Биографии Характеристики Анализ

Как провести интересный урок? Как проводить открытый урок. Наши школьные будни

Как часто мы сталкиваемся с проблемой, как интересно и необыкновенно начать урок?! Ведь известно, что "хорошее начало урока - это половина его успеха". Каждому из нас необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи. Известные американские педагоги и тренеры Гордо Драйден и Джаннет Вос в своей книге "Революция в обучении" пишут о том, что существующую модель обучения необходимо заменить на индивидуальный подход к обучению каждого ученика. Она должна базироваться на принципах: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Главное задание, которое стоит перед обществом XXI столетия - научить их учиться и мыслить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы. Джаннет Вос пишет: "Обучение должно быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще одно должно охватывать релаксацию, действия, стимулы, эмоции и удовлетворение".

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Новизна: - в интеграции хорошо знакомых элементов педагогических методик и приёмов, что в целом формирует интересный, эффективный подход.

Оптимальные условия обучения

Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.

Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать "Четыре времени года" Вивальди, "Музыка на воде" Генделя и т.п.

Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации

Удивляй. Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдёт, если:?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.

Например.

- "Что было бы, если бы в 1920 г победили "белые", а не красные?".

- "Что было бы, если бы Россия не вступила в "Антанту" и не воевала бы в Первую Мировую войну?" и т.д.

Отсрочка отгадки

В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример:

"Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты повторяли византийские образцы. Но единственным непохожим элементом храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси - форму "луковицы". Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов?"

(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Пример. Рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси. Универсальный подход - написать фантастический рассказ ("Один день из жизни феодала", "Один день из жизни средневекового рыцаря" и т.д.), эссе, стихи, используя знания из предмета.

Кроссворды.

Можно предложить такие работы:

  1. Разгадать кроссворд.
  2. Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Читаем!

Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.

Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.

(Стихотворение к теме "Годы застоя" (1964-1985 год))

а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?

(Своего отца).

б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.

(Александр согласен был состязаться только с царями .)

в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, "скромно" ответил: "Мне будет достаточно:" Чего?

("Азии", по другой версии - "надежды". Многие его друзья отказались от подарков, вдохновленные его ответом и желая походить на полководца).

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.

Возможно ли стать идеальным учителем? Таким, которому больше нечего добавить к своей методике, чтобы сделать её ещё лучше? Наш ответ однозначен: нет, это невозможно. Потому что лучший педагог всегда будет стремиться учиться и развиваться до бесконечности, не пренебрегая опытом коллег, ведь, как известно, non est terminus - «Нет предела совершенству». Здесь мы расскажем о таком инструменте профессионального развития преподавателя, как открытые уроки.

В сознании учителей понятие «открытый урок» превратили в проверку знаний, некоторый элемент контроля. Поэтому воспринимается данный вид активности негативно, «к нам едет ревизор». После подобных уроков ожидается либо наказание, либо (крайне редко) - поощрение; к этим урокам готовятся, стараясь показать на них что-то особенное.

Но открытый урок должен представлять из себя обычное занятие, которое учителя каждый день проводят со своими учениками, просто на такой урок может прийти любой другой педагог, чтобы посмотреть, как работает коллега.

Никакой отдельной подготовки не требуется: нужно вести урок так же, как обычно, а гость (или гости) не будет потом ни наказывать, ни поощрять - он просто поделится своим впечатлением и даст педагогу возможность взглянуть на себя со стороны, получить ценные советы. После каждого урока гости проводят беседу, на которой рассказывают о своих впечатлениях, о том, что можно было бы добавить, чтобы сделать занятие ещё лучше, а от чего стоило бы отказаться.

Что необходимо для качественного и эффективного открытого урока

Желательно, чтобы на открытом уроке присутствовали два гостя. Большее количество людей будет негативно действовать на учеников, они станут вести себя не так, как обычно: замыкаться, бояться отвечать на вопросы, что может помешать естественному течению занятия. Но почему тогда не один человек? Потому что мнение двоих более объективно и взвешенно. Ведь после открытого урока должен состояться его разбор, на котором гости укажут педагогу, у которого они побывали, опорные точки для дальнейшего самосовершенствования.

Крайне важно проводить запись открытого урока (на веб-камеру, планшет, ноутбук или телефон - главное, чтобы на записи учителя было хорошо видно и слышно). Видео нужно для того, чтобы до разбора показать его педагогу, который провёл урок. Это даст ему возможность посмотреть на самого себя (о пользе подобного анализа мы уже говорили ), а обсуждение гостям открытого урока следует начинать с вопросов о том, что думает сам учитель о своём занятии: какие он увидел плюсы и минусы? Что ему хотелось бы изменить?

После каждого открытого урока проводится его разбор. Это должно произойти в течение недели, пока все впечатления ещё свежие. Сначала оба гостя должны обсудить данный урок между собой, сделав следующее резюме:

  • два плюса урока, которые необходимо сохранить,
  • два минуса, которые стоит исправить до следующего открытого урока,
  • оценка (по желанию). Можно ставить оценку за урок, руководствуясь, к примеру, 5-балльной шкалой, где 5 - недостижимый идеал, а 1 - абсолютно неподготовленный и скучный урок. Оценки помогают более тщательно отслеживать собственный прогресс.

На разборе не только гостям стоит высказывать своё мнение: очень важно, чтобы учитель подверг себя самоанализу. Поэтому большую часть разбора должен говорить он сам, а гости лишь должны своими вопросами направлять его в нужное русло. Намного лучше, если моменты к улучшению будут вынесены как будто самостоятельно: психологически проще следовать своим собственным рекомендациям, подкреплённым чужим мнением, чем просто выслушивать, что плохо, а что хорошо.

На что нужно обращать внимание во время открытого урока?

Тайминг. Укладывается ли преподаватель в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот - даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам учитель медлит или торопится?

Атмосфера. Какая обстановка на уроке? Хотят ли ученики беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли учитель школьников в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком уроке?

Знание материала и подготовка к уроку. Способен ли учитель ответить на каждый вопрос из класса? Рассказывает лишь то, что прописано в учебнике, или даёт материал шире и интереснее?

Рациональность. Насколько преподаватель логично и продуманно даёт материал? Насколько этот конкретный урок встроен во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данный урок, что из него должны извлечь ученики?

Отдельно хотелось бы отметить следующие нюансы: гостями на уроке могут быть любые коллеги учителя. Почему бы на урок математики не прийти историку и химику? Возможно, они не смогут заметить, если педагог не так хорошо подготовил материал, но атмосферу, отношения с учениками, тайминг и прочее у них оценить точно получится. От урока к уроку гости могут меняться, одна из целей этой активности - чтобы учителя делились опытом, смотрели друг на друга.

Наблюдая, анализируя и обсуждая, можно за короткое время очень сильно поднять уровень преподавания.

Педагогу стоит представить ученикам гостей (если, конечно, ученики ещё не знакомы с этими преподавателями), объяснить, что это просто такая добрая традиция - ходить в гости, вот и в школе мы теперь так будем поступать, постараться сделать так, чтобы ученики не стали замыкаться в присутствии других людей.

В компании MAXIMUM каждый учитель должен провести за год пять открытых уроков. Педагоги любят ходить друг к другу в гости и признаются, что такие занятия помогают «держать себя в форме». Это подтверждают и оценки, которые ученики ставят своим преподавателям во время регулярных опросов. Опросы учеников, кстати, тоже очень полезный элемент мотивации в работе над собой. Но это уже тема для отдельной статьи.

В оформлении статьи использована фотография пользователя

Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45-90 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения.
Преподаватель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения студентами знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано.
И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах:

  1. с точки зрения достижения методической цели;
  2. с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же группой. Рекомендуется сообщить студентам о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы колледжа. Нельзя проводить с одной группой в один день несколько открытых уроков.Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенным обучающимися под руководством преподавателя.

К подготовке и проведению открытых занятий предъявляется ряд требований

Планирование открытого урока

В конце учебного года на заседании ПЦК проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых уроков.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями.В структурном отношении открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности обучающихся.
Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.
Например: Методическая цель открытого урока - показать коллегам методику лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).
Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Определить основную дидактическую цель урока - значит установить, чему в основном он будет посвящен - изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов:
Каждый тип уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Виды уроков

Урок изучения нового:
лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.
Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний:
практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний:
практическое занятие, лабораторная работа, семинар
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний:
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний:
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основные этапы подготовки и проведения открытого урока

Выбор темы открытого урока преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия:

  • продемонстрировать использование компьютерных технологий на уроке,
  • продемонстрировать использование технологий визуализации,
  • показать возможности использования диалектического способа обучения и т.д.

Выбор группы

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая. При проведении открытого урока, следует учитывать "публику" урока.

Составление плана урока

Классический план урока состоит из 3-х частей:
Вступительная, Основная и Заключительная:
Вступительная (или вводная)часть необходима, чтобы добиться внимания обучающихся.
С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.
Во второй Основной части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.
Третья часть Заключительная .
Служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (с обоснованием).
К открытому занятию необходимо составить план занятия – технологическую карту урока с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок).
План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.
Примерная форма технологической карты урока
№ п/п Этапы урока Дидактическая цель Метод обучения Методическое обеспечение Деятельность преподавателя Деятельность студентов

Драматургия открытого урока

Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии.
Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, железно просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальная разрядка. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление. (Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Удивить – значит победить!»)

Оформление материалов открытого урока

На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

  • календарно-тематический план;
  • план учебного занятия;
  • конспект лекции;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический, раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • комплект видеоматериалов для ТСО;
  • варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы

Оформляется методическая разработка открытого занятия.
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать:

  • пояснительную записку,
  • структуру урока,
  • подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  • список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Общий объем методической разработки урока должен составлять не менее 10 листов компьютерного текста.
  2. Шрифт методической разработки TimesNewRoman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
  5. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям рекомендаций.
Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ПЦК и утверждения зам. директора по УР (УПР, ВР) сдается в методический кабинет.

Анализ открытого урока

«Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - то истинно велик!»
(Пьер Гренгор)

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения.
Организует обсуждение методист колледжа.
Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.
Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • преподаватель, проводивший открытое занятие;
  • приглашенные преподаватели;
  • руководитель ПЦК;
  • заместитель директора по УР, УПР, ВР, методист.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие.
Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала.
Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.
Выступающие преподаватели должны разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники.
Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя.
В заключении выступают заместитель директора по УР, УПР, ВР и методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.
Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).
Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы студенты боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать аудиторию.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Каждый урок должен вызывать у студента заинтересованность.

Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

Безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

Отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Для проведения увлекательного урока используйте различную технику.

Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость обучающихся или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых преподаватель должен уметь быстро и грамотно находить выход.

Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов!

Стимулируйте постоянную активность студентов. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.

Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме. Удивляйте своих студентов и не переставайте удивляться вместе с ними!

Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.

Тематические игры сделают урок интересным в любом возрасте. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

Стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

С.А. Карагод, методист

Как провести интересный урок

Необходимо стремиться сделать уроки интересными. Ведь урок - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и иинтеллектуального роста ученика. На каждом из них рождается будоражащие детское сознание мысль и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными, будут секунды, минуты, часы и годы, проведённые за школьной партой зависит от стараний учителя.

Анатоль Франс очень тонко подметил важность необыкновенной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребёнка заинтересованность. Да-да, именно каждый. В этом случае эффективность школьного образования повышается, а новый материал усваивается легко. Попытаюсь рассказать, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

Планировать урок необходимо с учётом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиями в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

Поставьте себя на место ребёнка, не ограничивайте полёт фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно. Всегда нужно помнить, что отличное начало урока - залог успеха! Начинать занятие следует активно (можно с небольшого сюрприза), чётко формулировать задачи, проверить домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

Интересный урок всегда разбит на чёткие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не стоит обрушивать порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходить от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть урока не должна быть затянута (в среднем до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

Для проведения увлектельного урока использовать различную технику. С помощью комьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый так и традиционный урок по любой дисциплине.

На уроке следует проявлять гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе нужно иметь в запасе простые и забавные задания (лучше в игровой форме).

Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Очень просто - не стоит бояться ломать стереотипы. Не выполнять работу за учеников, чтобы «помочь» им. Стимулировать постоянную активность школьников. Давать простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекать из каждого занятия максимальную ползу. Люблю использовать такой приём, как работа в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнёрства. Эту форму работы часто использую для проведения открытых уроков.

Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищу и нахожу необычные и удивиельные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляю своих учеников и не перестаю удивляться вместе сними!

Создала и постоянно поплняю собственную методическую копилку, где накапливаются наиболее удачные, интересные и увлекательные формы работы.

Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринуждённую и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания.

В центре внимания - личность учителя

Не секрет, что внередко интерес к предмету формируется у ребят, благодаря яркой личности педагога, который его преподаёт. Что для этого необходимо?

Усталость, неприятности, заботы следует оставить за порогом школы! Необходимо открыться для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных. Вести себя следует нестандартно, иногда выходить за привычные рамки, - ведь личность учителя и его поведение крайне важны. Стараюсь приводить больше примеров из личного опыта, потому что педагог - это творческий человек и неординарная личность, а дети, яркие жизненные примеры запоминают намного лучше, чем выдуманные.

Надеюсь,что эти рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личномуи профессиональному совершенствованию - основа успешной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

В школах и колледжах преподаватели разного уровня, помимо простых уроков, проводят еще и открытые. Хочется выделиться и показать свое мастерство, а также знания своих учеников. Чтобы показать мастер-класс, важно знать, как провести открытый урок правильно.

Педагог должен провести традиционный урок, где будет происходить изучение новой темы и систематизация уже ранее полученных знаний. Как проводить открытый урок, знают учителя с большим стажем и долгими годами работы в учебном заведении, ведь они проводили их уже неоднократно. Поэтому вы можете посоветоваться с коллегами. Кроме того, вам поможет наша статья. Сейчас мы обсудим, как правильно провести открытый урок, что для этого нужно. Очень важно заинтересовать учащихся на таком уроке, чтобы не только комиссия увидела ваш уровень, но и ученики получили достаточное количество знаний и удовольствие от обучения.

Проведение открытого урока

Начало урока

Итак, в первую очередь вы должны правильно организовать начало вашего урока. Момент проведения открытого урока начитается с приветствия. Далее по плану следует проверить домашнее задание. Что касается этого, то в первую очередь ученики должны рассказать о действиях, которые они применяли при его выполнении. Далее можно провести устный опрос, чтобы понять, насколько точно ученики усвоили все определения и термины. В этом задании нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка и его подход к работе.

Новая тема

Далее учитель рассказывает новый материал. Сначала нужно ознакомить учащихся с целями и задачами предстоящего урока. После этого учитель должен перейти к непосредственно ознакомлению учащихся с новым материалом. Следует подробно изучить новый вопрос. Преподавателю следует заинтересовать учеников, чтобы урок прошел максимально полезно. Чтобы плавно перейти от проверки домашнего задания к новой теме, можно заранее дать задание любому из учеников. Например, пусть он подготовит доклад по определенному вопросу. Другие ученики во время выступления докладчика записывают главные моменты в тетрадь, а также задают вопросы. Таким образом они развивают свои информационные и коммуникативные умения. А умение учеников выделять главные нюансы из материла, когда читается доклад, является залогом хорошего восприятия нового материала. Таким образом проходит подготовка к будущему единому государственному экзамену. Еще у учащихся появляется шанс исправить свои оценки.

Но вы можете сами полностью раскрыть новый материал. Однако делать это нужно так, чтобы ученики не заскучали, а наоборот, были активно вовлечены в работу. Для этого, рассказывая новый материал, делайте акценты на наиболее значимых моментах, повторяйте их, просите учеников зафиксировать их в тетрадях. Теоретический материал обязательно нужно разбавлять практическими заданиями. Рассказали что-то новое — закрепите на практике. Так гораздо легче и полезнее, нежели чем сначала рассказать всю теорию, а потом приступить к разным практическим заданиям.

Очень интересен метод обучения, когда ученики разрабатывают тему вместе со своим учителем. Создается план, обсуждается предметный материал. После этого преподаватель предлагает изучить новый материал по созданной схеме, а на дом задается работа с учебниками.

Конец урока

В конце вы подводите итоги вашего урока. Делаете выводы, спрашиваете у учеников, что они усвоили нового для себя по данной теме. Можно провести небольшой устный опрос по новому материалу.

Один из важных моментов - домашнее задание (работа на дому), которое учитель задает ученикам для лучшего усвоения программы. Задания на дом должны быть разнообразными, но их не должно быть слишком много.