Биографии Характеристики Анализ

Современные проблемы науки и образования. Как управлять своим поведением

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими - это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное - как в спорте - тренировки!

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ - эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект », можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность - это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие : то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой . Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву - и можно потерять миллионы долларов. .

Межличностная компетентность - это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии - способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

И финальный аккорд - управление отношениями : этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

P.S..Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

Введите e-mail адрес:

Представьте себе следующую ситуацию. После долгого рабочего дня вы отправляетесь в магазин за продуктами. Сделав все необходимые покупки, вы идете к кассам, становитесь в очередь и некоторое время ждете. Через несколько минут вы решаете перейти в другую очередь, заметив, что кассир там работает немного быстрее. В новой очереди вы стоите и снова ждете, ждете и вскоре начинаете понимать, что эта очередь движется не быстрее предыдущей. Вы решаете не терять время и проверить сообщения на электронной почте. Когда все входящие прочитаны, вы прячете телефон и начинаете беспокойно двигаться, суетиться, теряя терпение. Наконец, наступает ваша очередь. Вы выгружаете все покупки на конвейерную ленту и вдруг понимаете, что они не двигаются к кассе, так как стоящий перед вами клиент спорит по поводу цены одного из своих приобретений. Когда проблема решается, кассир, наконец, приветствует вас словами: «Добрый день, как ваши дела?». Вы отвечаете: «Спасибо, нормально, а ваши?».

Интересно, что большинство из нас в подобной ситуации реагируют именно так вместо того, чтобы дать более достоверный ответ, например: «Я рассержена» или «Этот магазин должен нанять больше кассиров», или «Мне пришлось потерять в очереди целых пятнадцать минут!».

Что же помогает нам терпеть такие ситуации и не терять самообладание? Эта способность называется контролем поведения.

Что такое контроль и управление собственным поведением?

Контроль поведения иногда называют «саморегуляцией» и относится он к нашей способности:

  • вести себя допустимым образом благодаря контролю над собой – это может означать проявление контроля над побуждениями с целью прекратить определенные действия (например, употреблять алкоголь) или наоборот действовать определенным образом, даже если мы вовсе этого не хотим (проявлять вежливость к руководителю, хотя он ведет себя несправедливо по отношению к нам);
  • управлять нашей энергией, эмоциями, вниманием и поведением, делая это социально приемлемым способом, который помогает нам в достижении целей;
  • сохранять спокойствие, сосредоточенность и бдительность;
  • справляться с тем, что подвергает стрессу нашу нервную систему, например, с сильным шумом, утомлением, сложными ситуациями, заданиями и раздражающими факторами.

Способность регулировать или управлять поведением позволяет нам сохранять концентрацию внимания в присутствии отвлекающих факторов, фокусироваться на самой важной информации, соблюдать очередь, ждать , следовать правилам, адаптироваться к новым ситуациям, поступать социально приемлемым способом, подавлять вспышки гнева и достойно встречать трудности. Способность управлять своим поведением не возникает в одночасье, а развивается постепенно, с индивидуальной для каждого ребенка скоростью. Так, некоторые дети лучше справляются со своими ежедневными стрессами, чем их сверстники.

Способность ребенка управлять своим поведением влияет на его дальнейшее развитие. Это подтвердил известный эксперимент по саморегуляции, в котором четырехлетним детям давали один кусочек зефира и говорили, что они могут съесть его сразу же или получить несколько кусочков зефира, но в том случае, если подождут и не станут его есть до тех пор, пока взрослые не вернутся в комнату. Около 30% детей проявили терпение , в будущем они смогли добиться лучших результатов в школе и университете, реже демонстрировали антисоциальное поведение и были менее склонны к употреблению наркотиков.

Связь между контролем поведения и речью

Существует тесная связь между контролем своего поведения и речью. Исследования показывают, что:

  • дети ясельного возраста с большим словарным запасом развивают более эффективные навыки саморегуляции;
  • дети дошкольного возраста с лучшими навыками управления поведением быстрее и лучше овладевают чтением и письмом , увеличивают словарный запас и развивают математические навыки.

При изучении поведения детей с задержкой развития речи исследователи обнаружили, что:

  • во время занятий с логопедом дети с хорошим контролем поведения быстрее увеличивают словарный запас по сравнению с детьми с плохим контролем поведения. Это связано с тем, что дети, которые лучше управляют своим поведением, более внимательны и настойчивы при решении поставленных логопедом задач и от таких занятий получают намного больше пользы;
  • будучи в детском саду, дети с задержкой развития речи хуже контролируют свое поведение по сравнению с детьми с обычным уровнем развития речевых навыков – это связано с тем, что у детей с плохими речевыми навыками меньше способов выразить себя и объяснить свои эмоции.

Так как существует связь между контролем поведения и речью, очень важно, чтобы родители, и особенно родители детей с речевыми трудностями, знали и развивали способность ребенка управлять своим поведением. Это поможет ему получать большую пользу от занятий с логопедом, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и лучше учиться в школе.

Как родители могут способствовать развитию навыков контроля ребенком своего поведения?

Обучение детей контролировать свое поведение заключается не в том, чтобы учить их сидеть смирно, следовать инструкциям и контролировать самих себя. Речь идет о том, что необходимо обеспечить детям такую окружающую обстановку, в которой они смогут выбирать, осознавать требования, чувствовать себя раскованно, «выпускать пар» и заряжаться энергией для решения повседневных проблем.

Вот несколько простых советов, которые помогут родителям содействовать развитию навыков контроля поведения ребенка:

1. Тщательно наблюдайте за вашим ребенком – станьте «детективом». Это значит, что родителям необходимо дифференцированно предъявлять определенные требования к своему ребенку, учитывать и знать те факторы, которые помогают ему оставаться спокойным, обращать внимание на то, каким образом ребенок контролирует себя и что заставляет его становиться недостаточно или чрезмерно возбужденным.

Обращайте внимание на реакцию вашего ребенка в ответ на различные ситуации и занятия. Как только вы определите действующие на него стрессовые факторы, вы должны постараться минимизировать их и создать обстановку, в которой ребенок сможет оставаться спокойным и сосредоточенным.

2. Демонстрируйте саморегуляцию на собственном примере – в повседневных занятиях используйте слова, действия и «внутренний диалог», которые будут демонстрировать ваш собственный контроль своего поведения. При этом ценность внутреннего диалога состоит в том, что он призван облекать ваши мысли и чувства в слова.

  • Выбирая настольную игру, вы можете продемонстрировать ребенку, как необходимо контролировать свое побуждение (т. е. стремление и желание) сделать свой выбор первым: «На этот раз игру будешь выбирать ты, потому что в прошлый раз выбирала я».
  • Если сломалась игрушка, вы можете продемонстрировать способность управлять и контролировать свое чувство огорчения: «О, это так грустно. Я очень хотела поиграть этой игрушкой вместе с тобой. Ну что ж, давай найдем другую игрушку, с которой мы сможем поиграть так же интересно».
  • Если ребенку предстоит сложное занятие, вы можете продемонстрировать ему навыки решения задач и настойчивость: «Да, это сложная задача. А что если мы сначала попробуем решить вот эту ее часть?».

3. Учите ребенка словам для выражения мыслей и чувств – это поможет ему контролировать свое поведение. Вот некоторые простые слова, которые дети могут использовать с самого раннего детства для того, чтобы описывать свои эмоции: «счастливый», «злой», «страшный» и «грустный». Для детей с более развитой речью можно моделировать использование более сложных слов, таких как «чувство», «думать», «огорчение» или «успокоение». Вы можете использовать эти слова, чтобы описывать мысли и эмоции вашего ребенка в повседневной жизни. Например, если ребенок огорчен внезапным изменением в расписании, вы можете сами облечь его мысли в слова: «Ты, кажется, расстроился по поводу того, что нам пришлось изменить свой план действий».

4. Устанавливайте распорядок дня и четко озвучивайте свои требования – дети хуже контролируют собственное поведение и эмоции, когда требования неясны или они не знают, что будет дальше. Использование расписания, списков, предупреждений об изменениях, таймера или любых других средств, которые дают детям четкость и предсказуемость, помогает снизить уровень стресса и понять, что будет дальше.

5. Поощряйте игры с другими детьми – если вашему ребенку трудно контролировать свое поведение, приглашайте в игру ребенка, который хорошо владеет навыками управления поведением. Так ваш малыш будет учиться на примере другого ребенка. Поощряйте игры вашего малыша с детьми, которые умеют соблюдать очередь, ожидать, договариваться о правилах и играть честно.

6. Помогайте своему ребенку играть изобретательно – во время ролевых игр дети практикуют многие аспекты управления поведением. Для того чтобы исполнять взятую на себя роль (например, роль доктора), ребенок должен подавлять свои естественные реакции и представлять себе реакции доктора. Во время ролевых игр дети должны принимать решения и следовать правилам, включая решение об использовании той или иной игрушки и распределение между собой определенных ролей. Исполнение роли предполагает планирование и демонстрацию различных эмоций и сценариев, а также их последствий. Поощряйте ролевые игры ребенка, заставляя его исполнять разные роли (например, пожарного или официанта) и разыгрывать роли с игрушками (например, ехать на игрушечной машине на автомойку). По возможности привлекайте к ролевым играм других детей.

7. Позвольте ребенку руководить вами в играх – заинтересованность ребенка в играх и других занятиях способствует улучшению концентрации внимания и повышению мотивации. Отдав бразды правления своему малышу, вы должны отказаться от установления собственного порядка действий и следовать его интересам. Когда вы позволите ребенку управлять разговором и игрой, то обнаружите, что ваше взаимодействие длится дольше и ребенок уделяет более пристальное внимание тому, что вы говорите и делаете.

8. Играйте в игры по правилам : умение следовать правилам, устанавливать и применять их по отношению к себе – это часть развития саморегуляции. Играйте в игры с простыми правилами, в такие как догонялки, прятки, простые карточные и настольные игры.

9. Поощряйте игры с физическими нагрузками – специалисты рекомендуют ограничивать время, проводимое детьми у экранов телевизоров, чаще бывать на открытом воздухе и играть в игры, подразумевающие физическую нагрузку. Нехватка физических упражнений может стать стрессовым фактором для организма вашего ребенка, а игры c физической нагрузкой и занятия физкультурой улучшают способность контролировать свое поведение.

Групповые игры это отличный пример игр с физической нагрузкой – игр, в которые играют с людьми (без игрушек), таких как догонялки, хороводы или катание на «лошадках».

10. Позволяйте детям делать выбор и ставить перед собой цели – предоставление выбора дает детям некоторое чувство контроля над окружающей обстановкой. А постановка целей помогает развивать самоконтроль . Дети могут ставить перед собой цели на летние каникулы или субботний вечер, планировать игры с друзьями или выбирать одежду на следующий день.

Сводя к минимуму стрессы и требования повседневной жизни, создавая условия, в которых дети могут оставаться спокойными, внимательными и сосредоточенными, вы помогаете им заряжаться энергией, необходимой для того, чтобы извлекать уроки из ситуаций и справляться с повседневными проблемами. Кроме того, помогая детям улучшать контроль поведения, родители способствуют развитию языковых навыков и лучшей успеваемости детей в школе.

Оцените публикацию

Вконтакт

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;

психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» (Psychothrapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» буквально означает «исправление».



Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

q Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

q Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

q В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

q Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной– до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии).

q В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

q Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.



Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

Ø симптоматическую;

Ø каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

Ø познавательной сферы;

Ø личности;

Ø аффективно-волевой сферы;

Ø поведенческих аспектов;

Ø межличностных отношений(внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений.

3. Поформе работы с клиентом различают коррекцию:

Ø индивидуальную;

Ø групповую:

В закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

В открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

Смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. Поналичию программ:

Ø программированную;

Ø импровизированную.

5. Похарактеру управления корригирующими воздействиями:

Ø директивную;

Ø недирективную.

6. Попродолжительности:

Ø сверхкороткую (сверхбыструю);

Ø короткую (быструю);

Ø длительную;

Ø сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер,

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживании. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7.Помасштабу решаемых задач различают психокоррекцию.

Ø частную;

Ø специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для совершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Психокоррекционная ситуация

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1.Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, – это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь. – это психолог, психокорректор.

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Одним из главных завоеваний дошкольника к пяти годам станет его умение управлять своим поведением. Такое умение психологи называют произвольной регуляцией поведения . Для ребенка научиться регулировать свое поведение – самая актуальная задача, поскольку от ее решения зависит его будущее движение – обучение в школе. И родители и учителя начальных классов хорошо знают, что успех в освоении новой для ребенка учебной деятельности напрямую зависит от его способности к произвольной регуляции.

СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«Приблизительно с трехлетнего возраста у детей начинает формироваться более сложная внутренняя организация поведения, более сложное строение деятельности в целом. В данный возрастной период деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, которые сменяют, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт между собой, но известным соподчинением мотивов отдельных действий. Теперь ребенок может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не привлекательна для него, ради чего-нибудь другого или, наоборот, отказаться от чего-нибудь непосредственно приятного для того, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного».

Произвольная регуляция – это всегда сознательная и преднамеренная регуляция человеком своих действий и поступков, шире – деятельности и поведения. Произвольная регуляция зависит от особенностей нервной системы и темперамента ребенка, его эмоциональной сферы, от того, насколько развиты произвольное внимание и память, воображение, активная речь. Имеет значение и вербально-логическое мышление, без которого невозможно сознательное, целенаправленное, организованное поведение ребенка. Наконец, важнейшее влияние на произвольную регуляцию оказывает складывающаяся в старшем дошкольном возрасте система мотивов, или Я-концепция.

Дошкольное детство – период, когда у ребенка появляются новые возможности общения (и дома, и вне домашнего пространства). От процесса общения зависит формирование системы мотивов. То есть чем активнее выражена потребность ребенка в общении и чем более она реализована, тем выше мотивация ребенка.

Говоря о «системе мотивов», мы подразумеваем, что мотивы взаимосвязаны, а значит, отсутствие или несформированность одного из них приводит к неполадкам в работе всей системы. Попробуем разобраться, какие мотивы свойственны ребенку в возрасте от трех до пяти лет.

К типичным мотивам дошкольника можно отнести мотив интереса к миру взрослых , побуждающий ребенка действовать «как взрослые», желание быть похожим на них. Значительная роль принадлежит игровым мотивам : не случайно любое дело легко превращается дошкольником в игру. Большое значение имеет мотив установления и сохранения положительных отношений со взрослым и другими детьми . Отсюда проистекает стремление ребенка считаться с мнением и оценками взрослого. Наконец, следует выделить и мотив самоутверждения , который заключается в том, что ребенок стремится быть полезным, нужным, значимым. Под воздействием этого мотива ребенок приписывает себе известные ему положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности.

СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«Этот период (дошкольное детство) первоначального фактического складывания личности, период развития личностных „механизмов” поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство субъекта – единство личности. Период детства есть период фактического складывания психологических механизмов личности, именно потому он так важен».
Из кн. «Возрастная и педагогическая психология»

Неудивительно, что дошкольники воспринимают себя исключительно в позитивном свете. Новыми мотивами следует считать познавательные и соревновательные мотивы дошкольника. Соревновательный мотив формируется на базе мотива самоутверждения. Познавательные мотивы оформляются к старшему дошкольному возрасту и становятся самостоятельными мотивами поведения. Важным в структуре мотивов дошкольника становятся мотивы достижения (успеха) и избегания неудачи, альтруистические мотивы . Таким образом, создаются значительные условия для превращения этого конгломерата мотивов в более или менее стройную систему.

Уже в четыре года появляется соподчиненность мотивов, то есть одни мотивы являются более значимыми, другие – менее. Какие-то из них обусловливают поведение ребенка чаще, а какие-то – реже. С чем это связано? Прежде всего с приобретением ребенком опыта планировать свою деятельность, связанного с развитием воображения. Представим себе четырехлетнего малыша, который хочет достать из стоящей на холодильнике фруктовой вазы яблоко. Ваза расположена достаточно высоко – не дотянуться, а значит, ребенку предстоит решить задачу, как дотянуться до вазы и достать яблоко. Можно прибегнуть к способу, который отработан в период раннего детства, – позвать маму. Но возможности психического развития ребенка, в частности наличие воображения, позволяют ему мысленно представить, или вообразить, процесс получения яблока: взять табурет, подставить его к холодильнику и достать яблоко. Таким образом, у ребенка есть мотив – желание попробовать яблоко и цель – достать его, которые и обусловливают поведение малыша.

Или: ребенок, стоя перед клеткой в зоопарке, ждет, когда из домика покажется лисичка. В своем воображении он увидел, как это произойдет. Таким образом, его действия, вызванные интересом к ситуации, произвольны – это он сам ждет появления лисы.

Примерно с этого возраста дети начинают контролировать свои действия. Если сравнить поведение ребенка трех и четырех лет, то налицо признаки «взрослости» старших детей. Связана она не только с более совершенными навыками четырехлеток, но и с их организованностью, самостоятельностью, способностью, пусть пока и не всегда логично, объяснить причины своих поступков.

В старшем дошкольном возрасте дети делают значительный шаг в произвольной регуляции: они могут проявить инициативу при выборе цели, становятся самостоятельными, упорными, но только при наличии положительного эмоционального фона. Слова «надо», «можно», «нельзя» приобретают качественно новое наполнение. Если раньше они воспринимались ребенком как средство воздействия на его поведение: положительно в случае «можно» и негативно в случае «надо» или «нельзя», то теперь им отводится роль опорных точек для тех или иных действий. Ребенок использует эти слова, как правило, повторяя их вслух, для того чтобы аргументировать свое поведение или поведение других людей («Мне нельзя залезать на пожарную лестницу», или «Купаться можно , потому что вода не холодная», или «Тебе надо положить шапку на место, а то бабушка будет ругаться»). Формируется система мотивов, появляется доминирующий мотив и подчиненные мотивы. Например, ребенок забрался в шкаф затем, чтобы достать конфеты (основной мотив). Увидел на полке банку с горохом и рассыпал горох, потому что интересно посмотреть и приятно ощущать горошины в ладошках (дополнительный мотив). При этом основной мотив (достать конфеты) остается тем же, просто отодвигается до момента реализации предыдущего мотива. Мотивация детей более раннего возраста ситуативна, мотивы равноценны – в них нет системы. При появлении интереса к новому объекту, в данном случае банке с горохом, полутора-двухлетний ребенок забывает о первом мотиве, и главным и единственным становится новый мотив.

Основными условиями формирования мотивационной системы дошкольника выступают чувства: острое желание увидеть, услышать, узнать, съесть, погладить и пр. Способность соотнести свои действия с рядом мотивов, осознавая главный мотив, есть основание, база для становления направленности личности . Направленность личности теснейшим образом связана со способностью человека определить цели своей деятельности, поведения, наконец, жизни.

Становление системы мотивов и как следствие произвольной регуляции происходит под мощным воздействием эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Отрывать эти процессы друг от друга нельзя. И это понятно: отрицательные эмоции (плохое настроение, ощущение ребенком своей ненужности и др.) затрудняют процесс познания, положительные же, наоборот, стимулируют его. В свою очередь тяга к познанию, интерес ребенка к чему-либо тем выше, чем ярче положительный эмоциональный фон. Хотя границы влияния познавательной и эмоциональной сфер определить достаточно сложно, в дальнейшем, как правило, одна из них будет оказывать преобладающее воздействие на формирование направленности личности. (Вспомним, как об одних людях говорят: «он действует в зависимости от настроения (под воздействием импульса)», а о других – «он опирается на логику».) Не случайно Альфред Адлер считал, что именно в этом возрасте складывается так называемый стиль жизни человека. Конечно, говорить о сложившейся направленности личности дошкольника невозможно, но очевидно, что предпосылки для ее становления оформляются именно в этом возрасте.

И все же, почему так важно формировать систему мотивов именно в возрасте трех – пяти лет? Некоторые родители будущих первоклассников обеспокоены застенчивостью своих детей, или их агрессивностью, или вспышками гнева: как ребенок с такими качествами будет успевать в школе? Каковы причины, которые привели к закреплению определенных черт в поведении ребенка? Дело в том, что все нежелательные проявления связаны с незрелостью системы мотивов, Я-концепции и в конечном счете произвольной регуляции. Другими словами, если ребенок в положенное время не научился управлять своим поведением, определять основные приоритеты в своей деятельности, строить отношения со взрослыми и сверстниками, сделать это в дальнейшем будет гораздо труднее.

У каждого возраста свои задачи, и наслоение нерешенных задач на новые, более приоритетные, приводит к торможению какой-либо из сфер развития ребенка. Так, несамостоятельность влечет за собой трудности в организации своей деятельности, неумение общаться со сверстниками приводит к проблемам адаптации в новом коллективе, недостаточно сформированный самоконтроль сказывается на качестве усвоения ребенком учебной программы и т. д.

Старший дошкольник способен четко осознавать движущие его поведением мотивы, то есть, попросту говоря, может объяснить, почему он поступает так или иначе, что стоит за его действиями или намерениями. Эта способность также берет начало в более ранний период, то есть в три – пять лет.

Разговор об умении управлять своим поведением был бы неполным, если бы мы не коснулись еще одной категории – нравственной. Ребенок, усваивая нормы и правила среды, в которой живет (играет, общается, учится), выстраивает определенную шкалу ценностей: это можно, а это нельзя, так принято поступать, а так – нет и т. д. В три – пять лет «можно – нельзя» еще достаточно подвижны, и именно этим объясняется «безнравственное» поведение ребенка. Но пройдет немного времени, и деления на шкале станут относительно стабильными и последовательными: ребенок достаточно четко усвоит причинно-следственную связь своих поступков. На шкале появится деление «надо», которое будет свидетельствовать о понимании ребенком категории «я должен». Вершиной этого процесса станет формирование такой нравственной инстанции, как совесть , – одной из движущих сил развития личности.

Голос совести – этот внутренний голос власти – формируется под действием внешнего голоса власти, принадлежащего близкому окружению ребенка: родителям, воспитателям, другим значимым людям. Первые шаги становления этого внутреннего голоса (раннее детство и младший дошкольный возраст) связаны как со страхом наказания, откуда бы оно ни исходило, так и с образцами поведения взрослых, той системой их нравственных ценностей, которую они передают ребенку своим поведением, словами, жестами. По мере взросления и становления Я-концепции поведение все меньше мотивируется страхом перед возможным наказанием, ребенок все чаще обращается к образу собственного Я. Доминанта «я должен» постепенно заменяется доминантой «мне следует». А это уже новый уровень развития произвольности.

Умение управлять поведением

Если вы расстроены или обеспокоены поведением других людей, то, возможно, вам следует объективно проанализировать его. Может быть, вы пытаетесь помочь тому, кто этого не желает, или отвели на решение проблемы слишком мало времени. Вы могли также не понять, что нужно пытаться изменить поведение человека, а не его личность.

Из книги Организационное поведение: Практикум автора Громова Ольга

Глава 7 Управление поведением организации Эффективная деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл организации и каждую его стадию. Руководители должны знать, на

Из книги Оценка поведения автора Кинан Кейт

Умение управлять неадекватным поведением В основном поведение людей не влияет на их работоспособность. Но если все-таки это происходит, необходимо подумать о том, что можно предпринять, чтобы справиться с нежелательным поведением.Желая справиться с неадекватным

Из книги 49 законов продаж автора Мэттсон Дэвид

Управляйте своим поведением Для того чтобы стать профессиональным продавцом, вы должны понимать динамику человеческого поведения и научиться использовать это понимание так, чтобы это привело к наиболее благоприятному исходу как для вас, так и для потенциального

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

9 Умение управлять трудными людьми: психологическое оправдание усилий руководителя Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логически мыслящими, а с эмоциональными существами. Дейл Карнеги (1888–1955) На любой работе найдется хотя бы один трудный сотрудник, а

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.6. Общие правила управления групповым поведением Об управлении командами речь идет во многих параграфах данной книги. Здесь же приведем общие правила управления групповым поведением В. Зигерта и Л. Ланг. Эти правила нельзя рассматривать как некое универсальное

Из книги Вдохновляющий менеджер автора Лири-Джойс Джудит

Тема 7 Управление поведением организации 7.1. Разнообразие факторов поведения организации7.2. Понятие и законы управления7.3. Принципы управления7.4. Регулирование и контроль7.5. Поведение организаций на различных стадиях онтогенеза7.6. Концепция обучающейся организации и

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

8. Как управлять эффективностью Решите для себя, какие сражения вам во что бы то ни стало надо выиграть, а какие – вы готовы проиграть. Эллисон Николл, Freedom Finance «Бен всегда говорил мне, что я делаю правильно, а в чем ошибаюсь. Я благодарен ему за то, что он помог мне открыть

Из книги Думай как миллиардер [Все, что следует знать об успехе, недвижимости и жизни вообще] автора Макивер Мередит

10.3.9 Умение управлять дистанцией, способность вести себя в рамках формальной ситуации с одновременным умением разрушать границы, привлекая к себе людей, создавая контакт более близкий и прямой Давайте взглянем на уровни общения лидера с подчиненными:? Формальное

Из книги Психология убеждения автора Чалдини Роберт

Как управлять долгом Необходимо управлять своим долгом, потому что вы – единственный, кто может и должен это делать. Я всегда твержу себе, что могу использовать заемный капитал для своих сделок, а могу и не прибегать к этому средству. Я единственный, кто вправе принять

Из книги MBA в кармане: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления автора Пирсон Барри