Биографии Характеристики Анализ

День моряка подводника в ссср. На военно-морском флоте россии отмечают день моряка-подводника

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Андрей Чаплыгин. Подводные силы Военно-морского флота России встречают свое 110-летие на пороге серьезного обновления корабельного состава и смены поколений подлодок, которое будет сопровождаться переходом к принципиально новым принципам подводного кораблестроения.

В России 19 марта отмечается День моряка-подводника, дата для которого выбрана не случайно — именно в этот день в 1906 году подводные лодки в российском флоте приказом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.

В День моряка-подводника РИА Новости подводит промежуточные итоги крупномасштабного обновления российского подводного флота, проводимого в рамках государственной программы вооружений до 2020 года.

Смена поколений

Сегодня основу современных подводных сил ВМФ РФ составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В ближайшие несколько лет атомный костяк подводных сил будет серьезно обновлен: госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и введение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 "Борей".

В настоящее время в боевой состав ВМФ приняты три РПКСН этого класса: "Юрий Долгорукий" (Северный флот), "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (обе — Тихоокеанский флот). Четыре подводных крейсера — "Князь Олег", "Князь Владимир", "Генералиссимус Суворов" и "Император Александр III" — сейчас строятся на "Севмаше". Несмотря на то, что последняя закладка "Борея" состоялась всего три месяца назад, уже летом 2016 года в Северодвинске будет заложен еще один ракетоносец, который станет последним в запланированной на сегодняшний день серии.

Учитывая планы по непрерывному и поступательному обновлению подводных сил, которые строит командование флота и руководство Минобороны, возникает закономерный вопрос — что дальше? Наиболее простым ответом является продление серии "Бореев" с модернизацией проекта. Такой исход представляется весьма вероятным, учитывая, что проект 955 уже уступил место модернизированному 955А, по которому будут строиться все корпуса, начиная с четвертого. Лодки проекта 955А будут обладать более низким уровнем физических полей и, соответственно, повышенной скрытностью, а также более современными средствами связи и обнаружения. Также в них будут улучшены условия жизни экипажа.

Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин", разработавшего проект, Игорь Вильнит не исключил, что на смену "Бореям А" придут "Бореи Б", поскольку государство всегда нуждается в таких лодках. С этим трудно спорить, учитывая, что "Бореи" являются одной из составляющих ядерной триады России, а значит — гарантом национальной безопасности. Подводные крейсеры данного проекта обладают водоизмещением 24 тысячи тонн и могут нести по 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава-30" с дальностью поражения более 9 тысяч километров.

Тем не менее, модернизационный потенциал этих подлодок, хотя и огромен, но не безграничен. Приход нового поколения подводных крейсеров стратегического назначения неизбежен, и с каждым годом его образ становится все отчетливее. О разработке следующего (пятого) поколения атомных подводных лодок не раз упоминал ранее подавший рапорт об отставке главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. По его словам, основные усилия при проектировании новых поколений ракетных подводных лодок стратегического назначения направлены на модернизацию вооружения и "обеспечение скрытности, значительное снижение шумности хода, совершенствование средств связи и управления, а также оснащение автоматизированными средствами разведки и оповещения".

Работа над качественными изменениями, обозначенными адмиралом Чирковым, уже ведется — в Крыловском государственном научном центре для АПЛ нового поколения разрабатываются элементы конструкции на основе композитных материалов, которые значительно превосходят традиционный металл по эксплуатационным характеристикам. Помимо значительного коэффициента звукопоглощения, который позволяет сделать подлодку менее заметной для локаторов противника, композиты обладают меньшей массой и большей надежностью, так как не подвержены коррозии. Натурные испытания композитных агрегатов для подлодок нового поколения планируется начать в 2018 году.

Примечательно, что все упомянутые усовершенствования, как заявил Чирков, в перспективе коснутся также и многоцелевых АПЛ. Основой многоцелевого атомного подводного флота России в ближайшее время должны стать подлодки проекта 885 "Ясень". Эти субмарины призваны значительно "омолодить" корабельный состав — последняя многоцелевая АПЛ предшествовавшего "Ясеням" проекта "Щука-Б" была заложена более 20 лет назад.

Пока что в составе ВМФ России служит лишь один "Ясень" — "Северодвинск", однако уже в этом году к нему должна присоединиться вторая лодка "Казань". Еще три корпуса в настоящее время строятся, а всего к 2020 году флот должен получить семь подлодок данного проекта. Все субмарины в серии, начиная со второй, строят по модернизированному проекту 885М, который отличается от головной подлодки обновленным оборудованием, оптимизированными обводами корпуса, а также пониженной шумностью. Кроме того, важной деталью проекта "Ясень-М" является отказ от оборудования из стран бывшего СССР — лодки строятся исключительно силами российских предприятий.

В перспективе на смену атомным подлодкам проекта "Ясень", которые сейчас строятся и поступают в боевой состав ВМФ, придут многоцелевые АПЛ проекта "Хаски" пятого поколения. Накануне Дня моряка-подводника и 110-летия подводных сил ВМФ России Объединенная судостроительная корпорация сообщила, что "в настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается тактико-техническое задание для выполнения эскизного проектирования корабля".

Сведения о проекте "Хаски" являются секретными — известно лишь о том, что его ведет санкт-петербургское конструкторское бюро "Малахит" и что на вооружении многоцелевых АПЛ пятого поколения будут гиперзвуковые ракеты "Циркон".

Ближе всего к смене поколений сегодня находится неатомный подводный флот России. На прошедшем в июле Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Чирков заявил, что строительство подлодок с анаэробной силовой установкой начнется в 2018 году. На том же салоне начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов пояснил РИА Новости, что ЦКБ МТ "Рубин" по заказу Минобороны РФ уже разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Официальный представитель ОСК сообщил РИА Новости, что строительство новейших неатомных подлодок проекта "Калина" и их количество будет определено новой государственной программой вооружений (ГПВ) России до 2025 года, которую планируется принять в 2016 году. "Вопрос о строительстве подлодок будет зависеть от готовности штатной ВНЭУ, которую планируется создавать по линии Федеральной целевой программы ОПК", - уточнил собеседник агентства.

Главными особенностями проекта "Калина" разработки Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" станет штатная воздухонезависимая силовая установка и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ".

По своим тактико-техническим характеристикам подлодки "Калина" должны значительно превзойти предшественников проектов 636 "Варшавянка" и 677 "Лада".

ЦКБ МТ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной энергетической установки и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают скрытность подводных лодок, позволяя им длительное время находиться под водой без всплытия. По словам генерального директора предприятия Игоря Вильнита, стендовые испытания воздухонезависимой установки в Балтийском море начнутся уже этой весной, а значит есть все основания полагать, что строительство головной "Калины" начнется в срок, указанный адмиралом Чирковым.

Как сообщил РИА Новости накануне дня моряка-подводника официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), конструкторские бюро "Рубин" и "Малахит" приступили к разработке беспилотных подводных аппаратов (БПА) для возможности размещения на подлодках пятого поколения. "Решение об оснащении этими аппаратами и возложении на них задач будет принято при формировании облика подводных лодок пятого поколения", — сказал представитель ОСК.

Как заявил агентству высокопоставленный представитель ВМФ РФ, концепция применения беспилотных (автоматизированных) подводных аппаратов, то есть роботов, предполагает их наличие на борту подводных лодок будущего. "Они будут выпускаться из подлодки для мониторинга окружающей среды при помощи различной аппаратуры или для атаки противника. В качестве оружия на таких носителях могут применяться торпеды. Мы пока их называем подводными роботами", — сказал представитель флота.

Обновление здесь и сейчас

Тем не менее, строительство анаэробных "Калин" — это хотя и ближайшее, но все же будущее российского флота, а обновление корабельного состава на некоторых направлениях необходимо проводить в настоящем. Строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Черноморского флота подходит к концу — четыре подлодки уже зачислены в боевой состав ВМФ, а еще две, включая спущенную накануне праздника на воду субмарину "Великий Новгород", будут переданы до конца года.

Следующим шагом, который в настоящее время рассматривает командование ВМФ, станет возможное строительство дополнительной серии из шести "Варшавянок" в интересах Тихоокеанского флота. По словам замглавкома ВМФ вице-адмирала Александра Федотенкова, соответствующее решение будет принято "с большой долей вероятности".

По всей видимости, задуматься о продлении серии "Варшавянок" командование ВМФ заставило успешное боевое крещение этого проекта — в декабре 2015 года подлодка "Ростов-на-Дону" выполнила залповый пуск крылатых ракет морского базирования "Калибр", поразив инфраструктуру и места базирования боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии. Ракетный удар, нанесенный из подводного положения, стал неожиданностью не только для террористов, но и для всего мирового сообщества, по достоинству оценившего возможности "Варшавянки".

Ключевым качеством проекта 636 является малозаметность. По этому показателю "Варшавянки" являются одними из лучших в мире — неслучайно они были прозваны НАТО "Черная дыра". Современный гидроакустический комплекс и системы шумоподавления позволяют подлодкам проекта 636 обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может засечь потенциальный противник.

На вооружении подлодок стоит впечатляющий арсенал — не только упомянутый ракетный комплекс "Калибр", но также торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки всего 15 секунд) и мины. Это вооружение в совокупности с высокой скрытностью делает "Варшавянку" одним из лучших проектов в области неатомного подводного кораблестроения.

Строительство "Варшавянок" для Тихоокеанского флота практически ставит крест на проекте 677 "Лада", головная подлодка которого — "Санкт-Петербург" — проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте аж с 2010 года. Действительно, судьбу "Лады" нельзя назвать простой — эти лодки должны были прийти на смену "Варшавянкам" еще в конце 1990-х годов, однако бывший главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий из-за проблем с силовой установкой и акустической изоляцией отправил проект на доработку.

В прошлом году, когда третья подлодка серии после долгого простоя на стапелях была перезаложена под новым именем "Великие Луки", казалось, что проект сдвинулся с мертвой точки, однако этой "Ладе", судя по всему, суждено стать последней.

Тем не менее, создание укороченной серии подлодок данного проекта нельзя назвать напрасным — "Санкт-Петербург", а также строящиеся "Кронштадт" и "Великие Луки" станут настоящими платформами для испытания принципиально новых видов вооружения и оборудования, которыми в перспективе будет оснащаться новое поколение подлодок. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков, рассказывая об инновационном проекте "Калина", неспроста подчеркнул, что он возьмет лучшие качества своих предшественников — "Варшавянки" и "Лады".

Как не раз заявляло командование ВМФ РФ, исследовательская работа в области подводного кораблестроения не останавливается ни на минуту, поскольку лишь постоянное совершенствование уже существующих разработок и использование принципиально новых научных подходов может обеспечить планомерное развитие подводных сил.

Нет профессии почетнее, чем родину защищать. Это в полной мере относится к морякам-подводникам, которые и в эту самую минуту берегут покой граждан и защищают наше отечество. В свободном доступе нет данных о количестве моряков-подводников в нашей стране, но всех их мы вспоминаем и благодарим в День моряка-подводника. Нетрудно догадаться, что это профессиональный праздник мужественных, стойких военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Какого числа отмечается

День моряка-подводника в России отмечается ежегодно 19 марта, согласно приказу главнокомандующего Военно-Морским флотом России адмирала флота Ф.Н. Громова №253. Боевое дежурство по защите наших границ и мониторинга ситуации на просторах Мирового океана подводные лодки несут круглосуточно и каждодневно. ВМФ России является ключевым звеном обороны страны, и многие солдаты принимают поздравления с Днем моряка непосредственно в местах несения боевого дежурства.

Кто празднует

Военнослужащие и гражданский персонал ВМС РФ являются главными героями праздника. Ежегодно для них организуются торжественные мероприятия. Достойнейшие из многих получают благодарности, памятные подарки от руководства, государственные награды. День моряка-подводника 2014 года не стал исключением.

Немного о профессии

Моряк-подводник - это не профессия, а призвание, крик души. Не каждый человек способен находиться в замкнутом пространстве под огромной толщей воды длительное время. Для этого необходимо, прежде всего, желание, здоровье, выдержка, профессиональная подготовка. Современные подводные лодки - это высокотехнологичные комплексы с передовым и суперсовременным вооружением и, соответственно, обслуживаться такая техника должна профессионалами с большой буквы. Все члены команды подводной лодки должны уметь действовать как один слаженный механизм, и ошибка одного может стоить жизни многим. На моряках-подводниках лежит колоссальная ответственность, поэтому им желают, чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий.

Предыстория праздника

Именно Николай II в 1906 году своим указом впервые не только юридически оформил появление в России нового класса кораблей военного флота - подводные лодки, но и фактически создал их небольшую группировку в количестве 10 штук. Первая российская подводная лодка «Дельфин» была спущена на воду на Балтийских верфях в 1904 году. Для того времени это было великое достижение, которое очень пригодилось в будущих мировых войнах. В советское время в связи с развитием ядерной энергетики на подводные лодки начинают устанавливать ядерные энергетические установки, тем самым появляются атомные подводные лодки. Сегодняшняя праздничная дата - День моряка-подводника была установлена в 1996 году Главнокомандующим МВФ. По состоянию на 18 апреля 2014 года на вооружении России находится 70 подводных лодок различных видов, которые ежесекундно свято охраняют наше отечество.

Сегодня - 19 марта - свой профессиональный праздник отмечают моряки-подводники - люди, которые не понаслышке знают, что такое настоящее доверие, плечо товарища и взаимовыручка.

Праздник был учреждён около двадцати одного года назад. 15 июня 1996 года Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник – День моряка-подводника.


В качестве даты праздника было выбрано 19 марта, потому что в этот день в 1906 году император Николай II ввёл в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей – подводные лодки. В том же году в состав Российского флота было включено 10 подводных лодок. Таким образом, Россия одной из первых стран в мире обзавелась подводным флотом. Причём флотом, который уже вскоре Российской империи пришлось испытать в ходе реальных условиях войны.

В 1912 году была начата реализация программы строительства серии подводных лодок, получившая название "Барс". Главным конструктором подводных лодок того проекта являлся замечательный корабельный инженер и математик Иван Бубнов.

Под его началом было развёрнуто и само производство подводных лодок - на заводе общества "Ноблесснер" в Ревеле (ныне - Таллин) и на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки, созданные на Балтийском заводе, получили следующие названия: "Барс", "Вепрь", Волк", "Гепард", "Змея", "Единорог". Причём две последних - для Дальнего Востока. А ПЛ, созданные в Ревеле, - "Львица", "Тигр", "Кагуар", "Тур", "Язь", "Леопард", "Ягуар", "Пантера", "Ёрш", "Форель", "Рысь", "Угорь". Здесь для Дальнего Востока - последние четыре. Остальные - для эксплуатации на Балтике.

Водоизмещение каждой из подводных лодок составляло 650 т (надводное) и 780 т (подводное). Предельная глубина погружения - 100 м. Экипаж - по 34 человека. Подводные лодки участвовали в событиях Первой мировой войны. В частности, их использовали в разведывательных целях, прикрытии минно-заградительных действиях надводного флота.

К началу Великой Отечественной войны в составе 4 флотов СССР имелось 212 подводных лодок. Эта война для советского подводного флота стала настоящим испытанием «на прочность».

Советским подводникам приходилось воевать в очень суровых условиях. Сложность ведения боевых действий для подводников зачастую заключалась в отсутствии необходимого обеспечения и эффективной боевой подготовки. Ощущалась и острая нехватка профессиональных кадров. Однако при выполнении боевых заданий члены экипажей проявляли высокое мастерство и верность присяге, что позволяло выполнять порой самые немыслимые боевые задачи. Кроме уничтожения вражеских кораблей, моряки-подводники вели разведку, ставили минные заграждения, участвовали в сопровождении судов СССР и союзников.

О героизме советских моряков-подводников написано множество литературы. Однако, несмотря на это, многие тайны сражений с участием советских моряков-подводников в годы войны до сих пор остаются именно тайнами - по целому ряду причин: от банальной нехватки информации до нахождения этой самой информации под грифом "секретно".

Двадцать три моряка советского подводного флота за подвиги, совершённые в годы войны, получили звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Мощь подводного флота многократно возросла после начала атомной эры. Субмарины получили новые силовые установки, возможность нести на своём борту и ядерное , что превратило их в настоящих хозяев морских глубин.

Отечественный флот является одним из крупнейших в мире, обладающим широким потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. В состав подводного флота ВМФ РФ входят: дизельные субмарины, атомные многоцелевые подлодки, ракетные подводные крейсеры, субмарины специального назначения.

Современные подводные лодки России: проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень» начали входить в состав ВМФ РФ с 2013 года.

Согласно заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, Военно-Морской флот России до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественный новый уровень боевой потенциал флота.

Министерство обороны РФ имеет чёткий план по развитию подводного ВМФ. По причинам секретности его подробности не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревших субмарин образцами четвёртого поколения и создание новых проектов пятого поколения, а также о возможной реализации проекта модульной сборки кораблей подводного флота.

Обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении держава. Чтобы сохранить свои позиции, отечественный флот необходимо развивать и модернизировать. И такая работа ведётся.

Во все времена моряки-подводники являлись настоящей элитой Военно-Морского Флота России. Именно поэтому и в наше время растёт престиж военной службы на подводных кораблях. Для того чтобы оказаться на службе именно на подводной лодке, моряки должны пройти ряд испытаний, интенсивные курсы и психологические тесты. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной подготовки, так как справиться со сложнейшими техническими системами в условиях замкнутого пространства и повышенной психологической нагрузки под силу лишь высококвалифицированным специалистам.

"Военное обозрение" поздравляет всех причастных, включая ветеранов подводного флота ВМФ СССР и РФ, с праздником!

Какого числа отмечают праздник?

Как известно, любая дата в праздничном календаре России связана с определенным историческим событием. Не является исключением и День моряка-подводника. Своими корнями его история уходит к началу 20-го века, а точнее, к 19 марта 1906 года. Все дело в том, что именно в этот день по указу государя Николая II в состав военно-морского флота Российской империи были введены 20-ть субмарин, а также организованы специальные школы по обучению военнослужащих подводному плаванию.

С того самого времени День моряка-подводника стали ежегодно отмечать на всей территории России, вплоть до начала Октябрьской революции 1917 года. Именно тогда, по решению пришедшего к власти временного правительства, этот праздник был отменен. И только спустя 80-ть лет, в 1996 году, специальным приказом адмирала Военно-Морского Флота СССР Феликса Громова, День моряка-подводника был вновь возрожден.

Отдельно стоит отметить и роль, которую сыграли субмарины в разные периоды истории нашего государства, а особенно, в годы Первой мировой, Великой Отечественной и Русско-японской войн. Благодаря маневренным подводным кораблям наш Флот продемонстрировал свое глобальное превосходство на море и тем самым приблизил победу нашей армии над вооруженными силами противника.

Значение и традиции праздника

Учитывая славное историческое прошлое и современные реалии, сложно недооценить важность Военно-Морского Флота РФ для обороны и безопасности нашего государства. Сегодня отважные российские подводники продолжают стоять на защите морских рубежей и государственных интересов России. В наши дни эта профессия не только овеяна ореолом романтизма, но и подразумевает ответственность, железную дисциплину и полную самоотдачу тех, кто несет службу на борту современных субмарин.

Перелистывая страницы истории, каждый россиянин может легко убедиться в том что во многом благодаря Военно-Морскому Флоту, а в частности отечественной подводной флотилии, наша страна обязана весомым достижениям на мировой геополитической арене.

Принимая во внимание многолетние традиции, День моряка-подводника отмечается в России особенно торжественно. 19 марта 2018 года во многих городах нашей страны, а в частности, Владивостоке, Кронштадте, Новороссийске и Севастополе, состоятся масштабные культурно-развлекательные мероприятия, в которых примут участие не только известные актеры, исполнители и музыканты, но также представители духовенства и первые лица государства.

Виновников торжества искренне поздравят теплыми словами, вручат им памятные подарки и специальные грамоты. Государственными орденами будут награждены военнослужащие, которые отличились в ходе военно-морских учений и антитеррористических операций в Сирии и других горячих точках планеты.

  • согласно статистическим данным, во время Второй мировой войны советский флот потерял минимальное (по сравнению с противником) количество субмарин;
  • на вооружении СССР в период с 1960 по 1990 годы состояло более 400 единиц подводных кораблей (включая 60 новейших ядерных носителей);
  • флагман российского Подводного Флота – стратегическая субмарина «Юрий Долгорукий» (в составе Военно-Морских Сил РФ с 1996 года).

Видео