Биографии Характеристики Анализ

Тема: Тематические группы слов.

Зависимость варианта группировки единиц от цели исследования: лексико-семантическая, лексико-тематическая группы

      1. Понятие лексико-семантической группы

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) – одна из основанных форм группировки лексики при обучении русскому языку как иностраному. Изучение ЛСГ реализуется на системе линвистических принципов, которые были написаны Л. В. Щербы: семантическая ценность, стилистическая неограниченность, многозначность, словообразовательная ценность, сочетаемость, часточность употребления в речи. [Щерба, 1957, с. 105]

Существует несколько определений лексико-семантические группы на настоящий момент. Лексико – сематическая группа (далее – ЛСГ) является одним из компонентов лексико – семантичекой системы и представляет собой наиболее ясную форму репрезентации лексики как системы.

Л. И. Странтонова рассматривает ЛСГ как совокупность слов и лексико – семантческих вариантов слов, соотносительных с одной и той же областью действительности и обладающих хотя бы одним общим семантическим признаком, помимо категориального признака соответствующей части речи [Странтонова, 1981, с. 4]; Н. И. Степанова считает, что ЛСГ может определяться как совокупность слов одной части речи, определённых на основании понятийной общности [Степанова, 1970, с. 3]; для Бабенко ЛСГ – это «объединение лексических единиц, обладающих сходными парадигматическими, синтаксическими и функциональными свойствами» [Бабенко, 1930, с. 30]; С. А. Кузнецова определяет ЛСГ как класс слов одной части речи, имеющих в своих значениях достаточно общий интегральный семантический компонент и типовые уточняющие дифференциальные компоненты, а также характеризующийся высоким схематизмом сочетаемости и широким развитием функциональной эквивалентности и регулярной многозначности [Кузнезцова, с. 1989] и т. д.

В целом можно сказать, что данные понятия не противоречат друг другу, а дополняют: так, «отношения смысловой близости по синонимическому типу» - это синонимии, гипонимии, гиперонимии. Это, прежде всего, отношения слов с общими парадигматическими семами. Именно этот тип отношений представляет особый интерес при описания ЛСГ в целях обучения русскому языку как иностранному.

На основании ЛСГ строятся и другие объединения лексем: лексико-тематическая группа, лексическое и лексико-семантическое поле.

В лингвистических исследованиях зачастую противопоставляются лексико-семантические группы (ЛСГ) и лексико-тематические группы (ЛТГ), в которых слова объединены на основе общей темы и могут находиться в различных типах связи: парадигматической и синтагматической. По мнению Л. М. Васильева, ЛТГ – это «такие классы слов, которые объединяются одной и той же типов ситуацией, но общая инденцифирующая (ядерная) сема для них не обязательна». Относительно ЛСГ Л. М. Васильев пишет следующее: «термином ЛСГ можно обозначить любой семантический класс слов (лексем), объединённых хотя бы одной общей лексической парадигматической семой (или хотя бы одним общим семантическим множителем)» [Васильев, 1971, с.110].

      1. Понятие лексико-тематической группы

Изучение лексико-тематических групп (далее - ЛТГ) способствует раскрытию общих процессов развития лексики, так как для лингвистики вовсе не безразлично то, как членится в каждом конкретном языке данная предметно-смысловая область, какие признаки предметов отражаются в отдельных наименованиях, а, следовательно, характеризуют отдельные члены той или иной тематической группы. С другой стороны, тематическая группа - это совокупность слов разных частей речи, принадлежащих одной теме. Например, к тематической группе «Путешествие» относятся существительные: самолёт, страна, достопримечательность, отдых и др.; глаголы, необходимые для раскрытия темы: путешествовать, отдыхать летать; а также прилагательные: экзотический, туристический, двухнедельный и др.

Таким образом, ЛТГ состоит из нескольких лексико-семантических групп, тесно связанных с заявленной темой, поскольку семантическая значимость выявляется не только контекстно, но и благодаря системным связям лексической единицы. В связи с этим представляется необходимым обратиться к понятию лексико-семантическая группа (далее - ЛСГ), под которой традиционно понимается «совокупность слов, имеющих близкие (в том числе противопоставленные - антонимы) и идентичные значения с разными оттенками, дифференциальными признаками (синонимы)» [Филин, 1982, с. 225].

В каждой ЛТГ можно выявить доминантную единицу. Для данного исследования такой единицей в глагольной группе является глагол «путешествовать» как стилистически нейтральный и наиболее часто используемый для обозначения перемещения субъекта в пространстве с целью отдохнуть, увидеть мир, исследовать что-либо, расширить своё представление о какой-либо стране и т.д. В ЛСГ существительных – «путешествие»; в ЛСГ прилагательных – «туристический».

Тематические группы включают лексические единицы разных частей речи, не однородные с точки зрения их «внутриязыковых особенностей, трудностей усвоения, в настоящее время общепризнанным положением является то, что наиболее продуктивными способом описания и презентации лексически в теории и практике русского языка как иностранного является ее группировка в ЛСГ.» [ Зиновьева, 2005, с. 125].

Необходимо различать ЛСГ и ЛТГ как основные внутрисистемные объединения слов. Внутри них на передний план выходит соотнесённость по лексическим значениям, взаимозаменяемость в парадигматике или взаимопредсказуемость в синтагматике. ЛСГ строится из слов какой-то одной части речи, причём эти слова должны иметь обще семы и общие синтаксические позиции. Подобно синонимическому ряду в ЛСГ выделяется доминанта как «наиболее прямое и естественное обозначение объединённого смыслового стержня ЛСГ» [Денисов, 1993, с. 125].

Части тематических полей – это ЛСГ, таким образом, ЛСГ и ЛТГ связаны между собой как родовое понятие (ЛТГ) и частное (ЛСГ).

ЛТГ часто смешивают с понятием семантического поля, однако необходимо различать данные понятия. Семантическое поле включает в себя слова разных частей речи, находящиеся в различных видах отношений – не только лексического, но и морфологического и деривационного плана. ЛТГ строится на основании только нескольких видов связи – синонимии, антонимии, гипонимо-гиперонимии, как было сказаны выше.

В ряде случаев исследователи отмечают совпадение ЛСГ и ЛТГ, так, например, ряд с доминантой «город» состоит из город – пригород –предместье – селение – поселение – поселок – село. Исследователи выделяют две основные разновидности ЛТГ: языковая и ситуативно-прагматическая. Ситуативно-прагматическая ЛТГ включает в себя слова разных частей речи, применяемые стереотипно по отношению к типичным ситуациям внутри этой группы.

О сложности при дифференциации понятий ЛСГ, ЛТГ, лексико-семантическое поле пишут многие исследователи: А. А. Уфимцева полагает, что эти группы слов «равноправные» [Уфимцева, 1972, с. 406 - 436], Ф. П. Филин и П. Н. Денисов полагают, что они соотносятся как часть и целое [Филин, 1967, с. 537-538; Денисов, 1993, с. 125], В. Г. Гак полагал их разновидностями лексического поля [ Гак, 1998, с. 691].

Так, для данного исследования ЛТГ «Путешествие» будет далее пониматься как ситуативно-прагматическая и включать в себя:

6 следующих групп существительных: путешествие на курорт, путешествие в горы, путешествие по стране, путешествие в лес, путешествие по городу (экскурсия), путешествие по морю (кругосветное плавание);

3 группы глаголов: перемещения в пространстве по горизонтали и вертикали во время путешествия, прибытие на место, отъезд;

3 группы прилагательных, разделеных по характеризации места, события, лиц

2 группы наречий, характеризующихся состояния человека и состояния места.

Необходимо отдельно сказать о таких единицах группы, как фразеологические обороты. Фразеологизмы представляют собой одну семантическую единицу (семему), наличие формальной двухкомпонентности (двулексемность) как отмечает Э. В. Кузнецова, «делает их подобными слову, отрывает от среды словосочетания и даёт основу рассматривать их в качестве особых единиц лексической системы» [Кузнецова, 1989, с. 195]. Поэтому они отличаются от пословиц, поговорок, крылатых выражений из фильмов, книг и т.д.

В то же время, фразеологическое значение имеет черты, отличающие его от лексического значения. Это.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С незапамятных времен человеческий взгляд был обращен к небу, в космос. Именно там поколения людей старались найти ответы на интересующие их вопросы, пытались предсказать будущее или найти разумные цивилизации. С течением тысячелетий интерес человека к космосу не угас, а еще больше усилился благодаря развитию науки и техники. Люди не только думают о космосе, но и ведут научные исследования, реализуют национальные и международные космические программы. Он возбуждает фантазию и побуждает к развитию. Исследования Вселенной и освоение космоса стимулируют научно-технический прогресс и объединяют людей. В этом году исполняется ровно 55 лет со дня первого полета человека в космос. В честь этого события Государственная корпорация космической деятельности «Роскосмос» официально объявила 2016-й год «Годом Юрия Гагарина».

Космическая тема занимает большое место в литературе и искусстве, кино и музыке, и существует немало серьезных произведений, в которых осмысливаются важнейшие вопросы, связанные с изучением Вселенной. Но откуда пришло к нам слово «космос», ставшее привычным и общеупотребительным? Какие еще слова, связанные с этим понятием, появились в русском языке? Актуальность исследования обусловлена вниманием современного общества к изучению космоса, к важным достижениям человечества в освоении космического пространства.

Целью исследования является изучение тематических групп слов, связанных со словом «космос». Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:

1) изучить теоретические вопросы, рассматривающие лексический состав русского языка с точки зрения употребления;

2) рассмотреть точки зрения на этимологию слова «космос»;

3) выявить слова, связанные с понятием «космос»;

4) определить тематические группы выявленных слов;

5) проанализировать слова, входящие в тематические группы с точки зрения сферы употребления.

Предметомдля анализа в исследовательской работе являются слова, связанные с освоением космического пространства и полетами в космос. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать представленные результаты исследования в процессе преподавания астрономии, русского языка в школе. Результаты исследования могут быть представлены в форме сообщений, докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях

Глава 1. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления

1.1. Понятие общеупотребительной и терминологической лексики

К общеупотребительной лексике относятся слова, которые, как правило, используются в различных стилях речи всеми говорящими на данном языке, являются общеизвестными: день, идти, два, писать, он, человек и т.д. Общеупотребительная лексика используется в разных сферах человеческой деятельности и создает национальную самобытность, колорит языка (2, 124). Такая лексика понятна всем говорящим на русском языке.

Ограниченную сферу употребления имеет специальная, диалектная, жаргонная лексика, при этом диалектная и жаргонная лексика находится за пределами русского литературного языка.

Специальная лексика - слова, употребляемые преимущественно людьми определенной профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы. Термины - это слова, являющиеся официально принятыми названиями каких-либо понятий в науке, искусстве, технике, сельском хозяйстве, медицине и т.д. Такие слова употребляются для логически точного определения специальных понятий: морф, фонема , гипотенуза, хорда , диализ .Система терминов определенной области деятельности человека называется терминологией.

Термины - это самая регулируемая часть лексики. Поскольку наука в значительной степени интернациональна, термины создаются специально, то об их точном содержании и месте в системе тех или иных обозначений договариваются ученые, специалисты, занятые в той или иной области знаний. Однако термины - тоже слова, поэтому они «сопротивляются регламентации, утрачивают свой узкоспециальный характер - детерминологизируются» (2,128), то есть становятся общеупотребительными: Аргумент 1. Независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины (матем.) 2. довод, доказательство. Понятие 1. Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь (научн.) 2. Представление, сведения о чём-либо . Сумма 1. Итог, результат сложения (матем.) 2. Общее количество чего-либо. Горизонт 1.Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой поверхностью (геогр.) 2. Круг знаний, идей.

В данной работе мы попробуем выяснить, какие слова, тематически связанные со словом «космос», стали общеупотребительными, а какие относятся к области терминологии.

1.2. Этимология слова «космос»

Космос (греч. - kosmos - строй, порядок, мир, Вселенная). Первоначально у древних греков - Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин "космос" имеет несколько значений: синоним Вселенной; все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы; область пространства, доступная исследованиям с борта космических аппаратов (приблизительно совпадает с планетной системой); ближайшая и наиболее доступная таким исследованиям область - околоземное пространство (иногда называется "ближний космос") (1, 786).

Это слово неслучайно имеет греческое происхождение. Греческое влияние на язык Древней Руси было самым значительным. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, и проникновение греческих элементов в русскую лексику началось еще до принятия христианства на Руси и усилилось под воздействием христианской культуры в связи с крещением восточных славян в IX веке. (7). Греческими по происхождению являются многие названия бытовых предметов, овощей, фруктов: вишня, огурец, кукла, лента, свекла, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой, просвещением: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит и т.д. Более поздние заимствования из греческого языка относятся исключительно к сфере наук, искусства и широко используются в научной терминологии, получившей всеобщее признание: логика, психология, кафедра, идея, климат, критика, металл, музей, магнит, синтаксис, хронограф, планета, стадия, сцена, театр и другие.

В словаре Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона говорится о том, что первоначально слово «космос» - синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово «космос» применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности (5).

Существует и другая точка зрения на происхождение слова «космос». У древних славян была богиня Макошь или Мокошь. Слог «ma» или несколько более древний «mo» означают на всех европейских языках понятие «мать». А «kos» - нить, которая есть и у человека, и в природе. Получается славянская богиня, отвечающая за явления природы, за судьбу человека. При перестановке слогов появляется слово «kosmos» - нити, связывающие человека с явлениями природы (6). Можно предположить, что слово «космос» имеет славянское происхождение.

Глава 2. Тематические группы слов, связанных с понятием «космос»,

в русском языке

2.1. Понятие тематической группы слов

В лингвистической терминологии существуют такое понятие, как лексико-семантическая группа слов. Этим термином (в широком смысле) обычно называют группу слов, «достаточно тесно связанных между собой по смыслу и имеющих частеречную общность» (3, 26). Например: сосна, дуб, ель, береза (лексико-семантическая группа «деревья»), красный, желтый, зеленый, синий (лексико-семантическая группа «цвет»). Более широкие объединения слов - тематические группы - это группы слов разных частей речи, объединенных общностью темы. Например: тематическая группа «спорт» (футбол, гол, забить, футбольный, стадион, болельщик и т.п.) или «торговля» (торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать и т.п. ). В тематические группы входят разные лексико-семантические группы. Например, «торговые заведения» (магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет ).

В своей работе мы будем работать со словами, обозначающими космические тела, части космического пространства, космические аппараты, единицы измерений, космические процессы, законы и т.д. Мы попробуем объединить их в различные тематические группы и проанализировать с точки зрения употребления.

2.2. Анализ выявленных тематических групп слов, связанных с понятием «космос»

В сети Интернет существует множество различных словарей, справочников, которые предлагают пользователям ознакомиться с понятиями, терминами, употребляемыми в сферах освоения и изучения космического пространства. Для проведения исследования мы обратились к «Словарю астрономических терминов» (4). Предлагаемый словарь составлен на основании нескольких вариантов словарей, разрабатываемых в настоящее время различными группами специалистов. Сюда включены лишь важнейшие термины и понятия. Его цель - помочь пользователям быстро найти ответы на вопросы, которые могут возникнуть при изучении какой-либо проблемы, связанной с поиском информации на интересующую тему. Кроме слов, приведенных в данном словаре, мы включили в список анализируемых лексических единиц и другие наименования, входящие в тематическую группу «космос». В ходе работы мы выделили три тематические группы:

1) наименования космических тел, частей космического пространства и связанных с ними явлений - 58 единиц (Приложение 1);

2) наименования космических аппаратов, предметов, явлений, связанных с космическими полетами и их организацией - 17 единиц (Приложение 2);

3) наименования наук, связанных с исследованием космоса, единиц измерений, законов, принципов - 33 единицы (Приложение 3).

После проведенного анализа слов, входящих в данные тематические группы, мы увидели следующее. В первой группе общеупотребительных и терминологических единиц оказалось примерно поровну (48,2% общеупотребительной лексики), во второй группе - слов и словосочетаний, значение которых известно всем, оказалось большинство - 82,3%, а в третьей, наоборот, только 9,0%. Это объясняется тем, что в третью группу преимущественно входят слова, имеющие явно выраженное терминологическое значение: антропный принцип, космогония, элонгация и т. д.

Преобладание слов общеупотребительной лексики во второй группе мы объясняем тем, что названия космических аппаратов и наименования, связанные с космическими полетами, а также наименования космических тел, частей космического пространства известны большинству говорящих на русском языке.

Заключение

Космос можно назвать одним из самых удивительных интересов современного человека. Интерес к исследованию космоса в нашей стране был всегда. Прошло уже более полувека, как человек активно начал исследовать космос, и одно из ведущих мест в этой области занимает Россия. Изучение космоса и его использование в интересах человечества становится всё более интенсивным и преподносит первые уроки. Высокотехнологичные средства наблюдения позволяют изучать космическое пространство с невероятной точностью, о которой не могли мечтать наши предки. Каждый мыслящий человек должен хоть немного интересоваться тем, что окружает нашу планету. Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ. Навигационные системы, прогнозы погоды, телевидение, телекоммуникации много другое — это все космос.

При проведении исследования тематических групп слов, связанных с понятием «космос», мы увидели, что из 108 лексических единиц (слов и словосочетаний) 45 (41,6%) относятся к общеупотребительной лексике, то есть известны и понятны всем людям, говорящим на русском языке. Такие слова и сочетания, как галактика, астероид, космический спутник, орбитальная станция, космодром и т. д. вошли в активный словарный запас и употребляются в повседневной жизни, что говорит о повышенном интересе к космической теме в современном обществе.

Список литературы

    Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000.

    Горская С. А. Практикум по современному русскому языку: Лексика. Фразеология. Лексикография.- Гродно. ГрГУ им. Я.Купалы, 2009

    Рублева О. Л. Лексикология современного русского языка. Издательство Дальневосточного университета,- 2004. Владивосток.

    http://crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/1num/v1pap20.htm

    http://znanija.com/

    http://sovremennyj.russkij.yazyk.ru/

    http://etymological.academic. ru

    https://ru.wiktionary.org/wiki/

Приложение 1.

Наименования космических тел, частей космического

пространства и связанных с ними явлений

    астероиды (малые планеты) - множество твердых тел Солнечной системы, находящихся между орбитами Марса и Юпитера

    атмосфера звездная - наружные наблюдаемые слои звезды

    афелий - наиболее удаленная от Солнца точка орбиты планеты

    большие планеты - девять наиболее крупных твердых тел Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон

    Большой взрыв - гипотетическая начальная стадия расширения Вселенной

    Венера - вторая от Солнца большая планета Солнечной системы

    вращение небесной сферы суточное - кажущееся движение всех небесных светил, вызванное вращением Земли вокруг оси

    Вселенная - весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в своем развитии

    галактики - основные структурные образования Вселенной, состоящие из динамически связанных звезд, звездных скоплений и диффузной среды

    галактика, спиральная - галактика, отличающаяся спиральной структурой

    гало галактики - сферическое облако разреженного горячего газа и звезд, окружающее спиральную галактику

    голова кометы - основная часть кометы, состоящая из комы и ядра кометы

    диск спиральной галактики - совокупность звезд и межзвездной среды вблизи плоскости симметрии спиральной галактики

    затмение - явление экранирования излучения светила, вызванное его покрытием небесным телом

    затмение полное - затмение, при котором небесное тело полностью затмевается другим

    звезда - гравитационно-связанная и пространственно-обособленная масса вещества во Вселенной, в которой на некотором интервале времени происходят термоядерные реакции синтеза химических элементов

    звезды, взрывные - разновидности переменных звезд, включающие новые, сверхновые и другие типы нестационарных звезд

    звезды, переменные - звезды, изменяющие свою видимую звездную величину

    звезды, пульсирующие переменные - звезды, совершающие радиальные пульсации

    Земля - третья по удаленности от Солнца большая планета Солнечной системы

    звездное скопление - генетически и гравитационно связанная группа звезд, обладающих общим движением в пространстве

    корона галактическая - см. гало галактики

    корона солнечная - внешние, наиболее разреженные и горячие слои атмосферы Солнца

    корональная конденсация - проявление солнечной активности в короне в виде уплотнения более горячего газа

    корональные дыры - обширные темные области пониженной температуры и плотности, наблюдаемые на оптических и рентгеновских фотографиях солнечной короны

    Космос - то же, что Вселенная

    Луна - небесное тело, естественный спутник Земли

    лунное затмение - затмение, вызванное прохождением Луны внутри конуса земной тени

    малые планеты - см. астероиды

    Марс - четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы

    Меркурий - ближайшая к Солнцу большая планета Солнечной системы

    Местная группа галактик - совокупность ближайших галактик вместе с нашей Галактикой

    Местное Сверхскопление галактик - сверхскопление галактик, включающее Местную группу

    Млечный Путь (Галактика) - наша звездная система, бледно светящаяся полоса на ночном небе, создаваемая множеством слабых звезд и туманностей

    небесная сфера - воображаемая сфера произвольного радиуса на которой небесные светила изображаются так, как они видны из данного пункта наблюдений, предназначенная для решения задач сферической астрономи

    Нептун - восьмая от Солнца большая планета Солнечной системы

    перигелий - ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, движущегося вокруг Солнца

    планеты - небесные тела, движущиеся вокруг Солнца или других звезд и светящиеся их отраженным светом

    Плутон - наиболее удаленная от Солнца большая планета Солнечной системы

    протуберанцы - активные образования в солнечной атмосфере, наблюдаемые в сильных спектральных линиях на краю Солнца в виде ярких облаков или выступов, а на самом диске в виде темных волокон

    радиант - точка небесной сферы, в которой пересекаются кажущиеся направления движения метеоров или направления собственных движений звезд скопления

    Сатурн - шестая от Солнца большая планета

    Сверхгалактика - область повышенной концентрации галактик, включающая Галактику

    сверхскопление - скопление скоплений галактик

    скопление галактик - системы гравитационо связанных галактик

    созвездия - 88 участков, на которые разделено все небо, включающие постоянно находящиеся в них небесные объекты (звезды, туманности, галактики, т.д.)

    Солнечная система - Солнце и все объекты, вращающиеся вокруг общего с ним центра масс

    Солнце - центральное тело Солнечной системы

    солнцестояния - моменты времени, в которые центр Солнца проходит либо через самую северную (летнее солнцестояние), либо через самую южную (зимнее солнцестояние) точки эклиптики

    спутник планеты - небесное тело, обращающееся вокруг большой планеты под действием ее притяжения

    стояние - кажущееся прекращение видимого движения планеты при переходе от одного типа движения (прямого или попятного) к другому

    Уран - седьмая от Солнца большая планета Солнечной системы

    фотосфера - часть атмосферы Солнца или звезды, в которой возникает основная доля видимого излучения

    хромосфера - слой солнечной атмосферы, расположенный между его фотосферой и короной

    Юпитер - пятая от Солнца большая планета Солнечной системы

Приложение 2.

Наименования космических аппаратов, предметов, явлений,

связанных с космическими полетами и их организацией

    автоматическая межпланетная станция — беспилотный космическийаппарат, предназначенный для полёта в межпланетном космическомпространстве (вне орбиты Земли) с выполнением различных поставленных задач.

    зонд - аппарат, осуществляющий космические перелеты на короткие расстояния;

    искусственный спутникобщее название всех аппаратов, находящихся на геоцентрической орбите, то есть вращающихся вокруг планеты.

    космический аппарат (межзвездный, орбитальный, межпланетный, напланетный) — общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел.

    космический комплекс — совокупность функционально-взаимосвязанных космическихаппаратов (КА) и наземных объектов (технический комплекс, стартовый комплекс, космодром и наземный комплекс управления КА), предназначенных для выполнения задач в космосе самостоятельно или в составе космической системы.

    космический корабль (автоматический или пилотируемый) - космический аппарат, одной из основных задач которого является транспортировка людей или оборудования в верхней части земной атмосферы — так называемом, ближнем космосе

    космодром - комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки к полету и запуска космических летательных аппаратов.

    космолёт - автоматическая космическая станция, предназначенная для выполнения управляемого полёта, как в безвоздушном космическом пространстве, так и в плотной атмосфере Земли.

    космоплан - см. космолет

    космопорт - место взлёта космических кораблей

    орбитальная станция — аппарат, предназначенный для долговременного пребывания и работы людей на орбите Земли

    планетоходы — автоматические лабораторныекомплексы или транспортныесредства, для перемещения по поверхности планеты и другого небесного тела

    ракета-носитель — аппарат, действующий по принципу реактивногодвижения (ракета) и предназначенный для выведения полезной нагрузки в космическое пространство

    спускаемый аппарат — используется для доставки людей и материалов с орбиты вокруг планеты или межпланетной траектории на поверхность планеты

    спутники связи, телекоммуникационные спутники;

    стационарные врата перехода

    челнок — аппарат, осуществляющий космические перелеты на короткие расстояния.

Приложение 3.

Наименования наук, связанных с исследованием космоса,

единиц измерений, законов, принципов

    антропный принцип - принцип в космологии, согласно которому разумная жизнь во Вселенной является необходимым следствием фундаментальных ее свойств

    астрология - доктрина, утверждающая возможность существования и выявления взаимосвязи между расположением светил и земными явлениями, в частности, характером и судьбами людей

    астрономия - наука о строении, движении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом

    атомная секунда - основная системная единица измерения времени, определяемая как время, в течение которого происходит 9 192 631 770 световых колебаний, излучаемых при переходах между энергетическими подуровнями тонкой структуры основного состояния изотопа цезия с атомным весом 133

    астрофизика - раздел астрономии, изучающий физическую природу, происхождение и эволюцию небесных тел и их систем

    балл вспышки (оптический) - характеристика мощности солнечной вспышки по излучению в красной линии водорода 656 нм; в двумерной шкале -- цифры пропорциональны площади (1 -- от 100 до 250, 2 -- от 250 до 600, 3 -- от 600 до 1200 и 4 -- более 1200 м.д.п.; буква после цифры обозначает яркость: F - слабая, N - нормальная, B - яркая вспышка; напр. 2В)

    Всемирное координатное время - атомное время, согласованное с астрономическим временем

    гелиофизика - раздел астрофизики, посвященный проблемам физики Солнца

    гелиоцентрическая система - модель Солнечной системы, в центре которой предполагается Солнце

    геомагнитные индексы - параметры, характеризующие амплитуду флуктуаций напряженности магнитного поля Земли; напр. локальный трехчасовой К-индекс; трехчасовой планетарный (по многим станциям) Кр-индекс; среднесуточный Ар-индекс

    единица астрономическая - основная единица расстояний в астрономии, равная среднему расстоянию Земли от Солнца

    звездная величина - измеренный в специальной логарифмической шкале поток излучения от данного небесного светила

    звездная секунда - промежуток времени, равный 1/86400 доле звездных суток

    индекс вспышечный - индекс солнечной активности, основанный на частоте солнечных вспышек

    индекс солнечной активности - числовой параметр, характеризующий количество и мощность активных образований на Солнце

    индекс F10.7 -- поток солнечного радиоизлучения на волне 10.7 см, выраженный в с.е.п.

    кальциевый индекс - параметр, характеризующий уровень солнечной активности, пропорциональный суммарной площади кальциевых флоккулов, наблюдаемых в спектральной линии 393 нм

    космогония - раздел астрономии, в котором изучаются вопросы происхождения и развития космических тел и их систем

    космология - раздел астрофизики, в котором изучаются вопросы природы и эволюции Вселенной в целом, а также наблюдаемой ее части

    кривая блеска - зависимость видимой звездной величины переменной звезды от времени

    кэррингтоновская долгота - гелиографическая координата, определяющая положение детали на Солнце

    масса Вселенной, скрытая - гипотетическая масса ненаблюдаемого вещества во Вселенной

    Маундеровский минимум - замирание солнечной активности, имевшее место во второй половине 17 столетия

    м.д.п. (миллионная доля площади солнечной полусферы) - единица площади, используемая для характеристики активных образований на Солнце

    относительные числа солнечных пятен - наиболее распространенный индекс солнечной активности, пропорциональный сумме общего числа пятен, наблюдаемых в данный момент на Солнце, и удесятеренного числа образованных ими групп

    радиоастрономия - раздел астрономии, изучающий природу космических объектов на основании регистрации и анализа их радиоизлучения

    рентгеновский балл вспышки - поток рентгеновского излучения от Солнца в диапазоне 0.1_0.8 нм (12.5_1 кэВ) во время вспышки; обозначается Mf, если поток в пределах 10_5_10_4 Вт/м2 и XXf, если он больше, причем f - значение потока в указанных единицах

    световой год - внесистемная единица длины, используемая в астрономии, равная расстоянию, которое свет проходит за 1 тропический год (9.46ъ1017 км)

    с.е.п. (солнечная единица потока радиоизлучения) -- 10_22 Вт/(м2ъГц)

    числа Вольфа - см.: Относительные числа солнечных пятен

    эклиптика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца среди звезд

    элонгация - разность эклиптических долгот данной планеты и Солнца (угловое удаление планеты от Солнца)

    элонгация Полярной звезды - угловое расстояние Полярной звезды от плоскости небесного меридиана

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ

Цель урока:

образовательная

Научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

развивающая

Развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;

воспитательная

Привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.

Оборудование: карточки для эстафеты, воздушный шарик, карты для самооценивания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

- тренировочный диктант

Какую большую тему мы с вами сейчас проходим?

Правильно, лексику. Но не забываем мы и про орфографию. Напомните мне, пожалуйста, на какое правило мы с вами писали на этой неделе шуточный диктант?

К сожалению, не у всех получилось написать этот диктант без ошибок. Поэтому мы с вами договорились повторить это правило.

Скажите мне, пожалуйста, когда мы пишем е в корне слова после шипящих? Приведите примеры

Когда о? Примеры

Подпишите листочки.

Обжора надел шорты, залез в кусты крыжовника и объелся ягод. Шов на шортах лопнул. Тогда он вышел на шоссе, остановил шофера, который довез его до цирка. Оказалось, что обжора работает жонглером, жокеем и трещит на трещотке. А живет наш герой в трущобах с чопорным шотландцем, пижоном и мажором, который никогда не снимает капюшон и не показывает свою черную челку.

- проверка Д/з

О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?

Что такое лексическая сочетаемость?

Дома вы должны были составить предложения по предложенным в упр. 165 схемам.

На этой неделе мы с вами почувствовали себя лексикографами и начали составлять к неделе русского языка свой собственный толковый словарь 5 класса. Вы предоставили мне данные, а я как редактор на выходных попробую объединить ваши предложения в одну книгу. Только вот у меня много работы, и наверное, поэтому вылетело из головы, какая же тема нашего с вами словаря?

То есть в наш словарь будут входить только слова, которые….

Все верно, и сегодня на уроке мы с вами поговорим о тематических группах.

Запись даты и темы в тетрадях.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Объяснение нового материала

Как вы думаете, что мы должны выяснить на сегодняшнем уроке?

Давайте проверим, правы вы или нет.

Упр. 167 с. 78 – устно

С. 78 – самостоятельно прочитайте текст

Какая информация была для вас новой?

Какие слова мы можем объединить в тематические группы?

Как определить, в какую тематическую группу будет входить многозначное слово?

Что можно определить по словам одной тематической группы в тексте?

4. Закрепление изученного материала

- Эстафета «Кто больше?» (соревнуются три ряда, кто больше напишет слов, которые относятся к одной тематической группе). Учащиеся выходят по цепочке. Все остальные участники должны успеть записать слова из всех трех колонок

Темы: учеба, дружба, отдых

5. Работа в парах

Упр. 168

6. Игра «Летит мяч»

Я называю вам слово, а вы, перебрасывая мяч друг другу, подбираете слова одной тематической группы

Цвет, хищные животные, дом

7. Оценивание

Правильно выполнено домашнее задание – 1 балл

Активно отвечал (а) на уроке – 1 балл

Активно участвовал в эстафете «Кто больше?» - 1 балл

Правильно выполнил упражнение 168 в парах – 1 балл

Активно участвовал в игре «Летит мяч» - 1 балл

Всего

8. О чем же был наш урок? В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, добились ли мы поставленной цели или нет и почему?

9. Домашнее задание проект «Толковый словарь школьных слов»

Один из центральных вопросов лингвистики - вопрос о системности языка, которая проявляется в совокупности элементов, связанных внутренними отношениями. Лексический состав языка не составляет исключения. Он представляет собой не совокупность разрозненных единиц, а совокупность взаимосвязанных отношений, традиционно представляемых в двух ракурсах: парадигматическом и синтагматическом. Благодаря этому он состоит из смысловых групп с различными видами отношений.

Взгляд на лексику как на систему оформился, таким образом, в т.н. теорию семантического поля или лексико-семантических группировок. С ними согласуются и два подхода к изучению лексики: семасиологический (от слова к понятию) и ономасиологический (от понятия к слову), которые дополняют друг друга и являются основными в построении семантического поля. Результатом описания лексики, направленного на выявление ее системных связей, является ее классификация, т.е. выделение различных лексико-семантических групп лексики.

Лексико-семантической группой (в широком смысле) обычно называют группу слов, «достаточно тесно связанных между собой по смыслу». Однако такое понимание довольно расплывчато, так как под него подходят разные смысловые группировки: и синонимы, и даже антонимы, и паронимы, и собственно ЛСГ, и тематические поля, и т.п. - т.е. все, что имеет смысловую близость. Поэтому следует определиться в понятиях.

Под лексико-семантической группой (ЛСГ) в узком смысле будем понимать группу слов, объединяемых общностью категориально-родовой семы (архисемы) и общностью частеречной отнесенности. Например: сосна, дуб, ель, береза… (ЛСГ «деревья»), красный, желтый, зеленый, синий… (ЛСГ «цвет»), бежать, мчаться, лететь, плыть… (ЛСГ «передвигаться) и т.п.

Рассмотрим подробнее последний пример на основе компонентного анализа семантики входящих в ЛСГ слов:

БЕЖАТЬ - «быстро» «передвигаться» «по земле» «ногами»

ЛЕТЕТЬ - 1)«быстро» «передвигаться» «по воздуху» «крыльями»



2) «очень» «быстро» «передвигаться»

ПЛЫТЬ - «передвигаться» «по воде» «руками и ногами»

ПОЛЗТИ - 1)«передвигаться» «по земле» «телом»

2) «очень» «медленно» «передвигаться»

МЧАТЬСЯ - «очень» «быстро» «передвигаться»

Мы видим, что в ЛСГ есть общая родовая сема «передвигаться», но характер передвижения и скорость - различны. При тождестве этих сем слова будут синонимами: БЕЖАТЬ, ЛЕТЕТЬ-2, МЧАТЬСЯ. При противоположности каких-то признаков называемых понятий (например скорости) слова будут антонимами: ПОЛЗТИ-2 - ЛЕТЕТЬ-2 (или МЧАТЬСЯ). Таким образом, в ЛСГ включаются более частные смысловые группы или ряды): синонимы и антонимы. Все члены ЛСГ по отношению друг к другу будут согипонимами (или когипонимами), т.к. называют видовые понятия одного рода (ПЕРЕДВИГАТЬСЯ). Родовое слово по отношению к каждому члену ЛСГ будет гиперонимом. А родовидовые пары (типа БЕЖАТЬ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ) - гипонимы. Так что в ЛСГ наблюдается еще несколько видов отношений: тождества, противопоставления, пересечения, включения (см. типы оппозиций в 2.2.2.). Да и сами ЛСГ могут включаться друг в друга, как матрешки: «движение» - «передвижение» -«передвижение человека», т.е. могут быть «микро-» и «макро-». В ЛСГ слова объединены преимущественно на основе парадигматики (оппозиций).

Более широкие объединения слов - тематические группы (ТГ): это группы слов разных частей речи, объединенных общностью темы (отсюда и название). В ней наблюдаются различные виды связи: как парадигматические, так и синтагматические. Например, ТГ «спорт» (футбол, гол, забить, футбольный, стадион, болельщик и т.п.) или «торговля» (торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать и т.п.). В ТГ входят разные ЛСГ. Например, ЛСГ «торговые заведения» (магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет), синонимы (приобретать, покупать), антонимы (дорогой - дешевый), гипонимы (магазин - гастроном), конверсивы (купля - продажа) и т.п. в ТГ «торговля». Иногда ТГ называют тематическим полем, однако термин «поле» употребляется и в сочетании «семантическое поле» (часто как синоним тематического).

Под семантическим полем (СП), или лексико-семантическим полем (ЛСП), обычно понимается «группа слов одного языка, тесно связанных друг с другом по смыслу» (Ю.Н. Караулов) или «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающая в языке определенную понятийную сферу» (Л.А. Новиков). ЛСП - более широкое объединение, чем ЛСГ и даже чем ТГ, хотя и близкое последнему. Оно также включает несколько ЛСГ и других семантических объединений парадигматического и синтагматического типа: например, поле «цвет» включает и ЛСГ прилагательных «цвет» (зеленый, красный, синий), и ЛСГ глаголов «проявлять цвет» (синеть, краснеть, желтеть), и существительные «цвет» (краснота, синь, желтизна). Или ЛСП «время» включает ЛСГ «отрезки времени» (час, минута, секунда), и ЛСГ «части суток» (утро, вечер, полдень), и ЛСГ «время года» (весна, лето, осень) и т.п.

Впрочем, четкого разграничения указанных понятий пока не сложилось. Например, лексическую группировку «родство» называют и лексико-семантической группой, и тематической группой, и семантическим полем, т.к. она очень обширна и включает разные виды лексики и даже словосочетания типа двоюродный брат. Поэтому каждый употребляет указанные термины в меру своего понимания. Мы будем придерживаться указанного разграничения ЛСГ и ТГ, а также ЛСП. Последние различаются как категории предметно- логическая (ТГ, отражающая членение самой картины мира, ее фрагментов) и семантическая, понятийная (СП, отражающее понятийные сферы и отношения).

Семантическое поле (например, в теории Ю.Н. Караулова) имеет имя поля (его название), ядро (ключевые слова: обычно синонимы и антонимы, а также типовые сочетания) и периферию (слова, связанные с ядром менее тесно семантически или стилистически). Вспомним пример со словом ДРУГ из «Словаря ассоциативных норм русского языка». По сути дела, почти все слова из ответов информантов образуют поле по имени ДРУГ, в ядро которого войдут его синонимы (товарищ, приятель, дружок), антонимы (недруг), дериваты (дружить, дружба), типичная и устойчивая сочетаемость (верный, близкий, лучший, закадычный), а на периферии окажутся слова брат и кореш.

В лингвистике выделяют различные виды семантических полей: лексико- семантические поля (ЛСП, рассмотренные выше), ассоциативно-семантические поля (АСП, составляемые на основе ассоциативного эксперимента), а также функционально- семантические поля (ФСП, включающие лексические и грамматические значения). Например, СП «время» как ЛСП будет включать слова час, год, минута; прошлое, настоящее, будущее и др., в АСП в результате ассоциативного эксперимента могут войти еще, например, и слова вперед, деньги (как реализация прецедентных текстов «время - вперед» и «время - деньги»), а в ФСП войдут и грамматические формы выражения времени: ходил, хожу, пойду.

Основной единицей семантического поля (его именем) является, как уже говорилось, слово в одном из его значений (ЛСВ). Каждый ЛСВ слова включается в три вида смысловых отношений: парадигматические, синтагматические и ассоциативно- деривационные. И вокруг каждого образуется свое микрополе. Например, в СП ЗЕМЛЯ-1 («почва») войдут слова почва, песок, глина (парадигматика), рыть, копать, пахать (синтагматика), земляной, землистый, землекоп (дериватика); ЗЕМЛЯ-2 («суша») - суша, вода, море; увидел, открыл; земной, подземный, земноводный; ЗЕМЛЯ-3 («страна») - страна, родина, отчизна; родная, чужая, приморская; земляк, чужеземец. Однако, будучи связаны друг с другом как ЛСВ одного слова, эти СП войдут и в общее СП ЗЕМЛЯ. Т.е. в поле войдут и эпидигматические отношения между ЛСВ.

Таким образом, с точки зрения ономасиологии весь лексический состав языка представлен как система взаимодействующих семантических полей, которые образуют сложную и специфичную для каждого языка языковую картину мира (подробнее о ЯКМ будет рассказано в специальной теме): наименования времени, пространства, движения, степени родства, цвета, растений, животных, человека и т.п. В основе организации СП родовидовые (гипонимические) отношения.

Однородные по смыслу единицы объединяются в лексико-семантические группы (элементарные микрополя) и другие лексические категории (синонимы, антонимы и т.д.).

Лексические категории распределяются по двум аспектам: семасиологии и ономасиологии. В семасиологическом аспекте рассматриваются такие категории, как полисемия (внутрисловная категория). В ономасиологическом - такие категории, как синонимия и антонимия (межсловные категории).

Лексические категории определяются на основе той или иной оппозиции, семантической или формальной. В зависимости от учета ПС или ПВ слова (или того и другого) ЛК можно разделить на три типа: 1) семантические (выделяемые на основе ПС, тождества, сходства семантики, смысла) - к ним относятся синонимия и антонимия, а также гипонимия и конверсия; 2) формальные (выделяемые на основе только ПВ, тождества формы) - омонимия; 3) формально-семантические (выделяемые на основе сходства ПВ и ПС) - это паронимия. По этому принципу можно построить определение каждой из ЛК:

Полисемия - это семантические отношения внутренне связанных семем, формально выраженные тождеством лексемы (ПС + ПВ +): ДОМ-1/ ДОМ-2.

Синонимия - это отношения тождественных (или близких) семем, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -): ГЛАЗА/ ОЧИ.

Антонимия - это отношения противопоставленных, но пересекающихся семем, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -) : ДА / НЕТ.

Гипонимия - это отношения родовидового включения, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -): ДОМ / СТРОЕНИЕ.

Паронимия - это отношения сходных, но не тождественных семем, формально выраженные сходными, но не тождественными лексемами (ПС + ПВ +): ФАКТ / ФАКТОР.

Конверсия - это семантически обратные отношения, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -): КУПЛЯ / ПРОДАЖА.

Омонимия - это отношения внутренне не связанных семем, формально выраженные тождественными лексемами (ПС - ПВ +): КЛЮЧ (1) / КЛЮЧ (2).

>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Тематические группы слов

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ

Теория А

Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (по-укр.: тематичні групи слів ): цветы - ромашки, фиалки, ландыши, сирень . Во всех этих словах есть одно общее понятие - цветок . Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.

Практика А

1. Вместо пропусков вставьте нужные по смыслу слова. Назовите эту тематическую группу слов.

Что только не коллекционируют* люди! Редкие книги коллекционируют... . Старинные и современные монеты собирают..., почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты интересуют..., ... колекционируй открытки, а... - всевозможные значки.

*Коллекционировать - собирать коллекцию. Коллекция - систематизированое собраниекаких-нибудь предметов.

Теория Б

Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».

Практика Б

2. Найдите в указанных словах названия рода и вида.

Липа, клён, дерево, ива, ель.

3. Найдите лишнее слово.

Увлечения - рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.

4. Прочитайте текст. Выпишите из него слово, обозначающее широкое родовое понятие, и выражение, обозначающее узкое видовое понятие.

Лиза - пятиклассница. Живёт она в Киеве. Как все ребята, учится в школе, любит побегать и поиграть. Но есть у неё увлечение, которому девочка отдаёт всё свободное время. Вместе со своим братом, третьеклассником Антоном, она увлекается росписью пасхальных яиц. В детстве они с бабушкой всегда к Пасхе красили яйца. Тогда Лиза поняла, что расписывание пасхальных яиц - целая наука.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Электронные издания бесплатно, планы-конспекты по русскому языку 5 класс, учебники и книги по всем предметам, разработка уроков русского языка, домашнее задание, русский язык тесты ответы


Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей