Биографии Характеристики Анализ

Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины. Питание по аюрведе

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Она была признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как эффективная система альтернативной медицины.

На протяжении столетий Аюр-Веда была предана забвению. Значительная часть клинических и теоретических знаний не использовалась или была попросту утрачена. Эффективность Аюрведы снизилась, поскольку практикующие врачи перестали использовать ее всесторонние подходы.

В последние годы под руководством и вдохновением Махариши Махеш Йоги, основателя программы Трансцендентальной Медитации, Аюрведа была возвращена к жизни во всей своей полноте под названием Махариши-Аюрведа. Эта наука об установлении баланса в уме и теле; она использует двадцать подходов для обретения и поддержания совершенства во всех областях жизни. Махариши представил Аюрведу западному миру, где ее терапевтические принципы и значимость подверглись тщательной переоценке и были заново проинтерпретированы. Интенсивные исследования привели к синтезу базовой концепции Аюрведы и передовых теорий современной науки, таких как Теории Суперсимметричного Единого Поля в квантовой физике. Этот синтез поместил Махариши-Аюрведу на передний край медицинской мысли.

Махариши-Аюрведа добавляет к современной медицинской практике целый ряд новых элементов. Ее система типологии пациентов способна предсказывать факторы риска и определять тенденции протекания болезни. Ее терапевтические методики подчеркивают важность модификации психофизиологических и диетологических факторов, определяющих заболевание, а также факторов поведения и окружения. Это расширяет горизонт врачебного подхода к целому ряду нарушений. В сегодняшнем мире Махариши-Аюрведа занимает положение всесторонней современной системы здравоохранения.

Составляющие части Аюр-Веды
Три доши: Вата, Питта, Капха
Три гуны: Саттва, Раджас, Тамас
Шесть вкусов: сладкий, соленый, горький, кислый, острый, вяжущий

Пять махабхут (элементов): земля, вода, огонь, воздух, пространство

Аюрведа о правильном питании

Питание – это интеграция продуктов внешнего мира в наше внутреннее существо. Трапеза, по сути, есть выход человека за свои пределы для восполнения недостающего ему. Это очень тонкий процесс, который начинается с различения вкусов. Вкусы же готовят организм к принятию того вида пищи, который мы употребляем в настоящий момент. Любое вещество, попадающее в наш организм, может действовать как пища, лекарство или яд. Пища – это то, что питает тело, ум и дух. Лекарство улучшает пищеварение, чтобы улучшить питание клеток. Яд мешает пищеварению и нарушает клеточное питание.

Продукты питания и травы сходны с точки зрения энергетики, и их рассмотрение может основываться на одних и тех же принципах.

Чтобы действие трав, входящих в аюрведические средства, было по-настоящему эффективным, его необходимо дополнить соответствующей диетой. Диета может усиливать целебную силу трав, а может и противодействовать ей. Неподходящее питание при правильном выборе трав либо нейтрализует, либо сильно ограничивает их действие.

Травы обеспечивают питание на тонком уровне, а пища – на более грубом и ощутимом. Результаты правильного питания проявляются не так быстро, как результаты использования трав (травы являются концентрированной пищей), но со временем оказываются столь же выраженными.

В противоположность концепции питания современной науки, Аюрведа обладает всеобъемлющим подходом к диете. Аюрведа вовсе не заботится о содержании в пище жиров, углеводов и протеинов, для нее не так важен химический состав продуктов питания. Не количество калорий, витаминов и минеральных веществ привлекают её внимание. Дело в том, что все эти питательные вещества мы знаем умозрительно, а не из повседневного опыта: никто не способен определить количество витамина С в стакане апельсинового сока и его отличие от витамина А. Западная диетология основывается, главным образом, на результатах лабораторных исследований, тогда как Аюрведическая система питания пришла к нам из самой Природы. С точки зрения Аюрведы стандартной диеты для всех быть не может, как не может быть нормирована и ежедневная потребность в определенных веществах. Основное значение придается тому, чтобы пища, которую мы принимаем, и то, как мы ее принимаем, гармонизировали с нашей природой.

Аюрведа призывает нас принимать только естественную пищу и руководствоваться только собственной интуицией.

1. Питайтесь живой пищей.

Чтобы быть жизнеспособным, наше тело нуждается в живой пище. Это свежие, натуральные фрукты , овощи и цельные зерна. Они содержат необходимые для правильного пищеварения и усвоения пищи энзимы, а также нужные для нормального клеточного строительства питательные вещества. В старой поговорке «вы – это то, что вы едите» заключена глубокая правда.

Продукты должны быть как можно более свежими. Предпочитайте свежие овощи и фрукты, замороженным и консервированным. Пусть большое количество пищи потребляется в сыром виде (плоды и зерна), т.к. при любой обработке продукты теряют большую часть живительной энергии и аромата.

Избегайте «безжизненных» пищевых продуктов.

2. Включайте в рацион своего питания все 6 вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий и горький).

Сбалансированная диета, согласно Аюрведе, должна включать все шесть вкусов в каждый прием пищи. Однако нет необходимости перегружать одно блюдо набором всех вкусов: немного трав или острых приправ придадут ему необходимый вкус. Также не рекомендуется придерживаться одного и того же набора вкусов день за днем. Основное правило – просто давать своему телу наслаждаться всеми шестью вкусами с каждой едой, чтобы оно могло откликнуться на пищу в полной мере.

3. Доверяйте собственной интуиции.

Хотя аюрведические тексты содержат подробные перечни продуктов, соответствующих тем или иным свойствам и вкусам, помните: это знание изначально присутствует в вас. Если вы в равновесии, если живете в созвучии с Природой, вам будет хотеться именно той пищи, в которой в данный момент больше всего нуждается ваш организм. Если же вас влечет к пище, потребление которой вызывает физический или эмоциональный дискомфорт, это означает, что ваше внутреннее знание вышло из равновесия. Простейший способ уравновесить его – начать вновь использовать все шесть вкусов, уходя от своих однобоких пристрастий. Возвратясь к своему природному равновесию, вы, несомненно, вернете себе утраченную интуицию и снова начнете желать то, что полезно именно вам. Вам не придется жертвовать своими любимыми блюдами, просто вы заметите, что полезное нравится вам ничуть не меньше. Каждая частичка пищи, которую вы съедаете, изменяет ваше психическое состояние . Вас естественным образом привлекает та пища, которая создает желательное для вас состояние психики. Когда возникает сомнение в выборе, просто вспоминайте, какую пищу вы предпочитаете, когда чувствуете себя хорошо.

4. Во время еды держите мысли чистыми.

Во время еды очень важно держать мысли чистыми, это помогает сохранить благостную энергию во время приема пищи. Очень важные органы нашего тела, непосредственно связанные с правильным функционированием тонкого тела, - почки и печень . Они вибрируют таким образом, что их вибрации связаны с мыслями, которые проникают в сознание во время еды. Потребляемая пища берет энергию наших мыслей, поэтому старайтесь есть в мире и спокойствии. Вспоминайте о приятных мгновениях своей жизни, представляйте, как пища дарует вам силу, здоровье, жизненную силу. Думайте о пище, наслаждайтесь компанией любящих людей, слушайте приятную музыку. Не торопитесь. Если вы вдруг ощутили себя в круговороте негативных эмоций или эмоционального беспорядка, лучше на некоторое время отказаться от приема пищи: все равно она во благо не пойдет. Совершите любое действие, направленное на успокоение ума, и верните себя в сосредоточенное, сбалансированное состояние.

5. Придерживайтесь принципов сочетаемости продуктов.

Принципы аюрведической сочетаемости продуктов передавались по цепи ученической преемственности на протяжении тысячелетий. Сочетание продуктов заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно Аюрведе, нужно потреблять фрукты, крахмалы, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот некоторые важные правила аюрведической сочетаемости продуктов:

¨ употребляйте молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых,

¨ употребляйте фрукты отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов (фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал – нет),

¨ употребляйте дыню отдельно от зерен и молока (дыни не желательно сочетать с какой бы то ни было пищей).

6. Пусть ваша пища будет простой и естественной.

Пища не должна быть слишком причудливой, не должна искушать человека, разрушая его здоровье.

7. Ешьте медленно, тщательно пережевывая пищу.

Это очень простое, но важное правило приема пищи. Есть медленно даже важнее, чем обращать внимание на то, что именно вы едите. Даже благоприятная пища, не разжеванная должным образом, не приносит пользы. Если вы не извлекаете из потребляемых продуктов все питательные вещества, вы отравляете свое тело. Даже если в силу внешних обстоятельств приходится есть не очень питательные продукты, но вы едите их медленно, а ваша пищеварительная система находится в хорошем состоянии, тело все равно извлечет пользу из пищи и выведет все токсины . В этом заключается удивительная тайна самонастраивания организма. Конечно, более разумно есть питательные продукты и медленно их пережевывать.

8. Только тот, кто любит вас, может готовить для вас пищу.

Насыщение определяется не тем, сколько пищи вы съедаете. Небольшое количество пищи, поданной вам с любовью, удовлетворит вашу душу, тогда как груды пищи из закусочной могут временно наполнить вас, но оставят ваш ум и дух неудовлетворенными

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.

АЮРВЕДА -- НАУКА О ЖИЗНИ

Слово "Аюрведа" -- санскритского происхождения и в переводе означает "наука о жизни".

Рассматривая человека как микрокосм, Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком здоровья, счастья, гармонии и любви.

Аюрведа -- самый древний из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию. Она родилась в Индии 5 000 лет назад и впервые была записана в Ведах -- древнейших Священных писаниях на нашей планете. Таким образом, Индия -- родина не только йоги, мантр, медитации и вегетарианства, но и науки о здоровье человека.

Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления. Методы лечения, предлагаемые ею, многообразны и многофункциональны: использование трав и кореньев, очищение организма с помощью специальных диет и лечебного голодания, массаж, правильное питание и разумный образ жизни, йога и медитация и многие, многие другие.

Выполняя аюрведические правила и предписания, каждый человек может на своём опыте убедиться в их эффективности.

Аюрведа предлагает не только методы лечения болезней, но и способы, предупреждающие их возникновение.

Являясь самой древней системой медицины на нашей планете, Аюрведа широко применяется в наши дни во всём мире и приобретает всё большую популярность. Количество людей, использующих эту древнюю Науку о жизни, постоянно растёт, Аюрведические центры открыты и функционируют во многих городах и странах мира.

В современную эпоху Аюрведа становится привычной медицинской системой, которая помогает современному человеку выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки, противостоять постоянным стрессам, поправить и сохранить здоровье, укрепить иммунную систему, научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, главный источник всех заболеваний -- не деятельность физического тела, а неправильный образ мыслей и соответствующие этим неправильным мыслям
чувства.

С точки зрения Аюрведы, без гармонии со своим "я" и окружающим миром обрести счастье и долголетие невозможно.

Работа над своим "я" и правильным восприятием мира является одной из основ Аюрведы.

Если человек желает начать использовать аюрведическую методику, ему следует прежде всего научиться "понимать себя" -- не только тип своего тела и индивидуальную конституцию, но, прежде всего, научиться понимать духовную природу своей личности. Это поможет осуществить выбор предлагаемых Аюрведой способов и методов самоисцеления и обрести здоровье, счастье и долголетие.

Аюрведа утверждает, что причиной большинства заболеваний является неправильное питание. Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, питание занимает особо важное место в жизни каждого человека (Человек есть то, что он ест), поскольку оно способно дать не только физическое здоровье, но и возможность овладеть своими чувствами для того, чтобы духовно развиваться и постигать окружающий мир и своё "я".

Ведическая традиция гласит, что человек должен употреблять в пищу только вегетарианские блюда и продукты. Все живые существа, не только люди, но и животные, наделены душой. Убийство любого живого существа, в том числе невинного животного, наказуемо и влечёт за собой тяжёлые кармические последствия. С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но также неотъемлемая часть философии тех, кто стремится обрести любовь, счастье и гармонию с окружающим миром.

ТРИ-ДОША
Аюрведа выделяет три типа жизненной силы, управляющие человеческим организмом, и, в соответствии с этим, разделяет всех людей на три основные группы. Они называются Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Эти три элемента (вата, питта, капха) -- управляют всеми функциями тела, ума и сознания человека, и причины многих заболевания объясняются нарушением равновесия между ними.

Самой важной дошей считается вата. Без неё ни питта, ни капха не функционируют. Вата управляет дыханием, обеспечивает функции движения мышц, биение сердца, работу желудка.

Питта контролирует переработку пищи, температуру тела, окраску кожи. Она устанавливает равновесие между двумя другими дошами.

Капха является основой для двух других типов дош -- ваты и питты. Эта доша управляет жидкостями в теле, а также смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, даёт телу силу.

Равновесие трёх дош является залогом здоровья и долголетия.
В теле каждого человека присутствуют все три доши, одна или две из которых преобладают. По преобладающей доше можно определить конституционный тип человека. При этом следует отметить, что нижеописанные доши отражают чистый тип конституции человека, тогда как каждый человек представляет собой смешанный тип из комбинации трёх дош.

Тип Вата. Люди с конституционным типом вата -- наиболее худые из всех трёх типов. Они либо долговязы, либо низкорослы. Цвет волос чаще тёмный, волосы вьющиеся, кожа сухая. Маловыносливы, страдают заболеваниями суставов, бессонницей, быстро устают. Аппетит и пищеварение изменчивы. Любят сладкую, кислую и солёную пищу. Отличительные качества людей с типом вата -- энергичность, способность к абстрактному мышлению, творческие способности. Среди таких людей философы, музыканты, поэты, художники.

Тип Питта. Обычно это люди среднего роста, имеющие средний вес. Они сильны, крепки, выносливы. Кожа мягкая, волосы тонкие. У них хороший аппетит, любят сладкую и горькую пищу. Люди типа питта умны, сообразительны и эмоциональны. Хорошо усваивают знания и умеют их правильно применять.

Тип Капха. Люди этого типа отличаются хорошо развитым телом. Физически сильны, выносливы, терпеливы. Кожа мягкая и бледная, волосы густы, тёмные, мягкие. Имеют нормальный аппетит, едят не много. Отдают предпочтение острой и горькой пище. Здоровы, жизнерадостны, миролюбивы, спокойны. Однако этим людям свойственно испытывать чрезмерное стремление к материальному комфорту и обогащению. Часто страдают депрессией.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА основывается на определении, какие доши преобладают в организме человека и каковы нарушения в балансе этих дош.

Аюрведа учит приёмам выявления болезни ещё до проявления её внешних признаков.
Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления -- поможет каждому человеку научиться ежедневно "диагностировать" состояние своего организма и использовать необходимые методы профилактики и лечения заболеваний.

Аюрведа учит, что каждый человек способен оздоровить себя.

Согласно Аюрведе, человек, который хочет восстановить и сохранить своё здоровье, должен выполнять простые, но важные и необходимые правила: иметь стабильный и разумный распорядок дня, правильно питаться и заниматься духовной практикой, способной даровать ему счастье, умиротворение и гармонию как внутри себя, так и с окружающим его миром.

НЕМНОГО О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.
Большинство болезней (около 90%) возникают из-за неправильного питания.

Аюрведа утверждает, что ЛЕЧЕНИЕ ПИЩЕЙ -- лучшее из всех лекарств, поскольку сбалансированное питание является основой хорошего здоровья.

Правильное питание -- это питание правильным количеством пищи, в состав которой входят продукты, соответствующие конституционному типу человека. Так, например, люди, у которых преобладает тип вата, должны употреблять пищу, совершенно отличную от пищи, которая рекомендуется к употреблению людьми с преобладающим типом капхи. Поэтому Аюрведа рекомендует прежде чем начать лечение пищей, определить свой конституционный тип и узнать, какие продукты следует употреблять в первую очередь для того, чтобы уравновесить три-доши в организме и постоянно поддерживать их равновесие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.
Не есть до появления чувства голода и избегать избыточное употребление жидкости.
Принимать пищу в спокойном состоянии ума и в приятной обстановке.
Желательно есть всегда в одно и то же время.
Не переедать, есть умеренно. Для того, чтобы поступаемая в желудок пища хорошо переварилась, в нём должно оставаться свободное пространство.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
Учитывать сочетаемость продуктов. Некоторые продукты нельзя есть вместе ввиду их несовместимости, например, молоко и рыбу, кисломолочные продукты и молоко.
Употребление жидкости не должно быть избыточным, но должно быть достаточным. Жидкость не должна быть слишком холодной или слишком горячей.
Избегать обработанной пищи и стараться использовать свежие натуральные продукты.
Не есть перед сном или в ночное время.

ГОЛОДАНИЕ. При голодании надо быть очень осторожным, поскольку, если человек не знает особенностей своего типа конституции, голодание может привести к тяжёлым последствиям.
При голодании необходимо следить за самочувствием и в случае его ухудшения прекратить голодание.
Правильное и разумное голодание способно поправить и укрепить здоровье, очистить организм от шлаков и токсинов, дать отдых пищеварительной системе.
Голодание рекомендуется при многих заболеваниях, таких, к примеру, как мигрени, запоры, простуды, боли в суставах.

НЕМНОГО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ.
Всем известно, что с помощью вегетарианства можно излечить даже сахарный диабет и рак...

Родина вегетарианства -- Индия и Веды.

С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но и неотъемлемая часть образа жизни тех, кто стремится обрести гармонию, счастье, развиваться духовно, достичь совершенства человеческой жизни.

Слово "вегетарианец" латинского происхождения и означает "крепкий, сильный, здоровый, бодрый". Определение "вегетарианец" указывает не только на отказ от употребления в пищу мяса, но и на нравственные, этические и философские взгляды человека.

Большинство вегетарианцев -- это люди, не употребляющие в пищу мяса из любви, жалости и сострадания к другим живым существам.

В числе известных всему миру вегетарианцев прошлого -- Пифагор, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Акбар, Иссак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и многие, многие другие.

Те, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, аргументируют это тем, что все живые существа наделены душой и способны чувствовать, подобно человеку, испытывая боль, страдания и страх смерти, и потому человеку следует стараться не причинять им страдания.

Жизнь любого живого существа священна, и, утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Лев Толстой писал:
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание,
если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"

А Пифагор ещё две с половиной тысячи лет назад говорил:
"Те, кто убивает животных для того,чтобы съесть их плоть,
могут не задумываясь уничтожать себе подобных".

Плутарх обращается ко всем, кто употребляет в пищу мясо:
"Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу,
тогда сперва убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть.
Но убейте его своими собственными руками или зубами,
не прибегая к помощи ножа, дубины или топора".

ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Для того, чтобы поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, Аюрведа рекомендует также:

ЙОГА. Йога приводит человека в естественное состояние покоя, снимает стрессы и является прекрасным лекарством от всех заболеваний.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР. Энергия мантр способствует обретению равновесия тела, ума и сознания.
Согласно Аюрведе,тело нуждается в пище, а мантры питают душу.

МЕДИТАЦИЯ. Пробуждает способность сделать свою жизнь счастливой, обрести умиротворение.
Слово "медитация" означает "мысленное созерцание", из чего следует, что у медитации должен быть объект созерцания.
Большинство из тех, кто мало знает о медитации и только приступает к постижению её основ, медитируют на "пустоту", "тишину", "безличное абстрактное сияние", "свет".
Великие святые мудрецы и йоги, достигшие совершенства, всегда медитируют на Высшее начало и Причину всех причин -- на Бога, пребывающего в сердце каждого живого существа.
Эта медитация является высшей формой медитации и одаривает человека нескончаемым счастьем и чистым знанием о своём истинном "я" и его вечной связи с Божественным.

МАССАЖ -- это лечебная процедура, которая связана с регулировкой энергии в организме человека.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.
Представляет собой обширную науку, с применением сотен и тысяч лекарств, изготовленных на основе трав. В отличие от лекарств, предлагаемых традиционной медициной, которые не избавляют от болезни, а подавляют её, загоняя "вглубь" организма, -- аюрведические лекарства искореняют саму болезнь.

Согласно Аюрведе, практически все растения обладают лечебным действием при правильном их
применении. Для того, чтобы очистить, оздоровить, укрепить организм и постоянно поддерживать в нём равновесие, рекомендуется регулярное применение трав, что сделать совсем не сложно, если научиться использовать их при приготовлении пищи.

С давних времён и до наших дней целебные травы и коренья используются в пищу в качестве различных вкусовых добавок, специй и приправ, которые делают блюда не только вкусными и ароматными, но и полезными, поскольку многие из этих целебных трав обладают уникальными свойствами. Можно привести следующие примеры:

Аир. Согласно Аюрведе, корень аира является эффективным средством профилактики для тех, кто страдает судоргами или болен эпилепсией. Помимо этого, корень аира оказывает благотворное воздействие на нервную систему, улучшает память, помогает при головных болях и простудах.

Асафетида. Способствует быстрому перевариванию пищи, является прекрасным отхаркивающим средством, снимает боль в желудке.

Алоэ. Универсальное средство лечения самых различных заболеваний. Способствует уравновешиванию ваты, питты и капхи в организме. Очищает кровь, укрепляет печень, используется при простуде, а также в качестве наружного средства при лечении ран и ожогов.

Гвоздика. Природное болеутоляющее средство (компресс с гвоздичным маслом, приложенный к больному зубу, снимает острую боль). Гвоздика улучшает пищеварение, очищает кровь, облегчает кашель, снимает простуду, укрепляет сердце.

Имбирь. Употребляется в свежем и сушёном виде. Обладает великолепными лечебными свойствами. Имбирный чай -- одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Используется для очищения пищеварительного тракта, для лечения головной боли, снимает спазмы в желудке, нормализует деятельность кишечника.

Кардамон. Тонизирующее и освежающее средство. Укрепляет сердце и лёгкие, освежает ум и дыхание, стимулирует пищеварение. Может употребляться как добавка в чай или в овощные блюда.

Красный стручковый перец (кайенский перец). Стимулирует пищеварение, убивает микробы и бактерии в кишечнике, оказывает лечебное воздействие при простудах.

Корица. Обладает антисептическими и очищающими свойствами, является хорошим болеутоляющим средством. Укрепляет сердце, помогает при простудных заболеваниях, облегчает пищеварение.

Кориандр. Стимулирует пищеварение, применяется как природное мочегонное средство, помогает при расстройствах желудка и рвоте.

Куркума. Очищает кровь, улучшает пищеварение. Обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Излечивает язву, помогает при диабете. При наружном применении излечивает кожные заболевания, при ссадинах и синяках снимает боль и опухоль.

Люцерна. Эффективное очищающее и природное болеутоляющее средство. Чай из люцерны рекомендуется тем, кто страдает от артрита, ревматизма, язв и малокровия.

Льняное семя. Эффективное слабительное, лечит запоры, выводит слизи из организма.

Мускатный орех. Стимулирует пищеварение, укрепляет сердце, помогает при заболевании печени и селезёнки, при бессоннице.

Мята. Улучшает пищеварение, стимулирует деятельность кишечника, помогает при тошноте и рвоте.

Тмин. Способствует улучшению пищеварения, улучшает деятельность мозга и зрения, эффективен при поносах и болях в животе.

Фенхель. Улучшает пищеварение, помогает при язве желудка и гастритах.

Шафран. Согласно Аюрведе, полезен всем без исключения. Обладает тонизирующими свойствами, укрепляет сердце, снимает мигрени, очищает кожу, помогает при язве желудка.

Употребление лекарственных растений даёт ощутимый эффект при регулярном приёме в течение определённого времени.

АЮРВЕДА О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ.
В дополнение к травам Аюрведа предлагает к использованию целебные свойства металлов и самоцветов, которые способны помочь противостоять тем или иным негативным воздействиям на тело, ум и сознание человека. Так, например, золото укрепляет нервы, улучшает ум и память, благотворно воздействует при эпилепсии и заболеваниях лёгких. Серебро увеличивает силу и выносливость организма, помогает при истощении и воспалительных заболеваниях кишечника. Медь излечивает малокровие. Свинец эффективен при кожных заболеваниях.

ЦВЕТА.
Аюрведа предлагает в качестве одного из способов укрепления и сохранения здоровья использование целебных свойств некоторых цветов и цветовых оттенков. Так, например, красный и оранжевый цвета обладают согревающим действием и содержат запас целебной энергии. Зелёный цвет успокаивает ум и бодрит, радует сердце. Синий -- успокаивает ум и тело, способствует устранению расстройств печени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная статья представляет собой краткий и далеко не полный обзор того огромного количества информации, которое нам предоставляет Аюрведа -- наука о жизни.
Аюрведа гармонично объединяет способы излечения и тела, и души человека.

Основа Аюрведы -- работа со своим "я" (с душой).

Ежедневно практикуя Аюрведу, человек обретает физическое и психическое здоровье, счастье, любовь, гармонию и умиротворение.

Наверняка многие люди слышали об аюрведе. И каждый человек примерно представляет, о чем идёт речь, когда слышит данное слово.

Древняя наука

Давайте разберемся, аюрведа - что это? Древнее учение о секретах долголетия. Последнее, следуя принципам науки, достигается посредством гармонии души, тела и ума.

История возникновения

Как появилась аюрведа? Что это за направление? Следует знать, что аюрведа считается одной из самых древних наук. Принципы данного учения оказали влияние на развитие медицины в арабских и европейских странах. С давних времён известно, что такие лечебные средства, как алоэ, мускус, сандал и другие, привозились из Индии в европейские и арабские страны. Помимо лекарственных сборов, из этой страны везли и различные благовония. Также аювердические учения использовались в Тибете.

В середине прошлого века данное учение стало популярно в западных странах, в том числе в России. Аюрведа имеет целый ряд основных принципов, которые в настоящее время используются во всем мире. К ним относятся особое дыхание, специальная диета, очищение организма посредством клизм, приёма ванн и обертываний. Существуют зарегистрированные врачи, которые практикуют аюрведу. Их количество по всему миру составляет 350 000.

Основные принципы науки. Аюрведа

Что это за учение, мы уже выяснили. Теперь поговорим об особенностях. Под основным принципом аюрведы понимается гармоничное состояние человека. Здоровым считается тот, у кого тела и душа находятся в единстве. А вот если у человека тело само по себе, а душа - сама по себе, то он находится в дисбалансе. Это значит, что ему необходимо лечение. Данный принцип в какой-то степени пересекается с традиционной медициной, так как если у человека стресс, то вероятность возникновения каких-либо заболеваний увеличивается.

Аюрведа говорит о том, что каждый из нас состоит из пяти компонентов:

  1. Воздух.
  2. Земля.
  3. Вода.
  4. Огонь.
  5. Космос.

Когда все вышеперечисленные стихии находятся в равновесии, есть определённое название такому состоянию - пракрити (это полностью здоровый организм).

Аюрведическое учение говорит о том, что в одном человеке собраны все стихии. Но одна из составляющих может преобладать над другими.

Доша

Помимо этого, в аюрведе есть такое понятие, как доша, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. Вата . Оно подразумевает под собой воздух.
  2. Питта - огонь и вода.
  3. Капха . Оно включает в себя воду, землю и космос.

Все три составляющих также присутствуют в организме и балансируют между собой. Но одно из состояний может преобладать над другими.

Физическое состояние - это доши, а эмоциональное - гуны. Жизнь такова, что может подвергать обычного человека разбалансировке, то есть нарушать гармонию доши и гуны. Человек не справляется с воздействием внешних факторов. Возможно, он обратил внимание на чьё-то плохое настроение и сам стал нервничать либо подвергся какому-то стрессу. Причин может быть великое множество. Такое состояние человека, когда у него отсутствует гармония, называется викрити.

Переходим в состояние пракрити

Аюрведическая медицина заключается в том, чтобы перевести человека из состояния викрити в пракрити. Необходимо достичь такого самочувствия пациента, чтобы он находился в гармонии с самим собой. На самом деле это очень важно, чтобы человек перестал беспокоиться, расслабился. Потому что большинство заболеваний начинаются с расстройства нервной системы. Нарушение гармонии, согласно данной науке, является основной причиной болезней человеческого организма.

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Устранение дисбаланса

Аюрведическая медицина направлена на лечение, которое состоит в комплексном подходе к выздоровлению человека. То есть в нормализации его физических и психологических состояний. Часто люди не задумываются об эмоциональных причинах возникновения того или иного заболевания. Но на самом деле это очень важный момент, о котором говорит аюрведа. Лечение должно быть комплексным. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Иногда эмоциональная нормализация ведёт за собой выздоровление других систем человеческого организма. Необходимо иметь положительный настрой. В этом смысле аюрвердическая медицина намного превосходит традиционные методы лечения.

Об эффективности такой терапии говорит то, что эти древние знания и методы применяются уже больше 5000 лет. Центр аюрведы находится в Индии. Сомневаться в этом учении нет никакого смысла.

Питание

Каким должно быть питание по аюрведе? Так как подобное лечение подразумевает очищение организма, то основными составляющими данного процесса являются правильный рацион и режим потребления пищи. Существуют определённые правила, которым рекомендует следовать аюрведа. Рецепты блюд составляются на основании базовых принципов питания.

Давайте их рассмотрим:

  1. Основной приём пищи должен осуществляться в полдень по местному времени.
  2. Не стоит начинать обедать в возбужденном или расстроенном состоянии. Нужно дать себе время успокоиться, и только потом приступать к еде.
  3. Важную роль в приеме пищи играет окружающая обстановка. В комнате должно быть спокойно, без работы каких-либо приборов, например, телевизора. Не стоит читать или отвлекаться на что-нибудь.
  4. После того как употребление пищи закончено, не стоит сразу вставать из-за стола, необходимо посидеть в течение 5 минут.
  5. Следует делать перерывы между едой не меньше 3 часов. Это необходимо для того, чтобы пища, которая была съедена ранее, уже переварилась в организме.
  6. Процесс приема пищи должно осуществляться в сидячем положении.
  7. Не рекомендуется ужинать после того как солнце сядет за горизонт.
  8. Употреблять пищу следует только тогда, когда наступает чувство голода.
  9. Важным моментом является тщательное пережевывание еды.
  10. Не стоит торопиться во время приема пищи.
  11. Не нужно переедать. Необходимо рассчитывать количество потребляемой пищи так, чтобы не доедать примерно одну четвертую часть до сытого состояния. Так рекомендует делать аюрведа. Продукты должны быть не холодными.
  12. Следует есть блюда, которые приготовлены непосредственно перед обедом или ужином. Если такой возможности нет, то существует другое правило. Рекомендуется есть то, что приготовлено сегодня. Не нужно кушать вчерашние или позавчерашние блюда.
  13. Во время приема пищи не рекомендуется пить в большом количестве. Если есть потребность, можно пить воду, которая была согрета специальным способом. А именно подвергалась кипячению в течение четверти часа. Ни в коем случае нельзя пить холодную жидкость, так как это неблагоприятно для желудка.
  14. Не рекомендуется смешивать молоко с другими продуктами. Его можно пить отдельно в горячем виде с добавлением специй или сахара.
  15. Нужно следить за сочетанием продуктов питания.
  16. Использование специй рекомендуется в аюверде, так как они способствуют процессу пищеварения.
  17. Питание по аюрведе подразумевает исключение из рациона сыра, приготовленного промышленным способом, йогурта, мороженого и холодного молока.
  18. Меню должно соответствовать индивидуальным особенностям организма и времени года.
  19. Существует такое понятие, как аювердический вкус. Он включает в себя 6 составляющих. Все они должны входить в обед или другой приём пищи.
  20. Кислую и солёную еду ни в коем случае нельзя употреблять вечером, также в этот перечень входит кефир.
  21. Следует отказаться от жареной, кислой и солёной пищи.
  22. Рекомендуется заниматься физкультурой. Особенно подойдёт йога.

Аюрведическая совместимость продуктов в еде

Считается несовместимыми молочные продукты и цитрусовые. Также не сочетаются молоко и кислая еда.

Не рекомендуется употреблять в пищу картошку, так как в ее состав входит крахмал. Данный продукт долго переваривается. Поэтому он обуславливает появление токсинов, что не соответствует аюрведическим принципам правильного питания.

Нельзя сочетать дыню с зерновыми культурами. Это связано с тем, что процесс переваривания первой очень быстрый. А зерно, наоборот, долго переваривается. Поэтому не нужно сочетать эти продукты. Лучше дыню есть отдельно от другой пищи.

Не стоит употреблять теплый мёд. Так как данный продукт в разогретом виде превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и создаёт неблагоприятную обстановку внутри организма. При обычной температуре мед будет полезным.

Молоко и продукты, содержащие большое количество белка, нельзя употреблять друг с другом. Почему? Потому что белок согревает, а молоко охлаждает. Поэтому сочетание данных групп продуктов приводит к возникновению токсинов.

Молоко и дыня также являются двумя несовместимыми продуктами. Несмотря на то что они оба охлаждают, молоко имеет свойство сворачиваться. Также последний продукт обладает слабительным свойствами. Дыня же имеет мочегонные свойства. Ещё у этих продуктов разное время переваривания в желудке.

Аюрведа для женщин

Известно, что данное учение подразумевает использование только натуральных средств. В том числе они применяются и в косметических целях. Аюрведа для женщин прежде всего интересна тем, что она предлагает широкое использование масел.

Сделаны они на растительной или животной основе. Предназначены для внутреннего и наружного использования. Помимо масел женщинам предлагаются различные косметические средства, также изготовленные из натуральных составляющих.

Можно справиться с такими проблемами кожи, как сухость, жирность, увядание и угревая сыпь, используя знания, которые дает такое учение, как аюрведа. Отзывы о натуральных средствах только положительные. Женщины остаются довольны использованием даров природы.

Аюрведа: достоинства учения

Еще одним плюсом использования аювердических средств по уходу за лицом, телом и волосами является то, что они направлены на комплексное оздоровление организма. Помимо кремов и масок индийские производители предлагают средства по уходу за зубами и волосами. Интересен тот факт, что даже декоративная косметика обладает восстанавливающим и питательным действием. Например, такое средство, как сурьма, используется индийскими женщинами для окрашивания бровей. И в то же время она ухаживает за волосками.

Кремы и маски по рецептам аюрведы содержат в своем составе не только натуральные вытяжки и масла, но и ряд минералов и других полезных компонентов. Причем данные элементы в косметологических целях стали использоваться индийцами раньше, чем европейцами.

А масло амлы способствует росту и укреплению волос. Оно добывается из местного крыжовника.

Заключение

Мы разобрались в том, что такое аюрведа, что это за наука, тоже выяснили, описали ее особенности. Также были рассмотрены основные принципы этой разновидности древней медицины.