Биографии Характеристики Анализ

Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество. Письма сказочным героям, инопланетянам

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику. Данная статья раскажет об основах данного вида деятельности и поможет организовать литературное творчество в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья в методический журнал

Развитие литературного творчества младших школьников.

Современные программы начального литературного образования предусматривают формирование у младших школьников разнообразных литературно-художественных навыков. Ученики начальной школы должны уметь сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки, потешки и др. Именно таким образом, по мнению авторов программ, они усваивают теоретико-литературные сведения о жанрах и изобразительно-выразительных средствах языка, рифме.

Проблема развития речевого творчества детей является актуальной на протяжении долгих лет. Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека.

Особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Поэтому, начиная с 1 класса, я учу детей сочинять стихи.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди становятся художниками, поэтами, скульпторами? Зависит ли это от их умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах.

Отсюда следует вывод: надо научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

Осознавая это, в своей работе на уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребёнка. Для меня важно всё: интонация, мимика, жесты, выражение глаз.

В первом классе ребёнок улавливает специфичность звукового построения речи, ощущает её выразительность, постигает значение слов, получает первые сведения о сравнении, звукописи, рифме. Дети учатся сравнивать, наблюдать, фантазировать. На этом этапе дети сочиняют: чистоговорки :

РА-ра-ра – на дворе стоит жара.

Чу-чу-чу – очень быстро плечу,

Мо-мо-мо – на дворе уже темно и др.

небылицы:

У медведя во бору

Много ягод наберу.

(Свинцицкая Юля)

Летала в облаках

Вобла в очках.

(Манухина Кристина)

Пригласил крокодил на обед

Всех друзей и соседей своих.

Прилетела к нему кенгуру,

Прискакал бегемот из болот,

И даже акула в норковой шубе

Приехала в джипе своём!

(Адылканов Марат)

Жила-была корова, Мне приснился

Жила она в лесу. Новый год,

И все её боялись, Только всё наоборот:

По лесу разбегались. Дед Мороз был паровозом,

(Карпова Юля) Ну, а я – Дедом Морозом!

(Манухина Кристина)

Продолжение работы, начатой на уроках поэзии, прослеживается и на уроках естественного цикла, экскурсиях, где происходит обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой. Дети, сначала просто и наивно, наблюдают за окружающим миром:

Смотрит Юля сквозь

Стекло:

На дворе уже темно.

(Свинцицкая Юля)

Под собой, не чуя ног,

Скачет резвый паучок.

А большие пауки

Тихо спят и видят сны.

(Сасин Михаил)

Во втором классе ребёнок более отчётливо чувствует единую звуковую структуру, ярко выражает своё отношение к окружающему, стилистически более точно оформляет свои высказывания, употребляет сравнения и олицетворения. На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в них своё настроение, свои представления об окружающем мире:

Воспоминания о лете.

Люблю я лето яркое, С радостью отправимся

Люблю я лето жаркое, В лес мы погулять.

Тёплое, душистое. Будет зайка прыгать там

Солнышко лучистое. Белочка – скакать.

Светит долгий день. Солнечные зайчики

Загорать и плавать Улыбнутся вдруг.

Нам совсем не лень! Потому что лето -

Это лучший друг!

(Скоробач Стас)

Про школу.

Снова осень пришла,

И я в школу пошла,

И учиться я буду примерно!

Буду в класс я ходить,

И уроки учить,

И закончу с отличием, наверно!

(Федина Лидия)

И, конечно же, возвращение к сказке:

Гномики.

В деревянном домике

Жили-были гномики.

Были они смелые,

И очень умелые.

Целый день плясали –

И скуки не знали!

(Скоробач Стас)

В третьем и четвёртом классах дети уже более осмысленно ориентируются в жанрах и стилях речи. Познакомившись в 3 классе с хокку, мы прониклись их необычностью и оригинальностью. Детям было интересно наблюдать, как с помощью нескольких строк поэт говорит о целом мире. Мысли и чувства детей воплотились в цикл стихов – «Подражание хокку»:

Лебеди!

Вы как белые облака, парящие в синем небе.

Люди, берегите их!

Раненый зверь

Страшнее врага...

Не делай никому плохо!

(Добрынина Алена)

Столетний дуб –

И он прекрасен на первом снегу.

(Свинцицкая Юля)

Яркое солнце

На безоблачном небе-

Уже поспел урожай!

(Сасин Михаил)

О, журавли!

Куда летите стаей вы своей?

Далёк ваш путь.

(Мазур Андрей)

В заключение хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.


Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области,
2015

Особенности творчества младших школьников

В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
Необходимо отметить, что психология как наука достаточно основательно изучила, что необходимо получить в результате образования. Но еще нет ответа - как сформировать нужные навыки. И хотя отдельные попытки предпринимались уже давно, четко отработанная и практически действующая в литературе пока не описана.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.
Исследования, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, позволяют раскрыть процесс перехода от дошкольного к началам школьного мировоззрения. Как известно, творчество дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности. Постепенно, примерно к восьми годам, этот феномен исчезает.
Исследования П.Я. Гальперина показали, что в основе отсутствия инвариантности, лежат глобальные представления об объекте. Для того, чтобы преодолеть непосредственное отношение к действительности, надо выделить параметры объекта, а затем сравнить их между собой. В исследовании было осуществлено обучение детей применению к объекту разных мер, с помощь. которых ребенок мог выделить параметр и на этой основе сравнить объекты между собой.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточное положение падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного творчества и бедного логического разтворчества школьник поднимается до словесно-логического творчества на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, с доминированием дооперационного творчества, а конец - с преобладанием операционного творчества в понятиях.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства творчества; соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов творчества: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Трудности образования общих понятий у детей подробно описаны в работе выдающего психолога Л.С.Выготского “Творчество и речь”, где он пришел к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка. “Появления первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде образованных понятий, появление первого слова типа “мебель” или “одежда”, не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова”.
Использование речи, как средства творчества связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и назвать полученный результат.
Соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов творчества успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное творчество, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное творчество, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом творчество и бедность образного мира, Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.
В силу этих особенностей учебная деятельность и главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению школьника, словом, учебная деятельность в целом становиться в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы творчества, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие творчества, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
Независимо от этого, происходят существенные изменения в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственно жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений.
Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане.

Источники


1.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».
2.«Развитие творческой активности школьника». Под ред. А.Н. Матюшкина. М., Педагогика, 2003 г
3.«Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников». Под ред. Н.П.Пальянова, Поиск, 2003 г.
4.Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т.Огородникова М., 2002 г.
5.Трегубова Г.В. «Развитие творческого мышления». (Начальная школа №6 2003 г.).
6.«Формирование интереса к изучению у школьников». Под ред. Марковой О.Н. М.: Педагогика, 2004 г.
7.Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии». М., 2001 г.
8.Пономарев Я.А. «Психология творческого мышления» М., 2002 г.

Литературное творчество младших школьников в начальных классах

Головёнкина Галина Витиславовна, учитель начальных классов г. Красноярск, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №7

“Именно собственно человеческие

сокровища души начинаются там,

где человек включается в мир

нравственных мыслей и чувств”.

Профессор Л.И. Рувинский

Работая много лет в школе, всегда задумываюсь над тем, как сделать так, чтобы уроки чтения в начальной школе решали одну из главных своих задач – становление маленького школьника большим читателем. Необходимо менять методику преподавания, систему подготовки к уроку. И, прежде всего учителю нужно изменить самого себя, готовому не только учить детей, но и учиться самому. В течение ряда лет я знакомлю детей с поэзией, учу их сочинять стихи.

В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”. На уроках чтения обсуждаем, зачем писатель пишет стихи, какими секретами он пользуется, как научиться самому открывать эти секреты и как научить этому товарищей.

Ученики пытаются сами сочинять стихи на разные темы под общим заголовком: “Я научу, а ты продолжи…” на протяжении трех лет.

В 2001 году был выпущен первый сборник стихов под названием: “Поэтическая тетрадь”, куда вошли стихи детей собственного сочинения.

Хочу привести высказывания учащихся, личное обращение их к происходящему, те события, душевно-обогащающие личный опыт ребенка, его эмоциональный мир.

Наше речевое творчество развивается через игру со словом. Работа со словом обогащает словарный запас, способствует развитию творческого воображения, фантазии. Если будем сами сочинять стихи, то сможем легко понять и другие стихи. Посредством стихов мы учимся понимать эмоции, чувства, мысли другого человека, т.е. его духовный мир. В работе со словом учимся понимать его красоту, яркость, точность. Эти уроки способствуют воспитанию любви к родному языку, наша речь становится более выразительной, образной, яркой, точной. Мы становимся добрее, учимся переживать и сопереживать.

Высказывания родителей:

Мой ребенок стал интереснее внутренне, с ним стало интереснее общаться. Он стал больше читать, приобщаться к художественной литературе. Он стал добрее, более общительным. У него появилось много друзей, появился интерес к познанию всего окружающего. Уроки речевого творчества способствуют нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры.

В течение ряда лет веду курс литературы: Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской “Литература как предмет эстетического цикла”.

Главная задача “теоретика” - “открытие” закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в поэзии “читателя” и “автора”.

Главным понятием является понятие “точка зрения”. Им владеет тот, кто практически умеет находить в авторском и выражать в собственном художественном тексте точки зрения рассказчиков и героев. Перед учащимися ставится конкретная творческая задача и дается направление движения детей к решению этой задачи. Затруднений в том, что дети не предполагают другой точки зрения, далеких друг от друга, - человека и животного. Сначала проводится создание коллективного этюда. Детям предлагается рассказать от имени собаки о медали, полученной на выставке. Задание на дом: сочинить рассказ от имени животного, чтобы герой мог рассказать (если б умел разговаривать, как смотрит на мир, как видит его, что его волнует). Ученики с точки зрения животного пытались решить эту задачу.

Примеры сочинений “Чьими глазами”.

Здравствуйте! Хр-Хр. Я ежик Чапа. А почему меня так зовут? Потому, что когда я хожу по ковру, то я делаю ногами чап – чап. Я люблю молоко, яблоки и прочие сладости. Мой дом под кроватью моей хозяйки Светы. Я люблю хозяйку. Приходите ко мне в гости! Хр-Хр.

Чернов Ю.

Здравствуйте, я жирафенок. Я еще маленький, ростом всего с мамину ногу. Я весь в ораньжевых пятнышках, а на голове у меня смешные рожки. Хотя я еще маленький, но если бы приехал из Африки к вам в город, то смог заглянуть в окно на первом этаже. А вот мой папа выше всех зверей. Он ростом с пять половиной метров. Ему из Африки, наверное, весь ваш Красноярск видно! Ну ладно, я побежал есть листья, пока.

Конинин Е.

“Мир глазами чайника”:

“Я чайник”

Я чайник. Меня купили еще вчера. Я чувствую себя королем всего чайного сервиза. У меня есть то, чего нет ни у кого. Мой блестящий носик так сверкает, а о ручке и говорить нечего. Она тоже очень красивая. Однажды, неловкая рука уронила меня на пол, и у меня отлетел носик и половина ручки. И тогда мои братья и сестры назвали меня калекой. Меня бросили на улицу. Мальчишки пинали меня и оторвали другую половину ручки. Теперь у меня нет ничего, но со мной мои воспоминания. И у меня, их никто не отнимет.

Малышев Ж.

“Мир глазами кастрюли”:

Перед учащимися стояла задача: придумать историю и описать ее с точки зрения кастрюли.

Здравствуйте! Я старая кастрюля, дряхлая и ржавая. Хозяйка варила во мне супы 6 лет. Она меня очень любила и любит сейчас. Но вдруг на следующий день хозяйка пошла в магазин за новой кастрюлей. Я подумала, что выбросят. Но меня хозяйка не выбросила, она сварила последний раз во мне суп. А когда я увидела новую кастрюлю, я очень расстроилась. Новая кастрюля попросила меня научить ее готовить вкусные блюда. И вот теперь мы стоим вместе, на одной полке, чисты и блестящие, стали хорошими подругами.

Филиппенко Т.

Привет! Меня зовут кастрюля. Во мне варят еду. Чаще всего во мне варят картошку. Всем нравится моя картошка. А еще у меня есть подружка. Ее зовут крышка. Меня закрывают ей, когда что-нибудь варят. Ну ладно. Пока! Кажется, во мне будут что-то опять варить.

Рыбкин И.

В 2004 году выпущен сборник “Первые шаги в литературу”, куда вошли и стихи, и сочинения каждого ученика.

Эти уроки призваны приучать детей непосредственно – эмоционально вслушиваться, “заражаться” эмоциями, переживать и сопереживать.

Одной из главных задач начального литературного образования является собственно художественное развитие школьника. Содержанием этого развития является в младшем школьном возрасте движение ребенка от игры искусством к общению искусством.

Будем надеяться, что “Первые шаги в литературу” - это только начало творческого пути каждого ребенка, и у каждого свой большой творческий путь в Мир Литературы!

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. П.Блонский говорил: “Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве”.

Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку поэзии” (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.

К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают данным критериям, а именно:

  • умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность в решении задач;
  • специализация интересов, интеллекта, эмоций;
  • активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели;
  • хорошая память, развитые познавательные умения;
  • готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее.

В работе определяю главные цели своей и ученической деятельности на весь период обучения. На первый план выдвигаю формирование личности каждого ребенка, вооружения его глубокими и прочными знаниями. В основе успешного усвоения знаний познавательный интерес. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать интеллектуальный потенциал, повышать творческо-поисковую активность. Стараюсь заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию учения.

Для формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, – необходима система.

В своей работе выделяю три этапа:

I – Подготовительный: элементы творчества в обычной исполнительской деятельности.

II – Исследовательский: творчество в изучении языка.

III – Самовыражение через различные виды деятельности, связанные с языком.

Каковы же условия?

А. Свободная атмосфера в школе, в классе: без менторства, без авторитарности, возможности выбора вида деятельности.

Б. Доверия и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.

В. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения. Игровые моменты (методики), решение субъективно- творческих задач.

Г. Внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.

Д. Атмосфера общей культуры в школе. Достижение результата лишь в том случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. При изучении родного языка творчество детей развиваю при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.

Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремлении помочь ему в достижении успеха. Осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку.

В I классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.

1. Загадки на договаривание.

2. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”.

3. Сочинение чистоговорок.

4. Разгадай ребус и составь стишок.

5. Игра “Буриме”.

6. Опиши предмет с помощью прилагательных.

7. Допиши строки по началу (“Как прекрасен зимний лес!”).

Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – поэтические страницы ребят, с которыми знакомятся родители и ученики на классных родительских собраниях, праздниках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Поэтические страницы – это первые шаги маленьких стихотворцев. Нельзя не отметить определенную искренность начинающих поэтов, их увлеченность и неподдельное стремление выразить чувства, владеющие ими.

В сотрудничестве с родителями изготовили книжки – самоделки по теме “Устное народное творчество”, проиллюстрировали стихи собственного сочинения о временах года. Свое творчество дети активно используют на уроках. В процессе игры учатся самостоятельно принимать решения, проявлять оригинальные мысли, этому способствует применение креативных технологий (метод фокальных объектов, метод “Мозговой штурм”).

Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания.

Творческие задания.

  1. Словесное описание литературных и сказочных героев.
  2. Конкурс детских рисунков “Мой любимый герой”. Придумывание продолжения сюжета.
  3. Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
  4. Написание рассказа по первой строчке стихотворения.
  5. Продолжить стихотворение по строчке стихотворения.
  6. Сочинение по пословице, включение пословиц в сочинение.
  7. Составление аннотации к произведению. Отзыв о произведении.
  8. Игра в слова. Составь предложения с любыми тремя словами, например, коньки, озеро, лиса.
  9. Фантограммы: “Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?”, “Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил?”.
  10. Составление фантограмм.
  11. Составление текстов – монологов “О счастье”, “Нужен ли человеку друг?”, “Хорошо ли быть мастером на все руки?”.
  12. Написание мини – сочинений “Что я вижу из окна”, “О чем мечтает капелька росы?”.
  13. Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблемы. Проблема может быть такой: как помочь герою преодолеть трудности? Придумывание проблем.
  14. Игра “Придумай название”. Дети слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Стараюсь учить детей видеть необычное в обычном. Подбираю интересные и понятные для детей темы для творчества. Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сами сочиняют “Приключение снежинки”, “ Путешествие листочка”, “Сказка о Витязе, о злом Драконе и о царевне”. В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку, следуя ее традициям.

Одно из важнейших средств творческого мышления, речи учащихся, усвоения материала, закрепление и проверки знаний, создание основы для развития интереса – самостоятельная работа на уроках русского языка. Использование различных видов творческих работ: творческое списывание, творческие диктанты, сочинения, изложения развивают творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает вкус к поиску, к самостоятельным открытиям. Самостоятельную работу планирую по уровням: 1 уровень – базисные знания, 2 уровень – задания с повышенной трудности, 3 уровень – творческий. Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов. Поощряю собственную точку зрения, оригинальный замысел, нетрадиционное выполнение задачи.

Творческая деятельность на уроках находит свое продолжение и во внеклассной работе. Дети принимают активное участие в проведении праздников, сборов, классных часов. Умеют организовать и провести конкурсы, викторины, игры.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А.Энштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и учителю, и ученику. Очень важно, чтобы использование различных креативных технологий в начальной школе находили продолжение в среднем звене. Ведь любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.