Биографии Характеристики Анализ

Ю. П

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)
1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • место произведения в творчестве автора.
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.


Стихотворная поэтика Пушкина. Чумаков Ю.Н. (1999, 432с.)

Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у березы"

Стихотворение "Учись у них - у дуба, у березы" написано А. Фетом в канун нового 1884 года (31 декабря 1883г.). Как известно, романтическая поэтика Фета, для которой характерны размышления поэта о связи человека и природы, начала формироваться уже в 50-е годы. Основной задачей автора является раскрытие правды о человеке через картины природы. Используя игру оттенков и полутонов чувств и красок, Фет передает неуловимые переходные состояния природы и человека

Алгоритм работы

Тема

Взаимосвязь человека и природы

Лексика (эпитеты, образы, детали, глагольные формы)

1 строфа:

Учись у них

У дуба, у березы

Жестокая пора

Напрасные … слезы

Повелительная форма глагола: призыв, приказ, побуждение.

Образы живой природы, символизируют сильное и слабое, мужское и женское начало в жизни, олицетворены в стихотворении

Крайне суровая, беспощадная – отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.

Бесполезные, неосновательные, ненужные – метафорический образ

2 строфа:

Злей метель

Сердито рвет

Последние листы

Холод лютый

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Сравнительная степень прилагательного указывает на большую степень беды, несчастья

Раздраженно, гневно, злобно

Конечный, безнадежный

Злой, свирепый, беспощадный - отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.

Лексический повтор: глаголы 3 лица множественного числа, олицетворяющие силу духа природы, сменяются глаголом повелительного наклонения 2 лица единственного числа, обращенного напрямую к человеку.

3 строфа:

Ясные дни

Гений

Жизнию дыша

Новые откровения

Скорбящая душа

Прям.: Яркий, сияющий, светлый, ничем не замутненный.Перенос.: ничем не омраченный, спокойный

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже олицетворение добра, зла и т.п. Весна в стихотворении олицетворяется как символ новой жизни, радости, тепла, света.

Книжная устаревшая форма слова указывает на торжественный смысл, высокий стиль

Впервые созданные, появившиеся или возникшие недавно, взамен прежних.

Горюющая, печальная, страдающая

Синтаксис (структура предложения, строфы;

интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)

1 строфа:

Учись у них - у дуба, у березы.


Кругом зима. Жестокая пора!

И треснула, сжимаяся , кора

2 строфа:


Они стоят, молчат; молчи и ты!

3 строфа:

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Простое предложение с побудительной интонацией (глагол повелительного наклонения + точка в конце предложения) – звучит как назидание, нравоучение, наставление

Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными и позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, сосредотачивая внимание на этих деталях. Предикативные значения выражаются особой интонацией. Короткие, информационно-насыщенные предложения придают динамичность .

Сложносочиненное предложение, рисующие картины страдания живой природы, с деепричастием имеющим многозначный смысл:

прям .: давить, стискивать, давить для выделения жидкости

перен .: ощущение тоски, страха

устаревшая форма деепричастия придает торжественность сказанному


Сложное предложение с различными типами связи: сочинительная, бессоюзная, обозначенная точкой с запятой. Замедляют динамику.

Риторическое восклицание – призыв сродниться с природой.

Предложение с глаголом повелительного наклонения.

Первые предложения 1 и 3 строфы похожи по повелительно-побудительной интонационной форме.

Простые и простые осложненные деепричастными оборотами и однородными определениями предложения восстанавливают динамику.

Звукопись

У чись у них - у ду ба, у березы.

Н апрасн ые н а н их з ас тыли с лез ы,

И трес нула, с жимаяс я, кора.

Сер дито р вет …

х ват ает х олод лют ый;

ст оят , молчат ; молчи и т ы!

в ерь в есне

Пер еб олит скорб ящая

Ассонанс

Аллитерация

Создают музыкальность стихотворения.

Сюжет

Кругом зима. Жестокая пора.

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

НО! верь весне.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -


1887г.


В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» соединились все основные мотивы лирики Фета – такие, как чувство, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать , подняться , прервать , дать , шепнуть ,усилить .
Размер – пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями – вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики – ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», – в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя. И действительно, в фетовском стихотворении ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире – только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового (в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т.д.), но это все же не так: просто герой находится в полной гармонии с жизнью, природой – его я не выделяется на фоне всего окружающего мира, а «растворяется» в нем, принимает его, готовое чужое вмиг почувствовать своим …. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком – как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном универсуме: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет….
Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз, которая из-за постоянных ритмических повторов (каждая нечетная строка – полноударная, в каждой четной пропущено ударение на 4-й стопе) и некоторых повторяющихся слов (одной в первой строфе,дать во второй) произносится будто бы как заклинание, нагнетающее какое-то таинственное и в то же время сладостное ощущение. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, – такое утверждение и завершает стихотворение:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая – ударно произносятся указательные частицы вот . Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения. Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца , то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное. Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара. Эти строки вводят в стихотворение тему творчества, что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя (одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь иную) , то во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным , чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать (усилить бой бестрепетных сердец) , разрушать (тоскливый сон прервать единым звуком) , двигать (согнать ладью живую) .
Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии. Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта от всех остальных людей (певец назван избранным , его дело –признак и венец ). Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета, как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе (как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»), ни «общего дела», объединяющего поэта и народ (как, например, в лермонтовском «Поэте»). Пожалуй, представление Фета о поэзии ближе всего к тому, которое мы встречаем у Жуковского и Тютчева: поэзия – это таинственный дар, ниспосланный свыше («К востоку я стремлюсь душою! // Прелестная впервые там // Явилась в блеске над землею // Обрадованным небесам», – пишет Жуковский в «Явлении поэзии в виде Лаллы Рук»; «Она с небес слетает к нам – // Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во взоре…», – читаем у Тютчева в стихотворении «Поэзия»). Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес: процесс творчества, каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту.
Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.

Тихое утро

Проблематика рассказа Ю. Казакова

Урок-кроссворд

Цели урока:

1) Рассмотреть содержание рассказа Ю. Казакова; выявить знание учащимися текста, разнообразие художественно-выразительных средств языка.

2) Развивать наблюдательность, внимание, умение делать соответствующие выводы.

3) Воспитывать любовь к природе.

ТСО: проигрыватель.

Оборудование:

а) иллюстрации учащихся;

б) картины художников: , ;

в) кроссворд на плакате;

г) грамзапись - М. Мусоргский, “Хованщина”(“Рассвет на Москве-реке”).

Тип урока: урок-кроссворд.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, -

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Пейзаж без людей сам по себе не существует. Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. Как сказал Н. Заболоцкий:

И сам я был не детище природы,

Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания. В молодости Казаков мечтал стал музыкантом, но потом отказался от этой мечты. А если бы он им стал, то, возможно, создал бы не менее интересное музыкальное произведение, чем “Рассвет на Москве-реке” Мусоргского, где с помощью звуков автор передает картину утра.

(Звучит грамзапись)

Стихотворение И. Никитина читает ученица.

Утро.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, - воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Картины зарождающего дня представляют в своих лирических произведениях Ф. Тютчев, Н. Заболоцкий, А. Фет и др.

Описание картины “Утро в сосновом лесу” (сообщение)

11. Новый материал.

Работа с кроссвордом по плану:

1. Описание утра.

2. По дороге на рыбалку.

3. Любовь к родному краю.

4. Наблюдательность Яшки.

5. Художественно-выразительные средства языка.

6. Внутренняя борьба героя рассказа.

Описание утра.

“Деревня, будто большим пуховым одеялом , была укрыта...”

Вопрос 1.

Что окутывает деревню?

(Туман)

Какое еще сравнение встречается, когда мы читаем про туман?

(“Они шли по деревне, и туман отступал...будто скупой хозяин ”)

Яшка проснулся рано. Но...

Вопрос 2.

Кто проснулся раньше Яшки?

(Петух)

Вопрос 3.

Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе?

(Кузница)

По дороге на рыбалку

Вопросы: 4, 5 (горизонтально ), 7.

Какие еще постройки находились в селе?

(Амбар, рига, сараи).

Вопрос 6.

Что пришлось преодолеть Яшке, когда он шел за Володей, чтобы отправиться с ним на рыбалку?

(Плетень)

Вопрос 8.

Что больше всего привлекает внимание ребят?

(Колодец)

Вопрос 9.

(Сруб)

Почему пьет воду Яшка, хотя и не хочется ему пить? (“Лучше этой воды нет...”)

Какое определение находит ей Володя? (“Законная”)

Любовь к родному краю.

Вопрос 10 ( горизонтально ).

Кто из односельчан первым увидел сома?

(Завклубом)

Вопрос 11 ( горизонтально)

Назовите место, где он увидел сома?

(Омут)

Как называют омут по-другому?

(Плещанский бочаг)

Вопрос 12 ( горизонтально).

Какое слово использовал в своей речи Яшка, приглашая Володю с собой?

(“Айда!”)

Как понимаете это слово? - “Пойдем”.

Какие еще вы помните интересные слова (разговорные или диалектные)?

(“Ходчее” - быстрее, “бег” - бежал, “нету” - нет)

Вопросы 13 и 14 (вертикально ).

Какая еще рыба ловится в омуте?

( Голавли и линь)

А кроме этого? (Лещ, окунь, плотва, карась, щука)

Наблюдательность Яшки.

Вопрос 15.

Яшка замечает, что рыба хорошо ловится и в тумане, она ловится и в сентябре, когда “вдарит...” Что?

(Иней )

В чем еще проявляется наблюдательность Яшки? (Он рассказывает Володе, как и когда в селе пашут землю; определяет, что летят утки или звенят дрозды; находит лучшее место для ловли рыб; знает, где копать червей и т. д.)

Все это доказывает, что Яшка очень наблюдательный, любит свой край, свою землю.

Вопрос 16.

О каких птицах рассказывает Яшка?

(Дрозд)

Что рассказывает он об этих птицах? (Зачитать отрывок из рассказа от слов “Они, дрозды-то, жаднющие... ” до “ ...как паровоз, как пила”.

Вопрос 17.

Что означает слово “куга”?

(Осока)

Вопрос 20 .

Место, где она растет?

(Берег)

Вопрос 10 ( вертикально).

“Володя готов хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки...” Наконец он сказал: “ ...” Что?

(“Здесь!”)

Художественно-выразительные средства языка.

Вопрос 18.

Это место было мрачное.

Что пахнет?

(Тина)

А теперь найдите в тексте те места, где Ю. Казаков рисует красоту природы, ее светлые тона. (Выборочное чтение).

(Река “звенела”, разливалась омутами, “посветлело” кругом, “порозовело ”, “роса седая видна”).

Какие художественные средства использует автор в своем рассказе? (Метафора - “волновалась”, сравнение - “ гусь ”, эпитеты - “черная, тяжкие”).

Какой прием (принцип) использует Ю. Казаков в произведении “Тихое утро”? (Антитеза - противопоставление).

На фоне противопоставления картины природы вырисовываются ярче, мрачность или красота видны четче. Автор как бы готовит читателей к тому, что случится что-то страшное.

Вопрос 19.

Кто рассказал Яшке, что в бочаге (омуте) водятся осьминоги?

Вопрос 5 (вертикально ). - Как обзывает Яшка Володю?

(Раскоряка).

За что он обозлился на своего друга? Проанализируйте этот эпизод.

(Яшка был заядлым рыбаком, поэтому когда плескалась рыба, у него от переживания лицо становилось “напряженно-страдальческим”, он нетерпеливо смотрел на поплавок, “с наслаждением почувствовал, как заходила рыба”. Но эта рыба сорвалась, и Яшка обвинял во всех смертных грехах Володю, обзывал его).

Художественные средства: “напряженно-страдальческое” - эпитет, “заходила” - метафора.

(Яшка поймал леща. Володя подошел к нему посмотреть, а удочка тем временем поплыла. И когда Володя ее все же схватил рукой, земля под ним обвалилась, и он упал в воду.)

Что разозлило в этот момент Яшку? (Рыбу распугал)

Вопрос 21.

Что схватил он, чтобы кинуть в лицо приятелю, когда тот покажется из воды?

(Комок)

Внутренняя борьба героя.

Вопрос 22.

Яшка испугался, когда увидел, что Володя тонет. Он сразу подумал, что друга тянет на дно...

осьминог. Какой?

(Громадный)

(Володя: “белое лицо с выпученными глазами”; “захлебывался, окунаясь в воду, все силился крикнуть”; “выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки”.

Яшка: “попятился вверх, прочь от воды”, “в груди и животе стало холодно от ужаса”, “он упирался трясущимися руками”, “все происходило как во сне”).

Но Яшка пересилил себя и кинулся спасать друга.

Вопрос 23.

Природа в этот страшный для ребят момент была яркая и красивая.

Какой был глаз у трясогузки?

(Блестящий).

Вопросы: 24, 25.

Как выглядел Володя под водой, когда Яшка прыгнул за ним во второй раз? Дополните предложения:

“Он медленно поворачивался, покачиваясь, подставляя круглое бледное лицо солнечному..”

(Свет)

“Шевеля левой рукой, словно пробуя воду на...”

(Ощупь)

Расскажите, как “откачивает” Яшка своего друга. Вы знаете, как правильно оказать первую медицинскую помощь утопающему?

Вопрос 26.

Подобрать слово для фразы: “В это тихое утро кругом царил...”

(Покой).

Зачитайте счастливый конец этого рассказа.

Вывод. Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе.

Закрепление.

Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

“Друзья познаются в беде”,

“Сам погибай, а товарища выручай”,

“Одному не под силу - зови товарища” и т. д.

Домашнее задание.

Написать характеристику одного из героев Ю. Казакова “Тихое утро” или раскрыть тему: “Мой любимый герой рассказа”.

Когда мы думаем о хороших рассказах, на ум приходят чаще всего Чехов, Тургенев, Бунин. Но ошибкой было бы считать, что, например, во второй половине 20 века нет никакого стоящего представителя этого жанра. Мы представляем вниманию читателя произведение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро». Юрий Павлович - замечательный советский прозаик.

Противостояние города и деревни в лице главных героев: Яшки и Володьки

Как известно, благодатная тема. Вообще, в литературе нет заезженным тем (это же не наука), тут главное - исполнение. Вот и рассказ (краткое содержание) Казакова «Тихое утро» повествует именно об этом. Начинается все с умопомрачительно атмосферных и правдивых описаний обычного сельского утра.

Один из главных героев - Яшка собирается на рыбалку. Все как по учебнику: встал рано, накопал червей и пошел за своим компаньоном Володькой. Тут надо сказать, что Яшка был сельским мальчиком, а Володька, напротив, москвичом.

Они встретились. Яшка бодр и свеж, хотя встал раньше Володьки, а тот невыспавшийся и с «неподвижным» лицом. Пока они шли к реке мальчики обменивались колкостями, вернее, даже не так: Яшка нападал, а Володька вяло отбивался.

Яшка насмехался над тем, как его партнер по рыбной ловле подготовился к ответственному мероприятию: не та одежда, не та походка, не то вдохновение и т.д. Что говорить, одно слово - городской.

Читатель может резонно спросить, а не слишком ли много места уделяется в статье с темой «Произведение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро» перепалке мальчиков? Дорогой читатель, на самом деле не слишком серьезный конфликт парней важен для интриги и последующей кульминации, поэтому наберитесь терпения.

Глубокое место. Лещ

Ребята долго выбирали место. Вернее, так Яшка точно указал на самое «хлебное» место. Оно, к сожалению, оказалось и достаточно глубоким. Но ведь парни купаться не планировали, а для рыбы глубина - это самое оно. Какую рыбу можно поймать на мелководье? С этого момента сюжет рассказа набирает ход и становится до крайности захватывающим. Напоминаем, что в фокусе нашего внимания сочинение (краткое содержание) Казакова «Тихое утро».

Идет рыбалка. Ребята пытаются поймать добычу. У Яшки, естественно, получается чуть лучше, у Володьки чуть хуже. Но первую свою рыбу деревенский мальчик все же упускает, что его расстраивает. Еще бы! Он же не хочет ударить в грязь лицом перед городским.

И все-таки в этом поединке деревня праздновала победу над городом - Яшка поймал Леща. Не успели мальчики порадоваться общей удаче, как клюнуло нечто и у Володьки. Причем такое внушительное, что удочка не подчинялась рыбаку.

Яшка отвлекся на свою добычу и не увидел, как рыбина утащила его друга на глубину (а, может быть, мальчик сам поскользнулся на мокром речном песке и съехал в воду). Яшка обернулся к тому месту, где должен был стоять Володька, а напарника там уже не было. Его голова почти скрылась под водой (место-то было глубокое). Неожиданно рассказ, который написал Ю. Казаков («Тихое утро»: краткое содержание и анализ нас непосредственно интересуют), становится тревожно-трагическим и очень хочется, чтобы мальчик выжил.

Испуг и героизм Яшки

Сначала герой, стоявший на суше, перепугался и ринулся со всех ног в деревню. Но внезапно понял, что такое путешествие станет для Володьки роковым, оно будет стоить другу жизни. Поэтому Яшка вернулся и постарался вытащить товарища, но тот, как и любой утопленник, стал тянуть спасителя на дно. Яшка посчитал, что они вдвоем сейчас попрощаются с жизнью, такое иногда случается в подобных ситуациях.

Расцепив Володькины руки, Яшка выбрался на берег, затем обернулся, а Володька совсем скрылся под водой. И тут герой решает сделать еще одну попытку. Он ныряет и видит, что нога друга опутана водорослями. Яшка освободил конечность товарища и в этот раз вытащил-таки его на берег, потом оказал первую помощь, видимо, повинуясь какому-то интуитивному порыву. Володька начал выплевывать и выталкивать из себя воду. Когда друг пришел в себя, Яшка расплакался. Думаем, излишне говорить почему. Затем плакали ребята уже вдвоем, не стесняясь своих слез, ведь в этот день они фактически заново родились.

На этом заканчивает Ю.П. Казаков «Тихое утро». Краткое содержание же продолжается и включается в себя ответ еще на один важный вопрос.

Настоящая дружба она такая, противоречивая

Теперь, мы думаем, читателю понятно, почему дорога мальчиков к реке описывалась так подробно. Да, Яшка видит недостатки своего друга, он его трезво оценивает, но, несмотря на это, мальчик рискнул своей жизнью ради товарища, он не бросил его умирать в реке, не сдался.

Настоящий друг он именно такой. Самый надежный не тот, кто постоянно говорит тебе комплименты, восхищается твоим умом, а тот, кто в нужный момент подставит тебе плечо. Нужно судить человека не по словам и даже не по мыслям, а только по делам. И мы уверены, что Володька и Яшка теперь друзья навеки.

Методическая разработка урока литературы в 7 классе.

Тема «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Разработала учитель русского языка и литературы

Хурумова Залина Таймуразовна

Владикавказ

2014год

Класс : 7

Предмет : литература

Учебник : Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.:Просвещение, 2013.

Название раздела: Час мужества. Ю.П.Казаков «Тихое утро»

Тема урока: «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока: формирование у подростков понятия нравственности на примере конкретного литературного произведения; развивать навыки анализа литературного произведения.

Задачи: проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны;поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать.

личностные УУД : совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в Power Point, учебник, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Ресурсы сети Интернет:

    Литературные имена (http://www.library.ru )

Ход урока

На уроках литературы особая ответственность за духовное воскрешение нашего общества.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.

Самоопределение. Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома. Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

Выявление желания продолжить изучение рассказа.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

1. Проверка домашнего задания.

а)Предложить ребятам в двух предложениях сказать, о чем говорится в рассказе.

б). Тест на знание содержания произведения.

в) Незнакомые слова.

Бочаг- яма на дне реки, озера, болота.

Косарь- большой нож с толстым и широким лезвием.

Рига- крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах.

Выползки- черви для наживки.

1. а)Учащиеся систематизируют и обобщают пройденное на прошлом уроке.

б). Класс отвечает на вопросы теста.

в)Учащиеся дают определения незнакомым словам

Постановка цели (целеполагание)

регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Вопросы учителя:

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

Ребята, на прошлом уроке я попросила вас записать в тетради определение слову нравственность. Давайте попробуем вместе дать толкование этому термину.

Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие..

Очень часто на уроках литературы мы употребляем слово нравственность. Можете ли вы вспомнить произведения, в которых поднимаются нравственные проблемы?

Знакомство с эпиграфом, учащиеся зачитывают свои варианты толкования термина нравств-ть.

Запись в тетрадях.

Ребята актуализируют знания, полученные ранее.

Открытие обучающимися нового знания

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах;

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство).

1.Вопросы учителя:

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

(нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку

свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения»)

Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, найдя, исследуя «точки» нравственных « взлетов» и «падений».

2. Вопросы учителя.

а).Каковы взаимоотношения мальчиков в начале рассказа?

б).Почему мальчики ссорятся? Особое внимание обращаем на описание омута.

в).Как мальчики ведут себя на рыбалке?

г). Что произошло в бочаге?

д). По чьей вине произошло несчастье?

е). Что предпринимает Яшка? Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

ж). Первая попытка спасти Володи оказалась неудачной. Как автор описывает природу в этот момент? (с.198) Какой художественный прием используется здесь?

з). Почему и Яшка, и Володя заплакали, когда беда уже миновала? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

1. Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои точки зрения.

2.Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

ж). Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза.

Самостоятельная работа

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

1. Учащиеся по группам выполняют самостоятельную работу (задание на карточках, направленное на знание художественно-изобразительных средств).

2. Остальные ребята размышляют над вопросом: Доводилось ли вам бывать в сложных ситуациях?

Одни ребята заполняют карточки, другие участвуют в обсуждении вопроса.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические : построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

личностные:

Оценивать результат учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию

регулятивные:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

Учитель предлагает ребятам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. Альтернативное задание.

Необходимо выбрать фразу для соседа по парте.

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать лучше.

3. Предложить ребятам закончить фразу: «Человека в обществе будут уважать за…»

4.Выставление оценок (с комментариями и пожеланиями).

Выбирают понравившуюся фразу и доканчивают ее.

Строят свои высказывания,

аргументируют ответы.

Участвуют в дискуссии.

Домашнее задание

Задание на выбор:

    Развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим?

    Подготовить иллюстрации к произведению.

Записывают домашнее задания.

Рябова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 36"
Населённый пункт: г. Казань, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова "Тихое утро"
Дата публикации: 12.09.2017
Раздел: среднее образование

Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Цели:

Обучающая : кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить

рассказать о его переживаниях.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных

характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Воспитывающая : воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного

взросления.

Ход урока

Ι. Организационная часть.

ΙΙ. Сообщение темы. (записать в тетрадь)

Эпиграф.

Юрий Казаков – талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные.

Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью,

это – произведения большой литературы…

В.Ф. Панова

ΙΙΙ . Сообщение о Ю.П. Казакове. Работа консультантов.

1 ученик.

рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии писал: «В роду

насколько

известно,

образованного

человека,

талантливы были многие».

2 ученик.

С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на

контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в

Профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он

играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на

танцплощадках.

1 ученик.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы,

которые отвергались в редакциях. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к

писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во

время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда

отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

2 ученик.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди » (1956) и

главными

являются

животные

сбежавший

охотничий

Литературные

критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших

продолжателей традиций русских классиков.

1 ученик.

В 1964 году в набросках автобиографии Ю. Казаков написал о том, что в годы учебы

«занимался

альпинизмом,

охотился,

придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),

путешествиям.

Впечатления

воплотились

художественных произведениях, например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и

рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.

2 ученик.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков

«Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить … в

деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую

руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,

рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

1 ученик

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961),

«Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и

др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове,

поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания

К.Паустовском

«Поедемте

Лопшеньгу»

Большинство

замыслов Ю. Казакова осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя

были изданы в книге «Две ночи» (1986).

. Лексическая работа. Работа консультанта.

Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой

называют обычный сарай.

Косарь – большой тяжелый нож, который делается из обломков косы и применяется

обычно для щепления лучины.

Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток

пересохшей реки.

Куга

Куга (или осока) – болотное растение.

Выпозки – черви для наживки.

Перекатки

открытое

неровностей

ландшафта

перекатываются одна через другую.

Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

Лощина – долина с пологими склонами.

. История создания рассказа «Тихое утро»

Как правило, в основе произведений

Казакова лежит действительный случай.

можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954). Писатель предстает перед нами как

тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные души своих героев.

Ι. Беседа по вопросам.

Расскажите о главных героях рассказа.

(Яшка – деревенский мальчик, лучший рыбак среди деревенских мальчишек. Рыбацкие

навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать,

накопать

Удивляет

разбираться

характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток

поспал и опять пошел…», - с уважением говорит он о пахаре. И другое отношение к

Мишке Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни

Прочитайте описание деревни. Для чего оно дано?

(«Деревня, будто большим пуховым одеялом…Яшкина изба». Природа вызывает у

Яшки радостное настроение.)

Почему рассердился Яшка?

(Яшка обещал Володе показать рыбные места. Он встал на целый час раньше, червяков

притащил

ожидаемого

признания.

благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?»)

Найдите слова, передающие раздражение Яшки.

(«Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до

ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил»)

Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

пренебрежительный

проснувшийся

отреагировал.

«выглянул

оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». Ему не

хотелось ссориться с Яшкой. На злую насмешку и издевку Яшки: «…Забежи домой –

пальто возьми», - Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и еще больше

краснеет – уже от обиды. После того как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще

больше обиделся и, «подрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим

взглядом, вышел из сарая. Мальчик был готов отказаться о рыбалки, разреветься, но

желание пойти на рыбалку оказалось сильнее обиды).)

Как вел себя в дороге Яшка?

(Яшка вел себя как хозяин здешних мест, понимал жизнь природы, различал звук

полета чирков, пение дроздов, рассказывал о птицах своему другу. Яшка рассказал

Володе, что у них водится всякая рыба. Он заставил Володю выпить колодезной воды,

так как считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет)

Возникла ли в дороге основа для взаимопонимания мальчиков?

(Да. Между мальчиками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала

приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком,

а счастливый Володя благодарным слушателем).

Прочитайте описание омута. (Оглядевшись, он поразился мрачности…угрюмо и

холодно»)

Какое настроение оно создает?

(Омут таит в себе опасность, его описание создает тревожное настроение)

Что чувствовал Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина?

(Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли

рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он

упустил рыбу, и в то же время чувствует раздражение по отношению к Володе,

приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…Один

ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»).

следует за радостью?

(«Ле- ещ! – с упоением выговорил Яшка… Повернул к Володе свое счастливое лицо,

засмеялся».

съежился,

разозлился на него, когда тот упал в воду, схватил ком с земли, готовясь швырнуть в

лицо Володи. Увидев, что мальчик тонет, сильно испугался).

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись,

чувствуя, что убежать никак нельзя»?

(Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что

жизнь Володи зависит от него.)

Прочитайте описание природы после первой попытки спасти Володю. Какова

роль этого отрывка?

оглянулся:

солнце…утопил

контрастна

отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, но не

было покоя в душе у мальчика. Мирная картина природы – и небывалое: гибель

человека)

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Надежна на спасении Володи

сильнее страха за свою жизнь).

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не

было на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

(Яшка испытал страх за жизнь Володи, он ужался мысли, что Володя мог утонуть).

Перечитайте описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно

вызывает?

успокоилась…новому

светлому

вызывает

радостные светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас

Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту)

Ι. Выводы.

1. Добрые дела помогают человеку подняться на новую нравственную высоту

2. Друзья познаются в беде. Яшка – верный товарищ.

ΙΙ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Одному не под силу – зову товарищей».