Биографии Характеристики Анализ

Выступление по русскому языку "Язык- душа народа!". Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11

Шабалина Наталия Николаевна

Вступление

Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн

Русский язык является необходимым предметам для любого ученика. Но, к тому же, этот предмет можно назвать сложными для восприятия. На уроках русского языка приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения.

С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя - сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным,занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост - это игра!

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Цель игровых технологий - приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии на уроках русского языка» . К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к учебной деятельности. Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке.

Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Игровые технологии я использую как в 5-6ых классах. Мне как учителю русского языка приходится почти каждый день решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Программа предусматривает 6 часов (5 класс) и 5 часов (7 класс) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну «великого и могучего» русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

Использовать игровые технологии можно не только в среднем звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

По определению, игра - это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Толковый словарь С.И. Ожегова).

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

Ø активизация познавательного интереса;

Ø развитие коммуникабельности;

Ø создание условий для творческого самовыражения;

Ø развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

Ø конструктивное общение в составе социальной группы;

Ø создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.

Игровые технологии - самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Ø в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Ø в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Ø как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

Ø в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Ø как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности : физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой методики : предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные, комнатные и др.

Игры можно классифицировать по-разному. Но на уроках я в основном использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций игр и их классификации. В первую очередь их следует разделять по задачам урока.

Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная лингвистическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Сейчас в эпоху «интернета» есть возможность обмена опытом с педагогами страны посредством различных педагогических сообществ. В таких сообществах учителя освещают свой опыт в различных направлениях и темах, предоставляют разработки уроков, мероприятий и много другого.

Так как данная тема мною ведется относительно недавно, в своей работе я использую материалы коллег с указанием авторства.

Хотелось бы и с вами поделится разработками, найденными в сети «Интернет» по данной тематике.

....

Вывод

Применение игровых технологий позволяет повысить у обучающихся интерес к предметам, как русский язык, развить в каждом такие личностные качества, как:

ü целеустремлённость,

ü сотрудничество,

ü умение приходить на помощь товарищу,

ü активность.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

На уроках русского языка можно создать условия для формирования познавательных действий учащихся. Например, используя приём составления ребусов или кроссвордов. Обучающиеся с большим интересом самостоятельно работают на уроке, демонстрируя затем свой предложенный вариант.

Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные самими обучающимися, помогут мне сделать урок русского языка интересным, а в преподавании этого непростого предмета внести разнообразие.

И закончить свою речь, хотелось бы словами Буслаева Ф.И. - «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания».

Выступление

на информационно-методическом совещании

учителей русского языка и литературы

Об изменениях в ЕГЭ-2015 по русскому языку

Тихонова Н.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№8 г.Нурлат РТ»

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2015

Несмотря на то, что в сегодняшнем виде ЕГЭ просуществовал всего лишь несколько лет, министр науки и образования Дмитрий Ливанов уже заявил, что изменения в ЕГЭ 2015 году- дело решенное, что выпускное тестирование будет усовершенствовано.

Минобразование приняло решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание единого государственного экзамена: По указанию Путина планируется ввести в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам. Сдача единого госэкзамена может растянуться на 2 года. Руководителями российского образования озвучены предложения сдавать ЕГЭ по русскому языку после 9 класса, когда фактически заканчивается изучение предмета. В этом случае логично перенести проект-сочинение и его защиту на 10 класс и считать его успешную сдачу допуском к остальным ЕГЭ

Другой, менее кардинальный, вариант - расширить часть «С» в экзамене по русскому языку. Официально заявлено, что обязательные предметы егэ в 2015 году (математика и русский язык) станут двухуровневыми. Чтобы иметь возможность поступить в технический вуз, выпускники будут сдавать математику на профильном уровне, а русский язык - на базовом. Гуманитарные ВУЗы, напротив, потребуют от абитуриента сертификат профильного экзамена по русскому и базового - по математике. Отработка технологии запланирована на 2014 год, а в 2015 двухуровневый экзамен станет повсеместной нормой.

Ещё одно новшество ЕГЭ 2015 года - планируют разрабатывать разные варианты КИМов для регионов с учётом разницы во времени. 19 февраля 2014 года на заседании коллегии Минобрнауки РФ обсуждался вопрос о возможности сдачи единого госэкзамена в течение всего учебного года в специально для этого открытых независимых центро

Об изменениях в демоверсии ЕГЭ-2015

Теперь тест состоит из 2 частей:

    часть 1 содержит 24 задания (без чёткого деления на уровень А и В),

    часть 2 - 1 задание под номером 25 (сочинение по прочитанному тексту).

ИСКЛЮЧИЛИ задания по таким разделам лингвистики, как словообразование , морфология ,синтаксис :

А4 (По­стро­е­ние предложения с деепричастием).
А6 (Замена придаточной части СПП причастным оборотом).
А7 (По­сле­до­ва­тель­ность предложений в тексте).
А9 (Грам­ма­ти­че­ская основа предложения).
А10 (Слож­ные предложения с раз­ны­ми видами связи).
А11 (Части речи).
А20 (Пунк­ту­а­ция перед союзом И в слож­но­со­чи­нен­ном предложении и пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами).
А24 (Знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном слож­ном предложении).

В1 (Ос­нов­ные способы словообразования).
В2 (Части речи).
В3 (Под­чи­ни­тель­ная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание).
В4 (Грам­ма­ти­че­ская основа предложения, дву­со­став­ные и од­но­со­став­ные предложения).
В5 (Про­стое осложненное предложение).
В6 (Слож­ное предложение).

Таким образом, количество тестовых заданий сократилось на 14 .

Если соотнести вопросы обновлённой версии с вопросами прошлогоднего теста, то получится такая картина:

задание № 1 соответствует заданию А27 (Смысл текста),
№ 2 - А8 (Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте),
№ 3 - А12 (Лек­си­че­ское зна­че­ние слова),
№ 4 - А1 (Орфоэпические нормы),
№ 5 - А2 (Употребление паронимов),
№ 6 - А3 (Образование форм слова),
№ 7 - А5 (Нарушение синтаксических норм),
№ 8 - А14 (Правописание гласной в корне),
№ 9 - А15 (Правописание приставок),
№ 10 - А17 (Пра­во­пи­са­ние суффиксов (кроме -Н-/-НН-)),
№ 11 - А16 (Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов при­ча­стий на­сто­я­ще­го времени),
№ 12 - А18 (Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ),
№ 13 - А19 (Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов),
№ 14 - А13 (Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах),
№ 15 - А23 (Знаки пре­пи­на­ния в про­стом предложении с од­но­род­ны­ми членами),
№ 16 - А21 (Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами),
№ 17 - А22 (Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями),
№ 18 - А25 (Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении с придаточным определительным),
№ 19 - А26 (Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи),
№ 20 - А28 (Соответствие высказывания содержанию текста),
№ 21 - А29 (Функционально-смысловые типы речи),
№ 22 - А30 (Лек­си­че­ское значение слова),
№ 23 - В7 (Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте),
№ 24 - В8 (Язы­ко­вые средства выразительности).

Задания 1-6, 8-13, 15, 20, 21, 24 имеют варианты ответа , но они не пронумерованы , поэтому вместо номера выбранного ответа выпускникам нужно будет грамотно написать сами слова.

Изменилось и количество вариантов ответа , их теперь не 4, как было раньше, а 5 .

Также количество ответов по указанным вопросам может быть более одного. Поэтому выпускники должны внимательно читать формулировку задания.

Вопросы под номерами 14, 16 - 19, 22, 23 представляют собой задания открытого типа, т.е. без указания возможных вариантов ответа.

Ответами к заданиям 14, 16 - 19, 23 являются числа .

Ответом к заданию 22 являются слова .

Значительно изменилась формулировка вопроса 7 , где теперь нужно установить соответствия.

Кроме того, в КИМах после каждого задания появилась строка для ответа .

Задание25 (сочинение) осталось без изменений .

Максимальный балл
, который можно набрать за всю экзаменационную работу , теперь 55 :

    22 балла за часть 1 (по 1 баллу за задания 1 - 6, 8 - 14, 16 - 23; 5 баллов за задание 7; 2 балла за задание 15; 4 балла за задание 24),

    23 балла за сочинение.

ВЫВОД:
1. изменилось количество частей и заданий;
2. изменён формат заданий;
3. изменён максимальный первичный балл.

Подготовьтесь к публичному выступлению.согласны ли вы с тезисом,который высказал В.Кожинов (упр. 385), или вы придерживаетесь иной точки зрения? К кому бы

вы обратились с этим публичным выступлением (к одноклассникам, младшим или старшим школьникам, к тем, кто любит или не любит песню, музыку)? Используйте самые различные доказательства (факты, примеры, ссылки на авторитет), но при этом не будьте категоричны(используйте вводные и вставные конструкции).каким призывом можно закончить ваше выступление?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РУССКИЙ ЯЗЫК:(

помогите годовая по русскому желательно все решить просто очень надо!

А1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1) служащие Родине;
2) разведанная геологами;
3) освещённая луной;
4) растаявшие льдины;

А2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
1) Рассеявший все сомнения и подозрения товарищ быстро удалился.
2) Убежавший от лисы заяц был счастлив.
3) Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
4) Хорошо вымытые стекла пропускали много света.
А3. В суффиксе какого страдательного причастия пишется Е?
1) невид_мый;
2) исправля_мый;
3) неслыш_мый;
4) движ_мый.
А4. Укажите причастие, которое пишется с не слитно.
1) картина (не)окончена;
2) еще (не)окрепший после болезни;
3) (не)крашеный забор;
4) письмо (не)отправлено.
А5. В суффиксе какого слова пишется одна буква Н?
1) вяза(н,нн)ые варежки;
2) подреза(н,нн)ые деревья;
3) завоева(н,нн)ые призы;
4) получе(н,нн)ое задание.
А6. Найдите словосочетание с деепричастием.
1) выкрашенный краской;
2) выкрасив краской;
3) выкрасить краской;
4) закрытый дома.
А7. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди спокойно плавали в озере.
3) Когда начал дуть сильный ветер, тайга ожила.
4) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
А8. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно.
1) (не)подготовив доклада;
2) (не)продумав маршрута;
3) (не)отрывая глаз;
4) (не)навидя ложь.
А9. Найдите словосочетание, в котором не с наречием пишется раздельно.
1) забрести (не)чаянно;
2) (не)подвижно сидеть;
3) вовсе (не)интересно;
4) приехать (не)ожиданно.
А10. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву а.
1) обидеть сгоряч_;
2) посмотреть влев_;
3) убежать направ_;
4) прятать испуганн_.
А11. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву о.
1) рассказать сбивчив_;
2) начать сначал_;
3) узнать издалек_;
4) замерзнуть досин_.
А12. Найдите слово, которое пишется через дефис.
1) шли (по)зимнему лесу;
2) (по)новому методу;
3) (по)русскому обычаю;
4) встретили (по)русски.
А13. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис.
1) точь-в-точь;
2) как-нибудь;
3) давным-давно;
4) как-будто.
А14. Найдите наречие, которое пишется без Ь.
1) наотмаш_;
2) проч_;
3) невтерпеж_;
4) навзнич_.
А15. Найдите предложение с сочинительным союзом.
1) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
2) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
3) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
4) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
А16. Найдите предложение с подчинительным союзом.
1) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
2) Лето – любимое всеми школьниками время года.
3) Пусть никогда не закончится этот вечер!
4) Надо же было так влипнуть!
А17. Найдите производный предлог.
1) около дома;
2) вместо товарища;
3) на том берегу;
4) из-за болезни.
А18. Найдите производный предлог, пишущийся слитно.
1) (в)виду дождя;
2) (в)продолжение года;
3) (на)встречу с другом;
4) идти след (в)след.
А19. Найдите предложение, в котором есть частица.
1) Задремал и услышал тихий голос.
2) Смотрит – никого.
3) И надобно ж беде случиться!
4) Он глядит и видит русалочку на ветвях.
А20. В каком случае пишется частица НЕ?
1) н_ жив н_мертв;
2) н_ свет н_ заря;
3) отнюдь н_ хорошо;
4) н_ пуха н_ пера.
А21. Укажите слово, которое пишется раздельно.
1) разговаривать(то) умеешь;
2) как(будто) слышал;
3) откуда(либо) узнает;
4) пойди(ка) за соком.

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте

подготовьтесь к публичному выступлению согласны ли вы с тезисом который высказал кожинов или вы придерживаетесь иной точки зрения?к кому бы вы

обратились с этим публичным выступлением?используйте самые различные доказательства,но при этом будьте категоричны.каким призывом можно закончить ваше выступление?(песня-это именно абсолютно необходимое явление духовного бытия России)

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ПО РУССКОМУ 8 КЛАСС! очень надо,буду благодарна;3 1. Укажите неверные утверждения.

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.
Е. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3. В каком примере нужно обособить одиночное определение?
А. Власть над землей вам молодым дана.
Б. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
В. Испытанная мною тревога разогнала мой сон.
Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.
Б. Писала мать учительница из небольшого волжского городка и сестра из Москвы.
В. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.
Г. И он несравненный художник был против искусства как господской эгоистической забавы.
Д. В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий.
Е. Наш повар Климов заболел.

6. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
А. Он медлит с ответом мечтатель-хохол.
Б. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
В. Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже.
Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.
Д. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
Е. Мой друг лучший ученик по русскому языку примет участие в городской олимпиаде.

7. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г. Куда ты бежишь как на пожар?
Д. Как сейчас помню это было в самом начале июня 1999 года.
Е. Это звучит совсем как правда.

8. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки.
А. Лето я как обычно я провожу на даче
Б. После такой стирки кофточка была мягкой, как пух.
В. Дожди начнутся в сентябре как обычно.
Г. Все знают Петрова как хорошего слесаря.

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой — 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А. В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, — один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: «Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством». Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, «готовился всю жизнь». Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее «экспромтом».

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух— трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель — информировать слушателей, т. е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря — сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, — оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т. д.) предыдущего, т. е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т. п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное — однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория — молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой — крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже — чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

Следующий этап — работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т. е. ее композиционно-стилистическое оформление. Текст речи может быть написан или «составлен в уме» на основе проработанных материалов, прошлых текстов или прошлого опыта. При подготовке выступления можно написать его полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Это зависит от привычки выступающего, его опыта, знаний и т. д. Вот мнение известного судебного деятеля П. С. Пороховщикова (П. Сергеича).из книги «Искусство речи на суде». Он утверждал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке<...>.

Остерегайтесь импровизации.

Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.

Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе.

Лучшего не будет в нашей речи. Импровизаторы, говорит Квинтилиан, хотят казаться умными перед дураками, но вместо того оказываются дураками перед умными людьми.

Наконец, имейте в виду, что и крылатый конь может изменить.

Люди, знающие и требовательные, и в древности, и теперь утверждают, что речь судебного оратора должна быть написана от начала до конца. Спасович, Пассовер, Андреевский — это внушительные голоса, не говоря уже о Цицероне.

Но если это не всегда бывает возможно, то во всяком случае речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого и эти части соединены между собой в общее неуязвимое целое. Вы должны достигнуть неуязвимости, иначе вы не исполнили своего долга».

Как видим, начав с категорического утверждения о необходимости писать полный текст речи, П. С. Пороховщиков заканчивает тем, что можно ограничиться «подробным логическим рассуждением», то есть чем-то вроде конспекта. Известно, что многие ораторы пишут именно конспекты, а не полный текст. Например, К. А. Тимирязев составлял сначала краткий план, расширял его до подробного, затем на его основе писал конспект, который неоднократно переписывал, уточняя расположение материала и формулировки. Но есть и другие суждения по этому поводу. Так, известный судебный деятель А. Ф. Кони в статье «Приемы и задачи прокуратуры (Из воспоминаний судебного деятеля)» рассказывает, что речей своих он никогда не писал. Раза два пробовал набросать вступление, но убедился в бесплодности этого: судебное следствие дает такие житейские краски и так перемещает центр тяжести измерения, что даже несколько слов вступления «оказываются вовсе не той увертюрой, выражаясь музыкальным языком, с которой должна бы начинаться речь». И далее он продолжает: «Самую сущность речи я никогда не писал и даже не излагал, в виде конспекта, отмечая лишь для памяти отдельные мысли и соображения, приходившие мне в голову<...> и набрасывая схему речи, перед самим ее произнесением, отдельными словами или условными знаками<...>. Я всегда чувствовал, что заранее написанная речь должна стеснять оратора, связывать свободу распоряжения материалом и смущать мыслью, что что-то забыто или пропущено». Такое отношение к речи, то есть составление схемы, плана, позволяют себе только опытные, одаренные ораторы. Это зависит также от длительности речи, ее рода и вида.

Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явления. К ним предъявляются также требования актуальности и убедительности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей слушателей. При подготовке к выступлению необходимо работать с разными источниками.

Параллельно идет работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей речи. Каким же должен быть язык выступления? Конечно, грамотным с литературной точки зрения, эмоциональным; нарушение литературной нормы и ее сухость снижают действенность речи.

Яркую и содержательную характеристику стилю речи дал известный судебный деятель прошлого века К. Л. Луцкий. Хотя говорил он о судебном красноречии, его слова с полным правом можно отнести к любому выступлению: «Речь судебного оратора не без основания можно сравнить с глиной в руках скульптора, принимающей по его желанию самые разнообразные формы. Подобно глине у скульптора, речь может быть мягка и податлива, тверда и упруга и заключать в себе самые совершенные образы, надо лишь уметь открывать их в ней и знать, как ими воспользоваться. Великая тайна прекрасного в речи заключена в ее стиле<...> „Мы слушаем, — говорит Расин, — только постольку, поскольку то нравится нашим ушам и воображению благодаря очарованию стиля“. Поэтому Цицерон и считал, что нет красноречия, где нет очарования, и Аристотель учил очаровывать слушателей: те, кто охотно слушают, лучше понимают и легче верят. Главное очарование стиля заключается в гармонии речи, той гармонии, которая вызывает представление о соразмерности в повышении и падении, благородстве и изяществе, величии и мягкости, и которая есть результат порядка, распределения и пропорциональности слов, фраз и периодов и всех составляющих судебную речь частей. Из такого рода пропорциональности, распределения и порядка вытекает так называемая ораторская соразмерность, представляющая мудрый и сложный ораторский механизм, столь необходимый, что без него не существовало бы в красноречии ни движения, ни силы. Механизм этот зависит, главным образом, от выбора слов и их последовательности в речи<...>. В них звучит то грубость и мягкость, то тяжесть и легкость, то быстрота и медленность. И различие это должно непременно приниматься оратором во внимание при выборе слов».

Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, — репетиция. Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. Полезно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичной речи темп (примерно две минуты — одна машинописная страница). Можно произнести текст либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше — вслух и перед зеркалом, чтобы видеть выражение своего лица и жесты, которые будут сопровождать речь.

На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо обратить на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию — образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Ведь неверное произношение и особенно неправильное ударение снижают доверие аудитории к оратору, подрывают его авторитет, вынуждают скептически относиться к словам, которые произносятся с трибуны. «Чему может научить меня человек, который не владеет образцовой речью?» — думают многие слушатели.

Следует обратить внимание и на дикцию — ясное, четкое, «чистое» произношение звуков, на интенсивность, т. е. силу или слабость произнесения, связанную с усилением или ослаблением выдыхания (например, разная по интенсивности речь будет в комнатной обстановке и в большой аудитории). Безусловно, имеет значение интонация, т. е. ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения. К интонации относится и темп — скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи.

Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение высокообразованных, культурных, «знающих» людей, владеющих правильной литературной речью, в речь опытных ведущих телевидения и радио, наконец, необходимо специально изучать нормы, пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее.

Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение текста не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей (а не на бумажки) и следит за их реакцией. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободного выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. После завершения речи могут быть заданы вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т. д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению.

Кстати, провал ораторов, читающих текст «по бумажке», во многом объясняется тем, что речь их становится быстрой, монотонной и утомляет слушателей. Подобные «чтецы» не умеют имитировать устную речь при чтении текста, а это очень важно.

Приведем несколько воспоминаний о выступлениях мастеров устного слова. У каждого из них своя манера речи.

Кандидат технических наук И. И. Голованова пишет о выступлениях А. Л. Чижевского, известного биолога: «Чижевский не очень задумывался над тем, как начать свое выступление. «Вот я сегодня вам расскажу...» — были нередко первые его слова. И затем приводился какой-либо факт или общее положение. Он как бы отталкивался от него, бросаясь в самую стихию слова. Цепочка суждений и попутных умозаключений сопровождалась замечаниями, не, только усиливающими интерес, но и делающими его все более напряженным.

Он не обременял себя заимствованиями приемов и методических указаний, о которых мог прочитать в книгах (хотя волшебная сила слова занимала его с юношеских лет, он жадно тянулся к трудам филологов-классиков, знаменитых педагогов, писателей, раскрывающих «технологию» своего творчества). Не любил стоять за кафедрой, свободнее чувствовал себя рядом, впереди или в стороне от нее — так, чтобы не было искусственного рубежа между ним и слушателями. Не заботился о том, как звучит его речь, как он сам выглядит. Раскованность, естественность в слове и движении были так характерны для его выступлений! Выразительный, светящийся доброжелательностью взор, свободная мимика, подчеркивающая смысл сказанного, — вот и все. Внимание было сосредоточено на том, чтобы довести мысль до сознания каждого из внимавших<...>.

Его выступления были неповторимы, и вместе с тем в каждом налицо была явная устойчивость определенных навыков. Это приобретается лишь в результате систематических занятий. Четкая дикция, правильная артикуляция, звучный голос, разнообразие интонаций, в меру нарастающий темп, совершенное отсутствие грамматических погрешностей — все это само по себе создавало весьма благоприятное впечатление. Добавим еще воодушевление, уверенность в себе, лишенную всякой натянутости осанку, эмоциональную окраску речи, сдержанную жестикуляцию — в той степени, в какой она служила неназойливым внешним воплощением творческих усилий облегчить восприятие речи. И сама речь — взаимное общение, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливались к слушателям, не опускаясь, а подтягивая их до своего уровня«.

Вот как характеризует историк В. О. Ключевский, блестящий лектор XIX века, манеру выступления историка С. М. Соловьева: «Он именно говорил, а не читал, и говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками, и его было легко записывать, так что я, по поручению курса составлявший его лекции, как борзописец, мог записывать его чтения слово в слово без всяких стенографических приспособлений. Сначала нас смущали эти вечно закрытые глаза на кафедре, и мы даже не верили своему наблюдению, подозревая в этих опущенных ресницах только особую манеру смотреть; но много после на мой вопрос об этом он признался, что действительно никогда не видел студента в своей аудитории.

При отрывистом произношении речь Соловьева не была отрывиста по своему складу, текла ровно и плавно, пространными периодами с придаточными предложениями, обильными эпитетами и пояснительными синонимами. В ней не было фраз: казалось, лектор говорил первыми словами, ему попавшимися. Но нельзя сказать, чтобы он говорил совсем просто: в ere импровизации постоянно слышалась ораторская струнка; тон речи всегда был несколько приподнят<...>. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размышляющий вслух в своем кабинете. Вслушиваясь в это, как бы сказать, говорящее размышление, мы старались ухватиться за нить развиваемых перед нами мыслей и не замечали слов. Я бы назвал такое изложение прозрачным. Оттого, вероятно, и слушалось так легко: лекция Соловьева далеко не была для нас развлечением, но мы выходили из его аудитории без чувства утомления<...>.

У Соловьева легкость речи происходила от ясности мысли<...> Гармония мысли и слова — это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя».

Известный судебный деятель К. К. Арсеньев писал о выступлениях А. Ф. Кони: «Какою бы точностью ни отличалась передача речи, как бы хорошо ни сохранилась при переходе в печать мысль оратора и даже словесная ее оболочка, многое теряется при этом переходе непоправимо и бесследно. Для читателей оратор никогда не может быть тем самым, чем он был для слушателей. Кто слышал А. Ф. Кони, тот знает, что отличительное свойство его живой речи — полнейшая гармония между содержанием и формой. Спокойствием, которым проникнута его аргументация, дышит и его ораторская манера. Он говорит негромко, нескоро, редко повышая голос, но постоянно меняя тон, свободно приспосабливающийся ко всем оттенкам мысли и чувства. Он почти не делает жестов; движение сосредоточивается у него в чертах лица. Он не колеблется в выборе выражений; не останавливается в нерешительности, не уклоняется в сторону; слово всецело находится в его власти. Не знаем, в какой мере он подготовляет свои речи заранее, в какой — полагается, на вдохновение минуты. Несомненно в наших глазах одно: ему вполне доступна импровизация, так как иначе его реплики заметно уступали бы его первоначальным речам, — а этого нет на самом деле... Глубоко обдуманная и мастерски построенная его речь всегда полна движения и жизни. Ею можно любоваться как произведением искусства — и вместе с тем ее можно изучать как образец обвинительной техники».

Как мы видели, существуют общие принципы подготовки и произнесения речи. И все-таки каждая речь — это проявление индивидуальности, чем крупнее фигура оратора, тем ярче проявляется эта индивидуальность. Конечно, имеются в виду не внешнее экстравагантное поведение и не бездумное манипулирование языком, а взвешенный подход и к своему поведению на трибуне, и к использованию слова.

Еще древние мыслители считали, что красноречие истинного оратора должно служить высоким и благородным целям борьбы за общее преуспевание, за настоящую справедливость и законность, за созидательную деятельность. И здесь можно вспомнить слова известного римского теоретика и практика ораторского искусства Марка Фабия Квинтилиана: «Оратор, которого мы воспитываем, оратор совершенный, который не может быть никем иным, кроме как добрым человеком, и потому мы требуем от него не одного только отменного дара речи, но и всех нравственных качеств души. Ибо тот муж — истинный гражданин, способный управлять общественными и личными делами, который может направлять граждан советами, укреплять законами, улучшать здравыми суждениями, будет, конечно, не кто иной, как оратор».

Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева — М., 1999