непрерывный характер. В частности, это относится и к геометрии (степени нелинейности) мостиковой группировки.  

При написании реферата на основе двух текстов целесообразно составить логическую опорную схему и схему последовательности изложения для каждого из них. При этом один текст следует выделить как основной, базовый, другой - как дополнительный.  

Работу по сопоставлению двух текстов можно также провести с помощью опорных схем.  

При наличии отклонения в информационных связях между задачами от указанных в опорной схеме на основе попарного перекрестного рравнения входной и выходной информации рассматриваемой задачи с остальными производится определение класса, к которому она относится. Производится соответствующее уточнение состава информационных связей. Для задач, вновь включаемых в состав решаемых автоматизированным способом, применяется та же процедура, а также оцределяются перечень выходных документов и состав информационных связей с другими задачами.  

Решение этой системы приведено в интервале констант скорости самоочищения от 0 005 до 0 05 сут -, в широких пределах отклонений от опорной схемы водообмена по параметрам общего активного объема, распределения расходов между звеньями.  

Формирование информационных потоков при разработке АСУП осуществляется с помощью информационно-логической схемы взаимосвязи задач для проектируемой АСУ, на основе выявленных в процессе исследования информационных потоков, отклонений последних от принятого на опорной схеме и внесения соответствующих изменений в опорную схему.  

Входящие в комплекс средства имеют разное дидактическое назначение - для изучения нового материала, для за-крепле-ния или контроля. Иногда дополнительно изготавливают средства определенного дидактического назначения, например опорные схемы для закрепления знаний и умений, специальные карточки с контрольными заданиями. Иногда для контроля знаний демонстрируют кинофильм (видеофильм) с выключенным звуком и предлагают ученику его прокомментировать или показывают таблицу с закрытыми надписями.  

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Калашникова Любовь Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №153
город Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Калашникова Любовь Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №153
1

Калашникова Любовь Петровна
Содержание
2016 г.
Актуальность 3
Теория вопроса 5
Практическое использование опорных схем на уроках 6
I.
II.
в начальной школе
III.
Результаты использования опорных схем 19
Заключение
Источники информации 25
Приложение 26
2

Калашникова Любовь Петровна
Введение
«Рецепт успеха ученика прост: во­первых, нужно верить в ребенка и
при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел
страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во­вторых, учителю нужно
очень четко все объяснять» писал педагог ­ новатор Виктор Федорович
Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных
сигналов - ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким
выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от
перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно
указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим
материалом.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в
урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы ­ как оживить урок,
поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Первоклассники, которые пришли ко мне в прошлом году, отличались своей
«пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению, по быстроте
восприятия нового материала. Треть детей ­ читающие, другая треть­ знающие
буквы, но плохо читающие, остальные – не читающие и знающие только
буквы. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и
важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика ­
это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические
3

Калашникова Любовь Петровна
цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности,
чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом
информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и
грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность
самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку
зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках.
Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к
снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие
теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию,
осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать,
сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти
проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся,
нестандартным,
и
эмоциональным,
способствует

глубокому
последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том,
чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать
умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен
научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать
информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих
повышению качества обучения младших школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах
активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их
мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению
материала.
4

Калашникова Любовь Петровна
Задачи
мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее
усвоенной.

Объект:
Анализ применения схем на уроках в начальной школе.

Предмет
Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц.
Основные методы
Наблюдение, беседа.
I.
Теория вопроса
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей
педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной
подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, и некоторое время
использовала её на своих занятиях.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
Во­первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и
появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке
материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Во­вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные
сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде ­ это
важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования
развивающего обучения.
Такой подход соответствует современным психологическим
получившим подтверждение в многочисленных
рекомендациям,
экспериментах, где была доказана эффективность движения от абстрактного
к конкретному.
5

Калашникова Любовь Петровна
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с
помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный
символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно
восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под
опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих
структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию,
замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных
элементов».
Что такое опорная схема?
Опорные схемы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа,
рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных
функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация,
ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной
деятельности. Схема – опора ­ опора мысли ученика, опора его практической
деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной
наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами
действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её,
работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла
скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от
механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их
осмысленно: составляют правило по данной схеме­ опоре, выполняя
практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае
своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную
тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
II. Практическое использование опорных схем на уроках в
начальной школе
6

Калашникова Любовь Петровна
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной
школе является принцип наглядности
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных
классах
стал остается метод использования опорных схем,
алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для
составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах.
Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования
всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным
окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами
увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и
развитии.
Ускоренное изучение теоретического материала по всем
учебным предметам дает значительную экономию учебного времени,
снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости
учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без
исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных
возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что
эффективно применять схемы может только тот учитель, который может
правильно их подобрать или сам составить, но при этом он должен знать и
основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с
соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей
учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия,
цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным
требованиям:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно,
мотивация к предмету.
7

Калашникова Любовь Петровна
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
ранее усвоенной.



Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ­ технологиями (преобразование текстовой
информации в цифровую в виде презентаций).
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет
большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции
учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и
межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников:
программы,
периодических изданий, интернета.
учебники,
справочной и методической литературы,
2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных
понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка»
отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
правила,
Основные орфограммы,
пунктограммы,
определения,
формулировки - это наиболее важные фактические данные составят «ядро»
знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в
пределах курса русского языка (т.е. они часто используются для изучения
той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет
основную оболочку «ядра». Остальной материал-это вспомогательная
оболочка.
Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет
– чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда
использую фото бумагу, и такие схемы долго сохраняются. Размер схем
нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них
8

Калашникова Любовь Петровна
написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно
предложить составить самостоятельно схему по изученному материалу.
Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке
математики в 1 классе по теме «Задача». (Приложение 1). Она применяется
при самых первых уроках в работе с задачей.
Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом объяснении
элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и
ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников.
Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.
Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни
решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в
работе со схемой.
Начиная с 1 класса, можно использовать на уроках технологию
опережающего обучения. Ученик легко раскроет новый материал, если
установит связь между вводимым учителем понятием и своим прошлым
опытом. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и
звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет своё место. Ленту букв
дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу,
которое подразумевает под собой характеристику этого звука: для гласных –
ударный или безударный звук; для согласных – мягкий или твердый, звонкий
или глухой звук. В городе появляются дом гласных и дом согласных звуков. В
доме согласных заселяется этаж глухих и этаж звонких звуков. Обращаю
внимание детей на образование пар глухих и звонких согласных, на всегда
мягкие согласные и всегда твёрдые согласные звуки, на звуки, которые не
произносятся в словах. В доме гласных заселяется этаж звуков, обозначающих
твердость согласных и этаж звуков, обозначающих мягкость согласных.
9

Калашникова Любовь Петровна
Обращаю внимание детей на пары гласных букв, которые имеют общие
звуки. А чтобы легко и понятно было выполнять анализ каждой буквы
использую схему из приложения 2 в отдельном варианте.
Невозможно обучение задач без опорных схем по теме во 2­3 классах
«Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и
других), при изучении периметра фигур, площади фигур.
Опорные схемы использую почти на всех уроках в 1 классе. Так, на
уроке обучения грамоте
вместе с ребятами составили схему звуко­
буквенного анализа слова. (см. Приложение 2) На уроках письма при записи
предложений с комментированием опираемся на схему. (см. Приложение 3.)
Изучая тему «Буква И, и. Звук [и]. Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквой и », пользовались схемами, на которых ясно видна
разница между твердыми и мягкими согласными в слогах­ слияниях.(см.
Приложение 4, 5).
На уроках ознакомления с окружающим миром составляли
схемы при изучении темы «Осень», когда говорили о сезонных изменениях
природы, об изменениях в жизни птиц с приходом осени (см. Приложения 6),а
так же в будущем не вижу своей работы без применения схем различных
вариантов.
Обучение по опорным схемам
требует активной мыслительной
деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия
информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное,
видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого
конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий
восприятие темы и её понимание.
По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени
все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в
10

Калашникова Любовь Петровна
процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень
усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с
помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём
способ запоминания не механический, а основанный на установлении
смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов
как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная
(моторная) память.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
­ лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме
визуальных или графических знаков);
­ структурность
­ удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных
конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и
т.д.);
­ занимательность, парадоксальность
имеет большое значение в
опорных конспектах.
­ цветовое оформление ­ важная деталь опорного конспекта. Правильно
оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном,
т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими
качествами.
Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:
1 Смысловые
11

Калашникова Любовь Петровна
2 Вербальные (словесные).
3 Ассоциативные.
4 Аббревиатурные.
5 Графические.
6 Орфографические.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом
материале, способствует развитию логического мышления учащихся,
формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую
закономерность.
Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы
проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но
и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и
последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической
деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требования к составлению опорных схем
При обучении детей класса следует руководствоваться задачами,
поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение
учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований,
необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,
правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников;
заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку,
к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления;
способствовать развитию наглядно­образного и логического мышления. Все
12

Калашникова Любовь Петровна
педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе
является принцип наглядности







учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.


учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней
можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной

некоторых других пособий.

знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и
повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в
опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно
обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с
начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам
13

Калашникова Любовь Петровна
записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения,
схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него
представляет собой предельно упрощённую модель.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по
мере необходимости будут обращаться к схеме.
Систематическая работа со схемами,
составление их при

определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только
сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы.
Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение
различным видам познавательной деятельности.
При проведении я столкнулась с тем, что при работе над новой темой
теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент
первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки,
рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные
затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности
к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов
надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не
получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это
и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон
Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть
груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к
14

Калашникова Любовь Петровна
восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка
бумаги, отпавший от учения.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках,
довести представления по изучаемой теме до формирования понятий,
устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это
выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и
оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед
неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он
смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока
прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации
мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не
приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что­то скажет.
Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать,
тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее
распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и
целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных
классах способно не только заложить определённый уровень знаний, но и
хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее
время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в
том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для
формирования практических умений,
Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения
уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат
подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и
навыков, развития речи.
15

Калашникова Любовь Петровна
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три
механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе
обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового
материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем
работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не
механический, а основанный на установлении смыслового понимания
сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения
знаний подключается двигательная (моторная) память.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в
коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное
значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений,
которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько
иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным
изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема
активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность
учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение
в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый
учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с
ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной
доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление
некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,
при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
16

Калашникова Любовь Петровна
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере
необходимости обращаются к схеме.

Систематическая работа со схемами, составление их при
непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на
определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить тот или иной материал.
Методы и приёмы использования схем на уроках
Из всех существующих форм наглядности на уроках в начальной школе
наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются
опорные схемы, которые представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического изображения, зрительно
подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих
определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно­
обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно
способно придать сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой
работы имеет содержание и оформление такой схемы­опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению,
простой, понятно по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по
опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность
записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в
виде схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.
Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что
помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию
необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его.
17

Калашникова Любовь Петровна
Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии
учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые"
учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно
изложить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством
схем формирует навыки грамотного анализа, развивает логическое мышление,
учит устанавливать взаимосвязи, определять взаимозависимость между
объектами и явлениями в природе. Более того, эти схемы могут быть успешно
использованы в работе с персональным компьютером при составлении
обучающих и контролирующих программ. Их апробация выявила большой
интерес у детей, доступность восприятия материала, его осознанность и
отсюда – высокую эффективность.
Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения,
степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу
схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в
виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и
оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического
анализа.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам
урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать
логические связи явлений, которые существуют, но для школьников обычно
остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего
придерживаться графического единообразия в противопоставлении
18

Калашникова Любовь Петровна
смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными
способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное
количество слов. Она должна быть в очень лаконичной форме. В схеме вполне
уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык
ученик и которые он моментально “расшифровывает”.
Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического
материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть
понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её
содержание словами.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.
4.
Какие сведения являются главными? Как они отражены в схеме?
Схема на уроке может:
­ подготовить восприятие;
­ являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления
старого.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и
язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно,
сознание находится в непрерывном развитии.
19

Калашникова Любовь Петровна
На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но
при этом забываем, что уже известное - это средний уровень трудности. А
обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне
трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и
восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и
организовать самостоятельный поиск­исследование, то ученик открывает для
себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в
ожидании самостоятельных открытий.
III. Результаты использования опорных схем
Использование данной методики при изучении предметов в начальной
школе, несомненно, даёт определённые результаты.
Во­первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке
материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и
проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания
и умения по предмету.
Во­вторых, использование данной технологии способствует повышению
творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного
разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.
Использование опорных схем на уроках в 3­4 классах поможет детям
освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, поможет в
запоминании учебного материала, будет развивать логическое мышление,
20

Калашникова Любовь Петровна
будет помогать в приобретении умения вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения, логично излагая свою мысль.






результатов при изучении.

понимание детьми 1 класса учебного материала, в данном случае в обучении
грамоте, в формировании первичных математических представлений и
создания целостной картины окружающего мира. При использовании схем в
своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и
зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала,
активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно
сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное;
правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и
слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой
значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность
самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.



21

Калашникова Любовь Петровна

предметах.
















Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика ­ умение понимать и
кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую
цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом
деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и
меньше, следовательно, тормозится их речевое развитие, страдает
грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в
22

Калашникова Любовь Петровна
большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших
результатов при изучении.
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих
понимание учебного материала, в данном случае по окружающему миру. При
использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только
слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие
теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность
учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика,
делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в
тексте; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме;
зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со
схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет
возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.
Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык
самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные
знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со
схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных
предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на
главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению,
запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи,
взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений,
как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность
мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому
материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при
объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков
23

Калашникова Любовь Петровна
учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только
смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный
труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в
свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного
сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение
надёжности и полноты усвоенного материала.
Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае
своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на
уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все
действенно и оперативно.
Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует
познавательных и
формированию личностных,
коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения
регулятивных,
учиться.
В сфере
личностных универсальных учебных действий
формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
и познавательные мотивы.
В сфере
регулятивных универсальных учебных действий
обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся учатся использовать знаково­символические средства,
овладеют широким спектром логических действий.
24

Калашникова Любовь Петровна
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию.
Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках в
начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по
организации образовательного процесса
образования.
по ФГОС начального общего
Источники информации:
1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности.
Часть 1.­Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.
2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в
школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с. Приложение 2

Калашникова Любовь Петровна
Приложение 6
31

Калашникова Любовь Петровна
32

Опорная схема Т - 2 (10 кл) ТЕМА: ЧС криминогенного характера - - Экономическая нестабильность Увеличение уровня нестабильности Повышенная плотность населения Миграция населения - - Увеличение расслоения населения по уровню доходов Маятниковая миграция Изменение в госполитике идеологических установок по собственности и средств производства Дефицит власти Текучесть кадров Возрастание нервных нагрузок на человека, _ повышение стрессовых, конфликтных ситуаций Промышленный и транспортный травматизм - Ослабление родственных и соседских связей Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате Охранные сигнализации Приемы самозащиты - Мощные и надежные двери Надежность и секретность дверных замков Глазок Стопперы и резиновые пробки на окна и балконы Ключи на каждого члена семьи Не открывать двери посторонним и при посторонних Телефон дальше от входной двери Наладить связь с соседями Укрепление жилища Створчатые решетки на окна Психологическая готовность Не приглашать незнакомых в квартиру Не провоцировать Внимательность в сомнительных местах Готовность к преодолению стресса, страха, и других крайних состояний Моральная готовность _ Не быть доверчивым Избегать криминальных зон Быть внимательными - 20

Опорная схема Т - 3 (10 кл) ТЕМА: ЧС природного и техногенного характера (общая классификация) ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ СБ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ИЗВ - Е ВУЛКАНОВ ОПОЛЗНИ СЕЛИ СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ - - УРАГАНЫ БУРИ СНЕЖНЫЕ БУРИ СМЕРЧИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ НАВОДНЕНИЯ ЗАТОРЫ ЗАЖОРЫ НАГОНЫ ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ - - ЛЕСНЫЕ ТОРФЯНЫЕ СТЕПНЫЕ МАССОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - - ЭПИДЕМИИ ЭПИЗОТИИ ЭПИФИТОТИИ ЦУНАМИ ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 21

Опорная схема Т - 4 (10 кл) ТЕМА: РСЧС - ее структура и задачи 22

Опорная схема Т - 5 (10 кл) ТЕМА: Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних. 23

Опорная схема Т - 7 (1) (10 кл) ТЕМА: Современные боевые средства поражения 25

Опорная схема ТЕМА: Современные боевые средства поражения 26 Т - 7 (2) (10 кл)

Опорная схема Т - 8 (10 кл) ТЕМА: Оповещение и информирование населения о ЧС 27

Опорная схема ПУТИ ПЕРЕДАЛИ ИНФЕКЦИИ Т - 13 (10 кл) ТЕМА: Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДАТЧИКОВ КОНТАКТНО-БЫТОВОЙ ВОЗДУШНО-ПЫЛЕВОИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЙ ПИЩЕВОЙ ВОДНЫЙ ЭПИДЕМИЯ Выведение из зараженного организма Пребывание во внешней среде Внедрение в организм здорового К ПАНДЕМИЯ Это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение болезней. 33 БОЛЕЗНИ Столбняк (судороги мышц) Г азовая гангрена (омертвление тканей, интоксикация) Лектоспироз (печень, почки, капилляры) Тиф (лихорадка, расстройство сознания, сердца) Брюшной тиф (вызываются сальмонеллами) Дизентерия (толстая кишка, интоксикация) Вирусный гепатит А, Б (печень, желтуха) Г рипп (лихорадка, интоксикация) Желтая лихорадка (Малярия) передается комарами Холера (обезвоживание и обессоливание) Туляремия (лимфоузлы, лихорадка) Бешенство (судороги и паралич) Чума (лимфоузлы) Энцефалит (воспаление головного мозга)

Опорная схема 1. 2. 3. 4. 5. Т - 14 - 17 (10 кл) ОБЗОРНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ: Основы здорового образа жизни Не болеющие, без хр-х заболеваний Болеющие, но без хр-х заболеваний С хрон-ми заболеваниями С хрон-ми забол-ми и пороками С тяжелыми хрон-ми забол-ми Социальное (жилье, труд, отдых, питание) 5 групп здоровья Психологические особенности Духовное (отношение к людям, к миру, нормы поведения) Физическое (резервы организма, сопротивляемость, адаптация) Режим учебы и отдыха К Р И Т Е Р И И З Д О Р О В Ь Я Высокой частоты Низкой частоты Средней частоты 0, 5 часа От 0, 5 ч до 6 дней От 6 дней до 1 года Дыхание, сердцебиение Смена сна и бодрствования Недельный, лунный, годовой ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: всю жизнь ФИЗИЧЕСКИЙ 23 сут + полупериод от рождения до смерти ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ 28 сут Смена полупериодов ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ 33 - полупериод сут

Опорная схема Т - 18, 23 (10 кл) ТЕМА: История создания ВС РФ 1380 (21. 09) 1242 г. (18. 04) Чудское озеро Александр Невский причислен к лику святых 1612 (7. 11) 1709 (10. 07) 1714 (9. 08) Куликовская битва Дмитрий Донской князь Московский. Битва Пересвета и Челубея Освобождение Москвы от польских интервентов Минин и Пожарский Петр 1 и его армия победила шведов в полтавском сражении русский флот под командованием Петра 1 победили шведов у мыса Г ангут 1945 (9. 05) 1790 (11. 09) ВС ДЕНЬ ПОБЕДЫ 1790 (24. 12) взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова ____ Ушаков Ф. Ф. ДL Победил турецкую эскадру у мыса Тендра __________ 1812 (8. 09) 1943 (2. 02) разгром под Сталинградом. (коренной перелом в ходе войны) (23. 08) - разгром в ходе Курской битвы 1853 (1. 12) 1941 (5. 12) 1918 (23. 02) битва под Москвой (к 7. 01. 42 советские войска продвинулись на запад на 100 - 250 км.) День защитников Отечества - победа Красной Армии над Кайзеровскими войсками Германии 35 русская эскадра под командованием П. С. Нахимова победили турков у мыса Синоп М. И. Кутузов разбили французов под Бородино

Опорная схема Т - 19, 21 (10 кл) ТЕМА: Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск. 36

Опорная схема Т - 20 (1) (10 кл) ТЕМА: Функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз. 37

Опорная схема Т - 22 (10 кл) ТЕМА: Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества. Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Родина условно разделяется на БОЛЬШУЮ и МАЛУЮ (страна и село или город соответственно). Отечество - синоним понятия Родина. 39

Опорная схема Т - 24 (10 кл) ТЕМА: Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений. 40

Опорная схема Т - 25 (10 кл) ТЕМА: Боевое знамя - символ воинской чести, доблести, славы. Боевое Знамя и военная присяга всегда были в почете у русского воинства. Проявление верности им считалось высшей воинской доблестью. Эта замечательная традиция жива и сегодня. 41

Опорная схема Т - 26 (10 кл) ТЕМА: Ритуалы ВС РФ. Символы воинской чести. Воинская присяга Преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите. О Б Щ И Е Верность присяге, воинскому массовый героизм в бою. Боевое Знамя воинской Общ^воинс кие уставы чалл"и Военно-морской флаг РФ. долгу, "Г С достоинством нести высокое звание защитника Родины. Дорожить честью и боевой славой воинской части, в которой он служит. Дорожить честью своего воинского звания. Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля. Войсковое товарищество. Т Р А Д И Ц И И 4 Быть верным Воинской присяге. В О Е Н Н О С Л Беззаветно служить своему народу. Мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ. Выполнять воинский долг. И Й Стойко переносить трудности военной службы. Неустанное стремление к овладению военнопрофессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля. У Ж А Щ О Б Я Беспрекословно повиноваться командирам, защищать их в бою. Оберегать Боевое Знамя Воинской части. 42 З А Н

Опорная схема Т - 2 (11 кл) ТЕМА: Первая медицинская помощь при ранениях Временная остановка Общее заражение «СЕПСИС» 1 Г t 40 С л Г Пот, галлюцина ции 1 Г Обработать, промыть рану Наложить шину или косынкой зафиксировать конечность Сгибанием конечности Прижатием пальца Локализацию раны Вид ранящего оружия Механизм травмы Вид раны 44

Опорная схема Т - 3 (11 кл) ТЕМА: Первая медицинская помощь при травмах ПОВРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ СИМПТОМЫ 1. 2. Отдышка Бледность кожи 3. Холодный пот 4. Учащенный пульс СИМПТОМЫ Боль Припухлость Нарушение функций 1. Деформация 2. Боли 3. Отечность 4. Нарушение функций ПМП ХОЛОД ТУГАЯ ПОВЯЗКА ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОДВИЖНОСТИ При открытых 1. Обработка кожи вокруг раны 2. Стир. Повязка. 3. Иммобил-ия 4. Обезбол-е 5. Согревание При закрытых Транспортная иммобилизация 1. Местное кровоизлияние 2. Нарушение функций сустава СИМПТОМЫ 1. 2. Бледен Частое, тяжелое дыхание 3. Учащенный пульс ПМП Движения невозможны Боль Полу сидячее положение при движении Припухлость Деформация сустава Нарушение его функций Наложить гермоповязку ПМП (при открытом пневмотораксе) 1. Холод 2. Иммобилизация 45 1. Остановка кровотечения. 2. Иммобил-ция. 3. Обильное питье. 4. Обезболивание (быстрое, анальгин не запивая) 5. Согревание 6. Щадящая транспортировка Г оспитализация в положении на боку с согнутыми ногами

Опорная схема Т - 4 (11 кл) ТЕМА: Первая медицинская помощь при остановке сердца 46

Опорная схема Т - 5 (11 кл) ТЕМА: Как стать офицером Российской Армии Подготовка кадров в Вооруженных Силах РФ Довузовская подготовка Екатеринбургское Казанское Московское Санкт. Петербургское Северо-Кавказское Тверское Ульяновское Уссурийское В них поступают учиться несовершеннолетние граждане не старше 16, 15 и 11 лет на сроки обучения 2, 3 и 7 лет соответственно После их окончания распределение в основном по военно-образовательным учреждениям Мин. обороны РФ Кадетский ракетноартиллерийский корпус Военно-технический кадетский корпус Военно-космический кадетский корпус Кранштадский морской кадетский корпус Кадетский корпус радиоэлектроники Омский кадетский корпус 1 ВИДЫ военно-учебных заведений Министерства обороны РФ - Ракетные войска стратегического назначения (5 ВУЗов) - Сухопутные войска (5 ВУЗов) - Ракетные войска и артиллерия (2 ВУЗа) - Войсковая противовоздушная оборона (1 Вуз) - Армейская авиация (1 ВУЗ) - Спортивный комитет (1 ВУЗ) - Военно-воздушные силы (10 ВУЗов) - Военно-морской флот (5 Вузов) - Воздушно-десантные войска (1 ВУЗ) - ВУЗы не входящие в виды ВС (4 ВУЗа) - Военно-оркестровая служба (1 ВУЗ) - Инженерные войска (1 ВУЗ) - Войска связи (2 ВУЗа) - Войска радиационной, химической и биологической защиты (2 ВУЗа) - Главное управление военного бюджета и финансирования (1 ВУЗ) - Главное автомобильнобронетанковое управление (3 ВУЗа) - Главное ракетно-артиллерийское управление (2 ВУЗа) - Тыл ВС (6 ВУЗов) - Строительно-квартирные органы (1 ВУЗ) 47

Опорная схема Т - 6 (11 кл) ТЕМА: Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ 48

Опорная схема Т - 7, 13 (11 кл) ТЕМА: Прохождение военной службы по призыву. Форма одежды По состоянию здоровья. - С 1 апреля по 30 июня Осенний - С 1 октября по 31 декабря Педагоги Парадная повседневная полевая Служба по призыву Весенний - С 1 мая по 30 июня Проходящий или прошедший военную службу. Прошедший военную службу в ВС др. гос-ва. Имеющий неснятую или непогашенную судимость за тяжкое преступление Гражданин, брат которого погиб, во время службы по призыву. СРОКИ СЛУЖБЫ 24 месяца. 12 месяцев для лиц с высшим образованием После военной кафедры 12 и 24 месяца. Началом службы считается день зачисления гражданина в списки части. Знать и содержать в готовности технику и вооружение. Мать оторого имеет 2 и более детей до 8 лет, воспитывая их _без мужа. _ В отношении которого возбуждено уголовное дело. Быть честным и дисциплинированным. Беспрекословно подчиняться командирам. Дорожить воинским товариществом. Избранный депутатом (на срок полномочий) Заболевание или увечие с потерей работоспособности Студентам дневных отделений госуд. ВУЗ ов Тяж. состояние здоровья, смерть близ. родственника тайну. Должностные обязанности Обстоятельства, мешающие попасть в военкомат в срок Используются в интересах службы. Иное обстоят-во, признанное судом уваж. причиной Закреплены в уставах, инструкциях, положениях, приказах. Имеющему высшее педобразование и работающему по специальности в сместности Постоянно работающему врачом в сельской местности. 49 Соблюдать правила воинской вежливости. Быть бдительным, соблюдать гос. и военную

Опорная схема Т - 8, 15 (11 кл) ТЕМА: Права и ответственность военнослужащих. СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих государством. Это совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством. * ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО * Свобода передвижения Право на свободу совести и вероисповедания. Право на участие в управление делами государства и общ-мы объединениями Свобода слова Правовые основы статуса военнослужащего Право на труд Право на регламентированное служебное время и время для отдыха Право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание. Право на жилище Право на охрану здоровья, медицинскую помощь Конституция РФ Право на собственность Страховые гарантии военнослужащих, право на возмещение вреда Законы и другие правовые акты РФ. Право на образование и права а области культуры Льготы при проезде на транспорте и почтовых отправлениях Ответственность военнослужащих ДИСЦИПЛИНАРНАЯ За поступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка (согласно общевоинским уставам) Командиры (за исключением случаев сокрытия правонарушений подчиненных) не несут дисциплинарной ответственности. АДМИНИСТРАТИВНАЯ За правонарушения военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. Но не применяются штрафы, исправительные работы, административный арест, лишение водительских прав. МАТЕРИАЛЬНАЯ За причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы ущерб Право на обжалование неправомерных действий Международное право Право при увольнение с военной службы на трудоустройство ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Основы социальной защиты членов семей военнослужащих Закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. Дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющими обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей. 50 УГОЛОВНАЯ За преступление

Опорная схема Т - 14 (11 кл) ТЕМА: Прохождение военной службы по контракту 54

Опорная схема Т - 16 (11 кл) ТЕМА: Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность - это основанная на принадлежности к государству обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы государства. Она носит название всеобщей, когда выполнение его возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста. 55

Опорная схема Т - 17 (11 кл) ТЕМА: Организация воинского учета и его предназначение 56

Опорная схема Т - 18, 19 (11 кл) ТЕМА: Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. 57

Опорная схема Т - 20 (11 кл) ТЕМА: Увольнение с военной службы и пребывание в запасе _4_ Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении выплачивается единовременное пособие, равное минимальному размеру оплаты труда. _4_ Осуществляется по истечении срока службы по призыву. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, уволенные из ВС, но годные к военной службе и не достигшие 50 - летнего возраста, зачисляются в запас. _4_ Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящего службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение при следующих обстоятельствах * В случае гибели родных в военных действиях; занятые уходом за родными, обязанные по закону содержать их; имеющие ребенка, воспитываемого без матери; имеющие 2 -ух и более детей; имеющие ребенка до 3 -х лет и тд. 58

В конце каникул лента фб пестрела горьким юморм... например, как сделать домашку и остаться психически полноценным родителем...)))
и правда, с этой школой не знаешь, что и делать - то ли смеяться, то ли плакать...
когда испробованы оба варианта, появляются конкретные идеи...

систему опорных конспектов использовала моя мама, которая преподавала физику и астрономию в ПТУ. Внедрять свет знаний ей помогали разработки Виктора Шаталова - он спец по старшим классам, где алгебра, тригонометрия, физика и остальные прелести точных наук... - еще со времен древних мамонтов СССР. Помню, как мама ползала вечерами по ватману и рисовала тушью и огромной метровой линейкой большие схемы...
мы с Миланой делали схемы и конспекты с 1-го класса, по гуманитарным предметам (познание мира, казахский, английский), а вот как дело дошло до математики, все случилось, как в той самой картинке:


придумать схему по точным предметам я не могу. Могу хорошо работать по готовой. И вот - ура! Оказалось, их уже давно изобрели! в те самые древние советские времена, аккурат после похабной реформы образования 70-х...
Софья Николаевна Лысенкова придумала собственный метод опережающего обучения и нашла подход, который позволяет с учиться всем! и слабым, и сильным... “Дети любят учиться, но важно уточнить: дети любят учиться хо-ро-шо” - это ее слова. Слова учителя, прожившего 88 лет, до последнего работавшего с детьми... может быть, потому, что, как говорил Соловейчик, она "изобрела время"?..

книг она написала немного, с некоторыми можно ознакомиться в интернете. Для педагога - бесценный опыт, а для родителей важны ее опорные конспекты.

"ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание (решение задачи, примера, уравнения). Таких схем-опор не так уж много. Все хорошо в меру!
Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и схема снимается, она больше не нужна."

2 секрета легкого обучения (из книги " ")

Скрытый текст

"Первоклассники – вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами.
И вот от ярких картинок – игрушек, иллюстрирующих решения математических заданий, переходим к опорной схеме, в которой обобщаем только что проведенный анализ задачи: “Какие же части, элементы задачи мы выделили?” (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами.
На следующем уроке схема перед глазами детей. Задание учителя: “Назовите части задачи”. Лес рук. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. “Условие, вопрос, решение, ответ”, – читают дети на схеме хором и индивидуально.
И, наконец, вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач. Они удобны для анализа, восприятия главной мысли задачи, выработки математической терминологии, доказательства выбора действий вначале в простых, далее и в составных задачах. Работа по решению задач проходит интересно (дети с удовольствием, принимая такую работу за игру, отзываются на предложение учителя из всех схем выбрать нужную: “На какую схему будем набирать данную задачу? Какая схема будет сейчас работать?”), четко (учитель у доски по схемам задает вопросы, ученик либо отвечает с места, либо подходит к схемам, выбирает нужную, поднимает и уверенно говорит: “Искомое число на... больше – выполняю сложение”; безусловно, бывают и ошибочные ответы, и в таком случае активная реакция – помощь товарищу), разнообразно (на одной из схем задача набирается при анализе, другая, с готовым числовым подбором, часто с рисунками предметов, используется для составления задачи детьми, но вот учитель этот набор вынимает и вставляет в следующую схему – преобразование, снова составляется задача, по четвертой схеме предлагается просто доказать выбор действия), оперативно (не тратится время на записи на доске).
Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Этому и помогают схемы-опоры.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает ее), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Дети дома не учат у нас правила и формулировки. Обычная наглядность ожила, заговорила. Ни один даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным. Если я раньше ощущала недостаток обратной связи, когда на мой вопрос следовало молчание большинства класса (не выучил дома правила или учил, да забыл, чего-то недопонял), то теперь резко возросла учебная активность ребят, интерес к уроку.
Правила и алгоритмы действий, помещенные на таблицах, учить не задаю. Сколько бед связано с подобными заданиями!
Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду.
Опоры – это первая движущая сила моей методики.
Есть и вторая. И о ней расскажу подробнее.

О КОММЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ
Признаю на уроке только одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая ребенка плохой оценкой, наказанием родителей, осуждением окружающих. Но какова цена такой дисциплины! Мысль и подлинная активность учеников парализуется страхом, они начинают ловчить, приспосабливаться. И все это не может не привести к искривлению личности, пагубно влияя на всю дальнейшую жизнь, и не только школьную. Дети, познавшие радость напряженного, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности. Вот почему так важно правильно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени. Мне удается активизировать учение ребят, включить каждого в работу с помощью комментированного управления (так я называю этот прием). Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Вот как это происходит на уроке математики.
– Веди, Павлик! (На доске пример.)
– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.
– Веди, Юля!
– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”. 10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.
– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”, пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем результат (пауза), поднимаем руку.
А вот урок чтения.
Кира моет раму (предложение набирается в кассе).
Маша комментирует – руководи:
– Первое слово в предложении с заглавной буквы. Ставлю Ки – гласный и, ставлю ра – гласный а. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо – гласный о, ставлю ет – гласный е, замочек т. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю ра – гласный а, ставлю му – гласный у. В конце предложения ставлю точку.
Тут же вопрос учителя:
– Кто успел вместе с Машей?
“Веди, Петя!”, “Веди, Миша!”. Термин “веди” вошел в наши уроки вместо традиционного и так пугающего маленьких: “Отвечай!”
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная речь. А воспитание и в таких условиях идет как бы само собой. “Ставлю”, “пишу” – на первых порах это очень существенные сигналы: “Не отставай, иди за мной”. И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.
Алеша отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал задание. Дважды слышится сигнал ведущего: “Пишу... пишу...” Спохватившись, Алеша быстро берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать нельзя – стыдно! Никаких резких напоминаний со стороны учителя, как это часто бывает (“Куда смотришь”? Почему не пишешь?”) и на что тоже уходят дорогие минуты урока. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук: Таня, Лена, Витя, Андрюша... готовы продолжить начатую работу или поправить “неответ”. Все всегда в курсе дела в классе. Дети раскованны, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.
По мере продвижения от 1 класса к 3-му комментированное управление переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий.
Комментированное управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи “ученик – учитель”. В результате такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках русского языка наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы , которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения , зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач .

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность увеличения подачи теоретического материала на уроке без перегрузки учащихся. По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов . Эта система работы требует от преподавателя достаточно больших временных затрат при подготовке к уроку, подборе материала, подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и главная информация;
  • определение порядка изложения материала, примеров, иллюстрирующих материал, перспектив заполнения опорного конспекта при последующем изложении.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Принципы создания опорного конспекта, алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал - эквивалент смыслового значения. Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых элементах . Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовым решением и т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности темы или раздела, но в любом случае не должно быть избыточным. Каждый из блоков представляет собой "микроконспект" по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются соответствие величины букв возрастным особенностям детей, ясность, гармония с общим решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект, алгоритм, схемы, ориентированные на детскую аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они должны повышать образность, эмоциональность восприятия материала. Следует избегать излишней теоретизированности в передаче материала. Кроме основного материала, возможно вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала (традиционные формы и методы). Параллельно с объяснением идет составление опорного конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями (записывается цветными мелом: например, зеленым - новое, синим - примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором, отчетливо произнося каждый слог и соблюдая правильное ударение; этот пункт записывается учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте указывается номер параграфа и страница, к которой дети должны обратиться дома. Во время записи конспекта у детей происходит не только восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение материала по составленному опорному конспекту. В местах логических связок, в контрольных моментах темы скорость речи уменьшается, выделяется интонацией самое важное. Это позволяет охватить несколькими фразами большие смысловые части, дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном уроке или нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после знакомства с параграфом учебника и определения объема знаний и умений, которые должны получить учащиеся по теме, разграничения известной и новой информации, которую необходимо усвоить, составляем опорный конспект в отдельной справочной тетради, разбив весь теоретический материал на смысловые блоки. Теперь учебный материал прочитывается ребятами еще раз, но уже внимательно, по блокам, для извлечения главной информации. Представленная в виде отдельных условных обозначений, она постепенно заносится в конспект. Для выразительности изображения мы используем 3 цвета: зеленый для выделения новой информации; красный в качестве сигнала "внимание" - исключение, запомнить; синий - для иллюстрации примерами, для всех остальных обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. На следующем уроке используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по опорному конспекту включена в уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и работы над ошибками. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках русского языка освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта, алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в цвете (конспект может быть предложен для обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом (алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь написанное в учебнике с конспектом (исправь ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на орфографическое правило? Помог ли ответить на этот вопрос конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на уроке. Учитель отвечает на вопросы учащихся по опорному конспекту (кому, что непонятно?).Слабоуспевающим учащимся для воспроизведения опорного конспекта могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры, которые представляют собой тот же опорный конспект, но с пропусками, куда дети должны вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание. Ответ обсуждается детьми либо комментируется учителем. Оценка выставляется учителем. Дети проговаривают домашнее задание в парах и оценивают друг друга (при этом может быть предложена памятка).

Закрепление материала с использованием опорного конспекта, организация текущего повторения материала на основе конспекта, алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые вызвали затруднения у слабых учеников, сильными учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений по вопросам с целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов, схем на уроках русского языка может быть полезно в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, восприятия, которые создают фундамент для прочного овладения грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях. УССР. - 1990. - N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-9 классах. - М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов, схем, конспектов) создан учителем-автором статьи и активно используется в практике.