Биографии Характеристики Анализ

Синтаксис интересные факты. Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия

Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф. Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание называет предметы, признаки, действия, но только делает это более конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.

Словосочетание имеет следующие признаки : 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).

Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит "субординативный" характер. Субординация - связь прямая и односторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай . В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин (Р. п.).

Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью.

Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них. В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения, которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение Скоро стемнеет содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в будущем, а предложение Сварила бы ты суп содержит побуждение. Также предложение характеризуется интонационной законченностью, которая выражается большой паузой в конце предложения.

Основными признаками предложения являются:

  • 1. грамматическая форма в виде предикативной основы - главных членов;
  • 2. предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

Интонация, имеющая завершенное строение;

Свободное лексическое наполнение.

Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами. Это различие закреплено в двух типах простого предложения - двусоставных и одно составных.

Двусоставным называется предложение, которое состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Вороне где-то бог послал кусочек сыру (И. Крылов).

·Односоставным называется предложение, которое состоит только из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или наличие предмета, например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (Б.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.).

В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независимого признака или бытие предмета, например: Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (посл.). Отрицание имеет специальный показатель - частицу не (ни) , но может быть выражено описательно: Ступай, ступай - нет работы! Какая зимой работа? (М.Г.). При наличии "двойного" отрицания выражается усиленное утверждение: Оленин не мог не любоваться конем (Л.Т.).

Члены предложения бывают главными и второстепенными. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? , например: Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад (А. Чехов).

Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Уже проснулись певчие птицы (И. Соколов-Микитов). Сказуемое может быть простым (Яхотел булочку ), составным (Я хотел съесть булочку ) и сложным (Я хотел стать булочником ).

Второстепенные члены предложения зависят от главных, грамматически подчинены им. Второстепенные члены поясняют, уточняют значение господствующих над ними словоформ.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным, и отвечает на вопросы какой? чей? Определения как зависимые слова относятся к именам существительным.

По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные. Согласованные определения выражаются прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже. Несогласованные определения выражаются существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием, которые согласуются с определяемым словом при помощи управления или примыкания

Также определением является и причастный оборот. Особым видом определения является приложение.

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, и обозначающий различные добавочные сведения о предмете (возраст, национальность, профессия, специальность, собственные имена и собственные наименования, качества характера), например: Возница -киргиз сидит неподвижно на облучке (Д. Фурманов). Приложение может быть согласованным и несогласованным . Несогласованными являются приложения, представляющие собой собственные наименования (названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и т. д.). Все остальные приложения являются согласованными, т.е. ставятся в том же числе и падеже, что и определяемое слово.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. В словосочетании дополнение связывается с главным словом при помощи примыкания и управления.

Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, а косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без них.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? и др. Обстоятельства поясняют сказуемое (в большинстве случаев) или другие члены предложения.

Основные признаки сложносочиненного предложения:

  • 1. равнозначность и независимость составляющих его частей;
  • 2. сочинительная связь между ними.

Эти признаки находят выражение в сочинительных союзах. Сочинительный союз стоит между соединяемыми частями и не входит ни в одну из них; он представляет грамматическую форму всего сложносочиненного предложения,

Сложноподчиненными называют предложения, в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительными союзом или союзным словом, например: Дорогу размыло дождем, так что по краям образовались рытвины (И. Гончаров).

Подчинительная связь оформляется союзными средствами, - подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами. Союзные средства выполняют две общие для сложного предложения функции: 1) соединяют предикативные чисти; 2) выражают отношения между ними; кроме того, союзы и союзные слова выполняют третью, специальную, функцию: оформляют придаточное предложение.

Подчинительные союзы различаются по значению: время (когда, пока, как только и др.); условие (если, коли); сравнение (как, будто, точно и др.); цель (чтобы ); причина (так как, потому что} и др., причем в каждой группе есть основной союз (или основные), а все другие имеют ограниченное употребление, отличаются деталями значения или стилистической окраской.

Союзные слова (относительные местоимения) не относятся к служебным частям речи. Они сохраняют в сложноподчиненном предложении свое местоименное значение, т.е., указывают па лицо (кто), предмет (что), признак (который), количество (сколько), пространство (где, куда) и пр. Союзные слова не только выполняют все три функции, характерные для подчинительных союзов, но и являются членами предложения в придаточной части; например: Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастном (П.) - союзное слово который связывает придаточное предложение с главным (с существительным служба), выражает определительные отношения, представляет грамматическую форму придаточного предложения и является в нем дополнением при глаголе-сказуемом думал. Своей знаменательностью союзные слова противопоставлены подчинительным союзам вообще и союзам-омонимам в частности (что, как, когда).

В бессоюзном сложном предложении отсутствует одно из основных средств связи - союзы и союзные слова. Функцию связывания и выражения отношений между частями выполняет преимущественно интонация. В отдельных конструкциях используются дополнительные средства: 1) указательные местоименные слова (так, таков, одно и др.); 2) слова с общеуказательным значением (сначала, сперва, потому, это, поэтому, для этого и др.); 3) соотношение видо-временных форм глагола, форм наклонения.

В бессоюзных сложных предложениях роль знаков препинания более важна, чем в союзных; правила их употребления более сложны. Благодаря знакам различаются предложения одной структуры, но с разными видами отношений.

Бессоюзные сложные предложения имеют, как и союзные, равнозначные или неравнозначные части. Этим они аналогичны сложносочиненным или сложноподчиненным. Однако в бессоюзных формально не выражена ни независимость, ни зависимость частей.

Предложения равнозначного типа могут выражать два вида отношений: перечисление и сопоставление.

Перечисление выражается интонацией ("интонацией перечисления"), для которой характерно равномерное повышение тона в конце каждой части; количество частей не ограничено; например: Начинало светать, река туманилась, наш костер потух (Кор.). При перечислении выражается одновременность (глагольные формы несовершенного вида) или разновременность (совершенный вид); например: Густаяроса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжелые капли (А. Т.); Днепра стал темен брег отлогий; с востока льется ночи тень (П.).

Сопоставление выражается интонацией (противительной"), особенностью которой является более высокий тон в первой предикативной части, более низкий - во второй, между частями выдерживается пауза.

Предложения равнозначного типа могут быть перестроены в сложносочиненные, т. е. они допускают введение сочинительных союзов и, а.

В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь событий, положений.

Условные отношения отражают обусловленность одного события другим; условие заключается в первой части. Основной знак - тире; например: Напролом идут - волос не жалеют (Поел.); значение условия может опираться на форму сослагательного наклонения; например; Было б поле, найдем и сошку (Поел.).

Причинно-следственные отношения ; 1) причина во второй предикативной части; например: Радости жизни нельзя навсегда удержать у себя: радость приходит и уходит, как гость (Пришв,); 2) следствие во второй части; например: Учись доброму - худое на ум не пойдет (Поел.).

В предложениях со значением причины основной знак - двоеточие, со значением следствия - тире.

Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания.

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка , т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи . В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология .

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ) ; характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).

Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

Отличительные примеры:

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал» ; 2) «ведра сходили») .

Основные понятия синтаксиса

Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине» , в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).

Словоформа и синтаксема

Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).

Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).

Синтаксическая связь

Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.

Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.

При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты , а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.

Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.

Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе» ), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов , находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться») .

Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.

Роль синтаксиса в современном русском языке

Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.

А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.

Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка» ). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.

Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения , так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.

Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).


Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка

Учебник
В15
Валгина Н.С.
Синтаксис современного русского языка: Учебник

М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению ; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.
Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.
Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

ISBN 5-89218-113-8
© Н.С. Валгина, 2000

© Издательство «Агар», 2000

Предисловие

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Предложение и его признаки

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2. Краткая история вопроса

3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению

4. Количественно-структурные типы словосочетаний

5. Лексико-грамматические типы словосочетаний

5.1. Глагольные словосочетания

5.2. Именные словосочетания

5.3. Наречные словосочетания

6. Словосочетания свободные и несвободные

7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания

8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении

9. Виды синтаксической связи в словосочетании

10. Виды синтаксической связи в предложении

11. Компоненты словосочетания и члены предложения

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

12. Общие сведения

13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные

14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

15. Восклицательные предложения

16. Распространенные и нераспространенные предложения

17. Двусоставные и односоставные предложения

18. Полные и неполные предложения

19. Простые и сложные предложения

СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20. Главные члены двусоставного предложения

21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

22. Выражение подлежащего различными частями речи

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

24. Общий принцип классификации сказуемых

25. Простое глагольное сказуемое

26. Осложненное глагольное сказуемое

27. Составное глагольное сказуемое

28. Именное сказуемое и виды связок в нем

29. Именная часть сказуемого

30. Смешанное сказуемое

31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием

32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

33. Краткая история вопроса

34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения

35. Определения согласованные и несогласованные

36. Приложение

37. Способы выражения дополнений

38. Виды дополнений и их значения

39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах

40. Способы выражения обстоятельств

41. Виды обстоятельств по значению

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

42. Порядок слов и его роль в организации речи

43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст

44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

45. Грамматическая значимость порядка слов

46. Порядок расположения членов предложения

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

47. Общие сведения об односоставных предложениях

48. К истории вопроса об односоставных предложениях

49. Определенно-личные предложения

50. Неопределенно-личные предложения

51. Обобщенно-личные предложения

52. Безличные предложения

53. Инфинитивные предложения

54. Номинативные предложения

55.1. Именительный падеж в роли простого наименования

55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения

55.3. Изолированно употребленные именительные падежи

56. Генитивные предложения

СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

57. Общие сведения

58. Типы слов-предложений

НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

59. Общие сведения о неполных предложениях

60. Типы неполных предложений

61. Неполные предложения в диалогической речи

62. Эллиптические предложения

63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

65. Однородные главные члены предложения

66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими

67. Однородные второстепенные члены предложения

68. Однородные и неоднородные согласованные определения

69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами

70. Союзы при однородных членах предложения

71. Предлоги при однородных членах предложения

72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

73. Общие понятия

74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения

75. Обособленные согласованные и несогласованные определения

76. Обособленные приложения

77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями

79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

82. Общие сведения

83. Вводные слова и сочетания слов

84. Вводные предложения

85. Вставные конструкции

ОБРАЩЕНИЕ

86. Понятие об обращении

87. Способы выражения обращений

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

88. Краткая история вопроса

89. Сущность присоединения

90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

90.1. Союзные присоединительные конструкции

90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции

91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

92. Понятие о сложном предложении

93. Общая классификация сложных предложений

94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

95. Структура сложносочиненных предложений

96. Типы сложносочиненных предложений

97. Предложения с соединительными союзами

98. Предложения с противительными союзами

99. Предложения с разделительными союзами

100. Предложения с градационными союзами

101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

102. Общие сведения

103. Краткая история вопроса

104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной

105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

107.1. Присубстантивно-определительные предложения

107.2. Приместоименно-определительные предложения

108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных

109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

109.1. Сложные предложения с отношением одновременности

109.2. Сложные предложения с отношением разновременности

110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной

116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями

120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

121. Общие сведения

122. Виды бессоюзных сложных предложений

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

123. Общие сведения

124. Многочленные сложные предложения

124.1. Предложения с сочинительной связью

124.2. Предложения с подчинительной связью

124.3. Предложения с бессоюзной связью

125. Сложные синтаксические конструкции

126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

127. Период

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

128. Общие сведения

129. Структурные особенности сложных синтаксических целых

130. Общие сведения

131. Абзац и сложное синтаксическое целое

132. Абзац в диалогической и монологической речи

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи

135. Косвенная речь

136. Несобственно-прямая речь

138. Три принципа русской пунктуации

139. Основные функции знаков препинания

140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста

142. Историческая изменяемость пунктуации

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.
Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.
Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.
Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц , т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.
Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...
Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.
Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования , например: очень плодотворно, весьма приятно.
Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.


Содержание
Предисловие.
Введение.
§ 1. Синтаксис как наука (история и современность).
§ 2. Место синтаксиса в системе языка.
§ 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса.
§ 4. Синтаксис - система связей и отношений.
§ 5. Аспекты изучения синтаксиса.2
Словосочетание
§ 1. Понятие словосочетания.
§ 2. Аспекты характеристики словосочетания.
§ 3. Синтаксические отношения в словосочетании.
§ 4. Синтаксические связи в словосочетании.
§ 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании.

Простое предложение

Глава 1. Предложение: основные понятия.
§ 1. Определение понятия «предложение».
§ 2. Понятие «предикативность».
§ 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения.
Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX-XX вв.
1. Двусоставные предложения.
§ 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения».
§ 2. Главные члены предложения.
§ 3. Второстепенные члены предложения.
2. Односоставные предложения.
§ 1. Спрягаемо-глагольные предложения.
§ 2. Безличные предложения.
§ 3. Инфинитивные предложения.
§ 4. Именные односоставные предложения.
§ 5. Различные точки зрения на односоставные предложения
3. Неполные и эллиптические предложения.
§ 1. Понятие «неполное предложение».
§ 2. Из истории изучения неполных предложений.
§ 3. Эллиптические предложения.
§ 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой.
§ 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г.А. Золотовой.
4. Осложнение простого предложения.
§ 1. Понятие «осложненное предложение».
§ 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения.
§ 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения.
5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой
(«Русская грамматика»).
§ 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы.
§ 2. Парадигма предложения как система его форм.
§ 3. Регулярные реализации простого предложения.
§ 4. Распространение предложения.
Глава 3. Семантическая организация простого предложения.
§ 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г.
§ 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции.
§ 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции
Н. Д.Арутюновой.
§ 4. Синтаксическая семантика в концепции Г.А. Золотовой.
§ 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки.
Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения
§ 1. Актуальное членение предложения.
§ 2. Средства выражения актуального членения предложения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
§ 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
§ 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
§ 3. Средства связи между частями сложного предложения.
§ 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
Предложении.
Глава 2. Сложносочиненное предложение.
§ 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
§ 2. Классификации сложносочиненных предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
§ 1. Определение понятия.
§ 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
§ 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
§ 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
§ 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
§ 3. Классификация бессоюзных предложений.
Глава 5. Сложные многочленные предложения.
Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
§ 1. Реализация предложения в тексте.
§ 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
§ 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
§ 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
§ 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
§ 2. Синтаксические типы прозы.
§ 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
§ 4. Изменения в области предложения.
§ 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
Основные сведения о русской пунктуации
§ 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
§ 2. Функции знаков препинания.
Литература.
Терминологический указатель.


Предисловие
.
Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу - Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009. - Яндекс Народ Диск.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка

Валгина Н.С.

Синтаксис современного русского языка: Учебник

М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.

Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.

Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

ISBN 5-89218-113-8

© Н.С. Валгина, 2000

© Издательство «Агар», 2000

Предисловие

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Предложение и его признаки

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2. Краткая история вопроса

3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению

4. Количественно-структурные типы словосочетаний

5. Лексико-грамматические типы словосочетаний

5.1. Глагольные словосочетания

5.2. Именные словосочетания

5.3. Наречные словосочетания

6. Словосочетания свободные и несвободные

7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания

8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении

9. Виды синтаксической связи в словосочетании

10. Виды синтаксической связи в предложении

11. Компоненты словосочетания и члены предложения

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

12. Общие сведения

13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные

14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

15. Восклицательные предложения

16. Распространенные и нераспространенные предложения

17. Двусоставные и односоставные предложения

18. Полные и неполные предложения

19. Простые и сложные предложения

СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20. Главные члены двусоставного предложения

21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

22. Выражение подлежащего различными частями речи

23. Подлежащее, выраженное словосочетанием

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

24. Общий принцип классификации сказуемых

25. Простое глагольное сказуемое

26. Осложненное глагольное сказуемое

27. Составное глагольное сказуемое

28. Именное сказуемое и виды связок в нем

29. Именная часть сказуемого

30. Смешанное сказуемое

31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием

32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

33. Краткая история вопроса

34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения

35. Определения согласованные и несогласованные

36. Приложение

37. Способы выражения дополнений

38. Виды дополнений и их значения

39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах

40. Способы выражения обстоятельств

41. Виды обстоятельств по значению

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

42. Порядок слов и его роль в организации речи

43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст

44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

45. Грамматическая значимость порядка слов

46. Порядок расположения членов предложения

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

47. Общие сведения об односоставных предложениях

48. К истории вопроса об односоставных предложениях

49. Определенно-личные предложения

50. Неопределенно-личные предложения

51. Обобщенно-личные предложения

52. Безличные предложения

53. Инфинитивные предложения

54. Номинативные предложения

55. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

55.1. Именительный падеж в роли простого наименования

55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения

55.3. Изолированно употребленные именительные падежи

56. Генитивные предложения

СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

57. Общие сведения

58. Типы слов-предложений

НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

59. Общие сведения о неполных предложениях

60. Типы неполных предложений

61. Неполные предложения в диалогической речи

62. Эллиптические предложения

63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

65. Однородные главные члены предложения

66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими

67. Однородные второстепенные члены предложения

68. Однородные и неоднородные согласованные определения

69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами

70. Союзы при однородных членах предложения

71. Предлоги при однородных членах предложения

72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

73. Общие понятия

74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения

75. Обособленные согласованные и несогласованные определения

76. Обособленные приложения

77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями

79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

82. Общие сведения

83. Вводные слова и сочетания слов

84. Вводные предложения

85. Вставные конструкции

ОБРАЩЕНИЕ

86. Понятие об обращении

87. Способы выражения обращений

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

88. Краткая история вопроса

89. Сущность присоединения

90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

90.1. Союзные присоединительные конструкции

90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции

91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

92. Понятие о сложном предложении

93. Общая классификация сложных предложений

94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

95. Структура сложносочиненных предложений

96. Типы сложносочиненных предложений

97. Предложения с соединительными союзами

98. Предложения с противительными союзами

99. Предложения с разделительными союзами

100. Предложения с градационными союзами

101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

102. Общие сведения

103. Краткая история вопроса

104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной

105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

107.1. Присубстантивно-определительные предложения

107.2. Приместоименно-определительные предложения

108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

108.1. Изъяснительные придаточные с союзным подчинением

108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных

109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

109.1. Сложные предложения с отношением одновременности

109.2. Сложные предложения с отношением разновременности

110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной

116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями

120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

121. Общие сведения

122. Виды бессоюзных сложных предложений

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

123. Общие сведения

124. Многочленные сложные предложения

124.1. Предложения с сочинительной связью

124.2. Предложения с подчинительной связью

124.3. Предложения с бессоюзной связью

125. Сложные синтаксические конструкции

126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

127. Период

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

128. Общие сведения

129. Структурные особенности сложных синтаксических целых

130. Общие сведения

131. Абзац и сложное синтаксическое целое

132. Абзац в диалогической и монологической речи

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи

135. Косвенная речь

136. Несобственно-прямая речь

ПУНКТУАЦИЯ

137. Понятие о пунктуации и история ее изучения

138. Три принципа русской пунктуации

139. Основные функции знаков препинания

140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста

142. Историческая изменяемость пунктуации

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь. Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения. Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело: это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием, хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства. Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.